Как определить проезжую часть зимой
Перейти к содержимому

Как определить проезжую часть зимой

  • автор:

6 коварных «зимних» пунктов ПДД

Незнание каких правил чаще всего приводит к штрафам и ДТП

Артем Краснов

Правила дорожного движения (ПДД) не имеют сезонной «окраски». Однако именно зимой на первый план выходят некоторые их особенности, летом не столь заметные.

Разметка-невидимка

Дорог с четкой разметкой в России становится все больше, но зимой ее часто не видно, а к весне она попросту слезает. Камеры видеофиксации, между тем, штрафуют за пересечение стоп-линии, причем как таковой линии они не видят, и ориентируются по запрограммированной виртуальной разметке. Другими словами, камера «знает» о расположении стоп-линии, а вы нет.

Однако стоп-линия часто дублируется знаком «Стоп-линия» — белой табличкой со словом «Стоп». Поэтому даже если разметку не видно, но знак установлен, нарушение соответствующего рубежа будет учтено. Причем ГИБДД крайне неохотно признает исключения, например, когда речь идет о широких дорогах или знак периодически закрывают большегрузы. Поэтому внимательней: если стоп-линию или соответствующий знак хоть чуть-чуть видно, ваше заявление об отмене постановления могут отклонить.

А как быть со сплошной или двойной сплошной линией, которая заметена снегом? Теоретически при полной ее невидимости и отсутствие других запретов на обгон, вы можете доказать в суде, что не имели возможности узнать о запрете. Однако имейте в виду следующее.

Если разметка видна, просто видна плохо, суд может не признать ваши доводы. Также не забывайте о множестве ситуаций, когда обгон запрещен безотносительно линий разметки. Например, при нахождении в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен» или на двухсторонних дорогах с четырьмя и более полосами движения (причем невидимость полос в данном случае не спасет от наказания — ориентироваться нужно по ширине проезжей части). Также обгон запрещен на мостах, пешеходных переходах, в конце подъемов, на крутых поворотах. Если летом в подобных местах нередко видна сплошная линия, то зимой ее невидимость не освобождает от ответственности, если есть соответствующие знаки (например, крутой поворот).

Сужение и невидимые полосы

Брустверы по краям дороги, колеи, невидимость продольной разметки — все это приводит к войне за «рядность» между попутными и встречными автомобилями.

Особенно коварны ситуации, когда один из водителей ездит постоянно и помнит расположение полос и другие особенности, а другой ориентируется лишь по видимым признакам.

Но опять же, если разметка лишь частично заметена снегом, но все же видна, она имеет юридическую силу. И в случае ДТП не исключен вариант, что прав будет водитель, которые ехал по разметке. Но если она не видна совсем?

На этот случай есть несколько пунктов ПДД, регулирующих отношения водителей. Так, уступать должен тот, на чьей полосе возникло сужение или препятствие (например, куча снега). При одновременном перестроении уступает тот, у кого помеха справа (п. 8.4.)

Впрочем, многообразие ситуаций велико, и нередки случаи, когда крайне сложно определить, кто и кому должен был уступать, поэтому помимо знания ПДД зимой очень важен здравый смысл и стремление избежать ДТП в любом случае.

Скорость

В голове большинства водителей сидит установка, что скорость должна быть никак не меньше лимита, а лучше — лимит плюс 20 км/час. Большинство скоростных ограничений в России не учитывает сезонность, и многие считают, что раз на трассе не штрафуют за езду со скоростью 90+20 км/час, значит, надо выжимать ее при любом удобном случае.

Однако обязанность учитывать реальные дорожные условия прописана в правилах весьма четко. Например, п. 10.1: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил».

Зимой разница между скоростным лимитом и действительно безопасной скоростью возникает достаточно часто. Переменчивое покрытие с нестабильным коэффициентом сцепления, асфальт, политый реагентами, невидимый черный лед, плохая видимость… Если в случае ДТП водитель уповает на то, что ехал «с разрешенной скоростью», ему дают почитать п. 10.1 — самый популярный пункт для обвинения водителей.

Чисто теоретически есть возможность возложить вину на дорожников, если асфальт не был очищен в соответствии с нормативами. Однако не нужно считать любую заснеженную дорогу нарушением дорожников: например, им дается четыре часа после окончания снегопада на уборку основных магистралей, а во время снегопада п. 10.1 нужно чтить с особым тщанием.

Дистанция

Не все водители способны адаптироваться под переменчивые условия. Так, дистанция до впереди идущей машины, летом вполне безопасная, зимой не всегда позволит вам избежать наезда, если машина впереди задумает внезапно остановиться перед стоп-линией. Сыграть злую шутку могут, например, шины: если летние покрышки плюс-минус одинаковы, то разница между разными типами зимней резины на определенных покрытиях может быть колоссальной.

П. 9.10 ПДД требует: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

Теоретические расчеты безопасной дистанции часто дают невообразимые величины в несколько корпусов автомобиля. Но если оставлять такие дистанции в городе, кто-нибудь обязательно вклинится, поэтому водители вынуждены ехать ближе друг другу, чем в теории.

И, тем не менее, зимой дистанцию нужно увеличивать. Хороший способ ощутить опасность чересчур «интимной» езды — на свободном участке заснеженной дороги затормозить в пол. Если дорога заснежена, вы обнаружите, насколько удлиняет тормозной путь работа АБС (на рыхлых грунтах и льду она хотя и позволяет сохранить стабильность, но увеличивает необходимую дистанцию). И после нескольких таких упражнений, выехав на основную дорогу, вы ощутите рефлекторное желание отпустить машину впереди чуть дальше.

Прогрев машины во дворе

Хорошее изобретение — автозапуск: прогревает мотор, экономит время… Но все ли помнят, что п. 17.2 запрещает в жилых зонах стоянку с работающим двигателем? Если вы пользуетесь автозапуском на специальной парковке, никаких проблем нет. Но греть по 15 минут автомобиль под окнами соседской квартиры — это не только против правил, но и просто свинство.

Если автомобиль переночевал под окнами, а за окном минус 20, запустить мотор и ехать мгновенно и для машины не полезно, а зачастую просто невозможно: замерзшее стекло, замерзший мотор… Впрочем, для «разжижения» масла в картере и первичного прогрева охлаждающей жидкости достаточно 3−5 минут работы на холостом ходу, а дальнейший нагрев происходит гораздо быстрее при небыстром движении автомобиля. Поэтому возьмите себе за правило не греть машину во дворах слишком долго. Соседи оценят.

Неуловимые пешеходы

А вот «обновка» ПДД, вступившая в силу летом 2016 года, но актуальная в межсезонье и зимой, когда пешеходов видно хуже всего, особенно с учетом наших традиций наряжаться в серые и черные куртки.

Отныне пешеходы обязаны носить светоотражающие наклейки (фликеры) на одежде, правда, обязательный характер правило носит только при движении людей вдоль загородных дорог. В городе фликеры лишь рекомендуются к использованию, особенно для детей. К слову, многие детские зимние куртки оснащены ими в «заводской комплектации», поэтому обращайте на это внимание при выборе одежды.

А пешеходам нужно иметь в виду: в случае наезда автомобиля отсутствие фликеров может быть одним из фактов в пользу признания водителя невиновным.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

ПДД для бывалых: как ездить, когда разметка исчезла под снегом

Опытный водитель помнит значения сигналов светофора, но правила помельче стираются из его памяти очень быстро. В нашем разделе «ПДД для бывалых» мы сосредоточимся на часто забываемых пунктах, нарушение которых бывает крайне неприятно и опасно. Если же вы уверены в себе, можете сразу начинать с небольшого теста в конце статьи.

В России с разметкой беда, а зимой на эту беду ложится толстый слой снега или слякоти, который весной сходит вместе с разметкой. Что интересно, ПДД не относят эту ситуацию к форс-мажорам и считают, что водители могут ездить и без разметки.

Так, пункт 9.1 ПДД предписывает водителям развивать глазомер. Ниже дана его точная формулировка, но если вкратце, то встречную сторону дороги и количество полос нужно определять самостоятельно, то есть на глазок.

ПДД, пункт 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части.

У принципа «на глазок» есть неприятные следствия. Например, выезд на встречную полосу запрещён на двухсторонних дорогах с четырьмя и более полосами. Если разметку видно, посчитать полосы сможет и ребёнок (тем более в центре будет двойная сплошная). А если нет? Тогда пункт 9.1 предлагает нам полагаться на собственные оценки и не избавляет от ответственности, если они разошлись с реальностью.

Проблема здесь не только в точности глазомера, но и в свободных стандартах на ширину полос. Например, на крупных магистралях она составляет 3,5–3,75 метра, но в отдельных случаях может уменьшаться до 3 метров. Правило здесь простое: если идущую в правом ряду машину можно опередить без выезда на встречку, лучше на неё и не выезжать.

В России, где, помимо асфальтовых дорог, полно грунтовых (в том числе в новых микрорайонах), не нужно забывать, что дороги без покрытия по умолчанию считаются второстепенными относительно асфальтовых (пункт 1.2 ПДД). А когда все дороги под снегом? Правила учли и это: пункт 13.13 обязывает водителя считать, что он находится на второстепенной дороге, если тип покрытия определить невозможно, а знаков приоритета нет. Спорные аварии такого рода случаются.

К заснеженной дороге нужно относиться уважительно: это ролик наглядно показывает почему. Видео: влад запольный/YouТube.com

Другой проблемой является езда по заснеженным дорогам, где о наличии разметки знают местные водители, но не знают приезжие. Если конфигурация полос сложна, это порождает конфликты. Бывает, у дороги четыре полосы, но при невидимой разметке бок о бок входят 6–8 машин, потому что стандартные полосы в России довольно широкие. И когда начинается сужение дороги, возникает повод для драк, потому что неясно, кто именно и почему должен уступать.

Разбор подобных аварий всегда запутан и зависит от конкретных обстоятельств. Видно ли разметку хотя бы фрагментами? Кто из водителей не соблюдал боковой интервал? Кто двигался, а кто стоял? У кого была помеха справа? Лучший совет на этот случай — уступи, даже если прав. Дай дорогу дураку.

С развитием камер фото- и видеофиксации отдельной проблемой стала невидимая стоп-линия. Формально её должен дублировать знак «Стоп-линия», расположенный с ней вровень. Если его нет и разметки действительно не видно, появляется повод отменить постановление. К сожалению, бывают пограничные ситуации, когда разметку видно плохо, а знак закрыт, например автобусом. Отчасти помогает вот что: стоп-линию (разметку 1.12) рисуют не более чем за 5 метров от светофоров на стойке и не более чем за 20 метров от подвесных (ГОСТ Р 52289–2004) — выдерживайте эти расстояния, если подозреваете, что на перекрёстке может быть стоп-линия.

И последнее: помимо ситуаций, когда разметку не видно совсем, бывает, её видно очень плохо. Из-за руля она почти неразличима, но на обработанных фотографиях, которые изучит суд, она вполне может проявиться. Подобные случаи часто трактуют против водителей, поэтому имейте в виду: если разметку видно хотя бы фрагментами, лучше её учитывать.

А чтобы было веселее, предлагаем пройти небольшой тест.

Можно ли на этой дороге обогнать другой автомобиль?

Да, потому что двойной сплошной не видно
Да, если не было знака
Нет, потому что у дороги более четырех полос

Водитель помнит, что перед этим перекрёстком есть стоп-линия. Где ему остановиться, чтобы минимизировать вероятность штрафа с камер?

Не менее чем за 20 метров до светофора
Не менее чем за 5 метров до светофора
Не менее чем за 5 метров до края проезжей части
Сбоку от этой фуры есть полоса. Можно ли по ней опередить фуру, если разметки совсем не видно?

Да, если это безопасно
Нет, заснеженная часть всегда считается обочиной

Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».

Редактор раздела «Авто»
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»

Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель

Полина Краснопевцева
корреспондент
Рекомендуем

«Почку отдам за ее волосок». Екатеринбуржец, 11 месяцев преследовавший девушку, рассказал, почему всё так

«Оставляем 0,00001%, что остался жив»: жена пропавшего на СВО казанца — о жизни одной с двумя детьми
«Болеем не переставая»: какая зараза косит россиян этой весной

«Я это записываю на случай, если я умру. Я вас очень люблю». История москвички, которую в Мексике похитили бандиты

«Половина учителей — хорошие люди, половина — отморозки»: читаем отзывы ханты-мансийцев о школах

Ремонт стиральных и посудомоечных машин на дому. Профессионал!

Оценка и покупка предметов старины

Аренда кранов 25,30,50,80 тонн Челябинск

Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»

Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель

Полина Краснопевцева
корреспондент
Рекомендуем

«Почку отдам за ее волосок». Екатеринбуржец, 11 месяцев преследовавший девушку, рассказал, почему всё так

«Оставляем 0,00001%, что остался жив»: жена пропавшего на СВО казанца — о жизни одной с двумя детьми
«Болеем не переставая»: какая зараза косит россиян этой весной

«Я это записываю на случай, если я умру. Я вас очень люблю». История москвички, которую в Мексике похитили бандиты

«Половина учителей — хорошие люди, половина — отморозки»: читаем отзывы ханты-мансийцев о школах

Ремонт стиральных и посудомоечных машин на дому. Профессионал!

Оценка и покупка предметов старины

Аренда кранов 25,30,50,80 тонн Челябинск

  • Подписаться на новости
  • Сообщить новость
  • Рубрики
  • Реклама на сайте
  • О компании
  • Наши награды
  • Наши вакансии
  • Техподдержка
  • Предвыборная агитация
  • Все города сети

Подписаться на новости Сообщить новость

  • Реклама на сайте
  • О компании
  • Наши награды
  • Наши вакансии
  • Техподдержка
  • Предвыборная агитация

Мобильное приложение
Мы в соцсетях
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов

Сетевое издание «74.ру» (18+)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77– 84676 от 06.02.2023 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ»
Главный редактор: Филипцева Мария Сергеевна
Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, проспект Ленина, 26А, стр.2, 16 этаж, +7 (351) 7-0000-74
Электронный адрес редакции: 74@sholding.ru
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: juristchel@sholding.ru
Техподдержка: help@sholding.ru

Связаться с отделом продаж: 8 (351) 729-94-90 доб. 3830, reklama74@sholding.ru
Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Партнёрский проект», «Открытая трибуна», «Выборы-2019», «Выборы-2020» и «Выборы-2021» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Веб-портал распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке на стороне пользователя не требуются

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования

Информация о возрастных ограничениях в отношении информационной продукции, подлежащая распространению на основании норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Некоторые материалы настоящего раздела могут содержать информацию, запрещенную для детей.

муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 39»

  1. Зимой день короче. Темнеет рано и очень быстро. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. В темноте легко ошибиться в определении расстояния как до движущегося автомобиля, так и до неподвижных предметов. Часто близкие предметы кажутся далекими, а далекие близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, и наоборот. Поэтому напоминайте детям, что в сумерках надо быть особенно внимательными.
  1. Носите одежду со световозвращающими элементами (нашивки на курточке, элементы рюкзака), что позволит водителю с большей вероятностью увидеть вас в темное время суток.
  1. В снегопады заметно ухудшается видимость, появляются заносы, ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта. Снег попадает на лицо, в глаза пешеходам и мешает обзору дороги.
  1. Если вы носите очки, то следует обратить внимание на тот факт, что после смены температуры (выход из дома на улицу и с улицы в помещение) оптика «затуманивается», что тоже мешает обзору дороги. Возьмите с собой мягкую фланелевую материю, чтобы иметь возможность чаще протирать стекла очков.
  1. В сильный снегопад для видимость на дороге для водителей тоже ухудшается.
  1. Яркое зимнее солнце, как ни странно, тоже может быть помехой при переходе дороги. Яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, человек как бы «ослепляется». Поэтому надо быть крайне внимательными.
  1. В снежный накат или гололед повышается вероятность «юза», заноса автомобиля, и самое главное – непредсказуемо удлиняется тормозной путь. Поэтому обычное безопасное расстояние для пешехода до машины надо увеличить в несколько раз.
  1. Количество мест закрытого обзора зимой становится больше. Мешают увидеть приближающийся транспорт:
  1. сугробы на обочине
  2. сужение дороги из-за неубранного снега;
  3. стоящая заснеженная машина.
  1. Теплая зимняя одежда мешает свободно двигаться, сковывает движения. Поскользнувшись, в такой одежде сложнее удержать равновесие. Кроме того, капюшоны, мохнатые воротники и зимние шапки мешают не только обзору, но и ухудшают слышимость – что таит в себе опасность не услышать звук приближающейся автомашины.
  1. Не стоит стоять рядом с буксующей машиной. Из под колес могут вылететь куски льда и камни. А главное- машина может неожиданно вырваться из снежного плена и рвануть в любую сторону.
  1. Скользкие подходы к остановкам общественного транспорта – источник повышенной опасности.
  1. Если вы несете через дорогу лыжи или сноуборд горизонтально или на плече, то «габариты» пешехода на дороге увеличиваются, а значит и увеличивается опасность быть зацепленным автомобилем. Данные предметы зимнего спорта лучше переносить вертикально.
  1. Прежде чем начать спуск с горы или катание на санках, следует посмотреть – не выходит ли данная трасса на проезжую часть.
  1. Во избежание обморожений, не следует носить коньки за лезвия –металл притягивает холод, и уж совсем опасно переходить на коньках проезжую часть. Устойчивость пешехода в данном случае – не велика и есть опасность упасть на дорогу.
  1. Зимой часто снижается и общее эмоциональное состояние человека, у водителей и пешеходов может быть снижена реакция, внимание, а это значит, необходимо приучить ребенка к режиму дня. Раньше ложиться, выходить с большим запасом времени, не быть рассеянным на дороге.

Зимние ПДД: какие пункты Правил чаще применимы к условиям движения зимой?

С наступлением зимы для водителя не всегда легко дается переход с одних условий дорожного движения на другие. А все потому, что не учитываются те пункты ПДД, которые регламентируют поведение водителя зимой. И это не только положение о смене летней резины на зимнюю, что делается многими водителями сегодня вполне своевременно. ТОП-5 пунктов «зимних ПДД». Большинство положений по отношению к дорожному движению в зимние месяцы связано с выпадением осадков, что затрудняет управление автомобилем. Если учесть все эти номы, то большинства аварий удастся избежать:

  1. Невозможно определить главную дорогу (ПДД РФ – пункт 13.13; ПДД РБ – пункт 112). При отсутствии знаков приоритета, выпавший снег не дает возможности определить преимущество по покрытию дороги. В этом случае водитель ставит себя заведомо на второстепенную дорогу. Создать карусель Следует учитывать, что водитель с пересекаемой дороги может также заблуждаться при определении преимущества. Поэтому при определении очередности проезда руководствуются исключительно «помехой справа».
  2. Определение количества полос (ПДД РФ – пункт 9.1; ПДД РБ – пункт 75). Дорожную разметку не всегда видно на зимней дороге, а знак «Направление движения по полосам» может быть скрыт налипшим снегом. В этих условиях водитель сам определяет количество полос, учитывая габариты авто и боковой интервал. Не исключено, что даже при наличии дорожных знаков с указанием количества полос, водитель должен сократить их число с учетом обилия снега, скопления массы возле бордюра или по центру проезжей части после работы дорожной техники. Визуально определять число полос лучше справа налево, делая правую полосу несколько шире. Проезжая часть делится при этом пополам.
  3. Выбор скоростного режима (ПДД РФ – пункт 10.1; РБ – пункт 87). На выбор безопасной скорости оказывают влияние метеорологические условия. Водитель должен осознавать возможность управления транспортным средством с учетом этих условий и состояния дороги. Даже наличие шипованных шин или «липучек» не гарантирует сохранение траектории движения на участке с рыхлой массой или при попадании колес одной оси на покрытие с разным коэффициентом сцепления.
  4. Поддержание дистанции (ПДД РФ – пункт 9.10; ПДД РБ – пункт 85). Выбор дистанции следует производить с учетом состояния дорожного покрытия. Создать карусель Дистанцию лучше увеличить Добавьте описание Нередко дистанция должна быть увеличена в разы при равной скорости движения по сравнению с чистым асфальтом.
  5. Работа стеклоочистителя (ПДД РФ – пункт 2.3.1; ПДД РБ – пункт 194.11). Работа «дворников» по холодному стеклу затруднена в случае изменения формы резиновой части, по замерзшему стеклу. Создать карусель Стеклоочистители лучше лишний раз осмотреть Добавьте описание Не редко, в дополнение к неэффективной работе стеклоочистителей, добавляются замерзшие форсунки стеклоомывателей, плохо работающий обдув лобового стекла.

Рассмотрим главные правила поведения ПЕШЕХОДА на дороге зимой!

  1. Удвоенное внимание и повышенная осторожность!

2. Переходите только по подземным, надземным или регулируемым переводам. А в случае их отсутствия — при переходе увеличьте безопасное расстояние до автомобиля.

3. Яркое солнце, как ни странно, тоже помеха. Яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, человек как бы «ослепляется». Поэтому нужно быть крайне внимательным.

4. В снежный накат или гололед повышается вероятность «юза», заноса автомобиля, и, самое главное — непредсказуемо удлиняется тормозной путь. Поэтому обычное (летнее) безопасное для перехода расстояние до машины нужно увеличить в несколько раз.

5. В оттепель на улице появляются коварные лужи, под которыми скрывается лед. Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин. Ни в коем случае не бежать через проезжую часть, даже на переходе! Переходить только шагом и быть внимательным.

6. Количество мест закрытого обзора зимой становится больше. Мешают увидеть приближающийся транспорт: — сугробы на обочине; — сужение дороги из-за неубранного снега: — стоящая заснеженная машина. Значит, нужно быть крайне внимательным, вначале обязательно остановиться и, только убедившись в том, что поблизости нет транспорта, переходить проезжую часть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *