Что такое атомный ледокол
Перейти к содержимому

Что такое атомный ледокол

  • автор:

Атомные ледоколы

Суда, построенные специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Ледоколы — суда, способные плавать по покрытым льдом водами, ломая лёд специально приспособленным носом (в ряде случаев — и кормой). Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. Они были сконструированы в СССР для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в частой дозаправке, которая может возникнуть в плавании во льдах, когда такой возможности нет, или такая дозаправка сильно затруднена.

Атомные ледоколы

Тип ледокола – атомный с турбоэлектрической установкой, четырьмя палубами, двумя платформами, пятиярусной средней надстройкой и двумя мачтами.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕДОКОЛА

  • Длина наибольшая-150 м
  • Ширина наибольшая-30 м
  • Высота корпуса, м-17, 2
  • Осадка, м-11,0
  • Водоизмещение полное-23000 т
  • Толщина корпуса-от 32мм до 48мм по ледовому поясу
  • Скорость во льду, -2,25м-при скорости 2 узла
  • Скорость в чистой воде, узлов-20,8
  • Скорость во льду-от 2 до 20,8 узлов
  • Мощность главной установки-75000 л.с.

Ледокол обладает хорошей управляемостью и маневренностью, имеет плавную качку.

Непотопляемость ледокола удовлетворяет требованиям Правил Регистра при затоплении двух любых отсеков. Корпус ледокола разделен 8 переборками на 9 водонепроницаемых отсеков. По всей длине помещений энергетической установки (ЭУ) установлены продольные водонепроницаемые переборки, образующие второй борт. Отдельные наиболее важные помещения ледокола выделены в самостоятельные водонепроницаемые контуры.

Корпус ледокола выполнен из специальных легированных сталей, для защиты корпуса от коррозии наружная поверхность подводной части покрыта специальной краской "Инерта-160".

Противопожарная защита ледокола выполнена в соответствии с Правилами Регистра и обеспечивается конструктивными мероприятиями по разделению ледокола на четыре вертикальные зоны, а также применением негорючих и трудносгораемых материалов, установкой автоматической пожарной сигнализации, оборудованием комплекса противопожарных систем – водяной, химической, пенотушения и необходимого противопожарного имущества.

Помещения ледокола, относящиеся к категории взрывоопасных (хранилища авиатоплива, ангар, пост выдачи топлива, аккумуляторные, помещения зарядных преобразователей, электрогазосварочных работ) оборудованы взрывобезопасной электроарматурой, системой пожарной сигнализации, средствами пожаротушения и вентиляцией.

Для удовлетворения требований по защите окружающей среды на ледоколе установлены

  • установка для сжигания судовых отходов СП-50 производительностью 50 кг/ч по мусору и 50 кг/ч по нефтеотходам;
  • пять автоматизированных установок для очистки и обеззараживания сточных вод типа ЭОС-5 производительностью по 5 куб.м/сутки и шесть автоматизированных установок типа ЭОС-15 производительностью 15 куб.м/сутки в системе сточных вод;
  • два автоматизированных сепаратора отстойного типа и два сепаратора трюмных вод с предвключенными механическими фильтрами в осушительной системе.

В качестве спасательных средств на ледоколе используются две закрытые спасательные пластмассовые моторные шлюпки и надувные спасательные плоты ПСН-10МК, имеется также рабочий буксирный катер "Орлан". Имеется комплекс систем и устройств, включая ангар, обеспечивающий эксплуатацию вертолета.

Для размещения штатного экипажа ледокола предусмотрены 155 кают, в том числе: 11 блок-кают для старшего комсостава, 123 одноместных кают, 17 двухместных кают и 4 шестиместных кают, всего на 189 человек. Кроме того, для питания, отдыха и проведения досуга экипажа предусмотрены столовая на 84 чел., кают-компания на 88-90 чел., клуб на 108 чел. и три салона для отдыха.

Обитаемость экипажа обеспечивается системами кондиционирования воздуха, пресной и забортной воды, вентиляции, сточно-фановой, рефрижерации.

На ледоколе установлены новейшие средства радиосвязи и электрорадионавигации: спутниковые радиотелеграфная и радиотелеграфнотелефонная установки средних, коротких, промежуточных и ультракоротких волн, станция коллективного приема телевидения "Экран-М1", комплекс телевещательной аппаратуры "Глобус-4", РЛС, средство автоматической радиолокационной прокладки, гирокомпас, радиопеленгатор, эхолот, электрический лаг, переносные шлюпочные радиостанции и др. приборы связи.

Ядерная энергетическая установка

Ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) атомного судна состоит из одной или двух автономных атомных паро-производящих установок (АППУ), паротурбинной (ПТУ) и гребной электрической установок (ГЭУ), двух судовых электростанций, вспомогательных механизмов, обслуживающих систем, судовых устройств и оборудования.

Типы АППУ

С 1959 года на атомных судах эксплуатировались 5 типов атомных паропроизводящих установок: ОК-150, ОК-900, ОК-900А,КЛТ-40 и КЛТ-40М.

Типы АППУ, эксплуатируемые на атомных судах

Тип АППУ,
название судна

Атомные ледоколы-легенды

Атомный ледокол «Ленин» стал первым в истории гражданским судном с ядерной энергетической установкой, и потому его достижения со времени ввода в строй действующего флота вплоть до появления новых отечественных атомоходов гражданского назначения становились уникальными, а некоторые до сих пор непревзойденными. Вступивший в строй 3 декабря 1959 года, атомоход «Ленин» до сих пор остается единственным ледоколом, на котором была произведена замена одной ядерной энергетической установки на другую. Этот ледокол впервые произвел доставку и высадку зимовщиков на льдину, обеспечив организацию дрейфующей полярной станции «СП-10» в 1961 году. На долю «Ленина» и его экипажа выпало начать первую продленную навигацию на главной трассе Севморпути Мурманск-Дудинка-Мурманск в 1970 году. Через полгода атомоход осуществил совместно с ледоколом «Владивосток» сверхранний высокоширотный переход по Северному морскому пути до порта Певек. На счету экипажа «Ленина» и первый Ямальский экспериментальный рейс к мысу Харасавэй в 1976 году, куда доставил грузы для газодобытчиков дизель-электроход «Павел Пономарев» под проводкой атомохода. «Ленин» первым из атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации. 10 апреля 1974 года атомный ледокол «Ленин» был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина.

Атомный ледокол стал настоящей кузницей кадров для всего атомного флота. Только за первые 20 лет эксплуатации на судне прошло подготовку 1327 человек, которые впоследствии работали на других атомоходах и в береговых структурах атомного флота. Эти люди продолжали и достойно развивали лучшие традиции атомного ледокольного флота, заложенные на первом атомоходе, а имена выдающихся командиров первого атомного капитанов Павла Акимовича Пономарева, Бориса Макаровича Соколова, главного механика Александра Калиновича Следзюка навечно вписаны в историю освоения Арктики. Атомный ледокол «Ленин» стал и первым отечественным судном-памятником с ядерной энергетической установкой, который ошвартован к причалу у морского вокзала города-героя Мурманска 5 мая 2009 года и за эти годы стал одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Мурманска. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» ФГУП «Атомфлот» получил официальный статус памятника истории и культуры. 13 января 2016 года в Минюсте России зарегистрирован приказ министра культуры РФ Владимира Мединского о включении выявленного объекта культурного наследия «Атомный ледокол «Ленин» в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения.

Атомный ледокол «Арктика»

Первые на Полюсе

17 августа 1977 года впервые в активном надводном плавании во льдах экипаж атомного ледокола «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Сбылась мечта многих поколений моряков всего мира. Задача, сравнимая по своей масштабности и значимости с такими революционными прорывами в научно-техническом прогрессе, как полет человека в космическое пространство, была успешно решена отечественными мореплавателями, чье судно было оснащено самой совершенной по мощности, эффективности и экологичности силовой установкой, состоящей из двух атомных реакторов. 14 сентября 1977 года атомный ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции.

И до, и после легендарного похода «Арктика» совершила немало выдающихся рейсов, которые кардинальным образом изменили представления о возможностях арктического мореплавания. Среди них экспериментальный рейс атомохода с ледоколом «Мурманск» к полуострову Ямал в феврале 1977 года. Самыми трудными, но успешными в биографии ледокола и его экипажа были операции по выводу из сильнейших сжатий льда на чистую воду транспортных судов в Чукотском море осенью 1983 года, когда в восточном районе Арктики была самая тяжелая за весь ХХ век ледовая ситуация. Экипажем ледокола в разные годы руководили такие выдающиеся капитаны как Юрий Сергеевич Кучиев, Василий Александрович Голохвастов, Анатолий Алексеевич Ламехов.

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть»

Уникальный атомный транспорт

Это грузовое судно с ядерной энергетической установкой было не первым, но на сегодня оно остается единственным на Земле действующим атомным транспортом. Отчасти предшественник «Севморпути» атомное грузопассажирское судно «Саванна», давно переоборудовано американцами в музей. По причине экономической неэффективности статус ядерного транспорта утратил и немецкий грузовоз «Отто Ган».

Построенное в 1988 году на Керченском заводе, судно имеет впечатляющие размеры. Первые годы эксплуатации атомного лихтеровоза–контейнеровоза на международных линиях Одесса – Вьетнам – Владивосток, Владивосток – КНДР и других показали, что «Севморпуть» может работать в любом районе мирового океана. Но основная деятельность атомного транспорта проходила в районе плавания, имя которого он носит. Несколько лет уникальное судно успешно обеспечивало грузоперевозки на ведущей трассе Северного морского пути Мурманск – Дудинка – Мурманск, заменяя на грузоперевозках данного направления 2–3 специализированных сухогруза.

С 2007 года атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» оказался невостребованным в акватории Северного морского пути. В декабре 2013 года генеральным директором Госкорпорации «Росатом» Сергеем Кириенко было принято решение о восстановлении судна. В декабре 2015 года «Севморпуть» успешно прошел ходовые испытания. После ввода в эксплуатацию перед судном стоят задачи в том числе и коммерческие. Появляются заказы и по линии Министерства Обороны — это обеспечение развертывания присутствия военных группировок в Арктике, восстановление инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца–Иосифа и других районов Крайнего Севера.

9 июня 2016 года атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» вернулся из первого рейса за последние десять лет. 6 мая уникальное транспортное судно с ядерной энергетической установкой вышло из порта Мурманск в направлении острова Котельный. В бухте Темп состоялась выгрузка на припайный лед 5,8 тыс. тонн груза. Круговой рейс был определен в 40 суток. Экипаж атомного лихтеровоза «Севморпуть» продемонстрировал готовность работать в установленные сроки, что важно для потенциальных заказчиков.

В порт Мурманск атомный лихтеровоз «Севморпуть» доставил около 1,6 тыс. тонн груза: отходы строительного производства, мусор, металл и автотехнику. Министерство обороны и их подрядчики принимают активное участие в реализации президентской программы очистки Арктики с целью создания благоприятных условий дальнейшего освоения территорий без нанесения вреда природной среде.

Атомные ледоколы России

Основное назначение атомных ледоколов – обеспечение навигации для других судов на Северном морском пути, который является кратчайшим между Западом и Востоком. Использование атомоходов – это быстрый, безопасный и экономически наиболее выгодный вариант. Вместе с транспортировкой грузов, российские атомные ледоколы участвуют в экспедициях, иногда привлекаются к спасательным операциям и даже перевозят туристов.

Сейчас в активной эксплуатации находятся атомные ледоколы 2-х типов:

  • тип "Арктика" (суда "Ямал" и "50 лет Победы") с двумя реакторами;
  • тип "Таймыр" (суда "Таймыр" и "Вагач") с одним реактором.

Также в составе атомного флота есть контейнеровоз «Севморпуть».

Оператором все судов является ФГУП «Атомфлот», которое входит в госкорпорацию «Росатом».

«Ямал»

Атомоход, относящийся к типу "Арктика", был заложен в середине 80-х и спущен на воду в 1989 году. Тогда он еще носил название "Октябрьская Революция". При вводе в строй в 1992 году ледокол уже был переименован в "Ямал".

Рассчитан на преодоление ровного льда предельной толщиной 2,8 метра, с устойчивой скоростью 1—2 узла. Может ломать лед, двигаясь в обоих направлениях.

Судно оснащено современными системами спутниковой навигации и связи, включая доступ в интернет. Изначально ледокол не был спланирован для перевозки туристов. Однако, сейчас он заодно используется как круизное судно. И для экипажа, и для туристов есть спортивный зал, бассейн, сауна, больница и созданы другие необходимые условия комфортного времяпрепровождения.

На пороге 2000 года ледокол совершил экспедицию к Северному полюсу и стал 7-м в мире кораблем, достигшим этой точки Земли.

  • Водоизмещение: 21 000 т (стандартное), 23 460 т (полное)
  • Длина: 147,9 м
  • Ширина: 30,0 м
  • Высота: 55,0 м, 17,2 м (борта на миделе)
  • Осадка: 11,0 м
  • Двигатели: 2 ядерных реактора ОК-900А по 171 МВт, 2 турбины ТГГ-27,5 ОМ5 с генераторами переменного тока, 3 гребных электродвигателя
  • Мощность: 55 МВт (75 000 л.с.) на валах
  • Движитель: 3 гребных винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
  • Скорость ход: 21,0 узел (полная) по чистой воде
  • Автономность плавания: 4 года (перезагрузка топлива), 7,5 мес. (по запасам провизии)
  • Экипаж: 145 человек, уменьшен до 106 человек
  • Пассажировместимость: 128 человек

«50 лет Победы»

Этот атомный ледокол тоже относится к типу "Арктика" и является крупнейшим среди существующих. Как и "Ямал", при закладке в 80-х он носил другое название: "Урал". В преддверии спуска на воду в 1993 году его переименовали в "50 лет Победы". Однако достроен и введен в эксплуатацию он был только в 2007 году.

Ледокол преодолевает толщину льда до 2,8 м. Наряду с обеспечением прохода караванов, он используется в качестве арктического круизного судна. На судне есть спортзал, библиотека, бассейн, ресторан и т.д.

В плане технического оснащения "50 лет Победы" сильно отличается от предшественников своего типа. Для автоматического управления используется современная цифровая система, с целью безопасной работы атомной установки применяется модернизированный комплекс биозащиты.

  • Водоизмещение: 22 500 т (стандартное), 25 840 т (полное)
  • Длина: 159,6 м
  • Ширина: 30,0 м
  • Высота: 55,0 м, 17,2 м (борта на миделе)
  • Осадка: 11,0 м
  • Двигатели: 2 ядерных реактора ОК-900А по 171 МВт, 2 главных турбины ТГГ-27,5 ОМ5 постройки 1991 года мощностью 2 x 27 600 kW
  • Мощность: 55 МВт (75 000 л. с.) на валах
  • Движитель: 3 гребных винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
  • Скорость хода: 21,0 узел (полная) по чистой воде
  • Автономность плавания: 4 года (перезагрузка топлива), 7,5 мес. (по запасам провизии)
  • Экипаж: 138 человек, уменьшен до 106 человек
  • Пассажировместимость: 128 человек
  • Регистровый тоннаж: 23 439 брт, 7032 нрт

«Таймыр»

"Таймыр", относящийся к одноименному типу атомных ледоколов, был построен в конце 80-х в Финляндии, однако силовая установка советского производства устанавливалась уже в Ленинграде. Введен в эксплуатацию в 1989 году.

За счёт мощности в 50 тыс. лошадиных сил "Таймыр" ломает лед толщиной до 1,77 метра при скорости 2 узла. Ледокол отличается уменьшенной осадкой, что позволяет ему проводить суда в устья рек, впадающих в Северный ледовитый океан.

  • Водоизмещение: 20 тыс. тонн
  • Длина: 151,8 м (наибольшая)
  • Ширина: 29,2 м (наибольшая)
  • Высота: 15,2 м
  • Осадка: 8,1 м
  • Двигатели: атомная турбоэлектрическая (два турбогенератора ГТА 6421-ОМ5)
  • Мощность: 2 × 18400 кВт
  • Движитель: 3 винта фиксированного шага со съемными лопастями
  • Скорость хода: 18,5 узла (33,3 км/ч)

«Вайгач»

Ледокол "Вайгач" с уменьшенной осадкой тоже относится к типу "Таймыр" и предназначен для обслуживания судов, заходящих в устья рек. Он был построен в Финляндии, работы завершались в Ленинграде, ввод в эксплуатацию состоялся в 1990 году.

Как и в случае с "Таймыром", мощность атомохода "Вайгач" составляет 50 тыс. л.с. , он ломает лед толщиной 1,77 метра при скорости 2 узла. В основном "Вайгач" используется для сопровождения судов, перевозящих продукцию "Норильского никеля" и также лес и руду из Игарки в Диксон.

  • Водоизмещение: 20791 тонн
  • Длина: 151,8 м
  • Ширина: 29,2 м
  • Высота: 15,2 м (высота борта)
  • Осадка: 8,1 м
  • Двигатели: атомная турбоэлектрическая, 2 × ГТА 6421-ОМ5
  • Мощность: 50 000 л. с.
  • Движитель: 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
  • Скорость хода: макс. 18,5 узла на воде
  • Автономность плавания: 120 суток (по провизии)
  • Экипаж: 89 человек

Контейнеровоз «Севморпуть»

Это единственное в мире судно с атомной силовой установкой, предназначенное для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах. Толщина льда, которое преодолевает судно, составляет 1 метр. Помимо Арктики, судно может работать в теплых морских водах.

"Севморпуть" был спроектирован в 1978 году в Ленинграде, построен в Керчи и введен в строй в 1988 году. Изначально он работал на маршрутах между Одессой и Владивостоком через КНДР и Вьетнам.

В 2000-х годах лихтеровоз прекратил работу и даже был списан. Н после комплексного переоснащения атомный контейнеровоз вернулся к работе в 2016 году. Сейчас он перевозит грузы по Северному морскому пути между Санкт-Петербургом и Петропавловск-Камчатским. Также, наряду с транспортировкой коммерческих грузов, "Вайгач" задействован для материального обеспечения арктических гарнизонов Минобороны.

  • Водоизмещение: 61,88 тыс. тонн
  • Длина: 260,1 м
  • Ширина: 32,2 м
  • Высота: 18,3 м (высота борта)
  • Осадка: 11,8 м
  • Двигатели: атомная турбинная ГТЗА 684 ОМ5
  • Мощность: 29420 кВт (39436 л.с.)
  • Движитель: 1 винт регулируемого шага с 4 лопастями
  • Скорость хода: макс. 20,8 узла
  • Регистровый тоннаж: 74 лихтера типа LASH или 1336 20-футовых контейнеров

Строящиеся атомные ледоколы

На сегодняшний день на верфях "Балтийского завода" возводятся три универсальных двухреакторных ледокола проекта 22220.

Их отличительная особенность: двухосадочная конструкция, благодаря чему они могут курсировать водах Арктики, преодолевая лед толщиной до 3 метров, и заходить в устья сибирских рек.

Все три атомохода – "Арктика", "Сибирь", "Урал" – уже спущены на воду. Ввод в эксплуатацию планируется завершить до 2022 года.

Использование на судне автоматизированной системы контроля топлива позволяет значительно сократить расходы на его эксплуатацию

Получить решение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *