Как определить прогоревший клапан
Перейти к содержимому

Как определить прогоревший клапан

  • автор:

Как определить прогорел клапан в двигателе?

Многие автолюбители сталкиваются с проблемой прогара клапана, но точно определить без снятия головки не могут. Подскажу самый простой способ определения прогара клапана.

Все начинается с того что двигатель начинает троить но эта болячка может быть связанна с кучей причин, сейчас рассмотрим прогар клапана.

Прежде надо определить какой цилиндр не работает, это можно сделать старым и проверенным способом, запустите двигатель и пусть он работает на холостых оборотах, начинайте сдергивать поочередно колпачки со свечей, если сдернули колпачок со свечи и двигатель изменил свои обороты (стал крутиться медленней или глохнет) значит этот цилиндр работает. Если при сдергивании колпачка со свечи двигатель как крутился так и крутится или слегка изменил свои обороты значит этот цилиндр не работает и надо выяснить причину отказа.

Прогоревший Жигулевский клапан Прогоревший Жигулевский клапан

Фото. Прогоревший Жигулевский клапан.

Первая причина когда троит двигатель, отказ свечи, выкрутите свечу и замените ее на другую, а лучше просто поменять местами свечи, с рабочего цилиндра поставить на нерабочий а с нерабочего поставить на рабочий и запустить двигатель. Если двигатель завелся и работает как и раньше то свеча не причем, а если перестал работать другой цилиндр (это также проверяется сдергиванием колпачков со свечей) а нерабочий заработал то вам повезло надо просто заменить испорченную свечу.

Если замена свечи не помогла проверти идет ли искра на нее, оденьте свечу в колпачок положите ее на двигатель и погоняйте стартером двигатель если искра есть значит с трамблером все хорошо, если нет то виновата скорей всего крышка трамблера, бегунок или кулачек, но это тема для другого объяснения.

Так свечи проверили искра есть, значит зажигание работает.

Остаются две причины; прогар клапана, или поломка поршня (залегание поршневых колец, поломка поршневых колец, поломка перегородок поршня).

Сейчас и разберемся какая причина, прогар клапана или поломка поршня.

Обычно многие мотористы начинают замерять компрессию в цилиндрах, и если плохая компрессия в цилиндре дают заключение прогара клапана, ЭТО НЕ ВСЕГДА ВЕРНО. Дело все в том что компрессия в двигателе может падать как из за прогоревшего клапана, так и из за поломки поршневых колец, эту причину можно определить и без замера компрессии в цилиндре.

Признак прогара клапана, свеча сухая без масляного налета, с сапуна идет воздух или слегка заметный дым, плотность дыма зависит от износа поршневой группы.

Признак поломки поршня, свеча в масле, с сапуна идет сизый дым. Но бывает что свеча сухая слегка закопченная, ориентируйтесь по сапуну, если из сапуна валит дым это поломка в поршне поршневых колец, или залегание поршневых колец.

Если с сапуна вылетает масло, и нет дыма это поломка в поршне перегородок между колец.

Отталкиваясь от этих признаков, сможете на 99% определить, прочему троит двигатель, от прогара клапана, или поломки поршня.

Есть еще один очень старый способ определения прогара клапана. Для этого нужен измеритель компрессии в цилиндре, замерьте компрессию в цилиндре. Затем влейте в цилиндр шприц масла, опять замерьте компрессию. Если компрессия поднимется, значит поломка поршня, если компрессия не увеличится значит прогар клапана.

Прогар клапана на ВАЗ

Покажу пример определения прогара клапана на ВАЗ 2105 с двигателем ВАЗ 2103.

На фото ниже показан двигатель, в котором определяю прогар клапана по описанной выше методике.

На движке не работает четвертый цилиндр (определил одергиванием колпаков со свечей).

Обратите внимание фото разделено на два снимка. Верхний снимок, двигатель работает, снят патрубок с сапуна, дыма нет, признак целой поршневой группы. Нижний снимок, патрубок сапуна спущен в низ, а кастрюля воздушного фильтра в месте соединения патрубка заткнута тряпкой, хозяин машины мужичек в возрасте. Конечно, по экологии это не положено, но он специально убрал сапун от воздушного фильтра, чтобы газы что выходят с сапуна не коптили карбюратор, и движок работал только на чистом воздухе.

Фото. Двигателя в котором определяем прогар клапана

Выкручиваю свечу с четвертого цилиндра, цвет контактов свечи говорит что свеча работает, мало того двигатель хорошо настроен, так как коричневый цвет свечи говорит что рабочая смесь в норме, не беднит, не богатит. Даже не стал менять свечу, все ясно, прогар клапана.

Но, такой же признак может быть и в контактном зажигании, все дело в том что контакты по мере износа кулачка могут почти не раскрываться, это тоже даст троение двигателя но обычно в этот момент свеча немного закопченная. Также работая на холостых движок может моментами подхватывать и переставать троить. Поэтому обязательно проверьте есть ли зазор в кантатах трамблера. Также может испортиться подшипник трамблера, признак если покачать контакты они начинают сильно болтаться в стороны, меняйте подшипник трамблера или купите новый трамблер. Поэтому если трот двигатель, первым делом посмотрите как раскрываются контакты в трамблере. Еще признак очень маленького зазора в контактах, двигатель стал плохо заводиться особенно по утрам и троит с разными интервалами. Когда прогорел клапан, двигатель троит в одном ритме.

Фото. Свеча с неработающего цилиндра, но сама свеча рабочая без признаков неисправности.

Ниже на фото прогоревший клапан, его заменил на новый, а все остальные просто притер. Если меняете хоть один клапан, не ленитесь, притрите все остальные, и замените сальники клапанов на новые. Тогда эта головка поработает еще очень долго.

Фото. Прогоревший клапан

Ниже на фото впускной клапан, в нагаре, его желательно убирать, так как нагар будет мешать хорошему наполнению цилиндра рабочей смеси. Показано как можно отколоть нагар с клапана плоскогубцами, или кусачками.

У многих возникает вопрос, менять все клапана на новые, или можно притереть старые. Надо обратить внимание на шляпки клапанов, если они без явных дефектов, можно их притереть. Также обязательно обратите внимание на шток клапана, это место показано стрелкой, так как шток клапана изнашивается и может начать болтаться даже в хорошей направляющей втулки. Способ определения простой, в том месте где указано стрелкой проведите пальцем, почувствуете неровность штока (выработку) клапан надо менять на новый (можно оставить и этот но вероятность лишнего шума и прогара возрастет). На клапане что на фото выработки нет, притер его на том месте, где он стоял.

Совет, рабочие клапана притирайте к тому седлу клапана, где они стояли.

Фото. Нагар на впускном клапане, и способ как его убрать

Последствия прогара клапана

Если прогоревший клапан долго не менять, а ездить, то первое будит большой расход топлива, так как двигатель не выдает свою нормальную мощность, а самое страшное что начнет выгорать седло клапана, седло клапана может выгореть очень сильно, что придется менять головку, или везти головку в специализированную мастерскую по замене седла клапана. Редко, но может быть и так, откалывается кусок клапана и падает в цилиндр, если большой кусок то хана поршню и сильно побьет головку, если маленький кусочек, то побьет головку и поршень. Видел двигатель, когда отлетела полностью шляпа клапана и разбила поршень, головку (это пол беды) но и пробило цилиндр в блоке ВАЗовского двигателя (хана движку) из-за бракованного нового клапана.

Клапана прогорают от разных причин, клапан был зажат, очень бедная смесь топлива (особенно если двигатель работает на газе), большой износ направляющей втулки клапана (клапан сильно болтается в направляющей втулки), или износ самого штока клапана (истирание штока клапана).

Если ездите на газу, то желательно каждые 10тысячь километров регулировать клапана, газ очень сильно жжет клапана, особенно если очень бедно настроена подача газа. Заметил, при регулировке клапанов, те машины что ездят на газу почти всегда выпускные клапана слегка поджаты (еще не зажаты но щуп уже не проходит), и стоит запустить регулировку клапанов как обязательно зажмется клапан и прогорит. А те машины что ездят на бензине, менее подвержены прогару клапана.

Не старайтесь обеднять подачу газа пытаясь сэкономить, из за бедной смеси двигатель теряет мощность и наоборот идет перерасход газа так как приходится больше давить на педаль газа, плюс идет выгорание клапанов и седел клапанов. Когда газ настроен правильно то мощность двигателя вырастает и не ощущается разницы при езде на бензине или газе. Но не забывайте чаще регулировать клапана при езде на газе. Обычно приезжают регулировать клапана тогда когда появился шум клапанов, но это подойдет тем кто ездит на бензине, при езде на газе не ждите когда появится шум клапанов, скорей всего он не появится, а клапан зажмется и прогорит.

Признаки прогара клапана. Видео

Горобинский С. В.

Как самому определить, что прогорел клапан ГРМ

Прогар клапана является распространенной проблемой бензиновых и дизельных моторов. Данная неисправность возникает как на относительно «свежих» двигателях, так и на силовых агрегатах с внушительным пробегом. На начальном этапе крайне важно точно определить характер неисправности, так как дальнейшая эксплуатация двигателя с прогаром клапанов сильно усугубляет последствия такой поломки и приводит к дорогостоящему ремонту.

Почему прогорают клапана

прогорел клапан ГРМ

Прогар клапанов возникает по разным причинам. Для моторов, которые предполагают необходимость периодической регулировки клапанов, прогар клапана часто происходит по причине несвоевременной регулировки теплового зазора клапанов. На двигателях с автоматической регулировкой указанного зазора выход из строя гидрокомпенсаторов также нередко приводит к тому, что клапан прогорает.

Основными причинами прогара клапанов двигателя являются:

  • клапана сильно зажаты;
  • изношена направляющая втулка клапана;
  • изношен стержень самого клапана;
  • двигатель работает на обедненной смеси (особенно при наличии ГБО).

Последствия езды с прогоревшим клапаном бывают разные, начиная от повышенного расхода топлива и заканчивая выгоранием седла клапана. В отдельных случаях прогоревшее седло клапана приводит к необходимости ремонта седла или даже полной замены головки блока цилиндров.

Прогоревший клапан может в один момент разрушиться, после чего осколки клапана попадают в цилиндр двигателя. В результате могут возникнуть серьезные повреждения поршня, дефекты ГБЦ или БЦ. В последнем случае существует риск того, что большой кусок прогоревшего клапана пробьет блок цилиндров двигателя, что является фактическим выведением из строя не только головки блока и поршневой группы, но и блока цилиндров. В такой ситуации длительная эксплуатация мотора с прогоревшим клапаном может привести к необходимости замены всего двигателя.

Симптомы прогоревшего клапана

прогорел клапан ГРМ

Основным признаком прогара клапанов является заметное троение двигателя на разных режимах его работы. Также в случае с прогоревшим клапаном двигатель сильно теряет мощность, заметно повышается расход топлива. Определенная сложность диагностики прогоревших клапанов без разборки двигателя и снятия ГБЦ заключается в том, что мотор может троить по разным причинам:

  • износ ЦПГ, снижение компрессии в цилиндрах;
  • проблемы со свечами зажигания, неисправности высоковольтных проводов и т.п;
  • неполадки в системе питания двигателя, неисправность инжекторных форсунок.

Определение прогара клапана без снятия головки блока

Первым делом необходимо определить неработающий цилиндр. Способы проверки во многом напоминают диагностику неисправных свечей зажигания. Для проверки следует завести двигатель, после чего при работающем моторе на холостых оборотах потребуется по одному снимать колпаки со свечей зажигания.

После снятия каждого свечного колпачка нужно внимательно следить за оборотами холостого хода и за общей стабильностью работы двигателя. Если мотор начал троить сильнее или глохнуть, тогда цилиндр, с которого сняли колпачок, является рабочим. В том случае, если после снятия колпачка работа двигателя не меняется или обороты изменяются незначительно, тогда проблемный цилиндр обнаружен.

Затем нужно выкрутить свечу зажигания на неработающем цилиндре и заменить ее на заведомо исправную, а также проверить высоковольтный бронепровод данного цилиндра на работоспособность. Также не лишней будет проверка катушки зажигания и т.д. Последующий запуск двигателя покажет, кроется ли проблема в элементах системы зажигания автомобиля или необходима дальнейшая диагностика.

Если характер работы мотора после установки рабочей свечи, замены высоковольтного провода и проверки других компонентов системы зажигания не изменится (двигатель продолжает троить), тогда высока вероятность более серьезных поломок:

  • прогар клапана ГРМ;
  • неисправности ЦПГ.

Прогар клапанов означает, что в цилиндре снижается компрессия по причине нарушения герметичности камеры сгорания (неплотности во время прилегания впускного или выпускного клапана, разрушение тарелки и/или седла клапана). Износ цилиндро-поршневой группы и поломка поршня также приводят к тому, что в проблемном цилиндре окажется низкая компрессия. Также цилиндр может не работать по причине залегания или поломки поршневых колец.

Теперь необходимо локализовать неисправность, то есть точно определить прогар клапана или выявить проблемы с ЦПГ. Наиболее распространенным способом определения прогоревших клапанов является замер компрессии в цилиндрах.

Низкая компрессия явно свидетельствует о неисправности, при этом следует учитывать один нюанс. Установить прогар клапана и исключить неполадки ЦПГ только по показателю компрессии не получится. Дело в том, что компрессия в двигателе может снижаться как в результате прогоревшего клапана, так и по причине поломки поршневых колец, а также ряда других дефектов. По этой причине параллельно замеру компрессии следует провести дополнительную диагностику двигателя.

Простейшим способом определения прогара клапана после того, как вы измерили компрессию в цилиндрах, является заливка нескольких «кубиков» моторного масла через свечной колодец. Затем компрессию нужно измерить повторно. Поднятие компрессии в цилиндре после заливки масла укажет на то, что образовалась масляная пленка, играющая роль «уплотнителя». Такое явление характерно в случае износа поршневой. Если показатель компрессии не изменился, значит, имеет место прогар клапана, так как масло в цилиндре в этом случае никак не повлияет на компрессию.

Также для определения прогара клапанов следует осмотреть свечу зажигания на проблемном цилиндре. Явный признак прогара клапана является тем, что свеча зажигания окажется полностью сухой, то есть не имеет характерного масляного налета. Также из сапуна двигателя может выходить дым или воздух. Интенсивность появления дыма напрямую зависит от степени износа ЦПГ.

Что касается поломок, которые связаны с поршневой, свеча в таком случае покрыта маслом, из сапуна можно наблюдать появление сизого дыма. Отметим, что масло на свече является косвенным признаком. Даже если свеча зажигания сухая или покрыта небольшим нагаром, но из сапуна идет дым, тогда указанный признак свидетельствует о проблемах с поршнем или поршневыми кольцами. На новых моторах с небольшим пробегом высока вероятность того, что поршневые кольца залегли.

Добавим, что появление моторного масла, которое выходит через сапун, также указывает на неисправность перегородок между поршневыми кольцами. С учетом вышесказанного можно точно определить, почему снизилась компрессия в двигателе, выявить проблемы с цилиндро-поршневой группой или определить прогар клапанов ГРМ.

Подведем итоги

прогорел клапан ГРМ

Начнем с того, что появление первых признаков прогара клапанов является поводом для незамедлительной диагностики мотора. Если двигатель требует периодической регулировки клапанов, тогда данную процедуру необходимо осуществлять строго по регламенту. Не следует ожидать того момента, когда появится шум или стук клапанов.

На автомобилях, которые эксплуатируются на газу, необходимо уделять вопросу регулировки клапанов повышенное внимание. На таких авто желательно регулировать клапана каждые 10 тыс. км. пробега, то есть параллельно замене масла на плановом ТО. Дело в том, что прогар выпускного клапана в двигателях на газу встречается намного чаще сравнительно с бензином.

Стремление водителя максимально экономить на топливе после установки ГБО зачатую выражается в том, что владелец просит настройщиков сделать машину экономичной. Мастера обедняют подачу газа, в результате двигатель заметно теряет в мощности, но существенного снижения расхода газа не происходит. Дело в том, что для поддержания динамичного темпа езды приходится активнее нажимать на акселератор. Параллельно с этим обедненная смесь буквально выжигает клапана и седла со всеми вытекающими последствиями. Качественная настройка ГБО предполагает практически полное отсутствие разницы в приемистости при езде на бензине или на газу.

Неисправные клапаны: что происходит с двигателем?

Клапанный механизм двигателя — элементы, которые участвуют в газораспределении. Частая проблема у дизельных и моторных двигателей — прогар клапана. Это может случиться с относительно новыми моторами и с теми, у которых большой пробег. Важно понять характер поломки на первом этапе, поскольку эксплуатация транспортного средства с прогаром деталей приведет к дорогому ремонту.

Почему случается прогар?

Причины, по которым прогорают клапаны, разные. В силовых агрегатах, где элементы нужно системно регулировать, это может случиться из-за того, что тепловой зазор не вовремя отрегулирован. На двигателях с авторегулировкой может сломаться гидрокомпенсатор, это становится первопричиной прогорания.

Прогорать детали могут из-за:

  • сильного сжатия клапанов;
  • износа направляющей втулки;
  • работы мотора на бедной или богатой смеси;
  • истирание стержня клапана.

Есть вероятность, что прогоревший механизм разрушится, осколки от него могут попасть в цилиндр мотора. Это привет к образованию дефектов на поршне, зеркале цилиндра и ГБЦ. В такой ситуации, если продолжить движение транспортного средства, нужно будет менять силовой агрегат.

Что указывает на поломку клапана?

Основной симптом неисправности — троение двигателя, как правило при работе на холостом ходу. Теряется мощность, расход топлива увеличивается. Диагностировать поломку без разбора мотора можно эндоскопом.

  • утрата мощности;
  • неровный холостой ход;
  • шум во впускном тракте;
  • большой расход топлива;
  • сложности при запуске.

В машинах, где есть функция самодиагностики, на панели появится сигнал об ошибке в работе системы.

Чтобы определить прогар клапана, не снимая силовой агрегат, следует понять, какой цилиндр не функционирует. Способы диагностики схожи с проверкой свечей: двигатель заводят, со свечей зажигания снимают колпаки (делают это на холостых оборотах). Когда цилиндр в неработающем состоянии, свечу зажигания выкручивают, заменяют на исправную. Нужно еще проверить бронепровод цилиндра, чтобы убедиться в его работоспособности.

Следует хорошо осмотреть катушки зажигания, а также иные компоненты. Когда агрегат запущен, легко увидеть, заключается ли проблема в компонентах системы зажигания. Если нет, то нужно проводить диагностику дальше.

Когда привод, свечи, другие компоненты системы зажигания проверены и заменены, а двигатель все равно троит, тогда, возможно, произошла серьезная поломка, например, прогорел клапан ГРМ, сломался элемент цилиндро-поршневой группы.

Когда клапаны прогорают, компрессия в цилиндре падает. Это происходит в результате того, что в камере сгорания нарушается герметичность (неплотное прилегание впускного и выпускного клапанов). Если ломается ЦПГ и поршень, в цилиндре будет невысокая компрессия из-за неисправности поршневых колец либо их залегания.

Как выявить поломку?

Если компрессия снижена, это говорит о поломке. Однако понять, что произошел прогар, и исключить проблемы в цилиндро-поршневой группе лишь по уровню компрессии невозможно, так как он может изменяться по причине того, что сломались поршневые кольца либо иных поломок. В данном случае требуется дополнительная диагностика. Есть несколько способов для этого:

  1. Через свечной колодец следует залить моторное масло (после измерения уровня компрессии). После показатель измеряют снова. Если уровень увеличился, образовалась пленка, этого говорит об износе поршня. Если показатель остался на прежнем уровне, значит, клапан прогорел.
  2. Нужно осмотреть свечу. Чистая свеча, без маслянистого налета, говорит о том, что клапан прогорел. Дым, воздух, выходящий из сапуна, указывают на износ ЦПГ.

Если неисправность возникла из-за поршневой части, на свече может появиться масляной нагар. Появление масла — неявный признак. Когда масляного налета нет, но появляется серый дым то, вероятно, есть неисправности в поршневых кольцах. На силовых агрегатах, не бывших в употреблении, такое может произойти из-за залегания поршневых колец.

Появление масла также говорит о том, что есть вероятность поломки перегородки. Следовательно, уровень компрессии падает — так можно установить поломку ЦПГ или понять, что клапаны ГРМ прогорели.

Сколько стоит ремонт?

Силовой агрегат со сломанными клапанами нужно чинить. Цена на ремонт клапанов двигателя зависит от вида двигателя и от того, сколько деталей сломано.

Если вовремя не обратиться в автомастерскую, потребуется дорогой ремонт, так как сломаются другие системы. Может понадобиться даже замена двигателя.

Признаки и симптомы прогара клапанов

Температура газа в камере сгорания достигает отметки в 2400 °C. Со временем жаростойкий металл деталей газораспределительного механизма (ГРМ) теряет свои свойства и начинает разрушаться. Процессу деградации «помогают» нарушения работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Появляются первые признаки прогоревшего клапана: мотор троит, работает с перебоями. Снижается уровень компрессии. Расскажем о том, как провести диагностику, не снимая головку блока цилиндров (ГБЦ). Дадим рекомендации по ремонту.

Основные симптомы

Есть прямые и косвенные признаки. Первые можно диагностировать только после демонтажа головки блока. Вторые проявляют себя не столь явно. При прогаре клапанов первый симптом — детонация. Среди водителей это явления называют «стук пальцев». Механизм развития прост: сбитое зажигание и бензин с ненормальным октановым числом вызывают аномалию сгорания топлива. Если в норме пламя распространяется от свечи зажигания или накаливания вглубь камеры, то при детонации все идет по‐другому.

Детонация топлива

Механизм развития детонации

В разных точках топливно-воздушной смеси (ТВС) образуются локальные «взрывы». Из‐за векторов движения, направленных в разные стороны, в камере создается высокое давление, катастрофически увеличивается температура. В результате впускные и выпускные клапаны раскаляются, металл становится хрупким и трескается. Список остальных косвенных признаков того, что прогорели клапана:

  • силовой агрегат трясется, вибрирует и работает неровно на холостом ходу;
  • запуск мотора становится трудной задачей;
  • тяга и динамика фатально снижаются;
  • увеличивается расход горючего.

Чем больше симптомов наблюдает водитель, тем вероятнее неисправность. Может прогореть седло, а не сама тарелка. Это редкость, но в нашей практике случалось. Вряд ли получится обойтись без дефектовки мотора и ремонта. Проблема слишком опасна, чтобы откладывать ее решение в долгий ящик.

Причины разрушения металла

Как выглядит прогар клапана

Прогоревший клапан

Есть типичные факторы, способные нанести непоправимый ущерб силовому агрегату. Но главным из них можно назвать катастрофический рост температуры в камере сгорания. Обычная сталь теряет несущую способность уже при +500 °C. Детали ГРМ делают из жаропрочных марок стали наподобие ЭСХ 8, способных выдержать нагрев до +1000 °C. Но даже они перегреваются при детонации.

Бензиновые моторы

Вот из-за чего прогорают автомобильные клапана. Температура увеличивается «благодаря» воздействию таких факторов:

  1. Отказ работы системы охлаждения. Если тосол вытекает на улицу, а в радиаторе и патрубках образуется высокое давление, эффективность охлаждения падает. Детали ГРМ испытывают максимальную нагрузку.
  2. Нарушение тепловых зазоров. Чтобы компенсировать температурное расширение, между толкателями и кулачками распределительного вала есть расстояние. Его сбивает «кривая» регулировка и поломка гидрокомпенсаторов.
  3. Появление нагара. ТВС воспламеняется и часть золы откладывается на седлах и тарелках. Это ухудшает охлаждение. Появляются прогары клапанов. Ситуацию усугубляет чрезмерное содержание масла в камере сгорания.
  4. Неправильная регулировка зажигания. При раннем угле опережения горючее воспламеняется раньше срока, при позднем — ТВС детонирует в выпускном канале двигателя. Нужна профессиональная регулировка.
  5. Обедненная смесь. Избыток воздуха приводит к увеличению продолжительности горения смеси. В результате температура поднимается выше нормы, разрушая металл элементов ГРМ.

На дизельных авто при сбое в работе топливных форсунок в камеру поступает смесь, далекая от стехиометрической по составу. Высокая температура — вот из-за чего начинают прогорать клапана. Больше всего страдают выпускные. У них меньше диаметр головки. Плюс механизм удаляет отработанные газы, а их температура превышает 2000 °C.

Популярные марки:

Дизельные двигатели

Разрушение выпускного клапана

Деформация выпускного клапана

Силовые агрегаты, которые работают на солярке, не боятся обедненной смеси. Чем больше воздуха поступает в камеру сгорания, тем лучше идет процесс. Есть причины, характерные для дизелей. Первая из них — ранний впрыск горючего в цилиндр. Если прогорел клапан, то симптомы проявляются моментально. Мотор не тянет под нагрузкой, работает неустойчиво на холостых оборотах. Есть и другие причины:

  • перегревание головки блока из‐за неисправности системы охлаждения;
  • поломка и стук гидрокомпенсаторов, неправильная настройка тепловых зазоров;
  • форсунки переливают солярку, топливный насос выдает высокое давление.

На этом список не заканчивается. Негативное влияние на клапана оказывает забитый воздушный фильтр, неисправный интеркулер. Переобогащенная смесь обеспечивает экстремальную температуру при воспламенении.

Газобаллонное оборудование

При установке газобаллонного оборудования (ГБО) на машину меняется температурный режим работы. Основная причина прогорания — несоответствие октанового числа (ОЧ) топлива нормативным показателям. Если силовой агрегат рассчитан на работу с бензином АИ-95, то при увеличении ОЧ до 100 (пропан-бутан) или 110 (метан) ТВС будет догорать во впускном тракте, раскаляя механизм до предела. Вот почему прогорают клапана в дизельном двигателе.

Судя по нашему опыту, с проблемой можно справиться. Для этого достаточно установить вариатор угла опережения зажигания (УОЗ) и «накатить» двухрежимную прошивку, рассчитанную на работу с бензином и газом. Такую задачу могут решить специалисты по чип‐тюнингу в автосервисе.

Диагностика без демонтажа ГБЦ

Расскажем, как определить недавно прогоревший клапан с минимальными издержками. Для этого есть пара методов. Простого осмотра мало. Придется использовать специальное оборудование. Зато диагностика с высокой вероятностью укажет на неисправность. При анализе косвенных признаков подобной точности не добьешься. Приступим.

Компрессометр

Автомобильный компрессометр

Прибор для измерения компрессии

Прибор напоминает обычный манометр, который идет в комплекте с автоматическим насосом. Принцип действия похож. Компрессометр измеряет внутреннее давление в цилиндре. По анализу значений можно понять, что пора решать проблему. Вот как можно узнать, что прогорел клапан:

  1. Выкрутить из головки блока свечи зажигания или накаливания.
  2. Отключить подачу горючего, отсоединить топливный насос.
  3. Вкрутить прибор в свечное отверстие.
  4. Прокрутить движок стартером 6–12 секунд.
  5. Записать результаты.

Процедуру надо повторить для каждого цилиндра, а потом вывести среднее арифметическое. Если в одном из цилиндров есть сильный перекос значений, дело в нем. Нормативные показатели для бензинового и дизельного двигателя можно посмотреть в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Эндоскоп

Эндоскоп для диагностики клапанов

Автомобильный эндоскоп

Прибор представляет собой миниатюрную камеру с подсветкой на гибком проводе. Эндоскоп подключается к телефону или ноутбуку. Его легко использовать. Главное — выбрать камеру с достойным разрешением, иначе по смазанной картинке не получится диагностировать неполадку. Прибор нужно «запустить» в отверстие свечи зажигания или накаливания после того, как мотор остынет.

На дисплее сразу появится картинка, по которой можно понять, что клапан уже прогорел. Для этого есть признаки:

Разрушенный металл легко определить «на глаз». Если признаки есть, нужно снимать ГБЦ и самостоятельно менять клапана. Работа непростая, но без нее не обойтись.

Выводы

Прогар клапанов — частое явление на автомобилях с большим пробегом. Сначала неисправность себя никак не проявляют. Но со временем появляются косвенные признаки: силовой агрегат теряет тягу, увеличивается расход топлива. Диагностику можно провести своими силами, но не факт, кто компрессометр и эндоскоп выявят дефект со стопроцентной точностью. Мастера в автосервисе справятся с задачей быстрее, у нас есть профессиональное оборудование, а у сотрудников — годы опыта за плечами. В конечном итоге придется проводить дефектовку мотора и менять неисправные детали. Чем раньше это сделать, тем меньше будет негативных последствий для силового агрегата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *