Как определить зажатые клапана
Перейти к содержимому

Как определить зажатые клапана

  • автор:

Зажаты клапаны на двигателе: причины, признаки и последствия

О чем речь? Зажаты клапаны – проблема, с которой могут столкнуться владельцы автомобилей или мотоциклов. Устройства играют важную роль в управлении потоком жидкости или газа внутри двигателя или другого оборудования. Если они сдавлены, это может привести к серьезным последствиям.

На что обратить внимание? Если вы столкнулись с проблемой зажатых клапанов, следует учесть несколько моментов. Проверьте механизмы управления на предмет дефектов или износа. Если какие-либо детали выглядят поврежденными или изношенными, их стоит заменить. Важно также проверить уровень и качество масла в системе.

В этой статье:

  1. Признаки зажатых клапанов
  2. Что делать, если зажаты клапаны
  3. Причины зажатия клапанов
  4. Последствия зажатых клапанов
  5. Как предотвратить зажатие клапанов
  6. Часто задаваемые вопросы о зажатых клапанах

Как избежать штрафа до 100 000 р за ошибки в эксплуатации оборудования
Скачайте инструкции по безопасной эксплуатации

Признаки зажатых клапанов

Для начала следует конкретизировать определение «зажаты клапаны», которым часто пользуются водители, и разобраться в причинах этого явления. Плунжеры, пружины и другие элементы конструкции этих устройств приводятся в действие механически или с помощью электрических сигналов. Исправные механизмы срабатывают при определенных условиях, открываясь и закрываясь строго, когда это необходимо. К нарушениям работы этих деталей ДВС могут приводить различные причины.

Основные признаки того, что зажаты клапаны:

  1. Двигатель теряет мощность. При зажатых клапанах это происходит из-за отсутствия их полного хода.
  2. Работа ДВС сопровождается нехарактерными звуками. При неполном закрытии/открытии клапаны могут шуметь, стучать, трещать и т. д.
  3. Мотор работает нестабильно. При зажатии клапанов топливно-воздушная смесь может сгорать неравномерно, вызывая дрожание или вибрацию, особенно на малых оборотах или после холодного пуска.
  4. Повышается расход горючего. При зажатии клапанов эффективная работа двигателя становится невозможной, что неминуемо сказывается на количестве сжигаемой топливно-воздушной смеси.
  5. На приборной доске постоянно горит сигнализатор Check Engine – это значит, что могут быть зажаты клапаны.

При обнаружении одного из перечисленных симптомов необходимо обратиться в сервисный центр, где специалисты выполнят диагностику и устранят неисправности. При регулярном техобслуживании и замене вышедших из строя деталей двигатель способен исправно работать в течение долгого времени, сохраняя изначальную мощность.

Если вы заметили один или несколько указанных признаков зажатых клапанов в автомобиле, работающем на дизеле, рекомендуется обратиться к специалистам для их диагностики и ремонта. Регулярное техническое обслуживание и замена поврежденных деталей могут помочь предотвратить зажатие данных механизмов и сохранить работоспособность ДВС вашего транспортного средства.

Что делать, если зажаты клапаны

Разберемся более подробно, как понять, что клапаны зажаты.

Снижение мощности и ухудшение динамики разгона

Когда зажаты клапаны, компрессия в цилиндрах снижается за счет уменьшения притока воздуха. Результатом становятся нестабильное зажигание, неравномерная работа цилиндров, а значит – снижение мощности двигателя.

Если клапаны зажаты, как правило, проявляются следующие симптомы. Двигатель теряет мощность, заметно ухудшается динамика разгона, автомобиль перестает удерживать постоянную скорость. Появление этих характерных признаков означает, что необходимо обращаться в сервисный центр, где специалисты выполнят диагностику и ремонт необходимых механизмов.

Что делать, если зажаты клапаны? В первую очередь, необходимо регулярно проходить техобслуживание с проверкой и регулировкой газораспределительного механизма. Своевременное ТО позволяет определить, зажаты ли клапаны. Кроме того, важную роль играет качество используемых топлива и моторного масла.

На современные двигатели устанавливают специальные электронные системы, регулирующие впрыск топливно-воздушной смеси и зажигание, что позволяет максимально обезопасить силовой агрегат от возникновения неполадок. Эта задача решается точным и эффективным управлением, которое позволяет разгрузить клапаны, снижая вероятность их зажатия.

Важно помнить, что при появлении первых признаков зажатия клапанов в авто на дизеле необходимы без промедления диагностика и устранение неполадок. Если выполнять рекомендации производителя и своевременно проходить техническое обслуживание, можно не опасаться возникновения описанных выше проблем.

Посторонние шумы

Если двигатель вашего автомобиля начинает при работе издавать нехарактерные звуки, это может говорить о зажатии клапанов, ведь возникновение таких неполадок приводит к нарушению нормального функционирования силового агрегата.

По необычным звукам – стуку, щелчкам или писку – мастер может определить, что зажаты клапаны. Их неполное закрытие и раскрытие чаще всего связаны с неполадками в работе механизма, управляющего работой этих устройств.

Среди частых причин зажатия в системе газораспределения автомобиля – изношенные или поврежденные клапаны и пружины, перегрев силового агрегата, а также ошибки при монтаже и регулировке клапанных механизмов.

Помимо регулярного выполнения технического обслуживания двигателя и системы газораспределения, избежать зажатия клапанов позволяет поддержание работоспособности системы охлаждения двигателя, правильная работа которой не позволяет мотору перегреваться.

Если ДВС начинает издавать нехарактерные звуки или троить, что часто указывает на зажатые клапаны, важно как можно быстрее обратиться в сервисный центр, чтобы диагностикой и устранением проблемы занялись профессионалы. При раннем обнаружении и оперативном ремонте снижается риск возникновения серьезных поломок, приводящих к необходимости дорогостоящего ремонта.

Затрудненный запуск двигателя

Если зажаты впускные клапаны, запуск силового агрегата может сопровождаться следующими проблемами:

  • возникновение нехарактерных шумов и стуков при пуске двигателя;
  • неравномерная работа ДВС после запуска;
  • увеличенный расход горючего и снижение мощности двигателя;
  • дым и посторонние запахи в выхлопных газах.

К возникновению проблем, которыми сопровождается запуск силового агрегата, могут приводить различные причины. Возможно, описанные выше явления появляются как следствие неправильной настройки или загрязнения клапанных механизмов, износа лапок приводных дисков, неправильной работы топливной системы и т. д. Регулярно техобслуживание, соблюдение рекомендаций, изложенных в руководстве по эксплуатации автомобиля, использование качественного горючего и технических жидкостей – все эти меры в комплексе позволяют свести к минимуму вероятность зажатия клапанов.

Причины зажатия клапанов

Почему могут быть зажаты клапаны? Эта проблема может возникать при неполном закрытии или открытии, которые происходят по разным причинам:

Посторонние предметы и грязь

Если в зазоре между самим клапаном и его седлом собираются загрязнения, нагар или твердые предметы, которые могут прилетать из других систем ДВС, нормальное движение механизма сталкивается с препятствием и затрудняется вплоть до полного зажатия.

Перегрев двигателя

При перегреве клапаны могут деформироваться, что становится причиной их зажатия. Признаками возникновения подобных проблем обычно становятся: нагрев охладителя, рост температуры на соответствующих датчиках и снижение мощности силового агрегата. Если перегрев продолжается в течение долгого времени, могут быть повреждены головка блока цилиндров, прокладки и другие элементы ДВС.

Для предотвращения перегрева двигателя внутреннего сгорания необходимо регулярно обслуживать систему охлаждения – проверять качество и состояние охладителя, заменять радиаторный насос и термостат и т. д.

Важную роль в поддержании нормальной температуры двигателя играет контроль уровня и качества охлаждающей жидкости. Кроме того, необходимо регулярно проверять и подтягивать резьбовые крепления ГБЦ, а также заменять прокладки и уплотнители.

Нарушение работы топливной системы

Зажатие клапанов часто становится следствием проблем с топливной системой. К примеру, при загрязнении форсунок топливо может распыляться неправильно, в результате чего клапаны покрываются нагаром, который в свою очередь затрудняет открытие/закрытие. Если в автомобиле используется топливо низкого качества с содержанием примесей (воды и твердых частиц), накопление загрязнений внутри клапанных механизмов может затруднять их работу.

Износ или поломка клапанных пружин

Клапаны могут зажиматься в открытом или закрытом положении, когда изнашиваются, утрачивают упругость или ломаются их пружины.

Масло или углеродные отложения

Наличие примесей в масле или углеродные отложения также нередко становятся причиной зажатия клапанов.

Какие признаки зажатых клапанов?

Интересно, а как можно зажать клапана? Я понимаю, можно не правильно отрегулировать коромысла, при большом зазоре может оборвать клапана, при малом — недостаточное удаление отработавших газов, машину держит за ж.. у. К стати, звон клапанов предупреждает об увеличении зазора и требует регулировки.

КонстантинГуру (4449) 6 лет назад

Извините нижайше, Анатолий, но вот скажите мне как механик механику, в процессе износа ДВС, проседания седла клапана или подгорания тарелки клапана тепловые зазоры в тройке клапан — толкатель — коромысло (или кулачок распредвала) увеличиваются как Вам хочется или всё таки по всем мыслимым физическим законам уменьшаются? И второй вопрос — Как при большом тепловом зазоре может оборвать клапана?

Игорь Андреев Просветленный (20786) да вообще капец, все зависит от самого клапанного механизма, например в моторе копейки зазор всегда только везде увеличивается, а у восьмерки уменьшается, особенно выхлоп.

Регулировка клапанов: что это, зачем нужно, и что будет, если ее не делать

Если вы становились свидетелем сцены, когда опытный автомобилист деловито открывал капот машины (вашей или своей), некоторое время вслушивался в звук работающего мотора, а потом многозначительно произносил фразу «клапаны надо отрегулировать», но при этом для вас его слова были не понятнее звука двигателя, который он слушал, то сегодня мы попробуем этот пробел восполнить. Что такое регулировка клапанов, зачем она нужна, когда ее нужно делать, и что будет, если ее не делать совсем? И почему на многих машинах регулировка клапанов вообще не нужна? Давайте разберемся.

Что такое регулировка клапанов?

Р абота обычного поршневого двигателя предполагает подачу в цилиндры топливовоздушной смеси и отвод из них отработавших газов. Обе функции выполняют клапаны – соответственно, впускные и выпускные, попеременно открываясь в нужное время для наполнения и опорожнения цилиндра. Управляет их работой распределительный вал, имеющий специальные кулачки, которые воздействуют на верхнюю часть клапана, открывая его в цилиндр. Конструкций приводного механизма существует несколько – распредвал может воздействовать на клапаны почти непосредственно, надавливая кулачком на толкатели, или, к примеру, через специальные коромысла, толкая один их конец, в то время как другой давит на клапан. Но в любом из случаев в конструкции есть интересующая нас особенность: тепловой зазор между кулачком распредвала и деталью клапанного механизма, которая открывает клапан. Ведь рабочая температура деталей двигателя, особенно клапанного механизма и собственно клапанов, очень высока, а при нагревании металл имеет свойство расширяться, что приводит, в частности, к удлинению клапана. Именно для компенсации этого расширения нужен тепловой зазор, а регулировка этого зазора и называется «регулировкой клапанов»

Да, с логической точки зрения формулировка «регулировка клапанов» не совсем верна. Клапан при нормальных условиях, когда на него не давит кулачок распредвала, закрыт: тарелка клапана плотно прижата пружиной к седлу в головке блока цилиндров, а должная герметичность обеспечивается фасками на обоих элементах. Соответственно, никакая регулировка клапану здесь не требуется – а вот тепловой зазор должен быть правильным. То есть, более корректно говорить не «регулировка клапанов», а «регулировка теплового зазора привода клапанов».

Зачем нужна регулировка клапанов?

Если представить себе комбинацию «клапан – толкатель – распредвал» без теплового зазора – то есть, плотно прилегающими друг к другу при неработающем двигателе, то несложно понять, что при выходе на рабочую температуру на удлинившийся клапан, «вытягиваемый пружиной из цилиндра» в сторону распредвала, из-за температурного расширения начнет постоянно давить этот самый распредвал, приводя к небольшому сжатию пружины и неплотному закрытию клапана. То есть, при достижении рабочей температуры клапан фактически перестанет полноценно выполнять одну из своих функций: плотно закрываться для герметизации камеры сгорания и ее изоляции от впускного или выпускного тракта.

Второй вариант – увеличение теплового зазора: например, из-за износа поверхностей кулачков распредвала и элементов привода клапанов. В этом случае даже после достижения двигателем рабочей температуры между распредвалом и клапанным механизмом будет оставаться зазор, а касаться они будут ударно и только в момент воздействия кулачка. Это уже пагубно влияет на ресурс клапанного механизма, но есть и другие последствия: клапан будет открываться чуть позже и не полностью – а значит, ухудшится наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью.

Что будет, если не регулировать клапаны?

Если не регулировать клапаны своевременно, это приведет к изменению теплового зазора. При этом и увеличение, и уменьшение теплового зазора, как мы уже поняли, негативно влияет на ресурс и работу двигателя. Уменьшение зазора означает неполное закрытие клапанов, которое приводит к ряду последствий. Негерметичность камеры сгорания из-за приоткрытого клапана приводит к падению компрессии и прорыву раскаленных газов во впускной или выпускной тракт (в зависимости от того, впускной или выпускной клапан приоткрыт).

Кроме того, стоит отметить значительно увеличивающуюся тепловую нагрузку на клапаны. Ведь плотный контакт закрытого клапана с седлом – это одно из важных условий его охлаждения, а если клапан неплотно прилегает к седлу, охлаждение ощутимо ухудшается. Особенно это касается выпускных клапанов: впускные дополнительно охлаждаются поступающей в цилиндры топливовоздушной смесью, а вот выпускные обеспечивают выход отработавших газов крайне высокой температуры, и для них охлаждение в зоне контакта с седлом имеет критическую важность. В крайнем случае плохое охлаждение клапана из-за малого теплового зазора может привести к его перегреву и разрушению – так называемому прогару. Кроме того, прорыв горящей топливовоздушной смеси в выпускной тракт повышает нагрузку на катализатор (а при его разрушении абразивная пыль может повредить и цилиндры).

Последствия увеличения теплового зазора несколько иные. Как было сказано выше, оно приводит к ударному воздействию распредвала на клапанный механизм, что негативно сказывается на его ресурсе, а также к несвоевременному и неполному открытию клапана. Ухудшение наполнения цилиндра топливовоздушной смесью при этом означает нарушение фаз газораспределения и снижение отдачи мотора: то есть, он будет хуже тянуть.

Как узнать, каким должен быть тепловой зазор?

В целом величина теплового зазора, разумеется, очень невелика, это десятые доли миллиметра – примерно 0,1-0,4 мм. При этом ее обычно определяют с помощью набора щупов с шагом в 0,05 мм и менее – то есть, соблюдается точность до сотых. Стоит отметить, что тепловой зазор для впускных и выпускных клапанов различается: как мы уже знаем, выпускные клапаны нагреваются сильнее – а следовательно, сильнее увеличиваются в размерах и требуют большего теплового зазора.

На практике знать конкретные значения теплового зазора нужно только для регулировки – то есть, если вы не занимаетесь ей самостоятельно, эти цифры вам не слишком пригодятся.

Как узнать, когда регулировать клапаны

Периодичность регулировки клапанов, если она предусмотрена конструкцией мотора, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В целом эта процедура выполняется не так часто – обычно это каждые 50-80 тысяч километров. Однако и более частая проверка не повредит – особенно если машина оснащена газобаллонным оборудованием, так как газовое топливо повышает тепловую нагрузку на мотор.

Ну а если автомобиль приобретен не новым, и его пробег уже немаленький, то регулировка теплового зазора точно не будет лишней – нужно лишь выяснить, предусмотрена ли она конструкцией.

Как регулировать клапаны?

Существует несколько конструктивных вариантов регулировки теплового зазора. К примеру, один из вариантов – это подбор шайб нужной толщины, которые вставляются между толкателем клапана и кулачком распредвала. Для регулировки зазора он сначала замеряется с имеющейся шайбой, а потом шайба при необходимости заменяется на другую, большей или меньшей толщины. Альтернативный вариант при схожей конструкции – подборка не регулировочных шайб нужной толщины, а самих толкателей с необходимыми параметрами.

Такой метод регулировки мы наглядно показывали в отдельном материале на примере Renault Logan.

Почему на некоторых моторах клапаны регулировать не нужно?

Неоднократное уточнение о том, что регулировка клапанов должна быть предусмотрена конструкцией мотора, весьма важно: ведь многие двигатели этой процедуры не требуют. Зависит это от того, оснащен ли мотор гидрокомпенсаторами: это устройства, предназначенные для автоматической регулировки теплового зазора. Они работают за счет масла, поступающего в них из двигателя (поэтому, собственно, и называются « гидро компенсаторами») и полностью исключают необходимость периодической ручной регулировки клапанов. Сами они, конечно же, тоже не вечны – о необходимости их проверки и замены говорит все тот же цокающий стук, не исчезающий вскоре после запуска, а порой даже после прогрева двигателя. Однако главное, что нужно знать в контексте этого материала – это то, что моторам, оснащенным гидрокомпенсаторами, регулировка клапанов не нужна.

Прогар клапанов: что такое и как диагностировать

Прогар клапанов встречается в двигателях любых автомобилей, как бензиновых, так и дизельных. Появление неисправности не зависит от длительности пробега транспортного средства, поэтому с одинаковой частотой случается как на новых автомобилях, так и на автомобилях с пробегом. Прогар клапанов требует скорейшего исправления, так как эксплуатация автомобиля с прогоревшими клапанами приводит к дорогому ремонту всего мотора.

Причины прогара клапанов

Прогар клапана может случиться по разным причинам, однако основной является несвоевременная регулировка теплового зазора. Также к причинам прогара клапана можно отнести:

  • выход из строя гидрокомпенсатора
  • сильно зажатые клапана
  • износ стержней клапана
  • работа автомобиля на обедненной смеси.

Последствия прогара клапанов

В первую очередь, прогар клапанов приводит к повышению расхода топлива. При отсутствии устранения проблемы и дальнейшей эксплуатации автомобиля может прогореть седло клапана, что потребует полную замену ГБЦ.

Еще одним последствием прогара клапана является его разрушение, которое способно вывести из строя всю поршневую группу двигателя, так как осколки клапана при попадании в поршневую группу могут оставить на внутренней поверхности ГБЦ и БЦ задиры и дефекты. Эксплуатация автомобиля в таких условиях может привести к полному выходу из строя двигателя.

Признаки прогоревшего клапана

Троение двигателя – один из основных симптомов прогара клапанов. Также снижается мощность двигателя, увеличивается расход топлива. Однако эти признаки могут проявляться и по другим причинам, например, при снижении компрессии цилиндров, неисправной работе свечей зажигания, инверторных форсунок, системы питания двигателя и т.д. Поэтому точная диагностика прогара клапанов требует снятия ГБЦ.

Как определить прогар клапана без снятия ГБЦ

  • При невозможности снятия головки блока, в первую очередь необходимо определить какой из цилиндров неисправен. Для этого заведите двигатель автомобиля и на холостых оборотах и снимайте по очереди колпаки свечей зажигания, при этом следите за стабильностью работы мотора. Цилиндр является рабочим при появлении троения, или если мотор начинает глохнуть. Отсутствие заметных изменений после снятия колпачка выявит нерабочий цилиндр. Для наиболее точной диагностики также рекомендуем проверить исправность свечей зажигания.
  • Определить прогар клапана после измерения компрессии цилиндров можно также с помощью заливки небольшого количества масла через свечной колодец. После заливки масла повторно измерьте компрессию. Если компрессия после заливки масла повышается, это говорит об образовании масляной пленки, которая выполняет роль уплотнителя, и износе поршневой. Неизменная компрессия говорит о прогаре клапана.

Во-избежание прогара клапанов, рекомендуем уделять внимание своевременной регулировке клапанов. Проводить эту процедуру необходимо каждые 10 тыс.км пробега или по регламенту автопроизводителя.

Качественые клапаны и прокладки клапанных крышек вы можете найти в магазине IXORA. Квалифицированные менеджеры обязательно помогут сделать правильный выбор, ответят на все ваши вопросы. Обращайтесь, это выгодно и удобно.Проводите замену моторного масла в соответствии с техническими требованиями автопроизводителя.

Производитель Номер детали Наименование
DAEWOO 96351689 Клапан рециркуляции выхлопных газов
CHRYSLER 04593892AA Клапан рециркуляции выхлопных газов
QUATTRO FRENI 1618NR Клапан рециркуляции выхлопных газов
FIAT 9665752480 Клапан рециркуляции выхлопных газов
CUMMINS 5310392 Клапан рециркуляции выхлопных газов
DAEWOO 25183476 Клапан рециркуляции выхлопных газов
DELLO 190004610 Прокладка EGR
GENERAL MOTORS 96291087 Клапан рециркуляции выхлопных газов
DOMINANT OP58510586 Клапан рециркуляции выхлопных газов
HONDA 18011PGKA02 Клапан рециркуляции выхлопных газов
ERA 555186 Клапан рециркуляции выхлопных газов
FORD 1079561 Клапан рециркуляции выхлопных газов
FORD 1673226 Клапан рециркуляции выхлопных газов
FORD 1807605 Клапан рециркуляции выхлопных газов
FORD 4874490 Клапан рециркуляции выхлопных газов
FORD BK2Z9D475A Клапан рециркуляции выхлопных газов

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Полезная информация:

  • Что такое катализатор горения топлива и стоит ли использовать?
  • Почему вспенивается моторное масло?
  • Ремонт АКПП. Причины и признаки неисправности.

Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно позвонив по телефону —

8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *