Как посчитать моточасы автомобиля
Перейти к содержимому

Как посчитать моточасы автомобиля

  • автор:

Моточасы: что это, зачем нужно и как считать?

Моточасы: что это, зачем нужно и как считать?

Экскаватор-погрузчик Bobcat

Чтобы измерять длительность работы мотора, его резервы, используются моточасы. Такой параметр не приравнивается к часу, он бывает как меньше, так и больше его. Это зависит от режима, в котором агрегат работает. При этом тахометр подсчитывает обороты коленвала. Чтобы спланировать техобслуживание, иногда нужна конвертация моточаса в обычный час.

При повышении мощности и оборотов коленвала, число моточасов в обычном часе приблизительно увеличивается: при умеренном режиме на 1/3, а при интенсивном на 2/3. Это необходимо, чтобы определить загрузку механизма, его износ.

Расчет моточасов

Автомеханики подсчет моточасов ведут, чтобы составить график техобслуживания машины. Для этого применяются:

· ручной расчет с использованием показаний приборов;

· автоматический, выполняемый приборами.

Основа расчета – число оборотов двигателя, снятое тахометром. Формула учитывает расход горючего за час и общий, реальную скорость, прочие параметры.

1 моточас – 1 час работы агрегата с номинальной мощностью. Он на холостом ходу выше, при увеличении нагрузки – ниже.

Перевод моточасов в километры

Моточас регламентируется Приказом ГТК РФ №609, утвержденным 2.10.1996г. Он соответствует пробегу:

· 25 км – для автомобилей;

· 10 км – для тракторов на колесах;

· 5 км – для тракторов гусеничных.

При проведении техобслуживания рекомендуется эти параметры (в км) сокращать.

Расход моторного масла за моточас

Среднее время работы двигателя до замены моторного масла составляет от 250 до 300 моточасов.

Для разных групп смазки период службы свой. Например, число моточасов для:

· полусинтетики – 170 – 200;

· дешевой синтетики API SJ/SL – 200 — 250;

· гидрокрекинговой синтетики API SM/SN – 250 – 300;

· дорогого синтетического моторного масла на ПАО – 300 – 350.

Специалисты не рекомендуют превышать эти нормы, чтобы избежать проблем при эксплуатации мотора.

Счетчики для моточасов

Для разных транспортных средств используются свои виды счетчиков.

1. Тракторные. 1 моточас на холостом ходу – это час времени.

2. Автомобильные со счетчиком времени. Механизмы часов бывают электронными или электромеханическими. Отсчет могут начинать от включения зажигания, от вибрации мотора, прочего.

3. Лодочные. Их особенность – первое включение тахометра остается постоянным и показывает на экране число моточасов.

4. Дизельные. В бесконтактном цифровом тахометре встроена функция моточаса.

5. Генераторные. Их особенность в съеме сигнала и защите от помех. Выпускаются датчики емкостные с бесконтактным подключением.

6. Мотоблочные. Это переносные бесконтактные цифровые индуктивные тахометры ТС-011 со встроенной функцией для моточасов и отсчитывающие время до техобслуживания.

Контроль моточасов помогает водителям своевременно выполнять ремонт вышедших из строя узлов и деталей.

Что такое моточасы: зачем нужен этот параметр и как его измерить?

Чтобы узнать пробег автомобиля, судна, снегохода, квадроцикла, питбайка и других моторных устройств, нужно оценить реальный износ двигателя. Тот пробег, который считается в пройденных километрах, истинную картину состояния не отражает. Поэтому рациональное решение — проводить измерение в моточасах. О том, что это такое и как корректно считать, расскажут эксперты интернет-магазина мототехники «Спорт-Экстрим».

Моточас — что это и зачем нужен?

Чтобы определить ресурс мотора, в первую очередь обращаются к такому параметру, как моточасы. Именно от него зависят показатели и рекомендации, которые производитель указывает в руководстве по эксплуатации.

Моточасы — параметр, который измеряет количество часов, в течение которых мототехника была включена и работала. Он фиксирует активное время работы механизма, что позволяет оценить его ресурс и состояние. Могут быть представлены встроенными электронными счетчиками или ручными устройствами в зависимости от типа оборудования.

Почему моточасы важны:

  • Позволяют оценить ресурс и износ мототехники, что помогает прогнозировать возможные поломки и решать вопросы об обслуживании. Чем больше моточасов, тем больше механический износ может быть у компонентов, таких как двигатель, трансмиссия, подвеска и другие.
  • Служат основой для планирования ТО, что помогает предотвратить неожиданные поломки и дорогостоящие ремонты. Зная, сколько часов мототехника была в работе, можно точно определить, когда нужно провести замену масла, фильтров, ремней и других деталей.
  • Важны для определения стоимости б/у техники на вторичном рынке, так как могут указывать на общее состояние. Потенциальные покупатели часто обращают внимание на количество моточасов, чтобы оценить, насколько машина активно эксплуатировалась.

Как считают моточасы?

Какой-либо универсальной формулы для расчета моточасов не существует в принципе. Для каждого двигателя параметр вычисляется индивидуально, но по общему правилу. Нормы работы для разных агрегатов будут отличаться по типу топлива (дизель или бензин), объему мотора и его мощности.

Если очень упрощенно, то для стационарных двигателей, которые дают пик мощности в достаточно ровном временном диапазоне, один моточас рассчитывается следующим образом:

  • 40 мин. работы на оборотах, которые чуть выше холостых;
  • 30 мин. работы на средних оборотах;
  • 20 мин. работы на высоких оборотах, почти на пике мощности.

Такой принцип расчета не подходит, когда речь идет о расчете ресурса до ТО для мотоциклов или квадроциклов, то есть транспортных средств, которые испытывают весьма переменные нагрузки и эксплуатируются в разном температурном режиме. Чтобы точнее рассчитать, когда пора отправлять квадрик или байк на сервисное обслуживание, можно обратиться к формуле Кублина:

Пробег в км (фактический) = (244.38 х TBN х Vм х Vд) / (L100 х Р), где:

TBN — щелочной показатель заливаемого в двигатель масла;

Vм — объем заменяемого масла;

Vд — объем двигателя в кубиках;

L100 — средний расход топлива на 100 км;

Р — мощность двигателя в «лошадках».

Еще один не самый точный, но простейший вариант узнать, сколько моточасов «накатал» мотоцикл — разделить показатель пробега на среднюю скорость. В случае с моторной лодкой или катером этот способ не подойдет — тут лучше считать моточасы по расходу топлива и перевести их условно в километры, используя руководство пользователя: данные о том, где производитель отмечает, сколько литров «кушает» техника на каждые 100 км. К полученному расходу добавьте 15–20%, чтобы результат оказался ближе к фактическому пробегу.

Чем измеряются моточасы?

Счетчик моточасов обычно представляет собой компактное устройство, которое установлено на видном месте мототехники и интегрировано в одном корпусе с тахометром. Этот прибор автоматически начинает отсчитывать моточасы с момента запуска двигателя и обнуляется вручную во время технического обслуживания. Существуют разные модели контроллеров, включая программные и не программные, а также те, которые предназначены для разных типов двигателей — двухтактных и четырехтактных.

Основные типы счетчиков

  1. Электронно-механический. Используется преимущественно на тяжелой технике, такой как тракторы, редко встречается на мототехнике.
  2. Электронный (индукционный). Располагается на руле или в районе топливного бака, сам датчик крепится к высоковольтному проводу и считывает импульсы от искры двигателя. Подходит для бензиновых двигателей и двигателей с ГБО.
  3. Вибрационный. Располагается на двигателе или его облицовке, которая передает наибольшие вибрации при его работе. Чаще используется в дизельных моторах.

Современные модели снегоходов, квадроциклов и мотоциклов оснащены бортовыми компьютерами, которые с учетом показателей датчиков АБС, температуры ОЖ, оборотов коленвала подсчитывает моточасы автоматически и уведомляет о приближающемся моменте ТО. Если мототехника не оборудована заводским прибором, его можно установить самостоятельно как доп.устройство. Работает приспособление автоматически, запускаясь вместе с мотором.

Выбор счетчика моточасов зависит от типа двигателя. Важно также обратить внимание на влагозащиту, особенно если датчик устанавливается на мототехнику, которая будет эксплуатироваться в условиях повышенной влажности. Большинство счетчиков моточасов работают от встроенной батарейки и предоставляют информацию на табло с несколькими цифрами. У некоторых более сложных моделей есть настройки для разных типов двигателей, в то время как более простые модели предоставляют базовую информацию о времени работы двигателя.

Внимание к моточасам — долголетие мототехники

Знание и правильное использование данных о моточасах являются важным аспектом ухода за техникой. Это позволяет, повысить надежность механизмов, продлить срок ее службы и как следствие — сэкономить средства. Чтобы не пропустить время, когда вашему транспортному средству требуется очередное ТО, важно иметь представление о моточасах и о том, как их можно рассчитать.

Если вы только задумались о покупке квадроцикла, байка, снегохода или лодки, добро пожаловать в каталог нашего интернет-магазина. В наличии — модели от ведущих брендов с сертификатами и официальной гарантией.

Доставляем заказы по РФ.

Специалисты водно-моторного центра помогут подобрать
подходящие под ваши цели и ожидания модели.

Чтобы получить подробную консультацию по наличию, ценам и характеристикам, просто позвоните +7 (4822) 65-65-03.

Счетчик моточасов: как посчитать моточасы оборудования?

555

Счетчик моточасов: как рассчитать моточасы оборудования

В каждую машину, узел и агрегат конструкторами заложен определенный ресурс работы. Он зависит от разных факторов, как внутренних, так и внешних. Это качество металла, сорт топлива, условия работы, режимы эксплуатации и многое другое. Для автомобилей за единицу ресурса принят пробег в километрах, для спецтехники — моточасы.

Что такое моточасы?

Почему так случилось? Все очень просто — тракторы, экскаваторы, погрузчики, краны, бульдозеры и другие спецмашины работают на низких скоростях, преимущественно на одном месте, или переезжают на небольшие расстояния. Большая часть энергии двигателя затрачивается на работу гидравлики и механики привода навесного и прицепного оборудования. Двигатель работает в режимах, мало отличающихся от мотора автомобиля. Так же изнашиваются поршни и коленвалы, подшипники, прокладки и кольца. Остаточный ресурс необходимо как то контролировать. Для этого и введены моточасы.

Как и все единицы измерения, моточас имеет конкретные параметры. Один моточас равен астрономическому часу работы двигателя при оборотах коленвала в пределах 1500 — 1600 1/мин. Тут же возникает вопрос, зависят ли моточасы от оборотов? Ведь двигатель редко работает на холостых оборотах, чаще — в переменном режиме, изменяя вращение вала в зависимости от нагрузки. Для устранения разночтений принято такой метод расчета — 1 моточас равен 96 000 оборотов коленчатого вала.

Это дает понимание, как измеряются моточасы на дизельных и бензиновых машинах, ресурс которых не зависит от пробега. Откуда взялась цифра 96 000. Все очень просто, расчетные обороты на холостом ходу умножили на 60 (количество минут в часе). Насколько точный такой подход можно спорить. Видно так и было в среде инженеров, потому что существует еще два метода подсчета моточасов — по расходу топлива и по астрономическому времени.

Как рассчитать моточасы

Для владельцев дорогой спецтехники очень важно, как считать моточасы. От правильности расчета зависят:

  • время регламентных работ;
  • планирование рабочего времени;
  • оплата за аренду;
  • заработная плата оператора;
  • расходы на покупку новой техники.

Перевести моточасы в км можно только в машинах, работа которых непосредственно связана с пробегом и перевозкой грузов. С некоторой натяжкой такой перерасчет подходит для тракторов и бульдозеров, но вот для экскаваторов, сваебойных машин и погрузчиков связать моточасы с пробегом может не получиться. Часто их двигатели изнашиваются быстрее, чем у скоростных грузовиков для дальних перевозок и самосвалов. Для автомобилей коэффициент перевода пробега в моточасы принят в такой пропорции — 15 000 км пробега равны 200 моточасам. Расчет приблизительный, потому что ресурс мотора сильно зависит от скорости и нагрузки, но усредненные цифры вполне пригодны для расчетов времени обслуживания, например, замены масла.

Самый надежный прибор — электронные моточасы. Он работает по принципу подсчета количества искр, генерируемых свечой зажигания. Нужно уточнить, такой счетчик пригоден для установки на бензиновую технику — мотоблоки, виброплиты, насосы и т.д. А вот для дизельных двигателей используются приборы других типов, тахиометрические и вибрационные. Это надежные и точные устройства, позволяющие с достаточно высокой точностью определить выработку двигателя. Также популярны счетчики моточасов, включающиеся после подачи питания от вращающегося генератора, часто продающиеся под названием электромеханических.

Для механизмов, двигатели которых работают с постоянной нагрузкой, рассчитать количество выработанных моточасов проще. Это генераторы резервного питания, часть насосов, сварочные агрегаты. Даже при пиковых нагрузках разница ы оборотах двигателя мало отличается от холостого хода. Достаточно фиксировать время запуска двигателя и его остановки.

Учитывая обороты вала при стабильной нагрузке, нужно сравнить их со стандартными 1600 об/мин и перевести время работы в моточасы. Погрешность такого метода достаточно высокая, но на практике способ используется достаточно часто — переработка в несколько десятков моточасов практически не влияет на точность определения технического состояния мотора.

Устройства для подсчета моточасов

Время работы двигателя — самый главный критерий оценки его работоспособности. Но только время использовать недостаточно. Режимы работы, качество топлива, температура внешней среды, периодичность технического обслуживания тоже имеют большое значение. Увязать все факторы в одно целое, даже используя существующие системы счетчиков моточасов не получится.

При наличии большого количества техники в парке компании, или ее работы на отдаленных друг от друга участках проконтролировать показания каждого счетчика, независимо от модели прибора, очень сложно. Нужен специальный учетчик, занимающийся только снятием показаний со счетчика моточасов экскаваторов, кранов или бульдозеров.

Существует более надежная система, точно контролировать моточасы на погрузчике, тракторе, или другой технике. Это GPS — контроль. Система датчиков снимает показания с коленвала, расходомера топлива, электронной системы зажигания и прочих узлов машины и передает их в режиме он лайн через спутник на центральный пост. Заложенная в компьютер программа анализирует данные и точно определяет количество отработанных моточасов, практически без погрешности.

Использование такой системы позволяет точно знать ресурс машины, рассчитывать время технического обслуживания и контролировать эффективность работы как транспортной, так и специальной техники. Экономия от внедрения такого оборудования обеспечивает окупаемость расходов на приобретение, монтаж и эксплуатацию в течение нескольких месяцев работы.

Нормативный расчет расхода ГСМ для ТС (моточасы)

Внимание! Данный форум является модерируемым.
Для получения к нему доступа необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на сайте.

Доступ к форуму партнерам «1C-Рарус» по дистрибуции предоставляется на сайте rarus-soft.ru
Страницы: 1
Нормативный расчет расхода ГСМ для ТС (моточасы)
Заглянувший
Сообщений: 42 Регистрация: 18.06.2012
20.11.2012 06:20:32

Есть транспортное средство со счетчиком моточасов, которое может работать на холостом ходу (л/ч) и в нагрузку (л/ч), нормы расхода при этом естественно разные. В УАТ ПРОФ (1.0.7.1) в нормах расхода ГСМ есть только норма на моточас (л/ч). Нормы в нагрузку тогда зададим через "Основное условие работы", где укажем процент, на сколько норма расхода гсм в нагрузку увеличивается по сравнению с базовой нормой на моточас. Ещё есть в нормах сезонная надбавка (%). Так вот при расчете путевого листа, в котором ТС со счетчиком моточасов работает и в нагрузку и на холостом ходу и при этом установлена сезонная надбавка в данный период расчет получается по нашему мнению не совсем верный. Работу на холостом ходу и в нагрузку отражаем в Задании: для 1-й строки условие работы пустое, для 2-й строки условие работы — основное условие работы тс. При расчетах получается что для строки с условием работы проценты условия работы и сезонной надбавки складываются, а потом уже умножаются на базовую норму на моточас, хотя по идее сначала должна вычислиться норма в нагрузку, а потом на неё накрутить сезонную надбавку. Проще объяснить на следующем примере:

Норма на моточас (холостой ход) — 5 л/ч;
Норма на моточас (в нагрузку) — 8 л/ч;
(100%*8) / 5 = 160 %, тогда Основное условие работы — 60 %;
Сезонная надбавка — 50%;
ТС отработало по путевому листу 10 моточасов, из них 5 м/ч — в нагрузку, 5 м/ч — холостой ход;

Считаем расход: 5 ч * 5 л/ч * 1.5 + 5ч * 8 л/ч * 1.5 = 37.5 + 60 = 97.5 л

При расчете УАТ выдал нормативный расход — 90 л, что видимо получить если рассчитывать так:

5 ч * 5 л/ч * 1.5 + 5ч * (1 + 0.6 + 0.5 ) = 37.5 + 52.5 = 90 л

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *