Как проверить форсунку на работоспособность
Перейти к содержимому

Как проверить форсунку на работоспособность

  • автор:

Как проверять и обслуживать топливные форсунки

Именно форсункам современные автомобили в первую очередь обязаны своей экономичностью и экологичностью, уровень которых недоступен для машин предыдущих поколений. Форсунки не только правильно дозируют топливную смесь, а и формируют оптимальную геометрию струи, давление и угол распыла. Они – основное звено в цепи между топливным насосом и двигателем.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ФОРСУНОК

  • в простых бензиновых двигателях – во впускной коллектор, где оно смешивается с воздухом;
  • в дизельных двигателях, а также в бензиновых с прямым (непосредственным) впрыском – напрямую в камеру сгорания.

ВИДЫ ТОПЛИВНЫХ ФОРСУНОК

Форсунка дизельная - устройство и разновидности

  • механические, в которых впрыск регулирует клапан, открывающийся при повышении давления в рампе, и закрывающийся, когда оно падает при поступлении дозы топлива в цилиндр;
  • электромеханические, управление которыми производится с внешнего контроллера – как правило, электронного блока управления двигателем (ЭБУ)
  1. Электромагнитные форсунки. Применение – простые бензиновые двигатели. За открытие иглы распылителя отвечает электромагнит, импульс на который посылает ЭБУ. По завершении фазы впрыска (момент и продолжительность также контролирует электроника) ток отключается, игла возвращается назад пружиной. Такие форсунки создают относительно невысокое давление – около 40 бар, недостаточное для дизельных двигателей.
  2. Электрогидравлические форсунки. Применяются в дизельных двигателях (в т.ч. с системой Common Rail). Принцип работы довольно схож с механическими и состоит в уравнивании давления на запорную иглу, но открывается форсунка под управлением электроники.
  3. Пьезоэлектрические форсунки. Наиболее современные, используются и в бензиновых моторах, и в дизелях. Иглой движет пьезоэлемент из керамики, расширяющийся под действием тока. Достоинства – максимальное быстродействие, позволяющее вспрыскивать топливо в 2-4 приема, и работа с высоким давлением – до 2000 бар.
  4. Насос-форсунки. Популярны в дизельных двигателях. Совмещают в себе функции форсунки и насоса высокого давления, что позволяет не использовать ТНВД. Плунжер приводится в движение от распредвала, а за клапан (иглу) могут отвечать как электромагнит, так и пьезокристаллы.

ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ФОРСУНОК

Форсунки двигателя - назначение, виды, устройство, принцип работы | AvtoTachki

Форсунка будет работать неправильно, если нарушен состав смеси и/или искажена форма факела. Нужно заменить, что часто симптомы некачественной работы форсунок во многом похожи на неполадки в других системах автомобиля: клапанах, топливном насосе, свечах и катушках зажигания, датчике коленвала, и для определения истинной причины необходима комплексная диагностика.

  • трудности с пуском, особенно после непродолжительной остановки (самый частый и явный симптом);
  • нестабильный холостой ход;
  • двигатель троит;
  • рывки при разгоне и движении;
  • черный дым и хлопки из выхлопной трубы;
  • увеличение расхода топлива;
  • повышение уровня СО в выхлопных газах;
  • повышенная температура в камере сгорания.

ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ФОРСУНОК ИЗ СТРОЯ

  • сопло засоряется, в результате количество топлива, поступающего в цилиндр, уменьшается, а форма факела распыла искажается;
  • запорный конус иглы из-за отложений неплотно садится в седло, что приводит к разгерметизации форсунки, она может начать переливать топливо.
  • повышенное содержание в топливе серы;
  • попадание влаги;
  • коррозия металлических частей топливной магистрали;
  • воздействие высоких температур;
  • износ.
  • Проблемы с работой форсунок также могут возникнуть по вине питания, поступающего на нее с ЭБУ.

КАК ПРОВЕРИТЬ ФОРСУНКУ

Как проверить работу форсунок

Проверить работоспособность форсунок можно самостоятельно, не снимая их с автомобиля, особенно, если дело касается электропитания. Первый способ – проверка напряжения в цепи форсунки. Для этого нужно снять разъем и при помощи мультиметра определить, поступают ли на него импульсы. Делать это можно как в одиночку (тогда придется снимать разъемы с каждого цилиндра по очереди), или с помощником – в этом случае разъемы можно снять все, и проверять их поочередно, прокручивая двигатель стартером. Вместо мультиметра можно использовать лампочку (светодиод). Если напряжение поступает (короткими импульсами) – значит, проводка исправна. Если нет – необходимо искать обрыв в цепи.
Примерно так же, снимая разъемы с форсунок (но не заводя двигателя), можно проверить сопротивление катушек внутри форсунок. Предварительно (из руководства по эксплуатации или других источников) желательно узнать заводские характеристики форсунок конкретного двигателя. Но даже если это не удастся сделать, сравните показания для разных цилиндров: маловероятно, что все до одной форсунки вышли из строя.
Существует метод проверки форсунок на слух, приложив к форсунке стетоскоп или какой-либо предмет, другой конец которого может контактировать с ухом. Исправная форсунка издает только щелчки, а засоренная – еще и посторонние звуки наподобие хрипения, стуков вибраций. Но для того, чтобы быть уверенным в этом методе, нужно обладать опытом (по крайней мере, знать, как звучит рабочая форсунка).
Оценить состояние распылителей форсунок: форму факела, количество распыляемого топлива, можно, демонтировав их с двигателя (в том числе, в сборе с рампой), но не отключая от электропитания автомобиля. Погружая форсунки в прозрачную емкость и прокручивая двигатель стартером, можно определить их работоспособность.
Внимание! Способ этот весьма небезопасный, поскольку топливо под давлением выходит наружу. Применять его самостоятельно нежелательно, да и неопытному человеку он даст мало информации. Для диагностики форсунок лучше обратиться на СТО, где есть специализированная установка – стенд, на который для проверки устанавливаются снятые с авто форсунки. Стенд соберет информацию о деталях, проведя циклирование в разных режимах, кроме того, через его прозрачные стенки специалисты смогут проконтролировать работу форсунок визуально.

СПОСОБЫ ОЧИЩЕНИЯ ФОРСУНОК

Если форсунки в принципе работоспособны, но загрязнены отложениями, можно попробовать очистить их, даже не снимая с автомобиля. Самостоятельно это легко сделать двумя методами:
регулярно повышая обороты и скорость автомобиля (до 4-5 тыс. об/мин и 120-130 км/ч) на ровных прямых участках, дав автомобилю поработать в таком режиме 10-15 минут;
заливая в бак специальные составы.

  • при помощи подключенной к рампе специальной очищающей жидкости;
  • методом ультразвуковой чистки.

Проверка бензиновых форсунок от А до Я

Топливная форсунка играет важную роль в приготовлении рабочей смеси бензина с воздухом, как по количественному её составу, так и по ещё более главному свойству в настоящий момент – качественному распылению. Именно это больше всего влияет на недоступные ранее способности двигателя по экономичности и чистоте выхлопа.

Принцип работы инжекторной форсунки

Как правило, в бензиновых моторах применяются электромагнитные форсунки, работа которых основана на управлении подачей топлива электрическими импульсами, формирующимися электронной системой управления двигателем (ЭСУД).

Импульс в виде скачка напряжения поступает на обмотку соленоида, что вызывает намагничивание расположенного внутри него штока и перемещение его внутрь цилиндрической обмотки.

Со штоком механически связан клапан распылителя. Топливо, находящееся в рампе под строго регулируемым давлением, начинает поступать через клапан на выходные отверстия, мелкодисперсно распыляется и смешивается с входящим в цилиндр воздухом.

Количество бензина за один цикл работы определяется суммарным временем циклового открытия клапана.

Суммарным – потому что клапан может открываться и закрываться несколько раз за цикл. Это необходимо для обеспечения более тонкой работы двигателя на очень бедной смеси.

Например, для инициации горения можно подать небольшое количество обогащённой смеси, а потом применять уже более бедный состав для поддержания горения и обеспечения нужной экономичности.

Таким образом, хорошая форсунка становится достаточно технологичным узлом, к которому предъявляются высокие, а иногда противоречивые требования.

  1. Высокое быстродействие нуждается в малой массе и инерционности деталей, но при этом необходимо обеспечить надёжное закрывание клапана, что потребует достаточно мощной возвратной пружины. Но в свою очередь, для её сжатия надо применить значительное усилие, то есть увеличить размеры и мощность соленоида.
  2. С электрической точки зрения потребность в мощности вызовет рост индуктивности катушки, что ограничит быстродействие.
  3. Компактность конструкции и низкая индуктивность вызовет увеличение тока потребления катушки, это добавит проблем с электронными ключами, расположенными в блоке ЭСУД.
  4. Высокая частота работы и динамические нагрузки на клапан усложняют его конструкцию, вступая в противоречие с его компактностью и долговечностью. При этом гидродинамические процессы в распылителе должны обеспечивать нужную дисперсность и стабильность во всём диапазоне температур.

Форсунки обладают точным значением пропускной способности при заданном перепаде давлений между рампой и впускным коллектором. Поскольку дозирование осуществляется только временем нахождения в открытом состоянии, то количество впрыснутого бензина не должно зависеть ни от чего другого.

Хотя нужной точности всё равно добиться не удаётся, и применяется петля обратной связи по сигналам датчика кислорода в выхлопной трубе. Но у него достаточно узкий рабочий диапазон, при выходе из которого работа системы нарушается, и ЭСУД высветит ошибку (Check) на приборной панели.

Признаки неисправности форсунок бензинового двигателя

Существует две общих неисправности инжектора – нарушение количественного состава смеси и искажение формы факела распыления. Последнее также снижает качество смесеобразования.

Поскольку особую важность представляет качественное соблюдение состава смеси при пуске холодного двигателя, то и наиболее явно проблемы с форсунками проявляется именно в этом режиме.

Инжектор может «переливать», когда клапан не в состоянии удержать давление бензина и переобогащённая смесь откажется воспламеняться, а свечи будут забросаны бензином в жидкой фазе. Такой двигатель без продувки дополнительным воздухом уже не завести.

Конструкторы даже предусматривают специальный режим обдува свечей, для чего надо полностью утопить педаль акселератора и прокрутить двигатель стартёром, топливо при этом полностью перекрывается. Но даже это не поможет, когда закрытая форсунка не держит давление.

Недостатки распыления могут привести к обеднению рабочей смеси. Мощность мотора упадёт, снизится динамика разгона, возможны пропуски зажигания в отдельных цилиндрах, что вызовет зажигание лампы на панели приборов.

Любые отклонения в составе смеси, в том числе и по причине её недостаточной гомогенизации, приведут к значительному увеличению расхода топлива. Необязательно это будет означать слишком богатую смесь, бедная повлияет точно так же, поскольку снизится общая эффективность двигателя.

Может возникнуть детонация, выйдет из теплового режима и разрушится каталитический нейтрализатор, появятся хлопки во впускной коллектор или глушитель. Двигатель потребует немедленной диагностики.

Способы проверки форсунки

Чем сложнее применяемая при диагностике аппаратура, тем точнее можно определить причины произошедшего и назначить необходимые меры по устранению проблемы.

Проверка питания

Наиболее простым способом контроля поступающих на разъём инжектора импульсов будет подключение к его питающему контакту светодиодного индикатора.

При вращении вала стартером светодиод должен мигать, что свидетельствует о приблизительной исправности ключей ЭСУД и самом факте её попыток открыть клапаны, хотя поступающие импульсы могут и не иметь достаточной мощности.

Точную информацию могут дать только осциллограф и имитатор нагрузки.

Как измерить сопротивление

Активный характер нагрузки можно проверить с помощью омметра, входящего в состав универсального мультиметра (тестера). Сопротивление обмотки соленоида указывается в паспортных данных форсунки, как и его разброс.

Показание омметра должны подтвердить соответствие данных. Сопротивление измеряется при отсоединённом разъёме между питающим контактом и корпусом.

Но помимо сопротивления обмотка должна обеспечивать нужную добротность и отсутствие короткозамкнутых витков, что простейшими способами не определить, но обрыв или полное замыкание вычислить можно.

Проверка на рампе

Если снять с коллектора рампу с форсунками в сборе, то можно оценить состояние распылителей более точно. Погрузив каждый инжектор в прозрачную пробирку и включив стартёр наблюдать распыление топлива можно визуально.

Факелы должны иметь правильную коническую форму, содержать только неразличимые глазом отдельные капельки бензина, а главное быть одинаковыми по всем подсоединённым форсункам. При отсутствии управляющих импульсов выделения бензина из клапанов быть не должно.

Проверка форсунок на стенде

Самую точную и полную информацию о состоянии распылителей может дать специализированная установка. Форсунки снимаются с двигателя и устанавливаются на стенд.

Прибор имеет несколько режимов работы, один из которых является тестовым. Установка проводит циклирование в различных режимах, собирая выделенное топливо и измеряя его количество. Помимо этого, работа инжекторов видна сквозь прозрачные стенки цилиндров, можно оценить параметры факелов.

Результатом станет появление цифр производительности раздельно по каждому прибору, которые должны соответствовать паспортным данным.

Как самостоятельно почистить устройство подачи топлива

Тот же стенд имеет функцию очистки форсунок. Но при желании это можно сделать и в гаражных условиях. Используется стандартная чистящая жидкость и несложное приспособление, собранное из подручных средств.

Самодельная установка представляет собой автомобильный электрический бензонасос, помещённый в сосуд с очистителем инжекторов. Шланг от насоса подсоединяется к входному штуцеру форсунки, а на её питающий разъём через микропереключатель кнопочного типа подаётся питание от аккумулятора.

Многократно прогнав через распылитель содержащую мощные растворители отложений жидкость можно добиться существенного восстановления распылительных свойств прибора, что станет ясно по изменению формы факела.

Неподдающуюся очистке форсунку придётся заменить, не всегда её дефект связан с загрязнением, возможна коррозия или механический износ.

Чистка форсунки не снимая с двигателя

Очистить инжекторы вполне возможно и без полной разборки узлов впрыска. При этом очищающая жидкость (сольвент) позволяет двигателю работать в процессе промывки.

Растворитель отложений подаётся из отдельной установки, промышленной или самодельной, в напорную магистраль рампы. Излишки смеси поступают обратно в расходный бачок через трубопровод обратки.

Данный способ имеет как достоинства, так и недостатки. Преимуществом будет экономия на сборочно-разборочных процедурах, а также неизбежных при этом затратах на расходные материалы и детали. Заодно очистятся и прочие элементы, например клапаны газораспределительного механизма, рампа и регулятор давления. Снимется также нагар с поршней и камеры сгорания.

Недостатком станет недостаточная эффективность раствора, вынужденного сочетать моющие свойства с топливными функциями, а также некоторая рискованность процедуры, когда отмытый шлак путешествует по элементам топливной системы и попадает в масло. Нелегко придётся и катализатору.

Дополнительным неудобством станет также и отсутствие визуального контроля за эффектом очистки. О результатах можно будет судить только по косвенным признакам. Таким образом данный способ можно рекомендовать только как профилактическую процедуру с обязательной заменой масла в двигателе.

Проверка форсунок дизельного двигателя

Проверка форсунок дизельного двигателя

Подавляющее большинство машин имеет двигатель работающий на дизельном топливе (ДТ). Его система питания топливом заметно отличается от бензинового. Без преувеличения можно сказать, что главенствующую роль в ней занимает форсунка. Ее предназначение – подать в цилиндр двигателя дозу ДТ при определенных параметрах. Когда она исправна — двигатель легко заводится и работает ровно на всех оборотах. Но не исключены моменты, когда в ее работе по различным причинам происходит сбой. В этом случае ремонта не избежать.

Признаки неисправности

Достоверно определить техническое состояние и отказ в работе форсунки практически не возможно. Дело в том, что узлы и агрегаты топливной системы тесно связаны между собой. Возникновение неполадки в любом из них сразу сказываются на работе двигателя. Поэтому его реакция на выход из строя любого элемента топливной системы будет примерно одинаковой.

Имеется ряд косвенных признаков, указывающих на возможный выход форсунки из строя:

  • трудный запуск двигателя;
  • ощутимая потеря его мощности;
  • заметный перерасход ДТ;
  • сильное дымление при работе двигателя.

Эти признаки в состоянии заметить даже не опытный автолюбитель. Как он должен поступать дальше, рассмотрим чуть позднее.

Водители-профессионалы могут более точно определять, какая форсунка является нерабочей. Для этого они на ощупь проверяют пульсацию топлива в топливопроводе при работающем двигателе или откручивают накидную гайку штуцера. Таким образом можно узнать, проходит ли ДТ через форсунку.

Внимание! Обнаружив хотя бы один из перечисленных признаков необходимо срочно отогнать машину на СТО для диагностики топливной системы.

Диагностика

Как проверить форсунки на дизеле?

Выявить истинное состояние форсунки и определить возможность дальнейшей эксплуатации сможет диагностика. Процесс диагностики имеет множество нюансов, поэтому она проводится только лишь на специализированных СТО. Работоспособность проверяется на специальных испытательных стендах.

Параметры, подлежащие проверке, таковы:

  • качество распыления топлива;
  • давление топлива при впрыске;
  • функционирование системы отсечки топлива;
  • работа запорного клапана;
  • состояние распылителя.

Насколько сложна диагностика, показывает этот ее далеко не полный список. Кроме этого необходимо учитывать, что каждый из этих параметров для проверки требует специального оборудования.

Если Вас волнует вопрос, как проверить форсунки на дизельном двигателе, обращайтесь в наш автосервис, и мы выполни задачу быстро и качественно. Наш специализированный сервисный центр оснащен самыми современными стендами и приборами по проверке и диагностике. Работу выполняют подготовленные мастера, имеющие многолетний опыт.

Важно! Чем раньше будет выполнена качественная диагностика форсунки, тем выше шанс избежать дорогостоящего ремонта.

Ремонт и регулировка дизельных форсунок

Для начала рассмотрим вопрос ремонта форсунок для дизеля.

В практике существует два вида ремонта – капитальный и замена неисправной форсунки рабочей. При первом виде ремонта вся форсунка полностью разбирается, дефектуется и обнаруженные неисправные детали заменяются новыми. После этого предстоит проверка форсунок дизельного двигателя на испытательном стенде. При соответствии всех проверяемых параметров Техническим условиям (ТУ), форсунка устанавливается в двигатель.

Сложность ремонта заключается во многих аспектах. Осуществить его качественно позволяет наличие знаний, опыта, использование специального инструмента и еще ряд других факторов.

Совет: В отличие от гаражного ремонт на СТО продлит работу не только форсунки, но и всего двигателя.

Ремонт и регулировка форсунок дизельного двигателя

Немаловажным вопросом является и регулировка дизельной форсунки.

Почему ее нужно обязательно регулировать? Основными и главными рабочими частями любой форсунки являются игла и взаимодействующая с ней пружина. От силы давления, создаваемой пружиной будет зависеть количество впрыскиваемого в цилиндр двигателя топлива и его давление во время впрыска. От этих параметров зависит вся работа двигателя. Для того, чтобы их показатели соответствовали требованиям ТУ и проводится регулировка.

При регулировке используется несколько специальных стендов, на которых приводятся в норму:

  • момент впрыска топлива;
  • давление топлива в момент впрыска;
  • гидравлическая плотность плунжерной пары;
  • качество распыления топлива;
  • угол конуса распыляемого топлива;
  • герметичность форсунки.

Становится понятным, что такие работы можно выполнить только на специализированном СТО.

Замена форсунки на дизельном двигателе

Она производится при обнаружении нерабочей. Операция сама по себе простая, но в гаражных условиях ее проводить не рекомендуется. Необходимо помнить, что сама форсунка изготовлена из высокопрочной стали, а головка блока цилиндров (ГБЦ), куда она вкручивается, из сплава алюминия. Достаточно приложить при закручивании чуть-чуть больше усилия, чем требуется, на головке сразу образуется трещина. Она не устраняется. ГБЦ придется менять.

Хотите знать, сколько стоит замена форсунок на дизеле? Затраты на такой ремонт будут внушительными.

Вывод: Любая работа, связанная с ремонтом и обслуживанием форсунок двигателя должна проводиться на специализированном сервисе.

Мы ремонтируем форсунки

И делаем это успешно на протяжении многих лет. Многочисленные отзывы благодарных клиентов – подтверждение сказанного. Наши мастера-профессионалы не только делают качественный ремонт, но и всегда дадут консультацию клиентам по интересующим их вопросам. Высокое и добросовестное качество работ обуславливается гарантией, которую дадут специалисты нашего сервисного центра по окончанию ремонтных работ.

Сервис оснащен самым современным оборудованием по диагностике и ремонту топливной аппаратуры. Демократичные цены не оставляют без внимания ни одного клиента. Наличие скидок и проводимые акции так же делают наш сервис более привлекательным.

Проверка форсунок двигателя: как правильно сделать

О чем речь? Когда речь идет о поддержании автомобиля в идеальном состоянии, одним из наиболее важных моментов, которые необходимо проверить, являются форсунки двигателя.

На что обратить внимание? Регулярная проверка форсунок двигателя должна проводиться в рамках периодического технического обслуживания. Она включает визуальный осмотр, чтобы убедиться в отсутствии трещин или других повреждений форсунки, а также контроль давления как показателя корректной работы. Также важно отревизировать все шланги и соединения на предмет надежности и отсутствия утечек или засоров.

В этой статье:

  1. Принцип действия форсунок
  2. Типы топливных форсунок
  3. Признаки неисправности форсунок
  4. Причины неисправности инжекторных форсунок
  5. Как проверить топливные форсунки на инжекторном двигателе
  6. Проблемы и неисправности форсунок
  7. Как чистить форсунки
  8. Чистка форсунки без демонтажа
  9. Как продлить срок службы форсунок

Как избежать штрафа до 100 000 р за ошибки в эксплуатации оборудования
Скачайте инструкции по безопасной эксплуатации

Принцип действия форсунок

Топливо на форсунки подается по трубкам высокого давления. После этого электронный блок управления двигателем передает импульс на электромагнитные форсунки, от которых зависит работа игольчатого клапана, и регулирует подачу топлива, закрывая или открывая каналы. То, насколько длительным будет передаваемый блоком управления сигнал, определяет объем впрыскиваемого топлива.

Форсунки двигателя бывают трех типов: электромагнитные, пьезоэлектрические и электрогидравлические.

Электромагнитный тип форсунок в основном можно встретить на двигателях, работающих на бензине. Подача тока на обмотку возбуждения клапана происходит в строго определенный момент, который заложен в программе. В результате включается в работу электромагнит, задачей которого является притягивание груза с иглой из заглушки и открытие сопла. Далее определенный объем горючего впрыскивается в камеру, где осуществляется его поджиг и горение. Возвращение иглы в изначальную точку происходит после снижения до нулевых значений напряжения в катушке.

Электрогидравлический тип форсунок чаще устанавливают на дизельные движки. Основными составными частями являются сливная и впускная дроссельные заслонки, электромагнитный клапан и камера. Количество горючего, подаваемого в цилиндры, регулируется путем сужения или перекрытия дросселя, вследствие чего меняется давление топлива. Иными словами, топливо поступает в канал и после того, как достигается необходимое значение давления для подъема пружины. Именно в этом и заключается отличительная черта механизма.

Типы топливных форсунок

Выделяют две категории форсунок в зависимости от принципа управления:

  • Механические. Объем впрыскиваемого топлива регулируется с помощью клапана. Если давление в рампе становится больше, то клапан открывается, и наоборот, снижение давления при подаче порции горючего приводит к его закрытию.
  • Электромеханические. За управление данным типом форсунок отвечает ЭБУ.

Устройство и функции механических форсунок достаточно современные, некоторые из них даже дают возможность подавать топливо в две ступени. И тем не менее сегодня они практически не используются, им на смену пришли электронные, которые тоже разделяются на несколько типов:

Электромагнитные форсунки

Используются в основном в стандартных бензиновых движках. При помощи электромагнита открывается игла распылителя, а сигнал ему подается с электронного блока управления. Электроникой также контролируется момент, в который будет осуществлен впрыск топлива, и его продолжительность. Сразу после прекращения ввода топлива перестает подаваться ток, и игла благодаря пружине занимает свое исходное положение.

В дизельных двигателях данный вид форсунок не применяется ввиду невозможности создания ими высокого давления, максимально возможное значение составляет 40 бар.

Электрогидравлические форсунки

Устанавливаются на дизельные движки, в том числе с аккумуляторной топливной системой common rail. При помощи форсунок данного типа выравнивается давление на иглу запорного клапана, а открытие самих форсунок управляются электроникой.

Пьезоэлектрические форсунки

Более продвинутые устройства, которые можно встретить как в бензиновых двигателях, так и в дизельных. Становясь шире под воздействием электричества, керамический пьезоэлемент приводит в движение иглу запорного клапана. К основным плюсам можно отнести повышенную эффективность работы при минимально затраченном времени: горючее можно подавать в 2-4 этапа, а также возможность работать с повышенными показателями давления (до 2 тыс. бар).

Насос-форсунка

Современная система впрыска горючего в дизельном двигателе. Объединяют в себе одноплунжерный топливный насос и форсунку. Основное достоинство заключается в возможности не устанавливать топливный насос высокого давления отдельно. Распределительный вал приводит в действие плунжер, а управление иглой запорного клапана может осуществляться как электромагнитом, так и пьезокристаллами.

Не будем забывать и о газобалонном оборудовании 4-го поколения и подходящих для него форсунках, установка которых также предполагает одновременное наличие основной топливной системы. Могут быть трех типов: электромагнитные форсунки (штоковые), игольчатые и мембранные.

Признаки неисправности форсунок

Прямым назначением инжекторов является дозированная подача топлива, его распыление во впускном коллекторе. Поэтому самой частой причиной неисправности форсунки становится ее засор.

Выявить поломку можно по следующим признакам:

  • Нестабильная работа движка на холостых оборотах.
  • Увеличивается частота заправок из-за повышенного расхода горючего.
  • При непрогретом двигателе возникают трудности с его запуском.
  • Из выхлопной трубы можно заметить клубы черного дыма. Такое случается, если инжектор начинает протекать и в камеру подается слишком большой объем горючего.
  • Из глушителя появляются звуки, схожие со звонкими хлопками.
  • Нарушается плавность движения автомобиля по трассе, ощущаются рывки при надавливании на педаль газа, мощность мотора становится меньше.

Это не совсем достоверные признаки поломки системы подачи топлива, они могут сообщать и о других неисправностях в автомобиле. Но если они все же появились, то не лишним будет провести и проверку форсунок двигателя, а в случае их повреждения починить или установить новые. Если упустить момент и вовремя не исправить работу инжектора, то увеличивается риск преждевременного износа мотора и, как следствие, может возникнуть необходимость в его капитальном ремонте.

Причины неисправности инжекторных форсунок

К факторам, предшествующим возникновению неисправностей в работе форсунок, относятся не только отклонения в функционировании самих устройств, но и сопутствующих деталях и узлах. Даже при условии полной работоспособности всех систем транспортного средства причиной поломки инжекторов может стать некачественный бензин или солярка. Если в качестве топлива автовладелец уверен, однако часто ездит по проселочным дорогам без покрытия, то в случае выхода из строя форсунок следует проверить наличие грязевого и пылевого осадка в бензобаке.

Также причина может быть в плохом качестве или нерегулярном очищении топливных фильтров, в результате чего поступление горючего к форсункам снижается или полностью блокируется. К подобным последствиям приводит и ухудшение эффективности работы топливного насоса.

Иные факторы, которые приводят к выходу из строя форсунок:

  • Поломка электронного блока управления.
  • Повреждение обмотки электромагнитного клапана.
  • Загрязнение распылителя.

Перебои в работе движка часто являются следствием перегорания обмотки электромагнитного клапана, как частичной, так и полной.

Как проверить топливные форсунки на инжекторном двигателе

Если требуется провести проверку форсунок двигателя, необязательно снимать их с мотора. Это дает возможность выявить неисправность в кратчайшие сроки. В основном работоспособность форсунки определяется путем снятия замеров ее сопротивления при помощи особого устройства. Но специалисты, имеющие значительный опыт, могут определить наличие поломки по звуку. При сбоях в работе форсунок из-за снижения поступления топлива необходимо провести проверки и других частей системы подачи топлива.

Как проверить форсунку с помощью замера сопротивления

Проведя замеры сопротивления форсунок, можно понять, насколько хорошо они функционируют. Сегодня на большинстве автомобилей на инжекторах имеется электромагнитный клапан с медной обмоткой, которая может перегореть. Чтобы проверить, все ли в порядке с системой, следует выполнить следующие действия:

  • Снять минусовую клемму с аккумулятора.
  • Отделить жгут подачи тока инжектора.
  • Мультиметр настроить на изменение сопротивления с максимальным значением 200 Ом.
  • Завести двигатель.
  • Отделить разъем проверяемой форсунки.
  • Щупы измерительного устройства соединить с контактами форсунки.

При отсутствии неисправностей мультиметр должен выдать результат от 11 до 16 Ом. Некоторые автомобили оснащаются низкоомными форсунками, тогда нормальными будут значения от 2 до 5 Ом. Если результаты нулевые или разница между реальными значениями и нормой слишком большая, то форсунка нуждается в замене.

Для диагностики всех элементов системы подачи горючего требуется замерить сопротивление по отдельности на каждой детали.

Как проверить питание на форсунках

Если проверка форсунок двигателя показала их полную исправность, но они не работают, это может быть из-за отсутствия питания обмотки. Диагностика проводов, которые соединены с рампой, проводится следующим образом:

  • Снять фишку питания.
  • Настроить мультиметр на снятие замеров сопротивления.
  • Первый щуп присоединить к «массе», а другой поочередно подключать к другим контактам.

Итоговые значения сопротивления каждого проводника должны составлять от 11,8 до 15,3 Ом. С помощью данных действий можно определить наличие неисправностей в форсунках, не отделяя их от контактных проводов.

Как проверить пусковую форсунку

На старых моделях автомобилей с большим пробегом иногда требуется проводить диагностику пусковых форсунок, так как раньше их оснащали всего одним распылителем горючего, который находился перед дросселем. Проверка такого типа форсунок двигателя на исправность проводится следующим образом:

  • Мультиметром замерить сопротивление медной обмотки, предварительно включив устройство и настроив его на режим измерения сопротивления, после чего присоединить щупы к контактам. Если деталь не имеет повреждений и полностью работоспособна, то результат измерения будет находиться в пределах от 1,2 до 1,6 Ом.
  • В момент присоединения щупа к контактам 1 и 4 дополнительно требуется удостовериться в том, что датчик поступающего в цилиндры воздуха находится в рабочем состоянии.

Если результаты замеров на мультиметре сильно разнятся с нормальными или вовсе равны нулю, значит, форсунка неисправна и подлежит замене на новую.

Как проверить работоспособность форсунки на слух

Быстрее всего проверить исправность форсунок на слух, однако сделать это может только специалист с достаточным опытом. В противном случае для проведения проверки потребуются дополнительные приборы: стетоскоп (специально разработанный для диагностики транспортных средств) или другой длинный предмет схожего типа, способный проводить звуковые волны.

Читайте также!

При применении стетоскопа на запущенном движке нужно по очереди присоединить его рабочую поверхность к корпусу инжектора, а противоположную часть приложить к ушам. В случае если повреждений в форсунке нет и она работает корректно, то в приборе будет слышаться щелканье, а при отсутствии подобных звуков есть вероятность наличия повреждений в медной обмотке детали. Также можно услышать щелчки, которые будут возникать не постоянно, а через промежутки времени, тогда это может свидетельствовать о частичном повреждении проводников электромагнитного клапана или проводки.

Для диагностирования работоспособности форсунок на слух иногда используется кусок пластиковой арматуры или похожий по длине и твердости предмет. Схема применения та же: один край присоединяем к форсунке, а противоположный к уху.

Проверка форсунок на рампе

Чтобы осмотреть форсунку и определить ее исправность, необходимо снять всю рампу в сборе, но не отключать ее от систем подачи электричества и топлива. Затем взять емкость с водой достаточного размера с прозрачными стенками и поместить в нее форсунки таким образом, чтобы осталось значительное расстояние до дна. После этого произвести запуск двигателя автомобиля, при работоспособных форсунках в воде будут видны впрыски горючего.

Стоит обратить особое внимание на внешний вид факела во время каждого впрыска. Если в какой-либо форсунке объем подаваемого топлива меньше или вовсе отсутствует, то деталь следует прочистить или поменять на новую.

При механической блокировке или загрязнении форсунки она не будет поддерживать давление, и выходом из ситуации также является ремонт или замена устройства.

Проверка баланса форсунок

При необходимости или невозможности посетить сервисный центр проверить баланс форсунок можно и дома своими силами.

Перед началом работы требуется провести подготовку:

  • Отделить провода и бензонасоса.
  • Запустить мотор (без подачи топлива время работы силового агрегата не превысит 5 секунд).
  • Соединить манометр и бензиновый насос с топливной рампой.
  • Выполнить подключение специального диагностического оборудования к бортовому компьютеру автомобиля.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16

  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500

В кредит от 9 848/мес
В корзину Купить в 1 клик

Зарядно-десульфатирующий шкаф Светоч-04-06.40В.50А.R18А(250ВТ).ПК

  • Напряжение питания, В 40
  • Количество каналов, шт 6

В кредит от 22 752/мес
В корзину Купить в 1 клик

Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS

  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин

В кредит от 11 040/мес
В корзину Купить в 1 клик

ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08

  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110

В кредит от 8 467/мес
В корзину Купить в 1 клик

Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)

  • Напряжение питающей сети, В 380
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В

В кредит от 5 133/мес
В корзину Купить в 1 клик

Далее следуют основные шаги проверки:

  • Запуск двигателя.
  • Измерение давления (нормальным является значение около 3 атмосфер).
  • Отключение бензонасоса (при помощи диагностического оборудования, подключенного к бортовому компьютеру).
  • Включение первой форсунки и измерение давления.

Включение форсунки не должно значительно повлиять на снижение давления. Тем же путем проверяются и остальные элементы. Деталь будет считаться неисправной, если при ее подключении давление сильно снижается.

Проверка форсунок на стенде

Более достоверные данные о работоспособности форсунок даст проведение стендовых испытаний, для которых предварительно понадобится целиком снять все распылительные элементы и разместить их на специальной установке для проверки. Это позволит не только провести визуальный осмотр деталей, но и понять, сколько топлива они расходуют при впрыске. Эти сведения выводятся на дисплее диагностического устройства, и важно сравнить их с паспортными данными для каждой из моделей форсунок, различий между ними быть не должно.

Как проверить насос-форсунку

Диагностика насоса-форсунки требует особых навыков, поэтому лучше обратиться в специализированный центр. Однако при большом желании и наличии в арсенале диагностических инструментов можно попробовать своими силами провести проверку. Осуществлять ее необходимо в данной последовательности:

  • Удостовериться в отсутствии ошибок в памяти ЭБУ.
  • Запустить двигатель и на минимальных оборотах коленчатого вала измерить, как меняются показатели значений MWB 001, 004, 013, 018, 023.
  • Провести проверку поступления горючего по циклам (показатель 004).
  • На непрогретом движке считать данные о температуре в блоке 007.
  • Проверить значение ХХ в блоке 013.
  • Определить значения блока изменяемых величин 023 (в норме показатель будет находиться в пределах от -60 до +60).

Деталь нуждается в замене при сильных отклонениях полученных результатов от нормы.

Проблемы и неисправности форсунок

Чтобы все элементы системы подачи топлива работали в штатном режиме, время от времени нужно очищать форсунки от загрязнений. Специалисты рекомендуют делать это не реже чем через каждые 20-30 тыс. км пробега, но чаще всего чистка требуется уже через 10-15 тыс. Дело в том, что плохое покрытие дорожного полотна, некачественное топливо и пренебрежение регулярным уходом за транспортным средством сказываются на ускоренном изнашивании большинства деталей.

Очень часто на стенках форсунках остается налет в виде пыли и грязи, а также топливного осадка. Как итог, загрязнения образуются в топливной системе, что приводит к снижению эффективности работы двигателя и повышенному расходу топлива.

К факторам, которые сказываются на работоспособности форсунок, относятся:

  • повышенное содержание в горюче-смазочных материалах серы;
  • образование на металлических деталях ржавчины;
  • износ;
  • чрезмерное количество грязи и пыли на фильтрах;
  • неправильный монтаж деталей;
  • высокие температуры;
  • попадание воды.

О том, что в скором времени произойдет поломка, можно понять по некоторым признакам:

  • трудности и сбои в момент запуска движка;
  • необычно большой расход горючего;
  • черный дым из выхлопной трубы;
  • перебои в работе двигателя на холостых оборотах.

Читайте также!

Как чистить форсунки

В основном к поломке форсунок приводит их загрязнение. Поэтому для восстановления нормального рабочего состояния их достаточно просто тщательно почистить. Для этого есть два возможных способа: без демонтажа форсунки (для этого необходимо добавление в топливную смесь очистителя) или после ее снятия (в таком случае очиститель пропускается через каждую форсунку отдельно, либо элементы очищаются при помощи ультразвуковых волн).

К методам очищения форсунок относятся:

  • ультразвуковой;
  • механический;
  • с применением химических жидкостей.

Загрязнения с каждой форсунки по отдельности успешно удаляются химическими жидкостями. К примеру, можно взять обычные присадки, которыми очищают топливную систему, либо специальный очиститель карбюратора.

Процедура очистки следующая:

  • Подготовить чистящее средство вроде очистителя карбюратора, кнопку контакта (она не должна фиксироваться в положении «включено»), шприц не менее 5мл, тонкую трубку, которая станет продолжением шприца, емкость объемом 5-10 литров, провод от мобильной зарядки без штекера, контактные провода с клеммами.
  • В заднее отверстие шприца вставить форсунку, которую планируется очищать, зафиксировав ее как можно лучше.
  • Клеммы при помощи кнопки и мобильной зарядки подключить к электричеству через розетку.
  • Поместить тонкую трубку в очиститель, а другую сторону форсунки направить к пустой емкости.
  • Выдавить очиститель так, чтобы небольшой объем средства попал внутрь форсунки.
  • Запустить форсунку путем нажатия на контактную кнопку.

Если повреждений в форсунке нет, тогда с ее противоположной стороны под напором вытечет очиститель. Продувать деталь следует до тех пор, пока форсунка не станет достаточно чистой.

Кроме вышеупомянутых способов выявления поломок, проверять форсунки двигателя необходимо и в том случае, когда превышено содержание вредных веществ в выхлопных газах. Выделение дыма, переизбыток СО, а также низкий показатель СО2 во время прогазовки говорят о нарушениях в работе форсунок. Контроль состава выхлопных газов используется в некоторых автосервисах как дополнительный элемент тестирования работоспособности двигателя. Но для его проведения от сотрудника требуется наличие определенных навыков и оборудования, поэтому как самостоятельный метод выявления проблем он не рассматривается.

Нельзя не упомянуть и о еще одном способе диагностики форсунок, связанном с коррекцией подачи топлива и лямбдой. По требованиям к проведению процедуры он схож с предыдущим, основанном на токсичности и дымности: для него требуется наличие знаний, современного диагностического оборудования и опыта в считывании полученных с него данных.

Чистка форсунки без демонтажа

Для очищения форсунки таким способом применяются следующие методы:

  • Путем добавления к топливной смеси особых присадок для очистки, в составе которых присутствуют вещества, помогающие мягко удалить загрязнения из отверстий форсунок.
  • Путем увеличения давления. При таком способе автомобиль разгоняют до 110-130 км/час и продолжают движение в течение 5-6 минут (около 10-15 км), обороты при этом остаются высокими. Увеличенная нагрузка на форсунки поспособствует их естественной очистке.
  • Путем перевода двигателя в холостой режим. Этот способ очень схож с предыдущим вариантом, только транспортное средство должно оставаться недвижимым и с запущенным движком. Требуется в таком положении поддерживать количество оборотов на уровне 4-5 тыс. в течение 3-4 минут. В результате нагрузки форсунки начнут очищаться, но чуть менее эффективно, чем при предыдущем методе, так как при нем обеспечивается более высокая нагрузка.

Как продлить срок службы форсунок

Регулярная проверка форсунок двигателя и чистка позволят продлить их работоспособность. В действительности максимальный пробег автомобиля между процедурами очистки составляет 10-15 тыс. км, хотя в общих рекомендациях указан интервал 20-30 тыс. км.

Такая разница между значениями образуется из-за плохого качества топлива, которое поставляет большинство мелких АЗС. Использование такого горючего приводит к образованию осадка на взаимодействующих между собой деталях, загрязнений в системе подачи топлива, появлению конденсата, засорам в фильтрах, ржавчине на металлических элементах и т.д. Все это часто является причинами ухудшения работоспособности двигателя, увеличению расхода горючего и более слабым показателям мощности ТС.

Естественно, такие изменения не проходят бесследно для всех элементов системы подачи топлива, и форсунки не исключение. Избежать поломок транспортного средства и непредвиденных трат на его ремонт можно при соблюдении сроков технических осмотров. Проведение процедуры очищения инжекторов, своевременная замена топливных фильтров и приобретение топлива только на проверенных крупных заправках помогут значительно увеличить срок службы не только форсунок, но и двигателя в целом.

Небольшие неполадки в работе инжекторов практически не влияют на общее состояние двигателя и всего автомобиля, но в целях снижения риска возникновения серьезных проблем от любых перебоев в работе необходимо вовремя избавляться. Иногда это возможно сделать и в домашних условиях своими силами, а в другие моменты лучше доверить работу профессионалам.

Редакция сайта ЦТО

Понравилась статья? Поделитесь:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *