Как подключить реле регулятор к генератору
Перейти к содержимому

Как подключить реле регулятор к генератору

  • автор:

Подключение регулятора напряжения

Подсоединение к сети дополнительных нагрузок (фар, печки, осветительных приборов салона) приводит к разрядке аккумуляторной батареи даже при условии функционирующего мотора с действующим штатным стабилизатором тока. Проблему решает подключение регулятора напряжения трехфазной модификации.

Электронный импульсный регулятор напряжения служит для мгновенной регулировки параметров электроцепи при влиянии значительных показателей токов нагрузки. Устройство исполняет роль своеобразного переключателя, осуществляющего под воздействием малого тока (сигнала управляющей кнопки) подключение электроцепи с большим током. Устройство применяют, когда исполняющий прибор (генератор автотранспортного средства, стартер, клаксон, печка) «питается» током большой силы (до 40 а).

Назначение установки регулятора напряжения

На современном рынке присутствуют регуляторы напряжения следующих моделей:

  • я112в1;
  • я112а;
  • я112в12;
  • 7312-3702;
  • брсн 453746.001-01, 453746.001-02;
  • trf 7901 (топливный регулятор напряжения 14в, силой тока 5а);
  • 9432.3702;
  • 67.3702.02, 68.3702;
  • yr 591.

Модели регулятора устанавливают на борту автомобиля марки: камаз 65 201-010; ваз 2101, 2106; УАЗ 29891-03; китайского скутера «Буран», «Комета», на минитрактор «Уралец», «Синтай». Устройства подключают к генератору модификации:

3.png?1459771518

Вмонтированные реле-регуляторы генераторов одной из вышеуказанных моделей и подобные отличаются совмещенной системой измерения и питания напряжения. Нагрузка бортовой сети автотранспортного средства подсоединяется к силовому выпрямителю генератора. При понижении уровня напряжения бортовой сети регулятор, вследствие подключения к дополнительным диодам, бездействует. Возникает проблема оседания напряжения даже при работоспособном генераторе и регуляторе. Подключение трех-уровневого регулятора и реле автоматического включения позволяет избежать подобных неудобств.

Для подключения трехуровневого регулятора понадобится:

  • специальная схема подключения;
  • рожково-накидной ключ;
  • нож;
  • крестовая отвертка;
  • тестер (при необходимости);
  • щипцы для клемм.

Порядок подключения регуляторов тока

Чтобы подключить регулятор, поддерживающий напряжение электроцепи в строго допустимых границах, необходимо:

  • открутить, удалить с аккумуляторной батареи минусовую клемму;
  • рожково-накидным ключом s-10 открутить крепежную гайку на генераторе, отклонить провода;
  • удалить пластиковый кожух генератора;
  • открутить крепежные винты, находящиеся на регуляторах, удалить регулятор;
  • для обеспечения плотного контакта с диодным мостом. Используя напильник, доработать торцы дистанционной втулки;
  • закрепить на место регулятора щеткодержатель;
  • закрепить кожух генератора;
  • используя пластиковые хомуты, закрепить регулятор;
  • прикрутив остальные провода, проверить работу регулятора при минимальной, оптимальной и максимальной нагрузке.

Правильно установленные регуляторы напряжения позволяют решить проблему подзарядки АБ, существенно продлить срок ее использования.

Как подключить реле регулятор к генератору

Это такой с полиэтиленовой крышкой сзади и переключателем (под шлиц) "зима-лето"? Там внутри (под этой крышкой) стоит регулятор от классики, Я-112 вроде. Выносится без проблем.

Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 18.03.2007
Адрес: самара
Сообщений: 826
Сообщение от pipe469

Это такой с полиэтиленовой крышкой сзади и переключателем (под шлиц) "зима-лето"? Там внутри (под этой крышкой) стоит регулятор от классики, Я-112 вроде. Выносится без проблем.

Полиэтиленовых крышек нигде нет!Сверху на гене привинчена мет. коробочка,под ней "тоблетка" с маркировкой Я112В12,на ней 4-ре вывода.Ш-на щетку,В- на вторую щетку,Б-нанего подается питание и на прилагаемой схеме он(этот вывод ) обозначен-Ш,т.е. снаружи гены.Может изначально таблетка не так стоит?Пробовали подключить реле от двухшунтового гены(непомню обозначение),от Волги.припаяли к выводам щеток два провода какбы два шунта.Но ничего не вышло,может схемку не так собрали,а может реле не подходит.А на той таблетке никаких переключателей нет и выносить ее неудобно!Но должно же какоето реле подходить,я знаю,что Волгари выносят эти рэле за пределы гены,да и на форуме упоминания встречаются.

Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 18.03.2007
Адрес: самара
Сообщений: 826
Ну что, никто не устанавливал выносное рэле вместо штатного?Дайте хоть ссылку!
Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 18.06.2004
Адрес: RUS 47, Лен обл г. Тосно
Сообщений: 1,429
Сообщение от фаркоп
Ну что, никто не устанавливал выносное рэле вместо штатного?Дайте хоть ссылку!

Не нашел схему Вашего Гены, но если встроенное реле, думаю не отличается от 3701 на 72А, что у меня.
Я ставил выносное, правда самодельное РН. Так пришлось делать вывод от второй щетки (от первой есть, это вывод "D" гены, соединенный с дополниельным плюсовым плечем выпрямительного моста). Посмотрите, какие вывода у Вашего, потом можно что-нибудь посоветовать, т.к. не любое РН подойдет.

Последний раз редактировалось Д,Мазай; 12.05.2008 в 08:40 .
Senior Member
Уазовед
Регистрация: 12.08.2005
Адрес: Москва
Сообщений: 5,415

http://www.gazclub.ru/faq/?mess_id=306
http://www.gazclub.ru/faq/?mess_id=307
http://www.gazclub.ru/faq/?mess_id=796
Раньше там были другие схемы, куда то делись. В обще суть то проста со щеток выводятся провода на выносной РР. У меня проще, генератор типа "бесколлекторный" незнаю как правильно это называется, но современного типа под поликлиновый ремень. Сам щас озадачился выносом РР, по той же причине при длительном движении нагревается и напряжение падает. У меня там проще — РР в едином блоке со щетками — откусить выводы РР, припаять к ним провода — вывести наружу, при чем всего два и пофиг в какой полярности (так мне сказали) Посмтри более внимательно — один из них наверняка "масса" ну и закрутишь его сарзу на массу, два на щетки — однозначно, еще один — возможно стартовое напряжение — типа клема Ш или Б или W и т.д. — тогда вообще пофиг у меня на нее подается плюс с замка зажигания через лампочку и все. Посмотри электросхему на Волгу с 406 двиг, я по ней собирал. Вроед все, попробуй.

Анатолий Ф
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Анатолий Ф
Найти ещё сообщения от Анатолий Ф

Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 18.03.2007
Адрес: самара
Сообщений: 826
Сообщение от Д,Мазай

Не нашел схему Вашего Гены, но если встроенное реле, думаю не отличается от 3701 на 72А, что у меня.
Я ставил выносное, правда самодельное РН. Так пришлось делать вывод от второй щетки (от первой есть, это вывод "d" гены, соединенный с дополниельным плюсовым плечем выпрямительного моста). Посмотрите, какие вывода у Вашего, потом можно что-нибудь посоветовать, т.к. не любое РН подойдет.

У моего гены три вывода.Первый-"Ш" по прилагаемой схеме,подключается к к цепи+12В и АБ,через замок зажигания т.е. к замку .Второй вывод подключается напрямую к"+" АБ ,обозночен"+".Третий вывод "Д"-на контрольную лампу и далее на "+" сети. Незнаю куда пошел далее этот провод "Д" в самом генераторе,но когда снимал встроенное реле,то вторая щетка была посажена на один из выводов этого реле.Вывод "Ш" питание реле.Я уже написал ,что сделал два вывода т.е. от двух щеток.Подключали по следующей схеме: вывод первой щетки соединили с "+" выносного реле и"+"сети черезЗЗ,вывод второй щетки-на второй вывод реле.Завели-зарядки нет! Может реле было нерабочее(неновое),непомню маркировку,вечером напишу.

Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 18.03.2007
Адрес: самара
Сообщений: 826
Да,ссылки с газклуба смотрел,спасибо.Так я так и подключал!Будем думать,надо же сделать.
Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 18.02.2006
Адрес: сто первый, сто первый, бросаем якоря, а там, за сто первым, — опять лагеря -)
Сообщений: 1,691

Как было всё подключено, так и оставь, только вынеси рр, удлиннив провода от него к щёткам за пределы гены, напр., на брызговик крыла. Сечение — около 2 мм2.

Senior Member
Уазовод с опытом общения
Регистрация: 18.06.2004
Адрес: RUS 47, Лен обл г. Тосно
Сообщений: 1,429
Сообщение от фаркоп

У моего гены три вывода.Первый-"Ш" по прилагаемой схеме,подключается к к цепи+12В и АБ,через замок зажигания т.е. к замку .Второй вывод подключается напрямую к"+" АБ ,обозночен"+".Третий вывод "Д"-на контрольную лампу и далее на "+" сети. Незнаю куда пошел далее этот провод "Д" в самом генераторе,но когда снимал встроенное реле,то вторая щетка была посажена на один из выводов этого реле.Вывод "Ш" питание реле.Я уже написал ,что сделал два вывода т.е. от двух щеток.Подключали по следующей схеме: вывод первой щетки соединили с "+" выносного реле и"+"сети черезЗЗ,вывод второй щетки-на второй вывод реле.Завели-зарядки нет! Может реле было нерабочее(неновое),непомню маркировку,вечером напишу.

Если глянули ссылки газклуба, то видимо, разобрались с выводом "d"- правильно, это и есть "+" на ОВ с дополнительного плеча выпрямителя , так и оставляем на месте. Самоделошный вывод (от другой щетки ) надо мастырить на коммутирующий вывод РН. Только штатный провод на "d" от лампочки надо оставлять на месте, иначе могут возникнуть проблемы с запуском гены. Питание РН от ЗЗ. Так сделано у меня, потому-что в моем РН общим для ОВ является "+" (вывод "d").
Потому и пишу, надо знать схему , хотя бы выходного каскада Вашего РН, поскольку для многих схем выносных РН общий вывод ОВ есть "-", т.е. "масса". В этом случае вывод "d" гены надо отключать от ОВ (сиречь-щетки). Для этих схем выводом "Ш" подается "+" через коммутирующий элемент на ОВ (одну из щеток, вторая на "массе").

Реле-регулятор напряжения генератора: строение, функции и проверка

Реле-регулятор напряжения генератора. Такое сложное, на первый взгляд, название имеет совсем небольшой компонент генератора автомобиля или мотоцикла и чей выход из строя может стать причиной целого ряда проблем. Вот например: недозаряд или же перезаряд аккумулятора. Подобное может возникнуть по множеству причин, но в большинстве случаев виновником проблемы является вышедшее из строя реле генератора (так его обычно называют). Давайте разберемся, что же представляет собой реле генератора, как данный компонент подключается к бортовой сети транспортного средства, как его проверить и в случае нужды заменить.

Реле напряжения Bosch Avto.pro

Базовые понятия

Реле-регулятор, являющийся важной частью бортовой электросети, ответственно за регулирование тока, вырабатываемого генератором транспортного средства. За счет работы реле предотвращается перезаряд аккумулятора, что является для него губительным. Сведущие в электротехнике авто и мотолюбители заметят: согласно описанию это обычный стабилизатор напряжения! По сути, это он и есть. Но давайте немного разберемся с генераторами.

По сути, генератор как постоянного, так и переменного тока являются электромашиной, преобразующей в электрический ток механическую энергию. Сегодня более распространены генераторы переменного тока, так как они не используют токосъемные щетки , имеющие тенденцию к пригоранию или сильной деформации по ходу эксплуатации устройства. Выходное напряжение генераторов обоих типов зависит от скорости, с которой внутри него вращается магнитное поле, и от магнитной силы. На обмотку возбуждения таких генераторов изначально подается т.н. ток возбуждения, за счет которого наводится магнитная индукция. Силу этого тока нужно регулировать. В определенный момент на обмотку возбуждения нужно перестать подавать питание – еще один момент, за которым необходимо проследить. Далее, так как в генераторах переменного тока положение полюсов «+» и «» постоянно изменяется, ток нужно выпрямлять. За это ответственен диодный мостик, однако диапазон выходных напряжений может быть довольно широким. И вот теперь можно выделить основные задачи реле-регулятора генератора:

  • Выдержка диапазона напряжений (13,5 – 14,5 Вольт) в сети автомобиля или мотоцикла, а также на клеммах их аккумулятора;
  • Регулировка тока возбуждения;
  • Прекращение подачи питания от аккумулятора к обмотке возбуждения.

По сути, реле генератора «следит» за выходным напряжением и силой тока, от которого питается обмотка напряжения. Как только выходное напряжение становится слишком большим, реле уменьшает силу тока возбуждения . Если ситуация обратная и напряжение генератора уменьшилось, следует повышение тока на возбуждающую обмотку. Так происходит множество раз, причем стабилизация длится долю секунды. Таким образом реле обеспечивает и нормальную работу генератора, который теперь дает оптимальное напряжение для электроприемников (магнитолы, например), и экономит ресурс аккумуляторной батареи, также предотвращая ее выход из строя вследствие подзарядки слишком большим током.

Типы реле-регуляторов

Современные реле-регуляторы не используют электромагнитные реле в качестве базы – они полностью полупроводниковые. Использование полупроводников сделало устройство и надежным, и очень компактными, однако свело практически на нет его ремонтопригодность. Типов реле-регулятора довольно много, но существенным является одно: принципиальных отличий между реле разных типов нет. Стоит выделить два типа:

  • Встроенное. Иногда реле такого типа называют «шоколадкой». Находится внутри генератора и совмещено с щеточным узлом;
  • Вынесенное. Крепится на автомобильном кузове.
Запчасти на Mazda 2

2 hatchback (DE) (06.07 — 06.15)

Самостоятельно проверяем реле-регулятор напряжения на ВАЗ 2106

Если аккумуляторная батарея на ВАЗ 2106 вдруг перестала заряжаться, а генератор исправно работает, вероятно, причина в поломке реле-регулятора. Это маленькое устройство кажется чем-то незначительным. Но оно способно стать источником серьёзной головной боли для начинающего водителя. А между тем, неприятностей с регулятором можно избежать, если вовремя провести проверку этого устройства. Можно ли это сделать самостоятельно? Разумеется! Разберёмся, как это делается.

Назначение реле-регулятора напряжения на ВАЗ 2106

Как известно, система электроснабжения ВАЗ 2106 состоит из двух важнейших элементов: аккумулятора и генератора переменного тока. В генератор вмонтирован диодный мост, который автомобилисты по старинке называют выпрямительным блоком. Его задача — преобразовывать переменный ток в постоянный. А для того чтобы напряжение этого тока было стабильным, не зависело от скорости вращения генератора и сильно не «плавало», применяется устройство, называемое реле-регулятором напряжения генератора.

Реле-регулятор напряжения ВАЗ 2106

Внутренний регулятор напряжения ВАЗ 2106 отличается надёжностью и компактностью

Этот прибор обеспечивает постоянное напряжение во всей бортовой сети ВАЗ 2106. Если реле-регулятора не будет, напряжение будет скачкообразно отклоняться от среднего значения в 12 вольт, причём «плавать» оно может в очень широком диапазоне — от 9 до 32 вольт. А поскольку все потребители энергии на борту ВАЗ 2106 рассчитаны на работу под напряжением в 12 вольт, то без должного регулирования питающего напряжения они просто перегорят.

Конструкция реле-регулятора

На самых первых ВАЗ 2106 устанавливались контактные регуляторы. Увидеть такое устройство сегодня практически невозможно, поскольку оно безнадёжно устарело, а ему на смену пришёл регулятор электронный. Но для знакомства с этим устройством нам придётся рассмотреть именно контактный внешний регулятор, так как на его примере конструкция раскрывается наиболее полно.

Устройство внешнего регулятора ВАЗ 2106

Первые внешние регуляторы ВАЗ 2106 были полупроводниковыми и выполнялись на единой плате

Итак, основным элементом такого регулятора является обмотка из латунной проволоки (примерно 1200 витков) с медным сердечником внутри. Сопротивление у этой обмотки постоянное, и составляет 16 Ом. Кроме того, в конструкции регулятора имеется система вольфрамовых контактов, регулировочная пластинка и магнитный шунт. А ещё есть система резисторов, способ соединения которых может меняться в зависимости от требуемого напряжения. Наибольшее сопротивление, которое могут выдать эти резисторы, составляет 75 Ом. Вся эта система находится в прямоугольном корпусе из текстолита с выведенными наружу контактными площадками для подключения проводки.

Принцип работы реле-регулятора

Когда водитель запускает мотор ВАЗ 2106, вращаться начинает не только коленвал в двигателе, но и ротор в генераторе. Если скорость вращения ротора и коленвала не превышает отметку в 2 тыс. оборотов в минуту, то напряжение на выходах генератора не превышает 13 вольт. Регулятор при таком напряжении не включается, а ток идёт прямо на обмотку возбуждения. Но если скорость вращения коленвала и ротора возрастает, регулятор автоматически включается.

Схема подключения реле-регулятора

Реле-регулятор подключается к щёткам генератора и к замку зажигания

Обмотка, которая подключена к щёткам генератора, мгновенно реагирует на повышение оборотов коленвала и намагничивается. Сердечник, находящийся в ней, втягивается внутрь, после чего происходит размыкание контактов на одних внутренних резисторах, и замыкание контактов на других. К примеру, когда двигатель работает на малых оборотах, в регуляторе задействован лишь один резистор. При выходе двигателя на максимальные обороты включается уже три резистора, а напряжение на обмотке возбуждения резко падает.

Признаки поломки регулятора напряжения

Когда регулятор напряжения выходит из строя, он перестаёт удерживать напряжение, подаваемое на аккумулятор, в требуемых рамках. В результате возникают следующие неполадки:

  • аккумуляторная батарея не заряжается полностью. Причём картина наблюдается даже тогда, когда аккумулятор совсем новый. Это говорит об обрыве реле-регулятора;
  • аккумулятор закипает. Это другая неполадка, говорящая о пробое реле-регулятора. Когда случается пробой, ток, подаваемый на аккумулятор, может в несколько раз превысить нормальное значение. Это приводит к перезарядке аккумулятора и к его закипанию.

Как в первом, так и во втором случае автовладелец должен провести проверку регулятора, и в случае выявления поломки заменить его.

Проверка и замена реле-регулятора напряжения ВАЗ 2107

Проверить реле-регулятор можно и в условиях гаража, однако для этого потребуется несколько инструментов. Вот они:

  • мультиметр бытовой (уровень точности устройства должен быть не ниже 1, а шкала должна быть до 35 вольт);
  • ключ рожковый на 10;
  • отвёртка плоская.

Простой вариант проверки регулятора

Первым делом реле-регулятор необходимо снять с автомобиля. Сделать это не составит труда, он крепится всего на двух болтах. Кроме того, при проверке придётся активно использовать аккумулятор, так что он должен быть полностью заряжен.

  1. Двигатель автомобиля заводится, фары включаются, после чего мотор работает на холостом ходу в течение 15 минут (скорость вращения коленвала при этом не должна превышать 2 тыс. оборотов в минуту);
  2. Капот автомобиля открывается, с помощью мультиметра замеряется напряжение между клеммами аккумуляторной батареи. Оно не должно превышать 14 вольт, и не должно быть ниже 12 вольт.

Измерение напряжения между клеммами

Напряжение между клеммами находится в нормальных пределах

Сложный вариант проверки регулятора

Этот вариант используется в тех случаях, когда поломку регулятора при проверке простым способом установить не удаётся (например, в ситуациях, когда напряжение между клеммами аккумулятора составляет не 12 вольт и выше, а 11.7 – 11.9 вольта). В этом случае регулятор придётся снимать и «прозванивать» его с помощью мультиметра и обычной лампочки на 12 вольт.

    Регулятор ВАЗ 2106 имеет два выхода, которые обознаются как «Б» и «В». На эти контакты подаётся питание с аккумулятора. Существует ещё два контакта, которые идут к щёткам генератора. К этим контактам подключается лампа так, как это показано на рисунке ниже.

Проверка регулятора лампочкой

Если лампа не горит ни в одном из трёх вариантов, регулятор пора менять

Видео: проверка реле-регулятора на классике

Последовательность замены вышедшего из строя реле-регулятора

Перед началом работы необходимо определиться с тем, какого типа регулятор установлен на ВАЗ 2106: старый внешний, или новый внутренний. Если речь идёт об устаревшем внешнем регуляторе, то извлечь его не составит труда, так как он закреплён на арке левого переднего колеса.

Расположение внешнего регулятора ВАЗ 2106

Снять внешний регулятор не составит труда. Он показан красной стрелкой

Если же на ВАЗ 2106 установлен внутренний регулятор (что вероятнее всего), то перед его извлечением придётся снять с машины воздушный фильтр, поскольку он мешает добраться до генератора.

Снятие воздушного фильтра ВАЗ 2106

Чтобы добраться до генератора, воздушный фильтр придётся снимать

  1. На внешнем реле рожковым ключом откручиваются два болта, удерживающие устройство на левой колёсной арке.
  2. После этого все провода отсоединяются вручную, регулятор извлекается из подкапотного пространства и заменяется новым.

Извлечение внешнего регулятора ВАЗ 2106

Внешний регулятор ВАЗ 2106 держится всего на двух болтах на 10

Откручивание внутреннего регулятора ВАЗ 2106

Отвёртка, используемая для откручивания внутреннего регулятора, должна быть короткой

Извлечение внутреннего регулятора ВАЗ 2106

С контактными проводами внутреннего регулятора ВАЗ 2106 следует быть очень осторожным

Есть пара важных моментов, не упомянуть о которых нельзя. Прежде всего, проблема с наружными регуляторами для ВАЗ 2106. Это очень старые детали, которые давным-давно сняты с производства. Как следствие, их практически невозможно найти в продаже. Иногда автовладельцу ничего не остаётся, как покупать внешний регулятор с рук, воспользовавшись объявлением в интернете. Разумеется, о качестве и о реальном сроке службы такой детали автовладельцу остаётся лишь догадываться. Второй момент касается извлечения внутренних регуляторов из корпуса генератора. По каким-то неведомым причинам провода, подключённые к регулятору со стороны генератора, очень хрупкие. Чаще всего они ломаются «под корень», то есть прямо у контактной колодки. Устранить эту проблему не так-то просто: придётся ножом разрезать колодку, перепаивать сломанные провода, изолировать места припоя, а затем склеивать пластмассовую колодку универсальным клеем. Это очень кропотливая работа. Поэтому при извлечении внутреннего регулятора из генератора ВАЗ 2106 следует проявлять крайнюю осторожность, особенно если ремонтом приходится заниматься на сильном морозе.

Итак, для того, чтобы проверить и поменять сгоревший регулятор напряжения автовладельцу не потребуются специальные навыки. Всё, что ему нужно — умение пользоваться гаечным ключом и отвёрткой. И элементарные представления о работе мультиметра. Если всё это есть, то с заменой регулятора проблем не возникнет даже у начинающего автолюбителя. Главное, точно следовать изложенным выше рекомендациям.

  • Автор: Алексей Степанов
  • Распечатать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *