Как открутить шкив коленвала
Перейти к содержимому

Как открутить шкив коленвала

  • автор:

Как открутить шкив коленвала

В ремонте двигателя внутреннего сгорания снятие шкива коленвала является одной из самых сложных операций. Деталь важная и весьма надёжная. В обслуживании нуждается редко. Однако, когда надо снять шкив коленвала, возникает масса трудностей. Из материала вы узнаете: что это за деталь и где она находится, зачем её снимать, в чём сложность, в какую сторону и чем крутить крепёж, как правильно установить запчасть обратно.

Что такое шкив коленвала?

Картинка 1. Шкив коленвала

Шкив коленвала — это элемент двигателя внутреннего сгорания, который служит для приведения в действие систем автомобиля. Источником энергии выступает коленчатый вал, на котором эта деталь и установлена. Во время работы двигателя часть выработанной им энергии отбирается и используется для привода оборудования, соединённого со шкивом ремнём или цепью. В зависимости от конструктивных особенностей двигателя от шкива могут приводиться в действие следующие узлы: ● газораспределительный механизм; ● помпа системы водяного охлаждения; ● генератор; ● насос гидроусилителя рулевого управления; ● система кондиционирования салона автомобиля; ● компрессор; ● масляный насос; ● система зажигания (контактная); ● система подачи топлива. Поскольку этот шкив вращается абсолютно синхронно с коленчатым валом, его удобно использовать для установки датчиков. В некоторых двигателях так работают, например, датчики положения и скорости вращения коленвала. Также шкив может служить опорным элементом для установки натяжных роликов и механизмов, обеспечивающих регулировку или самонатяжение приводного ремня.

Где находится шкив коленвала?

Картинка 2. Коленвал

Расположение шкива коленвала — зависит от конфигурации трансмиссии автомобиля. На всех двигателях деталь находится непосредственно на коленчатом валу со стороны, противоположной от маховика. В машинах с задним приводом расположение двигателя обычно продольное, а сцепление и КПП крепится к ним сзади. Соответственно, шкив коленвала следует искать спереди. В переднеприводных автомобилях используется поперечное расположение силового агрегата. Шкив может быть с левой или правой стороны, в зависимости от места установки сцепления. Определить нахождение шкива коленвала легко можно при визуальном осмотре подкапотного пространства. Если их несколько, то нужная деталь обычно самая большая по диаметру, и расположена ниже остальных. Чтобы добраться до шкива коленвала на двигателе с продольным расположением, потребуется смотровая яма, эстакада или подъёмник. У переднеприводных автомобилей с поперечной ориентацией мотора к этой детали обычно удаётся открыть доступ через снятое соответствующее переднее колесо.

Зачем снимают шкив коленвала?

  1. На шкиве образовались трещины, деформации и другие дефекты.

Также без демонтажа этой детали невозможно выполнить капитальный ремонт двигателя, предполагающий снятие коленвала.

Почему возникают трудности при снятии шкива?

Картинка 3. Шкив коленвала

Перед тем, как снять шкив коленвала, следует подготовиться к проблемам, которые могут возникнуть в процессе работы. Это позволит осуществлять только грамотные действия, не сломать болт шкива коленвала, не травмироваться и не встрять на более трудоёмкий и дорогой ремонт.

● ограниченное пространство для манипуляций с инструментами и приспособлениями;

● большой момент затяжки болта (гайки) на заводе;

● перед тем, как открутить шкив коленвала, последний надо застопорить;

● крепёж срывается не в ту сторону;

● после откручивания деталь с трудом снимается с вала;

● в процессе снятия без съёмника можно безвозвратно повредить запчасть.

Не менее сложно правильно установить деталь обратно и затянуть крепление с нужным моментом силы. Несмотря на то, что резьба в этом месте выполнена по принципу самозатягивания, самопроизвольное откручивание во время работы двигателя не исключено. Свои функции не будет выполнять шкив, который остаётся на месте, но зафиксирован на коленвалу не намертво.

Необходимые инструменты для снятия шкива

Независимо от конфигурации машины и мотора для успешного снятия шкива с коленчатого вала понадобится:

Рожковые и даже накидные ключи использовать для этой работы не стоит. Они не способны обеспечить уверенную передачу момента на крепёж, но легко могут повредить его грани. Это в разы усложнит процедуру. Головки тоже должны быть не абы какие, а качественные. Точно подходящие под размер болта (гайки).

Заменять вороток трещоткой в данном случае тоже не стоит. Её хрупкий механизм может не выдержать момента силы, который понадобится для срыва крепежа. Удлинить ключ можно имеющимися в наборах предметами, либо по старинке — трубой.

Приспособление для снятия шкива (съёмник) есть не в каждом гараже, но для выполнения этой работы его целесообразно прикупить. Он может пригодиться и для других целей. Подбирать съёмник надо "по месту", в зависимости от формы и размеров шкива, а также свободного пространства возле него.

Домкрат и противооткатные упоры потребуются для получения безопасного доступа к шкиву на переднеприводных автомобилях.

Как застопорить шкив коленвала?

Картинка 4. Шкив

Если не зафиксировать коленчатый вал, шкив будет проворачиваться вместе с болтом, который его удерживает. Чтобы застопорить мотор от вращения, есть несколько способов.

На заднеприводном автомобиле можно включить прямую передачу (4-ю или 5-ю) и затянуть ручной тормоз. Если он держит слабо, воспользуйтесь помощью другого человека, которому поручите нажимать на педаль тормоза. Этого достаточно в большинстве случаев, чтобы надёжно застопорить шкив.

На переднеприводном автомобиле можно поступить аналогично, но уже без использования бесполезного в данном случае ручного тормоза. Если не получается или нет помощника, который должен давить на педаль тормоза, коленвал можно заклинить посредством маховика. Для этого в его кожух вставляется монтировка.

Важно! Фиксация маховика должна быть очень надёжной. В противном случае есть большой риск повредить зубья, что сделает невозможным запуск двигателя стартером. Этот метод стоит применять только в самом крайнем случае, так как он очень рискованный.

Для фиксации можно использовать резьбовое отверстие в шкиве, которое есть на некоторых автомобилях. В него можно ввернуть шпильку или болт, а уже их закрепить подручными средствами (цепью или упором, например).

Особенности снятия на авто с АКПП

Если автомобиль заднеприводный, то действовать можно следующим образом. Селектор выбора режимов работы коробки передач переводится на паркинг (P). Затягивается ручной тормоз или нажимается педаль тормоза помощником. На переднеприводном автомобиле такой фокус не прокатит, поэтому придётся стопорить коленвал другим способом (фиксировать маховик или снимаемый шкив).

В какую сторону откручивается шкив коленвала?

Картинка 5. Шкив

Резьба крепления шкива нарезана таким образом, чтобы при нормальном вращении коленвала болт или гайка самостоятельно затягивались, а не откручивались. Выяснить, в какую сторону вращается конкретный двигатель, можно визуально — посмотрев на шкив во время работы на холостом ходу. Далее нужно внимательно подумать, в какую сторону откручивается болт шкива коленвала.

Если вращение по ходу часовой стрелки, то крепление должно откручиваться, как большинство болтов и гаек — в обратную сторону. Наоборот, это правило тоже действует.

Методы упрощения операции

Ниже представлены простые, но действенные советы, как открутить болт шкива коленвала, если с первой попытки он не поддался:

Отворачивать прочно прикипевший болт можно "поручить" стартеру. Для этого нужно освободить шкив от ремня и предотвратить запуск двигателя. Если он бензиновый — снимите люльки со свечей зажигания. На дизельном отсоедините фишку с клапана подачи топлива на насосе высокого давления. Далее нужно подобрать ключ, который своим рычагом упрётся в пол гаража или подложенную доску. Внимательно подумайте, в какую сторону будет вращение, чтобы упереть вороток с нужной стороны. Теперь кратковременно включите стартер, чтобы он сделал несколько оборотов. Если всё сделано правильно, неподатливый болт будет сорван.

Как установить шкив коленвала на место?

Перед установкой шкива в посадочное место нужно вложить фиксирующую шпонку. Если на валу есть неровности, заусенцы и прочие дефекты, обработайте его напильником. Смажьте посадочное место консистентной смазкой. Наденьте шкив на вал. Перед тем, как затянуть шкив коленвала, убедитесь, что он полностью сел. При необходимости деталь можно усадить лёгкими постукиваниями. Избегайте перекоса и сильных ударов, способных отколоть кусок детали.

Чтобы затянуть болт (гайку), рекомендуется использовать динамометрический ключ. Нужный момент указан в руководстве по ремонту и эксплуатации конкретного двигателя. После установки необходимо вернуть на свои месте натяжные приспособления и приводные ремни.

Автор: Андрей Савинов (Автоэксперт портала avto-idea.ru)

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости — весь день на ваш смартфон.

Как открутить шкив коленвала

Как открутить шкив коленвала

Самостоятельный ремонт коленчатого вала может вызвать затруднения. Чаще всего проблемы возникают при откручивании крепежного болта шкива. Автомобильные инструкции не содержат нюансов, полезных для упрощения ремонтного процесса. Статья рассказывает о том, как в короткие сроки открутить шкив коленвала.

Самостоятельный ремонт коленчатого вала может вызвать затруднения. Чаще всего проблемы возникают при откручивании крепежного болта шкива. Автомобильные инструкции не содержат нюансов, полезных для упрощения ремонтного процесса. Статья рассказывает о том, как в короткие сроки открутить шкив коленвала.

Отремонтировать коленчатый вал требуется в случаях:

  • течи уплотнителей, которые после длительной службы начинают пропускать масло;
  • износа коленчатого вала.

Почему так сложно откручивать?

Главная проблема демонтажа заключается в подвижности коленчатого вала. Устройство вращается в том же направлении, что и резьба болта/гайки: сдвигая один элемент, сдвигаешь и другой. Заводской монтаж детали производят с максимальным моментом.

Сила этого зажима увеличивается в процессе эксплуатации автомобиля. Коксование масла и коррозионные поражения, которые со временем образуются на поверхности шкива и соединения, также усложняют откручивание.

021.jpg

Как демонтировать болт или гайку шкива

Автомобили с передним приводом чаще оснащены шкивом с болтом, с задним — гайкой.

Дискообразная деталь скрывается за генератором, в нижней части моторного отсека. Чтобы получить доступ к днищу, пользуются ямой, эстакадой, подъемником. В зависимости от модели автомобиля, придется убрать бачок системы охлаждения, воздушный фильтр, в некоторых случаях радиатор и, скорее всего, колесо. После этого снимают ремень генератора и гидроусилителя.

Способ 1 для резьбовых или болтовых соединений

Чтобы избежать прокручивания гайки/болта, из картера сцепления убирают загрузку и блокируют зубцы маховика. Сделать это можно гаечным ключом, монтировкой, отверткой или другим крепким инструментом. Фиксация должна быть крепкой и не сорваться в процессе демонтажа. Если под рукой нет подходящих предметов, под колеса устанавливают противооткатные устройства, четвертую передачу ставят на КПП.

  1. Если в гараже имеется ключ торцевого типа (на «тридцать шесть» / «тридцать восемь») и удлинитель, то открутить гайку/болт можно с их помощью.
  2. Рукоятку ручного тормоза ставят в крайнее положение, чтобы блокировать колеса и удерживать автомобиль в неподвижности.
  3. Киянкой простукивают гаечные грани.
  4. Затем ключ плавным движением поворачивают против часовой стрелки. Поддавшись, деталь выкручивается без проблем.

Способ 2 для резьбовых соединений

  1. Рычаг коробки передач ставят на нейтральное положение.
  2. Чтобы предотвратить пуск мотора, со свечей зажигания снимают колпачки.
  3. Торцевой ключ надевают на гайку, удлиняют его трубой, которую упирают в пол/лонжерон авто с правой стороны.
  4. Быстро и ненадолго включают стартер двигателя. Он приводит в движение маховик, который воздействует на коленчатый вал. Шкив при этом зафиксирован — гайка отходит сама.

Гайка/болт может быть покрыта ржавчиной. Чтобы ее снять и упростить выкручивание, можно обработать поверхность уксусной кислотой, аэрозолем WD-40.

011.jpg

Как снять шкив

Устройство крепится на ступицы коленчатого вала и прочно фиксируется шпонкой, поэтому ручной демонтаж затруднен. Чаще всего шкив снимают механическими или гидравлическими съемниками. Приборы состоят из двух лапок, цепляющих деталь, и стержня посередине, который упирают в коленвал. Вращением стержня тянут лапки, которые тащат за собой шкив.

При отсутствии съемника иногда применяют монтировку, постепенно понемногу сдвигая каждую сторону, чтобы избежать перекоса. Инструмент прижимают как можно плотнее к валу, чтобы избежать скола стенок пазов.

Компания НПО-Урал выпускает шкивы коленвала из материала «Аркаим». «Аркаим» — это торговая марка семейства полимерных и композиционных материалов, а также антифрикционных покрытий, которую разработало и использует в своей деятельности ООО НПО «Урал».

3 способа сорвать болт шкива коленвала

Во время ремонта автомобиля зачастую приходится снимать шкив коленвала, например, при ремонте двигателя или замены ремня ГРМ. Это процедура сложна тем, что тяжело снимается болт шкива. Есть несколько вариантов облегчить ситуацию.

Например, на автомобилях с механической коробкой передач, это лучше сделать вдвоем, так одновременно придется выполнять два действия. Нажимать на педаль тормоза и непосредственно срывать болт, применив длинный рычаг. Для этого рекомендуется установить домкрат под удлинитель головки, в целях предотвращения срыва.

Если на момент ремонта водитель один, то сорвать болт можно с помощью ремня, связав его так, чтобы можно было, вставив в петлю молоток. При этом коленвал надежно удерживается и болт более податлив, и справиться с ним может даже один человек.

А вот на автомобилях с автоматической коробкой передач все иначе, так как отсутствует на них не предусмотрено сцепление. Для того чтобы сорвать болт шквина, необходимо рычаг упереть в пол а удлинитель головки в домкрат, и привести в движение стартер. Через несколько секунд болт будет сорван. При этом нужно соблюдать технику безопасности и убедится, что никого нет рядом. Если детали опоры соскользнут, могут нанести травмы.

Как открутить болт шкива коленвала – совсем не сложная процедура

Если вы столкнулись с проблемой, как открутить болт шкива коленвала, эта статья для вас. Мы подробно опишем данный процесс, чтобы вы смогли легко и быстро демонтировать шкив коленчатого вала, а затем заняться его ремонтом.

Как отвернуть болт шкива коленвала: почему все так сложно?

Знающий автомобилист тратит на процесс демонтажа шкива коленчатого вала, как правило, не более четверти часа. А вот неопытные водители при попытке снять эту деталь самостоятельно сталкиваются с множеством проблем, которые они зачастую банально не могут решить. Инструкция по проведению ремонтных работ и техобслуживанию любого современного транспортного средства содержит исчерпывающую информацию о процессе демонтажа, но, к сожалению, она не помогает автолюбителям.

Прежде всего, возникают затруднения с фиксацией коленчатого вала. Демонтировать его очень сложно, если деталь постоянно вращается, «выскальзывая» из рук. Также многим непонятно, с какой стороны подобраться к болту, на котором держится шкив. Да и сильная его затяжка обычно делает процесс снятия узла очень и очень сложным, так как демонтаж при таких условиях чреват повреждениями покрытия кузова или элементов моторного отсека автомобиля.

Фото шкива коленвала, skygarage.ru

Все автопроизводители и специалисты автосервисов с большим усилием производят закрутку гайки либо болта шкива коленчатого вала (на одних моделях ТС механизм держится на болте, в других – на гайке).

Делается это специально во избежание самораскручивания данной детали в процессе эксплуатации транспортного средства. Если болт (гайка) выпадут во время езды, будет непросто вернуть авто к жизни, чтобы продолжить движение на нем, а сам ремонт выльется, поверьте, «в копеечку». Кроме того, описываемые крепежные детали увеличивают уровень своей затяжки самостоятельно при работе двигателя. А окончательную «нерушимость» болту придают явления коксования, залипания, коррозии.

На фото - болт шкива коленвала, lll-c.com

Как открутить болт шкива коленвала – решаем проблему

При помощи болта обычно крепятся шкивы переднеприводных авто. В таких ТС шкив ориентирован перпендикулярно оси машины, что, конечно же, затрудняет ремонтные работы (добраться до крепления весьма непросто). Чтобы максимально быстро и без затруднений открутить болт, желательно заранее подготовить:

  • комплект автоинструментов;
  • так называемый «пенек» (или «козелок»);
  • автомобильный домкрат;
  • головку (торцевую) с рычагом и удлинителем (головка должна подбираться по размеру болта).

Фото - как открутить болт шкива коленвала, calibra-club.ru

Процесс при наличии указанных приспособлений выглядит следующим образом:

  • снимаем колесо (естественно, перед этим нужно приподнять при помощи домкрата переднюю правую часть машины);
  • устанавливаем ТС на «пенек»;
  • снимаем щиток двигателя, защищающий его от попадания грязи, воздушный фильтр (они располагаются со стороны капота сверху) и ремень генератора;
  • на блоке сцепления открываем заглушку, чтобы можно было зафиксировать коленвал, и заклиниваем зубья маховика, используя монтировку;
  • на болт надеваем головку и начинаем его откручивать (если он не поддается, потихоньку увеличиваем длину рычага).

На фото - как отвернуть болт шкива коленвала, sc-finec.ru

Рассказывать о том, как затянуть шкив коленвала и вернуть авто в состояние до ремонта, думается, не требуется. Все операции выполняются в обратном порядке.

Как открутить гайку шкива коленвала?

Эту процедуру выполнить легче при помощи рычага и удлинителя для него (можно использовать отрезок трубы относительно большой длины), а также накидного либо торцевого ключа (на 38 или на 36). Гайкой, получившей наименование «храповика», как правило, крепятся шкивы на заднеприводных ТС. Такая гайка обычно располагает специальными уступами.

Чтобы снять ее, нужно забраться под машину и ключом с удлинителем попытаться открутить элемент. В тех случаях, когда он категорически не поддается, КПП следует поставить на нейтралку, снять насвечники, упереть ключ с рычагом в лонжерон либо пол, подать импульс поворотом в замке зажигания ключа. После такой процедуры гайка легко срывается с первой или второй попытки.

На фото - гайка шкива коленвала, faqnissan.ru

Добавим, что облегчить процесс демонтажа позволяет приспособление для снятия шкива коленвала. Оно представляет собой гайку со шпилькой с 2–3-мя захватами, прикрепленными к ним (шпилька упирается в центр вала, захваты заводят за края шкива). Подобный «народный» съемник дает возможность стянуть с вала шкив без каких-либо проблем, поворачивая приспособление по часовой стрелке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *