Как проверить втягивающее на стартере
Перейти к содержимому

Как проверить втягивающее на стартере

  • автор:

Как проверить втягивающее реле стартера

Вопрос как проверить реле стартера отнюдь нельзя назвать праздным, поскольку от состояния втягивающего реле оказывается зависит возможность автомобиля вообще сдвинуться с места.

Cтартер авто – это тяговый двигатель постоянного тока, раскручивающий коленвал, для последующего пуска двигателя автомобиля. Для раскручивания используется шестерня, стоящая на роторе стартера. При выполнении запуска силового агрегата, она зацепляется с венцом маховика, прерывая сцепление после старта ДВС. При непрерывном зацеплении, пусковое устройство бы просто долго не протянуло. По этой причине в его конструкции имеется, так называемое, втягивающее реле, обеспечивающее сцепление шестерни с маховиком, при пуске мотора, и их разрыв, когда он заработал.

Втягивающее реле имеет достаточно простую конструкцию, что во многом способствует его надежности и долговечности. Но и оно иногда отказывается работать, из-за чего двигатель невозможно или очень сложно запустить.

Причины поломок втягивающего реле

втягивающее реле

Проблемы с пуском ДВС возникают по разным причинам. В том числе, и из-за поломок тягового переключателя, замена которого может обойтись существенно дешевле, чем ремонт стартера или его полная замена. И в этом случае, распознать проблемы может помочь проверка втягивающего реле, позволяющая найти поломку, которая может быть связана с:

  • износом компонентов;
  • подгоранием контактных пластин, размещенных под крышкой изделия;
  • порывом либо перегоранием обмотки катушек устройства;
  • стопорением якоря.

Последствиями данных проблем могут быть:

  • слишком малые для раскрутки маховика обороты стартера;
  • продолжение функционирования запускающего устройства даже после старта двигателя;
  • несрабатывание пускового механизма.

Обычно, втягивающее реле не ремонтируется, а меняется полностью. Однако, проверка втягивающего реле стартера позволит обнаружить истинные причины проблем. Возможно с ним все в полном порядке, и поломку нужно искать в ином месте.

Но, для эффективного выявления проблемы, стоит понять, как устроено втягивающее реле и по какому принципу оно функционирует.

Конструктивные особенности втягивающего реле

Поломки стартера

В корпусе устройства размещены 2 катушки. Одна из них втягивающая, а другая удерживающая. Одну сторону корпуса прикрывает полимерная либо эбонитовая крышка, с внешней стороны которой имеются три клеммы для «плюса» от аккумулятора, снабжения электромотора и подсоединения к замку зажигания. Внутри крышки предусмотрено размещение контактных пластин «плюсовых» клемм.

В самом корпусе, помимо катушек, имеется подпружиненный якорь и шток стартерного реле. На внешнем конце якоря предусмотрено ушко для зацепления вилки, которая включает бендикс с шестеренкой.

Проверка втягивающего реле на стартере позволяет «прощупать» всю схему, определив уровень функциональности.

Как функционирует втягивающее реле?

Изделие функционирует довольно просто. Когда двигатель выключен, то якорь, под давлением пружины, выдвинут из корпуса, не воздействуя на обгонную муфту (бендикс) с шестеренкой, который также удерживает пружина. То есть, в этом состоянии, сцепление отсутствует. Однако, при повороте ключа, на катушку электрореле подается ток, способствуя формирования в корпусе магнитного поля. Оно оказывает воздействие на якорь, который втягивается внутрь корпуса, преодолевая сопротивление пружины. В этот момент происходит отключение втягивающей катушки, но удержание якоря продолжается другой катушкой, удерживающей. Одновременно происходит и перемещение бендикса с шестеренкой, которая зацепляется с маховиком. Кроме того, при вхождении якоря в корпус, он перемещает шток реле стартера, замыкая пластины на «плюсовых» клеммах. В результате от аккумулятора начинает подаваться электропитание на электромотор, начинающий вращение уже зацепленного маховика.

Когда ДВС авто запущен, выполняется поворот ключа в обратную сторону, что прекращает питание удерживающей катушки и якорь опять выходит из корпуса, расцепляя бендикс и отключая всю систему запуска.

Признаки проблем со втягивающим реле

Проверка реле стартера производится при появлении любых признаков неисправности. Распознать их достаточно просто. Так, когда:

  • при активации зажигания не слышно характерного щелчка, сопровождающего подтягивание якоря и сцепление шестерни. Это может говорить о заедающем якоре, отсутствии электропитания или обрыве в одной из катушек;
  • щелчок есть, но не наблюдается срабатывание стартера или он очень «вяло» крутится. Возможно, это связано с подгоранием пластин контактов;
  • что-то неприятно жужжит. В этом случае, возможно втянутый якорь клинит, и он продолжает удерживать зацепление шестерни и замыкание пластин контактов.

При проявлении одного из этих признаков, стоит подумать о том, как проверить втягивающее реле на стартере, чтобы сразу отвергнуть или подтвердить необходимость его замены и понять, как восстановить полную функциональность транспортного средства.

Методы тестирования втягивающего реле

В первую очередь, если при задействовании ключа ничего не происходит, стоит выполнить проверку на обрывы электропроводки. Если она в норме, то стоит заняться тяговым переключателем. Причем, в большинстве случаев, можно проверить втягивающее реле стартера не снимая его.

Сначала стоит убедиться в наличии щелчка срабатывания. Если в момент поворота ключа его нет, то однозначно устройство нужно менять. Но если он есть, но стартер не крутит, то возможно проблема в подгоревших контактных пластинах. Чтобы их проверить, следует отсоединить клемму от замка зажигания, и, посредством отвертки, замкнуть ее с клеммой от аккумуляторной батареи, обеспечив прямое соединение источника питания с электромотором. Если мотор начал работать, то значит поломка именно в переключателе.

Проверка с помощью мультиметра

Возможна также проверка втягивающего реле стартера мультиметром. Прежде всего, его можно использовать для получения данных о напряжении, поступающем на пусковое устройство.

Для выполнения тестирования следует подсоединить мультиметр к «плюсу» тягового переключателя, на который идет ток от АКБ, а также «минус» к массе. При повороте ключа, мультиметр должен показать не менее 12,5 Вольт. Если показатель меньше, значит батарея сильно разряжена и ее возможностей достаточно для функционирования втягивающего реле, но мало для раскрутки стартера.

Чтобы получить более точные результаты, с помощью мультиметра, придется проверить втягивающее реле без стартера, демонтировав устройство с транспортного средства.

Тестирование выполняется путем прозвонки, на предмет обрывов на обеих обмотках, а также силовых болтов, задвинув якорь внутрь корпуса для соединения всех контактов.

О целостности соединений информирует звуковой сигнал мультиметра, а о проблемах – появление на дисплее цифр, говорящих о наличии большого сопротивления.

Если тест показал, что цепи функциональные, но устройство не работает, то, возможно, причина в межвитковом замыкании в катушках.

В некоторых случаях, для вынесения вердикта по состоянию втягивающего реле, может быть достаточно визуального осмотра, позволяющего обнаружить явные повреждения компонентов либо значительный износ.

Выводы

В любом случае, если тесты показали, что проблемы с запуском двигателя связаны именно с втягивающим релле, его следует заменить, так как с вероятностью 95% оно не подлежит ремонту. Правда, многие автолюбители не оставляют попыток отремонтировать реле. Хотя, иногда и удается вернуть функциональность устройства, путем его очистки от грязи или заменой отдельных компонентов, восстановленные реле вряд ли будут эффективней и долговечней новых.

Наши контакты
  • Украина, Киев, ул. Луговая 16Б кооператив "Будівельник", бокс №300
  • +38 (099) 750-17-15
  • kyt9011111@gmail.com

Проверка и прозвонка втягивающего реле .

Во всех этих случаях может быть виновато втягивающее, хотя и не факт, что дело в нем.

Сначала поставим хороший аккумулятор, зачистим и затянем клеммы на аккумуляторе, зачистим и затянем клемму массы на двигателе. Все равно стартер не работает.

Снимаем стартер, проверяем его в сборе, Похоже, что неисправно втягивающее.

Если есть новое втягивающее ставим его вместо неисправного и пробуем. Все в порядке, ставим стартер на место и на несколько лет забываем о проблеме.

Но если нового втягивающего нет и, вообще, не очень ясно в чем дело.

Проверим снятое втягивающее.

Что значит проверить втягивающее? Его надо подключить проводами к аккумулятору и убедиться, что оно срабатывает. При этом оно должно не только щелкать и втягивать сердечник, но и гарантированно замыкать силовые контакты, то есть, это тоже надо проверить.

Посмотрим какие контакты есть на втягивающем реле.

Выводы втягивающего реле

Иногда, по незнанию, подсоединяют плюс на управляющую клемму, а минус на корпус, сердечник неуверенно сдвигается, и кажется, что втягивающее не работает. Так подключать нужно только для проверки удерживающей обмотки.

Проверка втягивающей обмотки

Подсоединяем аккумулятор — плюс на управляющую клемму, минус на силовой болт, с которого ток уходит в стартер, он соединен с концом втягивающей обмотки.

Сердечник вставлен, реле должно щелкнуть и втянуть сердечник. Силовые контакты должны замкнуться. Подключенный к ним Омметр должен показать ноль. Если показывает доли ома, то тоже нормально. Лучше использовать стрелочный Омметр, если стрелка при замыкании падает к нулю, то контакты замыкаются. Эта проверка приблизительная. Контакты могут замыкаться, но если они подгорели, то при протекании большого тока стартера, на них может падать напряжение, которое сильно ограничит мощность стартера или просто приведет к тому, что он будет бесполезно щелкать. Именно поэтому в сомнительных случаях втягивающее лучше поменять.

Может щелкнуть, но не показать ноль, значит контакты не замкнулись.

проверка втягивающей обмотки

схема проверки втягивающего

По схеме видно, что втягивающая обмотка проверяется подключением к управляющей клемме и нижнему силовому болту.

Как прозвонить втягивающее?

Прозвонка обмоток втягивающего реле

Иногда не очень понятно — срабатывает или не срабатывает, проверим на всякий случай, целая втягивающая обмотка или нет. Для этого возьмем контрольную лампу (или тестер) и прозвоним обмотку. Если она целая, то лампочка будет гореть.

прозвонка втягивающего реле

Проверим удерживающую обмотку.

Если удерживающая обмотка отгорела или оборвана, то при замыкании контактов, втягивающая обмотка отключается, а держать сердечник не чем, пружина возвращает его, контакты размыкаются и втягивающая снова подключается, все повторяется — происходит серия щелчков, но стартер не срабатывает.

Подключим аккумулятор плюсом на управляющую клемму, а минус к корпусу втягивающего, конец удерживающей обмотки припаян к корпусу.

Силы удерживающей обмотки может не хватить для втягивания сердечника, поэтому надо сначала вдавить сердечник, а потом подключить аккумулятор, реле щелкнет и сердечник залипнет во втянутом состоянии. Значит удерживающая обмотка целая.

проверка удерживающей обмотки

Если есть какие-то сомнения, то можно прозвонить, убедиться что обмотка не оборвана. Очень частая неисправность — отпайка конца обмотки, который должен быть припаян к корпусу.

прозвонка удерживающей обмотки

.

схема прозвонки удерживающей

Как проверить силовые контакты втягивающего реле?

Самая частая неисправность втягивающего реле это неисправность силовых контактов.

Эти контакты очень нагруженные, они проводят ток сотни ампер, при их выключение возникает сильная искра, поэтому они довольно быстро подгорают и изнашиваются.

Подключим лампочку к контактам, она не должна гореть. Но бывает, что разваливается подвижный контакт и тогда контактный диск замыкает контакты постоянно, лампочка горит, надо реле менять.

прозвонка контактов втягивающего

схема прозвонки контактов

Теперь вдавим рукой сердечник, контакты должны замкнуться и лампочка должна загореться

контакты втягивающего прозваниваются

схема контакты прозваниваются

Если проверки и прозвонки выявили неисправность втягивающего реле, то становится ясно, что его надо заменить.

Ремонт втягивающего реле

В некоторых случаях втягивающее реле ремонтируется.

Если контактная крышка не завальцована, а привинчена, то втягивающее реле можно разобрать. (стартеры БАТЭ и Кзатэ серии 57 и 60)

Можно заменить сгоревшие контактные болты, можно заменить контактный диск, можно припять оборванные обмотки, если обрыв доступен.

Как проверить втягивающее реле стартера

Как проверить втягивающее реле стартера

Любому водителю автомобиля требуется знать, как проверить втягивающее реле стартера и как происходит его работа. Ведь данный технический элемент является одним из главных составных частей машины. Об этом сейчас мы Вам и расскажем.

Как подключить реле стартера

Для начала нужно разобрать, как подключить реле стартера, когда основного недостаточно и есть нужда в дополнительном механизме. Сделать это довольно просто. Достаточно зафиксировать само реле в удобном месте и протянуть кабель к стартеру.

При этом нужно с клеммы основного реле необходимо снять красный проводок, а вместо него вставить проводку добавочного ВР с наконечником размера 8мм и соединить с плюсом стартера. Контакт дополнительного ВР наденьте на освобожденный контакт основного. Также прикрутите небольшой провод с номером 85.

Дополнительные реле находятся в свободной продаже во многих специализированных магазинах. Покупателям они обычно предоставляются в комплектах, которые очень просто самому установить. В любом случае нужно знать, что делает стартер и как он работает. Без минимальных знаний даже инструкция для чайников не поможет в этом нехитром деле.

Как снять реле стартера

Вас может заинтересовать, как снять реле стартера, когда будет необходимость его замены. Конечно, лучше будет обратиться в автомастерскую, но не всегда есть на это достаточное количество времени и средств.

Поставьте автомобиль на яму и снимите защиту с двигателя, отвернув с него крепления. Далее снимите минусовую клемму с аккумулятора. Отсоедините колодку с проводами от самого стартера. Вновь снимите защиту, но уже с картера. Отверните гайку с крепления, с контактного болта тягового реле и снимите картер.

Займите положение под автомобилем в яме и открутить 2 крепления стартера. Для этого поднимитесь наверх и отверните третье крепление стартера. Вновь вернитесь в изначальное положение и выньте стартер. Конечно, в мастерской тот же ремонт стартеров грузовиков будет более быстрым, чем это будет сделано собственными силами.

Как поставить реле на стартер

Сейчас мы рассмотрим, как поставить реле на стартер с мощностью 70А для того, чтобы как минимум машина заводилась без различных перебоев. Сделать это можно самостоятельно своими руками, без помощи профессионала.

На вышеуказанной схеме мы подписали необходимые для этой процедуры детали и действия. Для начала возьмите провода и кидайте его от ножки реле на болт стартера, откуда протягивается провод от АКБ. Далее отключаем от стартера провод с пластмассовым разъемом на реле №3. Туда мы помещаем провод от ножки реле №2. Последним кидаем №4 на массу.

Как выглядит реле стартера

Современные автомобилисты редко когда знают, как выглядит реле стартера. Мы постараемся изменить эту ситуацию. Обычно одно реле установлено в отсеке двигателя, а другое имеет собственный корпус или находится в общем блоке.

За работу стартера отвечает как раз последнее. Его еще называют втягивающим. Оно нужно для синхронизации узлов, перераспределения энергии, подачи шестерни бендикса в сторону от маховика и возвращение ее в исходное положение после того, как двигатель будет заглушен. Вообще, в Люберцах ремонт стартеров и генераторов занимает большую часть времени любой автомастерской.

Как работает реле стартера

Напоследок мы расскажем, как работает реле стартера. Изначально оно вводит в зацепление венец маховика с бендиксом. Внутри сердечника расположен якорь, оснащенный проволокой. Ток, находящийся в катушке вырабатывает электромагнитное поле, которое выталкивает якорь в сердечник и он может двигаться свободно.

Катушка подключается к мотору и клемму управления. Когда подается питание, возникает магнитная индукция, приводящая к появлению магнитного поля. Якорь сжимает возвратную пружину и начинается вращение бендикса, соединяющего стартер с автомобильной АКБ.

Понять, как происходит данный процесс довольно просто. Но если у Вас имеются какие-то сомнения о правильно работе, то следует обратиться к специалисту. Город Люберцы ремонтом генераторов и прочих элементов автомобиля занимается на профессиональном уровне несколько лет. Советуем искать мастеров исключительно там.

Абсолютно любая деталь в стартере должна подвергаться периодическому осмотру и диагностике, чтобы опасности и трудности не поджидали водителя в неудобном моменте.

Проверка реле стартера: способы диагностики

О чем речь? Стартер приводит в движение маховик, который в свою очередь заводит двигатель. Если тот не срабатывает, то машина не сдвинется с места. Если вместо бодрого старта слышны только щелчки, необходима проверка реле стартера.

Что делать? Проверить работу механизма можно несколькими способами: мультиметром, аккумулятором, контрольной лампой. Важно при этом осмотреть целостность проводки и замерить напряжение.

В этой статье:

  1. Принцип действия стартера и частые причины отказа
  2. Проверка втягивающего реле аккумулятором
  3. Проверка втягивающей обмотки
  4. Проверка реле стартера мультиметром
  5. Проверка реле стартера контрольной лампой

Как избежать штрафа до 100 000 р за ошибки в эксплуатации оборудования
Скачайте инструкции по безопасной эксплуатации

Принцип действия стартера и частые причины отказа

Стартер является двигателем постоянного тока. Когда на это устройство от аккумулятора подается напряжение 12 В, стартер начинает вращение.

Стартер соединен с маховиком мотора автомобиля, этот механизм осуществляет передачу вращения на ДВС, когда водитель поворачивает ключ зажигания.

При заведенном моторе (под нагрузкой либо в режиме холостого хода) стартер начинает выполнять функцию генератора. Работающий двигатель вращает вал стартера, в результате вырабатывается электрический ток напряжением от 12 до 14 В, от которого заряжается аккумулятор.

Работа стартера управляется тяговым реле, которое отвечает за переключение между режимами генератора или двигателя. Поэтому в случае поломки в обязательном порядке проводится проверка реле стартера.

Чаще всего из строя выходят следующие элементы стартера:

  • втягивающее реле;
  • втулка и коллектор якоря;
  • бендикс;
  • демпферная пружина и вилка;
  • пятаки.

Стартер иногда выходит из строя, причем проявляться это может противоположным образом – вы либо не сможете завести мотор совсем, либо стартер будет работать непрерывно после запуска ДВС.

Еще одна ситуация, требующая проверки реле стартера, когда он запускается, но не может набрать оборотов для раскручивания маховика.

На проблему в работе стартера указывает то, что вы не слышите характерный щелчок при повороте ключа зажигания. Этот звук возникает из-за того, что якорь втягивается в корпус, при этом шестерня зацепляется с маховиком. Когда специфический звук есть, но стартер не работает, значит, выгорели контактные пары.

Поломки возникают по разным причинам. Прежде всего, это обычный износ, из-за которого механизм перестает работать либо нарушается его нормальное функционирование, например при втягивании якоря возникает задержка. Поэтому проверку реле стартера надо выполнять регулярно. Чтобы устранить проблему, следует заменить вышедшие из строя детали. К примеру, если перегорели контактные пары или обмотка, придется их поменять.

Проверка втягивающего реле аккумулятором

Чтобы выполнить проверку втягивающего реле стартера, снимаем механизм с машины. Не нужно демонтировать втягивающее реле, проверить его аккумулятором можно без снятия механизма. Для этого подготовьте провода с «крокодилами».

Если «крокодилы» отсутствуют, зачищаем концы провода, делаем кольцо, соответствующее габаритам клемм АКБ и силовых болтов.

У втягивающего реле со стороны подключения проводки есть две шпильки с гайками, на одной из которых расположена гибкая коса, соединяющая механизм и электродвигатель стартера. Третий контакт (выполнен в виде штекера типа «папа») служит для подключения управляющего провода от замка зажигания.

На клеммы АКБ накидываем три провода – один на «-», два на «+». Плюсовой провод нужно накрутить на свободный силовой болт, минусовой – намотать на «ухо» крепления стартера к машине, таким образом заземлив его.

Вторым плюсовым проводом следует коснуться штекера. Кстати, вместо провода вы можете воспользоваться отверткой для замыкания силового болта и штекера. Вы заметите, что сработало втягивающее реле, услышите специфический щелчок, выскочит бендикс, включится электрический двигатель стартера. Если все условия соблюдены, но двигатель не крутится, следует его проверить.

Тем же проводом нужно коснуться шпильки в области присоединения «косы». Если электродвигатель включился, то проблема не в нем, а в подвижном контакте. Если двигатель не заработал, значит, он поломался.

Подвижный контакт замыкает два силовых болта, шляпки которых расположены внутри втягивающего реле. Через подвижный контакт проходит ток от АКБ к электродвигателю стартера. Поэтому в области контакта болтов и площадки появляется нагар, надежность соединения снижается, ток блокируется.

Проверка втягивающей обмотки

Если во время проверки втягивающего реле стартера вы не услышали щелчков, следует продиагностировать втягивающую обмотку.

Вторым плюсовым проводом надо коснуться свободного штекера. Будет слышен щелчок, произойдет выброс бендикса. Эти признаки указывают на то, что втягивающая обмотка исправна.

Если щелчка не было и не произошел выброс бендикса, налицо поломка: это может быть обрыв внутри обмотки либо плохой контакт между болтом и «косой». Возможно, отсутствует контакт между щеточным аппаратом и якорем электродвигателя стартера.

Важно, чтобы ток протекал от штекера через обмотку, болт, «косу», щетки и корпус стартера, к которому подсоединяется минусовый провод. Возможная причина неисправности – обрыв в этой цепи.

Выполняем вышеописанные действия. Если бендикс выскочил, но не остался на своем месте, а вернулся в изначальное положение, при этом пока вы прижимаете плюсовой провод к штекеру, бендикс выскакивает и возвращается обратно, значит, проблема в удерживающей обмотке.

Читайте также!

Втягивающее реле устроено так, что во время замыкания подвижной пластины на выводе втягивающей обмотки образуется «+», происходит ее обесточивание. В это время ток течет через удерживающую обмотку.

В удерживающей обмотке может быть обрыв, тогда якорь втягивающего реле, в результате действия возвратной пружины, вернется в изначальное положение, отодвинув подвижную пластину, разомкнув контакты силовых болтов.

На выводе втягивающей обмотки будет «-», и она станет функционировать, втягивая якорь внутрь. Этот процесс повторяется снова, происходит замыкание силовых болтов благодаря подвижной пластине, обесточивается втягивающая обмотка, в результате якорь снова занимает свое первоначальное положение.

Данный процесс повторяется, пока вы прижимаете плюсовой провод к штекеру. Бендикс непрерывно выскакивает и уходит внутрь, раздается характерный щелчок реле.

При успешном прохождении первого этапа проверки удерживающей обмотки втягивающего реле приступаем к следующим действиям. Второй этап проверки необходим, в противном случае на машине стартер не провернет коленчатый вал, несмотря на то что слышны щелчки и осуществляется работа электрического двигателя.

Алгоритм проверки следующий: вооружившись отверткой, зафиксировав бендикс удерживающей обмоткой в выдвинутом состоянии, давим на него. Важно, чтобы бендикс ушел внутрь корпуса стартера. Если вы легко вдавливаете его, то не все ветки удерживающей обмотки функционируют.

Обмотка удерживает якорь в прижатом состоянии к силовым болтам. Если произошел обрыв в витках, электромагнитной силы мало для сопротивления прилагаемым отверткой усилиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *