Проверка патрубков системы охлаждения
Перейти к содержимому

Проверка патрубков системы охлаждения

  • автор:

Признаки загрязнения системы охлаждения

В жаркую погоду у многих автолюбителей возникают проблемы, связанные с работой системы охлаждения. Самая распространенная их причина – загрязнения, которые скапливаются снаружи: дорожная пыль, грязь, тополиный пух, а также внутри: продукты разложения антифриза, накипь, ржавчина и масляные примеси. Сегодня перечислим признаки грязной СО, знание которых поможет вам лучше понимать потребности вашего автомобиля.

Признаки загрязнения основных элементов СО

Начнем с такого элемента системы охлаждения, как расширительный бачок. Заметить его загрязнение проще всего, так как через стенки хорошо видно, что антифриз изменил свой цвет. Внутри бачка могут скапливаться различные посторонние вещества, например, масло, накипь или продукты разложения антифриза.

Следующий важный узел системы охлаждения – термостат. Бывает, что из-за накопившихся загрязнений или коррозии клапан термостата заклинивает в одном положении. В случае, если клапан закрыт, жидкость может циркулировать только по малому кругу. Мотор греется. Если клапан открыт, то напротив, двигатель переохлаждается поступающим из радиатора антифризом. Ухудшается работа печки. В обоих случаях, важно вовремя устранить неполадку или заменить устройство. Есть несколько способов выяснить, исправен ли этот узел. Расскажем, как проверить термостат без демонтажа узла.

Запустите холодный двигатель. Через 2 – 3 минуты прикоснитесь рукой к патрубку, который подходит к верху радиатора. В норме он будет холодным. Если патрубок быстро нагрелся – вероятно, заклинило открытый клапан, ОЖ циркулирует сразу по большому кругу. Это не опасно, но двигатель не сможет выйти на нормальный температурный режим и будет работать на сниженной температуре. Наблюдайте за температурой ОЖ на приборной панели. Как только она достигнет 90° С, снова с осторожностью потрогайте патрубок. Он должен быть хорошо прогрет. Если элемент нагревается медленнее – вероятно, клапан завис в полуоткрытом положении. Если патрубок остался холодным – можно говорить о поломке термостата.

Теперь перейдем к главному элементу любой системы охлаждения – к радиатору, который при сильных загрязнениях первым делом дает о себе знать. Понять, что деталь нуждается в очистке, будет не сложно. Вы сразу заметите эти признаки:

  1. Двигатель греется. Пыль, грязь, песок, пух, насекомые и другой мелкий мусор, забившие соты, резко снижают его пропускную способность. В результате он уже не может выполнять свою главную задачу – предотвращать перегрев мотора.
  2. При включенном кондиционере температура двигателя растет. Причина: неэффективное функционирование системы охлаждения. В радиаторе постепенно накапливаются продукты разложения антифриза, коррозия, накипь и прочие отложения, которые ухудшает циркуляцию охлаждающей жидкости.

Как очистить радиатор снаружи и внутри, подробно писали тут.

Общие признаки загрязнения системы охлаждения

Отдельные элементы СО мы рассмотрели, однако водитель может также столкнуться и с общими симптомами, говорящими о том, что пора навести порядок в системе. Расскажем подробнее:

Печка дует холодным. Это связано с загрязнением радиатора отопителя. Грязный теплообменник не пускает к себе антифриз, который должен передавать тепло в салон.

Антифриз потемнел раньше срока, его консистенция стала более густой, с примесями масла. Смешивание технических жидкостей – менее очевидный, но тоже достаточно распространенный признак, для обнаружения которого требуется внимательная диагностика. В загрязненной системе охлаждения нарушается поток ОЖ, в результате перегревается силовой агрегат, а уплотнение головки блока цилиндров деформируется. В этом случае необходим не только ремонт, но и последующая промывка.

Как промыть систему охлаждения

Большинство перечисленных проблем решаются без ремонта и даже без разбора, главное – адекватно подобрать автохимию. Теперь расскажем о продукте, который устраняет все виды загрязнений – это Набор полная очистка системы охлаждения в 2 этапа.

Двухкомпонентный набор создан специально для глубокой очистки системы охлаждения от любых, даже самых сложных комбинированных загрязнений. Первый состав удаляет накипь, ржавчину и подготавливает СО к дальнейшей очистке. Второй этап заключается в выведении продуктов разложения антифриза, масляных следов и эмульсий, а также в подготовке системы к новой охлаждающей жидкости. Один набор рассчитан на объем 8 – 10 литров.

Помните, что регулярная очистка СО – это важная процедура для бесперебойной работы двигателя!

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Журнал «Движок» продолжает серию сравнительных испытаний самых востребованных автозапчастей и компонентов для популярных в России автомобилей. В этот раз мы протестировали патрубки системы охлаждения, предназначенные для установки на модели семейств ВАЗ 2108–21099 и Lada 2113–2115.

Весенняя дачная пробка, вереница далеко не новых автомобилей, стремящихся поскорее вырваться из города, повышенное давление и температура в системе охлаждения, возможно — чуть подзалипшая пробка расширительного бачка или запаздывающий с началом открытия термостат… И вот уже из-под капота вырываются клубы пара, под машиной стремительно начинает растекаться лужа антифриза, из автомобиля выскакивает водитель и, быстро открыв капот, пытается узнать, что же произошло. Знакомая картина?

Причина, скорее всего, в том, что старый растрескавшийся патрубок не выдержал повышенного давления в системе охлаждения и вылил до уровня разрыва всю ценную для двигателя охлаждающую жидкость. Хорошо, если из-за этого не поведет головку блока цилиндров, но и без того водителя ждут неприятные хлопоты: многие ли автовладельцы возят с собой запасные шланги и пару канистр антифриза для заправки системы охлаждения?

Мы решили выяснить, какие из доступных на рынке патрубков точно не подведут владельцев вазовских «восьмерок», «девяток» и «девяносто девятых», а также более современных соплатформенных моделей семейства 2113–2115.

Испытанные образцы

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

АТ

Цена: 726 рублей

В комплекте — червячные хомуты

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

CS 20

Цена: 2318 рублей

Высокая стоимость обусловлена тем, что патрубки изготавливаются из силикона

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Gates

Цена одного шланга из комплекта — 663 рубля; комплект шлангов сопоставим по цене с силиконовыми деталями

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

LUZAR

Цена: 870 рублей

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Riginal

Цена: 826 рублей

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Rosteco

Цена: 966 рублей

В комплекте — червячные хомуты

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Sonatex

Цена: 440 рублей

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

«Балаково Запчасть»

Цена: 746 рублей

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

БРТ

Цена одного шланга из комплекта — 574 рубля; комплект оригинальных шлангов дороже большинства конкурентов

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Методика и ход испытаний

Согласно ГОСТ ISO 4081-2021 «Рукава и трубки резиновые для системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания» минимальное разрывное давление, которое должны выдерживать шланги диаметром свыше 35 мм, должно быть не менее 5 атм. Шланг во время испытаний заполняется горячей водой (свыше 80 °C); далее включается компрессор, который создает избыточное давление в системе до момента разрыва патрубка.

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцовТест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцовТест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Наименьший запас прочности показали патрубки Riginal, Rosteco и Sonatex.

Помимо прочности, патрубки системы охлаждения должны также обладать морозостойкостью. Для проверки на потерю эластичности при заморозке мы поместили шланги на одни сутки в термокамеру, где создается и поддерживается температура –40 °C.

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцовТест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

После заморозки мы попробовали сжать заготовленные отрезки патрубков — от этого растрескались патрубки Riginal и «Балаково Запчасть». Чтобы усложнить задачу остальным участникам теста, мы понизили температуру до –50 °C, но даже после заморозки до такой экстремальной температуры все испытываемые образцы остались целы.

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Каков итог?

Наиболее серьезные претензии у наших экспертов-испытателей возникли к патрубкам Riginal и «Балаково Запчасть»: детали оказались хрупкими при заморозке, и это явный минус в наших климатических условиях.

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Патрубки Riginal, Rosteco и Sonatex имеют всего лишь ­10%-ный запас прочности по сравнению с нормативными требованиями, что не в лучшую сторону выделяет их на фоне других тестовых образцов. Деталь AT по прочности не сильно оторвалась от этой группы, но уверенно заняла четвертое место в общем зачете.

Третье место поделили патрубки БРТ и LUZAR, продемонстрировавшие высокие показатели прочности и морозостойкости.

Еще прочнее оказалась деталь марки CS20, кроме того, она достойно выдержала «пытку холодом» — второе место.

Ну а победителем теста мы признаем образец марки Gates, поскольку только этот патрубок выдержал давление в 10 атм! Морозостойкость детали — также на высоком уровне.

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Тест патрубков системы охлаждения для Lada: испытываем и «морозим» 9 образцов

Рекомендации экспертов

Некоторые автовладельцы предпочитают не производить замену патрубков до выхода их из строя. Однако периодически стоит проверять состояние шлангов как минимум визуально. Есть и простой способ их проверки на прочность: нужно сжать шланг рукой. Если он прожимается с трудом и слабо пытается вернуться к прежней форме или на поверхности имеются вздутия — стоит заменить его в самое ближайшее время.

Фото: журнал «Движок»

Проверка патрубков системы охлаждения

Обнаружение неисправностей системы охлаждения
Все, что снижает способность системы поглощать, перемещать и рассеивать тепло, может привести к снижению производительности двигателя и даже к перегреву: низкий уровень охлаждающей жидкости, пережатый шланг, неисправный термостат, подвергшийся коррозии водяной насос, изношенная герметичная крышка и т. д. Другими словами, двигатель может быть защищен от переохлаждения или перегрева только тогда, когда каждый компонент системы охлаждения отлично функционирует. Охлаждающая жидкость должна избавляться от тепла, которую она получает от разогретых деталей двигателя. Для этого необходим правильно работающий радиатор, который обеспечит рассеивание накопленного в охлаждающей жидкости тепла в окружающую среду. Но не меньшую роль играют патрубки, термостат и водяной насос. Пережатый патрубок будет ограничивать поток охлаждающей жидкости. Неисправный термостат может блокировать циркуляцию охлаждающей жидкости. Подвергшийся коррозии водяной насос не сможет обеспечить эффективное перемещение охлаждающей жидкости. Даже такая небольшая деталь, как герметичная крышка, является очень важной. Износ герметичной крышки не позволит обеспечивать надлежащее давление в системе, что может сказаться на работе системы охлаждения в целом.

Основная цель данного руководства заключается в выявлении слабых мест системы охлаждения до ее отказа, чтобы вы могли оградить ваших клиентов от неприятностей, таких как недостаточный обогрев салона в холодное зимнее утро, большой расход топлива или даже хуже — аварийная остановка в жаркий летний день.

Применение надлежащей охлаждающей жидкости
Поскольку охлаждающая жидкость обеспечивает жидкостное соединение между компонентами системы охлаждения, ее стоит рассматривать как важную деталь системы, заслуживающую полного внимания. Охлаждающая жидкость двигателя выполняет несколько функций: поглощает тепло от двигателя, обеспечивает защиту от замерзания и помогает повысить точку кипения (система охлаждения двигателя построена на том принципе, что жидкость под давлением начинает кипеть при большей температуре, чем жидкость при атмосферном давлении). В дополнение к защите двигателя от высоких температур, охлаждающая жидкость защищает систему охлаждения от ржавчины и коррозии, поскольку содержит антикоррозионные присадки, замедлители коррозии и смазку для водяного насоса, которые поддерживают безотказность функционирования компонентов системы охлаждения.

Состав и выбор охлаждающей жидкости
Как и в случае с моторными маслами, современные автомобили требуют использования конкретных охлаждающих жидкостей, одобренных производителем автомобиля. Система охлаждения является более сложной, чем раньше, и включает в себя компоненты, изготовленные из различных материалов. Необходимость защиты этих компонентов от ржавчины и коррозии является одной из основных причин, стоящих за ростом числа охлаждающих жидкостей, одобренных производителями автомобилей. Охлаждающие жидкости можно разделить на четыре типа, которые не являются взаимозаменяемыми, каждый тип разработан для разных целей:

ТИП ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ
Технология неорганических добавок IAT силикаты/фосфаты
Технология органических кислот OAT органическая кислота
Технология гибридных органических кислот HOAT органическая кислота
с силикатами
Технология фосфатных гибридных
органических кислот
PHOAT органическая кислота
с фосфатами

Неорганические присадки используются для покрытия поверхностей системы охлаждения, поскольку они способны образовывать тонкую защитную пленку, однако со временем они истираются. Эти присадки не очень избирательны, поэтому они образуют пленку на всех поверхностях независимо от того, из какого материала изготовлены поверхности. Органические присадки образуют химические связи с уязвимыми поверхностями, создавая тонкую, но исключительно прочную пленку и обеспечивая длительную защиту. Они обладают свойством избирательности, защищая только те участки, которые в этом нуждаются.
Выбор охлаждающей жидкости был бы намного проще, если бы все производители автомобилей изготавливали системы охлаждения двигателей из одних и тех же материалов. Но поскольку это не так, каждый производитель заливает подготовленную на заводе охлаждающую жидкость, учитывая материалы, из которых изготовлены компоненты системы охлаждения.

Таким образом, выбор надлежащей охлаждающей жидкости для замены зависит от конструкции системы охлаждения. Именно поэтому компания Gates рекомендует производить замену охлаждающей жидкости в автомобиле только с использованием жидкости, рекомендованной производителем автомобиля.
Одна охлаждающая жидкость не может подходить для всех автомобилей!

Проверка уровня и замена охлаждающей жидкости
Проверяйте уровень охлаждающей жидкости каждый раз, когда автомобиль проходит обслуживание. Низкий уровень охлаждающей жидкости отрицательно сказывается на состоянии компонентов системы охлаждения, представляя риск возникновения губительных для двигателя температур. Уровень жидкости должен располагаться между отметками максимум и минимум, нанесенными на боковой поверхности резервуара. Если уровень находится вблизи минимальной отметки или на ней, долейте в систему рекомендованную производителем автомобиля охлаждающую жидкость или, если таковой нет в наличии, дистиллированную воду (макс. 2 % от общего объема охлаждающей жидкости). Не заливайте водопроводную воду или несовместимую охлаждающую жидкость. Водопроводная вода различается по показателям pH и содержанию минеральных веществ. Ее добавление вызовет дисбаланс в химическом составе охлаждающей жидкости, что при нагревании приведет к просачиваниям и образованию отложений, сужающих каналы системы охлаждения. Доливка несовместимой охлаждающей жидкости приведет к ухудшению защитных свойств имеющейся жидкости.

При полной замене охлаждающей жидкости необходимо следовать рекомендациям производителей.

Смешивание разных охлаждающих жидкостей или заправка системы неподходящей охлаждающей жидкостью может стать причиной прекращения действия заводской гарантии на автомобиль. Перед заправкой системы охлаждения обязательно слейте жидкость и промойте систему с использованием одобренного инструмента для промывки. Используйте готовую к применению охлаждающую жидкость или смешайте концентрированную жидкость с дистиллированной водой в рекомендованной производителем автомобиля пропорции.

И, что не менее важно, охлаждающую жидкость следует менять не реже одного раза в течение двух лет или через каждые 50 000 км, что является отличной профилактической мерой, предупреждающей снижение эффективности работы системы. Кроме того, если у вас есть сомнения насчет качества жидкости в системе охлаждения, слейте эту жидкость, промойте систему и залейте новую охлаждающую жидкость.

Особое примечание. Внешность может быть обманчива
Иногда на первый взгляд жидкость кажется чистой. Однако если система охлаждения автомобиля с большим пробегом никогда не промывалась, скорее всего, жидкость загрязнена. Не все загрязняющие вещества изменяют внешний вид охлаждающей жидкости. Например, загрязнения песком и другим абразивным мусором, частицами коррозии алюминия или минеральными веществами в воде не будут очевидными. Кроме того, при принятии решения не следует полагаться на цвет охлаждающей жидкости. Охлаждающие жидкости могут иметь один и тот же цвет даже при различном составе.

Функция красителя состоит в том, чтобы помочь обнаружить утечку охлаждающей жидкости. Если возникает вопрос о том, какую жидкость использовать в том или ином случае, всегда используйте охлаждающую жидкость, рекомендованную производителем автомобиля.

Помните, что слив, промывка и заправка системы охлаждения новой жидкостью выполняются для предотвращения, а не для устранения проблем!

Замена охлаждающей жидкости является отличной профилактической мерой, но одного этого может быть недостаточно.

Проверка патрубков

Когда на автомобилях использовались менее сложные двигатели, обычным автомастерским было достаточно иметь лишь несколько видов и типоразмеров патрубков для системы охлаждения. Но в современных автомобилях с очень маленькими подкапотными пространствами патрубки системы охлаждения бывают всех форм и размеров, чтобы подходить под конкретные применения и вмещаться в ограниченные пространства. Они разносят охлаждающую жидкость по различному оборудованию, расположенному под капотом, и это не только радиатор двигателя, термостат, водяной насос и радиатор отопителя. В дополнение к таким традиционным элементам системы охлаждения, как верхний, нижний, байпасный патрубки и шланги отопителя салона, автомобили также оборудованы шлангами малого диаметра, которые доставляют охлаждающую жидкость к корпусу дроссельной заслонки, турбокомпрессору, масляному радиатору и другим компонентам.

Хотя сфера применения патрубков системы охлаждения с годами изменилась, их базовая конструкция осталась прежней. Патрубки состоят из трех частей: трубка, оплетка и покрытие. По трубке течет охлаждающая жидкость, а оплетка предотвращает разрыв трубки под воздействием давления. Внешнее покрытие защищает весь патрубок от неблагоприятных воздействий окружающей среды и загрязнений. Эти три составные части соединены вместе при помощи специальных связывающих веществ.

Ожидаемый срок службы патрубка
В то время как базовая конструкция патрубков остается относительно неизменной на протяжении многих лет, материалы, из которых они изготавливаются, существенно улучшились. Благодаря этим улучшениям срок службы патрубков стал намного больше, чем раньше. И все же суровые окружающие условия, в которых им приходится работать, неизбежно сказываются на них, и с течением времени даже самые качественные патрубки изнашиваются. Когда это происходит, они обычно разрушаются изнутри под воздействием электрохимической деградации. Поскольку нет простого способа визуального обнаружения внутренних повреждений патрубка, а статистические данные показывают, что количество неисправностей в значительной степени возрастает после четвертого года эксплуатации, патрубки системы охлаждения рекомендуется заменять по меньшей мере раз в четыре года или каждые 100 000 км пробега.

Патрубки могут выходить из строя быстрее
Несмотря на то, что интервал замены в четыре года является рекомендуемым, он не является абсолютно точным. Автомобили, работающие в тяжелых окружающих условиях, и автомобили, которые часто простаивают, могут требовать более частой замены патрубков. Таким образом, необходимо периодически проверять патрубки (даже, если им менее четырех лет) на отсутствие повреждений от их основного врага — электрохимической деградации, а также протечек, температуры, озона, абразивных веществ и смазочных масел — всякий раз, когда автомобиль проходит обслуживание. Если на шланге присутствуют любые заметные признаки износа, он подлежит немедленной замене.

Не забывайте проверять состояние хомутов и соединителей
Проверьте каждый хомут и соединитель и замените в случае обнаружения повреждений. Компания Gates рекомендует заменять хомуты и соединители при каждой замене патрубка системы охлаждения. Хомуты бывают совершенно разных типов, каждый из которых предназначен для различных видов патрубков. Перед заменой патрубков важно убедиться, что в вашем распоряжении имеются хомуты надлежащего типа и размера.

Признаки неисправности патрубка
Некоторые общие указания перед началом проверки патрубков: обязательно проверяйте патрубки на отсутствие перегиба!

При осмотре патрубка системы охлаждения на отсутствие повреждений убедитесь, что он не перегнут и не касается горячих или движущихся деталей двигателя или острых кромок. Перегиб может сказаться на снижении потока охлаждающей жидкости и вызвать перегрев двигателя. Острый край может, в конечном итоге, надрезать или протереть шланг, в результате чего возникнет утечка охлаждающей жидкости.
Дополнительный совет: проверка температуры патрубка может показать, правильно ли функционирует система охлаждения

Рассмотрим несколько примеров. Измеряйте температуру патрубка, используя инфракрасный термометр. Если включить отопитель салона, то температура подводящего и отводящего патрубков отопителя должна быть приблизительно одинаковой. Если это не так, возможно, наступило время ремонта. Если верхний патрубок радиатора двигателя становится горячим до того, как двигатель прогреется до рабочей температуры, это означает, что термостат закрывается не полностью или даже остается постоянно открытым. Если этот шланг совсем не нагревается, значит, термостат заблокирован. В обоих случаях термостат подлежит немедленной замене.

Перечисленные ниже признаки указывают на необходимость замены патрубка:

Перед выполнением любых ремонтных работ двигатель должен остыть!

1. Внутреннее повреждение под воздействием электрохимической деградации

Признаки: Электрохимическая деградация является основной причиной повреждения патрубков. Электрохимическая деградация разъедает шланг изнутри и поэтому не обнаруживается путем визуального осмотра. Выполните проверку сжатием. Электрохимическая деградация повреждает шланг с краев на расстоянии 5–10 см, поэтому в первую очередь проверьте жесткость патрубка на краях, сдавливая его большим и указательным или указательным и средним пальцами. После этого сдавите шланг посередине, чтобы сравнить его жесткость с жесткостью по краям. Если концы мягкие и пористые или внутри патрубка прощупываются несплошности или борозды, вероятно, шланг подвергается агрессивному воздействию электрохимической деградации.
Причина: Электрохимическая деградация возникает вследствие того, что в системе охлаждения распространяются электрические заряды, возникающие между компонентами, изготовленными из различных металлов. В случае высокой концентрации эти электрические заряды будут воздействовать на трубку патрубка, образуя в ней мелкие трещины и ослабляя его.
Решение: Немедленно замените поврежденный шланг. Лучшим способом избежать неисправности, связанной с электрохимической деградацией, является использование патрубка, который способен ей противостоять.

2. Утечка

Признаки: Проступание влаги, капли или подтеки охлаждающей жидкости вблизи хомутов и соединителей или на самом шланге.
Причина: Утечка обычно является следствием слабой затяжки хомута или повреждения соединителя. Металлы при нагревании расширяются. Если новый шланг устанавливался на еще теплый двигатель, увеличенный диаметр впускного или выпускного патрубка не позволит затянуть хомут с необходимым моментом. Кроме того, резина расширяется под воздействием температуры приблизительно в 20 раз больше, чем металлы. Хомут удерживает шланг на трубке, но при этом шланг установлен в его расширенном состоянии. После охлаждения двигателя между установочным внутренним диаметром патрубка и номинальным внешним диаметром металлической трубки образуется зазор, через который начинает подтекать охлаждающая жидкость. Помимо проблем с хомутом или соединителем, утечка может быть вызвана износом самого патрубка.
Решение: Замените на рекомендованный шланг.
Рекомендации по затяжке хомутов. Во избежание утечек на холодном двигателе необходимо выполнить повторную затяжку регулируемых хомутов после некоторого времени обкатки. Другим решением будет использование пружинных хомутов, которые автоматически регулируют затяжку при нагревании или остывании системы охлаждения.

Рекомендации по соединителям. Развальцованный соединитель обеспечивает лучшие характеристики герметичности и удержания. Чем меньше шероховатость поверхности соединителя, тем меньше вероятность возникновения утечки из-под хомута. Трубопроводная арматура из латуни и литьевого чугуна через некоторое время прилипает к распространенным резиновым смесям, что снижает вероятность протечек, равно как и использование герметиков и липких гелей.

3. Тепловое повреждение

Признаки: Тепловое повреждение может возникать как внутри, так и снаружи. Незначительное вздутие является одним из признаков внутреннего повреждения. Если в результате высокой температуры произошло сильное повреждение внутренних нитей оплетки, шланг станет мягким и на нем даже могут появиться вздутия. Проще обнаруживаются внешние тепловые повреждения, поскольку внешнее покрытие поврежденных высокой температурой патрубков становится огрубевшим, глянцевым и покрытым трещинами.
Причина: Отсеки двигателя становятся меньше и компактнее, что приводит к росту температуры под капотом. Температура от близко расположенных горячих деталей двигателя, низкий уровень охлаждающей жидкости и резкие перепады температуры также вносят свой вклад в разрушение.
Решение: Замените на рекомендованный патрубок.

4. Повреждения от озона

Признаки: Тонкие, параллельно расположенные трещины на внешнем покрытии, обычно на изгибах патрубка.
Причина: Повышенная концентрация озона, вызванная выбросами, воздействует на связующие агенты некоторых резиновых смесей. Крошечные трещины возникают, главным образом, в тех местах патрубка, которые испытывают напряжение: обводы, изгибы и места установки хомутов. Через эти трещины проникают загрязняющие вещества, разрушающие шланг.
Решение: Замените на рекомендованный шланг.

5. Механическое повреждение

Признаки: Механическое повреждение может быть обнаружено по наличию потертостей или повреждений внешнего покрытия патрубка.
Причина: Механическое повреждение вызвано трением патрубка о детали двигателя или другие объекты, находящиеся вблизи него. Например, шланг может быть механически поврежден в результате контакта с деталями, которые были случайно смещены во время технического обслуживания, ремонта или прочего воздействия извне. Механический износ также может происходить после разрушения заводских направляющих для укладки патрубков или когда шланг неправильно располагается в направляющих.
Решение: Замените патрубок. Если патрубок лежит на острой кромке или может соприкоснуться с ней, или если он расположен рядом с источником высокой температуры, попробуйте выполнить одно из следующих действий:
1. Проложите шланг таким образом, чтобы он обходил точки возможного контакта или при необходимости замените или отремонтируйте лотки для укладки патрубка
2. Если это невозможно, немного поверните шланг на обеих точках крепления, чтобы отвести его от контактирующей поверхности
3. В качестве последнего средства наденьте на новый шланг защитную втулку в месте контакта.
Компания Gates не советует использовать для этого разрезанный кусок старого патрубка, так как это может негативно сказаться на температурном режиме системы в целом.

6. Загрязнение маслом

Признаки: Патрубок становится мягким или губчатым на ощупь. Появляются явные вздутия и разбухания. Причина: Масло химическим образом воздействует на резиновую основу патрубка и ослабляет молекулярные связи. Это вызывает размягчение патрубка, набухание и расслоение, приводящие к его выходу из строя. Решение: Замените патрубок и устраните источник попадания масла. Если это невозможно, измените маршрут прокладки патрубка.

Диагностика системы охлаждения двигателя

Система охлаждения не требовательна к водителю. Замена охлаждающей жидкости и регулярная проверка ее уровня – две вещи, о которых должен помнить водитель.

Проверка уровня охлаждающей жидкости не требует никаких инструментов — уровень охлаждающей жидкости виден невооруженным глазом. Вы только посмотрите на шкалу прозрачного расширительного бачка.

Замену охлаждающей жидкости следует производить в зависимости от того, что использовалось в данном автомобиле. Обыкновенная универсальная охлаждающая жидкость заменяется каждые 2 года. Марка универсальная, с увеличенным сроком службы — каждые 5 лет. Рекомендованный производителем автомобиля концентрат охлаждающей жидкости, смешанный с деминерализованной водой в соответствующих пропорциях, можно заменять даже раз в 7 лет. Замена охлаждающей жидкости проста и не требует присутствия механика.

Заброшенная система охлаждения, – какие риски нужно учитывать?

Диагностика системы охлаждения двигателя

Низкая эффективность системы охлаждения, вызванная использованием воды, старой охлаждающей жидкости в системе или связанная со слишком низким уровнем охлаждающей жидкости, может быть причиной:

  • ускоренного износа моторного масла из-за перегрева и, как следствие, потери его, смазывающие и защитные свойства, что приводит к износу механических узлов двигателя;
  • износ прокладки под головкой двигателя из-за слишком высокой температуры узла привода;
  • снижение мощности двигателя;
  • снижение эффективности насоса охлаждающей жидкости;
  • в экстремальных случаях привод может заклинить и полностью разрушиться.

Проблемы с термостатом:

  • заклинивший термостат приводит к тому, что двигатель не достигает рабочей температуры. В результате привод потребляет гораздо больше топлива, имеет меньшую мощность (из-за большего сопротивления работе), система отопления не может работать на полную мощность, а в двигателе образуются нагар и лаки.
  • блокировка термостата в закрытом положении приводит к более быстрому нагреву привода, что может привести к перегреву и заклиниванию.

Использование воды в системе охлаждения:

  • типичные опасности, связанные с использованием воды, включают перегрев системы охлаждения, низкую охлаждающую способность, коррозию в системе охлаждения (например, повреждение радиатора) и накипь, которая закупоривает каналы радиатора и нагревателя;
  • вода в системе охлаждения может замерзнуть, что приведет к разрыву радиатора или других компонентов системы охлаждения.

Проблемы с насосом охлаждающей жидкости:

  • из насоса может вытекать охлаждающая жидкость, и он может временно заблокироваться из-за износа подшипников насоса.

Утечки в системе охлаждения:

  • чаще всего из-за изношенных шлангов и проржавевшего радиатора. Постоянно понижающийся уровень охлаждающей жидкости вызывает риск перегрева двигателя и даже приводит к его заклиниванию.

Роль системы охлаждения — почему она так важна

Роль системы охлаждения

Задача системы охлаждения – поддерживать правильную температуру двигателя, чтобы привод мог работать в оптимальных условиях. Это выражается в высокой производительности двигателя, низком расходе топлива и низком уровне выбросов.

Система охлаждения состоит из:

  • насоса охлаждающей жидкости, который обычно приводится в действие зубчатым приводом (ремнем или цепью);
  • термостат;
  • радиатор;
  • вентилятор — может приводиться в действие электродвигателем или посредством вязкостной муфты, передающей привод непосредственно от двигателя;
  • рукава холодильные, изготовленные с использованием резины и состоящие из корпуса, армирования и наружного покрытия;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • расширительный бак;
  • СОЖ с правильно подобранными параметрами;
  • возможно другие датчики.

После запуска двигателя начинает работать система охлаждения. Насос охлаждающей жидкости нагнетает охлаждающую жидкость, которая первоначально циркулирует по так называемому небольшая система, минуя радиатор. Это позволяет двигателю быстрее достичь оптимальной рабочей температуры.

После прогрева двигателя и охлаждающей жидкости термостат открывается. Охлаждающая жидкость поступает в большой контур, протекающий через радиатор. Отныне задачей системы является поддержание оптимальной температуры двигателя.

Охлаждающая жидкость отдает лишнее тепло в радиатор, где во время движения охлаждается потоком воздуха. Если поток воздуха недостаточен, включается вентилятор.

В современных, новейших автомобилях используются термостаты с программным управлением, работающие от электросети. Термостаты этого типа управляются компьютером, который управляет работой приводного устройства. Благодаря им, компьютер управления двигателем может контролировать температуру охлаждающей жидкости через термостат, контролируя работу его клапана.

Как проверить систему охлаждения без инструментов

Как проверить систему охлаждения без инструментов

При базовом осмотре подержанного автомобиля необходимо проверить следующее:

  • Уровень охлаждающей жидкости по шкале расширительного бачка при холодном двигателе.
  • Проверьте наличие охлаждающей жидкости или воды в двигателе. Если вода — лучше отказаться от покупки такой машины.
  • Проверьте цвет охлаждающей жидкости – жидкости в целях безопасности имеют специфические, чаще всего очень яркие цвета – синий, зеленый, желтый, красный, розовый и т. д. Если жидкость в системе имеет неопределенный цвет, это может означать что смешались разные жидкости.
  • Загляните в бачок и убедитесь, что охлаждающая жидкость чистая и не содержит моторного масла или других загрязнений.

Охлаждающая жидкость не должна пахнуть выхлопом автомобиля.

Также проверьте состояние шлангов системы охлаждения – они не должны быть слишком жесткими или слишком мягкими, не должны быть перекручены, на них не должно быть видимых трещин и пузырей.

Во время пробной поездки обратите внимание на температуру охлаждающей жидкости, видимую на указателе. Следует проверить, с какой скоростью он растет и в какое время. Повышение температуры не резкое и не превышает безопасных значений? Имеются ли колебания температуры (повреждение насоса охлаждающей жидкости)? Нет ли проблем с достижением нужной температуры после того, как проедешь несколько километров?

При этом следует учитывать температуру наружного воздуха – в жаркую погоду он будет прогреваться быстрее, а в морозы – медленнее. Прислушайтесь к звуку двигателя и проверьте наличие металлических шумов, указывающих на повреждение подшипника насоса охлаждающей жидкости.

На приборной панели может появиться предупреждающее сообщение или может загореться индикатор проверки двигателя, что указывает на неисправность программируемого термостата.

Автомобиль стоит остановить и дать ему поработать несколько минут на холостом ходу. Это позволит вам проверить, работает ли вентилятор. Он должен периодически загораться только при повышении температуры охлаждающей жидкости. Он не может работать все время.

Комплексный осмотр автомобиля перед покупкой – доверьте это специалистам!

Автомобиль представляет собой систему соединенных сосудов, примером которой является система охлаждения. Пренебрежение системой охлаждения отрицательно сказывается на двигателе и может привести к его сильному износу или дорогостоящим поломкам.

Поэтому перед покупкой стоит тщательно проверить автомобиль. Пусть это сделают специалисты!
Специалисты тщательно проверят систему охлаждения и все другие системы, входящие в комплектацию автомобиля.

Видео из нашего автосервиса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *