Сколько градусов должен быть двигатель на машине
Перейти к содержимому

Сколько градусов должен быть двигатель на машине

  • автор:

Температурный режим двигателя

Моторы современных автомобилей являются более теплонагруженными, чем двигатели машин прошлых поколений. Это связано, в первую очередь, с ростом их коэффициента полезного действия (КПД). Чем выше рабочая температура силового агрегата, тем выше его КПД. Однако, современные конструкционные и смазочные материалы, применяемые в двигателестроении, не позволяют повышать температуру мотора более определенных значений. Именно по этой причине все моторы имеют систему охлаждения, которая поддерживает оптимальную для каждого из них рабочую температуру.

Если отбросить ДВС воздушного охлаждения, которые не получили широкого распространения в автомобильной технике, то основной для моторов большинства машин будет являться жидкостная система охлаждения. Она состоит из радиатора, патрубков, помпы и термостата, который отвечает за распределение потоков охлаждающей жидкости, переносящей тепловую энергию по большому и малому контурам.

Дополнительную нагрузку на систему охлаждения двигателя оказывают система кондиционирования. Устанавливаемый первым в кассете радиаторов конденсатор климатической системы передает тепловую энергию воздуху, который затем проходит через основной радиатор системы охлаждения. Негативное влияние на теплообмен оказывает загрязнение радиаторов, вызывающее рост сопротивления проходящему сквозь их соты воздуху и, следовательно, снижение эффективности съема тепловой энергии. Повысить температуру мотора могут и каталитические нейтрализаторы, которые расположены сразу за выпускным коллектором (катколлекторы). Рабочая температура данных элементов очень высокая, а эффективно экранировать идущую от них тепловую энергию не представляется возможным.

Не удивительно, что нормальной (штатной) рабочей температурой современного высоконагруженного двигателя и, соответственно, охлаждающей жидкости, которая залита в систему его охлаждения, является 100-102˚С. В ряде случаев, например при длительной работе мотора в режиме максимальной мощности, движении авто знойным летом в вялотекущей пробке и имеющихся проблемах с эффективным отводом тепла (засорение радиаторов), температура ОЖ в системе может превышать 110-115˚С. Для сравнения: у большинства машин прошлых поколений рабочая температура ДВС равнялась 85-95˚С.

Возникает резонный вопрос: почему, достигнув температуры большей, чем температура кипения (для большинства современных ОЖ она равна 105-110˚С), не происходит закипания охлаждающей жидкости? Дело в том, что система охлаждения является закрытой и находится под некоторым давлением, значение которого задается клапаном, установленным в крышке расширительного бачка. Согласно законам физики избыточное давление повышает температуру кипения охлаждающей жидкости. На практике порог закипания сдвигается до значений более 120˚С, а конкретная цифра определяется как величиной избыточного давления, так и типом ОЖ, ее химическим составом, физическими свойствами.

Несмотря на значительный рост нагрузки на систему охлаждения современных автомобилей, ее заправочный объем значительно (в 1,5-2,5 раза) снизился. Об этом, например, свидетельствует небольшая толщина современных радиаторов, а также уменьшение габаритов самих ДВС. Следовательно, для переноса одного и того же количества тепловой энергии охлаждающая жидкость должна циркулировать по системе более интенсивно, что приводит к ее ускоренному износу.

Для того чтобы обеспечить стандартные для многих бюджетных автомобилей интервалы замены ОЖ (90-120 тыс. км), необходимо, чтобы антифризы были изготовлены по передовым технологиям из качественных ингредиентов. Любая экономия здесь недопустима. Учитывая это, компания Sintec Lubricants, создавая свои охлаждающие жидкости, делает ставку на высококачественное сырье от лидеров отрасли и современные технологии, которые реализованы на предприятии. Только так можно гарантировать соответствие заданному уровню качества и перекрытие требований автопроизводителей по эксплуатационным свойствам ОЖ, обеспечить эффективность работы системы охлаждения в самых жестких условиях, минимизировать затраты на ее обслуживание и ремонт.

Что может нарушить тепловой баланс мотора? Во-первых, любые отклонения в работе ДВС. Они могут возникнуть из-за применения некачественного или несоответствующего по октановому числу бензина, а также сбоям в работе элементов системы питания или зажигания. Во-вторых, игнорирование операции по очистке радиаторов от загрязнения. В-третьих, отказ или нарушение нормального функционирования ответственных элементов системы охлаждения: клапана крышки расширительного бачка, помпы системы охлаждения, термостата.

Если клапан крышки расширительного бачка не обеспечивает создания в системе охлаждения требуемого давления, то это может привести к закипанию ОЖ при температурах близких к верхней границе рабочего диапазона. При чрезмерно высоком давлении (клапан не срабатывает) не исключено разрушение расширительного бачка, возникновение течей антифриза по соединениям патрубков и т.д.

Неисправности помпы – износ сальника, подшипника и / или кавитационное разрушение лопаток водяного насоса – приводят к снижению ее производительности и оборачиваемости жидкости в системе. Это влечет повышение температуры ДВС выше допустимых значений и выходу силового агрегата из строя.

Нарушение штатной работы термостата, например связанное с заклиниванием его клапана в открытом положении, приводит к тому, что ОЖ будет циркулировать по большому кругу обращения. В этом случае ДВС долго прогревается, а в холодное время года и вовсе может постоянно работать при температуре ниже штатной. Это негативно отразится на экономичности мотора, а также ускорит износ его деталей. Величина зазоров в парах трения зависит от температуры деталей, их составляющих. Если же клапан термостата заклинит в закрытом положении, то это приведет к циркуляции ОЖ по малому кругу и перегреву мотора, вплоть до его выхода из строя.

Отметим, что эффективность работы системы охлаждения любого двигателя напрямую зависит от качества и своевременной замены охлаждающей жидкости. В частности, несоответствие ОЖ требованиям защиты от кавитации приводит к ускоренному разрушению лопаток насоса охлаждения, снижению производительности насоса и, соответственно, росту температуры мотора.

Если ОЖ не обеспечивает защиту деталей контура охлаждения от коррозии, то возможно их разрушение. Особенно это опасно по отношению к тонкостенным конструкциям радиаторов. Коррозионные процессы, сопровождаемые образованием большого количества окислов, приводят к уменьшению проходных сечений, а то и вовсе закупорке трубок радиаторов (основного и печки), ухудшению теплоотвода, перегреву мотора. Недостаточная защита деталей, изготовленных из полимеров, является причиной их набухания, размягчения или, напротив, охрупчивания. В результате патрубки, уплотнения и сальник помпы выходят из строя.

Вывод: система охлаждения двигателей современных автомобилей нуждается в регулярном обслуживании, диагностике работоспособности основных ее элементов, а также применении высококачественных охлаждающих жидкостей и своевременной их замене.

Какая оптимальная температура двигателя и как не допустить перегрева: советы водителям

Нормальной рабочей температурой двигателя внутреннего сгорания считается диапазон от 87° до 105° и существует ряд причин, которые могут способствовать перегреву, связанные, в основном, с поломками в системе охлаждения или же качеством охлаждающей жидкости.

"Апостроф" пишет, как не допустить перегрева ДВС.

Недостаток охлаждающей жидкости в системе в виде тосола или антифриза, которая все время циркулирует по системе, отводя тепло от нагретых деталей мотора, спровоцирует повышение температуры.

Если у водителя в данный момент нет возможности добавить охлаждающей жидкости, то, чтобы понизить возможность перегрева, можно включить печку. Можно долить обычной воды, однако после этого систему охлаждения необходимо будет промыть и залить свежий антифриз.

Если t° уже выше 90 градусов, необходимо остановить автомобиль и выключить зажигание, чтобы мотор остыл.

Холодный воздух на радиатор нагнетается вентилятором, что важно при движении на малых скоростях, когда воздушного потока не хватает. И если температурная стрелка начала подниматься, нужно проверить состояние вентилятора. У него может выйти из строя электродвигатель, произойти окисление разъема, сгореть реле вентилятора или же сломаться датчик температуры ДВС.

Кроме того, может "накрыться" термостат, являющийся важнейшим элементов системы охлаждения и двигателя, и всей системы.

Также следует помнить, что раз в примерно 80-100 тысяч километров необходимо промывать радиатор вместе со всей системой охлаждения.

Для мойки радиатора необходимо использовать профессиональные составы, которые добавляются в старый антифриз. На этой "смеси" двигатель должен проработать 10-15 минут, после необходимо слить воду из системы, снять радиатор и промыть его водой под давлением внутри и снаружи.

Напомним, ранее мы писали о самых надежных авто с долговечным двигателем и минимумом поломок.

Сколько нужно прогревать двигатель зимой? Или можно не прогревать?

Для многих автомобилистов прогрев двигателя — это обычная практика, но у автоэкспертов мнения на этот счет различаются. Производители порой тоже дают разные рекомендации. Попробуем разобраться, зачем прогревать машину, а главное — как это правильно делать.

Нужно ли прогревать машину: за и против

Аргументы за:

    Прогрев двигателя зимой необходим, чтобы обеспечить правильную работу мотора. Проблема в том, что в морозную погоду масло в двигателе загустевает и плохо смазывает детали.

Аргументы против:

  1. При холодном запуске и последующей стоянке с включенным двигателем машина прогревается долго и не так эффективно, как при движении.
  2. Коробка передач и узлы ходовой части не прогреваются вовсе, если машина стоит.

До скольких градусов нужно прогревать двигатель машины: мнения автопроизводителей

машина зимой

Производители автомобилей по-разному относятся к необходимости прогрева двигателя зимой.

За прогрев. Одни компании рекомендуют водителям прогревать двигатели в течение нескольких минут перед поездкой. Большинство согласны с тем, что важно дать двигателю прогреться постепенно и избегать резкого увеличения оборотов, пока мотор еще холодный.

Против прогрева. Другие считают, что в прогреве нет необходимости, так как современные моторы с помощью электроники самостоятельно регулируют подачу топлива. Однако во многом последние соображения основаны на требованиях экологических норм.

Важно следовать рекомендациям производителя, которые могут быть разными в зависимости от типа двигателя. Чтобы понять, сколько нужно прогревать машину, лучше пользоваться руководством по эксплуатации конкретной модели.

Итог: двигатель все-таки лучше прогреть

Прогрев двигателя зимой не обязателен, но настоятельно рекомендуется.

Какая температура двигателя считается рабочей. Для бензиновых двигателей 90-100 градусов Цельсия, для дизельных моторов 85-90 градусов. Но это не означает, что нельзя начинать движение, пока мотор не прогреется так сильно.

Тогда же до какой температуры прогревать двигатель перед началом езды? Эксперты советуют подождать, пока она не достигнет хотя бы 50 градусов.

Максимальная температура двигателя не должна превышать 105 градусов, хотя в некоторых случаях показатель даже в 110 градусов считается рабочим.

Сколько нужно прогревать машину. По мнению большинства экспертов, достаточно 3–5 минут.

Как понять, что машина прогрелась

температура двигателя

Как понять, что двигатель автомобиля достаточно прогрелся? Вот несколько признаков:

  • Разгон без задержек. Если двигатель не прогрет, то у автомобиля может быть недостаточно мощности для быстрого разгона, также возможны задержки при переключении скоростей.
  • Показатель температуры двигателя на приборной панели достиг значения, указанного в инструкции к автомобилю.
  • Нет белого дыма из выхлопной трубы — он свидетельствует о недостаточном сгорании топлива.
  • Двигатель не шумит и не вибрирует.

Нужно ли греть машину летом

Летом греть двигатель не нужно. В теплое время года температура агрегатов будет примерно такая же, как температура воздуха. Стоит лишь подождать минуту-другую, пока температура двигателя не дойдет до рабочей.

Перегрев машины летом — это плохо. Повышается расход охлаждающих жидкостей, а из-за работы кондиционера растет нагрузка на двигатель, снижается мощность мотора.

Кратко

  • Сколько греть машину? Летом минуту. Зимой — пять.
  • При какой температуре двигателя можно начинать движение? Не меньше 50 градусов.
  • Сразу после начала движения стоит ехать плавно, без резких ускорений и торможений — это продлит срок эксплуатации автомобиля.
  • Двигатель эффективнее прогревается на ходу, чем на холостых оборотах.
  • Слишком долгий прогрев двигателя бессмысленен, а к тому же грозит штрафом, если автомобиль с включенным двигателем стоит во дворе жилого дома более 5 минут. Размер штрафа — 1 500 рублей.

Автор: Андрей Пермяков

Какая рабочая температура двигателя считается нормой

Фото: Shutterstock

Рабочая температура двигателя — это температурный диапазон мотора, определяющий его оптимальное функционирование. Любой силовой агрегат рассчитан на очень узкую вилку внутренних эксплуатационных температур. Именно в этих пределах достигаются расчетные показатели максимальной экономичности, экологичности, тяговых и иных характеристик. Кроме того, за пределами расчетных границ температуры начинает снижаться ресурс — тем сильнее, чем дальше от оптимума находится значение.

Стоит помнить, что под рабочей температурой двигателя подразумевается температура охлаждающей жидкости. Фактические значения нагрева металла в разных точках всегда будут от нее отличаться (иногда — значительно). Но подробные данные нужны только инженерам, поэтому такими тонкостями в обсуждениях пренебрегают.

Рабочая температура бензинового двигателя

Среднестатистическая норма рабочей температуры бензинового двигателя лежит в пределах 85-110 градусов. Причем, как правило, чем старее и проще мотор — тем ниже его нормальная средняя температура. Так, если классические атмосферные агрегаты «старой школы» при равномерной езде держат около 90 градусов, то современные малообъемные турбомоторы могут иметь 100 градусов и более.

Фото: Michael Hartmann / imagebroker.com / Global Look Press

Фото: Zamir Usmanov / Russian Look

Интересный факт: стрелка температуры на современных автомобилях, как правило, не отражает точного фактического значения. Если на старых машинах она перемещалась «в режиме онлайн», в зависимости от режима движения, то сегодня у большинства моделей после прогрева стрелка недвижимо стоит посередине. Даже если по факту температура охлаждающей жидкости немного меняется в пределах нормы.

Рабочая температура дизельного двигателя

Нормальная рабочая температура современного дизельного двигателя составляет 80-90 градусов. Как и любой двигатель внутреннего сгорания, дизель также рассчитан на строго определенный диапазон температур, при котором будет работать с максимальной отдачей.

Любопытно, что температура в камере сгорания дизельного двигателя в момент воспламенения выше, чем у бензинового. При этом, как можно видеть, связь с температурой охлаждающей жидкости обратная: дизельные моторы в целом «холоднее». Все дело в разнице КПД. Дизельный двигатель использует энергию сгорания топлива более эффективно, нежели собрат. Считается, что средний КПД двигателей на тяжелом топливе составляет около 40%, тогда как у бензиновых этот параметр находится на уровне 25-30%. Конечно, цифры очень и очень приблизительные и все зависит от конкретного мотора. Но в любом случае, при прочих равных в дизельном агрегате доля совершающих полезную работу газов выше, а на обогрев деталей энергии уходит, соответственно, меньше.

Почему двигатель перегревается

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Перегрев двигателя — явление довольно распространенное, и едва ли не большинство владельцев автомобилей старше 10-15 лет с ним сталкивались хотя бы раз. Другое дело, что проходить этот процесс может по-разному. Иногда владелец даже не подозревает, что с системой охлаждения то-то не так. Перечислим основные причины перегрева двигателя.

  • Неисправность термостата. Термостат — это устройство, распределяющее охлаждающую жидкость внутри контура. Когда двигатель холодный, термостат заставляет ОЖ циркулировать только внутри стенок мотора, ускоряя его прогрев. Это называется малый круг охлаждения. А с выходом на рабочую температуру термостат направляет жидкость к радиатору, для предотвращения ее перегрева — большой круг охлаждения. Если устройство заклинило в закрытом положении, ОЖ не попадет к радиатору и двигатель начнет перегреваться.
  • Неисправность системы управления термостатом. На большинстве машин все еще стоит обычный церезиново-медный саморегулирующийся термостат, однако все чаще производители устанавливают более дорогие, управляемые электроникой устройства. Которые могут сбоить не по причине механической неисправности, а из-за ошибки в системе внешнего управления.
  • Забитые радиаторы охлаждения. В процессе эксплуатации на «бутерброд» радиаторов перед двигателем налипает грязь, пух и прочий мусор с дороги. Соответственно, эффективность отвода тепла снижается, а температура мотора растет.
  • Вентилятор охлаждения радиатора не включается. В этом случае во время езды температура двигателя будет приходить в норму, а при работе на холостых оборотах (или медленном движении) расти.
  • Низкая эффективность помпы. Насос охлаждающей жидкости может не набирать достаточных оборотов или иметь выкрошенные (а то и сломанные) лопасти. В этом случае антифриз не будет доставляться к радиатору в необходимом объеме.
  • Низкий уровень охлаждающей жидкости. Данный пункт в пояснении не нуждается.

Формально, любой переход стрелки в красную зону и даже на ее границу (например, в жару в пробке с включенным кондиционером) — уже перегрев. Но если дальше температура не растет, ничего особо страшного не случится, хотя и ресурса двигателю не добавит. Другое дело, если показатель температуры хронически «живет» около красной зоны, а в простоях на светофорах из-под крышки бачка вырываются клубы пара или вовсе срывает патрубки. Оба приведенных примера — не норма, но в первом случае симптомы находятся на начальной стадии, а во втором вмешательство необходимо уже сейчас.

Двигатель не прогревается до рабочей температуры: причины

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

  • Снова термостат. Если не брать какие-то отдельные и очень редкие случаи, это фактически единственная причина недогрева двигателя. Но в ранее описанном примере он был заклинен в положении «закрыто», а теперь всегда находится в открытом положении. Это значит, что с момента пуска двигателя, даже зимой в мороз, антифриз сразу идет через радиатор. Из-за чего двигатель будет нагреваться очень медленно. При определенных обстоятельствах (например, движении по трассе в холодную погоду) мотор так и не сможет выйти на рабочую температуру.
  • Неисправность системы управления термостатом. И опять аналогия с описанной ранее причиной перегрева: в ряде ситуаций возможна ошибка электроники. Если обычный термостат является устройством автономным (степень открытия напрямую зависит от температуры жидкости), то электронный подчиняется командам ЭБУ. Следовательно, возможны варианты: короткое замыкание, обрыв проводки, «глюк» электронного блока и т.д.

Какая рабочая температура двигателя зимой?

Ответ на данный вопрос однозначен: такая же, как и летом. Исправная система охлаждения (при соблюдении допустимых климатических условий) поддерживает рабочую температуру мотора в одинаковом диапазоне всегда. Конечно, определенный разброс неизбежен — в зависимости от режима движения и погодных условий. Например, при эталонных 97 заложенных конструкцией градусах, зимой на трассе показания могут упасть до 90, а в летней пробке подняться до 105. Но все равно эти значения будет в пределах расчетной нормы.

Итог

Кратко резюмируем сказанное:

  • Понятие «рабочая температура двигателя» подразумевает температуру охлаждающей жидкости в районе датчика.
  • Рабочая температура среднестатистического бензинового двигателя лежит в пределах 85-110 градусов.
  • Рабочая температура среднестатистического дизельного двигателя лежит в пределах 80-90градусов.
  • Перегрев двигателя чаще всего связан с неисправностью термостата (постоянно закрыт). Прочие вероятные причины обычно заключаются в проблемах с радиатором или помпой.
  • Недогрев двигателя также почти всегда является следствием неисправности термостата (постоянно открыт).
  • Рабочая температура зимой на двигателе с исправной системой охлаждения почти не отличается от летней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *