Маслосъемные колпачки признаки износа
Перейти к содержимому

Маслосъемные колпачки признаки износа

  • автор:

Маслосъемные колпачки: функции, неисправности и замена

Все современные двигатели внутреннего сгорания оснащаются целой плеядой специальных уплотнителей. К одним из них относят маслосъемные колпачки. Как можно догадаться из названия, они связаны именно с маслом в автомобильном агрегате. Вообще, правильнее называть такие колпачки сальниками клапанов. Их задача состоит в предотвращении ситуаций, когда излишки масла попадают в камеры сгорания. Несмотря на то, что маслосъемные колпачки изготавливают из специальной резины, их эксплуатационный ресурс достаточно велик. В случае износа колпачков можно наблюдать увеличение расхода масла, а также образование нагара в двигателе и ухудшение стабильности его работы. Давайте разберемся с тем, сколько «живут» маслосъемные колпачки, как они выполнены и что влияет на их эксплуатационный ресурс, когда и как их нужно менять, а также разберемся с особенностями выбора новых изделий.

Маслосъемные колпачки на Audi 100 Avto.pro

Коротко о функциях

В двигателе выделяют 2 вида клапанов: выпускные, впускные. Каждый из клапанов располагается так, что его верхняя часть имеет контакт с распределительным валом. С этой стороны клапана во время вращения вала находится маслянистый туман. Вид клапана будет зависеть от того, что находится с другой его стороны. Если этой взвесь из капелек бензина, то клапан является впускным. Если нижняя сторона клапана выходит в область выхлопных газов, то клапан называется выпускным.

Теперь возвращаемся к теме маслосъемных колпачков. Так как распределительный вал требует большого количества смазки для нормальной работы, излишек этого масла вполне может просочиться в камеры сгорания двигателя . Это крайне нежелательно. Маслосъемные колпачки, они же сальники клапанов, как раз и служат барьером между средой с большим количеством горячего разжиженного масла и камерами сгорания. Масло, которым смазывается шток при возвратно-поступательных движениях, снимается именно маслосъемными колпачками.

Почему к сальникам клапанов предъявляются высокие требования? Все очень просто. В камеру сгорания масло может попасть по штоку клапана, где оно, смешавшись с топливно-воздушной смесью , сгорит. Современные масла имеют множество присадок и в принципе не сгорают полностью. При их сгорании образуется нагар на седлах клапанов и т.н. «тарелках». По мере накопления нагара клапан попросту теряет способность закрываться. Нагар также будет образовываться на поршневых кольцах, стенках цилиндров и верхний плоскостях поршней. Все это приводит к серьезному ускорению износа двигателя и снижению качества его работы – смесь попросту не будет сгорать должным образом. Если колпачки не будут снимать масло и сами будут подвержены влиянию агрессивной среды, их нельзя будет назвать эффективными.

Устройство и ресурс маслосъемных колпачков

Все уплотнительные элементы двигателя кажутся простыми, даже незамысловатыми. Колпачки не исключение. Как уже было указано, они выполнены из специальной резины. Они имеют довольно сложную форму, а если вспомнить о том, что к качеству колпачков предъявляют высокие требования, несложно догадаться, что они не так просты в производстве. Вот из каких элементов они состоят:

  1. Основание. Это стальная втулка, выполняющая роль прочного каркаса;
  2. Пружина. Без пружины края колпачка не будут достаточно плотно прилегать к штоку;
  3. Колпачок. Основной элемент сальника клапана. Изготавливается из акрилатного или же вторкаучука. В прошлом были распространены колпачки из фторопласта. Именно колпачок удаляет излишки смазочных материалов со штока клапана.

Использование каучука в качестве основного материала для колпачка обусловлено тем, что он отличается устойчивостью к воздействиям химически агрессивной среды и высоких температур . Так как производители заинтересованы в том, чтобы именно уплотнители двигателей были максимально долговечны, они начали использовать именно этот материал. Его нельзя назвать дешевым, так что цену конечного изделия многие автолюбители считают завышенной. Вкупе с продвинутой и довольно сложной технологией производства, маслосъемными колпачки являются дорогими, но долговечными уплотнителями.

Назначение малосъемных колпачков Avto.pro

Что касается эксплуатационного ресурса, то здесь все не так однозначно. Многие фирмы выпускает аналоги сальников клапанов, которые могут не иметь не такое высокое качество исполнения, как оригиналы. Дело здесь в том, что клапан за 60 секунд выполняет свыше 1000 тактов. Температура в этой зоне очень высока, а колпачки окружает горячее масло и отработавшие газы. Если они выполнены из материалов низкого качества или имеют не самую удачную геометрию, их ресурс не будет большим. Хорошие маслосъемные колпачки могут пробежать свыше 100 тысяч километров . В случае, если автомобиль долгое время простаивал (свыше года), то сальники сильно потеряют в остаточном ресурсе. Обусловлено это тем, что каучук начинает расслаиваться, а материал пружины стареть, из-за чего она перестает прижимать колпачок с достаточной силой.

Износ маслосъемных колпачков

Запчасти на Austin 1000

1000 MK II sedan (01.70 — 12.74)

Определить износ сальников клапанов не очень сложно. Выделяет первичные и вторичные признаки износа, хотя в отдельных случаях они могут указывать на износ других элементов двигателя. Мы рассмотрим данные признаки в контексте возможного выхода из строя именно колпачков. Первичные признаки, на которые вы не сможете не обратить внимание, это:

  • Изменение цвета выхлопных газов. Выхлоп становится более густым и приобретает белый или синеватый цвет;
  • Появление нагара на эксплуатируемых свечах зажигания;
  • Возрастание расход масла (вплоть до литра на каждую тысячу километров).

Если наблюдается что-то из перечисленного, маслосъемные колпачки нужно осмотреть. Вопрос о том, как до них добраться, мы рассмотрим чуть позже. Сразу скажем, что при износе колпачков рекомендуется осмотр клапанов и газораспределительного механизма. Ко вторичным признакам износа колпачков относятся следующие:

  • Ощутимое снижение мощности двигателя;
  • Снижение компрессии в двигателе;
  • Появление нагара как на поршнях, так и на цилиндрах двигателя;
  • Появление «плавучих» оборотов и возникновение ситуаций, когда мотор глохнет на холостом ходу.

Маслосъемные колпачки Avto.pro

Вторичные признаки износа не являются столь однозначными, так как они могут указывать на выход из строя сразу несколько узлов двигатель. В любом случае, если вы наблюдаете вышеперечисленное, рекомендуется осмотр агрегата специалистом. Помните о том, что появление нагара предшествует выходу двигателя из строя и дальнейшему капитальному ремонту, с которым можно влететь в копеечку – здесь лучше перестраховаться и выделить день на осмотр у специалиста по автомобильным агрегатам.

Самостоятельная замена маслосъемных колпачков

Сразу же отметим, что манипуляции с двигателем не стоит осуществлять, не имея за плечами профильного образования и, разумеется, опыта. Если автолюбитель обнаружил выход колпачков из строя и все же хочет поработать с двигателем самостоятельно, то для начала ему стоит ознакомиться с мануалами. Дело в том, что процесс снятия и замены колпачков будет напрямую зависеть от того, с какой моделью авто и двигателя придется работать. Здесь можно выделить несколько этапов работ, которые одинаковы для всех автомобилей:

  1. Дождаться, пока двигатель остынет;
  2. Снять крышку газораспределительного механизма;
  3. Сделать отметки на распредвале и коленчатом вале, после чего ослабить привод и демонтировать распредвал;
  4. Снять толкающие пружины клапана («рассухарить»);
  5. С помощью пассатижей снять маслосъемный колпачок;
  6. Смазать маслом шток клапана и внутренность новых колпачков (перед этим с них нужно снять пружину);
  7. Установив сальник в оправу, быстрым движением насадить его на шток и запрессовать до упора. Применять силу категорически не рекомендовано — запрессовка должна осуществляться легкими ударами, постепенно;
  8. Надеть на колпачки пружины, после чего засухарить клапаны;
  9. Вернуть элементы двигателя и ГРМ на место.

Если проблема с маслосъемными колпачками наблюдалось долгое время, то придется также снять ГБЦ и произвести очистку внутренних полостей двигателя от нагара. Также нельзя было бы не отметить, что некоторые маслосъемные колпачки выполнены так, что их демонтаж без специальных навыков и инструментов практически невозможен. Если вам кажется, что работа по замене оказалась слишком сложной, не стоит упорствовать – доверьте эту работу специалисту.

Какие маслосъемные колпачки выбрать

Практически все эксперты рекомендуют приобретать и устанавливать те же компоненты двигателя, которые использует завод-изготовитель автомобилей. Эта рекомендация часто нарушается, что, впрочем, не всегда имеет последствия. Дело в том, что по мере развития технологий производства маслосъемных колпачков и использования новых материалов конечное изделие может даже превосходить оригинал по эксплуатационному ресурсу. Это, как правило, справедливо для колпачков под двигатели старых автомобилей. Например, каучуковые колпачки успешно заменяют фторопластовые. Мы все же рекомендуем искать автозапчасти по:

  • VIN-коду;
  • Параметрам автомобиля и, в частности, двигателя;
  • Коду имеющихся колпачков.

Сальники клапанов КАМАЗ Avto.pro

Так вы точно найдете подходящий вариант для ремонта. Будьте особенно внимательны при поиске колпачков по параметрам автомобиля. Здесь важно все : модель, полная информация по двигателю, год выпуска транспортного средства. Если был найден оригинал, то легко будет найти и аналог. При подборе аналога особенно важно обращать внимание на фирму-изготовителя, а также страну, в которой колпачок был произведен (большинство производителей имеют заводы в нескольких странах). Не забывайте о том, что аналоги часто подделывают. Подделку легко выявить по отсутствию специальных защитных признаков (проверочных кодов, QR-кодов, голограмм), низкому качеству исполнения самих колпачков, нередко цвету изделия, а также отсутствию фирменной упаковки или расхождениям в дизайне упаковок.

Экскурс по брендам

Как уже было указано в предыдущем пункте, нередко аналоги маслосъемных колпачков могут превосходить оригиналы по качеству исполнения и эксплуатационному ресурсу. Так, например, заводские колпачки для двигателей автомобилей Mercedes-Benz моделей M110 и M123 (фторопластовые) можно заменить более современными аналогами из каучука. Выбирать стоит между изделиями следующих производителей:

  • Elring (Германия);
  • Ajusa (Испания);
  • NOK (Япония);
  • Goetze (Германия);
  • Victor Reinz (Германия-США).

По сути, это те же фирмы, что поставляют свои изделия заводам автоконцернов. Под именам собственных брендов указанных производителей можно найти запчасти OEM-качества. К несчастью, маслосъемные колпачки этих фирм часто подделывают. Будьте особенно внимательно при выборе аналогов от Ajusa, Elring и Victor Reinz. Практика показывает, что именно испанский продукт подделывают особенно часто, вследствие чего и сам производитель сегодня имеет не самую хорошую репутацию.

Сальники SuperTech Avto.pro

Неплохие аналоги можно найти в каталогах фирм Musashi (Япония), Corteco (Германия), Stone (Япония-США). Сразу отметим, что некоторые автолюбители отмечают среднее качество маслосъемных колпачков этих фирм. Из тройки перечисленных фирм только репутацию Corteco портит большое количество подделок, эксплуатирующих имя немецкого бренда. Что касается аналог от малоизвестных упаковщиков, то это почти наверняка будет изделие одного из производителей из списка выше. Опасаться стоит только низкокачественных подделок.

Для выявления маслосъемных колпачков стоит обзавестись фирменным продуктом. Благо, сегодня будет достаточно иметь под рукой фотографии, найденные в сети. Обращать свое внимание стоит на несколько вещей. Во-первых, на маркировку. К примеру, на колпачках NOK (Япония) есть маркировка с кодом и названием фирмы-производителя. Во-вторых, поддельные колпачки часто выполнены в неправильном цвете. К примеру, в комплекте с фирменными изделиями один колпачок полностью серый, а второй имеет черный элемент. В подделках все просто – оба колпачка окажутся серыми. В-третьих, поддельные изделия почти всегда больше фирменных. Часто внешний диаметр подделок на 1,5 миллиметра больше, чем у оригиналов. И, в-четвертых, обращайте внимание на цену. Подделки всегда дешевле. Если среднерыночная цена колпачка составляет условные 3$, а вы нашли тот же, но уже за 1$, то он с высокой вероятностью будет поддельным.

Вывод

Маслосъемный колпачок является важным элементом двигателя внутреннего сгорания. Выход колпачка из строя ни в коем случае нельзя игнорировать. Поначалу это приводит к повышенному расходу масла и к работе двигателя в аномальном режиме, а со временем и к выходу его из строя. Ремонт двигателя обойдется в десятки раз дороже, чем покупка маслосъемных колпачков и работа по их установке. К счастью, и аналоги, и оригиналы довольно легко найти. При покупке данных запчастей тщательно проверяйте их подлинность. Количество подделок крайне велико, причем подделки серьезно уступают оригиналам в качестве исполнения и могут стать причиной появления нагара в двигателе и повышения расхода масла.

Маслосъемные колпачки признаки износа

Маслосъемные колпачки (МСК) выполняют важную функцию в механизме газораспределения (ГРМ) автомобиля — они удаляют излишки масла со штоков клапанов при их движении и не допускают попадания посторонних веществ в камеру сгорания. При износе маслосъемных колпачков крайне важно своевременно их заменить, чтобы избежать повышенного расхода масла и нагара на деталях и механизмах авто. Обратиться за этим лучше к специалистам с большим опытом в этом деле. Расскажем о признаках износа, а также о том, как проводится замена маслосъемных колпачков без снятия головки ГРМ.

Что такое ГРМ автомобиля?

Четкое функционирование газораспределительного механизма крайне необходимо для бесперебойной работы двигателя внутреннего сгорания. ГРМ осуществляет подачу горючей смеси в цилиндры и вывод из камеры сгорания отработавших газов.

Своевременное газораспределение обеспечивается за счет движения впускных и выпускных клапанов путем передачи на них усилия с распределительного вала с помощью кулачков. В современных моделях автомобилей механизм газораспределения также оказывает влияние на мощность и экологичность ДВС.

Функции

Безостановочная работа механизмов во время движения автомобиля предполагает наличие в ГРМ необходимого количества смазочного материала, который должен смягчать трение деталей, но при этом не попадать в камеру сгорания. Маслосъемные колпачки берут на себя функцию удаления лишнего масла при работе клапанов и служат заслонкой, которая препятствует попаданию смазки внутрь камеры.

МСК состоит из 3-х составляющих:

  • армированная стальная втулка, которая служит основанием и придает прочность;
  • резиновый колпачок, снимающий излишки смазки со штока;
  • эспандерная пружина, которая обеспечивает плотное прилегание края резинового изделия к штоку.

Для современных авто резиновая часть маслосъемного колпачка изготавливается из акрилатного или вторичного каучука, в отличие от моделей старого образца, которые выполнены из второпласта. Использование современных материалов позволяет продлить срок службы этих деталей, но все-таки рано или поздно они приходят в негодность и требуют замены.

Признаки негодности

Владелец автомобиля может предположить старение и износ МСК при появлении следующих признаков:

  • повышается потребление масла;
  • появляется нагар на свечах зажигания;
  • из выхлопной трубы выходит синий или сизый дым.

Заметив эти тревожные признаки, владельцу машины стоит осмотреть ГРМ, клапана и МСК, и, если его предположения оправдываются, незамедлительно провести замену испорченных деталей, не дожидаясь появления более опасных последствий.

К серьезным последствиям попадания масла в камеру сгорания можно отнести:

  • появление нагара на поршнях и в цилиндрах;
  • падение компрессии;
  • недостаточное закрытие клапанов;
  • холостой ход автомобиля начинает сбоить;
  • сокращается мощность двигателя.

Нагар на механизмах и агрегатах авто ускоряет их износ и может привести к преждевременному капитальному ремонту двигателя, поэтому не рекомендуется тянуть с заменой изношенных деталей.

Причины износа

Главной причиной неисправности маслосъемных колпачков часто становится потеря ими эластичности, а также разрушение и отслаивание каучука. Это происходит из-за того, что при работе ДВС эти детали постоянно находятся в зоне повышенной температуры и выполняют серьезную работу. Каждый клапан производит более 1000 тактов в минуту, и на каждом такте МСК снимает излишек масла.

Помимо высокой температуры, каучук подвергается постоянному действию химических веществ — масла и отработанных газов, что тоже сокращает срок службы изделия. МСК имеют свой ресурс прочности — обычно он составляет примерно 100000 км, но в итоге они все равно требуют замены. Некоторые специалисты считают, что их лучше менять при существенно меньшем пробеге.

Как заменить маслосъемные колпачки, не снимая головки?

Замену испорченных МСК можно произвести как со снятием головки блока цилиндров, так и без ее снятия. Как правило, замена колпачков без снятия головки осуществляется в том случае, если износ деталей был обнаружен вовремя, и на поршнях и клапанах не успел образоваться солидный нагар. В ином случае потребуется демонтировать ГБЦ, снимать нагар и налаживать работу механизма газораспределения.

Как поменять маслосъемные колпачки? Нюансы замены на разных моделях авто могут отличаться друг от друга, но существует несколько общих этапов. Необходимо:

  • дать остыть двигателю, а затем слить жидкость из системы;
  • снять крышку ГРМ, выставить метки на коленчатом и распределительном валах, ослабить привод и снять распредвал;
  • рассухарить клапана, то есть снять их толкающие пружины;
  • после снятия пружин снять изношенную деталь со штока при помощи цанги или пассатижей;
  • снять пружины с новых деталей и смазать их внутреннюю поверхность, а также шток клапана маслом;
  • вставить сальник в оправку и насадить на шток, запрессовать до упора путем легких ударов;
  • надеть пружинки на колпачки и засухарить клапана в обратном порядке;
  • собрать разобранные агрегаты в обратной последовательности и отрегулировать клапаны.

Замена маслосъемных колпачков достаточно трудоемка, поэтому такой ремонт авто лучше доверить мастерам автосервиса.

Ресурс работы

Можно догадаться, что маслосъемные колпачки важно время от времени менять. За минуту клапан выполняет более 1000 тактов, и на каждом МСК должны снять лишнее масло, чтобы не допустить его попадание в камеру сгорания. Также необходимо учитывать, что температура в зоне работы маслосъемных колпачков достаточно высокая, а сама среда агрессивная: масло и отработавшие газы.

Из-за влияния массы факторов детали начинают со временем приходить в негодность – каучук трескается, отслаивается, становится не эластичность. Пружина со временем начинает менее плотно прижимать деталь к стенкам, из-за чего в камеру сгорания начинает попадать масло.

В среднем, ресурс моделей хорошего качества находится на уровне в 80 — 100 тысяч километров пробега. Если автомобиль несколько лет стоял без дела, стоит заменить их перед тем, как начать его эксплуатировать, поскольку за время простоя они успевают сильно рассохнуться.

Как понять: износ маслосъемных колпачков или проблема в кольцах?

Диагностика износа МСК не должна ограничиваться визуальными методами. Эти же симптомы могут свидетельствовать и о других проблемах, например, залегании или износе поршневых колец или нерабочей системе вентиляции картерных газов. Чтобы отличить признаки износа сальников от других проблем, необходимо:

  1. Замерить компрессию “на холодную” и “на горячую”. При износе МСК давление в цилиндрах обычно нормальное благодаря обильной смазке деталей ЦПГ. Если компрессия на холодную в норме (10–15 атм для бензина, 15–20 и более атм для дизеля, в зависимости от степени сжатия мотора), но после непродолжительной работы (до прогрева) сокращается – возможны проблемы с МСК. Если низкая и на холодную, и после прогрева, но увеличивается после впрыскивания в цилиндры по 10–20 мл масла – проблема в кольцах или выработке цилиндров.
  2. Снять патрубок сапуна на работающем моторе. Если из маслозаливной горловины исходит сизый дым, необходимо снять патрубок вентиляции картерных газов, ведущий из картера в ГБЦ (его отверстие на головке надо прикрыть во избежание подсоса воздуха). При износе сальников дым из горловины все равно будет исходить. Если проблема в кольцах или цилиндрах – дым будет идти из сапуна.
  3. Определить, в какие моменты дымит из выхлопа. При износе сальников сизый дым будет вырываться из выхлопа в момент запуска (потому что в камере сгорания накопилось масло) и при перегазовке после прогрева (потому что при открытом дросселе масло подсасывает в цилиндры). После нескольких перегазовок он может исчезнуть. Если неисправны маслосъемные кольца поршня, то будет дымить постоянно, и чем выше обороты – тем сильнее дым.
  4. Осмотреть тарелки эндоскопом. Двигателю важно дать остыть, после чего выкрутить свечи и осмотреть клапаны эндоскопом через свечные колодцы. Если сальники клапанов не держат масло, то оно будет постепенно стекать по их шейкам, образуя масляные пятна на тарелках и седлах. Если возникла сильная течь МСК, может отмечаться даже попадание капелек масла на поршень. Если клапаны сухие, значит, проблема заключается в кольцах.

На что необходимо обратить внимание при покупке маслосъемных колпачков

Рекомендуется искать автозапчасти по:

  • VIN-коду;
  • параметрам автомобиля и, в частности, двигателя;
  • коду снятых деталей.

Так точно удастся найти подходящий вариант для ремонта. Важно быть особенно внимательным при поиске МСК по параметрам автомобиля. В данном случае важно все: модель, полная информация по двигателю, год выпуска транспортного средства. Если был найден оригинал, то просто будет найти и аналог.

Конечно, рекомендуется устанавливать только те модели, которые предназначены для конкретного двигателя, но это не всегда возможно. Во-первых, новые МСК на старом моторе могут быть весьма кстати и улучшить прилегание, во-вторых, оригинальные модели могут оказаться слишком дорогими или вовсе недоступными к заказу, поэтому имеет смысл выбрать аналоги, если замена необходима здесь и сейчас.

Для того, чтобы подобрать подходящий МСК и он не соскакивал, полностью подходил по размеру, важно соблюсти следующие правила подбора:

  1. Аналог может быть выше оригинала только на 0,5 мм. В ином случае тарелка пружины может повредить деталь.
  2. Диаметр не должен быть слишком большим — важно, чтобы он свободно проходил через пружину.

Признаки износа маслосъемных колпачков

Как понять, что маслаки износились и пора их менять?

В конструкции любого двигателя присутствуют маслосъемные колпачки (клапанные сальники).
Маслосъемные колпачки необходимы в двигателях для того, чтобы предотвращать попадание масла и мелкого мусора в камеры сгорания. Их нередко называют клапанными сальниками, и это наименование в полной мере отражает ту роль, которую они выполняют.
Что касается масла, которые эти колпачки должны снимать, то оно подается в газораспределительный механизм масляным насосом. Оно предназначено для смазывания деталей ГРМ, испытывающих на себе трение, и увеличения их ресурса. В то же самое время его попадание внутрь цилиндров через клапанные группы крайне нежелательно, поскольку, сгорая, оно образует нагар, скапливающийся на их стенках.
Следует заметить, что в современных двигателях внутреннего сгорания маслосъемным колпачкам приходится функционировать в довольно жестких условиях высоких температур и повышенных механических нагрузок.

Кроме того, на них негативно воздействуют и вещества, содержащиеся в снимаемой смазочной жидкости. Поэтому производители маслосъемных колпачков используют для их изготовления наиболее долговечные, устойчивые к трению, термическому и химическому воздействию материалы.

Появление из выхлопа синеватого дыма

Причины

Масло, стекающее из ГБЦ в камеру сгорания по шейкам клапанов, сгорает вместе с бензином и продукты его горения окрашивают выхлоп в сизый цвет.

Возможные последствия

Продукты горения масла образуют нагар и лакообразование, кольца «залегают», клапаны перестают плотно прилегать и могут прогореть.

Диагностика

Запустить двигатель после простоя в течение 2–3 часов или выжать педаль газа на 2–3 секунды на прогретом двигателе. Оценить наличие дыма и его цвета. Если дым, черный, то здесь кроется совсем другая проблема.

Нагар на электродах свечей, замасленная резьба

Причины

Излишки масла из камеры сгорания выдавливает по резьбе свечей, но уплотнительное кольцо мешает ему выйти наружу.

Возможные последствия

Ухудшается искрообразование, из-за чего топливовоздушная смесь хуже сгорает, мотор начинает работать нестабильно, порывисто. На инжекторных двигателях ЭБУ видит пропуски зажигания и пытается их устранить, изменяя размер порции впрыскиваемого топлива и момент зажигания. Из-за этого повышается расход бензина и теряется тяга двигателя.

Диагностика

Выкрутить свечи и осмотреть их электроды, а также резьбу на предмет замасливания и нагара.

Увеличенный расход моторного масла

Причины

Масло свободно проникает в камеру сгорания через испорченные сальники клапанов, где сгорает вместе с топливом.

Возможные последствия

Ухудшается работа мотора, образуется нагар в цилиндрах.

Диагностика

Регулярно проверять уровень смазки по достижении определенной отметки пробега. Расход масла при износе “маслаков” достигает 1 л/ 1000 км и даже больше.

Затрудненный запуск холодного двигателя

Причины

Стекающее из ГБЦ масло скапливается на клапанах и поршнях, «закидывает» свечи. Так как температура его воспламенения намного выше, чем у бензина или газа, а промасленная свеча хуже дает искру, поджечь обогащенную смазочным материалом смесь становится весьма затруднительно.

Возможные последствия

Увеличивается нагрузка на АКБ, сокращается срок его службы. Свечи в масле тоже работают хуже, так как быстро покрываются нагаром. Остатки несгоревшего масла загрязняют катализатор и лямбда-зонды, сокращая их ресурс и выводят из строя.

Диагностика

При холодном старте увеличивается количество оборотов стартера до момента запуска двигателя.

Из маслозаливной горловины идет дымок

Причины

Выхлопные газы в момент открытия клапана через изношенный сальник поступают в ГБЦ и выходят наружу через горловину.

Возможные последствия

Масло насыщается продуктами горения, из-за этого быстро меняет свой цвет и теряет изначальные смазывающе-защитные свойства.

Диагностика

Открыть пробку маслозаливной горловины на работающем двигателе.

Однако нужно быть предельно внимательным, данные признаки могут свидетельствовать не только об износившихся маслосъемных колпачках, но и о других проблемах с двигателем! Поэтому в момент диагностики не забывайте обратить внимание еще на:
Пробег. Сальники нуждаются в замене каждые 80-100 тыс. км. пробега.
Компрессию. Если она снижена, но вы не нашли ни течи, ни проблем с клапанами и/или кольцами на поршнях, значит, проблема точно в колпачках. Их следует заменить.

Износ маслосъемных колпачков

Назначение сальников клапанов газораспределительного механизма, которые также часто называют маслосъемными колпачками, состоит в предотвращении попадания масла из головки блока цилиндров в камеру сгорания при открытии клапанов. Как правило, ресурс сальников достигает 100 000 км пробега, но тяжелые условия эксплуатации, агрессивная манера вождения, использование горючесмазочных материалов низкого качества приводят к ускоренному износу маслосъемных колпачков.

Признаки и способы определения износа

Признаки Причины Возможные последствия Способы диагностики
Сизый дым из выхлопной трубы. В камеру сгорания из головки блока цилиндров проникает масло. Сгорание масла с воздушно-топливной смесью приводит к окрашиванию выхлопных газов. В результате сгорания масла образуется нагар, что приводит к залеганию колец, неплотному прилеганию клапанов, возможному их прогару. Не исключен выход двигателя из строя по причине масляного голодания при падении уровня масла ниже минимума. Необходимо оценить наличие и цвет выхлопных газов. Для этого двигатель запускают после простоя в течение 2-3 часов. Также можно полностью резко выжать педаль акселератора на холостых оборотах на прогретом ДВС.
Нагар на электродах свечей, масло на резьбе. Уплотнительное кольцо препятствует выходу излишек масла, которые выдавливает по резьбе свечей из камеры сгорания. Возникают проблемы с искрообразованием. Как результат, нестабильная работа двигателя, воздушно-топливная смесь хуже сгорает.
Электронный блок управления на инжекторных двигателях изменяет объем впрыскиваемого топлива и момент зажигания для устранения зафиксированных пропусков зажигания. Это ведет к увеличенному расходу топлива и потере тяги.
Необходим осмотр электродов свечей зажигания и резьбы на предмет замасливания и нагара (свечи предварительно надо выкрутить).
Масложор Проникновение масла через дефектные маслосъемные колпачки в камеру сгорания, где поступившее масло сгорает вместе с топливом. Образование нагара в цилиндрах, сбои в работе двигателя. Снижение уровня масла ниже минимально допустимого приведет к самым негативным последствиям для мотора. После определенного пробега автомобиля проводить регулярную проверку уровня масла. Примечание: при изношенных сальниках клапанов расход масла может достигать 1 л на 1 000 км.
Проблемы с запуском холодного ДВС Из-за протечек из головки блока поступающее масло скапливается на поршнях и клапанах, загрязняет свечи. Температура воспламенения масла значительно выше, чем у топлива, поэтому загрязненная смазкой свеча хуже дает искру. Это затрудняет зажигание воздушно-топливной смеси, обогащенной маслом. Ухудшение работы свечей из-за образующегося нагара. Увеличение нагрузки на аккумулятор, что приводит к сокращению его службы. Загрязнение катализатора и лямбда-зонда остатками несгоревшего масла, что также негативно сказывается на их ресурсе. При запуске холодного двигателя увеличивается количество оборотов стартера, чтобы запустить ДВС.
Сизый дым из маслозаливной горловины. Причина в выхлопных газах, поступающих в головку блока через изношенный сальник в момент открытия клапана. Попадание в масло продуктов горения приводит к изменению цвета смазки и быстрой утрате первоначальных смазывающе-защитных свойств. При работающем моторе открыть пробку маслозаливной горловины.

Важно! Штатно работающий каталитический нейтрализатор дожигает продукты горения масла, поэтому сизый дым может отсутствовать. В таких случаях нужно обращать внимание на другие признаки неисправности.

Определение причины неисправности

Визуальный осмотр – не единственный способ проведения диагностики сальников клапанов. Аналогичные признаки могут появиться при залегании или износе поршневых колец. Также могут возникнуть проблемы в работе системы вентиляции картерных газов. Для точного установления причины необходимо:

  • Определить момент выхода сизого дыма в выхлопе. Дым, появившийся при запуске двигателя из-за скопившегося в камере сгорания масла или при перегазовке после прогрева из-за подсоса масла в цилиндры при открытом дросселе является признаком износа сальников клапанов. Постоянно выходящий и усиливающийся при увеличении оборотов дым говорит о неисправности маслосъемных колец поршня.
  • Выполнить замер компрессии на холодном двигателе и на горячем. Обильная смазка деталей цилиндро-поршневой группы обычно обеспечивает нормальное давление в цилиндрах даже при износе маслосъемных колпачков. Нормальная компрессия у холодного двигателя должна достигать 10-15 атм. для бензиновых ДВС и 15-20 для дизельных (зависит от степени сжатия двигателя). При снижении компрессии при прогреве двигателя проблема может заключаться в износе маслосъемных колпачков. При низкой компрессии у холодного и прогретого мотора с повышением после впрыскивания в цилиндры по 10-20 мл масла ― причина в кольцах и выработке цилиндров.
  • Осмотреть с помощью эндоскопа тарелки клапанов. На остывшем двигателе выкручивают свечи, затем через свечные колодцы эндоскопом осматривают клапаны. При износе сальников клапанов масло будет стекать по шейкам с образованием масляных пятен на тарелках клапанов и седлах. Сильная протечка через маслосъемные колпачки может привести к попаданию масла на поршень. Сухие клапаны означают, что причина неисправности в кольцах.
  • Снять патрубок сапуна на работающем двигателе. При выходе сизого дыма из маслозаливной горловины снимают патрубок вентиляции картерных газов. Отверстие патрубка, ведущего из картера в головку блока цилиндров, на ГБЦ нужно закрыть, чтобы избежать подсоса воздуха. Если проблема заключается в изношенности маслосъемных колпачков, то из горловины будет продолжать поступать дым. Если причина в кольцах или цилиндрах, то дым будет поступать из сапуна.

Устранение протечки маслосъемных колпачков

Устранить проблему с протечкой сальников клапанов можно заменой маслосъемных колпачков или использованием специальных присадок.

В зависимости от конструктивных особенностей головки блока цилиндров для замены маслосъемных колпачков потребуется частичный разбор ГБЦ или полное снятие. Процедура достаточно трудоемкая.

Замену сальников клапанов выполняют с помощью:

  • гаечных ключей и отвертки;
  • универсального рассухаривателя клапанов;
  • оправки для напрессовки новых сальников клапанов.
  • ключа для натяжения ремня ГРМ;
  • съемника колпачков (цанги) или мощного пинцета (можно также использовать длинногубцы с круглым захватом);
  • гибкого прутка олова диаметром до 10 мм и длиной 200-300 мм;

Примечание: количество новых сальников должно соответствовать количеству клапанов в двигателе.

Алгоритм действий при замене маслосъемных колпачков:

  1. вытащить свечи, на V-образных двигателях снять клапанную крышку;
  2. ослабить ремень ГРМ;
  3. снять распредвал;
  4. снять толкатель клапана, гидрокомпенсатор, регулировочную шайбу и другие детали, мешающие доступу к клапанам;
  5. рассухарить клапан, извлечь пружину;
  6. снять с клапана старый сальник с помощью цанги или пинцета;
  7. с помощью оправки напрессовать новый колпачок, предварительно смазав стержень маслом;
  8. в обратном порядке собрать привод клапана;
  9. выполнить аналогичные операции на остальных клапанах;
  10. установить распредвал, выставить валы по меткам, натянуть ремень и завершить сборку.

Примечание: пруток олова требуется, чтобы подпереть клапан через свечной колодец. Пруток можно заменить подачей давления компрессором через свечной колодец, также можно набить камеру сгорания плотной веревкой, оставив конец веревки снаружи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *