Сколько колес было у первого автомобиля
Перейти к содержимому

Сколько колес было у первого автомобиля

  • автор:

Сегодня – официальный День первого автомобиля

136 лет назад Карл Бенц оформил патент на свое трехколесное изобретение, способное двигаться вперед со скоростью 16 км/час. Тогда он вряд ли думал, что в 21 веке двигатель внутреннего сгорания назовут самым большим злом для планеты и экологи будут ломать головы, как избавить от него мир. 29 января 1886 года принято считать Днем первого автомобиля. Ключевое слово здесь «патент». Потому что сведений о том, что кто-то создал самодвижущуюся тележку, хватало и до Бенца. И даже за несколько веков до него. Вспомним хотя бы Леонардо да Винчи, у которого, как пишут его современники, были чертежи и на автомобильную тему. А еще был в Китае некий иезуит Фердинанд Вербист, который уже в 1672 году представил движущее транспортное средство, правда, работающее на пару. И был француз Кюньо, придумавший в 1769 году «огненную телегу» для буксировки артиллерийских орудий. В этой галерее личностей, причастных к автомобилестроению, можно обнаружить и российского представителя – крепостного крестьянина Леонтия Шамшуренкова, который в 1752 году смастерил «самобеглую коляску». В общем, можно долго спорить, чьи же разработки имеют больше прав называться первым автомобилем. В этом отношении история – не слишком точная наука, в отличии от математики или физики. Здесь на некоторые факты необходимо смотреть шире. Вот приняло мировое сообщество некие общие правила по изобретениям – и все встало на свои места. Было решено, что изобретатель должен соответствовать четырем требованиям. Он должен не только разработать конструкцию машины, но и оформить юридически документ, подтверждающий авторство. Кроме того, он обязан показать изобретение широкой публике и организовать его производство. Карл Бенц сумел выполнить все эти требования раньше других, и его патент стал первым.

К слову, фамилия Бенц сохранилась в истории еще и как фамилия первых угонщиков, а также как фамилия первых автомобилистов, организовавших первую междугороднюю поездку на автомобиле. Получилось это так. В августе 1988 года Берта Бенц взяла автомобиль без спроса мужа (чем не угон?), усадила в него двоих детей и отправилась из города Мангейма в Пфорцгейм (расстояние более 100 км). По пути угонщики вынуждены были делать остановки, чтобы чинить машину и покупать бензин. Кстати, в то время он продавался … в аптеках, как чистящее средство. Из истории первых автомобилей мира Сегодня, в День первого автомобиля, мы решили перетряхнуть источники и насобирать интересные факты, связанные с первыми шагами в автомобильном деле. — Первый в мире автомобиль имел двигатель мощностью 0,9 л.с. — Максимальная скорость первого автомобиля в мире была 16 км/ч. — Колёса первых автомобилей, по сути, не отличались от колёс конных экипажей и были сделаны из дерева.

— Первыми автомобилями управляли с помощью рукоятки, однако уже в 1894 году Альфред Вашерон принял участие в гонке Париж — Руан с моделью Panhard, которая была оснащена рулевым колесом. — В 1865 году парламентом Великобритании был принят закон, по которому скорость транспорта была ограничена 6 км/ч, а перед автомобилем должен был идти человек, размахивая красным флагом. Последний пункт был упразднен лишь в 1878 году. — В 1899 году в Нью-Йорке «безбашенной» скоростью считалось 12 миль в час (19 км/ч). — Слово «шофер» в переводе с французского означает «кочегар». Первый «самодвижущийся автомобиль» предназначался для перевозки пушек и представлял собой трехколесную телегу с паровым котлом. Когда пар кончался, машина останавливалась, и котел нужно было прогревать заново. Для этого под ним на земле разводили костер и ждали, пока вновь образуется пар. Так, большую часть времени водители первых автомобилей нагревали котел и кипятили в нем воду. — Первая концепция ОСАГО – страхование ущерба, нанесенного чужому имуществу в ДТП, появилась в США в 1920-е годы — Можно сказать, что первый электромобиль появился в 1828 году. Тогда венгр Йедлик Аньош изобрёл ранний тип электрического мотора и создал миниатюрную модель автомобиля, приводимого в движение при помощи такого нового двигателя. Когда началась эра автомобилестроения, в течение нескольких лет сотни производителей по всему западному миру стали выпускать автомобили по самым разным технологиям. Паровые, электрические и бензиновые автомобили конкурировали десятилетия, пока в 1910-х бензиновые двигатели внутреннего сгорания не стали доминирующими. У каждого из нас — свой первый автомобиль

Ну да бог с ней, с историей! Давайте протянем мостик из прошлого к современности. У каждого из автовладельцев когда-то был свой первый автомобиль. С ним связаны первые водительские эмоции — они самые яркие, потому что первые и самые запоминающиеся. Мы попросили рассказать о своем первом опыте владения и вождения автомобиля сотрудников агентства «АВТОСТАТ». Лексику авторов при этом постарались сохранить. Виталий Коробов: мой первый автомобиль был ВАЗ 2101, из первой тысячи (с номером кузова 720). Красного цвета. Куплен был в конце 90-х. Больше 80 км разгоняться на ней было страшно. ))) Елена Лазарева: моим первым автомобилем был десятилетний трехдверный Ford Fiesta. Муж купил мне автомобиль, а себе мотоцикл с одинаковым объемом двигателя — 1,1л. Я была третьей барышней, которая училась ездить на этом «агрегате». У моей машинки еще был «подсос» и зимой нужно было соблюсти целый ритуал, чтобы в мороз моя красавица завелась. Я «ушатала» передний бампер в первую же зиму — выкинуло из колеи. Больше 100 км/ч эта самодвижущаяся повозка не разгонялась, и все равно она была прекрасна! Я проехала на ней за рулем пол-России. У нее прогорал глушитель и не работал вентилятор, мы многое пережили вместе! Я очень благодарна ей и, кстати, говорят она до сих пор на ходу! А ей 30 лет! Азат Тимерханов: мой первый автомобиль — вазовская «пятерка» вишневого цвета. Покупал ее новой, в 2007 году. Как раз сменил место работы — нужна была машина, чтобы быть мобильным. Решил взять именно новую машину, пусть и самую дешевую в то время, т.к. в подержанных не разбираюсь, а «кота в мешке» покупать не хотелось. Для меня тот автомобиль – самый лучший. Потому что первый! Отъездил на нем три года, за это время он меня не подводил, а наоборот, выручал. Я всегда с теплотой вспоминаю о своей «пятерке».

Виктория Лобода: моим первым автомобилем был новенький Москвич 2140, привезенный от московского дилера, с которым договаривались вазовцы из Тольятти, чтобы получить скидку (при цене машины в 9 тысяч получить скидку в 500 рублей по тем временам было круто). У него был совершенно шикарный цвет «Арго» – этакий синий металлик. Как раз тогда на московском заводе только-только вступило в строй новое окрасочное оборудование. На АВТОВАЗе тогда таких красивых цветов еще не было. А мой москвич стал практически эксклюзивным, потому что такого цвета их в городе оказалось всего два. Но оказалось, что брать машину по знакомству – это еще не страховка от заводского брака. У машины в коробке оказалось лишнее высверленное отверстие, из которого на дорогу вытекало масло. По приезду в Тольятти (первая тысяча километров) заметили — запаяли. В первую же самостоятельную длинную поездку на дачу (75 км) я умудрилась въехать в столб и повредить капот (причем столб ударил прямо в трамблер, и машина дальше не поехала). Справедливости ради, скажу, что за 7 последующих лет владения больше по моей вине кузов ни разу не страдал. Я называла автомобиль «Королева Марго», потому что цвет «арго» и потому что Москвич, и красивый. Виктор Пушкарев: мой первый личный авто был ВАЗ-21063 с пробегом около 150 тыс. км, выкупленный в 1995 году из служебного парка за 26 миллионов (!) рублей! Конструкция авто была до безобразия простая, ремонт «на коленке», сам делал «капиталку» двигателю. Машина ни разу серьезно не подводила, вспоминаю ее до сих пор с теплотой. Юлия Шведова: не знаю, можно ли считать первым автомобилем тот, которым тебе разрешено было рулить. Но я хорошо помню свою первую самостоятельную поездку, когда рядом не сидел папа. Автомобиль был Лада Приора, которую все ласково называли Ласточка. И я тоже называла, потому что больше всего боялась, что она сломается, пока я на ней еду одна, или что-нибудь начнет стучать, или не дай бог, нужно будет менять колесо. И поехала я в первую поездку сразу в другой город, Кинель. Я помню, что должна была докладывать чуть ли ни о каждом действии: приехала на заправку – позвони папе, доехала до Зеленовки — позвони папе =) В общем, мой путь тогда был о-очень долгим. Но я хорошо помню, как гордилась, что самостоятельно приехала к бабушке.

Сергей Целиков: мой первый личный автомобиль был «Ока» Камазовского производства. В начале 90-х. В памяти осталось, что он очень медленно разгонялся и часто ломался. Один раз я заглох на светофоре почти посреди перекрёстка. И долго не мог завестись. Меня «обсигналили» все, кому не лень. После этого какое-то время я испытывал страх именно заглохнуть на перекрёстке. Андрей Топтун: моя первая машина — ВАЗ-2104, цвета «Мальборо». Досталась в 1997 году с пробегом 110 тысяч после юрлица. И хотя она была годовалая, общее состояние было как после 5 лет современного каршеринга. С нее стартовали мои глубокие знания в области ремонта и конструкции авто. Самостоятельно поменяны были глушитель, крестовины, лобовое стекло, сиденья, вся ходовая, тормозная, рулевое и пр. Плюс полная наружная окраска! Расстался с ней ровно через полгода после двух ДТП в заднюю часть сразу после наружной окраски. После нее была восьмерка, и это был качественно другой автомобиль по всем параметрам.

Первый автомобиль и его создатель Карл Бенц

170 лет назад родился Карл Бенц — выдающийся немецкий инженер, пионер автомобилестроения. История его жизни и его изобретений кажется фантастической.

https://p.dw.com/p/11XiO

Имя это известно каждому человеку, который хоть в какой-то степени интересуется автомобилями. Карл Бенц (Carl Friedrich Michael Benz) по прову считается изобретателем автомобиля. Он получил первые в мире патенты на двухтактный бензиновый двигатель, систему зажигания, работающую от батареи, свечу зажигания, акселератор, карбюратор, сцепление, коробку передач, водяной радиатор охлаждения, — словом, на все основные узлы автомобиля.

От мастерской до мирового концерна

Талант инженера и изобретателя проявился у Карла Бенца очень рано, но его профессиональная карьера вовсе не была само собой разумеющимся делом. Он родился в небогатой семье. Отец, машинист паровоза, умер, когда Карлу было всего два года. Благодаря усилиям матери, отличным оценкам самого Карла и государственной стипендии, он окончил политехнический университет уже в возрасте 19 лет, затем, после семи лет работы на различных предриятиях, создал собственную фирму. Собственно, поначалу это была просто мастеская.

Первый автомобиль, ставший серийной моделью, был запатентован в январе 1886 года. Патент под номером 37435 был выдан на трехколесный самодвижущийся экипаж. С этого трицикла началась история мирового автомобилестроения. Свое изобретение Бенц оснастил бензиновым двигателем внутреннего сгорания.

Первый "автопробег" совершила жена изобретателя Берта. 5 августа 1888 года она вместе с детьми преодолела больше ста километров, чтобы навестить свою мать. На подъемах машину приходилось толкать, и легенда гласит, что именно после этого Берта подала идею мужу оснастить ее коробкой передач.

В 1926 году компания Бенца объединилась с компанией Daimler, также занимавшейся выпуском автомобилей. Все модели были переименованы: они стали называться "Mercedes-Benz " (это имя — Мерседес — было именем дочери одного из партнеров Даймлера).

Концерн и после смерти его основателя продолжал идти в авангарде автомобилестроения. В 1936 году началось производство легковых автомобилей с дизельным мотором. Первой моделью с дизельным двигателем стал Mercedes-Benz 260 D.

История дизельного двигателя продолжается

Дизельный двигатель назван в честь его разработчика — немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля (Rudolf Diesel). Этот двигатель обладает довольно высоким коэффициентом полезного действия, а топливо стоит дешевле бензина. И так как экономичность была одним из основных преимуществ дизельных двигателей перед бензиновыми, первыми об их использовании задумались производители грузовых автомобилей. В 1924 году на берлинской автовыставке немецкий концерн MAN представил модель, работающую на дизеле.

Благодаря снижению массы дизельного мотора, к возможности его использования решили присмотреться и производители легковых автомобилей. Особенно активно над решением этой задачи работали именно инженеры компании Daimler-Benz.

Первый автомобиль в мире: история создания

Benz Patent-Motorwagen

Любители автомобильной истории до сих пор ломают копья касательно титула первенца с двигателем внутреннего сгорания. Ведь наравне с трициклом (а первый автомобиль в мире был трехколесным) Карла Бенца почти одновременно миру была представлена очень похожая конструктивно повозка Готлиба Даймлера. Но фокус в том, что Даймлер рассматривал свой образец исключительно в качестве демонстрационного стенда. Тогда как Бенц всерьез планировал свое творение продавать. И, к слову, в итоге у него это получилось. Поэтому, первым автомобилем с ДВС принято считать именно машину Карла Бенца — Benz Patent-Motorwagen.

Первый автомобиль в мире — Benz Patent-Motorwagen

Дословно название переводится как «запатентованная моторная повозка Бенца». И, как бы ни странно прозвучало, трехколесная карета образца почти стасорокалетней давности была во многом вполне близка к современному автомобилю. Судите сами.

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года выпуска на параде Allgemeine Schnauferl Club в Мюнхене в 1925 году

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года выпуска на параде Allgemeine Schnauferl Club в Мюнхене в 1925 году (Фото: Scherl / Global Look Press)

«Под капотом» (а по факту — сразу за водителем) был установлен одноцилиндровый однолитровый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания мощностью примерно в одну лошадиную силу. Питал его примитивный испарительный карбюратор, где бензин для приготовления смеси испаряла пропитанная ветошь. В конструкции мотора, как и в любом ДВС на бензине, присутствовала свеча зажигания, индукционная катушка, трамблер, аккумуляторная батарея и дроссельная заслонка в виде ручного крана. Имелась также простейшая система водяного охлаждения. Правда, была она незамкнутого типа, и воду нужно было постоянно доливать. Система смазки также не отличалась замысловатостью: резервуар, подававший масло по каплям на несколько самых важных трущихся деталей. Привод ГРМ — ременной.

Крутящий момент от двигателя передавался на задние колеса с помощью мудреной системы шкивов, шестерен и ремней. Присутствовала и главная коническая передача (без дифференциала), а рядом располагался тормозной барабан, а также полуоси и примитивная подвеска на двойных полуэллиптических рессорах. Переднее колесо подвески не имело. Роль сцепления в машине выполнял простой двухпозиционный размыкатель, а огромное горизонтальное колесо маховика являлось по совместительству еще и ручным стартером. Генератора на Benz Patent-Motorwagen не было, как отсутствовала и коробка передач. О бензонасосе тоже речи не шло: топливо подавалось самотеком из бака, который был расположен над силовым агрегатом.

Создатель «Ford Motor Company» Генри Форд

Фото: autowp.ru

Действительно, Benz Patent-Motorwagen был первым автомобилем с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, поступившим в открытую продажу. Но, говоря об изобретении Бенца, нельзя не упомянуть основного конкурента — автомобиль Daimler Motorkutsche («Моторизованная карета Даймлера»). Эта очень схожая с Motorwagen конструкция увидела свет буквально на год позже, также претендуя на лавры революционной новинки. Однако Motorkutsche являл собой демонстрационный стенд для рекламы самого мотора, а не готовый продукт с прицелом на коммерческое производство.

Берта Бенц, жена изобретателя автомобилей Карла Бенца, сопровождаемая сыновьями Ойгеном и Рихардом, отправилась в первое в истории автомобилестроения путешествие на дальние расстояния

Берта Бенц, жена изобретателя автомобилей Карла Бенца, сопровождаемая сыновьями Ойгеном и Рихардом, отправилась в первое в истории автомобилестроения путешествие на дальние расстояния (Фото: Mercedes-Benz)

Кто изобрел автомобиль: история создания

Как понятно из самого названия, главным и единственным конструктором «Бенц-Моторвагена» был Карл Бенц, уроженец Германии. Все началось с основания им небольшой велосипедной мастерской. Однако мышечно-педальной тяги изобретателю показалось мало, и он начал трудиться над созданием двигателя внутреннего сгорания, который можно было бы установить на практически любой тип колесного шасси.

Важно отметить, что непосредственно двигатель с известным сегодня классическим циклом внутреннего сгорания придумал не Бенц. Родоначальником бензиновых ДВС был Николаус Отто, еще в 1866 году получивший патент на свое изобретение. И именно юридические ограничения не позволяли Бенцу во всеуслышание заявить о своей новинке вплоть до 1878 года. Когда буквально в день окончания действия патента Отто, 31 декабря, был зарегистрирован новый патент, уже на имя Бенца. Вообще, с правами на громкие изобретения всегда было непросто, и споры исследователей на тему, кого же считать первопроходцем в той или иной области, звучат регулярно.

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года

Карл Фридрих Бенц на своем первом трехколесном автомобиле 1885 года (Фото: Scherl / Global Look Press)

От первых тестовых образцов двигателей до постройки предсерийного экземпляра прошло еще несколько лет. К 1885 году был готов ходовой образец, а в 1886 году Карл Бенц получил свой главный патент за номером 37435 — уже на сам автомобиль Benz Patent-Motorwagen. А в 1888 первый в мире автомобиль начал предлагаться покупателю. Этот же год можно считать и днем рождения первой автомобильной рекламы. Когда жена изобретателя вместе с сыновьями исполнила демонстративный променад на самодвижущейся повозке между двумя немецкими городами.

Как выглядел первый автомобиль: фото и описание

Benz Patent-Motorwagen

Benz Patent-Motorwagen (Фото: Mercedes-Benz)

Несмотря на множество общих черт с современными машинами в плане общей технической концепции, внешне Benz Patent-Motorwagen напоминал скорее большой трехколесный велосипед. Ну, или открытую конную повозку без одного колеса. Ведь основой всему была пространственная рама наподобие велосипедной. Бенц позже открыто признавал, что компоновку и многие детали для своего детища он брал от упряжных повозок, да и пробы двигателя проходили на этой же нехитрой технике. Что вполне логично: других больших колесных транспортных средств, по сути, тогда и не существовало.

К раме крепилось широкое трехместное сиденье с площадкой для ног, за ним располагался мотоблок с системой передачи момента к колесам и простейшая зависимая подвеска. Переднее колесо упругих элементов не имело и фактически представляло собой обычную велосипедную вилку. В системе поворота применялась лишь пара угловых передач и промежуточная тяга между валом рулевого рычага в «салоне» и вилкой крепления колеса к раме. Все три колеса были многоспицевыми, по типу тех всё же велосипедных, а в качестве покрышек использовалось сплошное каучуковое кольцо.

Benz Patent-Motorwagen

Benz Patent-Motorwagen (Фото: Mercedes-Benz)

Первый автомобиль в России

Что до нашей страны, то по одной версии (она считается основной) первый автомобиль в России появился в 1891 году. Это был привезенный из Франции «Панар-Левассор». Однако согласно альтернативной трактовке событий, русская публика увидела чудо-технику в 1895 году, и это был не «Панар», а Benz Velo. Кстати, последний является глубоко модернизированной версией рассмотренного выше Benz Patent-Motorwagen и считается первым в мире серийным четырехколесным автомобилем.

Подробно о становлении автомобильной культуры в царской России рассказано в этом материале.

Как на самом деле был устроен первый автомобиль

Первым в мире автомобилем официально признан Benz Patent-Motorwagen немецкого конструктора Карла Бенца. Несмотря на почетный титул, устройство первенца мирового автопрома лишь местами перекликается с современными авто.

Субтильного вида сооружение на трех колесах, по-немецки тяжеловесно наименованное Benz Patent-Motorwagen, появилось в далеком 1885 году. Работая над машиной, Карл Бенц целенаправленно создавал коммерческий проект — имелось в виду, что она должна стать популярным товаром. Прошедшие с той поры 130 лет подтвердили, что великий немецкий механик имел и недюжинное предпринимательское чутье. Но чтобы утлая самобеглая коляска превратилась в пригодный для всеобщего использования транспорт, конструкторам предстояло сделать еще немало — пользоваться первым автомобилем было нелегко.

Предыстория

Свой бизнес Карл Бенц начинал с небольшой велосипедной мастерской Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik (позже переименована в Benz & Cie), которая в 1883 году принялась за серийное производство ДВС для сельского хозяйства и промышленности. А в 1885 году немецкий изобретатель получил самый важный в его жизни патент № 37435 на автомобиль, который получил имя Benz Patent-Motorwagen (чаще встречается сокращенное название — Motorwagen).

А начался первый автомобиль с мотора. По воспоминаниям самого конструктора, создание его первого автомобильного двигателя — четырехтактного одноцилиндрового агрегата — велось шесть лет. Поначалу Карл Бенц не имел право официально использовать свою разработку, так как подобная конструкция всё еще была защищена патентом Николауса Отто, изобретателя двигателя внутреннего сгорания. В 1878 году, в предновогодний день 31 декабря, по истечении срока патента Отто, Бенц сумел запатентовать бензиновый мотор с зажиганием от искры на свое имя.

autowp.ru_benz_patent_motor_car_7.jpeg

От создания первого бенцевского мотора до работоспособного автомобиля прошло около семи лет. За это время конструктор запатентовал систему зажигания с батареей в качестве источника энергии и искровую свечу зажигания, также были запатентованы сцепление и коробка передач, которые нашли применение на следующих моделях Бенца.

Как оно работало

Первый Benz представлял собой трехколесное транспортное средство со стальной трубчатой рамой. На нее крепилось деревянное подобие открытого кузова, где размещался водитель и один пассажир. Общий диван, обитый натуральной кожей, имел спинку и собственную подвеску в виде цилиндрических пружин и эластичных рычагов, выполняющих роль рессор.

autowp.ru_benz_patent_motor_car_12.jpeg

Как мы уже сказали, на Motorwagen устанавливался одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель мощностью 0,85 л. с. Охлаждение у мотора было водяное, но весьма специфичное. Циркуляции воды не было, она, подаваемая в рубашку цилиндра из специальной емкости, лишь орошала горячие внешние стенки цилиндра и затем испарялась. Естественно, воду приходилось доливать едва ли не чаще, чем бензин, — каждые несколько километров.

Система смазки также была до неприличия простой — масло с нескольких масленок элементарно капало на трущиеся детали силового агрегата.

Топливная система состояла из небольшого бензобака и карбюратора испарительного типа. Последний представлял собой цилиндрическую емкость с волокнами ветоши на дне. На нее самотеком подавался бензин, который тут же испарялся. Поднимающиеся вверх пары подхватывались потоком воздуха, засасываемого в цилиндр, и образовавшаяся таким образом топливная смесь уносилась в камеру сгорания. Роль дроссельной заслонки исполнял расположенный спереди под сиденьем водителя кран, регулирующий подачу воздуха во впускной трубопровод.

benz_patent_motorwagen_5.jpeg

Воспламенялась рабочая смесь искровой свечой с платиновыми электродами, внешне, кстати, очень похожей на современные свечи. Высокое напряжение на свечу подавалось индукционной катушкой Румкорфа, которая в модернизированном виде является основной частью системы зажигания и теперешних карбюраторных ДВС. Тогдашний аналог трамблера, который определял момент зажигания, приводился в движение специальным кулачком на промежуточном валу. Генератора не было — источником тока служила только аккумуляторная батарея, которую перед поездкой нужно было зарядить.

Свеча_Зажигания_как_сегодняшняя .JPG

Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие задние колеса через ременную и шестеренчатые передачи. Сначала с вертикального коленвала поток мощности через открытый конический редуктор направлялся на горизонтальный промежуточный вал, несший на себе шкив ременной главной передачи (и попутно — кулачки привода клапанов ГРМ и трамблера). На расположенный под полом кузова ведомый шкив ременной передачи (он же корпус дифференциала и тормозной барабан) момент передавался кожаным ремнем, закрученным по принципу ленты Мебиуса — работали одновременно две его поверхности. От спрятанного в шкиве дифференциала момент уходил на две колесные полуоси, с которых к колесам мощность передавалась парой "индивидуальных" цепей. Бенц отмечал, что ресурса тогдашних цепей ему хватало немногим больше чем на 100 км пробега.

benz_patent_motorwagen_4.jpeg

Эллиптические_рессоры_Задней_Подвески.JPG

Ведомый_Шкив_с_дифом_внутри_и_полуоси.JPG

Коробки передач у Motorwagen, как видите, еще не было. За размыкание колес и двигателя отвечало нехитрое устройство, управляемое рычагом, можно сказать, "предок" сцепления.

Руль в современном понимании слова у Motorwagen отсутствовал. Его роль выполнял рычаг с деревянной рукояткой на конце. Рулевой механизм, действующий по схеме шестерня-зубчатая рейка (практически так же, как сегодня!), управлял единственным передним колесом. Подвеска была только на задней оси в виде двух эллиптических рессор, установленных продольно по отношению к кузову. Спицованные колеса оборачивались в резиновые обода из цельнолитого каучука.

Долго заправляли и медленно ехали

Как же выглядел процесс управления этим конструктивно простым аппаратом? Перед поездкой шофер наливал воду в бачок для охлаждения, бензин в емкость возле карбюратора, масло в масленки. Чтобы завести авто, нужно было раскрутить рукой горизонтальный маховик, предварительно уменьшив вышеупомянутым краником под сиденьем водителя подачу воздуха в карбюратор (аналог педали акселератора). Когда двигатель завелся, шофер усаживался на диван и возвращал краник подачи воздуха в нормальное положение. Длинным рычагом возле сидения драйвер снимался с тормоза, освобождая заторможенный специальной лентой ведомый барабан. Подвинув дальше тот же рычаг, водитель переходил с "нейтрали" на единственную переднюю передачу, смещая приводной кожаный ремень со свободно вращающейся части ведомого шкива на часть, связанную с корпусом дифференциала. Автомобиль приходил в движение.

Справа_цилиндр_и_тяги_клапанов.JPG

Когда водитель самодвижущегося экипажа хотел притормозить, он тянул за тот же рычаг, смещая приводной ремень назад на свободно вращающуюся часть шкива, переводя трансмиссию в "нейтраль". Если шофер желал полной остановки, то он тянул рычаг еще дальше и приводил в действие ленточный тормоз, который замедлял барабан, а с ним и всю машину.

Наследники

Вторым автомобилем конструктора стал Benz Patent Motor-Wagen Nummer 2, отличавшийся от первенца доработанным силовым агрегатом. Объем двигателя вырос с 0,95 до 1,5 литра, а мощность увеличилась с 0,85 до 1,5 л.с. Третий экземпляр получил складную крышу, полноценный отдельный бензобак, эжекционный карбюратор привычного для нас типа (с диффузором и поплавковой камерой), двухступенчатую коробку передач, увеличенную на 12 см колесную базу.

В 1893 году появился первый четырехколесный Benz, а еще через год продукция немецкой фабрики впервые приняла участие в гонках. В 1895 году появились первые грузовик и автобус.

autowp.ru_benz_6_ps_1.jpeg

Развитие марки в неспокойном ХХ веке — это уже совсем другая история, а с третьим по счету Motorwagen связывают историю, ставшую хрестоматийной. О ней Карл Бенц поведал в своих мемуарах.

Как пишет автор, в 1888 году жена конструктора Берта Бенц, прихватив с собой сыновей, отважилась на самостоятельный пробег, да еще и втайне от мужа. Первая женщина-водитель запланировала и совершила поездку от города Мангейм в Пфорцхайм, расстояние между которыми составляло 106 км. Первый в автомобильной истории пробег не обошелся без неприятностей. Так, около городка Брухзаль на машине истерся и лопнул кожаный приводной ремень. Берта не растерялась и обратилась к местному сапожнику, который наложил латку и установил на место вышедшую из строя деталь (тогда ремни еще не перешли в разряд одноразовых "расходников", это случилось два десятилетия спустя). По пути путешественникам попался подъем, который автомобиль с тремя пассажирами на борту преодолеть не мог. Тогда за руль посадили младшего Бенца, а старший сын с мамой вытолкали повозку на холм. Надо сказать, что Берта Бенц отличилась недюжинной технической смекалкой. В дороге пробило изоляцию электрического провода зажигания. Для ее замены послужила обычная женская подвязка. Из-за низкого качества топлива на маршруте забивалась топливная магистраль, ее женщина якобы прочищала булавкой со шляпы. В качестве топливных заправок супруга изобретателя использовала аптеки, в которых лигроин продавался как лекарство от кожных хворей.

Как видите, привычный на сегодняшний день 100-километровый автопробег оборачивался для шофера целым приключением. На протяжении последующего столетия инженеры неустанно работали над упрощением обслуживания машины. О том, как эволюционировало ТО в течение ХХ века, читайте в нашей недавней публикации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *