Ракеты на машине как называется
Перейти к содержимому

Ракеты на машине как называется

  • автор:

Как называется машина на которой коробка с ракетами?

Я имею ввиду, не просто БТР, а с такой коробкой ракет, как в современной катюше.

murzik99rus Искусственный Интеллект (490360) Никакого "особенного" названия нет.

Такой камаз/джип ((((( во приколист.

"Корнет" называется

Похожие вопросы

Ваш браузер устарел

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

«Искандер»,«Воевода» и «Тополь»: почему эти ракеты так называются

В традициях отечественного ракетостроения – давать название создаваемым образцам вооружения, причем некоторые имена ракет на первый взгляд слабо ассоциируются с их внешним видом и предназначением. В чем тут дело?

Как ракеты получают имена

Выберите сами

В своем недавнем выступлении перед Федеральным собранием президент России Владимир Путин предложил зрителям помочь Министерству обороны и придумать названия для некоторых новейших систем вооружения, которые находятся на этапе испытаний. Речь шла о трех видах разрабатываемого стратегического оружия – ракете глобальной дальности с ядерной энергоустановкой, беспилотном подводном аппарате, а также о лазерном комплексе, детали которого не раскрываются. Предложения, по словам главы государства, можно оставлять на сайте Минобороны.

Не успел Владимир Владимирович окончить свою речь, как посыпались варианты названий. Так помощник президента Владислав Сурков заявил, что новейшее российское оружие могло бы носить имена героев войны на Донбассе, к примеру, «Гиви» (позывной легендарного командира батальона ДНР «Сомали» Михаила Толстых).

Были предложения давать имена оружию в честь героев детских сказок: боевую лазерную установку назвать «Искорка», гиперзвуковой ракетный комплекс с системой наведения – «Цокотуха», а беспилотную подводную платформу – «Золотая рыбка». Встречались и говорящие для русского слуха названия, как «Песец» или «Кузькина теща».

Чтоб не догадались

Неужели такая практика давать названия комплексам вооружения всей страной существовала и раньше? Разумеется, нет. Следует сразу заметить, что речь идет не названии как таковом, а о шифре разработки, который далеко не всегда отражал специфику создаваемого оружия. Обязательные условия для шифра – звучность, удобство при передачи голосом (что важно в условиях плохой связи) и легкая запоминаемость. Соответственно усматривать в шифрах (названиях) логику совсем не обязательно, хотя ассоциативность иногда имеет место.

Генерал-полковник Виктор Есин, высказываясь по этому поводу, отметил, что общественность пытается такие имена как «Тополь» или «Ярс» к чему-то привязать, в то время как это всего лишь названия опытно-конструкторских работ (ОКР). Шифр нужен прежде всего для сокрытия смысла разработки, при этом заводское название уже совсем другое. «Все ОКР, которые проводятся оборонно-промышленным комплексом, продолжает Есин, сведены в единый реестр, и каждый раз машина случайным образом выбирает название, и потом оно утверждается».

Нередко название разработки снабжено дополнительной буквой, обозначающей ее версию, например, «Э». В случае ракетного комплекса «Искандер-Э» последняя буква означает, что этот вариант идет на экспорт, а для «Тополя-Э» справедливо утверждение, что это экспериментальная ракета. Буква «К» на примере «Искандера-К» будет означать, что это крылатая ракета.

«Шквал»

Тем не менее многие названия отечественных ракет имеют ассоциативную природу, как в случае оперативно-тактической ракеты Р-11 с ядерной боеголовкой. Впервые название «Шквал» появилось в классификации НАТО под шифром SS-1c Scud A (c англ. – «шквал»). Возможно давая такое имя, американцы ориентировались на расширение мест базирования комплекса Р-11, который мог размещаться не только на суше, но и в море. В народе ракета Р-11 получила прозвище «керосинка», так как при ее запуске использовались высококипящие компоненты топлива – керосин и азотная кислота.

«Малютка»

Такое безобидное название было дано реактивному управляемому противотанковому снаряду 9К11 длиной всего 86 см и массой 10,9 кг, разработанному в КБ машиностроения Коломны в 1960 году. Тем временем ракета-малютка могла поражать как наземные, так и надводные цели на расстоянии до 3 километров.

«Тополь»

У ракетного комплекса стратегического назначения РТ-2ПМ2 «Тополь-М» не прижилось американское название (по классификации НАТО — SS-27 Sickle B, с англ. — «серп»). С натовским шифром все ясно – траектория полета этой баллистической ракеты действительно имеет серповидную форму. А вот название «Тополь», по мнению некоторых экспертов, связано с габаритами ракеты – диаметр 1,81 м, высота 22,7 м, добавим сюда и вертикальный взлет, что ассоциируется с произрастающими в южных регионах России пирамидальными тополями. Но возможно здесь имеет место и случайный выбор названия, о чем говорил генерал Есин. Буква «М» свидетельствует о том, что запуск этой версии ракеты производится не из шахты, а с мобильной установки.

«Воевода»

О появлении названия стратегического ракетного комплекса Р-36М2 «Воевода» можно только гадать. Не исключено, что оно отражает статус ракет: ведь воеводы — это общее наименование военных начальников и представителей государственной власти на Руси. В классификации НАТО ракета получила обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan – «Сатана».

Последнее название прижилось наравне с «Воеводой» и видимо символизировало тот ужас, который возникал при упоминании этого страшного оружия. А бояться было чего. К середине 70-х – началу 80-х это действительно было самое мощное средство доставки ядерного боеприпаса, способное поражать цели на расстоянии свыше 11 тысяч километров. В головной части «Сатаны» размещался ядерный заряд мощностью в 400 Хиросим!

Более того, модернизированный «Воевода» мог «сыпать» на головы противника десятки высокоманевренных и фактически неуязвимых для средств ПВО боеголовок. По расчетам экспертов, ударом 10 ракет «Сатана» мог уничтожить до 80% промышленного потенциала США и значительную часть населения страны.

«Искандер»

Ракетный комплекс 9К720 получил свое имя в честь Александра Македонского, которого на Востоке прозвали «Искандером». Иконография рисовала Македонского-Искандера в двурогом шлеме – не случайно и сам комплекс носил две ракеты. Как и великий полководец «Искандер» фактически неуязвим для противника: он маневрирует с огромными перегрузками, практически недосягаемыми для ракеты-перехватчика, а низкая высота полета (до 6 метров) делает это оружие незаметным для стандартных радиолокационных средств.

«Солнцепек»

В 2001 году российский оборонный комплекс выпустил тяжелую огнеметную систему залпового огня ТОС-1А «Солнцепек», ставшую модификацией советской установки «Буратино». Еще одно говорящее название. Принцип действия «Солнцепека» заключается в доставке реактивным снарядом в зону поражения взрывоопасной смеси, которая при подрыве превращается в горящее облако, буквально выжигающее все живое в радиусе нескольких десятков метров. Учитывая, что в зоне взрыва такого заряда давление примерно на 160 мм ртутного столба ниже атмосферного, выжить противнику там не представляется возможным.

«Сармат»

Эта тяжелая 35-метровая ракета с дальностью полета до 16 тысяч км, созданная на базе «Воеводы», на данный момент – вершина отечественной конструкторской мысли и гарант возмездия. Западные эксперты уже окрестили ее «Сатана-2». Ракета пугает НАТО двумя характеристиками – способностью проходить любые рубежи ПРО и огромной разрушительной силой. Есть еще одна особенность: ракета может атаковать противника как через Северный, так и через Южный полюс, что ассоциируется с масштабностью миграционных потоков древнего кочевого народа сарматов, в честь которого она и была названа.

На ракете по дороге: автомобили на реактивной тяге

Наверное, нет такого двигателя, который энтузиасты-автомобилисты не попробовали бы поставить на колёса. Не смогли они пройти мимо такого древнего изобретения, как ракета. Сначала, правда, как это часто бывает, такие транспортные средства появились в фантастике. Где именно — сейчас уже и не узнать, но один из ярких примеров (пусть и не самый ранний) известен, наверное, всем вообще.

Величайший детектив всех времён, мститель в маске и просто ужас, летящий на крыльях ночи, то есть Бэтмен, поначалу обходился для перемещения по улицам Готэма обычным автомобилем.

Косметические улучшения в виде плавников, крыльев и покраски в радикальный чёрный цвет — не в счёт. Но когда в шестидесятые годы прошлого века задумали снимать телесериал (тот самый, с Адамом Уэстом, который в наши дни растащили на мемасики), авторы решили, что супергерой должен идти в ногу со временем. Символами всего новейшего тогда были две вещи: атомная энергия и ракеты. Вот и вышло, что Бэтмобиль в сериале питался энергией от атомного реактора и был оснащён реактивным двигателем. Сделали его на базе концепт-кара Ford Lincoln Futura 1955 года. В реальности он, конечно, работал на бензине, а не на уране, да и реактивный двигатель был бутафорский, но идея показалась удачной. С тех пор во всех экранизациях все Бэтмобили оснащались реактивной тягой. Где-то она была основным способом перемещения машины, где-то — лишь ускорителем для экстренных случаев, но сопло в корме — теперь непременный атрибут автомобиля Чёрного рыцаря.

Автомобиль Бэтмена из телесериала 1966 года

Что касается практического использования реактивного автомобиля на практике, тут всё не так гладко. Наверняка все слышали байку про то, как некий любитель скорости купил подержанный авиационный двигатель (по другой версии — вообще ракету без боеголовки), прикрутил на свою подержанную колымагу, выехал на испытания и, понятно, разбился вдребезги, поскольку ни затормозить, ни повернуть оказался неспособен. Эта история, рассказываемая в куче вариаций, вполне наглядно обрисовывает основные проблемы реактивного автомобиля. При движении на высокой скорости обычные автомобильные средства управления, такие как поворотные колёса и тормозные колодки, будут не очень эффективны. Придётся использовать авиационные аналоги — аэродинамические рули и тормозной парашют. Но их эффективность тоже ограничена — радиус поворота получится слишком большим, а тормозной парашют, к примеру, вообще штука одноразовая. Помимо этого, стоит упомянуть, что в населённых пунктах реактивный двигатель вообще неприменим — он работает слишком громко. А раскалённая струя выхлопа представляет опасность для всего, что находится позади такого автомобиля. Всё это ограничивает сферу применения реактивных автомобилей испытательными полигонами и треками для рекордных заездов. Бэтмен, решив прокатиться на своём Бэтмобиле в реальности, не уехал бы дальше первого поворота, разбившись насмерть, а попутно ещё и поджёг бы что-нибудь.

Чтобы торможение после заезда не заняло несколько километров, тормозить реактивным автомобилям приходится с помощью парашюта, как боевым самолётам при посадке

Пионерами в этой области стали немцы. Группа инженеров, интересующихся реактивным движением и космическими полётами, сотрудничала в 1920-е года с фирмой Opel. Результатом этого сотрудничества стали несколько аппаратов, объединённых общим названием Opel RAK (от rakete, то есть «ракета»). Среди них были и рельсовые тележки, и аэроплан, но нас интересуют автомобили — они назывались RAK1 и RAK2. Оба были испытаны весной 1928 года и показали неплохие результаты. Первая модель сумела разогнаться до ста километров в час, затратив на достижение этой скорости восемь секунд. Вторая, приводившаяся в движение вдвое большим количеством ракет (24 вместо 12), достигла скорости в 238 км/ч. И для последней уже пришлось применять антикрылья, создающие прижимную силу — позже они станут привычным элементом всех гоночных автомобилей. Без антикрыльев RAK2 по мере разгона утрачивал сцепление с трассой и становился неуправляемым. Развития оба автомобиля не получили, так как были для своих создателей, по сути, лишь экспериментальными стендами, промежуточной ступенью на пути к реактивному самолёту, а затем и космической ракете.

Opel RAK1 на гоночной трассе, 1928 год

В 1932 году американский гонщик норвежского происхождения Сигурд Хьёгдаль представил публике гоночный автомобиль, который не только приводился в движение реактивным двигателем, но мог и управляться им же. Точнее системой из нескольких двигателей — в корме автомобиля располагалась целая батарея пороховых ракет, поджигаемых независимо друг от друга. Поджигая ракеты слева и справа раздельно, водитель мог поворачивать машину. Впрочем, этот механизм предусматривался как вспомогательный — основным оставались банальные передние колёса, поворачиваемые при помощи руля. Применения машина Хьёгдаля не нашла. Участвовать в обычных гонках она не могла — ракет хватало примерно на один круг трека. Потом они догорали, и автомобиль останавливался, в то время как бензиновые конкуренты продолжали ехать. Других же реактивных автомобилей, с которыми можно было соревноваться на равных, не нашлось. Несколько раз продемонстрировав машину публике и не снискав у неё большого интереса, Хьёгдаль вернулся к ДВС.

Сигурд Хьёгдаль и его реактивный болид, страница из журнала «Популярная механика» за сентябрь 1932 года

Дальше был большой перерыв. Автомобили бурно развивались, ещё более бурно развивались и реактивные двигатели, но следующие тридцать лет они делали это порознь, независимо друг от друга. Перемена произошла в 1964 году. Именно тогда Международная автомобильная федерация (FIA) стала официально фиксировать и признавать рекорды скорости, установленные реактивным наземным транспортом.

Ладно, на самом деле новый этап реактивного автомобилизма начался немного раньше, в 1960-м. В том году доктор Натан Остич появился на рекордных гонках на солончаке Бонневиль со своим автомобилем Flying Caduceus («Летучий кадуцей» — крылатый жезл с медицинской эмблемы). Участвовал он вне конкурса — именно потому, что на тот момент рекорды, установленные реактивными автомобилями, не засчитывались. Тем не менее Остич гнался не за грамотами и дипломами, а за настоящей скоростью. «Летучий кадуцей» был оснащён турбореактивным двигателем General Electric J47, который использовался во многих американских военных самолётах. Имея мощность в семь тысяч лошадиных сил, он (по расчётам) должен был разогнать «Кадуцей» до более чем 800 км/ч, сделав его пилота быстрейшим автомобилистом на планете, пусть и неофициально. Увы, конструкция автомобиля оказалась не до конца продумана. Сильные вибрации, недостаточный приток воздуха к двигателю и неполадки с топливным насосом вынудили Остича сойти с дистанции. Ему удалось развить лишь 483 км/ч во время прогревочного заезда. В течение следующих лет автомобиль был доработан, но в итоге всё равно не смог превысить скорости в 571 км/ч.

«Летучий кадуцей» Натана Остича, 1960 год

На следующий год после того, как Остич забросил гонки, FIA, как упомянуто выше, решила фиксировать рекорды скорости не только автомобилей, имеющих привод на колёса, но и реактивных. Это нашло бурный отклик в среде энтузиастов, и в тот же год было установлено сразу несколько рекордов на «сухопутных ракетах». Купить списанный авиационный двигатель в США тогда можно было за несколько сотен долларов, что и породило «реактивное безумие» автомобилистов, продлившееся несколько лет.

Хорошим примером того, как оно проходило, может послужить история гонщика Уолта Арфонса и инженера Тома Грина. Они представили в начале 1960-х свой автомобиль Wingfoot Express. Своё название («Экспресс крылатой ноги») он получил в честь спонсора — фирмы Goodyear, на эмблеме который изображена крылатая сандалия Меркурия. Изначально машину делали трёхколёсной, но когда FIA опубликовала новые правила, переднее колесо пришлось заменить блоком из двух — чтобы рекорд зафиксировали, машина должна быть как минимум четырёхколёсной. Двигателем послужил списанный Westinghouse J46 с палубного истребителя F7U Cutlass. Испытания машины шли успешно, но перед самой отправкой на гонки произошёл инцидент. Оба тормозных парашюта оборвались, и «Экспресс», протаранив ограждение трассы, проскакал по полю с канавами, перемахнул шоссе и забурился в лесополосу. Арфонс, сидевший за рулём, не пострадал — у него прихватило сердце от испуга, но долговременного вреда здоровью это не причинило. Однако во время ремонта машины он, торопясь завершить работы как можно быстрее, повредил связки правой руки и оказался непригоден для пилотирования. Искать стороннего водителя времени не было.

Том Грин оставался единственным кандидатом. Он был знаком с конструкцией машины, но опыт гонщика имел минимальный. На Бонневиле ему пришлось начать подготовку к заезду с осторожных покатушек по стоянке болидов, словно студенту автошколы. Грину удалось выдать на трассе 539 км/ч, что не стало рекордом — гонщик Крейг Бридлав на автомобиле Spirit of America собственной конструкции показал 644 км/ч, но официально признан не был, так как его машина была трёхколёсной и по правилам FIA должна была считаться мотоциклом. Установить свой рекорд «крылатым ногам» удалось позднее. Wingfoot Express смог выжать из себя 665 км/ч. Но побыть «королями скорости» Арфонсу и Грину удалось лишь три дня — и короны их лишил… Артур Арфонс, брат Уолта Арфонса. Построенный им автомобиль Green Monster развил 698 км/ч. После этого Грин забросил гонки, вернувшись к обычной инженерной работе. Уолт Арфонс на следующий год выкатил Wingfoot Express II — от первой модели он отличался тем, что в движение приводился не турбиной, а твердотопливными ускорителями. Для официальной фиксации рекорда трассу надо было проехать дважды — туда и обратно. В протокол заносилось среднее арифметическое от двух максимальных скоростей, развитых в обоих заездах. Ускорителей, однако, хватало только на поездку в один конец, поэтому развитые «вторым экспрессом» 973 км/ч так и остались непризнанным рекордом.

Wingfoot Express и его создатели, 1964 год

Следующим логическим шагом было преодоление звукового барьера. Машиной, которая долгое время претендовала на это, была так называемая «Ракета Будвайзер» — Budweiser Rocket. Эту машину строили для всё той же трассы на озере Бонневиль, но первые же испытания показали, что запаса топлива не хватит на то, чтобы проехать трассу дважды, как полагается. Тогда и решили — раз уж не получится поставить официальный рекорд скорости, хотя бы пробьём звуковой барьер. Заезд был проведён в конце 1979 года на территории авиабазы ВВС США Эдвардс в Калифорнии. Приборы автомобиля показали, что скорость во время заезда кратковременно достигла значения 1,01 Мах, то есть на один процент превысила скорость звука, какой она была при тамошней температуре и давлении воздуха. Радар авиабазы вроде как подтвердил эти данные, но многие эксперты всё равно сомневались в достоверности измерений, так как скорость вычислялась уж очень хитрым косвенным способом. Ну и, понятное дело, официально никакие международные организации рекорд не подтвердили из-за отсутствия независимых наблюдателей при его установке.

Budweiser Rocket на трассе

Полностью легитимно скорость звука превысить удалось лишь в 1997 году. Британский военный лётчик Эндрю Грин на автомобиле Thrust SSC сумел развить 1228 км/ч. Этот рекорд остаётся не побитым и по сей день. Конструкторская команда, создавшая автомобиль, не почивает на лаврах и в данный момент работает над проектом Bloodhound LSR. Это будет реактивный автомобиль, перед которым стоит амбициозная цель разогнаться до тысячи миль в час (1609 км/ч).

Thrust SSC — самый быстрый автомобиль в мире на текущий момент

Жизнь реактивных автомобилей, однако, не ограничивалась одними лишь рекордными заездами. Всем известно, что американцы обожают всякие шоу, где много шума, грохота и блестящего металла. Особенно если это связано с мотоциклами или автомобилями. Поэтому с тех же самых шестидесятых годов, когда «сухопутные ракеты» начали устанавливать рекорды скорости, в США популярностью пользуются гонки самых разнообразных реактивных транспортных средств. Не ради рекордов, а просто так, потому что это красиво и эффектно.

Что может быть более американским, чем огромный хромированный тягач-дальнобойщик? Только этот же тягач, в который воткнули турбину от истребителя!

Пламя сверкает, турбины рычат, начищенный хром блестит — что ещё нужно? Чаще всего это так называемый «дрэг-рейсинг», то есть простейшие гонки двух машин по прямой, берущие начало от уличных молодёжных забав «Давай поглядим, кто быстрее до следующего светофора доедет». В рамках этих соревнований что только не используется — от специально подготовленных болидов до тракторов и газонокосилок. Ну и реактивные двигатели тоже много на что ставят, вплоть до грузовиков и микроавтобусов.

«Самый быстрый в мире микроавтобус» — фургончик Ford 1979 года, оснащённый реактивным двигателем

В отличие от многих других необычных автомобилей, реактивным точно не светит никакое перспективное будущее за пределами гоночных трасс, видеоигр и комиксов. У них для этого слишком уж горячий нрав. Но уж в рамках этой сферы они точно продолжат радовать нас ещё долго. Вон, последний Бэтмен, который из фильма Мэтта Ривза, изо всех сил притворяется реалистичным, однако же реактивную турбину на свой Бэтмобиль — всё же поставил. Потому что традиция.

НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS .

  • FirstVDS
  • ракетный двигатель
  • реактивный двигатель
  • автомобили
  • Блог компании FirstVDS
  • Читальный зал
  • Научно-популярное
  • Инженерные системы

Что такое HIMARS. RTVI рассказывает о ракетной системе, поставляемой США Украине

Что такое HIMARS. RTVI рассказывает о ракетной системе, поставляемой США Украине

В сводках о боевых действиях на Украине обе стороны конфликта все чаще упоминают системы HIMARS, которые Украина получила от США. 1 июня Вашингтон объявил о выделении Киеву нового пакета военной помощи на сумму $700 млн, в который и вошли поставки систем HIMARS. Украинские военные рассчитывают, что это оружие существенно изменит расклад сил на поле боя. RTVI рассказывает об истории создания этого комплекса и его технических характеристиках.

М142 HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System) — высокомобильная артиллерийская ракетная система, производства американской компании Lockheed Martin. Это оружие стало развитием предыдущей системы — M270 MLRS, работы над которой США начали еще в 1970-е годы, опасаясь вооруженного конфликта с участием советских войск в Европе. M270 MLRS — универсальная пусковая установка, используемая в качестве реактивной системы залпового огня (РСЗО), базировалась на гусеничной базе. Система вмещала два стандартных транспортно-пусковых контейнера на шесть управляемых ракет каждый и шесть направляющих для стрельбы ими. Установка комплектовалась управляемыми ракетами дальностью до 35 километров. В другом варианте использовалась одна ракета ATACMS (Army TACtical Missile System, Армейский тактический ракетный комплекс) способная летать на расстояние порядка 170 километров. Передвигаться такая машина могла со скоростью до 60 км/ч.

Дальнейшим развитием системы стала установка HIMARS, которая базируется на колесном шасси 5-тонного армейского грузовика FMTV с экипажем из трех человек. FMTV — семейство средних тактических машин производства Oshkosh Corporation, которые выполняют в армии США различные функции, включая транспортировку грузов, магистральные перевозки, и помимо систем HIMARS служат в качестве платформ для зенитно-ракетных комплексов Patriot.

HIMARS и M270 MLRS используют одинаковые ракеты, но в отличие от своего предшественника, HIMARS имеет не два, а один контейнер на 6 ракет. При этом колесные шасси дали возможность значительно облегчить систему и повысить ее мобильность. HIMARS стало возможным переправлять основным американским военно-транспортным самолетом C-130 “Геркулес”. Колесное шасси также повысило максимальную скорость до 85 км/ч, а также совершать длительные марши по дорогам общего пользования без использования танковоза.

HIMARS примерно эквивалентен российскому БМ-27 «Ураган», также развернутому на Украине, считает Марк Кансиан, аналитик из Центра стратегических и международных исследований накануне объявления о поставках оружия. «Грузовик не обладает такой проходимостью по пересеченной местность, как гусеничная машина, но более легок в обслуживании. Эта характеристика вероятно будет критичной на украинцев, которые перегружены новой и незнакомой техникой, — пишет Кансиан. — Будучи на гусеницах, MLRS может преодолевать более сложные препятствия, но она больше и тяжелее HIMARS. Размер и вес означают, что эта машина более сложна и может затруднить украинцам ввод ее в бой».

Одним из главных преимуществ системы HIMARS является быстрота заряжания ракет в контейнер, что позволяет осуществлять загрузку в течение пяти минут без участия специальных заряжающих машин с помощью собственного подъемного механизма.

«HIMARS имеет высокую мобильность, которая повышает выживаемость экипажа и платформы в бою. HIMARS может размещаться, стрелять, перемещаться и осуществлять загрузку буквально за минуты, радикально снижая возможности врага по отслеживанию и уничтожению цели», — говорится в описании ТТХ.

Для HIMARS разработаны как управляемые, так и неуправляемые ракеты калибра 227 мм семейства MFOM (MLRS Family of Munitions), дальность стрельбы которых варьируется от 40 до 80 км.

Кроме неуправляемых боеприпасов, HIMARS может использовать управляемые ракеты GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) M30/M31 с инерциальным и GPS-наведением, которое обеспечивает круговое вероятное отклонение в пределах 5-10 метров.

Второй тип боеприпасов — тактические баллистические ракеты AFOM (Army TACMS Family of Munitions), которые также включают несколько типов боеприпасов с дальностью стрельбы в диапазоне от 165 до 300 км.

«С признанной и доказанной дальностью до 300 километров и набором разрабатываемых боеприпасов, которые расширят дальность до 499 километров, HIMARS обеспечивает доступные, быстрые и точные удары», — утверждается на сайте производителя.

О поставках баллистических ракет Украине речи пока не идет — США опасаются, чтобы эти боеприпасы не применялись по территории России вне зоны боевых действий. Известно, что Вашингтон поставил Украине пусковые установки с дальностью стрельбы до 80 км. “Мы не собираемся отправлять на Украину ракетные системы, способные бить по России”, — заявил президент США Джо Байден.

Как уточнил замминистра обороны США по политическим вопросам Колин Кол, до поставок HIMARS украинцы получали от США гаубицы дальность порядка 30 километров. «HIMARS стреляет в два раза дальше, что позволит им, даже с небольшим числом систем, усилить сопротивление, — объяснял Кол. — Это системы точного наведения с повышенной дальностью. Для уничтожения особо важных целей, которые помогают оказывать давление на украинские войска на фронте, мы считаем, эти системы будут особенно полезны».

В контексте возможного получения Украиной ракет AFOM среди потенциальных целей называются Белгород (расстояние до украинской границы всего 40 километров), Курск и Крымский мост. Правда пока о возможности поставок таких ракет заявил на днях советник главы офиса президента Зеленского Алексей Арестович.

Украина — далеко не первая страна, получившая от США системы HIMARS. В прежние годы эти системы от США получили Иордания (2009), Катар (2012), ОАЭ (2014), Румыния (2017), Польша (2018) и Тайвань (2020). До конфликта на Украине системы HIMARS использовались в боевых действиях в Афганистане, Сирии и Ираке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *