Сколько машин было в ссср
Перейти к содержимому

Сколько машин было в ссср

  • автор:

Сколько автомобилей приходилось на 1000 жителей в СССР?

Парк-легковых-автомобилей-в-СССР

Перед распадом Советского Союза его легковой автопарк насчитывал около 17 млн единиц. Таким образом, на 1000 жителей тогда приходилось 59 машин. Эксперты агентства «АВТОСТАТ» приводят статистику по количеству автомобилей и обеспеченности ими в советских республиках. Рассмотрим, в каких из них автомобилизация была выше.

В 1991 году, т.е. перед распадом СССР, в стране числилось 16,9 млн легковых автомобилей. Такие данные содержатся в справочнике «Автомобильный рынок России: вчера, сегодня, завтра», изданном в 2003 году. Более половины (52,7%) от этого количества пришлось на РСФСР, где было зарегистрировано 8,9 млн легковых машин.

Около 18%, или 3 млн единиц, насчитывалось в Украинской ССР. На долю каждой из оставшихся союзных республик приходилось менее 5% советского автопарка. А самым малочисленным парком тогда располагала Молдавия – 170 тыс. машин. В этой советской республике, наряду с Узбекистаном и Таджикистаном, была и наименьшая обеспеченность легковыми автомобилями – всего 40 штук на 1000 жителей.

А самая высокая степень автомобилизации населения наблюдалась в Прибалтике. Так, в Эстонии на тысячу человек было 138 легковых машин, а в Литве – 122. Иными словами, автомобиль тогда был у каждого седьмого эстонца и каждого восьмого литовца. Также очень высоким (по меркам Союза) был этот показатель в Грузии (96), Армении (91) и Латвии (89).

В России в то время степень автомобилизации населения была чуть выше, чем в среднем по СССР. В 1991 году на 1000 человек в РСФСР приходилось 60 легковых машин, т.е. автомобиль тогда был у каждого семнадцатого жителя. По этому показателю она делила шестую строчку – вместе с Туркменией.

Напомним, что сейчас на 1 тысячу жителей в Российской Федерации приходится 309 легковых машин, т.е. в среднем у каждого третьего россиянина есть автомобиль. А еще в России осталось более 3 млн легковых автомобилей, произведенных во времена СССР, т.е. до 1992 года.

Быстро узнать стоимость нового автомобиля на рынке можно на сайте «Цена Авто», а подержанной машины – с помощью калькулятора «Оценить авто».

Подсчитали, сколько автомобилей приходилось на 1000 жителей в СССР

В современной России автомобиль есть у каждого третьего жителя. А как обстояли дела в советском союзе? Ответ на этот вопрос дали специалисты «АВТОСТАТа».

Поделиться:

Подсчитали, сколько автомобилей приходилось на 1000 жителей в СССР

В легковом автопарке СССР перед самым распадом насчитывалось порядка 17 млн машин. Путём нехитрых вычислений узнаём, что на тысячу жителей в то время приходилось 59 авто.

На продажу выставили купе Dodge из СССР

На продажу выставили купе Dodge из СССР

Для сравнения, сегодня этот показатель намного выше — 309 легковушек на тысячу человек. Так в каких же советских республиках автомобилизация была развита лучше других?

Свыше половины всех легковых машин можно было встретить в РСФСР – 8,9 миллиона или почти 53 процента. В 1991-ом на тысячу жителей здесь приходилось 60 легковушек. А это значит, что автомобиль имелся у каждого 17-го.

На Украинскую ССР приходилось 18%, что эквивалентно 3 млн машин. Оставшиеся республики могли похвастаться более скромной долей – до пяти процентов.

Меньше всего автомобилей было зарегистрировано в Молдавии – всего 170 тысяч. Это сорок легковушек на каждую тысячу жителей.

Больше всего машин насчитывалось в Прибалтике: 138 легковушек на тысячу жителей в Эстонии и 122 – в Литве. Получается, что легковым автомобилем в те года владел каждый седьмой эстонец и каждый восьмой литовец. Неплохие показатели также фиксировались в Грузии и Армении – 96 и 91 соответственно.

Ранее наш портал рассказывал, сколько процентов россиян довольны своими китайскими авто. Претензий к своим машинам с логотипами поднебесных марок не имеют около 83% опрошенных.

Войдите для комментирования
Регистрация
Выбор редакции

В России могут кардинально измениться правила продажи новых автомобилей в 2024 году

В РОАД озвучили причину для массовых банкротств российских автодилеров в 2024 году

АВТОВАЗ запустил продажи новой Lada Vesta Sportline по цене от 2,18 миллиона рублей

Продажи обновленного гибридного кроссовера Chery Tiggo 8 Pro запустят в России в ноябре 2023 года

В России запустили официальные продажи Geely Coolray нового поколения по цене от 2,6 млн
11 Января, 2021 г.

Внедорожник Lada 4×4 получил новое название

Компания «АвтоВАЗ» сообщила, что переименовала модель Lada 4×4, возвратив ей первоначальное наименование Niva.

Таким образом, теперь автомобиль именуется Lada Niva Legend. Такой информацией в понедельник, 11 января, поделился пресс-центр российского автопроизводителя. Кроме нового названия машина обзавелась другими накладками вытяжной вентиляции на задних стойках. Niva Legend предлагается в более чем 10 вариантах исполнения. Все вариации модели могут быть оснащены комплектом «Комфорт», состоящим из центрального замка с пультом дистанционного управления, сигнализации с обратной связью, акустики с разъёмами формата USB и AUX. В свою очередь, техническое оснащение внедорожника никак не изменилось, его как и раньше в движение приводит 83-сильный агрегат объёмом 1,7 литра, который функционирует совместно с 5-скоростной МКПП. Напомним, что LADA 4×4, а нынче Niva Legend является российской машиной, имеющей несущей кузов и постоянную полноприводную систему. Отметим, что данная модель встала на конвейер 5 апреля 1977 года. © Lada Помимо этого некоторое время назад отмечалось, что российская компания «АвтоВАЗ» объявила о прекращении продаж начальной комплектации модели LADA Granta. Следует подчеркнуть, что это касается только автомобиля в кузове хэтчбек.

© 2007-2024.
Сетевое издание «CarsWeek» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25 апреля 2017 года.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-69477. Учредитель: Богачков Сергей Григорьевич. Главный редактор: С. Г. Богачков.
Электронная почта редакции: bogachs@yandex.ru . Телефон редакции: +7-915-979-14-25.
Использование материалов сайта разрешается только с установкой активной гиперссылки на CarsWeek.ru. 16+

Сколько автомобилей было у населения в СССР, в каких республиках машин было больше

Приобрести автомобиль в СССР было сложно несмотря на то, что в стране работали сразу несколько автозаводов. И дело даже не в стоимости авто и наличия денег у желающих купить машину. А в том, что автомобилей на всех не хватало.

И все же в одних республиках дела с обеспеченностью граждан автомобилями обстояли лучше, а в других – хуже.

Изучив статистические сборники Страны Советов, корреспонденты агентства Top-RF.ru выяснили, сколько машины было у жителей СССР, в каких республиках уровень автомобилизации был выше, а где он хромал.

Сколько машин было у жителей в СССР

Судя по данным статистики, в 1970 году в личной собственности у граждан Советского Союза находился всего 1 млн 395 тысяч 300 автомобилей.

«Однако автомобильная промышленность в СССР набирала обороты постепенно и число легковых автомобилей у населения росло», — говорит обозреватель агентства Top-RF Андрей Михайлов.

Так по итогам 1980 года у жителей страны стало уже 8 млн 217 тысяч 500 машин, а в 1988 году – 15 млн 084 тысячи 100 авто.

По проселкам и магистралям Страны Советов разъезжали статусные «Волги», сновали классические «Жигули», их менее престижные братья — «Москвичи», а также «ушастые» и «горбатые» «Запорожцы».

В каких республиках СССР было больше автомобилей

Если сравнивать число легковых машин по союзным республикам, что можно составить следующую таблицу:

Число пассажирских легковых автомобилей в личной собственности по союзным республикам

(на конец года, тысяч штук)

Интересные факты о продажах машин в СССР

Как граждане покупали и эксплуатировали автомобили в советское время

Купить машины в СССР (конец 1980-х не в счет) каждый желающий не мог. Не из-за того, что у людей не было денег, а из-за того, что не было достаточного количества машин.

Взять и поделить

Большая часть автомобилей распределялась. Сначала Советами министров республик, дальше рай- и горисполкомами. Автомобили получали чиновники, труженики села и леса, передовики производства, военные, ДОСАФФ — и только остатки поступали в продажу через магазины.

Вот данные на 1975 год. Из 725 000 произведенных автомобилей лишь 20 000 машин можно было купить через магазины типа «Березка». Причем на всю страну этих магазинов было всего 180. В основном, в крупных городах.

Автомобилей производилось мало, на большую страну не хватало. АвтоВАЗ был должен решить эту проблему, но цифры всё равно не впечатляли. На 241 миллион жителей СССР в 1970 году было всего 1 949 000 легковых автомобилей. Это с учётом такси (89 700 авто) и служебных машин (464 000 авто). Личных автомобилей было всего 1 395 300 штук. Примерно 5,5 автомобилей на 1000 человек. Это, как вы понимаете, очень мало. Сейчас для сравнения в среднем по России примерно 300 автомобилей на 1000 человек. Это более чем в 50 раз больше!

Читайте также

Комиссионка: дороже, чем с конвейера

Впрочем, возможно, что цифры автомобилизации СССР даже завышены, потому что есть подозрение, что статисты считали не только новые машины, но и бэушные, проданные через комиссионки, то есть многие машины были посчитаны дважды или даже трижды и это считалось увеличением автопарка.

Кстати, известный факт, что в связи со всеми вышеописанными особенностями, подержанные автомобили в комиссионках продавались дороже, чем новые. Причем сильно дороже, иногда в 2 раза. Если новая «Волга» в магазине стоила 9000 рублей, через комиссионку её продавали за 17−18 тысяч, а «Москвичи» за 9−10 тысяч при цене нового 412-го в 5200 рублей.

Часто машины покупались в Москве и Ленинграде и увозились спекулянтами на перепродажу в республики: Прибалтику, Грузию, Узбекистан, Армению и так далее.

Журналист Андрей Воскресенский рассказывал случай про своего знакомого, которому в 1975 году посчастливилось стать обладателем «тройки» (ВАЗ-2103). Ему предлагали обменять машину на генеральскую дачу в Красково — это недалеко от МКАД под Люберцами. Но он отказался, сказав, что дача есть у всех, а «трёшка» — это редкость. Этот случай очень ярко характеризует то время.

Машина покупалась не на 2−3 года, как сейчас. Машина покупалась на десятилетия, на всю жизнь, чтобы потом передать детям.

Оптом и в розницу

Ещё стоит сказать, что наценка на машины была бешеной. Розничные цены были выше оптовых на 200−300%.

Из официального документа (Прейскуранта № 21−01 от 13 апреля 1972 года) известно, что оптовая цена на один из самых дешевых автомобилей — ЗАЗ-966В — составляла 1500 рублей. В рознице же машину продавали за 3000 рублей, а спекулянты на вторичке за 5−6 тысяч. То есть переплата для тех, кто покупал машину в комиссионке, была 400%! Машина была самой настоящей инвестицией. На «Волги» государственная торговая наценка была и вовсе 320% (оптовая цена 2650 рублей, розничная — 8480 рублей).

Читайте также

Муки сервиса

Стоит также сказать и о том, что ждало людей после покупки автомобиля. После покупки автовладельцев ждало обслуживание. Вот только запчастей не было, СТО тоже не хватало. Чтобы не быть голословным, обеспечение запчастями составляло всего 37%. Запчасти в автомагазинах ждали месяцами, так как основная часть распределялась по гаражам и станциям технического обслуживания.

Но доступ к СТО у людей тоже был весьма ограниченный. Во-первых, станции техобслуживания были только в крупных городах, всего в 1972 годы было 694 СТО на весь СССР (а это на секундочку 1/6 часть всей обитаемой суши). Разумеется, на СТО были очереди, а из-за того, что альтернативы не было, чинили там порой хуже, чем автолюбитель-владелец мог починить машину сам во дворе по книжке. В общем, типичная проблема сферы обслуживания в отсутствии конкуренции.

Лучше пешком

Да, кстати, вот ещё интересный факт. Журнал «За рулём» подсчитал стоимость владения автомобилем. В 1976 году — 6 рублей, а 100 км пробега обходились в 26,4 копейки. Кстати, исходя из этих цифр можно сделать вывод о том, что среднегодовой пробег был всего 2270 км.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

В Ростовской области стартовала весенняя посевная кампания

Традиционным ДВС пока нет альтернативы, но только пока

Вслед за запретом «неофициального» импорта автомобилей могут перекрыть и поставки запчастей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *