Как проверить шкив коленвала
Перейти к содержимому

Как проверить шкив коленвала

  • автор:

Проверка состояния шкива коленчатого вала

Если попытка запуска двигателя не увенчалась успехом или он заглох после появления скрежета или стука в моторном отсеке – причиной этого может быть повреждение шкива коленчатого вала. Симптомами его неисправности может быть неровная работа двигателя или горящая лампочка заряда аккумулятора на панели приборов, а также появление на ней символа Check Engine.

Проверка целостности шкива коленчатого вала

Убедиться в исправности шкива можно путем его визуального осмотра. Предварительно оценить наличие повреждений со стороны моторного отсека позволяет ремень генератора. Если он неподвижен, но при этом цел сам, это обычно является подтверждением разрушения шкива коленвала, либо его смещения с направляющей шпонки.

Проверка состояния шкива коленчатого вала

Выяснить причину неисправности наверняка можно, сняв правое переднее колесо или загнав автомобиль на яму или эстакаду. Если ремень и вал генератора неподвижны, а автомобиль не заводится, необходимо проверить целостность шкива и надежность его крепления. Чаще всего диск приходит в негодность из-за расслоения демпферной резиновой втулки (есть не на всех!). Внутренняя часть шкива в этом случае при попытке завести автомобиль будет вращаться.

В результате двигатель начинает работать со сбоями. Выявить эту неисправность можно, проверив расположение меток на распределительном и коленчатом валу и положение задающего диска в этот момент.

Проверка целостности задающего диска

Так называемый задающий диск с зубьями является частью шкива, на основании положения которой соответствующий датчик передает информацию о частоте вращения коленвала и его расположении. На основании этого сигнала работает система впрыска, именно поэтому, если шкив неподвижен, автомобиль не заводится. Если диск поврежден, но все же вращается, это вызывает сбои в работе двигателя.

Спасибо за подписку!

При осмотре шкива необходимо проверить, все ли зубья задающего диска целы (всего их 58, в двух местах имеются пробелы между зубьями в 1 шаг). Если имеют место существенные повреждения задающего диска, шкив также нуждается в замене. На поверхности его не должно быть посторонних частиц, которые могут привести к ухудшению сигнала и выходу из строя датчика положения коленвала.

При появлении характерных симптомов необходимо проверить целостность шкива коленчатого вала. Особенно пристальное внимание при этом следует обратить на состояние зубьев задающего диска и демпферной втулки (при наличии таковой). В случае обнаружения повреждений требуется замена шкива коленчатого вала в сборе.

Как узнать, изношен ли шкив?

Изобретение ременной передачи было одним из краеугольных камней промышленной революции. С тех пор трудно представить функционирование машин или производственных линий без их использования. Несмотря на то, что они прочные, они также подвержены износу. Как узнать, когда необходимо заменить шкив?

Как устроена ременная передача?

Ременная передача складывается с активными и пассивными шкивами и эластичным ремнем который передает драйв. Шестерни отличаются очень широким спектром применения и невероятной надежностью. Они присутствуют практически везде: в автомобильных двигателях, сельскохозяйственной технике, конвейерных лентах или оборудовании, используемом в промышленности. Но что, если одно из колес будет повреждено в результате использования?

Износ шкива

Износ шкива в основном происходит из-за его истирания. В случае неправильного совмещения элементов системы, неправильной настройки угла канавки шкива или несовпадения углового и параллельного совмещения шкивы могут показывать небольшие царапины, ссадины или деформации, которые со временем приводят к образованию выбоин . Наиболее квалифицированное механическое повреждение зубчатый шкив видно невооруженным глазом на предмет скорейшей замены. Как узнать, работает ли колесо не так, как должно?

Признаки износа шкива

Одним из первых признаков износа шкива будет неисправность ремня — чрезмерный шум или необычные шумы, издаваемые устройством. Еще одним тревожным симптомом может быть: чрезмерное повышение температуры колеса . Здесь наиболее частыми причинами являются подшипники и отсутствие надлежащей смазки или загрязнение. Еще один симптом износа шкива: скручивание ремней — здесь причиной может быть недостаточная прямолинейность соосности колес или неправильный профиль канавки.

Хотя ременные передачи практически не требуют обслуживания, стоит потратить некоторое время на их правильную настройку и регулярное техническое обслуживание.

Шкив коленчатого вала

Функция шкива коленвала состоит в синхронизации работы коленчатого и распределительного валов двигателя с помощью специального зубчатого ремня. В некоторых ДВС вместо ремня используют цепи. Кроме того, через ремень газораспределительного механизма (ГРМ) шкив передает крутящее усилие на генератор, насос системы охлаждения двигателя, насос гидроусилителя руля и кондиционер, т.е. на устройства, входящие в состав «навесного оборудования» автомобиля. Шкив коленвала расположен на передней выходной части вала, называемой носок.

Еще одной важной функцией шкива коленвала является амортизация вибраций и толчков коленвала. Вместе со шкивом эту функцию выполняют балансиры и маховик.

Работа ряда важных механизмов автомобиля, включая двигателя, во многом зависит от штатной работы шкива коленвала. Достигнуть нормальной работы ДВС без четкой синхронной работы коленчатого и распределительного валов невозможно. Именно по этой причине деталь в процессе производства подвергается специальной балансировке.

Техническое обслуживание автомобиля предусматривает на определенном этапе замену шкива коленвала и ремня ГРМ. Обычно вместе с ними меняют ролик насоса системы охлаждения. Периодичность замены шкива определяет завод-производитель.

Несоблюдение сроков планового техобслуживания автомобиля и несвоевременная замена шкива коленвала и ремня ГРМ приводят к износу деталей. Происходит растяжение ремней газораспределительного механизма, также изнашивается ролик насоса системы охлаждения. В результате в работе двигателя могут возникнуть сбои, в ряде случаев неисправности приводят к обрыву ремня ГРМ и возможному повреждению всей кривошипно-шатунной группы мотора.

Существуют следующие типы шкивов коленвала:

  • Шкив под клиновый ремень. В его конструкции предусмотрен специальный паз под ремень с особым клиновидным (трапециевидным) сечением.
  • Шкив под зубчатый ремень. На рабочих поверхностях предусмотрены специальные зубцы и пазы.
  • Демпферный шкив. Деталь состоит из внутреннего и внешнего кольца. Внутреннее кольцо меньше внешнего. Для амортизации вибраций и колебаний шкива кольца между собой соединены резиновой прокладкой.

Замена шкива: особенности и инструмент

Замена шкива коленвала должна выполняться с соблюдением ряда специфических требований. Это вызвано необходимостью точной синхронизации работы коленчатого и распределительного валов ДВС автомобиля. При замене рекомендуется использовать специальные инструменты и приспособления, что позволит:

  • проверить степень натяжения ремня ГРМ;
  • проверить силу затяжки гайки или болта крепления шкива;
  • выставить требуемые положения коленчатого и распределительного валов;
  • правильно установить ремни ГРМ с помощью специальных меток на них.

Также при замене необходимо исключить попадание масла или технических жидкостей на сам шкив и ремень газораспределительного механизма. Масло и технические жидкости окажут негативное влияние на материал деталей, ремень может начать проскальзывать, будет нарушена синхронизация валов мотора.

Современные модели легковых автомобилей оснащены датчиком положения коленвала. Двигатель с неправильно выставленными положениями коленчатого и распределительного валов запустить не получится, что позволяет предотвратить повреждения кривошипно-шатунной группы в результате неаккуратного обслуживания. Такие повреждения автовладельцам обходятся дорого.

Крепление шкива коленвала затянуто очень сильно ― в этом состоит одна из технических особенностей демонтажа детали. Нарезка резьбы крепления выполнена так, что направление откручивания совпадает с направлением вращения коленвала и шкива. Это позволяет исключить самостоятельное раскручивание крепления. Для демонтажа шкива коленвала потребуется смотровая яма, ближнее к шкиву колесо обычно требуется снять.

Снять крепление шкива коленвала достаточно просто с помощью пневматического гайковерта. Некоторые автовладельцы откручивают крепление шкива коленвала с помощью стартера*:

  • Работа начинается с определения, в какую сторону вращается вал и шкив на двигателе для определения стороны, в которую нужно откручивать крепление шкива.
  • На гайку (головку болта) наносится универсальная смазка WD-40.
  • Фиксируются колеса автомобиля, установленного на смотровой яме.
  • При необходимости снимается ближнее к шкиву коленвала колесо.
  • Подготовить ключ с длинной рукояткой или с помощью подручных средств удлинить имеющийся ключ. Наложить ключ на гайку (болт) коленвала, ручку упереть в пол или лонжерон по ходу вращения. Необходимо убедиться в безопасности такого упора.
  • Исключить запуск двигателя автомобиля, для этого снять провод или клемму с зажигания (в зависимости от модели авто).
  • Снять ремень генератора.
  • Повернуть коленвал кратковременным включением зажигания. При упоре ручки ключа в пол гайка (болт) будет сорвана. После этого открутить крепление можно с помощью обычного ключа.

* Данный способ приведен только в качестве примера. Не советуем подвергать риску свой автомобиль. Обратитесь в автосервис к квалифицированным и опытным мастерам, располагающим современным оборудованием!

Демпфер – ресурс до замены

Шкив коленвала с демпфером крутильных колебаний, он же демпфер коленвала – подлежит профилактической замене. При этом менять штатный демпферный шкив на обычный цельный категорически не рекомендуется. Это, как и несвоевременная замена шкива, может стать причиной критической поломки.

Современные ДВС в нижнем диапазоне оборотов показывают высокие значения крутящего момента. Вследствие чего возрастают нагрузки на детали двигателя. А сами эти детали эти все легче и изящнее – с точки зрения экономии топлива чем меньше масса вращающихся частей, тем ниже затраты энергии. В результате усиливается крутильная деформация коленвала. И кроме того повышается риск возникновения резонансных явлений.

Шкив коленвала с демпфером крутильных колебаний, появившийся в ответ на перечисленные вызовы, имеет двойную функцию. Во-первых, он защищает поликлиновый ремень от рывков, неизбежных на валу, приводимом в движение поршнями. А во-вторых он гасит возникающие в самом коленчатом валу резонансные колебания. Ведь вал все время изгибается, и при определенных оборотах начинает вибрировать в такт с ходом поршней.

Демпфер крутильных колебаний – это составной шкив, собранный из нескольких, обычно трех, частей. Внутренняя часть – ступица шкива, и его наружная часть – собственно шкив, соединены упругим элементом. Встречаются конструкции и более сложные, предназначенные для автомобилей с системой «стоп-старт» или дизельных двигателей с высокой степенью форсирования.

Варианты шкивов с демпфером для разных двигателей

Одинарный шкив-демпфер из трех частей: две их металлов (сталь или алюминий) и резиновый элемент между ними. Широко используется на дизельных и бензиновых двигателях. Пример: NTN-SNR DPF358.24

Шкив для «стоп-старт» со сложной конструкцией демпфера – способен выдержать очень большое количество пусков мотора. Пример NTN-SNR NTN-SNR DPF359.09.

Двойной шкив-демпфер для нагруженных дизелей – технически самый сложный. Включает 7-8 металлических частей и две резиновых вставки. Пример: NTN-SNR DPF359.03

виды современных демпферов

Миллиард деформаций за срок службы

Упругий элемент шкива-демпфера подвергается деформации каждый раз при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя. А это – до десяти миллионов раз на тысячу километров пробега. Естественно, что такие нагрузки сказываются на структуре демпфирующей вставки, какой бы упругой она ни была, поэтому демпферный шкив коленвала нуждается в регулярной проверке и превентивной замене при первых признаках неудовлетворительного состояния.

Проблема в том, что даже многие механики недооценивают значение демпфера шкива, полагая, что он защищает только ремень и навесное оборудование: генератор, компрессор системы кондиционирования, насосы гидроусилителя и системы охлаждения. Опыт говорит нам, что в прежних моделях автомобилей все это приводилось через обычные цельные шкивы и прекрасно работало. Неудивительно, что форумах автолюбителей и даже механиков часто можно увидеть совет заменить шкив коленвала с демпфером на монолитный. Однако, советующие явно не сознают, какими последствиями это может обернуться.

Новая опасность — не демпфирующий шкив-обманка

С другой стороны, большинство специалистов уже понимают, что использование только предусмотренных конструкцией компонентов в современных двигателях – залог уверенности в нрезультате. Поэтому бизнес «дешевых запчастей» пошел в своей изобретательности еще дальше – теперь рынку предлагается «вечный шкив-демпфер». Утверждается что это не нуждающийся в замене компонент, который при этом полностью выполняет свою функцию.

Деталь-обманка выполнена с таким расчетом, чтобы по внешнему виду не отличаться от настоящего шкива-демпфера. Весь фокус в том, что все ее металлические части – одно целое, а иллюзия составной конструкции создается резиновым кольцам, вставленным в пазы сплошного металлического шкива.

Естественно, что такой тип псевдо-демпфера требованиям автопроизводителя не соответствует. Мало того, что данный шкив ничего не демпфирует, так он еще и весит больше, что создает риск разрушения компонентов двигателя, в частности коленчатого вала, а также ускоряет износ шеек и приводит к другим серьезным поломкам.

Специалисты компании NTN-SNR, выпускающий широкий перечень шкивов генератора с демпфером крутильных колебаний, рекомендуют производить замену только с использованием деталей, соответствующих оригинальной конструкции и стандартам качества OE-комплектации.

Диагностика и нюансы замены шкива-демпфера

Замену демпфера крутильных колебаний целесообразно производить одновременно с заменой ремня и деталей привода на пробеге порядка 90-120 тыс. км. Однако уже после 60 тыс. пробега, чтобы убедиться в исправности шкива-демпфера, необходимо провести его визуальный осмотр на предмет выявления следующих признаков его износа или повреждения.

Признаки износа и повреждения демпферного шкива коленвала:
  • Трещины в резине
  • Оплавление резины (из-за утечки масла)
  • Деформация резины
  • Трещины на ступице или в области закручивания
  • Разделение различных частей демпфера

Наличие трещин на приводном ремне, который судя по пробегу после его установки еще должен быть в нормальном состоянии, также может свидетельствовать о неисправности шкива-демпфера.

Жалобы, которые могут свидетельствовать о выходе из строя шкива-демпфера:
  • необычные вибрации в салоне
  • свист приводного ремня
  • необычный шум или стук, частота которого изменяется вместе с оборотами двигателя.

При подозрении на неисправность демпферного шкива коленвала, если отсутствуют явные внешние признаки поломки, можно воспользоваться рекомендованным специалистами NTN-SNR методом динамической инспекции шкива.
I. После остывания заглушенного двигателя нарисуйте полоску от края к центру демпфера.
II. Запустите двигатель и задействуйте различное электрооборудование (включите кондиционер, используйте усилитель руля, поворачивая рулевое колесо и т.д.).
III. Остановите двигатель. Проверьте метки на шкиве – они должны по-прежнему совпадать – это свидетельствует о том, что центральная часть шкива не проворачивается относительно наружной. В противном случае, демпфер должен быть заменен, так как резиновые вставки больше не выполняют свою роль.

При замене демпферов оберегайте деталь от контакта с маслами, кислотами и щелочами во избежание повреждения резины. До установки запчасти должны храниться в специальной упаковке, защищенной от внешних механических воздействий и влаги.

Используйте соответствующие инструменты: молоток, гаечный ключ, комплект Hazet для демонтажа. Проверьте другие части системы (генератор, ролик натяжителя), всегда заменяйте ремень доп. оборудования и никогда не запускайте двигатель без приводного ремня.

Еще один важный момент, который не стоит упускать из виду при замене шкива – крепежные болты необходимо менять, особенно в случае, когда при их затяжке применяется доворот.

ВАЖНО!
Использование соответствующих инструментов является обязательным. NTN-SNR рекомендует комплект HAZET для демонтажа демпфера, включающий три специальных элемента для работы в ограниченном пространстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *