Сборка кпп нива 5 ступка
Перейти к содержимому

Сборка кпп нива 5 ступка

  • автор:

Сборка кпп нива 5 ступка

ALER: Рекомендую посмотреть замечания, которые сделал firesanek (Переделка КПП в "разорванный пакет").

В процессе сборки нужно помнить об одной важной операции — проворачивании валов после каждой, следующей установленной детали. Валы должны вращаться легко, без подклинивания. Если ощущается тугое вращение после установки какой-либо детали, то эта деталь бракованная, и её необходимо заменить. Не поленитесь это сделать, иначе работа будет напрасной, КПП либо не будет нормально работать, либо опять быстро выйдет из строя.

Зажмите вторичный вал в тиски через тряпку и сделайте болгаркой пропилы с двух сторон на его заднем конце для фиксации гайки хвостовика:

Внимание! Если вторичный вал изношен или неисправен, у купленного взамен пропилы имеет смысл делать только в самом конце процесса сборки, после установки механизма переключения передач и проверки его работы. В случае брака из-за этих пропилов вам не удастся вернуть в магазин купленный вал.

Смазываем внутреннюю обойму подшипника первичного вала маслом или литолом. Ставим первичный вал на деревянную чурку, надеваем на него подшипник проточкой с фиксирующей шайбой вверх. Через оправку (трубу подходящего диаметра) осаживаем его на вал:

Ставим пружинное кольцо и стопорное кольцо, осаживаем его легкими ударами молотка через зубило до полной фиксации:

При необходимости замены синхронизаторов снимаем их, как писалось выше про пятую передачу, и меняем синхронизаторы:

Стопорные кольца при этом нужно перевернуть из-за выработки в местах контакта с синхронизатором. Загнутый конец пружины обязательно должен попасть в "свою" впадину между зубьями:

Если синхронизатор "заедает" или не параллельно прижимается к упорному кольцу при перемещении вдоль оси, конец пружины поставлен неправильно.

Собираем вторичный вал. На левом фото показаны все детали и узлы, монтируемые на вторичный вал. Порядок расположения их следующий: нижний ряд слева направо, затем средний тоже слева направо, затем верхний. На правом фото эти же детали и узлы установлены на вторичный вал:

Ставим на вторичный вал шестерню третьей передачи и ее ступицу. Обратите внимание на асимметричность ступиц. С одной стороны у шлицов есть вырез (левое фото), с другой — нет :

Вырезы у трех шлицов ступицы должны быть направлены к шестерне (слева — правильно):

Пружинное кольцо и стопорное кольцо надеваем точно так же, как ставили эти детали на первичный вал.

Надеваем шестерню второй передачи и ступицу первой-второй передачи:

Вырезы у шлицов ступицы должны быть направлены к шестерне второй передачи (слева — правильно):

Надеваем муфту первой-второй передачи, шестерню первой передачи в сборе, а также муфту третьей-четвертой передачи. Проверяем легкость перемещения муфт на все шестерни:

Вторичный вал c собранными с первой по третью передачами устанавливаем в картер КПП.
Ставим подшипник вторичного вала — загоняем его на место легкими ударами молотка по внутренней обойме. Устанавливаем игольчатый подшипник, ставим первичный вал в сборе (ставится легко, от руки).

Устанавливаем вилки первой-второй и третьей-четвертой передач дырками под болты вверх (напоминаю: КПП зажата в тисках поддоном вверх).

Устанавливаем фланец подшипника вторичного вала. Перед затяжкой винтов осматриваем корончатые шайбы под их головками на наличие трещин. Винты затягиваем ударной отверткой с помощью молотка.

Далее после установки каждой следующей детали несколько раз проворачиваем первичный и вторичный валы. Они должны вращаться без заеданий.

При установке штоков проверяем легкость их перемещения в отверстиях стенки картера: заеданий быть не должно.

Устанавливаем шток первой-второй передачи, притягиваем вилку болтом (провернуть валы) и закладываем длинный сухарь:

Устанавливаем шток третьей-четвертой передачи. Вдеваем его в вилку не до конца, ориентируем отверстие в штоке под блокирующий сухарь горизонтально и вставляем сухарь:

Вдвигаем шток и затягиваем болт вилки (проверните валы). Аналогично сухарю штока первой-второй передачи устанавливаем короткий сухарь.

Вставляем промежуточный вал: сначала задний конец, затем передний. Ставим средний подшипник промежуточного вала. Обратите внимание, что внутренняя обойма подшипника состоит из двух деталей: втулки и кольца.

Добавление, автор vzhik. Втулка должна быть ориентирована таким образом, чтобы она находилась внутри картера коробки, а кольцо — снаружи. При неправильной установке роликового подшипника — втулкой наружу, а кольцом внутрь — промвал будет иметь продольный люфт около 1.5-2 мм.

Втулка должна быть ориентирована внутрь картера коробки.

Устанавливаем двухрядный подшипник. Ставим его на посадочное место и одновременно одеваем на передний конец промежуточного вала. Болтом без шайбы и шайбы Гровера запрессовываем подшипник на посадочное место. Заканчиваем установку, надев на болт шайбу:

Надеваем на болт обе шайбы, наживляем его, но пока не затягиваем (провернуть валы).
Ставим шпонку в паз вторичного вала, надеваем большую шестерню задней передачи выступающей частью назад и ступицу пятой передачи (выемка ступицы должна сесть на выступ шестерни).

Собираем пятую передачу. Для этого привинчиваем вилку к штоку, надеваем вилку на муфту, вставляем в муфту шестерню пятой передачи. Одновременно надеваем шестерню на конец вторичного вала и вставляем шток в отверстие. Продолжаем вдвигать пятую передачу до тех пор, пока между верхним концом вилки и осью малой шестерни заднего хода не останется 35 мм. Вкладываем малую шестерню задней передачи в вилку, затем вдвигаем все до упора муфты в ступицу. Поворачиваем муфту пятой передачи так, чтобы она попала на шлицы ступицы. Устанавливаем кольцо на средний подшипник промежуточного вала и ставим "грибок":

Вдвигаем всю пятую-заднюю передачу до конца (провернуть валы).

Внимание! Последнее время ВАЗ стал ставить на шток пятой-задней передачи дополнительную упорную втулку:

Вставляем пластинку из мягкого металла между шестернями первой передачи вторичного и промежуточного вала; заворачиваем болт блока шестерен ("грибка") моментом 66,6. 82,3 Н . м (6,8. 8,4 кГ . м):

Аналогично затягиваем передний болт промежуточного вала моментом 79,4. 98 Н . м (8,1. 10 кГ . м):

Добавление, автор vzhik. Для КПП 4-х ступки. На хвостовик промежуточного вала одеваем ПРУЖИННУЮ ШАЙБУ и звездочку задней передачи. Пружинная шайба должна находиться между кольцом роликового подшипника и звездочкой задней передачи. Звездочка фиксируется на валу малым стопорным кольцом.

При дефектных вилках зазоры между тремя штоками будут неодинаковы, а муфта шестерни не будет надеваться на ступицу. На левых фото — все нормально, на правых — шток пятой-задней передачи цепляет за шток третьей-четвертой:

Из-за дефектных вилок проворачивание валов будет сопровождаться подклиниванием.

Надеваем на вторичный вал маслоотражательное кольцо (вершина конуса должна быть направлена к хвостовику), дистанционную втулку и внутреннюю обойму заднего подшипника вала (выступающим буртиком вперед — показан стрелкой на правом фото):

Собираем механизм фиксации передач. Пружинки можно удлинить примерно на 1 мм с помощью бокорезов. Закладываем шарики в отверстия и сразу вставляем пружинки (длинная пружинка — для штока пятой передачи). Смазываем литолом прокладку и устанавливаем ее и планку-заглушку на место:

Проверяем, как включаются передачи с первой по пятую, каждый раз проворачивая первичный вал:

Передачи должны включаться четко и без заеданий, при проворачивании первичного вала не должно ощущаться подклинивание. Внимание! При проверке пятой передачи, для того, чтобы избежать задевания шестерни пятой передачи за большую шестерню "грибка", при проворачивании первичного вала нужно другой рукой нажать на одетую ранее на вторичный вал внутреннюю обойму заднего подшипника.

Смазываем прокладки задней крышки и картера сцепления литолом или герметиком и укладываем их на место. Устанавливаем направляющую выжимного подшипника сцепления. Если нет оправки, можно использовать неисправный подшипник вторичного вала:

Устанавливаем сальник в картер сцепления и закладываем в картер сцепления пружинную шайбу вершиной конуса назад:

Смазываем рабочую кромку сальника литолом, надеваем картер сцепления на шпильки картера КПП и наживляем гайки. Подтягиваем гайки: справа и слева средние, затем крест-накрест, затем окончательно затягиваем в том же порядке динамометрическим ключом. Момент затяжки гаек на 17 — 31,8. 51,4 Н . м (3,25. 5,25 кГ . м), гайки на 13 — 15,7. 25,5 Н . м (1,6. 2,6 кГ . м):

Запрессовываем сальник в заднюю крышку, смазываем литолом его рабочую кромку. Если подшипники задней крышки были сняты, устанавливаем их, осаживая деревянной ручкой молотка ударами по кругу:

Если снималась пластмассовая заглушка, приклеиваем ее герметиком.

Устанавливаем заднюю крышку. Предварительно включаем заднюю передачу, нажав на шток пальцем. Первоначально крышку поворачиваем по часовой стрелке, затем поворачиваем ее в правильное положение:

Через отверстие для механизма выбора передач сдвигаем пальцем внутреннюю обойму заднего подшипника вторичного вала в сам подшипник и надвигаем крышку дальше, проворачивая при этом первичный вал:

Внимание! Молотком или киянкой пользоваться не рекомендуется! Задняя крышка должна одеваться от руки. Удары могут привести к разрушению сепараторов подшипника.

Гайки задней крышки (на 13) тянуть динамометрическим ключом моментом 15,7. 25,5 Н . м (1,6. 2,6 кГ . м) крест-накрест.

Все штоки передач ставим в среднее положение (нейтраль). Смазываем литолом прокладку механизма выбора передач, устанавливаем ее и сам механизм выбора передач на место; помогает небольшое покачивание рычага кулисного механизма другой рукой:

Проверяем включение всех передач с проворачиванием первичного вала.

Если пропилы на хвостовике вторичного вала не были сделаны ранее, делаем их теперь болгаркой с двух сторон:

Устанавливаем на хвостовик "вертолет", надеваем на хвостовик шайбу усиками в пазы "вертолета":

Тщательно промываем резьбу старой гайки хвостовика или берем новую. Резьбу хвостовика и резьбу на гайке смазываем герметиком для долговременной фиксации резьбовых соединений:

Примечание от 14.11.04.

Нужно использовать герметик, допускающий отвинчивание гайки ручным инструментом. Некоторые марки таких герметиков для развинчивания резьбового соединения требуют нагрева до температур порядка 250 градусов.

В конференции этот вопрос поднял Chaynik.

Навинчиваем гайку. Фиксируем болтом вторичный вал от проворачивания и затягиваем гайку (ее размер 30) динамометрическим ключом моментом 66,6. 82,3 Н . м (6,8. 8,4 кГ . м):

От Ведущего FAQ: советую посмотреть статью Затяжка гайки хвостовика КПП, авторы Кистей и qwe.

Проверяем включение всех передач с проворачиванием первичного вала.

Положив хвостовик на опору, зачеканиваем буртик гайки хвостовика в пропилы:

Зубилом отгибаем края шайбы, затем обжимаем ими грани гайки пассатижами:

Гайка хвостовика надежно зафиксирована:

Привинчиваем кронштейн крепления хомута приемной трубы глушителя (шпилька М8, болт с квадратной головкой М8 и две гайки на 13). Устанавливаем датчик заднего хода, не забыв подложить медную уплотнительную шайбу.

Привинчиваем траверсу ("третью опору", две шпильки М8 с гайками на 13). Надеваем пыльник на кулису:

Смазываем тонким слоем литола направляющую выжимного подшипника и опору вилки выключения сцепления:

Установить выжимной подшипник и вилку сцепления в картер сцепления. На левом фото показана правильная установка подшипника на вилку (вид как бы изнутри коробки), на правом — установленные в картер сцепления подшипник и вилка:

Смазать литолом прокладку поддона картера коробки, правильно сориентировать ее по скошенному углу (стрелка на левом фото) и уложить на место. Залить 1,6…1,7 л трансмиссионного масла:

Поставить поддон картера (10 шпилек М6 с гайками на 10) и быстро перевернуть коробку в нормальное положение. Внимание! После заливки масла возможно небольшое подтекание в районе кулисы, поэтому оставлять коробку с залитым маслом в перевернутом положении на длительное время нежелательно.

Разборка, ремонт и сборка (переборка) коробки передач

Сливаем масло из коробки передач, снимаем вилку и подшипник выключения сцепления (см. соответствующие разделы).

Механизм выбора передач можно демонтировать на автомобиле, не снимая коробки передач. Для наглядности эти операции выполняем на снятой коробке передач.

Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Отвернув еще одну гайку.

Вынув одну направляющую планку с двумя пружинами,…

Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак.

Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода…

. и вынимаем ролики из сепаратора.

Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки. Перед тем как включить заднюю или V передачи, освобождаем вилку включения этих передач. Для этого…

Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу,…

В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь,…

Отвернув гайки крепления картера сцепления (см. тут).

Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.

При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.

Опираем торец наружного кольца подшипника на губки тисков.

Блокирующие кольца синхронизаторов других передач снимаются аналогично.

Зажав вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла,…

Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.

Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать. Для этого из наружного кольца подшипника…

При сборке первичного вала…

После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.
Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода…

Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.

Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.

Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.

Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика.

При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

1. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:

  • — износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;
  • — износ блокирующего кольца синхронизатора;
  • — поломка пружины синхронизатора;
  • — износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.

2. Повышенный шум в коробке передач:

  • — износ подшипников;
  • — износ зубьев шестерен и синхронизаторов;
  • — осевое перемещение валов.

3. Затрудненное переключение передач:

  • — износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;
  • — деформация рычага переключения передач;
  • — заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;
  • — загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;
  • — деформация вилок переключения передач.

4. Пониженный уровень или утечка масла:

  • — износ сальников первичного и вторичного валов;
  • — ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;
  • — ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач.

Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальные съемники.

Сливаем масло из коробки передач, снимаем вилку и подшипник выключения сцепления.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала и выключатель фонарей заднего хода

Механизм выбора передач можно демонтировать на автомобиле, не снимая коробки передач. Для наглядности эти операции выполняем на снятой коробке передач.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем манжету механизма выбора передач.

Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Головкой «на 10» отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Вынимаем механизм выбора передач

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Соединение уплотнено прокладкой

Разборку и сборку механизма выбора передач КПП смотрим в статье – «Разборка механизма выбора передач КПП».

Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем уплотнительную прокладку.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача).

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем прокладку крышки.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода поддеваем ролики подшипника отверткой и вынимаем ролики из сепаратора

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Поддев крючком наружное кольцо подшипника, вынимаем его из гнезда задней крышки

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем внутреннее кольцо подшипника.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем распорную втулку

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем маслоотражательную шайбу.

Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки.

Перед тем как включить заднюю или V передачи, освобождаем вилку включения этих передач.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Для этого ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Накидным ключом (головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем внутреннее кольцо.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем втулку шестерни V передачи

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем муфту синхронизатора.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу, снимаем промежуточную шестерню задней передачи.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем крышку и прокладку.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия)

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Вынимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем вилку со штока.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем с вторичного вала ведомую шестерню задней передачи.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Из паза вала вынимаем шпонку.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III–IV передач.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь, вынимаем его.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач

— (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — заднего хода и штоком включения III–IV передач).

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Винты стопорятся специальными шайбами.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем стопорную пластину.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24»

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Отвернув гайки крепления картера сцепления, разделяем картеры сцепления и коробки передач.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).

Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем зажимную шайбу подшипника

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем подшипник. При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника и снимаем его.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Сдвинув промежуточный вал назад, вынимаем его из картера коробки передач

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала, вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала и снимаем его.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.

Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Для этого из наружного кольца подшипника отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

При сборке первичного вала подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо

После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.

Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.

Разборка и сборка коробки передач автомобиля ВАЗ-21213

Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.

Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.

Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика.

При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.

Разборку первичного и вторичного вала смотрим в статье – «Разборка валов КПП».

У пятиступенчатых коробок передач c 1992 г. не устанавливается шайба на вторичном валу и изменена конфигурация вторичного вала и ступицы муфты синхронизатора V передачи.

На вторичном валу диаметр под ступицу был 28, стал 25 мм; ширина посадочной части ступицы стала больше и посадочный диаметр уменьшен с 28 до 25 мм.

Указанные детали не взаимозаменяемы с ранее выпускавшимися, поэтому при ремонте коробки передач «старой» конструкции соблюдаем следующие правила:

  • — если меняется шайба, то вторичный вал и ступицу ставим «старой» конструкции;
  • — если взамен вторичного вала или ступицы устанавливаются одноименные детали «новой» конструкции, то их меняем комплектно, то есть при замене ступицы заменяем и вторичный вал и наоборот. В этом случае шайбу не устанавливаем.

Сборка V ступени, передачи заднего хода и механизма выбора передач проводится в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего.

Ось промежуточной шестерни заднего хода крепим до установки валов в картер коробки передач моментом 78 Нм (8 кгс∙м).

Перед установкой штока вилки включения пятой передачи и заднего хода в картер устанавливаем на него дистанционную втулку.

Внутреннее кольцо подшипника напрессовываем на блок шестерен V передачи и заднего хода, а наружное – в гнездо задней крышки.

Задний подшипник вторичного вала напрессовываем на вал для облегчения установки задней крышки.

Промежуточную шестерню заднего хода, ведомую шестерню V передачи и ее вилку устанавливаем одновременно. Болт крепления блока шестерен затягиваем моментом 78 Нм (8 кгс∙м).

Шевроле Нива Разборка и сборка коробки передач Chevrolet Niva

Сливаем масло из коробки передач (см. Замена масла в коробке передач), снимаем вилку и муфту подшипника выключения сцепления (см. Снятие механизма привода выключения сцепления).
Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала (см. Замена сальника вторичного вала).
Устанавливаем рычаг выбора передач в нейтральное положение.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Ключом «на 10» отворачиваем три гайки крепления корпуса механизма выбора передач…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и снимаем механизм выбора передач в сборе.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Соединение уплотнено прокладкой.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Маркером помечаем взаимное расположение направляющей пластины, шайб и корпуса механизма.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Ключом «на 10» отворачиваем гайку болта крепления направляющей пластины и шайб к корпусу, удерживая головку болта ключом того же размера.
Аналогично отворачиваем еще два болта.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем нижнюю шайбу направляющей пластины.
Вынув одну направляющую планку с двумя пружинами…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…снимаем направляющую пластину с нижнего конца рычага.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем верхнюю шайбу направляющей пластины.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Отверткой или пинцетом вынимаем из проточек в корпусе резиновые уплотнительные кольца болтов.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем корпус рычага выбора передач.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем нижнюю прокладку корпуса шаровой опоры.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Сдвигаем чехол с вилки тяги привода управления коробкой передач.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Оперев фланец шаровой опоры о губки тисков…
…резким движением вниз сдергиваем тягу привода и корпус шарнира тяги с хвостовика рычага выбора передач, преодолевая сопротивление стопорного кольца.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем прижимную пластину…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и верхнюю прокладку корпуса.
Поддев отвёрткой, снимаем…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и уплотнительное кольца.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем сферическую шайбу опоры…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и разъединяем рычаг и корпус шаровой опоры.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем с корпуса шарнира тяги привода пружину…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и защитный чехол корпуса.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Извлекаем из отверстий в вилке тяги привода ось шарнира…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и снимаем корпус.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

В отверстия вилки тяги привода установлены пластиковые втулки.
Для замены хомута тяги привода…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…отворачиваем стяжной болт… … и сдвигаем хомут с тяги.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

При установке хомута на тягу его нужно сориентировать так, чтобы болт хомута проходил через лыску (1) на тяге. При этом штифт (2) хомута войдет в прорезь (3) тяги.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем чехол тяги.
Для дальнейшей разборки устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и уплотнительную прокладку.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Отверткой (через отверстие механизма выбора передач) сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача).

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Ключом «на 13» отворачиваем расположенную внутри корпуса коробки гайку крепления задней крышки.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отвёрткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Сдвигаем, а затем снимаем крышку со шпилек, поворачивая её по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и передачи заднего хода.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем прокладку крышки.
Для замены подшипника блока шестерен V передачи и передачи заднего хода…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…поддеваем ролики подшипника отверткой…
… и вынимаем ролики из сепаратора.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Поддев крючком наружное кольцо подшипника…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…вынимаем его из гнезда задней крышки.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем внутреннее кольцо подшипника.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем распорную втулку…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и маслоотражательную шайбу.
Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки. Перед тем как включить передачу заднего хода или V передачу, необходимо освободить вилку включения этих передач. Для этого…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Нажав отвёрткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Накидным ключом (или головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.
Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Двумя отвёртками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и снимаем внутреннее кольцо.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем крышку и прокладку.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Намагниченной отвёрткой вынимаем все три фиксатора.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Вынимаем шток включения V передачи и передачи заднего хода.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем шестерню V передачи с блокирующим кольцом синхронизатора.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем упорную шайбу.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем вилку включения V передачи и передачи заднего хода вместе с муфтой синхронизатора и промежуточной шестерней заднего хода.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем втулку, которая осталась после демонтажа штока на задней плоскости картера коробки передач.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Специальными щипцами снимаем со вторичного вала стопорное кольцо.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем ступицу муфты синхронизатора…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и ведомую шестерню задней передачи.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Намагниченной отвёрткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения III–IV передач к штоку.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Вынимаем блокировочный сухарь из отверстия в штоке.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Намагниченной отвёрткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — передачи заднего хода и штоком включения III–IV передач).

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения I–II передач к штоку.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Ударной отвёрткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Винты стопорятся специальными шайбами.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем стопорную пластину.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24».

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.
Отвернув гайки крепления картера сцепления (см. Замена сальника первичного вала)…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…разделяем картеры сцепления и коробки передач.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).
Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем зажимную шайбу подшипника.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Двумя отвёртками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и снимаем подшипник.
При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Двумя отвёртками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Сдвинув промежуточный вал назад…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…вынимаем его из картера коробки передач.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Поддев двумя отвёртками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Щипцами разжимаем стопорное кольцо…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем пружинную шайбу.
Опираем торец наружного кольца подшипника о губки тисков.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Молотком с пластмассовым наконечником наносим удары в торец первичного вала…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и спрессовываем подшипник.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Щипцами разжимаем установочное кольцо…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Сдвинув блокирующее кольцо синхронизатора, щипцами разжимаем стопорное кольцо…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и его пружину.
Блокирующие кольца синхронизаторов других передач снимаются аналогично.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Двумя отвёртками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем с задней стороны вала втулку и шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Вынимаем втулку из шестерни.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем муфту синхронизатора включения I и II передач.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем ступицу синхронизатора.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

С переднего конца вторичного вала снимаем муфту синхронизатора III и IV передач.
Зажав вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…щипцами снимаем стопорное кольцо.

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему концу вторичного вала).

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Снимаем ступицу синхронизатора III и IV передач…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…и шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора.
Изношенные детали заменяем новыми.
Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.
Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать.
Для этого из наружного кольца подшипника отвёрткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника.
При сборке первичного вала…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…подходящим отрезком трубы напрессовываем на вал подшипник, опираясь о его внутреннее кольцо.
После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.
Для установки стопорного кольца в проточку вторичного вала необходимо сжать пружинную шайбу.
Установливаем стопорное кольцо на вторичный вал и…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…отрезком трубы (внутренним диаметром 32-35 мм и длиной 125 мм) через шайбу…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…стягиваем весь пакет гайкой вторичного вала.
При этом стопорное кольцо располагается в проточке вала. Проверяем надежность фиксации кольца.
Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и передачи заднего хода…

Разборка и сборка коробки передач Шевроле Нива

…запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.
Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.
Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и передачи заднего хода наносим резьбовой герметик на резьбу болта.
Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.
При сборке картеров и установке крышек вместо прокладок можно применить герметик-формирователь прокладок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *