Как настроить карбюратор на ваз 2101
Перейти к содержимому

Как настроить карбюратор на ваз 2101

  • автор:

Регулировка холостого хода на ВАЗ 2101 — 2110

ваз 2103

Со временем, регулировка холостого хода, понадобится на любом автомобиле с карбюраторной системой питания. И на самом деле, принцип этой регулировки на всех карбюраторах одинаков. Нужно — лишь знать, где находится винт отвечающий за соотношение в смеси воздуха и бензина и винт определяющий количество подаваемой смеси.

И сейчас будет рассмотрена регулировка холостого хода, на автомобиле оснащенном карбюратором Солекс. Такие карбюраторы устанавливались на переднеприводные ВАЗы, более редкие модификации этих карбов изредка можно встретить на классике, также этот карбюратор устанавливался на НИВУ. Здесь нужно подчеркнуть, что Солексы между собой имеют значительные отличия, но расположение регулировочных винтов на них не меняется.

Признаки что на машине сбит холостой ход

Это может проявляться в сильной тряске автомобиля на хх, в провале при резком наборе скорости, в слишком громкой работе ДВС на холостом ходу, или в стремлении заглохнуть.

На любом карбюраторе присутствует два, выше упоминаемых болта:

  • Винт качества.Р егулирует соотношение в подачи воздуха и бензина;
  • Винт количества.Р егулирует количество подаваемой на ХХ, самой — этой смеси.

Теперь нужно понять, в какой ситуации Вам требуется регулировка хх.

Если, Ваш автомобиль подглахивает, прям сильно глохнет, что нельзя отойти от педали газа, или отпустить дроссель. Тогда стоит обратить взор на количественный винт ( на солексе он имеет пластиковую шляпку и регулируется рукой). Повышаем холостой ход ровно настолько, чтобы машина больше не глохла. Здесь стоит заметить, что даже при высоком ХХ, машина все равно может подергиваться из — за неправильно выставленного винта качества. Но в данный момент нужно добиться того, чтобы машина просто не заглохла при регулировке.

Когда это достигнуто, нужна маленькая, прямая отвертка, которой нащупывается винт качества ( на Солексе он находится в самой нижней части карбюратора и утоплен в так называемую «подошву»). Винт качества на солексе, при регулировке виден не будет, но его будет нужно нащупать. Затем, он вращается из стороны в сторону, пока не будет найден момент, в котором машина работает максимально громко и устойчиво. Когда эта точка была найдена, нужно уменьшать обороты количественным винтом.

Уменьшение производится до тех пор, пока ДВС не начнет работать максимально тихо, но при этом стабильно. Когда обороты были уменьшены винтом количества, стоит перепроверить регулировку винтом качества, ведь при уменьшенной подаче топлива двигатель будет звучать уже тише и будет возможна более тонкая регулировка винтом качества.

Автор: Денис Кирсанов — Специалист по Автовыкупу с 10 летним опытом!

Регулировка и устройство карбюратора на ваз 2101

Карбюратор на автомобиле ваз 2101 требует периодической настройки и регулировки. В противном случае двигатель не будет стабильно работать на холостом ходу, при разгоне. Также могут появиться трудности с запуском. Настройка карбюратора требует определенных знаний. Однако зная технологию, как происходит регулировка карбюратора ваз 2101 или как ее называют в простонародье «Копейки», выполнить всю процедуру можно своими руками.

Карбюратор ваз 2101

Признаки необходимости регулировки карбюратора

Устройство карбюратора на автомобиле ВАЗ-2101 достаточно простое. Оно может незначительно отличаться в зависимости от модели автомобиля. Понять, что пора настроить этот узел просто. Основными признаками являются следующие факты:

  1. Мотор глохнет на холостых оборотах.
  2. Свечи зажигания залило или образовался нагар, что не позволяет осуществить легкий старт мотора.
  3. Увеличение расхода топлива или его утечка (см. таблицу расхода топлива для карбюраторных автомобилей).

В этом случае потребуется тщательная проверка всей системы. В некоторых случаях перечисленные выше неисправности связаны с иными сбоями в узлах и механизмах.

Настраивать карбюратор рекомендуется раньше, чем появятся первые признаки неисправности. Устройство этого узла требует проведения регулировки через каждые 8 тыс. км пробега. Эту процедуру нужно проводить не реже, чем раз в год, даже если автомобиль эксплуатируется редко.

Перед началом работы нужно провести при необходимости ремонт проводки, трамблера и очистку свечей зажигания. Существует несложная технология, как правильно отрегулировать карбюратор на ваз 2101.

Разновидности карбюраторов «Копейки»

Жиклёры для карбюраторов автомобилей ВАЗ 2101

За время выпуска ваз 2101 в его систему было установлено несколько модификаций карбюраторов. Они отличаются размером жиклеров, а также наличием или отсутствием вакуумного корректора. В ранних моделях Жигулей выполнялась установка карбюратора с системой зажигания без вакуумного корректора.

Карбюратор ДААЗ 2101-1107010

Самым распространенным карбюратором на автомобиле ваз 2101 является модель карбюратора ДААЗ 2101-1107010. Здесь уже применяется система вакуум-корректора. Регулировать все модификации карбюраторов можно по аналогичной схеме. Но устанавливать модель с вакуумным корректором вместо конструкции без него или наоборот нельзя. Так же часто используются карбюраторы известных марок ДААЗ/Weber, Озон, Solex из нестандартных карбюраторов хочется выделить Solex 21073 и Solex 21083.

Тарировочные данные для карбюраторов ДААЗ 2101-1107010-01, 2101-1107010-03, 2105-1107010-20, 2105-1107010 10:

Параметр Модель карбюратора и номер камеры
2101-1107010-01 2101-1107010-03 2105-1107010-20, 2105-1107010 10
1-я 2-я 1-я 2-я 1-я 2-я
Диаметр, мм:

Частые причины поломки карбюратора и их решение

Если в карбюраторе выйдет из строя один из элементов системы, заметить это можно не сразу. Сбои появляются постепенно. Часто нестабильность оборотов холостого хода объясняется вышедшим из строя электромагнитным клапаном. Не все карбюраторы имеют такое устройство.

Как отрегулировать карбюратор на ваз 2101

Что потребуется для регулировки

Сначала нужно подготовить соответствующий ремкомплект карбюратора ваз 2101. Также потребуются новые манжеты, жиклеры карбюратора и прочие запчасти. Чтобы отрегулировать карбюратор, потребуется ремкомплект, который включает в себя следующие инструменты:

  • Гаечные ключи.
  • Ветошь.
  • Отвертки (крестовая, плоская).
  • Защитные перчатки.
  • Растворитель.
  • Зубочистки.
  • Баллончик со сжатым воздухом или насос.

После соответствующей подготовки ремкомплекта можно приступать к настройке карбюратора ВАЗ-2101. Для этого не потребуется применять большие усилия. Все действия должны быть аккуратными и точными.

Также нужно осмотреть узлы, от которых может зависеть работа мотора. Нужно осмотреть свечи зажигания. По их внешнему виду можно сказать, в каких пропорциях смешивается топливо с воздухом.

Карбюратор нужно очистить. Для этого демонтируют его верхнюю крышку. Снимается поплавок, вакуумный клапан. Внутреннее пространство камер нужно прочистить. Здесь скапливаются сажа и грязь. Очистку проводят при помощи баллончика с воздухом или при помощи насоса.

Еще одним обязательным действием является проверка зазора между электродами распределителя, а также катушки и проводов высоковольтного напряжения. Настройку проводят только после прогрева мотора до 90ºС. Машины ставят на ручник.

Корректировка заслонки дросселя

Регулировка карбюратора ВАЗ-2101 начинается с настройки дроссельной заслонки. Это несложная процедура. Выполнить ее можно в три этапа. Вручную нужно повернуть против часовой стрелки рычаг управления заслонки. Она полностью открывается.

частичное открытие дроссельной заслонки первичной камеры полное открытие дроссельных заслонок

Проводится замер расстояния до первичной камеры. Устройство карбюратора предполагает, что этот показатель составляет 12,5-13,5 мм. Если же результат отличается, нужно подогнуть усики тяги. Регулировка заслонки предполагает определение величины открытия заслонки дросселя. Оно должно составлять 14,5-15,5 мм. В противном случае потребуется подкрутить шток привода пневматики.

Коррекция стартерной батареи

На втором этапе потребуется откорректировать работу пускового устройства. Вручную поворачивается рычаг заслонки дросселя на вторичной камере против часовой стрелки. Она закроется. Кончик рычага тяги должен плотно прилегать к оси заслонки дросселя первичной камеры.

На самом конце должен находиться шток стартерного прибора. В противном случае потребуется откорректировать его положение. Для этого подгибается тяга. Это приспособление в карбюраторных моторах хрупкое. Если сильно приложить к нему силу, тяга отломается.

Проверка ускорителя насоса и его ремонт

Начинать проверку нужно с тестирования работоспособности системы. Нужно собрать в мензурку топливо, которое выработается за 10 циклов работы рычага заслонки дросселя. Должно собраться от 5,2 до 8,7 см³ горючего. Если это не так, нужно прочистить жиклеры карбюратора ваз 2101. Для этого выполняют прокачку насоса. Это поможет прочистить забившиеся форсунки. Эту процедуру выполняют около 10 раз. Затем производится замер горючего еще раз.

Если процедура продувки не дала нужного результата, ускоритель потребуется полностью менять.

Если же на больших оборотах наблюдаются сбои в работе мотора, нужно проверить диафрагму насоса. Она могла износиться. Часто стирается шток бензонасос.

Регулировка холостого хода

Регулировка топливной системы предполагает на завершающем этапе проведение настройки оборотов на холостом ходу. Потребуется прогреть двигатель в течение 15 мин. Затем мотор нужно заглушить. Винты количества и качества закручиваются до упора. Первый из них нужно отпустить на 3 оборота. Винт качества откручивают на 5 оборотов.

Мотор запускается. Винтом количества устанавливают частоту оборотов, которое составляет около 800 в минуту. Затем медленно закручивается винт качества. Так можно уменьшить обогащение топливной смеси. Эту процедуру проводят до тех пор, пока обороты не станут падать. После этого винт качества нужно выкрутить еще на пол оборота и зафиксировать его в таком положении.

Зная, как проводится процедура корректировки карбюратора, можно самостоятельно выполнить работу хорошо. Мотор будет работать стабильно, а ВАЗ 2101 будет эксплуатироваться в нормальном режиме.

Как делается регулировка карбюратора ВАЗ-2101

Регулировка карбюратора ВАЗ-2101

ВАЗ-2101 «Жигули» – легковой автомобиль, родившийся в советские годы и набравший большую популярность. Многие и по сей день верны данной модели. Для начала разберемся, что же такое карбюратор. Карбюратор – это своеобразный механизм, расположенный на двигателях внутреннего сгорания и подпитывает его воздухом и бензином. С его помощью смешиваются этих компоненты. Но, как известно, прогресс не стоит на месте, и были изобретены новые устройства, заменяющие карбюратор, – инжекторы.

Что представляет собой инжектор

Данное изобретение хорошо закрепилось, и, начиная с 80-х годов, его используют по сей день. На своих «Жигулях» вы можете встретить различные виды карбюраторов, особенно если мы говорим о старушке «Копейке». В целом они не обладают явными отличиями. Например, первые две представленные модели имеют клапан разбалансирующий поплавковую камеру. Карбюратор Озон берет свое начало с 1980 года, его модель – 210-1107010-20. Вы наверняка заинтересовались, чем же он необычным отличается от своих сородичей, упомянутых выше.

Отличие карбюратора Озон:

  • к вакуумному регулятору распределения зажигания появилась трубка для отбора разрежения;
  • добавился пневматический привод дроссельной заслонки вторичной камеры;
  • изменился диаметр жиклеров.

Регулировка холостого хода

Система холостого хода в карбюраторе – самая нестабильная. Поэтому время от времени ее необходимо регулировать. Элементами регулировки холостого хода являются 2 винта, один из которых определяет состав смеси, а второй регулирует ее количество.

Регулировку хода необходимо проводить на ранее прогретом двигателе и с отрегулированными зазорами, которые расположены в механизме газораспределения. Еще следует проверить правильность установки угла опережения зажигания.

Схема

Пошаговые действия:

  1. Винтом 1 нужно установить по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала 820-900 мин -1 .
  2. Винтом 2 необходимо добиться концентрации СО в отработавших газах, не выходя за пределы 0,5-1,2%.
  3. Винтом 1 восстановите частоту вращения вала до 820-900 мин -1 .
  4. Винтом 2 нужно восстановить концентрацию СО до 0,5-1,2%.
  5. Для завершения напрессуйте на данные винты ограничительные знаки (пластмассовые втулки), сориентируйте шлицы этих втулок относительно установочных выступов.

Проблемы, которые могут возникнуть при установке холостого хода:

  1. Нет реакции двигателя на закручивание винта (во время закручивания двигатель должен постепенно сбавлять обороты и в конце заглохнуть). Такое порой происходит, если в индикаторе холостого хода переизбыток бензина. Причинами могут стать:
    • очень большой жиклер ХХ;
    • плохо закручен электромагнитный клапан либо заглушка;
    • посадочное место жиклера ХХ имеет деформацию своей структуры или поврежден непосредственно жиклер.

    Пути выхода из ситуации представлены далее. Итак, на работающем без перебоев двигателе на ХХ снимите провод с электромагнитного клапана. При выполнении этого действия двигатель незамедлительно заглохнет. Если все произошло именно так, то, вероятнее всего, жиклер ХХ слишком большой и не подходит вам. Выход здесь очень легкий – приобрести и установить меньшего размера.

    1. Если двигатель продолжает работать, то, скорее всего, бензин не поступает в жиклер ХХ, а идет мимо. Нужно провести следующие манипуляции, а именно выкрутите заглушку (электромагнитный клапан) и проведите исследование вашего жиклера ХХ, не поврежден ли он. При выявлении деформаций иного пути нет, как покупать новую крышку карбюратора. Если при вашем исследовании деформаций обнаружено не было, наденьте жиклер на клапан, смажьте уплотнительное кольцо маслом и закрутите его ключом (зажимайте, не прилагая особых усилий, желательно зажимать ключом, используя только один палец руки).

    Регулировка карбюратора ВАЗ 2101

    Схема

    Хорошая работа двигателя напрямую зависит от того, насколько качественно его отрегулировали. Без проведения этих действий вы не сможете насладиться ездой на вашей машине без перебоев и неожиданностей. Итак, настройку карбюратора необходимо проводить для нормального функционирования вашего двигателя. От работы двигателя напрямую зависит не только скорость и мощность вашего любимого авто, но и, что немаловажно в наши дни, расход бензина!

    Если настройка проведена неправильно либо вообще вы не посчитали нужным провести данные манипуляции, то вам придется переплачивать за расход топлива. Однако есть и хорошая новость – часто настраивать карбюратор вам не придется. Эту процедуру нужно проводить редко, главное правильно! Для начала прочистите его каналы, помойте ваш карбюратор (он тоже любит быть чистым), установите на него новые жиклеры. Все! Небольшие три действия – и ваш карбюратор «счастлив». А вам всего лишь время от времени будет нужно менять воздушные и топливные фильтры.

    Единственный недостаток – это качество запчастей, которые вы покупаете на рынке, ведь вам могут попасться детали плохого качества. Это способно привести к перебоям в системе впрыска топлива. Поэтому помните поговорку «жадный платит дважды», и, если имеете возможность приобрести качественные запчасти, непременно сделайте это! Порадуйте вашу машину и сохраните свои нервы.

    Как вам статья?

    Карбюратор ВАЗ 2101: назначение, устройство, неисправности и их устранение, регулировка узла

    Одним из главных устройств, обеспечивающих стабильную работу карбюраторного двигателя на всех режимах, является карбюратор. Ещё не так давно автомобили отечественного производства оснащались системой подачи топлива с помощью этого устройства. Поэтому с ремонтом и регулировкой карбюратора приходится сталкиваться практически каждому владельцу «классики» и для этого необязательно обращаться в сервис, поскольку необходимые процедуры несложно сделать своими руками.

    Карбюратор ВАЗ 2101

    Автомобиль ВАЗ 2101 или в простонародье «копейка», оснащается карбюраторным мотором мощностью 59 л. с. объёмом 1,2 л. Такое устройство, как карбюратор, нуждается в периодическом обслуживании и ремонте, иначе работа двигателя будет нестабильной, возможны проблемы с запуском, увеличение расхода топлива. Поэтому конструкцию и регулировку этого узла стоит рассмотреть подробнее.

    Для чего предназначен

    На карбюратор возлагается две основные функции:

    1. Смешивание топлива с воздухом и распыление образовавшейся смеси.
    2. Создание топливно-воздушной смеси в определённой пропорции, что необходимо для её эффективного сгорания.

    Струя воздуха и топлива одновременно подаётся в карбюратор, а благодаря разности скоростей горючее распыляется. Чтобы топливо сгорало эффективнее, с воздухом оно должно смешиваться в определённых пропорциях. В большинстве случаев это соотношение равно 14,7:1 (воздух к горючему). В зависимости от того, при каких режимах работает двигатель, пропорции могут меняться.

    Устройство карбюратора

    Независимо от модификации карбюратора, друг от друга устройства мало чем отличаются и состоят из нескольких систем:

    • системы поддержания и регулировки уровня топлива;
    • системы пуска и прогрева двигателя;
    • системы холостого хода;
    • ускорительного насоса;
    • главной дозирующей системы;
    • эконостата и экономайзера.

    Рассмотрим эти системы детальнее, чтобы лучше понять функционирование узла.

    Карбюратор ВАЗ 2101

    Устойство карбюратора ВАЗ 2101: 1. Рычаг привода дроссельных заслонок; 2. Ось дроссельной заслонки первой камеры, 3. Возвратная пружина рычагов; 4. Тяга соединения приводов воздушной и дроссельной заслонок; 5. Рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки второй камеры; 6. Рычаг связи с воздушной заслонкой; 7. Шток пневмопривода; 8. Рычаг. связанный с рычагом 9 через пружину; 9. Рычаг. жестко закрепленный на оси дроссельной заслонки второй камеры; 10. Винт для регулировки закрытия дроссельной заслонки второй камеры; 11. Дроссельная заслонка второй камеры; 12. Отверстия переходной системы второй камеры; 13. Корпус дроссельных заслонок; 14. Корпус карбюратора; 15. Диафрагма пневмопривода; 16. Пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры; 17. Корпус топливного жиклера переходной системы; 18. Крышка карбюратора; 19. Малый диффузор смесительной камеры; 20. Колодец главных воздушных жиклеров главных дозирующих систем; 21. Распылитель; 22. Воздушная заслонка; 23. Рычаг оси воздушной заслонки; 24. Телескопическая тяга привода воздушной заслонки; 25. Тяга. соединяющая рычаг оси воздушной заслонки с рейкой; 26. Рейка пускового устройства; 27. Корпус пускового устройства; 28. Крышка пускового устройства; 29. Винт крепления троса привода воздушной заслонки; 30. Трехплечий рычаг; 31. Кронштейн возвратной пружины; 32. Патрубок для отсоса партерных газов; 33. Регулировочный винт пускового устройства; 34. Диафрагма пускового устройства; 35. Воздушный жиклер пускового устройства; 36. Канал связи пускового устройства с задроссельным пространством; 37. Воздушный жиклер системы холостого хода; 38. Распылитель ускорительного насоса; 39. Эмульсионный жиклер экономайзера (эконостата); 40. Воздушный жиклер эконостата; 41. Топливный жиклер эконостата; 42. Главные воздушные жиклеры; 43. Эмульсионная трубка; 44. Игольчатый клапан поплавковой камеры; 45. Топливный фильтр; 46. Патрубок подвода топлива к карбюратору; 47. Поплавок; 48. Главный топливный жиклер первой камеры; 49. Винт регулировки подачи топлива ускорительным насосом; 50. Перепускной жиклер ускорительного насоса; 51. Кулачок привода ускорительного насоса; 52. Возвратная пружина дроссельной заслонки первой камеры; 53. Рычаг привода ускорительного насоса; 54. Винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки первой камеры; 55. Диафрагма ускорительного насоса; 56. Колпачок пружины; 57. Корпус топливного жиклера холостого хода; 58. Регулировочный винт состава (качества) смеси холостого хода с ограничительной втулкой; 59. Патрубок подсоединения с вакуумным регулятором распределителя зажигания; 60. Регулировочный винт количества смеси холостого хода

    Система поддержание уровня топлива

    Конструктивно карбюратор имеет поплавковую камеру, а расположенный в ней поплавок контролирует уровень топлива. Конструкция этой системы проста, но иногда уровень может не соответствовать норме из-за нарушения герметичности игольчатого клапана, что обусловлено применением некачественного топлива. Проблема решается путём чистки или замены клапана. Кроме этого, периодически требуется регулировка поплавка.

    Система пуска

    Пусковая система карбюратора обеспечивает запуск силового агрегата на холодную. Карбюратор имеет специальную заслонку, которая находится в верхней части смесительной камеры. В момент закрывания заслонки, разрежение в камере становится большим, что и требуется во время холодного пуска. Однако подача воздуха полностью не перекрывается. По мере того как двигатель прогревается, заслоняющий элемент открывается: водитель управляет этим механизмом из салона посредством троса.

    Система пуска

    Схема диафрагменного пускового устройства: 1 — рычаг привода воздушной заслонки; 2 — воздушная заслонка; 3 — воздушный патрубок первичной камеры карбюратора; 4 — тяга; 5 — шток пускового устройства; 6 — диафрагма пускового устройства; 7 — регулировочный винт пускового устройства; 8 — полость, сообщающаяся с задроссельным пространством; 9 — телескопическая тяга; 10 — рычаг управления заслонками; 11 — рычаг; 12 — ось дроссельной заслонки первичной камеры; 13 — рычаг на оси заслонки первичной камеры; 14 — рычаг; 15 — ось дроссельной заслонки вторичной камеры;1 6 — дроссельная заслонка вторичной камеры; 17 — корпус дроссельных заслонок; 18 — рычаг управления дроссельной заслонкой вторичной камеры; 19 — тяга; 20 — пневмопривод

    Система холостого хода

    Чтобы двигатель стабильно работал на холостом ходу (ХХ), в карбюраторе предусмотрена системе холостого хода. В режиме ХХ под заслонками создаётся большое разрежение, вследствие чего из отверстия, расположенного ниже уровня заслонки первой камеры, подаётся бензин в систему ХХ. Горючее проходит через жиклёр холостого хода и смешивается с воздухом. Таким образом, создаётся топливно-воздушная смесь, которая по соответствующим каналам подаётся в цилиндры двигателя. До того как смесь поступит в цилиндр, она дополнительно разбавляется воздухом.

    Система холостого хода

    Схема системы холостого хода карбюратора: 1 — корпус дроссельных заслонок; 2 — дроссельная заслонка первичной камеры; 3 — отверстия переходных режимов; 4 — отверстие, регулируемое винтом; 5 — канал подвода воздуха;6 — регулировочный винт количества смеси; 7 — регулировочный винт состава (качества) смеси; 8 — эмульсионный канал системы холостого хода; 9 — регулировочный винт добавочного воздуха; 10 — крышка корпуса карбюратора; 11 — воздушный жиклер системы холостого хода; 12 — топливный жиклер системы холостого хода; 13 — топливный канал системы холостого хода; 14 — эмульсионный колодец

    Ускорительный насос

    Ускорительный насос — это одна из неотъемлемых систем карбюратора, которая подаёт топливно-воздушную смесь в момент отпирания заслонки. Насос работает независимо от проходящего воздушного потока через диффузоры. Когда происходит резкое ускорение, карбюратор не способен подать в цилиндры требуемое количество бензина. Для устранения этого эффекта и предусмотрен насос, ускоряющий подачу топлива в цилиндры двигателя. Конструкция насоса состоит из таких элементов:

    • клапан-винта;
    • топливного канала;
    • перепускного жиклёра;
    • поплавковой камеры;
    • кулачка привода ускорительного насоса;
    • рычага привода;
    • возвратной пружины;
    • чашки диафрагмы;
    • диафрагмы насоса;
    • впускного шарикового клапана;
    • камеры паров бензина.

    Ускорительный насос

    Схема ускорительного насоса: 1 — клапан-винт; 2 — распылитель; 3 — топливный канал; 4 — перепускной жиклёр; 5 — поплавковая камера; 6 — кулачок привода ускорительного насоса; 7 — рычаг привода; 8 — возвратная пружина; 9 — чашка диафрагмы; 10 — диафрагма насоса; 11 — впускной шариковый клапан; 12 — камера паров бензина

    Главная дозирующая система

    Подача основного объёма горючего при работе мотора на любых режимах, кроме ХХ, обеспечивается главной системой дозирования. При работе силовой установки на средних нагрузках, система подаёт необходимое количество более бедной смеси в постоянных пропорциях. Когда дроссельная заслонка открывается, воздух расходуется меньше, чем топливо, поступающее из распылителя. Это приводит к образованию обогащённой смеси. Чтобы состав не переобогащался, необходимо его разбавление воздухом в зависимости от положения заслонки. Эту компенсацию как раз и выполняет главная система дозирования.

    Главная дозирующая система

    Схема главной дозирующей системы карбюратора ВАЗ 2101 и эконостата: 1 — эмульсионный жиклер эконостата; 2 — эмульсионный канал эконостата; 3 — воздушный жиклер главной дозирующей системы; 4 — воздушный жиклер эконостата; 5 — топливный жиклер эконостата; 6 — игольчатый клапан; 7 — ось поплавка; 8 — шарик запорной иглы; 9 — поплавок; 10 — поплавковая камера; 11 — главный топливный жиклер; 12 — эмульсионный колодец; 13 — эмульсионная трубка; 14 — ось дроссельной заслонки первичной камеры; 15 — канавка золотника; 16 — золотник; 17 — большой диффузор; 18 — малый диффузор; 19 — распылитель

    Эконостат и экономайзер

    Эконостат и экономайзер в карбюраторе необходимы для обеспечения притока топлива в камеру смешивания, а также для подачи богатой топливно-воздушной смеси в момент высокого разрежения, т. е. при высоких нагрузках двигателя. Управление экономайзером возможно как механическим способом, так и пневматическим. Эконостат представляет собой трубку с разными сечениями и эмульсионными каналами, расположенными в верхней части смесительной камеры. В этом месте возникает разрежение при максимальных нагрузках силовой установки.

    Какие карбюраторы устанавливаются на ВАЗ 2101

    Владельцы ВАЗ 2101 довольно часто хотят повысить динамику либо снизить расход топлива своего автомобиля. Разгон, так же как и экономичность, зависят от установленного карбюратора и правильности его регулировки. На многих моделях «Жигулей» используется устройство ДААЗ 2101 в разных модификациях. Отличаются устройства между собой размерами жиклёров, а также наличием либо отсутствием вакуум-корректора. Карбюратор ВАЗ 2101 любой модификации рассчитан на работу только с двигателем ВАЗ 2101 и 21011, на которых установлен трамблёр без вакуум-корректора. Если внести изменения в систему зажигания двигателя, на «копейку» можно поставить и более современные карбюраторы. Рассмотрим модели устройств, которые устанавливаются на «классику».

    ДААЗ

    Карбюраторы ДААЗ 2101, 2103 и 2106 являются продуктами фирмы Weber, поэтому их называют как ДААЗ, так и Вебер, подразумевая одно и то же устройство. Для этих моделей характерно простое конструктивное исполнение и хорошие показатели разгона. Но и без недостатков не обошлось: основным минусом является высокий расход горючего, который колеблется в пределах 10–14 л на 100 км. На сегодняшний день существенной проблемой также является сложность приобрести такое устройство в нормальном состоянии. Для того чтобы собрать один нормально функционирующий карбюратор, потребуется приобрести несколько штук.

    Карбюратор Вебер

    Карбюратор ДААЗ, он же Вебер, характеризуется хорошей динамикой и простотой конструкции

    Озон

    На «Жигули» пятой и седьмой модели устанавливали более современный карбюратор, получивший название Озон. Правильно отрегулированный механизм позволяет уменьшить расход горючего до 7–10 л на 100 км, а также обеспечить хорошую разгонную динамику. Из отрицательных моментов этого устройства стоит выделить саму конструкцию. При активной эксплуатации возникают неполадки со вторичной камерой, поскольку она открывается не механическим способом, а при помощи пневмоклапана.

    При длительной эксплуатации карбюратор Озон загрязняется, что приводит к нарушению регулировки. Как результат вторичная камера открывается с задержкой либо вовсе остаётся в закрытом положении. При неправильной работе узла теряется отдаваемая мотором мощность, ухудшается разгон, снижается максимальная скорость.

    Карбюратор Озон

    Карбюратор Озон отличается меньшим расходом топлива, по сравнению с Вебером и неплохими динамическими показателями

    Солекс

    Не менее популярным для «классики» является ДААЗ 21053, который представляет собой продукт фирмы Solex. Изделие наделено такими преимуществами, как хорошая динамика и топливная экономичность. Солекс по своей конструкции отличается от предыдущих версий ДААЗ. Он оснащается обратной системой топлива, поступающего в бак. Такое решение позволило отводить излишки горючего в топливный бак и сэкономить порядка 400–800 г горючего на 100 км.

    Некоторые модификации этого карбюратора оснащаются системой ХХ с регулировкой посредством электроклапана, автоматической системой пуска на холодную. Карбюраторами такой комплектации оснащали экспортные авто, а на территории бывшего СНГ наибольшее распространение получил Солекс с электроклапаном ХХ. Однако эта система во время эксплуатации проявила свои недостатки. Поскольку в таком карбюраторе каналы для бензина и воздуха довольно узкие, поэтому при несвоевременном обслуживании они быстро засоряются, что приводит к возникновению проблем с холостым ходом. С этим карбюратором расход горючего на «классике» составляет 6–10 л на 100 км. По динамическим характеристикам Солекс проигрывает только Веберу.

    Перечисленные карбюраторы устанавливаются на все классические моторы без доработок. Единственное чему следует уделить внимание — это подбору устройства под рабочий объем двигателя. Если узел рассчитан на иной объём, производят подбор и замену жиклёров, регулируют механизм на конкретном моторе.

    Карбюратор Солекс

    Карбюратор Солекс являтся наиболее экономичным устройством, снижающим расход топлива до 6 л на 100 км

    Установка двух карбюраторов

    Некоторых владельцев «классики» не устраивает работа силового агрегата на высоких оборотах. Объясняется это тем, что во 2 и 3 цилиндры подаётся концентрированная смесь из топлива и воздуха, а в 1 и 4 её концентрация снижается. Иными словами, воздух и бензин в цилиндры поступают не так, как положено. Однако есть решение обозначенной проблемы — это установка двух карбюраторов, что обеспечит более равномерную подачу топлива и образование горючей смеси одинаковой насыщенности. Подобная модернизация отражается на повышении мощности и крутящего момента мотора.

    Процедура внедрения двух карбюраторов, на первый взгляд, может показаться довольно сложной, но если разобраться, то такая доработка по силам каждому, кого не устраивает работа двигателя. Основными элементами, которые потребуются для такой процедуры являются 2 коллектора от «Оки» и 2 карбюратора одной модели. Чтобы от установки двух карбюраторов был больший эффект, стоит задуматься о монтаже дополнительного воздушного фильтра. Его ставят на второй карбюратор.

    Для установки карбюраторов на ВАЗ 2101 снимают старый впускной коллектор и подгоняют детали от «Оки» по креплению и прилеганию к головке блока. Опытные автомобилисты рекомендуют для удобства проведения работ демонтировать ГБЦ. Особое внимание уделяют каналам коллекторов: в них не должно быть никаких выступающих элементов, иначе при работе мотора будет создаваться большое сопротивление встречному потоку. Всё что будет мешать свободному прохождению топливно-воздушной смеси в цилиндр необходимо убрать при помощи специальных шарошек.

    После установки карбюраторов винты качества и количества откручивают на одинаковое количество оборотов. Для одновременного открывания заслонок на двух устройствах потребуется изготовить кронштейн, к которому подводится тяга от педали газа. Привод газа от карбюраторов делают при помощи тросиков, например, от «Таврии».

    Два карбюратора на «классике»

    Установка двух карбюраторов обеспечивает равномерную подачу топливно-воздушной смеси в цилиндры, что улучшает работу мотора на высоких оборотах

    Признаки неисправности карбюратора

    Карбюратор ВАЗ 2101 — устройство, нуждающееся в периодической прочистке и регулировке, что обусловлено условиями эксплуатации и применяемым топливом. При возникновении проблем с рассматриваемым механизмом, признаки неполадок будут отражаться на работе силового агрегата: он может подёргиваться, глохнуть, плохо набирать обороты и т. п. Являясь владельцем автомобиля с карбюраторным мотором, нелишним будет разбираться в основных нюансах, которые могут возникать с карбюратором. Рассмотрим признаки неисправностей и их причины.

    Глохнет на холостом ходу

    Довольно распространённой проблемой на «копейке» является глохнущий двигатель в режиме холостого хода. Наиболее вероятными причинами являются:

    • засорение жиклёров и каналов ХХ;
    • выход из строя или неполное заворачивание электромагнитного клапана;
    • неисправности блока ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода);
    • повреждение уплотнителя винта качества.

    Устройство карбюратора выполнено таким образом, что первая камера совмещена с системой ХХ. Поэтому при проблематичной работе двигателя в режиме холостого хода могут наблюдаться не только провалы, но и полная остановка мотора в начале движения автомобиля. Проблема решается довольно просто: производится замена неисправных деталей либо промывка и продувка каналов, для чего потребуется частичная разборка узла.

    Видео: восстановление холостого хода на примере карбюратора Солекс

    Провалы при разгоне

    Иногда при разгоне автомобиля возникают так называемые провалы. Провал — это когда после нажатия на педаль газа силовая установка в течение нескольких секунд работает с прежними оборотами и только потом начинает раскручиваться. Провалы бывают разные и могут приводить не только к более позднему реагированию двигателя на нажатие педали газа, но и к его полной остановке. Причиной такого явления может быть засор главного топливного жиклёра. При работе двигателя с малыми нагрузками либо на ХХ, он потребляет небольшое количество топлива. При нажатии на педаль акселератора мотор переходит на режим более высоких нагрузок и расход горючего резко возрастает. В случае засора топливного жиклёра, проходного сечения становится недостаточно, что и приводит к провалам в работе силового агрегата. Проблему устраняют путём прочистки жиклёра.

    Провалы, так же как и рывки, могут быть связаны с неплотным прилеганием клапанов бензонасоса либо с засорением фильтрующих элементов, т. е. всем тем, что способно создавать сопротивление при подаче топлива. Кроме этого, возможен подсос воздуха в систему питания. Если фильтрующие элементы можно просто заменить, фильтр (сеточку) карбюратора прочистить, то с топливным насосом придётся заняться более серьёзно: разобрать, провести дефектовку, установить ремкомплект, а, возможно, заменить узел.

    Сетчатый фильтр

    Если при разгоне наблюдаются провалы, необходимо прочистить сетчатый фильтр карбюратора

    Заливает свечи

    Одна из неполадок, которая может случиться с карбюраторным двигателем — это когда заливает свечи. В этом случае свечи оказываются мокрыми от большого количества топлива, при этом появление искры становится невозможным. В результате запуск двигателя будет проблематичным. Если в этот момент выкрутить свечи из свечного колодца, то можно убедиться, что они будут мокрыми. Такая проблема в большинстве случаев связана с обогащением топливной смеси в момент запуска.

    Заливать свечи может по ряду причин:

    • не работает устройство пуска карбюратора;
    • вышел из строя игольчатый клапан;
    • перекачивает бензонасос;
    • засор воздушных жиклёров.

    Рассмотрим каждую из причин несколько подробнее. В большинстве случаев проблема залитых свечей на ВАЗ 2101 и другой «классике» присутствует при холодном пуске. В первую очередь на карбюраторе должны быть правильно выставлены пусковые зазоры, т. е. расстояние между заслонками и стенками камеры. Кроме этого, диафрагма устройства пуска должна быть целой, а её корпус герметичным. Иначе воздушная заслонка карбюратора при пуске силового агрегата на холодную не сможет приоткрываться на нужный угол, в чём и заключается смысл работы пускового устройства. В результате горючая смесь будет принудительно обедняться подачей воздуха, а отсутствие небольшого зазора способствовать образованию более богатой смеси, что приведёт к эффекту «мокрых свечей».

    Что касается игольчатого клапана, то он может быть попросту негерметичным, в результате чего возникает пропускание лишнего топлива в поплавковую камеру. Такая ситуация также приведёт к образованию обогащённой смеси в момент пуска силового агрегата. При неисправностях с игольчатым клапаном, свечи может заливать как на холодную, так и на горячую. В этом случае деталь лучше всего заменить.

    Мокрая свеча

    Свечи может заливать по разным причинам, в результате чего запуск мотора становится проблематичным

    Заливать свечи также может по причине неправильной регулировки привода топливного насоса, в результате чего насос перекачивает горючее. В этой ситуации создаётся избыточное давление бензина на клапан игольчатого типа, что приводит к переливу топлива и увеличению его уровня в поплавковой камере. Как результат топливная смесь становится слишком обогащённой. Чтобы шток выступал на нужный размер, необходимо установить коленвал в такое положение, при котором привод будет выступать минимально. Затем замеряют размер d, который должен составлять 0,8–1,3 мм. Добиться нужного параметра можно путём установки под бензонасос прокладок разной толщины (А и B).

    Регулировка бензонасоса

    Чтобы бензонасос не перекачивал топливо, необходима регулировка штока (привода)

    За подачу воздуха в топливную смесь отвечают воздушные жиклёры главной дозирующей камеры: они создают нужную пропорцию бензина и воздуха, что необходимо для нормального пуска мотора. Если жиклёры имеют засор, подача воздуха частично или полностью прекращается. В результате топливная смесь становится переобогащённой, что приводит к заливанию свечей. Проблема решается прочисткой жиклёров.

    Запах бензина в салоне

    Иногда владельцы ВАЗ 2101 сталкиваются с проблемой присутствия запаха бензина в салоне. Ситуация не самая приятная и требует быстрого поиска причины и её устранения. Ведь пары топлива вредны не только для здоровья, но и в целом опасны. Одной из причин появления запаха может быть сам бензобак, т. е. могла появиться микротрещина в ёмкости. В этом случае потребуется отыскать место утечки и заделать отверстие.

    Трещина бензобака

    Одной из причин появления запаха бензина в салоне является повреждение топливного бака

    Помимо топливного бака может прохудиться сама топливная магистраль, особенно если речь идёт о «копейке», ведь автомобиль далеко не новый. Необходимо проверить топливные шланги и трубки. Кроме этого, внимание следует обратить на бензонасос: при повреждении мембраны механизм может подтекать, а запах проникать в салон. Поскольку подача топлива карбюратором осуществляется механическим путём, со временем устройство приходится регулировать. Если эту процедуру провести неправильно, то карбюратор может переливать топливо, что приведёт к возникновению характерного запаха в салоне.

    Регулировка карбюратора ВАЗ 2101

    Убедившись в том, что карбюратор «копейки» нуждается в регулировке, сперва потребуется подготовить необходимые инструменты и материалы:

    • гаечные ключи;
    • ветошь;
    • набор отвёрток (крестовые, плоские);
    • защитные перчатки;
    • растворитель;
    • зубочистки;
    • баллончик со сжатым воздухом или насос;
    • ремкомплект.

    После подготовки можно переходить к регулировочным работам. Процедура требует не столько усилий, сколько точности и аккуратности. Настройка узла предполагает очистку карбюратора, для чего снимают верхнюю часть, поплавок и вакуумный клапан. Внутри всё очищают от загрязнений, особенно если профилактика карбюратора проводится очень редко. Для очистки от засорения используют баллончик либо компрессор. Ещё одним обязательным шагом перед началом регулировки является проверка системы зажигания. Для этого оценивают зазор между контактами трамблёра, целостность высоковольтных проводов, катушки. После этого остаётся прогреть двигатель до рабочей температуры в +90˚С, заглушить его и установить авто на стояночный тормоз.

    Регулировка дроссельной заслонки

    Настройка карбюратора начинается с установки правильного положения дроссельной заслонки, для чего демонтируем карбюратор с мотора и выполняем следующие шаги:

      Поворачиваем рычаг управления заслонкой против часовой стрелки до полного открывания.

    Рычаги дроссельных заслонок

    Настройку карбюратора начинают с регулировки дроссельной заслонки путём вращение её против часовой стрелки до упора

    Зазор в первичной камере

    При проверке зазора между дроссельной заслонкой и стенкой первичной камеры показатель должен составлять 12,5–13,5 мм

    Зазор во второй камере

    Зазор между дросселем и стенкой вторичной камеры должен составлать 14,5–15,5 мм

    Регулировка пускового устройства

    На следующем этапе регулировке подлежит пусковое устройство карбюратора ВАЗ 2101. Для этого выполняют такие действия:

    1. Поворачиваем дроссельную заслонку второй камеры, что приведёт к её закрыванию.
    2. Проверяем, чтобы край рычага тяги плотно прилегал к оси дроссельной заслонки первичной камеры, а на его кончике располагался шток пускового устройства. Если нужна регулировка, тягу подгибают.

    Если возникла необходимость в подобной регулировке, проводить её нужно осторожно, поскольку высока вероятность поломки тяги.

    Видео: как отрегулировать устройство пуска карбюратора

    Регулировка ускорительного насоса

    Для того чтобы оценить правильность работы ускорительного насоса карбюратора ВАЗ 2101, необходимо проверить его производительность. Для этого понадобится небольшая ёмкость, например, обрезанная пластиковая бутылка. Затем выполняем следующие шаги:

      Демонтируем верхнюю часть карбюратора и наполовину наполняем поплавковую камеру бензином.

    Наполнение поплавковой камеры

    Для регулировки ускорительного насоса потребуется наполнить поплавковую камеру топливом

    Вращение дроссельной заслонки

    Проверяем производительность ускорительного насоса перемещением рычага дроссельной заслонки против часовой стрелки

    В процессе диагностики нужно обратить внимание на форму и направление струи топлива из распылителя насоса: она должна быть ровной, непрерывной, попадать чётко между стенкой диффузора и открытой заслонкой. Если это не так, прочищаем отверстие распылителя продувкой сжатым воздухом. При невозможности отрегулировать качество и направление струи, распылитель ускорительного насоса подлежит замене.

    Если ускорительный насос собран правильно, нормальная подача топлива обеспечивается характеристиками и соотношением размеров насоса. С завода в карбюраторе предусмотрен винт, позволяющий изменять подачу топлива насосом: им можно только уменьшить подачу бензина, что практически никогда не требуется. Поэтому лишний раз винт трогать не следует.

    Регулировка поплавковой камеры

    Необходимость регулировки уровня топлива в поплавковой камере возникает при замене её основных элементов: поплавка либо клапана. Эти детали обеспечивают подачу топлива и его поддержание на определённом уровне, что необходимо для нормальной работы карбюратора. Кроме этого, настройка требуется при ремонте карбюратора. Чтобы понять, нужна ли регулировка этих элементов, потребуется выполнить проверку. Для этого берём плотный картон и вырезаем две полосы шириной 6,5 мм и 14 мм, которые будут служить шаблоном. Затем выполняем следующие действия:

    1. Демонтировав верхнюю крышку с карбюратора, располагаем её вертикально, чтобы язычок поплавка прислонился к шарику клапана, но при этом, сжатие пружины не происходило.
    2. При помощи более узкого шаблона проверяем расстояние между уплотнителем верхней крышки и поплавком. Показатель должен быть около 6,5 мм. Если параметр не соответствует, подгибаем язычок А, который является креплением игольчатого клапана.

    Проверка максимального уровня топлива

    Для проверки максимального уровня топлива в поплавковой камере, между поплавком и прокладкой верхней части карбюратора прислоняем шаблон шириной 6,5 мм

    Открытие игольчатого клапана

    Максимально отводим поплавок и с помощью шаблона проверяем расстояние между прокладкой и поплавком. Показатель должен составлять 14 мм

    Регулировка поплавка

    Если есть необходимость в регулировке уровня топлива, подгибаем упор, расположенный на кронштейне поплавка

    Если поплавок отрегулирован правильно, его ход должен составлять 8 мм.

    Регулировка холостого хода

    Завершающим этапом регулировки карбюратора является установка оборотов двигателя на холостом ходу. Процедура сводится к следующему:

    1. На предварительно прогретом моторе полностью заворачиваем винты качества и количества.
    2. Винт количества откручиваем на 3 оборота, качества — на 5 оборотов.
    3. Запускаем мотор и добиваемся винтом количества, чтобы двигатель работал при 800 об. мин.
    4. Медленно заворачиваем второй регулировочный винт, добиваясь падения оборотов.
    5. Выкручиваем винт качества на пол-оборота и оставляем его в этом положении.
    Видео: регулировка карбюратора Вебер

    Чистка и замена жиклёров

    Чтобы ваша «копейка» не доставляла проблем по части работы двигателя, требуется периодическое обслуживание системы питания и в особенности карбюратора. Каждые 10 тыс. км пробега рекомендуется продувать все жиклёры карбюратора сжатым воздухом, при этом сам узел с мотора снимать необязательно. В прочистке нуждается также сетчатый фильтр, расположенный на входе в карбюратор. Через каждые 20 тыс. км пробега все детали механизма нуждаются в промывке. Для этого можно использовать бензол либо бензин. Если есть загрязнения, которые этими жидкостями не удаётся удалить, тогда задействуют растворитель.

    Выполняя прочистку жиклёров «классики» нельзя использовать металлические предметы (проволоку, иголки и т. п.). Для этих целей подойдёт деревянная или пластмассовая палочка. Можно использовать также ветошь, от которой не остаётся ворса. После того как все жиклёры очищены и промыты, проверяют, соответствуют ли эти детали по размерам для конкретной модели карбюратора. Отверстия можно оценить швейной иглой подходящего диаметра. Если производится замена жиклёров, то используются детали с аналогичными параметрами. Маркируются жиклёры определёнными цифрами, указывающими пропускную способность их отверстий.

    Жиклёры карбюратора

    Жиклеры карбюраторов имеют маркировку в виде цифр, обозначающих пропускную способность их отверстий

    Каждой маркировке жиклёра соответствует своя пропускная способность.

    Таблица: соответствие маркировки и пропускной способности жиклёров карбюраторов Солекс и Озон
    Маркировка жиклёров Пропускная способность
    45 35
    50 44
    55 53
    60 63
    65 73
    70 84
    75 96
    80 110
    85 126
    90 143
    95 161
    100 180
    105 202
    110 225
    115 245
    120 267
    125 290
    130 315
    135 340
    140 365
    145 390
    150 417
    155 444
    160 472
    165 500
    170 530
    175 562
    180 594
    185 627
    190 660
    195 695
    200 730

    Пропускная способность отверстий выражается в см³/мин.

    Таблица: маркировка жиклёров карбюраторов для ВАЗ 2101

    Обозначение карбюратора Топливный жиклёр главной системы Воздушный жиклёр главной системы Топливный жиклёр холостого хода Воздушный жиклёр холостого хода Жиклёр ускорительного насоса
    1 кам. 2 кам. 1 кам. 2 кам. 1 кам. 2 кам. 1 кам. 2 кам. топливный перепускной
    2101–1107010 135 135 170 190 45 60 180 70 40 40
    2101–1107010–02 130 130 150 190 50 45 170 170 50 40
    2101–1107010–03;
    2101–1107010–30
    130 130 150 200 45 60 170 70 40 40
    2103–1107010 135 140 170 190 50 80 170 70 40 40
    2103–1107010–01;
    2106–1107010
    130 140 150 150 45 60 170 70 40 40
    2105–1107010–10 109 162 170 170 50 60 170 70 40 40
    2105–110711010;
    2105–1107010;
    2105–1107010–20
    107 162 170 170 50 60 170 70 40 40
    21053 100 115 150 135 35–45 50 140 150 45 40
    2107–1107010;
    2107–1107010–20
    112 150 150 150 50 60 170 70 40 40
    2107–1107010–10 125 150 190 150 50 60 170 70 40 40
    2108–1107010 97,5 97,5 165 125 42±3 50 170 120 30/40

    Несмотря на то, что автомобили с карбюраторными моторами сегодня не выпускаются, машин с такими силовыми агрегатами довольно много, в том числе и среди семейства «Жигулей». При правильном и своевременном обслуживании карбюратора узел будет работать длительное время без каких-либо нареканий. Если возникают неполадки, с ремонтом лучше не затягивать, поскольку правильная работа мотора нарушается, что приводит к увеличению расхода топлива и ухудшению динамики.

    • Автор: Владимир Долженков
    • Распечатать

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *