Признаки неисправности помпы в автомобиле
Перейти к содержимому

Признаки неисправности помпы в автомобиле

  • автор:

Признаки и причины неисправностей автомобильной помпы

Неисправности водяного насоса приводят к следующим последствиям:

  • образованию значительного люфта вала;
  • нарушению герметичности уплотнения;
  • возникновению износа в виде разлома или коррозии крыльчатки.

В результате появления указанных дефектов помпа не способна работать должным образом, что приводит к падению требуемого давления в системе охлаждения транспортного средства и к повышению температуры антифриза, вплоть до закипания. В результате автовладелец вынужден приобретать новый насос для замены.

Признаки неисправности

Выделяют 6 основных проблем, по которым можно сделать вывод о выходе (полном или частичном) помпы из строя:

  • Возникновение посторонних шумов при работе частично неисправного водяного насоса. Это шумящие или даже как бы подвывающие звуки могут быть вызваны значительным износом подшипника или его касанием крыльчатки помпы.
  • Образование течи может быть из уплотнителя при нарушении герметичности, корпуса или крыльчатки. Следы протечки охлаждающей жидкости можно заметить на корпусе водяного насоса, местах крепления, элементах, расположенных в подкапотном пространстве под помпой (зависит от особенностей конструкции) или на асфальте непосредственно под автомобилем.
  • Возникновение люфта шкива насоса из-за повреждения или естественного износа подшипника вращения. Важно! В дальнейшем это может сказаться на нарушение герметичности сальника помпы и привести к протечкам охлаждающей жидкости.

  • Появление запаха охлаждающей жидкости не только в подкапотном пространстве при открытии капота, но также в салоне. Запах антифриза будет проникать в салон через систему вентиляции. Для тосола характерен сладковатый запах, в некоторых случаях с привкусом ацетона.
  • Возникновение несоосности крепления по отношению к шестерным привода газораспределительного механизма или натяжным роликам. Дефект можно заметить при визуальном осмотре или использовав линейку (другой ровный предмет) в одной плоскости с роликами и водяным насосом. При таком дефекте могут возникнуть проблемы с ремнем.
  • Значительное повышение температуры мотора и ОЖ. Об этом сообщит сигнальная лампа на панели приборов. В критических ситуациях тосол может закипеть, при этом из радиатора повалит пар. Дальнейшая эксплуатация автомобиля в таком случае должна быть незамедлительно остановлена.

Заметив любую из перечисленных неисправностей автомобильной помпы, требуется выполнить диагностику самой детали и системы охлаждения. Если водяной насос автомобиля начнет «умирать», движение можно продолжить, но неизвестно на долго ли (автомобиль может проехать как 100, так и 1 000 км). Эксплуатировать машину с поврежденной системой охлаждения просто опасно.

В некоторых случаях регламент ТО автомобиля включает замену водяного насоса одновременно с парной (второй) заменой ремня газораспределительного механизма. Также рекомендуется заменить охлаждающую жидкость. Как правило помпа меняется через 60 000 км (это зависит от марки и качества помпы системы охлаждения. Конкретную информацию можно найти в мануале).

Причины неисправности

  • Неисправный подшипник. Его износ происходит не только по естественным причинам, на него также может влиять сильная натяжка ремня, приводящая к значительно большему усилию на подшипник, попадание охлаждающей жидкости на трущиеся пары по причине нарушения герметизации прокладки и появления подтеков антифриза.

  • Нарушение уплотнения. Это может быть либо сальник, либо резиновая манжета. Обычно из строя выходит сальник (прокладка), вызванный естественным износом (дубление резины) или использованием охлаждающей жидкости низкого качества без применения щадящих присадок. При длительной эксплуатации дешевый антифриз «съест» прокладку. Появится протечка, которая приведет к падению уровня охлаждающей жидкости в системе. Возможно также попадание антифриза в подшипник с вымыванием смазки и возникновением всех указанных неприятностей.
  • Несоосность крепления. Во-первых, может быть вызвано ошибкой при установке, но это встречается достаточно редко, потому что на корпусе уже имеются готовые крепежные отверстия, промахнуться мимо которых сложно. Или из-за неравномерного прилегания к блоку двигателя по причине искривленных, ржавых или грязных поверхностей. Во-вторых, чаще всего встречается заводской брак, особенно это касается бюджетных водяных насосов. Из-за нарушения соосности шкив будет вращаться с перекосом, что приведет к ускоренному износу нагруженной части ремня и подшипника. Возможен даже обрыв ремня при возникновении критических ситуаций или столкновение клапанов и поршней. Несоосность может возникнуть при попадании автомобиля в ДТП, что вызывает смещение отдельных элементов кузова и/или двигателя.
  • На практике встречаются случаи снижения производительности помпы автомобиля и, как следствие, падения давления в системе охлаждения после применения герметика для устранения протечки в радиаторе. Компоненты герметика смешиваются с охлаждающей жидкостью, что приводит к забиванию сот (каналов) радиатора и налипанию на крыльчатку водяного насоса. В подобных случаях требуется слить охлаждающую жидкость, снять водяной насос, затем промыть систему охлаждения, используя для этого специальные или подручные средства.

Методы определения неисправности помпы

Самый простой способ проверки — это взять пальцами за вал водяного насоса и подергать из стороны в сторону в направлении перпендикулярном самому валу (другими словами, поперек). При обнаружении даже незначительного люфта потребуется провести замену помпы.

Для более тщательной проверки без демонтажа детали нужно:

  1. Завести двигатель и дать достичь рабочей температуры. При этом охлаждающая жидкость должна нагреться до температуры +90 °С.
  2. Затем необходимо пережать толстый патрубок с антифризом, идущий от радиатора.
  3. При исправном водяном насосе в нем будет ощущаться давление. Если оно отсутствует или пульсирует, то помпа вышла частично или полностью вышла из строя. В большинстве случаев это связано с повернутой крыльчаткой.

Важно! Во время проверки используют перчатки или ветошь, так как она выполняется при высокой температуре охлаждающей жидкости и патрубка.

Еще одним способом проверки является визуальный осмотр посадочного места. Сначала снимается защитный кожух газораспределительного механизма, что обеспечит доступ непосредственно к помпе (различия в конструкции разных моделей автомобилей подразумевают также отсутствие защитного кожуха или отсутствие необходимости демонтажа). Затем внимательно осматривается сам насос, уплотнение и посадочное место.

Важно! Во время работ нужно обратить внимание на наличие подтеков антифриза из-под уплотнительной прокладки. При этом сама прокладка не всегда бывает влажной во время проведения проверки. Сухое посадочное место и уплотнение при свежих или засохших следах подтеков означает, что уплотнение при высоком давлении все-таки пропускает антифриз. Цвет подтеков обычно бывает рыжеватый или коричнево-бурый, иногда серый. Все зависит от того, какого цвета была залита в систему охлаждающая жидкость.

Перед тем как снять помпу для диагностики требуется убедиться в правильной работе термостата системы охлаждения и отсутствии воздушной пробки в системе. При обнаружении неисправности дефекты нужно устранить.

Если водяной насос снят, то требуется провести осмотр состояния крыльчатки (целостность лопастей, форму лопастей). Обязательно надо осмотреть место прилегания помпы к блоку цилиндров двигателя. В этом месте в идеале не должно быть подтеков антифриза из дренажного отверстия. При незначительных подтеках замена водяного насоса не производится, можно попробовать заменить уплотнитель или использовать герметик.

Для подтверждения, что источником шума и свиста стал подшипник водяного насоса, нужно со шкива насоса снять ремень, а затем раскрутить ремень как можно быстрее рукой. Неисправный подшипник издает гул и перекатывается неравномерно с ощутимым грохотом. Подобный метод используют для автомобильных помп с вращением шкива от приводного ремня. В конструкции с приводом ремнем ГРМ при проведении диагностики необходимо ослабить усилие и проводить проверку именно в подобных условиях.

Автовладельцы порой попадают в ситуацию выбора между ремонтом старого водяного насоса или замены на новый. Универсального ответа не существует, все зависит от состояния помпы, степени износа, качества и стоимости детали. Однако практика показывает, что ремонт дает эффект только при замене резиновой прокладки. Замена водяного насоса на новый рекомендуется во всех остальных случаях, особенно при большом сроке использования помпы. Одновременно с заменой помпы выполняют замену охлаждающей жидкости.

Новости SKF

Помпа охлаждающей жидкости, называемый также водяным насосом или помпой, — важный компонент оснащения двигателя. Её неисправность может привести к перегреву силового агрегата, что очень опасно. Как правило, неисправность становится результатом неправильного техобслуживания, например, несвоевременной замены ременного привода. Как распознать симптомы неисправности и что предпринять, чтобы водяная помпа выходила свой срок службы до следующего интервала замены?

Основная задача водяной помпы — обеспечивать циркуляцию жидкости в двигателе и, следовательно, соответствующую регулировку данного процесса. Конструкция этого устройства довольно простая, и при соблюдении правил техобслуживания она практически не требует вмешательства. Помпа может приводиться в движение ремнём или цепью ГРМ, что делает её составной частью газораспределительного механизма. Она также может приводиться в движение при помощи ремня привода агрегатов или электричества. Независимо от оценки работы, её необходимо заменить вместе с другими элементами привода при периодичной замене привода ГРМ или ремня агрегатов. Условием бесперебойной работы водяной помпы является своевременная замена всех взаимодействующих с ней узлов, а также самой охлаждающей жидкости, которая оказывает огромное влияние на состояние помпы.

К типичным признакам неисправности водяной помпы относятся:

  • утечка охлаждающей жидкости;
  • колебания температуры охлаждающей жидкости;
  • исходящий от неё шум.

Водяная помпа SKF

Часто встречающийся признак неисправности водяной помпы — утечка жидкости. Причиной утечки может быть уплотнение помпы или прокладка между её корпусом и блоком двигателя. У большинства помп в корпусе имеется дренажное отверстие. Небольшое скопление влаги в нём ещё не свидетельствует о неисправности, особенно если это новая, только что установленная водяная помпа. Всё дело в количестве влаги. Скопление влаги связано с процессом обкатки помпы, но как только утечка принимает постоянный характер, это может свидетельствовать о повреждении уплотнения или стать следствием допущенных механиком ошибок при монтаже. В этом случае следует высушить покрытые влагой места и проследить за тем, продолжается ли утечка охлаждающей жидкости. Если да, то либо новая водяная помпа был неправильно установлена, либо имеющаяся помпа вышла из строя и подлежит замене. «При необходимости замены мы рекомендуем воздержаться как от использования дешёвых аналогов помп, так и от охлаждающей жидкости низкого качества. SKF серьёзно относится к этому вопросу, а потому предлагает клиентам только высококачественные устройства», — говорит Томаш Охман, SKF.

Важным признаком возможной неисправности водяной помпы при её диагностике служат колебания температуры охлаждающей жидкости. Их можно наблюдать на индикаторе приборной панели автомобиля или с помощью компьютера, который позволяет считывать текущие параметры. Если двигатель без веской причины начинает перегреваться, это может указывать на снижение производительности помпы, из-за чего в двигатель не поступает необходимое количество охлаждающей жидкости. Такие признаки могут быть вызваны механическим повреждением внутренних узлов помпы (например, лопастей крыльчатки) или утечкой жидкости, ставшей результатом коррозии элементов системы охлаждения. В случае обнаружения коррозии необходимо обязательно заменить жидкость и промыть систему охлаждения специально предназначенным для этого средством. При этом следует помнить: для постановки окончательного диагноза следует проверить состояние остальных компонентов системы охлаждения: термостата, радиатора и датчика температуры жидкости. Их неисправность также может стать причиной внезапного падения и повышения температуры.

Ещё один признак неисправности водяной помпы — это исходящий от неё нетипичный шум. Обычно это говорит о повреждении подшипника. Неисправность может быть вызвана неправильной установкой ремня ГРМ или ремня агрегатов, чрезмерное натяжение которого приводит к слишком большой нагрузке на подшипник, ускоряя, таким образом, её износ. «После того, как источник неисправности найден, следует провести окончательную проверку состояния подшипника, для чего необходимо снять привод и вручную провернуть вал помпы. Если появится аналогичный звук или ощутимый люфт, это значит, что повреждён именно подшипник. В нормальных условиях вал помпы вращается равномерно, с лёгким сопротивлением, не издавая каких-либо необычных звуков. Разумеется, нельзя проворачивать вал новой помпы, поскольку это может привести к её полному выходу из строя. Цель описанной процедуры состоит только в том, чтобы убедиться, что мы имеем дело с неисправностью подшипника в старой помпе», — объясняет Томаш Охман.

Как правило, водяная помпа выходит из строя вследствие ненадлежащего техобслуживания, а не по причине неисправности самого устройства. «Старая, отработавшая свой ресурс охлаждающая жидкость характеризуется высоким содержанием хлоридов, что в сочетании с высокой температурой может привести к коррозии деталей помпы, таких как крыльчатка, корпус или динамическое уплотнение. Несвоевременная замена ГРМ, элементом которого может быть помпа, а также нерегулярная замена самой жидкости, теряющей после нескольких лет использования свои защитные свойства, — это основные причины возникновения неисправностей в водяных помпах, которые сами по себе не должны вызывать проблем в эксплуатации», — резюмирует Томаш Охман.

SKF является производителем водяных помп.

Отличия SKF от других поставщиков:

  • у всех помп 2 ряда подшипников – они более устойчивы к нагрузкам
  • все помпы сделаны в Европе
  • все помпы проходят после изготовления вакуумные тесты на поиск протечек
  • помпы стойкие к термическим шокам
  • низкий шум
  • долговечные керамические самосмазывающиеся уплотнения – более стойкие к загрязнениям.

Инструкция по определению неисправностей помпы двигателя

Неисправная помпа

Водяная помпа может стать причиной перегрева двигателя автомобиля и может стать причиной ее повреждения. Если поврежден приводной ремень или его крыльчатка, то чаще всего неисправен водяной насос, и требуется его осмотр и возможный ремонт.2

Если в автомобиле включить «печку» в салоне авто на всю мощность, то при движении стрелки индикатора температуры будут выше средней отметки. Если вам надо остановить автомобиль, то заранее выберите место и при необходимости перестройтесь. Затем заглушите двигатель и проверьте состояние радиатора. Если его температура значительно выше средней, то наверняка, водяной насос вашей машины окончательно вышел из строя. Чтобы быть уверенным в своей правоте, то потрогайте приводной ремень помпы. Если его температура значительно выше обычной, то можно говорить о том, что ремень помпы неисправен.

Если вы заметили посторонний шум, и почувствовали запах смазочной и охлаждающей жидкости из-под капота автомобиля, то необходимо констатировать, то у вас сломался водяной насос. Кроме того, при поломке водяной помпы можно заметить неполную циркуляцию охлаждающей жидкости. Для быстрой диагностики мы советуем включить двигатель автомобиля на холостые обороты.

Для того, чтобы отпустить верхний шланг радиатора, то вам необходимо просто зажать его пальцем. Если водяная помпа работает, то вы почувствуете небольшой толчок охлаждающей жидкости.

Кроме того, постарайтесь определить на ощупь люфт подшипника помпы. Возьмитесь за вентилятор и слегка покачайте вал. Большой люфт говорит о наличии повреждения подшипников.

Есть более простой способ диагностики неисправности водяной помпы, используя обычную белую бумагу. Разложите под автомобилем листы и оставьте их на некоторое время, например на ночь. С утра обратите внимание на состояние бумаги — если она мокрая, то это служит доказательством протечки насоса. Если пятна на листах зеленоватого оттенка, то произошла утечка охлаждающей жидкости.

Своевременно меняйте помпу автомобиля — примерно через 100 000 километров.

И, наконец, о важном – описание замены помпы ваз:

1. Для начала откручиваем сливную пробку на блоке двигателя и готовим заранее подготовленную емкость, чтобы слить жидкость. Если же, вам потребуется замена охлаждающей жидкости, то вам потребуется сливная пробка на радиаторе охлаждения, которую следует открутить и слить жидкость.

2. Снимаем автомобильный аккумулятор (АКБ) и разъединяем колодку электро-вентилятора. Откручиваем 3 болта крепления кожуха вентилятора к радиатору и извлекаем его.

3. Ключом на 17 отпускаем (не откручивая полностью) гайку натяжки ремня генератора, ослабляем натяжку и снимаем сам ремень. После этого, так же ключом на 17 откручиваем гайку крепежа скобы к помпе и отводим скобу в сторону.

4. Придерживая, отверткой, шкив помпы отвинчиваем 3 крепежных болта. Снимаем шкив.

5. Наконец то остается открутить 4 гайки крепежа помпы к двигателю и демонтировать помпу. После этого, зачистить место посадки помпы от следов старой прокладки и грязи, установить новую прокладку и установить новую помпу на автомобиль. Пользуйтесь герметиками.

В магазинах «АВТОмаркет Интерком» можно заказать помпу для любого автомобиля ваз или иномарку.

Неисправности помпы системы охлаждения

Неисправности помпы проявляются в значительном люфте ее вала, нарушении герметичности уплотнения, износе крыльчатки. Все перечисленные дефекты приводят к тому, что водяной насос автомобиля работает не должным образом, из-за чего в системе охлаждения двигателя не поддерживается необходимое давление, что, в свою очередь, приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости вплоть до ее закипания.

Эти пять признаков могут помочь вам понять, что пришло время заменить насос в системе об охлаждения автомобиля, пока не стало слишком поздно.

Утечка охлаждающей жидкости из помпы

Одним из первых признаков потенциально неисправного водяного насоса является лужа антифриза под автомобилем. Насос состоит из нескольких различных прокладок и уплотнений, которые в конечном итоге высыхают и трескаются. В данном случае есть вероятность, что из района водяной помпы вытекает охлаждающая жидкость и появится характерный запах антифриза.

Ржавчина или отложения на помпе

Когда водяной насос имеет небольшую утечку, то на самом насосе будет постепенно накапливаться грязь или ржавчина. Это может быть вызвано использованием несовместимой или дешевой охлаждающей жидкости или пропуска воздуха в систему. В любом случае насос станет менее эффективным при прокачивания охлаждающей жидкости через двигатель, что в конечном итоге приведет к полному отказу.

Поднятие капота и проверка двигателя — хорошая привычка. Вы сможете распознать проблемы по мере их возникновения вместо того, чтобы ждать, пока загорится страшный индикатор “ Check Engine ” или вовсе внезапно произойдет перегрев. Если видите ржавчину, ямки или наросты вокруг вашего насоса, то следует незамедлительно заменить водяной насос.

Шум, вызванный ослаблением шкива или подшипниками помпы

Ваш автомобиль “свистит”, когда вы ускоряетесь? Есть вероятность, что этот раздражающий, пронзительный звук вызван ослаблением ремней и часто является результатом ослабленного шкива или выхода из строя подшипников вращения, которые требуют замены.

Перегрев двигателя из-за неисправности помпы

Вы заметили, что температура в автомобиле поднимается? Это может означать, что водяной насос находится на грани. Перегрев автомобиля представляет опасность, потому что вы рискуете вывести из строя двигатель. Повреждение крыльчатки помпы, как и выход из строя подшипников, приведет к перегреву. Следовательно по этой причине может прогореть прокладка ГБЦ из-за перегрева ее стенок, что приведет к смешиванию антифриза и масла.

Исходящий пар, вызванный перегревом охлаждающей жидкости

Если видите пар, вздымающийся из-под капота, это признак того, что что-то пошло не так с автомобилем. Когда водяной насос полностью выходит из строя, он больше не может перемещать охлаждающую жидкость через двигатель — это приводит к его перегреву. Если вы видите пар, стоит немедленно принять меры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *