Как выбрать моторное масло
Перейти к содержимому

Как выбрать моторное масло

  • автор:

Как выбрать масло для машины?

От правильного выбора масла во многом зависит стабильная работа двигателя вашего автомобиля. Следовательно, к решению этой задачи нужно отнестись с максимальной серьезностью.

Для чего используется автомобильное масло? Оно выполняет сразу несколько функций:

  • создает тонкую пленку на поверхности трущихся деталей и препятствует их износу,
  • впитывает и удерживает продукты, образующиеся при сгорании топлива,
  • защищает детали от коррозии.

Также масло дополнительно охлаждает двигатель во время работы.

Использование продукта, который не подходит для вашего транспортного средства, ведет к повышенному износу двигателя. Это значит, что он может довольно быстро выйти из строя, а это чревато длительным и дорогостоящим ремонтом. Соответственно, правильный выбор помогает существенно увеличить ресурс двигателя, сделать его работу более тихой, снизить расход топлива.

Самый простой способ выбрать подходящий продукт заключается в том, чтобы заглянуть в сервисную книжку машины. В ней обычно указываются требования к автомобильному маслу, которые выставляет компания-производитель. Но как быть, если этого документа под рукой нет? В этом случае можно воспользоваться функцией онлайн-подбора по марке автомобиля, которую предлагает наш сайт.

Но водителю желательно знать, почему его машине подойдет (или не подойдет) то или иное масло. Возможна и другая ситуация: ваше транспортное средство, хоть еще и на ходу, но уже заметно устарело. Поэтому мы расскажем вам, на что обратить внимание при выборе продукта.

Минеральное и синтетическое масло: в чем разница?

Масла, представленные сегодня в продаже, можно разделить на три группы:

  • минеральные,
  • синтетические,
  • полусинтетические.

У каждого из этих продуктов есть свои характерные особенности.

Минеральное масло производится из нефти, при этом используются технологии рафинирования и дистилляции. Продукты, относящиеся к этой категории, делятся на:

  • парафиновые,
  • нафтеновые,
  • ароматические.

К достоинствам автомобильных минеральных масел можно отнести сравнительно невысокую стоимость. Что касается недостатков, то минусом является чрезмерная густота. Синтетические продукты получаются в результате синтеза химических соединений. Особенностью этого процесса является то, что можно получить масла с определенными эксплуатационными свойствами: вязкостью, термической стабильностью. Они в среднем стоят дороже минеральных, но превосходят их по характеристикам. Синтетическое масло:

  • характеризуется хорошей текучестью и, соответственно, обладает отличными смазочными свойствами;
  • имеет высокую температуру испарения, поэтому устойчиво к перегреву;
  • хорошо прокачивается даже при низких температурах, то есть его можно использовать даже в холодную погоду;
  • сохраняет химическую стабильность во время практически всего срока использования, а это значит, что его эксплуатационные свойства не изменяются.

Полусинтетические продукты позволяют избавиться от многих недостатков минеральных и синтетических составов. Полусинтетическое масло обычно дешевле синтетического, но в то же время практически не уступает ему по своим характеристикам.

Универсальные и специализированные продукты

Масла для автомобилей также делятся на:

  • универсальные,
  • специализированные.

Названия этих категорий говорят сами за себя. Универсальное подойдет для большинства автомобилей и обеспечит безопасную эксплуатацию транспортного средства практически в любых погодных условиях. Специализированные продукты разработаны для использования в определенное время года (сезонные составы), в сложных условиях или для эксплуатации в определенных типах машин. Например, можно подобрать масло, которое упростит запуск двигателя при низких температурах либо подойдет для коммерческого автотранспорта.

Классификация по вязкости SAE

Один из важнейших критериев, который необходимо учитывать при выборе – классификация по вязкости SAE (Society of Automobile Engineers, или "Сообщество автомобильных инженеров"). По этому критерию все составы делятся на:

  • летние,
  • зимние,
  • всесезонные.

Для летнего масла обозначение на канистре выглядит следующим образом: SAE 20 (SAE 30, SAE 40 и так далее). Для зимнего – SAE 0W (SAE 5W, SAE 10W и так далее). Буква W в данном случае обозначает Winter, то есть зиму. Если же речь идет про всесезонное, то оно обозначается следующим образом: SAE 5W-40 (SAE 10W-30, SAE 10W-40 и так далее). Что означают эти числа?

У зимнего или всесезонного масла числа перед буквой W привязаны к минимальной температуре, при которой можно провернуть двигатель. Чем меньше этот показатель, тем ниже температура, при которой двигатель автомобиля будет работать бесперебойно. В регионе со средним климатом подойдет масло с индексом 10W, а если в ваших краях суровая зима является нормой, лучше обратить внимание на продукты с обозначениями 5W и даже 0W. Что касается летнего масла, то чаще всего рекомендуется использовать продукты с индексом SAE 40. Впрочем, сегодня в продаже обычно представлены всесезонные масла, в то время как сезонные (летние или зимние) встречаются значительно реже.

Выбирая масло в соответствии с классификацией SAE, стоит учесть и пробег транспортного средства. Если у вас сравнительно новая машина, и пробег составляет менее 50 % от планового ресурса, подшипники хорошо будут работать и при меньшей вязкости. В этом случае вам подойдет продукт категории 5W-30 или 0W-20. Если же пробег превышает 50 % от планового ресурса, лучше выбирать масло с индексом 5W-40. Это объясняется тем, что в двигателе со сравнительно высокой степенью износа увеличиваются зазоры между деталями, поэтому имеет смысл использовать более вязкую смазку.

Классификация по эксплуатационным свойствами

Еще одна важная классификация разделяет все масла в соответствии с их эксплуатационными свойствами. Фактически существует даже несколько таких классификаций, среди которых наиболее распространенной является американская API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти). В соответствии с ней масло может предназначаться для транспортного средства с бензиновым или дизельным двигателем. В первом случае оно обозначается буквой S (Service), во втором – C (Commercial).

После S или C идет еще одна буква, показывающая уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше она от начала алфавита, тем лучше, то есть масло с индексом SF лучше продукта с обозначением SA. На сегодняшний день продукты с наиболее высокими эксплуатационными свойствами имеют следующие обозначения:

  • для бензиновых двигателей – SN.
  • для дизельных двигателей – CF.

После букв идут цифры, обозначающие год, с которого начала действовать та или иная спецификация, например, SL (2001) или CJ (2010). В некоторых случаях спецификация может выглядеть так: CF-2 (1995), CH-4 (1998). Это означает, что масло предназначено для двухтактного или четырехтактного двигателя.

Существуют и универсальные продукты, которые подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Они обозначаются следующим образом: SN/CF. Лучше всего, конечно, выбирать наиболее современные продукты, соответствующие высоким стандартам, принятым в последние годы.

Доливочные составы

Порой у водителя возникает необходимость пополнить запас смазочного вещества. Но он не знает, какое именно масло уже залито в картер двигателя. Как быть в этом случае? Можно воспользоваться специальными доливочными маслами. Они изготавливаются в соответствии с универсальной формулой, позволяющей сочетать такие продукты с составами от других производителей. Например, НС-синтетическое моторное масло Nachfull Oil 5W-40.

Как выбрать моторное масло для автомобиля: основные критерии

От того, какое моторное масло вы выбираете, во многом зависит стабильная работа двигателя автомобиля. К решению этой задачи нужно отнестись с максимальной серьезностью. Но серьёзно не значит сложно. Попробуем это доказать.

  • Для чего нужно масло в двигателе
  • Как правильно выбрать моторное масло
  • Какое масло выбрать: минеральное или синтетическое
  • Чек-лист для подбора моторного масла

Для чего нужно масло в двигателе?

  • создает тонкую пленку на поверхности трущихся деталей и препятствует их износу;
  • удерживает продукты сгорания топлива, не давая им оседать на деталях;
  • защищает от коррозии;
  • охлаждает двигатель во время работы.

А чтобы подобрать масло было легче, мы сформулировали 4 главных пункта, которые следует выполнить при подборе масла.

Как правильно выбрать моторное масло

Чтобы автолюбителям правильно подобрать масло, необходимо выполнить следующие действия.

Изучите рекомендации автопроизводителя

Самый важный критерий при выборе масла — наличие допуска автопроизводителя.

Допуск, который требуется именно для вашего автомобиля, можно узнать:

  • в сервисной книжке, которая прилагается к машине;
  • у официального дилера.

Однако далеко не все автопроизводители имеют собственные допуски. Если для вашей машины он не предусмотрен, сразу переходите к следующему шагу.

Проверьте лицензию моторного масла по мировым стандартам: API, ILSAC, ACEA

Все моторные масла получают лицензии по одной или нескольким международным классификациям. Для легковых автомобилей самыми распространёнными являются: API, ILSAC и ACEA. О классификации масел можете прочитать в нашем материале.

Классификация API

Историческим родоначальником всех классификаций по праву считается Международный американский институт нефти, или API (American Petroleum Institute). Это одна из крупнейших национальных ассоциаций, которая представляет все аспекты американской нефтяной и газовой промышленности. Требованиям API подчиняются добывающие, перерабатывающие и нефтесервисные компании, морские перевозчики, оптовые и розничные продавцы.

Пример стандартной маркировки выглядит следующим образом: API SM, API CF или API SM/CF.

Первая буква всегда обозначает тип двигателя:

  • S (spark ignition) — бензиновый;
  • C (compression ignition) — дизельный;
  • T (two-stroke)— для двухтактных двигателей (мототехника, моторные лодки и пр.)

Вторая буква указывает на эксплуатационные характеристики масел: чем дальше буква по алфавиту, тем лучше характеристики.

Дробная запись (например, SL/CF ) говорит о том, что это универсальное масло, которое можно использовать и в бензиновых, и в дизельных двигателях.
Первым ставится тот класс масла, который указывает на предпочтительное применение. То есть основное предназначение масла в примере (SL/CF)— для бензиновых двигателей т.к. первым указан класс «S». Но производитель допускает применение продукта и в дизельных моторах, требующих масло уровня API CF.

Чем дальше буква по алфавиту, тем позднее был введён класс. Масла более поздних категорий API допускается использовать в двигателях, которым требовались масла более ранних категорий. Это значит, что за редким исключением каждая новая категория заменяет собой все ранее выпущенные.

В классификации пропущены три категории — SI, SK и SO. Это сделано намеренно. Категория SI — чтобы исключить путаницу с Международной системой единиц (фр. Système international d’unités, SI). А сочетание SK один из корейских производителей моторного масла использует в качестве названия.

Классификация ILSAC

Следующая не менее важная классификация — ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee), он же Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Организация была создана, чтобы ужесточить требования, предъявляемые к производителям моторных масел для бензиновых двигателей в рамках классификации API. Стандарт ILSAC дополнительно ужесточает требования к маслу — оно должно:

  • сохранять свои свойства при работе в условиях повышенного давления;
  • способствовать экономии топлива;
  • подлежать фильтрации при работе на пониженных температурах;
  • иметь пониженную степень угара;
  • содержать меньше фосфора в составе для продления срока службы катализаторов;
  • иметь меньшую склонность к пенообразованию;
  • иметь пониженную вязкость.

На сегодняшний день классификация ILSAC включает 7 классов: GF-1, GF-2 и GF-3 (устаревшие), GF-4, GF-5 и GF-6A/B. Чем выше цифра, тем современнее класс. Все масла, выпускаемые с маркировкой ILSAC, являются всесезонными и энергосберегающими.

Свежие стандарты ILSAC GF-6A/B появились в мае 2020 года — они учли изменившиеся требования, предъявляемые к моторным маслам, в том числе масла этих классов должны защищать двигатель от эффекта LSPI. Подробнее об этом феномене мы писали ранее.

Масла, соответствующие новым стандартам ILSAC GF-6A/B должны:

  • защищать двигатель от эффекта LSPI;
  • защищать цепь ГРМ от износа и растяжения;
  • предотвращать появление образований высокотемпературных отложений на поршне и в турбокомпрессоре;
  • уменьшать количество образований лаковых отложений и шлама.
Классификация ACEA

ACEA (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles) — европейский аналог американской классификации API. Пока между европейскими и американскими автомобилями появлялось все больше различий, стало очевидно, что единый стандарт не может удовлетворять потребностям различных компаний. Именно поэтому в 1996 году был разработан стандарт АСЕА.

В актуальной сегодня спецификации, датированной 2016 годом, смазочные материалы делятся на категории: A/B, C и E. Рассмотрим каждую категорию отдельно.

До 2016 года существовали две категории: А и В, где А — масла для бензиновых моторов и В — для дизельных.

Сейчас их объединили в одну категорию A/B. Такие масла подходят для бензиновых и дизельных двигателей. В категории 3 класса:

  • A3/B3 — масла со стабильной вязкостью, предназначенные для применения в высокофорсированных двигателях;
  • A3/B4 — масла, которые используются во всех ситуациях, применимых к А3/В3, а также в дизельных моторах с непосредственным впрыском топлива;
  • A5/B5 — масла, которые отличаются высокими энергосберегающими свойствами.

В категорию С вошли масла для ДВС, соответствующие новым европейским экологическим стандартам. Они могут работать в двигателях с сажевыми фильтрами и катализаторами восстановления отработанных газов. В категории С выделяют пять классов: от C1 до C5.

К категории Е относятся масла для дизельных ДВС, эксплуатирующихся в тяжелых условиях. В основном это крупная спецтехника: грузовики, тракторы, экскаваторы.

Т акже об эксплуатационной категории масел по ACEA предлагаем прочесть в нашей статье .

Выберите показатель вязкости моторного масла по классификации SAE

Вязкость — важный параметр моторного масла, который определяет его способность к образованию защитной пленки на поверхности трущихся деталей. Классификацию масел по вязкостно-температурным свойствам предложило Сообщество автомобильных инженеров — SAE (Society of Automotive Engineers), отсюда и соответствующее обозначение.

Согласно актуальной редакции SAE J300, изданной в январе 2015 года, выделяют три категории масел:

  • зимнее масло (маркировка вида SAE 5W);
  • летнее масло (маркировка вида SAE 40);
  • всесезонное масло (маркировка вида SAE 5W-40).

Сразу отметим: большинство масел на рынке — всесезонные , за очень редким исключением. Летние или зимние масла сейчас почти не найти.

Итак, возьмём одну из этикеток: например 5W-30 (для всесезонного масла, которое часто используют автолюбители). Расшифровать эту надпись можно так:

Первое число в обозначении (5W) — это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже −35 °С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это минимальная температура, при которой насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.

Если отнять от этой же цифры 35, то мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя — то значение, при котором масло будет корректно работать в ДВС. С понижением температуры масло становится гуще, и стартеру сложнее провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр. Реальная картина зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя авто.

Если вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже −20 °С, по этому параметру вам подойдет практически любое масло. Другой вопрос — в каком состоянии стартер и аккумулятор авто. Если они изношены, им, безусловно, будет легче завести мотор при −20 °С на масле 0W-30, чем на более густом 15W-40.

Второе число в обозначении (30) — высокотемпературная вязкость. Это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла для этого класса при 100 °С и HTHS при 150 °С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это или плохо именно для вашего двигателя, знает только производитель автомобиля.

Выбирая масло в соответствии с классификацией SAE , стоит учесть и пробег автомобиля . Если у вас сравнительно новая машина, и пробег составляет менее 50% от планового ресурса, подшипники будут хорошо работать и при низкой вязкости. В этом случае вам подойдет продукт категории 5W-30 или 0W-20.

Если же пробег превышает 50% от планового ресурса, лучше выбирать масло с индексом 5W-40 и выше. Это объясняется тем, что в двигателе со сравнительно высокой степенью износа увеличиваются зазоры между деталями, поэтому имеет смысл использовать более вязкую смазку.

Выбираем тип моторного масла «по основе»: минеральное или синтетическое

Международная классификация американского института нефти (API) делит все производимые базовые масла на пять групп в зависимости от происхождения, количества в них ненасыщенных углеводородов, серы и присущего им индекса вязкости.

  • I — полученные методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти;
  • II — полученные с помощью гидроочистки;
  • III — полученные благодаря процессам гидроизомеризации, гидрокрекинга и каталитической гидроизодепарафинизации.
  • IV — масла на основе полиальфаолефинов (ПАО);
  • V — масла на основе различных химических соединений, не вошедших в предыдущие группы.

Какое масло выбрать: минеральное или синтетическое?

Мы посвятили большой материал процессу производства масел: как нефть становится маслом, как очищается и какие преимущества и недостатки имеет каждая группа продуктов.

Главное преимущество минеральной основы — простой процесс производства, низкая цена и широкое распространение. Очевидные плюсы «чистой синтетики» — уникальные температурные условия, при которых эти масла продолжают корректно работать.

Синтетические моторные масла можно менять реже, однако стоят они в 2-2,5 раза дороже продуктов на минеральной основе. Чистая «минералка» уже мало используется — это скорее удел ретро-техники; ни один автопроизводитель не будет советовать её для современных ДВС.

В итоге самыми популярными являются смеси на основе базовых масел II и III групп с разной степенью примесей «чистой синтетики».

Для большинства новых автомобилей подойдут хорошо очищенные масла на основе базовых масел II и III группы с правильно подобранным комплексом присадок. Чистую «синтетику» пока условно отдадим в руки авто- и мотоспорта. А минеральные масла I группы оставим в прошлом, или же предложим их владельцам олдтаймеров.

Чек-лист для подбора моторного масла

Мы составили чек-лист, который поможет выбрать моторное масло:

  1. Самый важный критерий — допуски производителя автомобиля . Найти их можно в сервисной книжке, которая прилагается к машине. Если её нет, уточните информацию у официального дилера вашей марки авто.
  2. Проверьте требуемую лицензию моторного масла по международным категориям API, ACEA и ILSAC .
  3. Выберите необходимый показатель вязкости моторного масла по SAE. Он должен находиться в диапазоне, который рекомендован автопроизводителем. Также вязкость должна соответствовать условиям эксплуатации.
  4. Выберите тип моторного масла : синтетическое, полусинтетическое или минеральное.

Компромиссный вариант — полусинтетические масла. Они стоят дешевле синтетических, но при этом значительно превосходят минеральные по эксплуатационным параметрам.

Эти шаги помогут автолюбителям подобрать масло для всех типов двигателей. При этом вовсе не нужно держать в голове, что значит каждая маркировка по API, ACEA, ILSAC — достаточно выяснить, какой класс рекомендован для вашего автомобиля.

Чтобы выбрать моторное масло стало проще, воспользуйтесь удобным онлайн-подборщиком масел .

Как выбрать моторное масло: основные критерии

Как выбрать моторное масло: основные критерии

Сегодня рынок предлагает такой широкий ассортимент моторных масел, что выбрать идеальный вариант бывает достаточно сложно, т. к. слишком много факторов приходится учитывать. В нашей статье мы расскажем о том, как выбрать моторное масло, наиболее подходящее для вашего автомобиля.

Когда менять моторное масло

Многие автолюбители задумываются о выборе моторного масла лишь в тот момент, когда приходит пора его менять. А момент этот чаще всего наступает вовсе не после 10 тысяч километров пробега, как указывает большинство производителей. Тут очень многое зависит от условий, в которых эксплуатируется машина. Некоторые обстоятельства вынуждают проводить замену масла раньше, через каждые 8-9 тысяч километров. В числе таких факторов:

  • частая запыленность воздуха;
  • сильные морозы;
  • нередкие перепады температур;
  • плохие дороги или практически полное их отсутствие;
  • эксплуатация машины для перевозки тяжелых грузов.
Как выбрать моторное масло
1. Следуйте рекомендациям производителя автомобиля.

Выбирая моторное масло, обязательно изучите сервисную книжку автомобиля и учтите все указанные там рекомендации. Если по какой-либо причине заглянуть в инструкцию невозможно, спросите совета у официального дилера модели или в магазине, торгующем запчастями для машин вашей марки. Нужные данные чаще всего представлены в виде кода – допуска производителя автомобилей по маслу для того или иного вида двигателя. Этот код может быть как в международной классификации (SAE, API, ILSAC), так и европейской (ACEA). Каждый вид смеси обладает определенным химическим составом и набором присадок. Если моторное масло выбрать неправильно, это может увеличить расход топлива, снизить мощность двигателя и даже привести к его повреждению.

2. При выборе учитывайте марку предыдущего моторного масла.

Многие автолюбители покупают машины, бывшие в употреблении. В этом случае обязательно нужно спросить у предыдущего владельца, каким маслом он пользовался в последний раз. Дело в том, что два разных вида масла могут вступить между собой в нежелательную химическую реакцию, что негативным образом скажется на функциональности двигателя.

Если необходимую информацию получить невозможно, перед заменой масла нужно обязательно промыть мотор автомобиля.

3. Выбирайте только сертифицированное моторное масло.

Зная о том, какое масло использовалось в прошлый раз, и учитывая рекомендации производителей, начинайте искать наиболее подходящую для вашей машины смесь.

Причем при выборе моторного масла ориентируйтесь не на советы фирм, выпускающих эту продукцию, а на рекомендации производителя автомобиля. Старайтесь критически относиться к утверждениям менеджеров специализированных магазинов, убеждающих вас приобрести самое «новое и лучшее» масло. Возможно, продавец и не кривит душой, но это вовсе не значит, что рекомендуемый продукт подойдет для вашего автомобиля лучше всего.

4. Не забудьте обратить внимание на вид, класс и вязкость масла.

Чем сильнее вы сузите выбор, тем проще вам будет остановиться на какой-либо конкретной марке. Помните, что в своих рекомендациях автопроизводители часто указывают возможность использования сразу нескольких марок масла одной и той же фирмы.

Однако те или иные марки часто имеют между собой существенные отличия. Масла могут быть минеральные, синтетические и полусинтетические, иметь разные классы и различную вязкость. При выборе последнего параметра учитывайте следующий момент: высокотемпературная вязкость масла должна быть выше, если двигатель машины дольше находился в эксплуатации и у автомобиля большой пробег. Разумеется, параметр вязкости моторного масла следует выбирать в допущенных автопроизводителем границах.

При выборе остальных свойств продукта учитывайте особенности ранее использованного масла, а также следуйте инструкции производителя.

Что значит «с одобрения автопроизводителей»

Автомобильные компании могут выдвигать к маслу самые разные требования. В двигатели машин американских и европейских производителей можно заливать только те масла, которые получили одобрение в их собственных или независимых лабораториях после тщательного тестирования свойств продукции. Что касается японских, китайских и корейских компаний, то у них нет собственных допусков для моторных масел. Тем не менее они требуют использовать только масла, соответствующие нормам международных классификаций API или ILSAC.

Автопроизводители выдают продукции допуск только после ряда стендовых и моторных испытаний в независимых лабораториях, способных подтвердить уровень эксплуатационных свойств масла. Только используя официально одобренный продукт, можно быть уверенным в том, что он не нанесет вреда двигателю автомобиля. Но если неприятность все же случилась и мотор машины вышел из строя именно из-за одобренного производителем масла, автокомпания обязана компенсировать затраты владельца транспортного средства на ремонт.

Как выбрать моторное масло по API

Все масла, несмотря на постоянное внесение дополнений в классификацию по условиям применения и эксплуатационным параметрам, делятся на две категории – «S» и «C». Если нужно выбрать моторное масло для бензинового двигателя, следует обратиться к первой из них – Service. К категории Commercial относятся масла для двигателей, работающих на дизельном топливе. То есть вопрос, как правильно выбрать моторное масло для дизеля, перед автолюбителями в принципе не стоит.

Категория «S» имеет несколько классов. По порядку возрастания требований к качеству масла они располагаются следующим образом: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN. Согласно классификации по API, масло качественнее, если в его названии вторая буква дальше от алфавита. Сегодня для бензиновых двигателей наиболее актуальным является класс SN, а для дизельных – CF. Впрочем, в продаже имеются и универсальные масла с двойной маркировкой (к примеру, SN/CF), подходящие для различных типов моторов.

Масла классом выше SL – энергосберегающие, то есть экономящие топливо. Хотя на самом деле разницу между продукцией разных производителей сложно почувствовать, ведь она составляет не более 2-3 процентов.

При выборе моторного масла следите, чтобы на упаковке стояла маркировка не ниже класса SM или SN. Благодаря использованию такого продукта улучшается работа двигателя и снижается расход масла на угар.

Как правильно выбрать моторное масло по вязкости

Вязкость масла – это его способность сохранять текучесть, оставаясь при этом на поверхности внутренних деталей двигателя. Вязкость принято оценивать при 0 и 212 градусах по Фаренгейту. Масла маркируются с помощью двух индексов. Первый (зимний, до буквы W) обозначает «нижний порог» рабочих температур, при которых смазывающие свойства максимально эффективны. Второй индекс (летний) обозначается числом. Чем больше его значение, тем на более высокую температуру рассчитана жидкость.

С помощью такой маркировки можно узнать параметры загустевания масла. Если учесть, что его текучесть увеличивается при нагреве, то понятно, что продукт 10W-30 меньше загустевает при холоде и жаре, чем 20W-50. Правильно подобранные добавки к маслу позволяют сводить к минимуму истончение рабочего слоя. Вторая цифра в маркировке выше, если масло более устойчиво к истончению. К примеру, продукт 10W-40 в этом отношении обладает большей стабильностью, чем вариант 10W-30. Защита движущихся частей двигателя создается благодаря более плотной и толстой пленке на их поверхностях.

Многие автолюбители задаются вопросом: какое моторное масло лучше выбрать на зиму? Разумеется, то, которое не начнет загустевать даже при довольно низкой температуре. В противном случае двигателю для вращения частично погруженного в смазку коленвала придется затрачивать больше энергии, движение деталей мотора будет сильно затруднено. Кроме того, из-за сильной вязкости масла повысится расход топлива и могут возникнуть проблемы с запуском двигателя.

В зимние месяцы лучше всего использовать моторное масло с маркировкой 5W. Хотя некоторые синтетические масла смешаны таким образом, что легко проходят испытания рейтинга 0W, имея неплохую текучесть при охлаждении.

При работе двигателя смазка нагревается, причем тем сильнее, чем выше температура воздуха на улице. Какое моторное масло лучше выбрать на лето? Посмотрите на маркировку. Число 40 в маркировке после буквы «W» показывает, что при сильной жаре смазка будет оставаться более густой, чем с цифрой 30. И, конечно, предпочтение следует отдавать той марке масла, которая рекомендована автопроизводителем.

Какое моторное масло лучше выбрать – синтетику или полусинтетику

Обычно за эталон принимают масло, изначально залитое автопроизводителем в мотор. У ведущих компаний показатель качества масла не бывает меньше класса SL, правда, смазка может отличаться по уровню вязкости. Большинство производителей машин при эксплуатации автомобиля в холодное время года советуют использовать масло 5W-20 или 5W-30. Продукт 10W-30 рекомендуется применять как дополнительный в жаркое время.

Масло на основе одной лишь синтетики предназначено для высокотехнологических двигателей с отличным КПД, стоящих, к примеру, в Chevrolet Corvette или Mercedes-Benz. Масла, прошедшие испытания в лабораторных и полевых условиях (что обязательно обозначено в маркировке), способны отлично работать даже в критических режимах, вне зависимости от коэффициента вязкости и даже попадания в них влаги.

Такие масла без проблем можно использовать как при сильной жаре, так и серьезных морозах – они в любом случае сохранят великолепную смазывающую способность. Но у подобной продукции есть и свои недостатки. Во-первых, стоит она достаточно дорого. Во-вторых, подходит далеко не для всех двигателей. Высококачественную работу некоторых моторов синтетика обеспечить просто не в состоянии. И тут обязательно нужно следовать рекомендациям производителей автомобиля.

В состав полусинтетической смазки входит синтетика, смешанная с минеральным маслом. Выбор подобного продукта часто продиктован необходимостью защиты от тяжелых нагрузок и сильной жары. В полусинтетических моторных маслах не так много летучих веществ, поэтому такие смеси медленнее испаряются, экономя тем самым горючее. Подобные масла часто покупают владельцы тяжелых внедорожников. Да и для коммерческого транспорта в связи с его повышенной эксплуатационной нагрузкой этот продукт практически незаменим.

Кроме того, полусинтетические масла стоят не так дорого, как продукция, изготовленная полностью из синтетики. И даже когда дело не в цене, баланс показателей все равно имеет огромное значение.

Как выбрать моторное масло для авто с большим пробегом

Раньше машины служили своим владельцам не так долго, как сегодня. Каждый третий современный автомобиль имеет пробег, измеряемый шестизначными числами – более 120 тысяч километров. Правда, такое положение дел стало возможным благодаря использованию автолюбителями подходящего моторного масла. Сегодня многими компаниями выпускается множество марок продукции, основная цель которых – увеличить срок службы личного автотранспорта.

После стоянки машин, имеющих достаточно большой пробег, на земле или асфальте можно заметить масляные пятна. Кроме того, масло в такие автомобили приходится доливать чаще, чем это требовалось раньше. Зачастую, особенно в мороз, твердеют и теряют эластичность уплотнения коленвала, что приводит к появлению трещин и протечке масла.

Благодаря тому, что в моторных маслах имеются специальные герметичные присадки, поступающие в поры уплотнений, восстанавливается форма и эластичность деталей. Производители масел постоянно изобретают новые «обновляющие» ингредиенты, и это здорово помогает автолюбителям, даже несмотря на то что большинство уплотнений «умеют» набухать в объеме и останавливать утечки.

Всем известно, что чем больше пробег, тем сильнее изнашиваются детали двигателя, в результате чего плавность его работы снижается, а производительность уменьшается. Производимые сегодня моторные масла более вязкие, чем были раньше. Каждая марка вязкости имеет достаточно широкий числовой диапазон. И самыми высокими показателями обладают как раз продукты, производимые для машин с большим пробегом. Кроме того, они могут иметь большее число модификаторов индекса вязкости.

Благодаря таким моторным маслам зазоры между кольцами поршней и цилиндрами уплотняются, смазка не выдавливается в случае сильного износа подшипника двигателя. Имеющееся в наличии большое содержание износоустойчивых присадок позволяет уменьшить потерю компрессии.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что по многим параметрам масла, разработанные специально для автомобилей с большим пробегом, лучше самой хорошей синтетики.

Какое моторное масло лучше выбрать – с добавками или без?

Улучшение свойств моторных масел возможно также благодаря использованию специальных добавок. На деталях двигателя рано или поздно образуется нагар – из-за влажности, побочных продуктов сгорания, частиц износа металла, ржавчины и кислорода. Добавки увеличивают смазывающую способность продукта, а заодно минимизируют как образующийся нагар и осадок, так и вред от их появления.

Чаще всего добавки включают в себя следующие ингредиенты:

  • Оптимизаторы индекса вязкости. Благодаря им при повышении температуры слой масла не так сильно утончается.
  • Очищающие компоненты. Служат для удаления отложений, как правило, в виде твердых веществ. Хотя главное их предназначение – препятствовать образованию ржавчины и высокотемпературных отложений.
  • Диспергаторы. Разделяют твердые частицы, при этом удерживая их в растворе. Не дают образоваться осадку или нагару. Отдельные виды присадок имеют одновременно функции детергентов и диспергаторов.
  • Противоизносные средства. Защищают металлические поверхности в тех случаях, когда смазочная пленка перестает быть сплошной. Чаще всего в качестве добавки используется соединение цинка и фосфора (ZDDP). Впрочем, производители применяют и другие соединения, к примеру, фосфора и серы.
  • Модификаторы трения. Их функция – уменьшать трение между деталями мотора, что самым положительным образом влияет на степень экономичности. В роли добавок выступают молибден, графит и некоторые другие вещества.
  • Депрессанты температуры застывания. Когда температура равна нулю градусов по Фаренгейту, вязкость масла низкая. Но из этого не следует, что при отрицательной температуре масло будет течь без проблем. В масле присутствуют частицы воска, способные застывать и тем самым препятствовать свободному скольжению деталей. Депрессанты температуры способствуют предотвращению этого процесса.
  • Антиоксиданты. Предупреждают окисление (и, как следствие, утолщение) масла, которое происходит при повышении температуры мотора. Впрочем, не только антиоксиданты контролируют процессы выброса. Этой же цели могут служить и другие присадки, к примеру, противоизносные средства.
  • Ингибиторы пены. Из-за того, что коленвал взбивает масло в поддоне картера, происходит вспенивание. Жидкость является более эффективной средой, чем масляная пена. Такие добавки применяются, чтобы разрушить пузырьки и придать смазке нужное состояние.
  • Ингибиторы коррозии. Их задача – защитить детали от кислот и влаги.

Следует помнить: выбрать моторное масло со множеством добавок – вовсе не значит улучшить работу двигателя. Наоборот, можно сделать все только хуже. К примеру, соединения серы, обладающие противоизносными и антиокислительными свойствами, вполне способны увеличить расход бензина и оказать негативное влияние на работу каталитического нейтрализатора.

Или противоизносное равновесие легко может быть разрушено слишком высокой концентрацией омывающего средства. Большое содержание в масле какого-то химического вещества способно увеличить расход топлива, влияя определенным образом на действие катализатора. В противоизносных и фрикционно-восстановительных добавках могут содержаться соединения, делающие работу катализатора не столь эффективной.

Использование соединений серы в моторном масле или бензине законодательно ограничено из-за давления экологов. Производители, конечно, пытаются как-то нивелировать эти ограничения, пытаясь снизить стоимость производства масел и аргументируя тем, что исключения одного компонента из тонко сбалансированного продукта может привести к весьма негативным последствиям.

Как самостоятельно заменить моторное масло

С заменой масла в автомобиле в состоянии справиться даже новичок. Схема в абсолютном большинстве случаев проста:

  1. Прогрейте мотор машины.
  2. Подождите, пока двигатель остынет. Чтобы не терять время даром, в процессе ожидания подберите емкость для слива старого масла.
  3. Открутите внизу поддона на картере заглушку. Для начала следует использовать ключ, закончить можно руками. Имейте в виду: масло польется струей, поэтому соблюдайте аккуратность.
  4. Слейте моторное масло. Это займет около пяти минут.
  5. Залейте в двигатель новое масло, при этом помните, что обновить полностью его невозможно, около 3-4 процентов старого всегда останется внутри двигателя. Впрочем, на его функциональность это не повлияет.

Слив старое масло, посмотрите, есть ли в нем какие-то загрязнения или другие примеси. В некоторых случаях система может потребовать промывки.

При замене смазки обязательно используйте щуп, позволяющий соблюсти верный уровень масла в моторе. Чтобы ускорить процесс, залейте сначала 80 процентов смазки, затем понемногу добавляйте до требуемого уровня. Не забудьте сменить фильтр.

Последнее действие определенно является необходимым. Дело в том, что после 8000 км пробега фильтр забивается мусором и различными нежелательными примесями. Без замены фильтра откроется перепускной клапан, и движок начнет работать на неочищенном сырье. Никаких внешних сигналов при этом вам не поступит, но мотор будет изнашиваться быстрее.

Чтобы смягчить первый запуск двигателя, залейте смазку в новый фильтр до половины объема, после чего промажьте резинку на внешнем корпусе устройства.

Что будет, если вовремя не заменить моторное масло

Нельзя рассчитывать на нормальное функционирование двигателя, если вовремя не менять в нем моторное масло. При этом следует помнить: ресурс любого подобного продукта не безграничен, спустя какое-то время его свойства становятся хуже. Масло не только перестает уменьшать трение между деталями мотора автомобиля, но и гораздо хуже охлаждает двигатель.

Если забывать менять масло вовремя, это может привести к достаточно серьезным проблемам с двигателем. И тогда без дорогостоящего ремонта не обойтись.

В двигателе, долгое время работающем на одном и том же масле, начинается более интенсивное трение деталей между собой, что приводит к быстрому износу деталей механизма и грозит повышенным расходом топлива. В худшем случае мотор начинает «стучать», и тогда без капитального ремонта движка уже не обойтись, а стоит это совсем недешево.

Чтобы избежать подобной ситуации, следуйте некоторым довольно простым правилам. Следите, чтобы ваш автомобиль не простаивал «без дела». В машине, которую долгое время не заводят, масло начинает стекать в картер, и после старта двигатель работает почти без смазки.

Бывают ситуации, когда пришло время менять масло, но в данный момент сделать это не представляется возможным. Расстраиваться не стоит. Если автомобиль проедет без замены смазки одну-две тысячи километров, ничего страшного, двигателю это особыми неприятностями не грозит. А вот если вы проехали на старом масле пять-десять тысяч километров, готовьтесь к неприятным последствиям.

Внимание нужно обращать не только на пробег, но и на срок годности масла. Даже если пробег вашего автомобиля не слишком большой, использовать одну и ту же смазку больше года не рекомендуется.

Делаем выводы из вышесказанного. Во-первых, менять моторное масло в автомобиле нужно регулярно. Во-вторых, необходимо при этом производить замену масляного фильтра. В-третьих, стоит произвести замену масла, если машина куплена с рук. И главное, не затягивать с этим делом, в противном случае придется отправлять движок в капитальный ремонт или, что еще хуже, покупать новый. Ну и самый главный совет: приобретайте моторное масло только у проверенных поставщиков.

Где в Санкт-Петербурге заменить моторное масло

В автоцентрах нашей компании «Авто Премиум» быстро и качественно произведут замену масла в двигателе и любого другого автомобиля. Наши сервисы работают на рынке уже более 20 лет, оказывая качественные услуги по сервисному обслуживанию и ремонту авто всех марок и любого года выпуска по доступным ценам. Наши СТО имеют новейшее оборудование и оснащены специальными инструментами, а сотрудники обладают высокой квалификацией.

Более подробную информацию можно на нашем сайте или узнать напрямую у менеджеров. Будем рады видеть вас в нашем салоне!

Как выбрать моторное масло? Советы экспертов

Производитель рекомендует масло 0W-20, но на сервисе заливают более густое, с индексом 5W-40. Может ли это негативно сказаться на здоровье мотора?

Вязкостно-температурная характеристика моторного масла заметно влияет почти на все основные показатели двигателя. Мощность, момент, экономичность, ресурс – всё это рассчитывается разработчиками мотора под определенную вязкость масла. Ее классифицируют по системе SAE (англ. society of automotive engineers – сообщество автомобильных инженеров). Эта классификация оговаривает максимальную низкотемпературную вязкость, а также диапазон вязкости при 100 ºС. Но чтобы понять, какое масло выбрать, нужно для начала вспомнить, что скрывают «масляные» обозначения.

Обозначения и скрытый смысл

Работоспособность простейшего шарикового вискозиметра проще всего оценивать на маслах одного бренда, различающихся первой цифрой обозначения. В нашем случае это масла 0W‑40, 5W‑40 и 10W‑40.

Они весьма условны. Первая цифра говорит о минимальной температуре, на которую рассчитано масло. Если, например, впереди стоит ноль, то проворачивание коленвала гарантируется при температуре до –35 ºС, а прокачиваемость масла – аж до –40 ºС. Точнее говоря, производитель масла ручается, что при указанных температурах вязкость продукта не превысит определенных классификацией SAE значений.

Число после дефиса отвечает за высокие температуры: оно говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100 ºС. К примеру, для «двадцатки» производитель обещает вилку от 5,6 до 9,3 сСт, а для «сороковки» – от 12,6 до 16,3 сСт. Кроме того, это же число характеризует минимальную вязкость при 150 ºС.

Какая вязкость лучше?

На морозе всё понятно: с чересчур вязким маслом стартер не провернет мотор, а насос не сможет прокачать масло. И чем меньше первое число в обозначении, тем меньше износ двигателя при пуске. На работу прогретого мотора этот параметр не влияет.

При высоких температурах картина сложнее. Казалось бы, чем больше вязкость, тем лучше. Но это не так. Если зальете в мотор обычной легковушки «шестидесятку», вовсе для него не предназначенную, то, скорее всего, не только потеряете мощность, а еще и угробите двигатель. Но почему? Ведь вязкое масло должно лучше защищать детали от износа. Чем выше вязкость, тем толще слой масла в подшипниках и под поршневыми кольцами и, соответственно, ниже интенсивность износа.

Однако есть и другая сторона медали, связанная с низкой теплопроводностью масла. Ведь чем толще масляный слой, тем хуже тепло отводится от поршня, который при этом начинает перегреваться и расширяться. Растет и трение – так и до заклинивания ­недалеко.

Заметим, что второе число «работает» не только при трехзначных температурах, но и во время прогрева двигателя. Чем выше вязкость, тем больше потерь на трение. А вязкость зависит от температуры. Мы проводили исследования на эту тему (ЗР, № 3, 2008). И обнаружили, что при комнатной температуре разница по вязкости между «тридцаткой» и «пятидесяткой» почти двойная. А потому и расход топлива на более вязком масле во время прогрева будет выше.

Теперь главный вопрос: какое масло нужно именно моему мотору? К сожалению, современные исследования показали, что при выборе подходящего масла для определенного двигателя одного лишь соответствия SAE недостаточно. Нужна более точная «настройка», зависящая как от конструкции мотора, так и от условий его эксплуатации и степени износа.

Нынешней зимой можно было обойтись и без морозильника: за окном те же градусы, что и в камере.
Нынешней зимой можно было обойтись и без морозильника: за окном те же градусы, что и в камере.

Наглядная разница. Первым снижается шарик в масле 0W‑40, последним – в 10W‑40. При комнатной температуре время «падения» шариков составляло соответственно 6, 7 и 12 секунд. При минус двадцати показатели резко подпрыгнули – стало 60, 80 и 160 секунд.

Наглядная разница. Первым снижается шарик в масле 0W‑40, последним – в 10W‑40. При комнатной температуре время «падения» шариков составляло соответственно 6, 7 и 12 секунд. При минус двадцати показатели резко подпрыгнули – стало 60, 80 и 160 секунд.

Что будет, если…

А зачем нужны все эти рассуждения, если правильный ответ давно известен? Заливайте исключительно то масло, которое вам рекомендует производитель автомобиля! Но ведь он старается, как правило, угодить максимальному количеству потребителей – вне зависимости от условий эксплуатации машины и ее возраста. К группе качества надо относиться с почтением: сказано SN – значит, ничего из группы SM лить нельзя. А вот с вязкостью в рамках дозволенного можно и поиграть. К примеру, для эксплуатации при низких температурах второе число в обозначении может быть чуть меньше рекомендованного инструкцией – скажем, 30 вместо 40. Это поможет несколько снизить расход топлива, потому что зимой масло прогревается дольше, чем летом, а аппетит при вязком масле будет, естественно, выше.

То же относится к машинам, которые живут в основном в городских условиях. Если мотор чаще работает на умеренных оборотах, то второе число в обозначении масла может быть чуть ниже по сравнению с рекомендованным для автомобиля, который чаще ездит по скоростным магистралям. Причина все в той же взаимосвязи толщины масляной пленки, температуры и трения. Сотрудники профильных лабораторий утверждают, что для каждого мотора и режима его работы существует оптимальная вязкость, снижающая механические потери.

Немножко самодеятельности

Впрочем, один вопрос остается. Насколько отличаются друг от друга рабочие характеристики масел с одинаковой вязкостью, но от разных производителей? Это вопрос, на который без лабораторных исследований ответить невозможно. Но многие автолюбители, особенно в холодных регионах, проводят собственные замеры, сооружая самодельные приборы для сравнительного определения вязкости. Самой наглядной конструкцией нам представляется шариковый вискозиметр. Время падения стального шарика в стеклянной трубке (ди­аметр шарика лишь чуть-чуть меньше ди­аметра трубки), заполненной маслом, косвенно говорит о вязкости продукта. Кстати, подобный принцип использован в профессиональных приборах, например в вискозиметре Гепплера. Мы смастерили такой же. Измерить точно, сколько в масле пуазов или сантистоксов, с его помощью не удастся, зато он позволяет наглядно сопоставить вязкость нескольких масел ­в идентичных условиях.

В какой из трубок стальной шарик быстрее достигнет дна, там вязкость жидкости ниже. И если к вам попадет канистра с маслом от неизвестного производителя, то организовать простейшие испытания будет совсем несложно. Скажем, в одну пробирку заливаем испытанное масло, в другую – новичка, затем помещаем всё это в морозильник (или даже в сугроб), а после выдержки переворачиваем пробирки и следим за плавным опусканием шариков. Где шарик опускается медленнее, там вязкость выше.

Нам игрушка понравилась сразу. Если при комнатной температуре шарики гуляют по трубке довольно шустро, то при минус тридцати (ниже мы не забирались) их подви­жность падает настолько, что сразу хочется пересесть на общественный транспорт: жалко мотор… В любом случае всем любителям поэкспериментировать с неизвестными маслами мы советуем соорудить себе нечто подобное, прежде чем заливать неведомую жидкость в мотор. Наглядность эксперимента гарантирована.

А вот на автомобиле экспериментировать не стоит. В любом случае настоятельно советуем прислушиваться к рекомендациям именно производителя мотора, а не масленщиков. В каких случаях и в каких пределах позволительно несколько отклоняться от них, мы рассказали выше.

НАША СПРАВКА

Различают динамическую вязкость и кинематическую вязкость. Динамическую измеряют в паскаль-секундах (Па·с), а также в пуазах (1 П = 0,1 Па·с). Она характеризует сопротивление, которое оказывает масло при попытке сдвигать один его слой относительно другого. Фактически это величина, обратная текучести. На практике чаще пользуются кинематической вязкостью, измеряемой в м²/с, стоксах (1 Ст = 10–4 м²/с) или сантистоксах (1 сСт = 10–6 м²/с. Кинематическая вязкость – это отношение ­динамической вязкости к плотности масла.

Подпишитесь на «За рулем» в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *