Как определить забитый катализатор или нет не снимая его
Перейти к содержимому

Как определить забитый катализатор или нет не снимая его

  • автор:

Как проверить катализатор на забитость не снимая

Катализатор – это термин с которым знакомы все автолюбители. Многие слышали о нём при заказе запасных частей. Кому-то приходилось почувствовать ухудшение динамики своего авто, при выходе этого агрегата из строя. В данной статье мы подробно расскажем, зачем он нужен, почему он забивается и как его проверить на забитость не снимая с машины.

Какие функции выполняет катализатор

как работает катализатор

Как выглядит катализатор.

Как уже было сказано выше, катализатор является частью выхлопной системы. Его полное название – каталитический нейтрализатор и он отвечает за уменьшение количества вредных веществ, которые выбрасываются вместе с выхлопными газами. Основными вредными соединениями являются:

  • углеводороды – СН;
  • оксиды азота – NO2 и NO;
  • окись углерода – СО.

Процесс нейтрализациии этих веществ заключается в следующем: внутренняя часть катализатора нагревается выхлопными газами до 700-900° C и начинает дожигать вредные химические соединения. Это достигается за счет конструкции каталитического нейтрализатора, которая состоит из керамических и металлических соединений, наподобие сот. Сверху изделие покрыто сплавом из платины и иридия. Выхлопные газы проходят через соты и превращаются в более безобидные для окружающей среды.

Читайте также: Что такое катализатор и как он работает.

Почему забивается катализатор

как выглядит катализатор

Как выглядит исправный катализатор.

Каталитический нейтрализатор выполняет роль фильтра, а любой фильтрующий элемент со временем приходит в негодность из-за скопления грязи. В случае катализатора ускорить загрязнение могут такие неисправности как:

  • попадание охлаждающей жидкости или масла;
  • низкое качество топлива;
  • плохая «прошивка» блока управления;
  • газовое оборудование с неверно настроенным блоком управления;
  • механическое повреждение;

Все перечисленные причины ускоряют забивание или оплавление керамических сот.

Признаки забитого катализатора

как выглядит забитый катализатор

Как выглядит забитый катализатор.

Водители, эксплуатирующие свой автомобиль длительное время, могут легко определить признаки неисправности выхлопной системы. Забитый катализатор неизбежно влечёт ухудшение работы двигателя, сопровождаемое перебойным звучанием. Что может происходить:

  • На приборной панели загорится индикатор CHECK ENGINE. Сигнал о неисправности пошлёт система контроля ДВС. Катализатор управляется двумя датчиками кислорода, которые называются лямбда-зонд. Один из них находится перед катализатором, другой после него. Плохая проходимость считывается датчиками и отправляет отчёт об ошибке ЭБУ;
  • Мотор теряет мощность и скоростные характеристики. При этом контроллер CHECK ENGINE может не загореться, так как датчики кислорода работают некорректно;
  • Увеличенный расход топлива. Сопровождается потерей мощности двигателя.

Все эти причины могут свидетельствовать о забитом катализаторе, хотя возможны и другие проблемы, например, неисправные лямбда-зонды.

Читайте также: Замена катализатора на пламегаситель — плюсы и минусы.

Как проверить забит ли катализатор

Проверить катализатор на забитость можно самостоятельно, но при соблюдении некоторых условий. Во-первых, у владельца авто должна быть ремонтная яма или подъёмник, для доступа к катализатору снизу авто. Во-вторых, необходимо иметь автомобильный манометр или прибор «мотор-тестер».

Самый надежный способ проверки катализатора на забитость заключается в измерении давления выхлопных газов, а затем в сравнении полученных показателей с заводскими. К манометру необходимо приобрести переходники или сделать их самостоятельно. После чего прибор герметично подключается вместо первого датчика кислорода.

Чтобы получить данные нужно завести двигатель автомобиля и поддерживать обороты в пределах 2.5 тыс. об/мин. Нормальным значением давления считается 0,3 кгс/см². Если давление больше, то скорее всего, катализатор забит.

Также катализатор можно проверить на забитость с помощью мотор-тестера. Этот прибор позволяет проверить многие параметры работы автомобиля, путём отображения данных на осциллограмме. Датчик прибора вкручивается взамен одной свечи зажигания и мотор запускается. После чего выполняется анализ осциллограммы на повышенных оборотах.

Если воспользоваться предыдущими способами нельзя, то катализатор нужно полностью демонтировать и провести его визуальный осмотр.

Видео на тему

Как проверить катализатор ?забит или нет

  • Как проверить катализатор ?забит или нет
  • Диагностика каталитического нейтрализатора

  • Диагностика каталитического нейтрализатора
  • Как определить, забит ли катализатор?

    Как определить, забит ли катализатор?

    Борьба за экологичность сопровождается тем, что все сильнее ужесточаются требования стандартов по вредным выбросам, которые поступают от автомобилей. Это вынуждает автопроизводителей оснащать ТС разнообразными системами, способными снизить эти выбросы. Самым распространенным методом, способным снизить выбросы вредоносных веществ стал каталитический нейтрализатор. Присутствие такого компонентов оправдано, так как он реально снижает вредность выхлопов посредством химических реакций, обеспечивающих расщепление опасных компонентов на совокупность безопасных. Но, одновременно с этим, это довольно капризный компонент, способный выйти из строя, чем основательно портит жизнь владельцу.

    Особенности и неисправности

    До того, как определить состояние катализатора, необходимо знать о его конфигурации и особенностях. Прибор состоит из цельного корпуса, а внутри него помещены специальные бобины. Внутренние компоненты состоят из совокупности сот, обычно изготавливаемых из керамики или металла. Вся сотовая структура покрыта ценными металлами и сплавами на их основе. Обычно это родий, платина и палладий. Именно они вступают в реакцию с вредными компонентами, имеющимися в составе выхлопа, чтобы полностью их нейтрализовать.

    Нейтрализатор – это компонент системы выхлопа, который расположен непосредственно за коллектором. За функционирование прибора отвечает пара лямбда-зондов, смонтированных перед и после каталитического блока. Функционирование элемента контролируется электронным блоком, который использует показания от датчиков для сверки. Конструкция нейтрализатора – это его слабое место. Внутри бобины есть соты, размеры которых очень малые, что и приводит к стремительному их засорению. Есть несколько наиболее распространенных проблем. Знания о них позволят понять, как определить неисправность катализатора автомобиля.

    Забитые соты

    Эта проблема появляется чаще всего по причине заливки топлива недостаточного качества, либо при неисправностях ДВС, из-за которых масло проникает в цилиндры. Выхлопные газы сильно насыщены сажей, которая образуется при сгорании низкосортного бензина не до конца или присутствия масла в составе топливной смеси. Все это будет оставаться на стенках сот, что вызывает их закупорку.

    Бобина способна разрушиться из-за мощного удара по корпусу. Эта проблема встречается редко, но она довольно опасна для последующей эксплуатации автомобиля. Результат удара по катализатору, например, при передвижении по пересеченной местности, происходит разрушение бобины. Мелкие осколки способны оказаться внутри мотора, что сильно повредит его, вплоть до полного уничтожения.

    Оплавленные соты

    Внутри катализатора используются компоненты, которые рассчитаны на эксплуатацию в среде повышенных температур, однако их преодоление определенной критической точки вызывает оплавление керамической сотовой структуры.

    Ресурс катализатора исчерпан

    Даже при очень бережной езде на автомобиле, использовании исключительно топлива высокого качества, устройство постепенно будет выходить из строя. Это связано с тем, что в результате химических реакций слой металла на керамической основе уменьшается. После продолжительной эксплуатации слой металла растворяется полностью, а катализатор просто прекращает выполнять свои непосредственные функции.

    По каким признакам можно определить неисправность

    При возникновении каких-то проблем с катализатором можно определить это по определенным признакам, которых довольно много.

    Самый первый и заметный признак – это активация индикатора «Check engine» на приборной панели, а во время диагностики сканер выдаст код ошибки, свидетельствующей о проблемах с выхлопной системой. Такой признак показывает наличие проблемы, однако не указывает на реальный факт забитости или оплавленности катализатора. ЭБУ выдает результат на базе показаний лямбда-зондов, поэтому лампочка может загореться даже в случае выхода одного из датчиков из строя.

    Вторым признаком является утрата динамики автомобиля при достижении определенной скорости. Например, при разгоне до 140 км/ч машина просто начинает себя неправильно вести. При этом скоростная планка постепенно будет снижаться, динамика начнет ухудшаться очень резко и при меньших скоростях. Это можно объяснить тем, что забитый катализатор не позволяет выхлопным газам полностью покинуть камеру сгорания, частично остаются внутри, что приводит к увеличенному давлению на двигатель. И чем более забитыми будут соты, тем на меньшей скорости мотор начнет задыхаться.

    Если этот признак просто игнорировать, то это может привести к полной потере работоспособности двигателя, то есть он не заведется. Это один из методов, как определить забитый катализатор. При оплавлении отмечаются аналогичные признаки.

    Третий признак – это появление шумов, которые возникают из-за разрушения бобины катализатора. При заведенном моторе из-под авто будет доноситься дребезжание и шум.

    Есть косвенный признак, который тоже нельзя игнорировать. В выхлопных газах появляется сильный запах сероводорода, он обычно ассоциируется с тухлыми яйцами.

    Как определить состояние катализатора в машине: методы

    Перед тем, как обвинить устройство во всех проблемах, требуется убедиться, что проблема скрывается в нем. Для проверки катализатора используется два способа: без снятия с авто и после демонтажа.

    Катализатор можно проверить, не снимая с авто, для этого используется диагностика системы выхлопа или тестирование на противодавление в системе газоотвода. При том, что использование газоанализатора – это хороший вариант, не на любой СТО установлено подобное оборудование. В небольших городах такие приборы даже не встречаются.

    Суть метод состоит в том, что к автомобильной выхлопной трубе присоединяется газоанализатор, после чего делаются замены. Химический анализ выхлопа позволяет определить, забит катализатор или нет.

    Второй метод проверки основан на противодавлении. Для него не нужно привлекать специализированное оборудование. Проверка основа на том, чтобы определить давление на входе в нейтрализатор: при его забитости на определенных оборотах оно возрастает.

    Проверка катализатора со снятием предполагает простую процедур его демонтажа, чтобы потом просмотреть визуально на свету. Этот способ позволяет точно видеть, забит он или нет. Но при этом можно столкнуться с проблемами: гайки крепления иногда сильно прикипают к болтам, из-за чего их бывает сложно сорвать.

    Датчик кислорода – это тоже важная часть катализатора, и его необходимо дополнительно диагностировать. Для этого есть собственные методы.

    Как решить проблему с катализатором

    Теперь, когда известно, как определить неисправный катализатор, осталось решить вопрос с решением проблемы. Ведь забитое устройство представляет опасность для окружающей среды и самого автомобиля. Есть несколько вариантов устранения неисправности:

    • Попытаться промыть или прочистить устройство. Это может помочь только в ситуации, когда забит катализатор совсем не сильно. Если соты оплавлены, разрушены или закупорены, это не поможет.
    • Заменить нейтрализатор на оригинальный. Это наиболее простой выход из ситуации. Требуется снять старое устройство, установить новое и все. Однако цена оригинального аналога очень высокая, поэтому целесообразность его покупки сомнительная.
    • Заменить катализатор на универсальный. Некоторые бренды, которые работают в сфере производства запчастей и аксессуаров для авто, выпускают нейтрализаторы, которые подходят для разных марок и моделей транспортных средств. Этот компонент будет стоить дешевле оригинального, но потребуется приложить некоторые усилия для подбора и подгонки.
    • Замена нейтрализатора на пламегаситель. Это наиболее простой метод, чтобы забить о проблемах с катализатором надолго.

    Особенность пламегасителя состоит в том, что он врезается в систему на место нейтрализатора. Однако для корректной работы ЭБУ потребуется его перепрошить или установить обманки. Однако, на автомобилях, использующих пламегаситель вместо катализатора, нельзя въехать в некоторые страны Европы.

    Отзывы о нас на сторонних ресурсах

    Наш адрес: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский проспект, 72А, пом.108

    пн — чт: 9.00-19.00; пят: 09:00-18:00

    https://kat-proekt.ru/

    © Компания «Кат-Проект». Все права защищены.

    • Скупка импортных катализаторов
    • Скупка отечественных катализаторов
    • Скупка керамических катализаторов
    • Скупка металлических катализаторов
    • Выкупленные катализаторы

    Как понять что катализатор вышел из строя

    Lorem ipsum – псевдо-латинский текст, который используется для веб дизайна, типографии, оборудования, и распечатки вместо английского текста для того, чтобы сделать ударение не на содержание, а на элементы дизайна. Такой текст также называется как заполнитель.

    • Главная
    • Справка
    • Как понять что катализатор вышел из строя

    Ситуация, когда катализатор (устройство для снижения токсичности выхлопных газов автомобиля) вышел из строя, знакома почти каждому автолюбителю. Но предотвратить такие ситуации, отличить проблему с катализатором от множества других неспециалисту нелегко. В основном это связано с тем, что немногие владельцы машин ознакомлены с принципом работы каталитического нейтрализатора. Хотя этот конструкционный элемент является неотъемлемой частью выпускной системы любого авто: он обеспечивает соответствие характеристик автомобиля нормативам токсичности выхлопов, установленным на глобальном или федеральном уровне.

    Располагают автокат обычно между двигателем и выхлопной трубой. Его основа — мелкие «соты» из керамики, на которые нанесен тонкий слой ценных металлов. Отработавшие газы, проходящие через соты, взаимодействуют с металлами, и входящие в их состав токсичные вещества (монооксид углерода, окись азота) частично преобразуются в нетоксичные — азот, воду, кислород и т. д.

    Автокаты редко выходят из строя «без предупреждения». Известны способы, позволяющие своевременно узнать, что устройство нужно прочищать или заменять.

    Признаки неполадок с катализатором

    На автомобилях с современными диагностическими системами определить, что катализатор забит, легко по сигналам индикаторов CheckEngine, расположенных на приборной панели. Но датчики не срабатывают, если засорение идет постепенно и заметных отклонений от нормативных показателей концентрации кислорода в системе нет. А иногда индикатор загорается при обрыве проводов датчиков, хотя автокатализатор функционирует исправно.

    Надежнее следить за состоянием автоката, ориентируясь на следующие настораживающие признаки:

    1. Хуже работает стартер. Двигатель плохо заводится, часто глохнет.
    2. Уменьшается максимальная (реально достижимая) скорость ТС.
    3. Заметно падает мощность двигателя.
    4. Расход бензина, а также масла, возрастает.
    5. Сложнее нажимать на педаль газа.
    6. Слабеет разгон при старте на светофорах или во время обгона.

    Более четкие признаки, актуальные для авто с бензиновыми и дизельными двигателями:

    1. Выхлопные газы сизого цвета, пахнут сероводородом («тухлым яйцом»).
    2. Обороты самопроизвольно нарастают или падают.
    3. При старте и «на горячую», и «на холодную» мотор издает звуки скрежета гвоздем по железу. При этом стрелка тахометра «залегает» или держится на уровне 2…4 000 об/мин.
    4. При серьезном засоре силовой агрегат иногда выходит из строя.

    Чем сильнее засорен катализатор, тем сложнее поршневой группе проталкивать отработанные газы, оседающие в цилиндрах. Выхлопы не позволяют топливно-воздушной смеси полноценно наполнять камеру сгорания. Этим объясняется возрастание потребления топлива при снижении мощности мотора и ухудшении динамики авто.

    Более того, под давлением частицы разрушающихся ячеек автоката могут засасываться в двигатель, где сгорает только часть из них. Остальные попадают на цилиндры, образуя задиры. Запах сероводорода — побочный эффект данного явления.

    Дребезжащие звуки при езде также могут сигнализировать о серьезном механическом повреждении нейтрализатора (например, при ударе об ухаб или бордюр, столкновении с отлетевшим камнем).

    Причины поломок катализатора

    Распространенными причинами преждевременного выхода автоката из строя являются:

    • Применение низкокачественного топлива, увеличивающего нагрузку на нейтрализатор и часто прогорающего до конца только в выпускном коллекторе. В итоге в автокате образуется нагар, он перегревается, оплавляется (разрушение одной соты приводит к быстрому ухудшению эксплуатационных свойств прочих ячеек).
    • Дефекты мотора, выпускной системы, системы питания.
    • Быстрый износ таких деталей, как маслосъемные кольца, колпачки клапанов.
    • Неаккуратная езда, особенно по неровному дорожному покрытию, а также частое простаивание в пробках.
    • Особенности устройства нейтрализатора — чересчур мелкие, быстро закупоривающиеся ячейки.

    Выявить и устранить конкретные причины, предотвратив тем самым серьезные проблемы с нейтрализатором, проще всего благодаря регулярной диагностике автомобиля.

    Методы проверки катализатора

    Распространенные способы, позволяющие определить, забитый на автомобиле катализатор или нет:

    1. Демонтировать рабочий узел, осмотреть на предмет признаков засорения. Если соты «чистые», сквозь них легко пройдет направленный луч от фонарика. Метод действенен, если конструкция выхлопной системы автомобиля достаточно проста и «прикипевшее» крепление можно демонтировать при помощи болгарки.
    2. Проверить выхлопную трубу на холостых оборотах при помощи перчатки. Если отверстие закрыть, при нормальной работе узла будут ощущаться сильные толчки.
    3. Измерить давление в выпускном коллекторе: установить вместо одного кислородного датчика манометр и снять показания, меняя режимы работы двигателя. Нормой считается показатель не выше 0,3 кгс/см² при 2,5 000 об/мин. Опять-таки, метод осуществим, если датчик можно снять с выпуска вручную.
    4. Измерить противодавление, установив вместо свечи в цилиндре двигателя мотор-тестер (датчик давления) с выводами на осциллограф. Изучить осциллограмму при увеличенных оборотах. Давление в выхлопной системе не должно превышать 200 кПа или 2 кгс/см².
    5. Использовать пирометр — ИК-термометр — для определения температуры на входе (подающей трубе) и выходе (задней стенке) автоката. Перед этим следует 20-30 минут поездить на автомобиле, прогревая нейтрализатор. Нормой считается превышение показателя на выходе на 30-50 оС по сравнению со входом. Отсутствие разницы между показателями или ситуация, когда значение на входе превышает значение на выходе, говорит о неполадках (зачастую связанных с некорректным составом топливной смеси). Однако перегрев может возникнуть из-за пропусков зажигания в цилиндрах, нагара на свечах зажигания, неисправностей выпускных клапанов и пр.

    Ремонтировать или менять катализатор однозначно пора, если из снятого рабочего узла высыпается порошок — это значит, автокат разрушен окончательно.

    Возможные проблемы

    В число последствий езды с забитым нейтрализатором входят:

    • Снижение управляемости автомобиля.
    • Ухудшение общей комфортабельности поездок.
    • Заметное превышение концентрации вредных веществ в составе выхлопных газов.
    • Рост затрат на бензин или дизельное топливо, а также прочих эксплуатационных расходов — в связи с износом элементов систем трансмиссии, питания и пр.
    • Увеличение риска расходов на замену катализатора, а то и двигателя.

    Кроме того, при разрушении автоката его частицы легко забивают пространство между цилиндром и поршнем, что чревато проведением капитального ремонта. Он включает абразивную обработку (хонингование) и шлифовку поверхности цилиндров.

    Масштабы потерь, вызванных неважным состоянием автоката, могут быть крайне велики, несмотря на «малозначительность» этого конструкционного элемента. Поэтому специалисты рекомендуют автолюбителям внимательно следить за состоянием нейтрализатора и вовремя принимать меры по устранению выявленных проблем.

    Как определить забитый катализатор или нет не снимая его

    Явный признак – это загорание контрольной лампочки «Check engine» на приборной доске, а сканер при диагностике выводит код ошибки низкая эффективность нейтрализатора P0420, P0430, указывающий на проблемы с системой отвода выхлопных газов.

    Хотя этот признак не может указать, действительно ли катализатор забит или оплавлен. Просто электронный блок основывается на показаниях лямбда-зондов, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может стать причиной появления ошибки загорания лампочки на приборной панели.

    Потеря динамики авто при достижении определенной скорости. Со временем скоростная планка будет снижаться, динамика будет резко ухудшаться при достижении 110 км/ч, затем – при 100 км/ч, после – при 90 км/ч.
    Причин несколько, одна из них – из-за забития катализатора выхлопные газы с трудом выходят из камеры сгорания (встречая сопротивление в забитых сотах) и часть из них остается, в результате чего они снижают мощность силового агрегата (потрея динами с теми же симптомами будет при залегших кольцах, умираюшем топливном насосе или забитом топливном(воздушном) фильтре).

    image004

    Диагностировать поломку самостоятельно можно с помощью визуального осмотра, через первый датчик кислорода. В идеале снять катализатор и рассмотреть его на свету.

    Kat_prosvet_02

    Правда, во время эксплуатации гайки крепления могут прикипеть к болтам, и демонтировать деталь будет довольно сложно.

    Кроме того, о неполадке скажет запах сероводорода, исходящий из глушителя.

    И, наконец, простой способ — подставить руку к работающей выхлопной трубе. Симптомом умирающего катализатора станет отсутствие сопротивления.

    image006

    А вот так будет выглядеть вышедший из строя катализатор.

    Без снятия с авто проверка выполняется двумя способами – диагностикой выхлопной системы на газоанализаторе и тестирование на сопротивление отвода газов катализатором.

    Более точную проверку могут провести наши специалисты сервиса Глушители Пермь с помощью специального оборудования . Звоните и записывайтесь.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *