Как проверить есть ли катализатор в машине
Перейти к содержимому

Как проверить есть ли катализатор в машине

  • автор:

Как понять забитый катализатор или нет, не снимая его?

Если ваша машина вдруг потеряла тягу, максимальную скорость, при этом работает ровно, не троит, диагност не находит ошибок, то стоит подумать о катализаторе.

Проверить степень забитости и пропускную способность катализатора можно несколькими способами.

  1. Машина не едет, двигатель не запускается или глохнет. Выкручиваем первый лямбда зонд и пробуем запустить двигатель. Если мотор заработал — катализатор забит;
  2. Те же условия. Выкручиваем одну из свечей зажигания, не забыв отключить катушку этой свечи. При забитом катализаторе двигатель должен запуститься;
  3. Проверить пропускную способнось выхлопной системы можно с помощью специального манометра с штуцером под резьбу датчика кислорода, он вкручивается в гайку лямбда-зонда и мотор запускается. Стрелка должна находиться в зеленой зоне;
  4. Также узнать, что катализатор забит можно с помощью мотор-тестера, по датчику давления в цилиндре. На осциллограмме будет виден момент открытия выпускного клапана и давление в цилиндре на выпуске, которое в конце такта должно быть чуть выше нуля;
  5. Поднести ладонь к выхлопной трубе на холостых оборотах. При исправном катализаторе отчетливо чувствуются такты работы двигателя. При забитом тактов нет, или они слабые, из трубы идет ровный жар;

Еще одним признаком является гул и вой в воздушном фильтре. Можно еще посмотреть через гайку лямбды эндоскопом, но он не всегда дает объективную оценку. Так как катализатор может в верхней части выглядеть нормально, но быть оплавленным внутри.

Мотор-тестер, сканер, манометры, эндоскоп должны быть в любом уважающем себя автосервисе, занимающимся ремонтом выхлопных систем. Иначе все убеждения писаны по воде.

Не стоит забывать, что катализатор может и отсутствовать. Они довольно часто разрушаются и вылетают в трубу. В таком случае горит ошибка. Ошибка p0420, p0421, p0430, p0431 загорается если катализатор отсутствует, начал разрушаться, выкрашиватся или если его рабочий каталитический слой потерял свойства. При забитом катализаторе ошибок може не быть вовсе.

Как проверить катализатор на забитость?

Автомобильный катализатор теоретически рассчитан на пробег 100-150 тыс. км, а далее обычно он выходит из строя – слой драгметалла истончается, а сам нейтрализатор перестает выполнять функции, заложенные в нем. Иногда ремонт или замена катализатора могут потребоваться намного ранее положенного срока. Есть несколько причин для преждевременных неполадок:

  • Использование топлива недостаточного качества. Если в горючем превышено содержание свинца, то это быстро «убивает» катализатор.
  • Повышение расхода моторного масла. Возникает при неисправности двигателя и его систем. В цилиндрах горит лишнее масло, проникает в выхлоп, поэтому катализатор разрушается.
  • Пропуск зажигания. В цилиндре топливо не сгорает полностью, остатки горючего и масло оказываются в выхлопной системе, поэтому она загрязняется и выходит из строя.
  • Механические повреждения.

Забитый блок способен нанести существенный вред мотору. Если компонент физически разрушается, то его частицы проникают в цилиндры мотора, поэтому возникают сильные неисправности. В 4 из 5 случае езда на автомобиле с забитым нейтрализаторов становится причиной замены двигателя внутреннего сгорания целиком.

Оглавление

Особенности

Каталитический нейтрализатор имеет вид отрезка выхлопной системы, на котором видно утолщение. Корпус содержит внутри особый каталитический компонент, который покрывается напылением тончайшего слоя металлов платиновой группы. Компонент выполнен в цилиндрической форме, а внутри его структура аналогична сотам. Множество сот обеспечивает наибольшее увеличение площади контакта выхлопа с покрытием, чтобы происходила окислительная реакция.

Из-за малого сечения сот они часто забиваются отложениями низкосортного масла, топлива, поэтому проход для выхлопа уменьшается. Поэтому автомобиль тяжелее едет, расходует больше топлива. Иногда соты оплавляются, что тоже негативно сказывается на эксплуатации.

Симптомы забитого катализатора

Для предотвращения поломки требуется проводить регулярную диагностику автомобиля. Есть так же конкретные признаки, по которым видно, что начался процесс износа:

  • Мотор стал плохо заводиться, часто глохнет сразу после старта;
  • Индикатор Check Engine приборной панели загорелся;
  • Выхлопные газы выходят с большим трудом;
  • Автомобиль становится менее мощным и динамичным, слабо откликается при нажатии на педаль газа, а расход топлива и моторного масла увеличивается;
  • При холодном пуске появляется едкий запах, что является признаком разрушения катализатора;
  • Разгон или перегазовка сопровождаются неприятным металлическим звуком.

Как проверить катализатор

Самостоятельно можно диагностировать поломку посредством визуального осмотра, посветив внутрь детали мощным фонарем. Наилучший вариант – снять катализатор, чтобы рассмотреть его на свету. Правда не всегда удается демонтировать деталь.

Неполадку можно заподозрить по запаху сероводорода, который исходит из глушителя.

В мастерских для диагностики используют два метода:

  • Проверка с помощью газоанализатора. Специальный прибор подсоединяется к выхлопной системе, чтобы провести химический анализ выхлопа.
  • Тестирование на противодавление. Для этого нужен манометр. Если есть такое оборудование, то можно самостоятельно проверить.

Катализатор вышел из строя: что можно сделать?

Если налицо признаки сломанного катализатора, то последствия эксплуатации такого автомобиля будут негативными. Рекомендуется решать проблему заранее, пока она не стала причиной других неприятностей. Есть несколько методов:

  • Чистка или промывка устройства. Это помогает только в ситуации, когда засорение не сильное. Если катализатор разрушен либо оплавлен, или соты оказались закупорены полностью, то этот способ не решит проблему.
  • Замена устройства на новое. Оригинальные компоненты стоят дорого, а универсальные сложно подобрать под конфигурацию системы.
  • Установить пламегаситель. ЭБУ нужно будет перепрошить или установить обманки.

Если попытка очистки не дала никакого эффекта, то единственным выходом будет демонтаж устройства и его замена на новое.

Проверка на противодавление самостоятельно

Можно выполнить проверку катализатора на противодавление своими силами, не прибегая к услугам СТО. Потребуется манометр максимальной точности, который измеряет давление до 1 кг/см2, длинная резиновая трубка и штуцер. Когда все это подготовлено, можно приступать к замерам:

  • Автомобиль размещается на смотровой яме, обездвиживается;
  • Мастер должен быть под авто, выкрутить лямбда-зонд, который находится перед катализатором;
  • На его место вкручивается штуцер подходящего размера;
  • На штуцер надевается резиновая трубка, закрепляется хомутом;
  • К другому концу крепится второй штуцер, тоже закрепляется хомутом;
  • Помощник заводит мотор и устанавливает обороты холостого хода;
  • Потом обороты доводятся до 3000 и удерживаться 5-7 секунд, далее повышаются до 5000 и удерживаются;
  • Манометром снимаются показания давления на входе в катализатор при каждом режиме работы двигателя.

Если в катализаторе нет заторов и от не оплавлен, то манометр не должен показывать более 0,35 кг/см3 даже при 5000 оборотов. Для стоковых авто нормальным показателем считается уровень до 0,5 кг/см3.

Этот метод можно применить без помощника, просто нужно завести трубку с манометром в салон. Чтобы замеры были максимально точными, рекомендуется выполнять их при движении. Автомобиль выгоняется на трассу, проверяется двигатель во всех режимах, а с манометра снимаются показания.

ТОП статей

  • Чем отличаются катализаторы?
  • Что ценного в катализаторе?
  • Принцип работы катализатора
  • Зачем нужно удалять катализатор?
  • Можно ли удалять катализатор?
  • Признаки забитого катализатора
  • Что делают с удаленными катализаторами?
  • Состав катализатора
  • Удаление катализатора
  • Установка обманки катализатора
  • Установка пламегасителя
  • Нужно ли вырезать катализатор?
  • Как проверить забит ли катализатор?
  • Как проверить работоспособность катализатора?
  • Температура катализатора

Как проверить наличие катализатора

Автомобильный катализатор является ключевой составной частью системы выхлопа, выполняющей двойную функцию: очищение отработанных газов перед их выбросом в окружающую среду и снижение дополнительного сопротивления для выхлопных газов. Расположенный на дне автомобиля между глушителем и выпускным коллектором, катализатор устанавливается как на бензиновые, так и на дизельные двигатели, что делает его обязательным компонентом для всех автомобилей с внутренним сгоранием. Водители обязаны следить за состоянием катализатора, так как его работа существенно влияет на мощность двигателя. Загрязненный или поврежденный катализатор может привести к увеличенному расходу топлива и потере динамичности автомобиля. При появлении первых признаков неисправности, рекомендуется провести проверку катализатора, которую можно выполнить самостоятельно или доверить профессионалам в автосервисе.

Признаки неисправности катализатора

Определить наличие неисправности в системе выпуска, связанной с катализатором, даже у водителя с небольшим опытом, не составит труда. Признаки проблем с катализатором обычно проявляются в манере «поведения» машины и ее мотора:

  • Затрудненный разгон: Машина может медленно набирать скорость, особенно на низких передачах. Эта проблема ощущается в начале разгона и может быть менее заметной на более высоких передачах. На трассе это проявляется, например, в том, что автомобиль медленно разгоняется при переключении на высокие скорости.
  • Лампочка Check Engine: В случае серьезной неисправности или сильного загрязнения катализатора, электронные блоки управления двигателем могут включить лампочку Check Engine. Это сигнал о необходимости проверки двигателя и указывает на наличие проблемы. В бортовом компьютере может появиться код ошибки P0420, свидетельствующий о проблеме с эффективностью мотора.
  • Повышенный расход топлива: Загрязненный катализатор может привести к увеличению расхода топлива. Это особенно заметно, если параллельно есть проблемы с медленным набором скорости.
  • Проблемы с запуском мотора: Если катализатор сильно поврежден или забит, двигатель может не заводиться вовсе, или же он может запускаться, но через несколько секунд работы останавливаться.

Причины выхода из строя катализатора

Как было упомянуто выше, проблемы с катализатором обычно связаны с его забитостью грязью или деформацией. Существует несколько распространенных причин, которые чаще всего приводят к выходу из строя катализатора:

  • Использование низкокачественного топлива: Если топливо низкого качества не полностью сгорает в двигателе, остатки топливо-воздушной смеси могут догорать в коллекторе или катализаторе. Это может привести к оплавлению элементов выхлопной системы, что, в свою очередь, может вызвать засорение катализатора, препятствуя нормальному протеканию воздуха.
  • Плохой катализатор: Использование неоригинального катализатора с маленькими диаметрами ячеек (или "сот") может ускорить засорение продуктами сгорания. Это особенно вероятно, когда катализатор предназначен для автомобилей, работающих на американском рынке, где качество топлива обычно выше и количество остаточных продуктов сгорания меньше.
  • Проблемы с работой двигателя: Проблемы с двигателем могут привести к увеличению количества продуктов сгорания, выбрасываемых в выхлопную систему. Забитый катализатор часто служит индикатором наличия неисправностей в моторе.
  • Езда по плохим дорогам: Регулярная неосторожная езда по плохим дорогам может привести к механическим повреждениям катализатора. Удар по катализатору, возникший после попадания на бордюр или «лежачего полицейского», может вызвать разрушение ячеек катализатора или их деформацию. Эти проблемы могут стать причиной дорогостоящих ремонтов и рекомендуется как можно быстрее пройти диагностику и устранить проблему.

Способы проверки катализатора

Самостоятельная диагностика неисправности катализатора требует знаний и определенного оборудования. В большинстве случаев, можно воспользоваться услугами автомастерских, которые проводят платную проверку катализатора. Существует несколько методов, которые позволяют проверить состояние катализатора:

Метод 1: Визуальный осмотр Визуальный осмотр может помочь выявить явные проблемы с катализатором. Если корпус катализатора деформирован, это может указывать на повреждение внутренних ячеек. Однако для более детальной проверки внутренних засоров и загрязнения катализатора, его нужно снять с автомобиля. Это может потребовать доступа к нижней части автомобиля, какой обычно предоставляют ямы или подъемники. Процедура снятия катализатора различается в зависимости от модели автомобиля, и инструкции по снятию можно найти в технической документации конкретного автомобиля. Определенные катализаторы могут быть жестко закреплены, и для их снятия может понадобиться инструмент, такой как "болгарка". После снятия катализатора, его можно осмотреть на предмет наличия засоров. Забитый катализатор можно попытаться прочистить или заменить новым. Следует помнить, что на некоторых автомобилях невозможно осмотреть внутренние части катализатора из-за его конструкции."

( Примечание: Пожалуйста, обратите внимание, что снятие и замена катализатора — сложные процедуры, и для них рекомендуется обращаться к специалистам, чтобы избежать дополнительных повреждений и обеспечить правильную работу выхлопной системы.)

Метод 2: Проверка на противодавление Один из наиболее распространенных методов проверки катализатора, который не требует его снятия. Этот метод основан на измерении давления в системе выпуска, которое затем сравнивается с определенными стандартами. Чтобы выполнить диагностику автомобиля этим способом, вам потребуется манометр и импровизированный адаптер для подключения манометра. Лучше поднять автомобиль с использованием подъемника или разместить его на яме. Далее выполните следующие шаги:

  • Снимите первый лямбда-зонд (датчик кислорода) и на его место установите манометр. Для этого вам потребуется резиновый шланг в качестве адаптера. Обеспечьте герметичное соединение манометра.
  • Заведите двигатель и поднимите обороты до 2500-3000 оборотов в минуту, поддерживая их на протяжении 10-15 секунд.
  • Зафиксируйте показания манометра в течение этого времени.
  • После завершения теста сравните полученные значения с эталонными данными:
  • 0,3 кгс/см2 – нормальное состояние катализатора.
  • 0,35 кгс/см2 – для недоработанных двигателей значение может быть немного повышенным, но для доработанных моторов это нормальное значение.
  • 0,5 кгс/см2 и выше – явные признаки проблем с катализатором.

Вышеприведенные значения являются средними и могут служить ориентиром. Для более точной диагностики лучше узнать спецификации для конкретной модели автомобиля.

Метод 3: Диагностика с использованием мотор-тестера Метод, который включает в себя специальное оборудование, называемое мотор-тестером. Этот комплект инструментов предоставляет возможность определить состояние различных параметров автомобиля, основываясь на осциллограммах. При использовании этого метода диагностическое устройство устанавливается вместо свечи зажигания, после чего двигатель запускается, и производится запись осциллограмм. Специалисты могут анализировать эти осциллограммы и сделать выводы о состоянии катализатора автомобиля.

Своевременное обнаружение и решение проблем с катализатором помогает избежать дорогостоящего ремонта двигателя и снижает расход топлива.

Как проверить катализатор автомобиля на забитость

Как проверить катализатор автомобиля на забитость

Катализатор в автомобиле является важной частью выхлопной системы. Его работа направлена на уменьшение опасных выбросов в окружающую среду, которые могут попадать в воздух вместе с остальным объемом выхлопных газов.

Конструкция катализатора включает различные соты из керамических и металлических соединений. Выхлопные газы, прежде чем попасть в окружающую среду, проходят сквозь эти соты. Очистка происходит за счет сгорания вредных веществ и соединений, поскольку внутренняя часть катализатора разогревается до необходимых для этого температур, за счет прохождения тех же самых выхлопных газов.

Катализатор выполняет фильтрующую функцию, поэтому за его состоянием требуется регулярный контроль. Иногда происходит так, что каталитический нейтрализатор забивается, что сказывается на его работе, а также на комфорте управления автомобилем.

Почему забивается катализатор?

kat zabit

Каждая деталь и элемент имеют определенный срок эксплуатации. Различные факторы износа и интенсивность использования автомобиля, могут сокращать этот срок. Поэтому для всех деталей требуется своевременный уход, который поможет поддерживать их характеристики необходимое время. Также важно вовремя заменять поврежденные и изношенные части конструкции, поскольку их некорректная работа влияет на характеристики и безопасность всей системы.

Если катализатор забит, важно это своевременно обнаружить и заменить такой элемент. Такая ситуация может происходить по таким причинам:

  • Попадание технических жидкостей. Масло и охлаждающая жидкость, как и другие технические вещества, используются для поддерживания оптимальных характеристик автомобиля, обеспечения плавности управления, корректности срабатывания всех механизмов. Поэтому важно своевременно восполнять различные технические жидкости и следить за их уровнем. Если оптимальный уровень масла или охлаждающей жидкости повышен, это может привести к попаданию таких жидкостей на поверхность катализатора, что приводит к его загрязнению.
  • Низкое качество топливных смесей. Топливо состоит из различных компонентов, в том числе, примесей и веществ, которые могут негативно сказываться на состоянии катализатора. Элемент контактирует с ними в процессе выхода выхлопных газов, которые также включают часть примесей, которые были в низкокачественном топливе, что сказывается на засорении катализатора.
  • Неправильные настройки блока управления системы ГБО. Часто ГБО устанавливается водителями для сокращения расходов, увеличения максимальной протяженности пути без дозаправки и других задач. Если при установке или очередном техническом обслуживании настройка блока управления была выполнена некорректно, это скажется на скорости засорения катализатора.
  • Механическое повреждение. Плохое качество дорожного покрытия, различные непредвиденные ситуации на дороге или удар в процессе обслуживания автомобиля и прочее, могут привести к чрезмерному механическому воздействию на катализатор. Поэтому конструкция может выйти из строя раньше ожидаемого.
  • Агрессивная манера вождения. Если водитель любит резкие маневры, оперативно переключать передачи и направляться в даль с большой скоростью, это негативно сказывается на различных комплектующих автомобиля. Такие нагрузки приводят к ускоренному износу деталей, в том числе — катализатора.

Как проверить катализатор

Забитый катализатор потребует частичной или полной замены. Если своевременно обнаружить проблему, можно сэкономить на покупке нового нейтрализатора, заменив лишь изношенные части конструкции.

Если есть подозрения или ряд характерных признаков, таких как появление шумов, неприятного запаха, ухудшение динамики, световых сигналов на панели, понадобится проверить оборудование. Оценить забитость катализатора можно несколькими способами:

  • Использовать мотор-тестер. Применение оборудования обеспечивает возможность проверить состояние катализатора, даже без глубоких познаний в конструкции автомобиля, что идеально подходит для множества водителей. Если значения мотор-тестера превышают 200 кПа, при установке датчика, понадобится в скором времени заменить катализатор.
  • Оценить давление в выпускной системе. Для этого используется манометр и переходник, чтобы поместить конструкцию на место кислородного датчика. Если при измерениях значения не превышают 0,3 кгс/м2, это будет свидетельствовать о проблемах в конструкции.
  • Снять и разобрать деталь. Такой способ позволяет уточнить техническое состояние каждого элемента каталитического нейтрализатора. Для этого способа потребуется ряд инструментов, чтобы бережно демонтировать катализатор, разобрать его. Поэтому проще обратиться за такой оценкой состояния запчасти в сервисный центр.

Отзывы о нас на сторонних ресурсах

Наш адрес: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский проспект, 72А, пом.108

пн — чт: 9.00-19.00; пят: 09:00-18:00

https://kat-proekt.ru/

© Компания «Кат-Проект». Все права защищены.

  • Скупка импортных катализаторов
  • Скупка отечественных катализаторов
  • Скупка керамических катализаторов
  • Скупка металлических катализаторов
  • Выкупленные катализаторы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *