Как проверить емкость аккумулятора мультиметром
Перейти к содержимому

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром

  • автор:

Как проверить мультиметром аккумулятор автомобиля?

Как проверить мультиметром аккумулятор автомобиля?

Аккумуляторная батарея автомобиля требует периодичной подзарядки. Чтобы знать, точно сколько и когда заряжать, нужно измерить заряд АКБ. Один из методов измерения, использовать мультиметр.

Мультиметр – это прибор для измерения силы тока, вольтажа, сопротивления и температуры. Применяется он при ремонте электрических приборов, также их изготовлении и тестировании.

Когда аккумулятор нуждается в проверке

Мультиметр очень полезное приспособление для автомобилистов. Ситуация, когда нужно проверить заряд аккумулятора, сопротивление датчиков или нагрузку бортовой сети может наступить неожиданно.

Особенно часто разряд аккумулятора происходит зимой, при сильных морозах. Также после зимней «спячки», если вы поставили авто в гараж, а аккумулятор заботливо сняли и хранили дома. Либо просто не пользовались машиной длительное время. Во всех этих случаях стоит проверить заряд АКБ.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром

Давайте разбираться. Для начала необходимо собрать мультиметр и выставить нужные значения.

  1. Провода необходимо подключить в режиме вольтаж
  2. Переключатель ставим в положение 20 Вольт, так как максимальный заряд аккумулятора 12,7/13,2 Вольта
  3. Подключаем мультиметр к клемам АКБ, черный провод – минус, красный – плюс
  4. Снимаем показатели

Далее действуем по ситуации:

12,7 – 13,2В – аккумулятор заряжен.

12,1 – 12,4В — лучше подзарядить, АКБ разряжен на половину.

11,6 – 11,7В – разряжен, вы вряд ли сможете завести автомобиль.

Однако стоит помнить, хоть мультиметром просто и удобно измерить заряд АКБ, но он не дает полной и точной картины. Лучше использовать для замеров нагрузочную вилку, с помощью нее вы сможете проверить аккумулятор под нагрузкой. Этот метод покажет точные данные, а вы решите стоит ли использовать аккумулятор дальше или он может подвести вас в любой момент.

Если результаты измерений аккумуляторной батареи оставляет желать лучшего, и требуется замена АКБ, то выбрать и купить подходящий именно к вашему автомобилю, вы сможете на нашем сайте, в разделе "Аккумуляторы".

Проверить аккумулятор мультиметром: подробная инструкция

Фото: Shutterstock

Несмотря на то что многие современные аккумуляторы считаются необслуживаемыми, периодически внимание им уделять все равно необходимо. В процессе эксплуатации любая автомобильная кислотная батарея (АКБ) частично теряет номинальные характеристики, даже если система заряда автомобиля полностью исправна. Рассмотрим методы проверки состояния АКБ с помощью обычного бытового мультиметра.

Что такое мультиметр

Мультиметр — это электронный прибор для измерения параметров различных электронных и электрических компонентов и систем. Основные функции мультиметра (его еще называют «тестер») — замер напряжения, сопротивления и силы тока. Профессиональный мультиметр имеет еще множество функций, но для проверки параметров АКБ хватит и трех вышеперечисленных. Они есть у любого, даже самого дешевого бытового мультиметра.

Сел аккумулятор: 8 способов исправить ситуацию

Фото: Shutterstock

Что можно проверить мультиметром для понимания состояния автомобильной АКБ:

  • емкость;
  • утечку тока;
  • напряжение;
  • плотность;
  • внутреннее сопротивление.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром

Емкость аккумулятора — это величина, определяющая, сколько времени батарея может отдавать ток определенной силы. Поскольку сила тока измеряется в амперах, а время в часах, получаются ампер-часы (А⋅ч). Для автомобильных аккумуляторов эта величина как правило измеряется в течение 20 часов. Если при этом сила тока была, например, 3 ампера, то емкость равна 60 ампер-часам. Проще говоря, чем больше ампер-часов указано в списке характеристик АКБ, тем дольше она сможет работать при одинаковом расходе энергии. Помимо номинального напряжения, емкость является главной определяющей характеристикой любого аккумулятора. Когда этот параметр ввиду естественного износа или неисправности падает, аккумулятор начинает садиться быстрее, притом что нагрузка от потребителей остается прежней. Для примера: если на новой АКБ при заглушенном двигателе можно было слушать музыку несколько часов и затем без проблем завестись, то на изношенной батарее после пары часов работающей магнитолы можно и не уехать. Так происходит потому, что старый аккумулятор обладает куда меньшей емкостью и «сдувается» без подзарядки гораздо быстрее.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Для проверки емкости АКБ мультиметром необходимо сделать следующее:

  • снять аккумулятор с автомобиля и полностью зарядить. Для этого продается множество зарядных устройств любого функционала и бюджета. Вариант просто долго поездить на машине не подойдет, потому что система заряда далеко не всегда работает идеально и часто не восполняет емкость АКБ до возможного максимума. После зарядки необходимо дать батарее пару часов постоять при комнатной температуре. Это необходимо для полного устранения кипения электролита, которое возникает в процессе;
  • найти лампу на 12 вольт и вычислить ее ток потребления. Например, у нас есть лампа мощностью 60 ватт. Разделив ватты на вольты, получим ток потребления лампы в амперах — 5 А;
  • подключить лампу к аккумулятору и зафиксировать время подключения. Убедитесь, что лампа расположена безопасно (она сильно греется), а провода имеют необходимое сечение.
  • периодически замерять напряжение на клеммах АКБ при подключенной лампочке. Как только значение будет в пределах 10,5 вольта, лампу можно отключать. Засечь время отключения и посчитать, сколько часов горела лампа;
  • вычислить фактическую емкость аккумулятора. Для этого умножаем полученное количество часов на потребление лампочки в амперах. Допустим, до 10,5 вольта напряжение АКБ упало за 10 часов. Следовательно, фактическая емкость аккумуляторной батареи — 50 А⋅ч.

Далее вычисленная емкость АКБ сравнивается с номинальной, указанной на этикетке. После чего делается вывод о состоянии батареи. Стоит учитывать, что паспортные характеристики аккумулятора в реальной практике уже через год-два эксплуатации практически недостижимы. Тем не менее значительное снижение емкости также недопустимо. Например, для трехгодовалой АКБ емкостью 60 А⋅ч реальный показатель 50 и даже 40 А⋅ч является нормальным. Но если в процессе проверки батарея отдала всего 25–30 А⋅ч, однозначно пора задуматься о ее замене.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Как проверить утечку тока в аккумуляторе мультиметром

Ток утечки — это ток, который потребляется из батареи даже при всех выключенных потребителях. Это неизбежно, так как, даже когда машина ночует на улице, поддерживается питание некоторых электронных блоков и устройств. Таких как часы, временная память блока управления двигателем (ЭБУ), сигнализация, дежурное питание мультимедиа-системы и т. д. Суммарный ток утечки в современном исправном автомобиле лежит в переделах 15–40 миллиампер (мА). Если значение выше, следует искать причину в виде слишком «прожорливого» потребителя — наверняка он неисправен.

Как проверить ток утечки в автомобильном АКБ

  • Отсоединить минусовую клемму от аккумулятора.
  • Переключить мультиметр в положение измерения тока с пределом в 10 А.
  • Плюсовой щуп мультиметра соединить с минусовой клеммой, минусовой щуп — с минусовым выводом аккумулятора.

Если электрика автомобиля в порядке, экран покажет значение от 15 до 40 мА. Если ток утечки больше, необходимо искать причину, например начать с поочередного извлечения предохранителей. На каком предохранителе значение мультиметра резко снизится, в той цепи и нужно искать неисправность.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром

Проверка напряжения АКБ мультиметром — самый простой и быстрый способ понять состояние батареи «здесь и сейчас». Именно с замера напряжения обычно начинаются все диагностические мероприятия с батареей. В общем случае для этого необходимо сделать следующее:

  • перевести мультиметр в режим измерения напряжения постоянного тока с пределом 20 В;
  • выключить все потребители автомобиля, заглушить двигатель и выждать один час. Если до этого двигатель не запускался минимум в течение часа, достаточно подождать 10 минут (пока отключатся все электронные блоки);
  • подсоединить щупы мультиметра к выводам аккумуляторной батареи.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Замеры при неработающем двигателе

Когда двигатель выключен, полностью исправная аккумуляторная батарея должна выдавать 12,5 В. Это среднее значение, которое может варьироваться в зависимости от множества факторов — от температуры окружающей среды до степени износа аккумулятора.

Замеры при работающем двигателе

При запущенном моторе нормальное напряжение на клеммах АКБ будет находиться в пределах 13,5–14 В. Возможны как небольшие провалы, так и взлеты с кратковременным выходом за указанные значения, но средние показатели должны быть такими. Косвенно это говорит как об исправности батареи (хотя далеко не всегда — необходимы дополнительные измерения, рассмотренные выше), так и о нормальной работе генератора.

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе мультиметром

В интернете часто встречаются инструкции по замеру плотности электролита АКБ с помощью обычного мультиметра. Однако такой способ измерения является некорректным и не обеспечит достоверного результата. Дело в том, что плотность — величина физически осязаемая, в отличие от напряжения, сопротивления или силы тока. Поэтому измерить плотность жидкости бытовым мультиметром, предназначенным для работы с электричеством, невозможно. Для измерения плотности электролита используют специальный поплавковый прибор — ареометр. Стоит он совсем недорого и продается практически в любом магазине автозапчастей.

Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора мультиметром

Как и в случае с плотностью электролита, корректно измерить внутреннее сопротивление АКБ, просто подсоединив к клеммам домашний мультиметр, не получится. Для подобных измерений требуется предварительно рассчитать и подключить по определенной схеме дополнительные сопротивления, после чего провести серию из нескольких замеров с последующим вычислением результата по формуле. Учитывая, что внутреннее сопротивление зависит от множества дополнительных факторов (температура, уровень заряда), приводить данную процедуру в рамках этой статьи ввиду сложности процесса не будем.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Даже если автомобилист доверяет диагностику машины только профессионалам, некоторые вещи он должен делать сам. Поэтому в его распоряжении должен быть мультиметр – устройство, которое используется для измерения напряжения, сопротивления и силы тока. Заодно владельцу авто надо знать, как проверить аккумулятор мультиметром и в каком случае это необходимо. Этот вопрос особенно актуален зимой, когда батарея разряжается значительно быстрее, и может случиться так, что машина откажется заводиться в самый ответственный момент.

Проверка напряжения

С помощью мультиметра проверяются определенные показатели. Хороший способ – оценка напряжения, для этого прибор должен работать в режиме вольтметра. Многие автомобилисты знают, как проверить аккумулятор автомобиля с помощью вольтметра, но все равно стоить напомнить. Черный щуп прибора подсоединяется к минусовой клемме. К батарее подключается красный щуп. На дисплее отображаются показатели напряжения.

Если батарея заряжена полностью, то все показатели – и напряжение, и плотность электролита – находятся в норме. Значение напряжения составляет 12,7 В. Небольшая погрешность допускается. Если напряжение значительно снижается, то аккумулятор нуждается в подзарядке.

Kak proverit akkumulyator multimetrom

Проверка емкости и внутреннего сопротивления

Мультиметр – универсальный прибор, его можно использовать и как тестер. В этом случае он станет ответом на вопрос, как проверить заряд аккумулятора, ориентируясь на его емкость. Однако для этого нужно специально проверить показатели батареи, когда она полностью заряжена, то есть надо провести замеры и записать нормативные значения напряжения и плотности.

Затем к аккумулятору подключают какое-нибудь устройство, мощность которого известна, например, лампочку на 24 Вт. Обязательно нужно засечь время, когда вы начнете эксперимент. Когда напряжение снизится на 50% от нормы, отключите эту нагрузку.

Емкость не получится измерить напрямую. Но можно умножить силу тока, которую вы зафиксировали при известной нагрузке, на время контрольного разряда батареи. Если полученный показатель будет близок к нормальному значению, указанному в технической документации, с батареей все в порядке. Способ это сложный и трудозатратный, поэтому сейчас его используют нечасто. Проще проверить внутреннее сопротивление с помощью мультиметра.

Как проверить плотность электролита

Автомобилисту нужно знать, как проверить плотность аккумулятора. Это альтернативный вариант, он используется не слишком часто. Мультиметр для этого не нужен, понадобится другой прибор – ареометр. Принцип основан на том, что показатель плотности электролита при условии заряженной батареи должен находиться в диапазоне 1,24 – 1,27 г/куб.см. Чтобы измерить ее, нужно опустить ареометр в банку аккумулятора и закачать туда электролит, а потом записать показания, ориентируясь на положение поплавка устройства.

Если плотность снизилась до 1,20 г/куб. см, то аккумулятор разряжен на 25%. Если плотность составила 1,16 г/куб.см, то батарея наполовину разряжена. Если опускается ниже этих показателей, аккумулятор нужно срочно подзаряжать.

Метод подходит не для всех аккумуляторов, потому что на рынке представлено много моделей, относящихся к числу необслуживаемых, их просто нельзя разобрать, чтобы измерить плотность.

Kak proverit akkumulyator multimetrom2

Приобрести мультиметр или ареометр, так же как и другие инструменты для ремонта и диагностики, можно в Автомолле. Здесь же можно купить новый аккумулятор. А при необходимости вы можете записаться на СТО, где диагностикой займутся уже специалисты, имеющие соответствующий опыт и навыки.

Магазины Автомолл

Вы можете посетить магазины автоцентра Автомолл в Вашем городе и найти все необходимые запчасти в одном месте

Как проверить аккумулятор мультиметром?

Как проверить аккумулятор мультиметром

Как проверить аккумулятор мультиметром, инструкция для проверки разных параметров АКБ, восстановление аккумуляторов, сборка, их диагностика и установка. Все это вы найдете в Блоге об автомобилях и аккумуляторах на нашем сайте. Читайте новости, будьте в курсе!

Зачем проверять аккумулятор?

Автомобиль не тронется с места без аккумулятора. Это одно из важных устройств в автомобиле, которое всегда должно работать. Проверить состояние аккумулятора и его работоспособность в домашних условиях, можно, для этого используйте измерительный прибор мультиметр.

Появилось много моделей этого измерительного устройства. При приобретении мультиметра обратите внимание на его функции, затем на стоимость. Лучше купить прибор многофункциональный, это приобретение будет выгодным в последствии.

Мультиметр дает возможность быстро, точно определить напряжение аккумулятора. Выявить утечку электроэнергии на корпус и в бортовую сеть авто. Благодаря проверке мультиметром измеряется емкость устройства, сопротивление, ампераж, силу тока.

Данные важны при использовании аккумулятора и увеличения срока его эксплуатации.

Рекомендуем к прочтению:

  • Где находится аккумулятор Ford Transit?
  • Замена аккумулятора на Ford Kuga 2
  • Какие аккумуляторы стоят в Ford Transit?

Как проверить заряд аккумулятора на автомобиле мультиметром:

  • снять аккумулятор с машины на пять часов, для того чтобы нивелировать фактор остаточного напряжения;
  • мультиметр включить в режим измерения напряжения,«вольтаж» (DC);
  • метку значений на шкале установить выше заряженного АКБ- на 20 Вольт;
  • провода подключенные к измерительному прибору, соблюдая инструкции, подсоединить к устройству.

После присоединения мультиметра на мониторе появляются цифры-значения, которые говорят информацию об аккумуляторе. Это есть результаты проведенного замера.

  • Если вы видите, что показатель напряжения более 13,0 В — поверхностное напряжение есть, АКБ еще нужно постоять пару часов;
  • Когда аккумулятор заряжен этот показатель 12,7 В;
  • Аккумулятор имеет показатель 12,5В это значит его заряд 50%;
  • Когда показатель опустился до уровня 11,9 В-аккумулятор разряжен полностью;
  • Но если вы видите показатель ниже чем 11,9В аккумулятор разряжен полностью и быстрее всего уже сульфатирован. Такой аккумулятор подлежит замене.

Проконтролировать состояние аккумулятора машины при помощи мультиметра не сложно. Но отсутствие этих манипуляций приводит к снижению работоспособности устройства, а значит и автомобиля в целом.

От проблем с неисправностями нам не уйти. Не всегда необходимо бежать на СТО, некоторые манипуляции можно сделать в домашних условиях, имея в руках мультиметр.

Читать также:

С чем можно столкнуться в процессе измерения мультиметром

Если вы обнаружили тусклое свечение фар авто, необходимо обратить внимание. В первую очередь проверьте состояние лампочек, затем прозвоните электрическую цепь, убедитесь, что нет замыкания или разрыва, обязательно протестируйте аккумулятор на заряд используя измерительный прибор мультиметр.

В этом вам поможет блог интернет-магазина на сайте 1ak.ru, где вы всегда сможете почерпнуть полезную для себя информацию, устранить некоторые неисправности в домашних условиях, что позволит вам немного сэкономить на обращении в СТО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *