Как понять что сцеплению хана
Перейти к содержимому

Как понять что сцеплению хана

  • автор:

Как понять что сцеплению хана

  • Главная
  • Статьи
  • – "Как понять, что пора менять сцепление"

Как понять, что пора менять сцепление

Сцепление в механике представляет собой механизм, принцип действия которого основан на действии силы трения скольжения. Часто термин «сцепление» применяется для обозначения одного из компонентов трансмиссии автомобиля, использующегося для соединения маховика двигателя с трансмиссией. Выжатая педаль сцепления на время отсоединяет силовую передачу от двигателя.

Механизм сцепления необходим для того, чтобы можно было плавно стартовать с места, без рывков. Скорость автомобиля начинает увеличиваться только при определенном минимальном количестве оборотов мотора. Также сцепление используется, когда нужно привести в соответствие скорость автомобиля и число оборотов коленвала двигателя, то есть, обеспечивает плавную передачу крутящего момента от мотора к коробке передач и при необходимости на какой-то момент полностью отключает шестеренки МКП от передающего механизма двигателя.

Различают несколько различных видов сцепления. Часто это один, два или несколько фрикционных дисков, плотно прижимаемых один к другому или к маховику при помощи пружин.

Когда водитель выжимает педаль, то диски сцепления рассоединяются, и между ними возникает воздушный промежуток, сцепление в этот момент отключается, передачи крутящего момента от двигателя к КП не происходит. Если педаль отпускается, прижимные пружины возвращают диски в начальное положение, и они опять плотно соприкасаются, крутящий момент с одного, ведущего диска благодаря действию силы трения передается на ведомый диск.

Сцепление представляет собой один из очень важных узлов автомобиля. Различные виды этих механизмов классифицируются по способу управления, по виду действующего в данном случае трения (сухое трение или мокрое), по числу дисков, и так далее. При увеличении мощности двигателя увеличивается и крутящий момент, соответственно, используются двухдисковые комплексы сцепления, которые имеют больший срок службы.

Рано или поздно диски сцепления изнашиваются и требуют замены. Неисправности сцепления могут привести к выходу из строя других деталей автомобиля, к примеру, шестеренок механизма КП или вообще к невозможности начать движение автомобиля на дороге.

Как понять, что пора менять сцепление

Если в момент выключения сцепления слышится сильный шум, который создается выжимным подшипником — это говорит о том, что он изношен. Изношенность сцепления приводит к увеличенному, неэкономному расходу топлива в результате значительной потери мощности от двигателя на этом автомобильном узле.

Одна из неполадок в работе сцепления – это пробуксовка дисков при свободно отпущенной педали . Проскальзывая друг относительно друга, диски очень нагреваются, что приводит к быстрой деформации или поломке дисков. Обгорают фрикционные накладки, и в салоне автомобиля можно услышать специфичный запах.

Как можно проверить неполадки в системе сцепления самому, не обращаясь на СТО, как говорится, народным способом? Водитель может заметить пробуксовку дисков поначалу на высоких передачах. При этом обороты двигателя растут, а скорость движения при этом не увеличивается. Заметив такое положение вещей, необходимо принять меры, так как процесс развивается, усиливается, и, в конце концов, дойдет до того, что автомобиль просто не сможет начать движение при включении первой передачи.

Каков срок службы механизма сцепления? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Ведь продолжительность службы данного механизма зависит не только от качества производства, но и от опыта и техники езды самого водителя. По негласному правилу автомобилистов замена дисков проводится после того, как проезд составит восемьдесят – девяносто тысяч километров. Но эти показатели могут и отклоняться в любую сторону.

Как еще можно определить, что пора заменить сцепление

Можно перечислить следующие «симптомы»:

· Сцепление ведет, то есть происходит неполное выключение сцепления. Это можно заметить по сильному хрусту во время переключения передачи неподвижной машины;

  • · Автомобиль срывается с места рывками даже тогда, когда педаль отпускается достаточно плавно;
  • · Педаль сцепления выжимается до конца, но в начальное положение не возвращается;
  • · Ощущается сильная вибрация во время включения сцепления.

Обидно будет где-нибудь встать на середине намеченного пути, поэтому не откладывайте замену сцепления в долгий ящик.

Если есть определенный опыт, то износ сцепления поможет измерить специальный инструмент – калибр. Следуя инструкции, имея подъемник, можно измерить толщину диска, не проводя демонтажа.

Для замены сцепления часто требуется снятие коробки передач. Вообще, нужно заметить, что замена сцепления является довольно-таки трудоемкой процедурой, поэтому если нет времени, опыта, большого желания или чего-нибудь еще, тогда нужно отправляться на станцию техобслуживания. Процедура будет стоить недешево. Но экономить на этом не рекомендуем. Может быть дешевле и лучше заменить сцепление в комплексе (корзину, диски, подшипники) и провести смазку вилки выключения сцепления. Выбирайте проверенных производителей и надежные места продажи автозапчастей.

Признаки неисправности двухмассового маховика

Признаки неисправности двухмассовых маховиков нередко путают с поломкой сцепления, и для установления истинной причины неисправности в работе транспортного средства потребуется проведение комплексной диагностической проверки.

Диагностика маховика должна осуществляться регулярно, поскольку работа элемента непосредственно связана с работоспособностью трансмиссии. Также это является необходимым условием замены сцепления. Многие автовладельцы знают о том, что если замена сцепления происходит не в первый раз, то и двухмассовый маховик также целесообразно заменить. Ведь выход из строя данного элемента способствует ускорению износа механизма сцепления, уменьшению рабочего ресурса двигателя и ухудшению передачи вращательного движения между ними.

Предварительная диагностика двухмассовых маховиков базируется, прежде всего, на описании владельцем того, как ведет себя транспортное средство.

Почему может произойти поломка маховика?

Причиной могут послужить чрезмерно высокие нагрузки на элемент и усталость металла, высыхание смазки и потеря смазочных свойств. В качестве примера можно привести управление авто на минимальных оборотах двигателя. Подобный режим работы мотора сопровождается большими величинами крутильных колебаний и увеличением нагрузки на демпферные пружины. Также поломку может спровоцировать трогание с места на повышенной передаче, резкие броски педали сцепления и агрессивный стиль управления.

Какие бывают признаки неисправности двухмассового маховика?

Первым признаком неисправности двухмассового маховика служит появление посторонних звуков — скрип или скрежет при запуске и, соответственно, остановке двигателя или мотора. Также на это указывают вибрация при нажатии педали сцепления, повышенный расход топлива, жесткость переключения передач. Автовладельцы нередко обращают внимание на то, что на небольших оборотах двигатель как будто троит, а при их повышении вибрация пропадает. К дефектам двухмассовых маховиков могут быть отнесены утечка смазки, появление царапин или даже трещин на поверхности.

Это является достаточным поводом для обращения за профессиональной помощью и проведения диагностической проверки. При этом работы по ремонту или восстановлению демпферных маховиков не должны проводиться владельцем транспортного средства самостоятельно: отсутствие необходимых навыков и отдельных составляющих частей механизмов в продаже является достаточным на то основанием. Кроме того, после проведения ремонтных работ маховику потребуется балансировка, выполнение которой невозможно без высокоточного оборудования.

Чем раньше автовладелец обратится за специализированной помощью, тем более доступной будет стоимость работ и тем более сжатыми сроки их проведения. Восстановление и замена должны проводиться в соответствии с требованиями завода-производителя, а вышедшие из строя комплектующие — заменены на оригинальные и идентичные по техническим характеристикам. Лишь в этом случае можно быть уверенным в длительном и бесперебойном функционировании элемента, и автомобиля в целом.

Как определить, что пришла пора менять сцепление на автомобиле?

Как понять, что пришла пора менять сцепление?

Существует несколько признаков по которым можно самостоятельно определить, что пришла пора менять сцепление на автомобиле.

На примере сцепления автомобиля ВАЗ 2109 (2108, 21099) определим признаки по которым можно понять, что оно неисправно и требует замены.

Как определить, что пришла пора менять сцепление на автомобиле?

Чаще всего в сцеплении выходит из строя ведомый диск и выжимной (нажимной) подшипник. Но бывает, что ведущий диск и лепестки нажимной пружины «корзины» так же изнашиваются. Срок их службы зависит от качества изготовления деталей, условий эксплуатации и манеры езды, но в среднем это 100.000 км пробега.

Вот список признаков обнаружив которые нужно задуматься о скорой замене сцепления.

1. Стало сложно тронуться с места.

Если раньше педаль сцепления можно было плавно отпустить (при небольшом газе) и автомобиль трогался с места. То теперь такой номер не прокатывает. При отпускании педали сцепления происходит рывок (резкое сцепление) или даже несколько рывков и двигатель автомобиля глохнет. В результате, чтобы более менее приемлимо стартовать, нужно значительно повышать обороты двигателя педалью газа и лишь потом отпускать педаль сцепления.

Признаки пробуксовки сцепления

Все это происходит, если по каким-то причинам ведущий диск не до конца прижимает ведомый к маховику и сцепление пробуксовывает («буксует») — ведомый диск проскальзывает относительно маховика. Передача крутящего момента от двигателя на колеса происходит прерывисто и недостаточно.

2. Автомобиль стал плохо ускоряться.

При ускорении после старта с места, при разгоне в движении, после нажатия на педаль «газа», двигатель набирает обороты (стрелка тахометра зашкаливает) – «ревет», а автомобиль не ускоряется или ускоряется с неохотой и некоторой задержкой. Особенно это становится заметно при подъеме в гору. Приходится постоянно поддерживать высокие обороты двигателя, чтобы обеспечить приемлемую динамику. Такого рода пробуксовка может сопровождаться запахом пригоревших накладок и заметным повышением расхода топлива.

Подгоревшие фрикционные накладки сцепления автомобиля

На начальном этапе выхода сцепления из строя снижение динамики не так заметно, но прогрессирует эта неисправность достаточно быстро. В ряде случаев хватает и пятнадцати минут движения чтобы в полной мере ощутить полную беспомощность на дороге.

3. Момент срабатывания сцепления стал слишком высоко.

Если раньше сцепление «схватывало» чуть выше пола, то теперь приходится приподнимать ногу, чтобы поймать момент срабатывания. Он переместился ощутимо высоко.

4. Зашумел выжимной.

Если прислушаться, со стороны сцепления и коробки передач, во время работы двигателя автомобиля на холостых оборотах, слышен непрерывный отчетливый шум. При выжимании педали сцепления шум пропадает или заметно уменьшается.

Так шуметь и даже выть на холостом ходу может выжимной подшипник, так как его рабочая поверхность всегда прижата к лепестковой нажимной пружине корзины и вращается вместе с ней (сцепление на ВАЗ 2108, 2109, 21099 беззазорное). Причина шума — неисправность подшипника, связанная с вытеканием из него смазки, после чего появляется выработка с люфтом, и он начнет издавать звуки при вращении своей подвижной части.

Чтобы определить, что именно шумит на холостом ходу — выжимной или подшипник вала проделаем следующее.

Отсоединяем трос от вилки привода выключения сцепления. Запускаем двигатель и оставляем его работать на холостых. После чего немного поворачиваем вилку по часовой стрелке. Выжимной подшипник выйдет из соприкосновения с диафрагменной нажимной пружиной корзины сцепления и звук должен исчезнуть. Вой исчез – выжимной неисправен и подлежит замене. Если не исчез, предстоит снятие коробки и замена подшипника первичного вала, либо замена в ней масла на более качественное или густое.

Проверка выжимного подшипника сцепления

5. Затрудненное переключение передач.

Это происходит если подшипник подклинивает или вообще заклинил. При контакте с пружиной «корзины» он не будет вращаться вместе с ней и будет ее стопорить. Из-за этого нормально выжать (отключить) сцепление не получится. Двигатель будет глохнуть, «воткнуть» передачу станет практически не возможно. Как следствие, в зоне контакта с выжимным подшипником на кольцевой лепестковой пружине «корзины», начнется усиленный износ. Через непродолжительное время «корзину» придется заменить.

Так же передачи могут плохо переключаться если сцепление не полностью выключается — «ведет». Но в таком случае скорее всего менять ни чего не придется, а только нужна регулировка привода.

Кольцевая выработка на нажимной пружине корзины сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099

Таким образом по перечисленным признакам (симптомам) можно определить, что пришла пора менять сцепление.

Но, обнаружив эти их, не стоит сразу бросаться покупать запчасти и производить замену. Для начала стоит провести проверку работоспособности сцепления. Вот, для примера, один из пунктов этой проверки.

Двигаясь на третьей или четвертой передаче, со скоростью 40-50 км/ч резко нажимаем на педаль «газа». Если обороты двигателя выросли , а автомобиль ускоряется вяло, то сцепление «буксует» (ведомый диск проскальзывает между маховиком и нажимным диском) и требует регулировки или замены. Об этом так же может свидетельствовать сразу появившийся специфический запах пригоревших в результате пробуксовки фрикционных накладок ведомого диска.

После такой проверки проводим регулировку привода сцепления в надежде, что все-таки удастся избежать работы по его замене.

расстояние от края педали до пола автомобиля

Если регулировка не помогла (не удается точно выставить размеры или регулировки не хватает надолго), то загоняем автомобиль на яму или подъемник и производим замену. См. «Замена сцепления автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Отворачиваем шесть болтов крепления корзины сцепления

Примечания и дополнения

— Замену сцепления можно выполнить в нескольких вариантах. Например, в одном случае, меняется только ведомый диск, корзина и выжимной не меняется. Такой вариант оптимален если пробег автомобиля не слишком большой (нажимной диск «корзины» еще без выработки, выжимной подшипник не шумит), сцепление до этого еще не заменялось, либо по каким-то причинам вышел из строя только ведомый диск (подгорел, замаслился, отслоились или покоробились накладки, разболтались демпферные пружины). Еще один довод в пользу такой замены — новый полный комплект сцепления по качеству может быть хуже «родного». Степень износа ведомого диска сцепления можно проверить. См. «Определяем степень износа накладок ведомого диска сцепления».

Определяем степень износа накладок ведомого диска

Сразу следует сказать, что принимать решение о замене только ведомого диска желательно принимать только после визуальной и тактильной оценки состояния рабочей поверхности нажимного диска «корзины» и маховика (выработка, царапины).

Второй вариант — замена полного комплекта сцепления («корзина», нажимной диск и выжимной подшипник).

Признаки неисправности сцепления: как распознать поломку

Кто в зоне риска? Признаки неисправности сцепления чаще всего появляются на автомобилях с большим пробегом. В то же время поломка может возникнуть из-за неправильной эксплуатации узла, дефекта деталей, ошибок во время ремонта.

Что должно насторожить? Для выявления первых симптомов неправильной работы сцепления важно своевременно проводить диагностику. На неисправность указывают нехарактерный звук, рывки при трогании и движении, провал педали.

В этой статье:

  1. Устройство сцепления автомобиля
  2. Основные признаки неисправности сцепления
  3. Способы проверки неисправности сцепления
  4. Часто задаваемые вопросы о неисправностях сцепления

Как избежать штрафа до 100 000 р за ошибки в эксплуатации оборудования
Скачайте инструкции по безопасной эксплуатации

Устройство сцепления автомобиля

Сцепление нужно, чтобы передавать крутящий момент от двигателя на колеса через коробку переключения передач. Кроме того, этот же узел отвечает за отключение трансмиссии от мотора.

Также сцепление нужно для защиты двигателя от перегрузок, которые возникают при выполнении торможения. Обычно этот узел устанавливается на авто с механической КПП, однако его часто можно встретить и на моделях, оснащенных роботизированной КПП.

В роботизированных коробках принцип работы сцепления аналогичен моделям с механической КПП. Разница лишь в том, что управление осуществляется электронным блоком, а не водителем. Если же установлена автоматическая коробка переключения передач, то сцепление в ней отсутствует, поскольку крутящий момент передается на трансмиссию другим способом.

Главными элементами сцепления являются следующие механизмы:

Привод

Который соединяет педаль с самим механизмом сцепления. Он может быть гидравлическим или механическим. Во втором случае усилие передается при помощи тросика. В роботизированных коробках устанавливается электрический привод, который управляется электронной системой. Для его приведения в действие не требуется нажимать на педаль.

Корзина сцепления

Состоит из выжимного подшипника и нажимного диска. Это устройство требуется для выключения сцепления при нажатии на педаль. Так происходит управление передачей крутящего момента от двигателя на коробку и переключение передач.

Диск

Является ведомым устройством и обеспечивает размыкание или смыкание цепи трансмиссии, в результате чего крутящий момент передается на колеса через коробку переключения передач, как механическую, так и роботизированную.

В отсутствие признаков неисправности сцепления автомобиля работа данного узла происходит следующим образом. Выжимные пружины давят на прижимной диск корзины, в результате происходит прижатие диска к диску сцепления. Тот, в свою очередь, плотно придавливается к маховику. При соприкосновении рабочей поверхности маховика и накладок диска прижимной поверхности корзины первичный вал входит в шлицевую муфту. Это обеспечивает поступление крутящего момента от диска на вал.

Если педаль сцепления выжимается, то выжимные подшипники приводят в движение приводной трос и давят на выжимные пружины. Это приводит к разъединению корзины с диском. Диск при этом обеспечивает свободный ход вала в КПП, который перестает вращаться. Мотор в это время может не заглушаться.

Основные признаки неисправности сцепления

Посторонний шум при выжатом сцеплении

При повреждении выжимного подшипника сцепления нажатие на педаль сопровождается нехарактерным шумом. Признаком неисправности в ряде случаев может быть лязг, вызывающий ощущение, что металлические детали под капотом могут разрушиться. Это указывает на износ тарельчатой пружины. В этих случаях отслужившие свой срок детали – подшипник и пружину – следует заменить на новые.

Стоимость выжимного подшипника невелика, поэтому ремонт не вызывает серьезных финансовых расходов. Однако проблема в том, что для замены этой детали приходится полностью демонтировать коробку переключения передач. Во избежание повторного обслуживания через пару десятков тысяч километров пробега сцепление часто меняют полностью. При отсутствии признаков неисправности диска сцепления можно ограничиться только заменой выжимного подшипника.

Сцепление проскальзывает

Распространенным признаком неисправности сцепления является его проскальзывание. Это говорит о стирании фрикционного покрытия нажимного диска, поэтому его необходимо заменить. Данная неполадка часто остается незамеченной на протяжении длительного времени, однако она постепенно усугубляется, и в результате авто может оказаться неспособно тронуться с места при включенном моторе.

Для диагностики состояния поверхности прижимного диска можно воспользоваться следующим способом. Двигаясь на четвертой или пятой передаче, разгоните двигатель до 1500-2000 оборотов в минуту, а затем резко нажмите на педаль. Если диск изношен, то стрелка тахометра резко пойдет вверх, а скорость при этом практически не изменится. Это явно свидетельствует о проскальзывании диска.

Своевременное обнаружение такой неполадки очень важно, поскольку проскальзывающее сцепление сильно нагревается, вызывая риск повреждения пластикового корпуса выжимного подшипника, сальников коленчатого вала, первичного вала коробки переключения передач. Ремонт в этом случае обойдется в значительно более крупную сумму.

При начале движения машина едет рывками

Эти признаки могут указывать на неисправность троса сцепления, что приводит к неравномерному опусканию диска относительно педали, а также к неполадкам в самом механизме сцепления.

Повреждение тарельчатой пружины или маховика сцепления проявляется теми же признаками неисправности.

Педаль сцепления не возвращается в нормальное положение

Признаком неисправности главного или рабочего цилиндра сцепления является не возвращающаяся в исходное положение педаль после нажатия на нее, а также невозможность включения придачи. Причины этой неполадки могут быть следующие:

  • В контур сцепления попал воздух. Прежде всего следует определить причину завоздушивания, есть риск, что контур сцепления потерял герметичность или потек какой-то из цилиндров. Если подобных дефектов не выявлено, то попробуйте прокачать контур при помощи специально штуцера.
  • Признаком неисправности главного цилиндра сцепления является износ уплотнителя поршня, который двигается внутри цилиндра, но не обеспечивает давление тормозной жидкости в обычном режиме.

Если передачи переключаются, однако педаль остается в полу, то это однозначно указывает на поломку самого механизма. В этом случае основные признаки и причины неисправности сцепления сводятся к следующему:

  • Выжимной подшипник застрял на втулке. В результате корзина не способна вернуться в исходное положение и включить сцепление.
  • Поломка тарельчатой пружины, из-за чего она оказывается неспособной надавить на диск и замкнуть его.

В момент переключения передачи слышен хруст

Этот признак указывает на неисправность тросика сцепления, в результате оно не включается и не выключается полностью. Также стоит проверить наличие следующих неполадок:

  • На гидравлическом приводе убедитесь, что в систему не попал воздух. При его наличии необходимо прокачать контур при помощи штуцера.
  • На механическом приводе некорректно выполнена регулировка. Помимо самого тросика, проблема может заключаться и в шпильке с гайкой.

В некоторых случаях при монтаже диска сцепления он ставится неправильно. На нем во избежание ошибок специально делается маркировка Gearbox Side. Соответствующая сторона должна быть обращена к коробке переключения придач. При этом неправильная установка часто приводит к тому, что корзину не удается поставить на свое место.

При выявлении таких признаков неисправностей сцепления их устранение сводится к демонтажу и повторной установке диска в корректное положение.

Сцепление проскальзывает, в салоне чувствуется запах горелого масла

При разгерметизации сальника коленчатого вала или первичного вала коробки переключения передач масло вытекает наружу и попадает на фрикционное покрытие диска. При этом сцепление перестает работать, а трение смазки вызывает появление в салоне характерного запаха.

Очистить диск сцепления вряд ли получится, так что его придется заменить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *