Сколько стоил бензин в ссср
Перейти к содержимому

Сколько стоил бензин в ссср

  • автор:

Марки бензина в СССР

Марки бензина в СССР

Автомобилей в Советском Союзе было значительно меньше, чем сегодня на улицах наших городов, соответственно заправки тоже располагались не на каждом шагу. Горючего можно было приобрести максимум 10 л за раз, поэтому многие автолюбители предпочитали запасаться топливом, заливая его в канистры. Давайте вспомним, какие марки бензина были в СССР.

Цена бензина в СССР

Известно, что расцвет нефтеперерабатывающей промышленности пришелся на послевоенный период. Но это не означает, что до войны не было определенных марок бензина. Начиная с 30-х годов прошлого века, в СССР были доступны следующие виды топлива для автомобилей:

  • А-56 предназначался для заправки грузовой техники ГАЗ и ЗИС;
  • А-66 – для грузовиков и легковых автомобилей;
  • А-70 – для ЗИМов и ЗИС 110;
  • А-74 – подходил только для легковых авто.

В дальнейшем, примерно после 70-х годов, стали появляться другие марки:

  • АИ-93 (сегодня это АИ-92);
  • АИ-98;
  • Б-70 (авиатопливо);
  • Экстра;
  • Топливная смесь.

Популярнейшим видом горючего считался А-72, на втором месте был А-76. Бензин А-66 к 70-м годам прекратили производить, заменив его другими марками. Таким образом, марки бензина в СССР за весь период постоянно обновлялись. Например, в это же время специалисты начали тестовые работы с популярным сегодня АИ-100.

Приобрести бензин в период Советского Союза было непросто. А в компании “ОФПТК” просто. Заправиться по топливным картам в любой точке России можно, оформив выгодную карту для заправки на АЗС .

Многие помнят безлюдные АЗС со шлангами, обмотанными вокруг колонок. Все понимали, что это означает – бензина в продаже нет. И наоборот: если на заправке наблюдается некоторая оживленность, значит завезли топливо.

Что касается цены, то ее поднимали всего несколько раз за время существования Советского Союза. По данным за 1968 год топливо можно было приобрести по следующей стоимости (за 10 литров):

  • А-66 – 60 коп;
  • А-72 – 70 коп;
  • А-76 – 75 коп;
  • АИ-98 – 1 руб. 5 коп;
  • Авиационный – 1 руб 20 коп.

Цену указывали за 10 л. Она была актуальна для всех регионов. Исключение составляли лишь некоторые сибирские регионы и отдаленные северные районы. Там стоимость горючего была несколько выше. Вероятно, это было связано с дополнительными расходами на транспортировку.

Какая была цена бензина 1985 году в СССР?

В конце 70-тых произошло увеличение заработной платы в 2 раза. Цена бензина в СССР к 1980-тым также выросла в 2 раза. При средней зарплате советского гражданина в 200 рублей, стоимость АИ-93 составляла 40 копеек за 1 литр, АИ-76 — 30 копеек/литр, а литр солярки — 3 копейки.

Цена бензина в СССР к 1985 году существенно возросла. Кроме этого, начал формироваться дефицит топлива. Частные лица приобретали бензин за наличные средства, государственные учреждения – по специальным талонам. Стоит отметить, что в 80-е годы были предприняты меры по введению талонов для всех потребителей, но по каким-то причинам подобная инициатива не нашла отклика у автолюбителей.

Кто в СССР устанавливал цены и следил за качеством

В Советском Союзе гордились качеством горючего, несмотря на то, что в составе присутствовали излишки присадок, содержащих металл. Контроль соответствия ГОСТу взял на себя Госкомитет ценообразования. Цена литра бензина в СССР устанавливалась на год вперед. Ее тоже определял Госкомитет при Госплане.

Также было определено крайне суровое наказание на любые преступления, связанные с фальсификацией продукта.

Нужно учитывать, что средняя зарплата Советских граждан была 150-200 рублей. Ситуация сейчас складывается не в сторону потребителя, хотя бы потому, что инфляция увеличивает ценник несколько раз за год.

Однако, чтобы сэкономить бюджет на покупке топлива, придумали топливные карты. Многие компании при этом предлагают кэшбэк и запускают программы лояльности для своих клиентов, поэтому сейчас выбор для автолюбителя поистине многогранен.

Сколько стоили машины в СССР

Разные марки автомобилей выпускались в разное время:

  • ГАЗ М-20 (“Победа”): 1946-1958 гг. Стоила в период производства 16-20 т.р.
  • ГАЗ-21 (“Волга”): 1956-1970 гг. В разные периоды цена колебалась от 5 600 до 9 000 рублей.
  • ГАЗ-24 (“Волга”): 1967-1986 гг. Ценник к концу выпуска с 9 200 вырос до 11 200 рублей.
  • ВАЗ-2101 (“Копейка”): 1970-1988 гг. Стоимость от 5 150 выросла к концу 80-х до 6 400 рублей.
  • ВАЗ-2103: 1972-1984 гг. стоил около 5 500 рублей.
  • “Москвич” 214: 1967-1997 гг. от 5 000 до 7 500 рублей.
  • ЗАЗ-968 (“Запорожец”): 1971-1991 гг. Цена — 3 500- 5 600 рублей.

Читайте в нашем блоге о том, что делать при большом расходе бензина и как снизить расход горючего , чтобы заправляться реже.

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

Сегодня часто приходится слушать про тотальную нищету населения эпохи СССР. Действительно, средняя заработная плата, согласно данным Росстата, в 1970 г. составляла 121,2 ₽. Примерно столько получал на руки инженер в НИИ. Начальник лаборатории считался обеспеченным: он получал примерно 200 – 220 ₽. А уличные плакаты, сообщавшие, что «Интересная профессия – водитель автобуса!», обещали зарплату аж до 400 ₽ — как кандидату наук.

Теперь – о некоторых ценах того же времени:

Стакан газировки без сиропа – 1 коп.

Билет на трамвай/троллейбус/автобус – 3/4/5 копеек.

Батон хлеба – от 13 до 25 коп.

Бутылка водки 0,5 л – примерно 3 – 4 ₽.

Квартплата за среднюю двухкомнатную квартиру – примерно 15 ₽.

Велосипед «Спутник» – около 80 ₽

Черно-белый телевизор типа «Рекорд» – примерно 200 ₽.

Холодильник ЗИЛ – примерно 300 ₽.

Цветной телевизор («Темп», «Радуга» и т.п.) – примерно 650 ₽.

Мотоцикл «Урал» – примерно 1400 ₽.

Автомобиль Запорожец – 3500 ₽.

Автомобиль ВАЗ-2101 – 5605 ₽ (с венгерским радиоприемником за 105 ₽).

Автомобиль ГАЗ-24 – 9200 ₽.

А теперь, освежив в памяти былые ценники, вспомним про автомобильные заправки.

Никакого дизтоплива частникам не продавали: дизельных легковушек заводы не производили, а импорт отсутствовал. Основных бензинов было два: А-76 и АИ-93. Стоимость – соответственно 8 и 10 копеек за литр. Однако очень многие считали это расточительством и предпочитали 76-й, только не на АЗС, а по договоренности с водителем какого-то грузовика или автобуса. Примерная цена за халявный бензин составляла 4 – 5 коп/л.

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

Таким образом, стоимость одного километра, применительно к Жигулям с расходом 8л/100 км, составляла менее одной копейки! Полный бак официально обходился в 3руб 90 коп. Однако – повторяю – это считалось дорого. При месячном пробеге, скажем, в 2000 км из зарплаты всякий раз утекали 20 ₽ – шестая часть дохода того же инженера, на которого чудом свалился отцовский или дедушкин автомобиль. В ход шли разнообразные ухищрения, призванные снизить расход – одни пытались добавлять в бензин воду, другие снижали степень сжатия моторов, переводя их таким образом на низкооктановый бензин, третьи уповали на возможности электронного зажигания. Но единственно реальным способом снизить топливные расходы был, конечно же, сговор с водителями государственного транспорта.

Число АЗС на автотрассах было сравнительно невелико: на той же Ленинградке популярны были знаки с изображением бензоколонки и табличкой типа «60 км». Однако автовладельцы с опустевшими на полдороге баками встречались редко: в дальние вояжи все ездили с канистрами в багажниках. Засада была иного сорта: загородные АЗС вместо наличных зачастую требовали талоны на бензин. Их продавали тоже за городом – в хозмагах и т.п. Не купил заранее – никто не виноват. Поэтому, собираясь, к примеру, прокатиться по упомянутой Ленинградке из одной столицы в другую, разумно было иметь с собой как деньги, так и талоны. Разобраться, на какой АЗС чем расплачиваться, можно было только на месте.

Cколько стоил бензин в СССР и почему на АЗС не продавали солярку

В 90-е годы на заправках началось что-то непонятное: очереди стали растягиваться на несколько часов. Хитрые пацаны подхалтуривали и тут: шныряя с канистрами от одного заправочного пистолета к другому они умудрялись без очереди наполнять свои емкости, после чего легко делал маленький бизнес в конце очереди, слегка накручивая цену. Желающие находились всегда. Но у смутного времени были свои законы.

Что касается водителей государственного транспорта, которые легко делились свои горючим с частниками, то в свое время этой теме был посвящан фельетон под названием «Со спичкой вокруг Солнца». Водители с помощью спички корректировали показания своих одометров в большую сторону, а руководители автохозяйств старательно «выбивали» себе повышенные квоты на топливо: мол, не хватает! Но реально топлива в стране было много и эти проблему решались довольно легко: надо – значит, надо!

В целом же, несмотря на смешные, по сегодняшним меркам, цены на бензин, заправка личной машины для большинства населения была довольно обременительной. Но на машинах, как правило, никто не экономил: любимую игрушку в семье всегда баловали…

Что еще почитать:

Сколько стоил бензин в СССР?

Многие водители со стажем утверждают, что литр бензина раньше имел более низкую стоимость, нежели в современной России. Ранее тариф всегда был стабильным, не меняясь ни при каких обстоятельствах. Объясняется это тем, что все АЗС являлись государственными, так что власти следили за политикой компаний. Ниже представлена таблица цен на бензин в Советском Союзе:

Сколько стоил бензин в СССР?

🔴 Средняя стоимость на бензин в СССР: от 60 копеек до 4 рублей за 10 литров;
🔴 «АИ-98»: 1 руб. 5 коп.;
🔴 «А-66»: 60 коп.;
🔴 «А-72»: 0,70 р.;
🔴 «А-76»: 75 копеек;
🔴 «АИ-93»: 0,95 рублей;
🔴 Авиационное топливо: 1,2 руб.;
🔴 «Экстра»: 1 р.;
🔴 Сланцевый: 60 к.;
🔴 Топливная смесь: 0,80 руб.;
🔴 В 1981 г.: 3-4 р.;

Сколько стоил бензин в СССР

Для понимания ценообразования также следует изучить следующие факторы:

Марки и цена на бензин в СССР

Цена на бензин в СССР

При Советском Союзе разнообразие марок бензина было большим. Самой ходовой разновидностью считали А-72. Стоимость за 10 л. тогда была 70 коп. И это не пугало никого из жителей СССР. Средняя зарплата у жителей составляла порядка 150 руб., так что можно было не просто заправить полный бак, но и возить с собой канистру на всякий случай. Выделим самые основные варианты, которые покупали граждане:

  1. Авиационный. Стоимость составляла один рубль и двадцать коп.
  2. Экстра — для моторизированных транспортных средств и двухтактных двигателей. В таком случае цена держалась на уровне 1 рубля.
  3. АИ-98. Достаточно популярный вариант, за десятилитровую тару запрашивали 1 р. 5 коп.
  4. А-66. Данный вариант оценивался в 0,60 руб.
  5. Сланцевый. Как и предыдущая разновидность, имел ценник 60 коп.
  6. А-72. Цена держалась на уровне 7 коп. за 1 литр.
  7. А-76. За него запрашивали порядка 0,75 р.
  8. Топливная смесь. За нее на заправочных станциях запрашивали 80 коп.
  9. АИ-93. За десять литров просили 95 к.

Что касается топливной смеси, под этим понятием подразумевали микс из А-72 и автотракторного масла. Данная смесь использовалась для двухтактных двигателей. К началу пятидесятых годов имелось несколько марок: А-56, А-66, А-70 и А-74.

Стоимость на бензин в СССР по годам

Стоимость бензина в СССР

Необходимо отметить, что ежегодно стоимость топлива менялась в сторону увеличения. В начале семидесятых годов она увеличилась незначительно, а ближе к концу удвоилась. В 1981 г. — опять же, тоже в два раза. Поэтому к 1981 за 10 литров А-76 требовалось заплатить уже 3 руб., а за аналогичный объем АИ-93 — 4 руб. Некоторые марки типа А-66 и А-72 вовсе вывели из оборота. Был даже такой вид, который мотоциклисты смешивали на заправочной станции сами.

Ценник на бензин при Советском Союзе была вполне доступной, и люди могли его себе позволить. Некоторые покупали даже наперед, чтобы залить топливо в бак при необходимости. Конечно, с годами она увеличивалась в силу обстоятельств, но все равно была значительно ниже, чем сейчас, даже при пересчете на современные цифры. Выбор у водителей тоже был большим, они могли подыскать состав индивидуально для своего транспортного средства. Отдельные и вовсе смешивались прямо на заправочных станциях.

Сколько в СССР стоил бензин в разные годы?

a474cc4c75e817e231bfebf175a84e94_w650.jpg

Комментарии: 19 29.10.2021 В советские времена также как и сейчас стояла проблема с горючим. Интересно, сколько стоило тогда топливо? В СССР цены регулировались на многие товары, включая и бензин. Ключевым можно считать начало 1969 года, когда были введены единые цены на топливо за исключением отдаленных уголков.

Итак, вот тогдашняя стоимость 10 литров разных видов бензина. А-66 и А-72 имели стоимость 60 и 70 копеек. А-66 использовался исключительно для грузовиков. На А-72 в свою очередь ездили разные транспортные средства.

ef0d44a40f6ee66a0727d24c55e903c4_w650.jpgА-76 и А-93 были оценены в 75 и 95 копеек. А А-95 (тогда «Экстра») и А-98 стоили 1 рубль и 1 рубль 5 копеек. Однако последние виды бензина были распространены не так широко. В 1978 году цены на топливо подняли ровно в 2 раза. В свою очередь, 80-е годы запомнились тем, что начались проблемы с наличием бензина А-72. А вот бензин А-76 стал стоить 30 копеек за литр. По сравнению с 60-ми цена подскочила в среднем в 5 раз. 5a6f549fde6f044a3ac8c24240f5ee31_w650.jpgНу, а начиная с 1992 года цена на бензин в России регулярно растет, что сказывается и на стоимости остальных товаров. И такая тенденция продолжается, независимо от сдерживающих мер, предпринимаемых правительством. А вот бензин каких марок существовал в Союзе за весь период. Стоит упомянуть, полноценный расцвет НПЗ начался после ВОВ. Но в довоенный период АЗС, конечно, тоже существовали. Вот какие марки бензина можно было найти в СССР с середины 30-х до начала 50-х:

  • А-56. Им заправляли грузовые ЗИС и ГАЗ;
  • А-66. Подходил как для легковушек, так и для грузовиков.
  • А-70. Им заправляли иномарки, ЗИМы и ЗИС-110
  • А-74. Предназначался для легковых авто.

29 ноября 1968 года Госкомитет ценообразования при Госплане принял и утвердил следующие марки топлива:

  • А-66. Выведен из продажи к 70-м годам.
  • А-72. В СССР считался самым ходовым;
  • А-76. Второй по популярности вид топлива;
  • АИ-93. Появился, примерно, в начале 80-х и встречался на трассах в курортные города и отдаленных регионах. После распада Союза именно его переименовали в востребованный сегодня АИ-92;
  • АИ-98. Неизменный и по сей день;
  • Авиационный Б-70;
  • Экстра – для мотоциклов и двухтактных движков;
  • Сланцевый;
  • Топливная смесь – состав из 25-ти частей бензина А-72 и 1-й части тракторного масла. Применялась для заправки 2-тактных двигателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *