Как добавить холостые обороты на инжекторном двигателе
Перейти к содержимому

Как добавить холостые обороты на инжекторном двигателе

  • автор:

Регулировка оборотов холостого хода: инжектор и карбюратор

Бензиновые двигатели могут быть оборудованы карбюраторной или инжекторной системой топливоподачи. В случае с карбюратором хорошо известно, что в процессе эксплуатации данной системе необходима периодическая регулировка холостых оборотов. Что касается инжектора, такая система питания работает под управлением ЭБУ, то есть исключается необходимость дополнительной настройки.

Однако на практике ситуация несколько иная, так как достаточно часто возникает необходимость отрегулировать обороты холостого хода на инжекторе. Неполадки проявляются в виде неустойчивой работы ДВС на холостом ходу, обороты плавают, двигатель может глохнуть после запуска, перерасходовать топливо в случае завышенных оборотов ХХ и т.п.

Далее мы поговорим о том, как осуществляется регулировка оборотов холостого хода двигателя на инжекторном и карбюраторном двигателе, а также рассмотрим особенности и нюансы выставления холостых оборотов на моторах с указанными системами подачи топлива.

Как отрегулировать обороты холостого хода на карбюраторе

Регулировка оборотов холостого хода: инжектор и карбюратор

Давайте начнем с более простой системы подачи топлива, а именно — карбюраторной. Один из главных преимуществ карбюратора заключается в его доступности для обслуживания своими силами, при использовании минимального набора инструментов.

Для регулировки холостых оборотов в случае карбюратора потребуются несколько ключей и отверток. Основной целью является установка таких оборотов, при которых двигатель будет работать стабильно, и частота вращения коленвала будет минимально возможной для надежной работы.

Давайте рассмотрим процесс регулировки на примере карбюратора Солекс. Желательно иметь тахометр, который помогает определить частоту вращения коленвала. На некоторых автомобилях этот прибор может отсутствовать, но в некоторых случаях он включен в штатное оборудование и установлен на приборной панели.

Если у вас нет тахометра, то лучше всего подключить внешний прибор, чтобы более точно устанавливать обороты. В некоторых ситуациях можно регулировать холостой ход без тахометра, ориентируясь на работу двигателя в этом режиме по звуку и внешним признакам. Однако такой способ может быть менее точным. Также вам понадобится плоская отвертка для регулировки смеси топлива и воздуха.

Прежде чем начать регулировку карбюратора, убедитесь, что двигатель достиг рабочей температуры.

  1. Убедитесь, что "подсос" (воздушная заслонка) находится в полностью открытом положении.
  2. Заглушите двигатель, особенно если у вас нет тахометра. Если у вас есть тахометр, следуйте инструкциям по его подключению.
  3. В некоторых случаях можно использовать мультиметр-тестер. Подсоедините плюсовую клемму к выходу "К" на катушке зажигания, а минусовую клемму — к массе.

Теперь можно запустить двигатель и включить различные электроприборы, такие как габариты, дальний свет, максимальные обороты вентилятора внутрисалонного отопителя и другие устройства, потребляющие энергию. Это необходимо, чтобы создать дополнительную нагрузку на двигатель. Затем можно приступить к настройке холостого хода на карбюраторе.

Обычно для большинства карбюраторных систем оптимальные холостые обороты составляют примерно 750-800 оборотов в минуту. Вам нужно установить холостой ход в этом диапазоне и обеспечить стабильную работу двигателя.

Для этого используйте регулировочный винт, отвечающий за смесь топлива и воздуха. Окончив настройку, частота вращения коленвала должна быть в пределах 750-800 оборотов в минуту. Однако в некоторых случаях это может потребовать дополнительной настройки винта качества смеси.

В зависимости от конструкции, винт качества смеси может иметь пластиковую заглушку, которую необходимо удалить. Это можно сделать с помощью шила или самореза. Перед началом регулировки, убедитесь, что правильно установлен момент зажигания (момент зажигания, УОЗ), проверьте состояние свечей зажигания и свечных проводов, исключите возможность втягивания воздуха извне. Помните, что может потребоваться несколько попыток, чтобы достичь желаемого результата.

В целом процесс регулировки следующий:

  1. Начните вращать винт качества смеси плоской отверткой, чтобы увеличить обороты двигателя до максимума. Найдите положение винта, при котором обороты холостого хода наибольшие. Вы можете определить это с помощью тахометра или по слуху, если нет приборов для измерения частоты вращения коленвала.
  2. Затем начните вращать винт количества смеси, чтобы достичь 900 оборотов в минуту. Если вращать винт по часовой стрелке, дроссельная заслонка откроется, и обороты увеличатся. Если вращать винт против часовой стрелки, заслонка закроется, и обороты уменьшатся. Найдите положение винта, при котором обороты составляют 900 оборотов в минуту.
  3. Затем вернитесь к винту качества смеси и установите обороты в пределах 750-800 оборотов в минуту.

Если у вас был нештатный карбюратор или проводился ремонт (прочистка, замена деталей) существующего, перед началом регулировки полностью закройте винт качества смеси по часовой стрелке, а затем отпустите его на 3 или 4 оборота. После этого начните настройку холостого хода. Помните, что может потребоваться несколько итераций, чтобы достичь нужного результата.

Дополнительные рекомендации по настройке ХХ на карбюраторе

После завершения процесса настройки необходимо проверить работу двигателя не только на холостых оборотах, но и в других режимах. Это включает в себя проверку реакции двигателя на резкое или постепенное нажатие на педаль акселератора. Реакция должна быть плавной, без сбоев или задержек. Также двигатель не должен глохнуть после резкого отпускания педали акселератора.

Если возникают какие-либо сбои или паузы в работе, это является сигналом для повторной настройки. В первую очередь, вернитесь к регулировке винта качества смеси и обогатите смесь, увеличивая обороты до 900 оборотов в минуту. Следует отметить, что правильная и точная настройка позволяет снизить уровень токсичности выбросов выхлопных газов у карбюраторных двигателей.

Иногда возникает ситуация, когда регулировка винтами качества и количества смеси не дает результатов, и двигатель не реагирует на их вращение, или реакция слишком слабая. Это может указывать на проблему, когда топливо не поступает через систему холостого хода, а попадает непосредственно в камеру карбюратора.

Эта проблема может возникнуть, если электромагнитный клапан карбюратора не затянут полностью, или заглушка этого клапана установлена ненадежно. В результате топливо проходит мимо жиклера холостого хода, который расположен в этом клапане или его заглушке. Также возможно, что жиклер холостого хода был выбран неправильно и имеет слишком большое отверстие и так далее.

Чтобы проверить эту проблему, выполните следующие шаги на работающем двигателе:

  1. Отсоедините провод от электромагнитного клапана. В нормальных условиях двигатель должен заглохнуть. Если это не происходит и двигатель продолжает работать, то клапан требует диагностики и, возможно, ремонта.
  2. Если проблемы с клапаном исключены, то следует проверить уровень топлива в поплавковой камере и состояние игольчатого клапана. Затем повторите настройку карбюратора.

Тем не менее, иногда может возникнуть ситуация, когда корректная работа на всех режимах двигателя остается недостижимой. Это может включать в себя проблемы при переходе на другие режимы работы, резких ускорениях и т. д. В таком случае может потребоваться доработка или тюнинг карбюратора. Иногда проблему можно решить путем замены дозирующего устройства на более подходящее или исправное аналогичное устройство.

Регулировка инжекторного двигателя и холостой ход

На автомобилях с инжекторной системой подачи топлива, часто неисправности проявляются постепенно и не сразу. Водители могут замечать задержки в реакции на педаль газа, непостоянные обороты на холостом ходу, увеличение расхода топлива, потерю мощности двигателя, и проблемы с работой двигателя на различных режимах.

Такие симптомы могут быть вызваны разными неисправностями, поэтому необходима компьютерная диагностика двигателя. Это включает в себя проверку датчиков системы управления двигателем (ЭСУД), исключение подсоса воздуха и других проблем, связанных с образованием смеси (смесь слишком бедная или слишком богатая), а также проверку состояния форсунок и других компонентов.

В случае, когда другие неисправности исключены, может потребоваться регулировка инжектора. Начнем с регулировки холостого хода на инжекторном двигателе.

Для этого выполните следующие шаги:

  1. Отключите клеммы аккумуляторной батареи и снимите регулятор холостого хода.
  2. Очистите установочное отверстие регулятора холостого хода с помощью сжатого воздуха.
  3. Разберите регулятор холостого хода и проверьте состояние направляющей втулки. Если втулка изношена, замените ее.
  4. Проверьте состояние иглы. Не должно быть износа, повреждений или других дефектов. При обнаружении проблем замените иглу регулятора холостого хода.
  5. С помощью тестера проверьте обмотки регулятора, и при необходимости очистите контакты.
  6. После завершения процесса диагностики и очистки установите регулятор холостого хода обратно на место, а затем оцените работу двигателя на холостом ходу и в других режимах.

Следует также учесть, что после чистки дроссельной заслонки могут возникнуть проблемы с холостым ходом, и в таком случае требуется правильная настройка и обучение заслонки. Если вы не уверены, как правильно выполнить чистку и настройку дроссельной заслонки, рекомендуется проконсультироваться с специалистом или изучить соответствующую информацию.

Также стоит отметить, что воздействовать на регулировку инжектора и работу системы питания можно программно, используя диагностическое оборудование с предустановленными программами через OBD разъем. Это позволяет оценить многие параметры работы двигателя в режиме реального времени, считать, расшифровывать и сбрасывать ошибки.

Кроме того, с инжекторами могут быть выполнены более глубокие доработки, включая изменение прошивки ЭБУ. Этот процесс известен как "чип-тюнинг" двигателя. Он позволяет изменить заводскую прошивку, адаптировать блок управления под индивидуальные потребности водителя (включая настройку оборотов холостого хода, изменение топливных карт, воздействие на смесь, зажигание и многое другое).

Что в итоге

Как видно, самостоятельные доработки и настройки карбюратора могут быть выполнены в домашних условиях сравнительно легко. В то время как владелец автомобиля с ограниченным опытом может проверить РХХ (регулятор холостого хода) и провести его очистку, выполнить диагностику некоторых датчиков ЭСУД (электронной системы управления двигателем), а также считать и сбросить ошибки при наличии адаптера OBD2.

Важно понимать, что инжекторная система изначально не предполагает каких-либо пользовательских вмешательств и дополнительных настроек. Все сбои в работе системы, как правило, являются следствием неисправностей. Несмотря на это, существует возможность настройки инжекторного впрыска, но такие действия требуют специального оборудования, программного обеспечения и опыта.

Следует отметить, что попытки непрофессионального вмешательства в программную прошивку ЭБУ могут привести к выходу блока управления из строя и негативным последствиям для работы двигателя. Поэтому регулировку и настройку инжектора следует проводить самостоятельно только в особых случаях и только при наличии необходимых навыков и оборудования, или доверить эту работу квалифицированным специалистам.

Как отрегулировать обороты холостого хода

Первые двигатели пионеров автомобилестроения обходились без холостого хода. Изобретение карбюратора и опережения зажигания позволило снизить порог оборотов устойчивой работы двигателя путем специального смесеобразования. Конструкция современных автомобилей предусматривает холостой ход (ХХ) в диапазоне 500-1000 об/мин в зависимости от типа двигателя. У дизелей с их активными «низами» он меньше, у бензиновых – больше. При регулировке ХХ учитывают потери на работу электрических потребителей и навесного оборудования (насос ГУР, кондиционера), а также, на машинах с АКПП – необходимость создания рабочего давления в гидротрансформаторе.

ЗАЧЕМ РЕГУЛИРОВАТЬ ХОЛОСТОЙ ХОД

Работа на холостом ходу – это компромиссный режим работы двигателя. Поднятие холостых оборотов приводит к увеличению расхода топлива и повышенной теплоотдаче двигателя. Но излишнее снижение оборотов ХХ имеет еще большие минусы:

  • ухудшение вентиляции отработанных газов;
  • проблемы с наполнением цилиндров свежей смесью;
  • снижение давления масла.

Это может привести к возникновению отложений, повышенным нагрузкам на двигатель, снижению его ресурса, к преждевременному выходу из строя его компонентов: поршневой группы, коленвала, катализатора и свечей зажигания. Кроме того, низкие обороты ХХ приводят к возникновению вибраций, к выходу экологических параметров за пределы нормы. Наконец, чем ниже обороты двигателя, тем выше риск его остановки при увеличении нагрузки (резком нажатии на педаль газа).

ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВКИ ХХ НА РАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

Поскольку принципы подачи топлива существенно различаются в зависимости от типа двигателя, регулировка холостого хода осуществляется разными способами:

  • для дизелей;
  • для бензиновых карбюраторных
  • и бензиновых инжекторных двигателей.

У дизельных двигателей регулировка ХХ производится на ТНВД (топливном насосе высокого давления) путем ограничения подачи топлива. Следует заметить, что у дизелей производится регулировка не только минимальных оборотов холостого хода, но и максимальных оборотов вращения двигателя, а также, в отдельных случаях, оборотов ускоренного холостого хода.

В процессе регулировки оборотов участвуют 4-5 регулировочных винтов. Настройка выполняется примерно по тому же принципу, что и регулировка педали сцепления: обороты корректируются винтом, после чего он затягивается контргайкой. Перед процедурой необходимо поменять фильтры, прогреть двигатель и выставить угол опережения впрыска топлива.

На карбюраторных бензиновых двигателях величина оборотов холостого хода устанавливается при помощи двух регулировочных винтов: винта качества смеси и винта количества смеси. Кроме того, нужно обратить внимание на работоспособность жиклера ХХ (электромагнитного клапана), при необходимости – прочистить его и устранить неполадки по электрической части. Также, как и в случае с дизелем, регулировка проводится на прогретом двигателе, и перед нею нужно проверить систему зажигания: угол опережения, свечи и высоковольтные провода.

Инжекторные (впрысковые) бензиновые двигатели не требуют регулировки оборотов ХХ как отдельной штатной процедуры. Однако, время от времени у них также случаются проблемы с холостыми оборотами, что свидетельствует о неисправностях систем двигателя. В этом случае нужно провести компьютерную диагностику автомобиля, обратив внимание на следующее:

  1. Датчики ЭСУД – электронной системы управления двигателем. Поступающие с них некорректные данные могут быть причиной неправильной подачи топлива или работы системы зажигания.
  2. Подсос воздуха в нештатных местах. Он может быть причиной обеднения смеси, следовательно, снижения оборотов.
  3. Топливные форсунки, свечи и катушки зажигания и прочие факторы, приводящие к нестабильной работе ДВС – троению и др.
  4. Фильтры – воздушный и топливный.
  5. Дроссельная заслонка – она может быть загрязнена. Нужно помнить, что у многих инжекторных автомобилей (особенно тех, что оснащены электронной педалью газа) после очистки дроссельная заслонка нуждается в адаптации (обучении).

Если все эти системы в порядке, необходимо проверить РХХ – регулятор холостого хода. Он может нуждаться в чистке, замене комплектующих: направляющей втулки, иглы, или быть полностью неработоспособным.

Следует заметить, что большинство вышеописанных работ требует определенной квалификации и опыта, поэтому выполнить их самостоятельно непросто. Для того, чтобы качественно отрегулировать холостой ход двигателя, лучше обратиться к профессионалам – например, на любую из СТО сети умных автосервисов Wilgood.

Ремонт и обслуживание автомобилей в Одессе

Пропал холостой ход на инжекторном двигателе, причины.

Перечень основных, наиболее распространенных, причин появления неустойчивых оборотов холостого хода или полного их исчезновения на инжекторных двигателях (2111) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.

Все неисправности сгруппированы по системам двигателя: система зажигания, система питания, система управления (ЭСУД), сам двигатель. Большинство из них легко определяются при помощи диагностического оборудования, но можно найти неисправности и без него.

Перед выявлением неисправности необходимо произвести визуальный осмотр подкапотного пространства (элементов системы зажигания, датчиков, трубок, шлангов), проверку плотности посадки контактов в соединительных колодках, наконечников высоковольтных проводов в катушке зажигания и свечах .

Причины неустойчивого холостого хода инжекторного двигателя, связанные с системой зажигания

Неисправны свечи зажигания

Неисправности свечей: залиты после неудачного пуска, «пробит» изолятор, зазор между электродами не соответствует норме (0,9 – 1,1 мм), свечи по калильному числу не соответствуют двигателю. Внешние признаки: неустойчивый холостой ход, неравномерность выхлопа из глушителя (периодические или частые пропуски). Необходимо продуть свечи: нажав до отказа педаль «газа» и прокрутить двигатель стартером несколько секунд (т. н. режим продувки). Вывернув их оценить состояние контактов, наличие и цвет нагара, проверить зазор круглым щупом. Неработающие свечи очень часто забиты нагаром или мокрые. Но в ряде случаев определить их неисправность визуально невозможно, поэтому проще всего установить новый комплект и проверить наличие холостого хода двигателя снова.

«Пробиты» высоковольтные провода

Внешние признаки аналогичны свечным. Можно проверить исправность проводов тестером в режиме омметра. Можно запустить двигатель в темноте и наблюдать свечение на «пробитых» проводах. Помимо этого необходимо визуально убедиться в целостности проводов и их наконечников, отсутствия на них загрязнений и трещин.

измерение сопротивления высоковольтных проводов

Неисправна катушка (модуль) зажигания

Вначале осматриваем катушку: проверяем наличие трещин и повреждений. Потом проверяем ее тестером в режиме омметра (См. «Проверка модуля зажигания»). Не прошедшую проверку заменяем на исправную.

Неисправности, связанные с системой управления двигателем (ЭСУД)

Неисправен регулятор (датчик) холостого хода (РХХ)

Шток неисправного регулятора может не вовремя перекрывать канал подачи воздуха необходимого для работы двигателя на ХХ под дроссельную заслонку. Признаки неисправного регулятора помимо нестабильного холостого хода: пуск двигателя с нажатием на педаль «газа», рывки и падение оборотов при переключении передач и движении накатом, «плавающие» обороты, холостой ход то есть, то нет, падение оборотов при включении мощных электропотребителей. При этом на других режимах с нажатой педалью «газа» двигатель может работать нормально без провалов, рывков и дерганья. Датчик можно проверить тестером или заменить заведомо исправным.

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Неисправный ДПДЗ может выдавать на блок управления неверную информацию о положении дроссельной заслонки. В результате на холостом ходу обороты двигателя могут сильно повышаться и с неохотой снижаться до нормы или не снижаться вовсе. ДПДЗ можно проверить тестером или заменить исправным.

Неплотно закрывается дроссельная заслонка

Необходимо проверить плотность закрытия воздушной заслонки сняв корпус воздушного фильтра. Нажав несколько раз на педаль «газа» проконтролируйте четкость работы привода заслонки и ее открытие-закрытие. При наличии нагара в дроссельном узле, мешающем плотности закрытия заслонки удалите его например, очистителем карбюратора.

Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

По показаниям датчика блок управления определяет величину и продолжительность впрыска, насколько отодвинуть шток РХХ и открыть доступ воздуха в двигатель. Если ДТОЖ неисправен, то например, на морозе блок не разрешит сильно обогащать смесь при пуске и на холостых (двигатель или не запустится, или запустится, но будет «троить»). А в жару наоборот дать богатую смесь и обороты ХХ будут зашкаливать.

Неисправен датчик скорости (ДС)

Признаки: после остановки автомобиля двигатель работает неравномерно, потом обороты стабилизируются, падение оборотов при переключении передач и движении накатом.

Неисправен датчик концентрации кислорода (ДК)

Возможно, вышел из строя чувствительный элемент датчика (например, из-за применения некачественного топлива, применения несоответствующих герметиков при ремонте двигателя), перегорела спираль подогрева или неисправна электрическая цепь. Возможно, закупорено отверстие для подсоса воздуха в датчике (грязью, антикором). Предварительно проверить датчик можно тестером без демонтажа, но желательна проверка на диагностическом оборудовании.

Причины, связанные с двигателем автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

«Подсос» постороннего воздуха во впускной тракт

Проверьте плотность посадки шлангов идущих к дроссельному узлу и на вакуумный усилитель тормозов, крепление хомутов. Шланг на вакуум можно пережать, чтобы исключить его влияние на работу двигателя.

Не отрегулированы зазоры в клапанном механизме

Проверьте и отрегулируйте при помощи шайб зазоры в клапанном механизме.

Изношены кулачки распредвала

Можно определить визуально или проверкой микрометром.

Нарушены фазы газораспределения

Ремень привода ГРМ перескочил на зуб-другой. Или, при проведении ремонта метки на шкивах выставлены с отклонением.

Низкая компрессия в цилиндрах двигателя

Изношены, поломаны либо залегли кольца на поршнях, прогорел клапан. Выявить неисправность можно измерением компрессии в цилиндрах двигателя.

Зубчатое колесо сместилось относительно шкива привода генератора.

В результате управляющий импульс от датчика положения коленчатого вала приходит не вовремя.

Причины, связанные с системой питания (системой подачи топлива) и системой улавливания паров топлива

Засорен топливный фильтр

Периодичность замены топливного фильтра 30.000 км пробега, но можно и чаще с учетом качества топлива.

Низкое давление в системе питания

Возможно, неисправен регулятор давления на рампе (постоянно открыт сливной канал), бензонасос или повреждены топливные магистрали. Необходим визуальный осмотр и проверка давления в системе питания (2,5-3,5 бар).

Засорены форсунки

В этом случае перебои в работе двигателя возможны не только на холостом ходу, но и на других режимах. Выхлоп из глушителя с неравномерными частыми пропусками. Возможны повышенные обороты ХХ из-за их негерметичности.

Неисправен адсорбер

В первую очередь проверьте трубки идущие к адсорберу.

При выходе из строя датчиков системы управления двигателем (ЭСУД) загорается лампа «Проверь двигатель» на щитке приборов.

Низкие обороты холостого хода на прогретом двигателе

Часто в нашей практике владельцы автомобилей жалуются на низкие обороты холостого хода на прогретом двигателе. Причиной этому явлению могут быть разные неполадки, диагностировать которые сможет только опытный автомеханик.

Убедившись, что мотор прогрет до температуры охлаждающей жидкости хотя бы не менее 80 градусов, вы все равно фиксируете падение оборотов, тогда скорее всего причиной неисправности будет выход из строя регулятора холостого хода. На ранних стадиях такую поломку можно устранить путем промывки этой детали. Для чего необходимо обратиться в проверенный автосервис, где регулятор холостого хода снимут, промоют и смажут. Если вы не торопились с разрешением проблемы с поломкой регулятора холостого хода, тогда готовьте деньги для покупки новой аналогичной детали, потому что ремонтные работы по прочистке не дадут никакого эффекта.

Если наблюдаются низкие обороты двигателя после прогрева, но при этом самодиагностика не выявляет неисправности системы управления, тогда следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • Пониженный уровень углекислого газа в выхлопе. В случае чего необходимо отрегулировать этот показатель до нормального значения.
  • Пониженное давление топлива. Нужно проверить исправную работу регулятора давления топлива.
  • Засорение форсунок впрыска. Необходимо провести профилактику топливной системы.
  • Сбои в работе высоковольтной части механизма зажигания. В этом случае необходимо посмотреть в каком состоянии находятся провода, свечи зажигания и наконечники.

Если вы не знаете, куда лучше обратиться в Московской области для выявления и починки неисправности любого уровня сложности, звоните в наш автосервис. Мы сами приедем к месту поломки со всем необходимым оборудованием, быстро ее устраним и дадим последующие рекомендации по дальнейшей эксплуатации автомобиля.

Сомневаетесь, что мы сможем вам помочь?

Просто позвоните и опишите свою проблему.
Мы точно скажем можно или нельзя решить вашу проблему на дороге и какие варианты решения существуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *