С какой силой затягивать гбц
Перейти к содержимому

С какой силой затягивать гбц

  • автор:

Правила затяжки болтов головки блока цилиндров

Снятие головки блока цилиндров при выполнении ремонта двигателя – часто выполняемая технологическая операция. Снять головку не сложно, проблемы возникнут установке ГБЦ на место в ходе работ по сборке ДВС. Необходимо тщательно следовать технологии сборки, разработанной автопроизводителем.

Общие правила

Автопроизводители в своих рекомендациях всегда указывают на следующие моменты:

  • Затяжка болтов должна выполняться согласно требованиям к усилию. Контроль осуществляется с помощью динамометрического ключа. Обычные ключи для затяжки применять нельзя.
  • Затяжка выполняется без рывков, очень плавно. Рекомендуется на финальном этапе притягивания головки к БЦ использовать ключ с удлиненным плечом.
  • Затяжке должен предшествовать контроль состояния резьбы, чтобы исключить использование болтов с повреждением или другими дефектами резьбы. Не допускать попадание посторонних предметов и частиц.

В рекомендациях некоторых автопроизводителей можно встретить совет смазывать резьбу моторным маслом, что облегчает вкручивание болтов в место посадки. Однако нельзя допускать попадание масла в отверстия, особенно глухие. В таких случаях крепеж по инструкции выполнить невозможно.

Инструментарий

Из инструмента потребуется динамометрический ключ с калибровкой усилия (момент затяжки на разных автомобилях отличается) и торцевая головка под конкретный вид крепежа:

  • Щелчковый (пружинный или предельный) ключ. Предназначен для быстрой затяжки резьбовых соединений с заданным крутящим моментом. Щелчок, сообщающий о необходимости прекратить затяжку текущим моментом, раздается при срабатывании в ключе пружинного механизма при достижении требуемого усилия. При правильном использовании и корректном хранении щелчкового ключа погрешность не превышает 4%.

  • Стрелочный (торсиальный) ключ. Представляет собой рычаг со стрелкой и шкалой усилия/индикатором часового вида. Самый простой ключ в использовании. При проворачивании рычага стрелка указывает на текущий момент затяжки. К недостаткам можно отнести значительную погрешность (в диапазоне 5-20%) и потерю упругости сталью при длительном использовании, что не позволяет проводить регулировку.

  • Цифровой ключ. Самый точный инструмент среди всех ключей с погрешностью, не превышающей 1%. Такой ключ также называют цифровым адаптером. Благодаря точности затяжки болтов крепления ГБЦ применяется при монтаже резьбовых соединений, где требуется особая аккуратность.

  • Другие приспособления. Применение самодельных динамометрических ключей допускается в случаях, когда нет возможности использовать другие инструменты. Как правило, такие ключи состоят из трещотки и старых пружинных весов. Пружинные весы можно заменить на современные цифровые. Главный недостаток ― погрешность, значительно превышающая погрешность заводских динамометрических ключей. Происходит это из-за неправильной калибровки усилия.

Методы затягивания

Количество автопроизводителей, выпускающих моторы, достаточно велико. Несмотря на это, предусмотрено два варианта затягивания болтов головки:

  • затяжка в несколько подходов до определенного усилия с последующим двойным докручиванием до нужного угла;
  • затяжка в несколько подходов до нужного значения без выполнения докручивания.

Располагая информацией о типе болтов, выбирается метод затягивания. Первый из указанных методов используют для затяжки болтов с маркировкой TTY. Такая маркировка указывает на свойство растяжения. Благодаря упругой деформации выполняется укладка детали между блоком и головкой блока с компенсацией расширения элемента при нагревании. Для достижения требуемого результата крепежи переводятся в специальный режим, для чего нужно определить угол.

Для нерастягивающихся крепежей рекомендуется второй метод затягивания. Как правило, такой метод используется при ремонте старых автомобилей. К преимуществам такого метода относится возможность повторного использования. Однако при эксплуатации автомобиля необходимо постоянно докручивать крепеж.

Порядок выполнения работ

Существуют определенные нюансы при затягивании болтов разных автопроизводителей, однако в целом схема похожа. При строгом выполнении разработанного алгоритма работ негативных последствий возникнут не должно.

  • Изучить мануал автопроизводителя для определения последовательности и усилия затяжки.
  • Подготовить и проверить работоспособность динамометрического ключа.
  • Осмотреть поверхность головки и блока цилиндров, протереть ветошью или очистить сжатым воздухом.
  • Поставить прокладку ГБЦ на место, разместить сверху головку в соответствии с направляющими втулками.
  • Смазать резьбу болтов моторным маслом (если предусмотрено инструкцией).
  • Установить болты в отверстия и затянуть от руки.
  • Затянуть болты. Практически на всех автомобилях есть определенный порядок затяжки болтов: от центра ГБЦ к ее краям, крест на крест. В качестве примера: сначала затягивают два центральных болта правого и левого рядов, потом два болта слева от центральных, далее два болта справа от центральных, потом два болта, расположенных слева в обоих рядах, последними затягивают болты, находящиеся справа в обоих рядах.

Важно! Крепеж всегда выполняют в 3-4 подхода:

  • первый подход с усилием 3-4 кгс;
  • второй подход с усилием 7 кгс;
  • третий подход с усилием 9 кгс;
  • заключительный подход с усилием 11,5-12 кгс.

Также в инструкции может быть указано о необходимости дополнительной протяжки до определенного угла. После нескольких дней эксплуатации рекомендуется проверить усилие, с каким закручен крепеж. При показателях, отличающихся от номинальных, необходимо докрутить болты с использованием динамометрического ключа.

Ошибки при монтаже ГБЦ

Ошибку с необходимым усилием допускают при выполнении работы по монтажу ГБЦ без динамометрического ключа. Это приводит к неравномерному моменту. Усилие в подобных случаях будет недостаточным или чрезмерным, что приведет к деформации поверхности головки блока цилиндров или допуску прорыва газов, масла или охлаждающей жидкости. Последствия для двигателя в таких случаях бывают очень тяжелыми.

Соблюдение правил затягивания крепежных болтов ГБЦ и требуемого момента гарантирует долговечную и надежную работу установленных деталей. С учетом той роли, которую выполняет в двигателе газораспределительный механизм, отклоняться от точного соблюдения правил монтажа нельзя.

Момент затяжки головки блока цилиндров

Головка блока цилиндра (сокращенно ГБЦ) – один из важных механизмов автомобиля, который входит в силовую установку. Находится деталь в верхней части двигателя, закрывает цилиндры. Между ними находится достаточно плотная прокладка, которая обеспечивает полную герметизацию. За счет этого воздушно-топливный состав не выходит из мотора, когда происходит рабочий такт. Но, если соединение деталей неплотное, установка быстро выходит из строя, полностью ломается. Зачастую такое случается, когда неправильно выбирается момент затяжки ГБЦ.

Как правило, всевозможные ошибки допускаются после ремонтных работ, восстановления мотора, когда демонтируются его главные элементы, в том числе ГБЦ. Чтобы избежать подобных случаев, нужно знать не только момент, но и порядок затяжки головки блока цилиндров

Как затягивается ГБЦ: особенности процесса

Если вас интересует порядок затяжки болтов головки блока цилиндров, отметим то, что данный процесс может различаться в разных автомобилях. Универсальные методы есть, однако для начала стоит убедиться, что они могут использоваться именно для вашего авто. Для этого внимательно ознакомьтесь с технической документацией, изучите все важные нюансы обслуживания транспортного средства.

Классическая схема затягивания блока цилиндров выполняется от центральной части к крайним участкам, крест-накрест. Следовательно, затягивание производится по 2 болта.

  • В правом, левом ряду, в центре;
  • Болты с левой стороны от центральных;
  • Болты с правой стороны от центральной части;
  • С левой стороны в двух рядах;
  • С правой стороны в каждом ряду.

Не забывайте о том, что необходимо специальное усилие затягивания головки. Если выбрать недостаточные значения, болтики будут сами раскручиваться от постоянной вибрации. Но, приложив много усилий во время затягивания крепежной детали, элементы деформируются, ломаются. В подобной ситуации детали придется менять, что приведет к дополнительным финансовым затратам для владельца автомобиля.

Как затянуть ГБЦ, используя динамометрический ключ?

Это профессиональный инструмент, за счет которого определяется, с каким именно усилием происходит затягивание болта. Его главный элемент – динамометр, который измеряет момент силы. Данное устройство широко используется во время изготовления промышленных агрегатов, ремонта автомобилей, сборки разнообразных конструкция для строительства.

Если требуется узнать, при помощи какого усилия затягивается ГБЦ, используются самые разнообразные инструменты:

  1. Предельные. Когда достигается необходимый момент силы прибора, возникает определенный сигнал. Это самый комфортный вариант для затяжки болтов. То есть, если необходимо затянуть большое количество крепежных деталей, приложив одинаковое усилие.
  2. Шкальные. При монтаже болтов на шкале устройства показывается момент силы. За счет данного оборудования строго отслеживается усилие во время затягивания болтов именно сейчас.
  3. Стрелочные. Напоминают предыдущие варианты, но дают возможность определить усилие на заранее установленных крепежах.

Выбрав оптимальный инструмент, мастер выполняет процесс в разные подходы. Самый первый момент затяжки болтов ГБЦ должен составлять максимум 1 кгс, лишь после этого последовательно устанавливаются все комплектующие:

  • Первый — 3-4 кгс.
  • Второй — 7 кгс.
  • Третий — 9 кгс.
  • Четвертый — 11,5-12 кгс.

Как необходимо затягивать ГБЦ: важные моменты

Главное правило, которое необходимо соблюдать во время проведения ремонта – применение правильной силы затягивания ГБЦ. Самый крупный момент варьируется в пределах широкого диапазона. Все зависит от марки, модели транспортного средства. Чтобы узнать его, необходимо ознакомиться с инструкцией по начинке именно вашей машины. Если вы этого не сделаете, в разы увеличится вероятность повреждения деталей.

Отметим то, что необходимо знать силу затягивания ГБЦ, а также длину крепежных деталей. Если болт очень длинный, при затягивании он сможет упереться в днище колодца. Во время попытки затянуть деталь может обломиться головка болта, сорваться резьба. Для устранения проблемы потребуется разобрать силовой агрегат, поменять прокладку, восстановить колодец. Для выполнения ремонтных работ потребуются дополнительные финансовые вложения, следовательно, рациональнее заранее измерить величину болта, приобрести подходящие элементы.

Отдельного внимания заслуживает следующий момент: как грамотно проверить затягивание болтов ГБЦ. Для данного процесса используется динамометрический инструмент, показывающий момент силы во время монтажа крепежных деталей. Но, кроме регулярных проверок, необходимо также повторно подтянуть каждый болт. К данному моменту происходит обжим прокладки от вибрации, высоких показателей температуры. Крепежи спустя время ослабляются, поэтому требуется их дополнительно подтягивать. Ориентироваться стоит на момент силы, благодаря которой затягивались крепежные элементы на головке изначально.

Неправильная затяжка болтов ГБЦ: основные признаки неполадок

Если неправильно производился порядок затяжки ГБЦ, в функционировании автомобиля могут появляться разнообразные неисправности. Чаще всего владельцы авто сталкиваются со следующими неполадками:

  1. Происходит выброс газов, которые отработали. Они накапливаются в пространстве под капотом, поэтому замена проводится легко. Нужно только заглянуть в отсек двигателя. Также с этим процессом в зоне мотора возникают сильные звуки.
  2. Происходит утечка моторного масла под крышкой ГБЦ. Выявить это просто: если на поверхности силового механизма потеки масла, значит, произошла разгерметизация. Чтобы устранить проблему, требуется установка новой прокладки, правильно затянуть ГБЦ.
  3. Иногда отработавшие газы проникают в антифриз. После открытия крышки радиатора, а также расширительного бачка можно увидеть, что сильно бурлит жидкость. Вывод: пробилась прокладка ГБЦ, значит, неправильно затянуты болты.
  4. Если выявили, что на свечах зажигания появился сильный нагар, значит, произошла разгерметизация. Также могут быть мокрые свечи. Такое случается, если в цилиндрах мотора накопилась вода – важный симптом нарушения герметизации, так как неправильно затянуты болты.

Чтобы устранить неполадки, грамотно затянуть каждый болт, советуем обратиться за помощью на наше СТО в Харькове — Arven Auto. Наши мастера знакомы с каждым нюансом процедуры, поэтому выполнят ремонт грамотно, качественно. Записаться к мастеру на обслуживание автомобиля вы сможете по телефону, или воспользовавшись специальной заявкой, расположенной на сайте.

Протяжка головки блока цилиндров и ее ообенность

Так подумает человек, который плохо себе представляет какое значение имеет правильный порядок затяжки болтов головки блока цилиндров. И к каким неисправностям двигателя может привести нарушение порядка и технологии затяжки болтов ГБЦ. На самом деле — это очень щепитильный вопрос, поэтому давайте разбираться.

Выбрать и купить в нашем магазине: Головки блока цилиндров (ГБЦ)

ДЛЯ ЧЕГО АВТОМОБИЛИСТУ ЗНАТЬ ПОРЯДОК ЗАТЯЖКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ?

Видео протяжки головки блока цилиндров

Естественно, если у вас куча денежных знаков и даже вытряхивать пепельницу в салоне, вы едете на автосервис, то и незачем. Но для тех автолюбителей, которые хотят и могут производить ремонт автомобиля вообще, и ремонт двигателя в частности, эта информация лишней не будет.

Это важно! Прежде, чем мы поделимся с вами особенностями порядка затяжки ГБЦ, следует обратить ваше внимание на то, что у каждой модели двигателя существуют свои параметры затяжки болтов головки блока цилиндров.

Не следует ни в коем случае, особенно при работе с ГБЦ современных авто, полагаться на свои знания и опыт, приобретенные при ремонте ГБЦ на других двигателях. Порядок затяжки и протяжка болтов головки блока цилиндров осуществляется в строгом соответствии с требованиями производителя к данному двигателю. Эти параметры вы без труда найдёте в мануале к ремонту и обслуживанию двигателя.

Знание порядка затяжки и подтяжки головки блока цилиндров вам понадобится не так часто. В случае, когда потребуется провести замену прокладки ГБЦ или при ремонте двигателя.

Особенности у технологии затяжки ГБЦ
Порядок затяжки головки блока цилиндров

КАКИЕ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ У ТЕХНОЛОГИИ ЗАТЯЖКИ ГБЦ

Протяжка головки блока цилиндров

Начнем с того, что по старой памяти эксплуатации отечественных моделей авто, многие автомобилисты переживают по поводу необходимости проведения профилактической протяжки болтов ГБЦ. Особенно после капитального ремонта двигателя или ремонта ГБЦ.

Протяжка головки блока цилиндров в современных двигателях не требуется. Это связано с тем, что для крепления головки к блоку цилиндров применяются
самозатягивающиеся болты или так называемые «пружинные болты».

Их характеристика такова, что после первой затяжки они уже не нуждаются в протяжке в период эксплуатации. Более того, протяжка головки блока цилиндров в данном случае может только повредить качеству болтов.

ПРАВИЛА ЗАТЯЖКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

При наличии разных параметров и характеристик, общие правила затяжки болтов, в принципе применимы при работе со всеми типами двигателей.

  • Обязательное использование параметров производителя по: порядку (схеме) затяжки болтов головки блока цилиндров и моменту силы затяжки.
  • При затяжке ГБЦ использовать только исправный и проверенный динамометрический ключ, но никак не простой гаечный ключ. В этом деле глазомер и надежда на мышечную память не помощники.
  • Обязательное требование – идеальное состояние болтов крепления ГБЦ: ни в коем случае не применять старые болты, не ставить перерезанные болты, проверять перед затяжкой состояние и чистоту резьбы. Повторное применение «пружинных» болтов уже не обеспечит необходимой силы затяжки, что в итоге приведет к протеканию масла из-под прокладки ГБЦ.
  • Категорически запрещается проводить дотяжку или подтяжку ГБЦ с болтами типа TTY (этот тип болтов используется в основном на алюминиевых ГБЦ). Болты TTY затягиваются не с моментом силы затяжки, а по установленному градусу. Данная информация должна быть в инструкции производителя.
  • При покупке прокладки для головки блока цилиндров у нее должна быть спецификация производителя, в которой указывается какой момент силы затяжки применим именно к данному типу прокладки. Это нужно учесть, чтобы цифры по моменту затяжки двигателя и моменту затяжки прокладки не расходились кардинально.
  • Если отверстие для болта крепления ГБЦ «слепое», то заливая в него масло перед затяжкой головки, постарайтесь не перелить. Иначе болт не дойдёт до конца. Если же отверстие сквозное и выходит в систему охлаждения, то перед вкручиванием болта, смажьте резьбу пластичным герметиком.

Если вы всё же приняли решение произвести дотяжку (протяжку) болтов головки блока цилиндров, то примите во внимание, что она производится: у двигателя с чугунной ГБЦ – на «горячую», т.е. минимум 800 температура двигателя, у двигателя с алюминиевой ГБЦ на «холодную».

Остаётся пожелать вам успехов при проведении затяжки головки блока цилиндров.

С какой силой затягивать гбц

SP038

  • Ноябрь 17, 2021

Для равномерного обжатия прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ), болты крепления ГБЦ к блоку цилиндров двигателя необходимо производить в определённой последовательности с использованием динамометрического ключа.

Перед установкой ГБЦ на блок цилиндров рекомендуем очистить резьбовые отверстия с помощью обезжиривателя и сжатого воздуха, а болты проверить на наличие следов деформации (растяжение резьбовых витков, сбитые грани головки) и по-возможности использовать новые.

Перед установкой болтов резьбовую часть можно немного смазать пластичной смазкой типа Литол-24.

Далее необходимо наживить болты вручную, после чего производить затяжку динамометрическим ключом в соответствии с рекомендациями:

Предварительный момент затяжки болтов №1. 10 (М12х1,25) — 33. 41 нм.
Окончательная затяжка болтов №1. 10 — 95. 118 нм.

Последним затягивается болт №11 (М8) — 30. 38 нм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *