Что сейчас с икарусом
Перейти к содержимому

Что сейчас с икарусом

  • автор:

Легендарный "Икарус" возродили в Венгрии: первые фото нового автобуса

В венгерском городе Секешфехервар представили новые электрические автобусы CityPioneer 2019. Это, по сути, новая версия легендарных "Икарусов", разработанная венгерско-китайским СП Electrobus Europe Zrt. Фирму сформировали предприятие-наследник знаменитого завода Ikarus и китайская госкомпания CRRC Urban Traffic.

Трехдверный низкопольный 12-метровый автобус с индексом IC 1211 U создан на базе китайской модели CRRC Electric, тогда как венгры потрудились над салоном, электрооборудованием и омологацией машины. Силовая установка у машины импортная. Электромотор максимальной мощностью 240 кВт с литиево-ионной аккумуляторной батареей емкостью 313 кВт/ч позволяет в зависимости от погодных условий и рельефа местности проезжать на одной зарядке 200-260 км.

Автобус получил отделенную от салона эргономичную кабину с отличным обзором и передовые системы безопасности. В частности, системы кругового обзора, предупреждения о столкновении и выезде с полосы движения. Благодаря пневмоподвеске с электронным управлением в салон удобно закатывать детские и инвалидные коляски.

— Этот прототип — результат более чем годичной работы, в которой удалось объединить высокий уровень компетенций в сфере электрических силовых установок CRRC и опыт Ikarus по производству автобусов, — заявил на презентации машины владелец венгерской компании Габор Селеш.

Серийное производство CityPioneer начнется в Секешфехерваре после оценки опытного образца в середине 2019 года. В будущем совместное предприятие намерено расширить линейку моделей за счет микроавтобуса и новой версии знаменитой "гармошки". Они также будут оснащаться электромоторами.

Напомним, "Икарусы" поставлялись в СССР, начиная с конца 1960-х взамен на советские легковушки, и стали одной из визитных карточек крупных городов. Общий объем поставок, по некоторым данным, превысил 140 тысяч единиц. Венгерские автобусы практически не знали конкуренции, но с развалом Союза объем экспорта постепенно сократился до нуля. Это сказалось на жизнеспособности завода. В итоге с 2003 года в Секешфехерваре не выпустили ни одной серийной машины, а само предприятие дробилось и перепродавалось, чудом сумев дожить до наших времен.

Кооперация с одним из крупных китайских автоконцернов может возродить на Ikarus полноценное производство и выйти на европейские рынки. Есть ли в планах СП рынок российский — пока не сообщается.

Ikarus: очередная попытка возрождения

Ikarus: очередная попытка возрождения

Максим Чернявский

Фото: Максим Чернявский | фирма-производитель

Кто же в нашей стране не вспомнит огромный, пахнущий соляркой городской Ikarus? Во всех более-менее крупных городах Советского Союза эти — чаще всего желтые — машины были эталоном городского автобуса. Да и сошли последние из них с маршрутов лишь в текущем десятилетии. А на межгороде и до сих пор иногда встречаются в потоке красно-белые «одиночки» семейства 250.

Настоящая «ламповая» городская «гармошка» Ikarus 280 на маршруте Санкт-Петербурга

И ведь венгерский автобус пользовался популярностью не только в странах СЭВ. Его закупали самые разные страны, от Танзании до США, самых разных моделей и комплектаций. Но главным заказчиком городских моделей оставался, конечно, СССР, закупавший по пять—шесть тысяч машин ежегодно.

Междугородние «одиночки» иногда еще встречаются на наших дорогах

С его распадом началось угасание знаменитой марки, и основные заводы постепенно закрылись. Остался лишь «осколок», производивший штучные люксовые автобусы, — он вошел в концерн Irisbus. Последней моделью с именем Ikarus стал городской низкопольник V127 с дизелем Cummins и мостами ZF, выпуск которого прекратился в 2014 году.

Городская серия Е позднего периода марки строилась на европейских шасси и продавалась в Европе

Однако интерес к марке со 120-летней историей все еще велик. Права на название Ikarus неоднократно переходили из рук в руки, было несколько попыток возродить производство автобусов, но к успеху все они не привели. И вот перед нами очередная попытка энтузиастов создать пригородный автобус под знаменитым именем.

Очевидно, в этот раз ставка сделана на прагматичность. В основе машины Ikarus 125 — проверенное массовое автобусное шасси Volvo B8RLE. Оно комплектуется шестицилиндровым 7,7-литровым турбодизелем мощностью 320 л.с. Возможен и вариант, работающий на биотопливе. Коробки передач — три «автомата» на выбор: родной Volvo I-Shift, ZF EcoLife или Voith D864.

По конструкции это классический «европеец» с пространственным каркасом из нержавеющей стали и «подиумом» в задней части. Передняя и задняя маски, как нынче принято, из стеклопластика. В салоне светодиодное освещение и восемь пар USB-разъемов для подзарядки гаджетов.

Выбор массового серийного шасси Volvo заметно упрощает сборку и удешевляет продукт

Двенадцатиметровый кузов вмещает 80 человек, 42 из которых могут сидеть на турецких креслах. Кондиционер Yilkar, кстати, тоже турецкий. Так что расчет сделан на небогатых клиентов — видимо, из восточной Европы, что логично. Цены пока не объявлены, но уже сейчас понятно, что легкой победы на тесном рынке новичку не одержать.

IkarusBusClub Крупнейшее сообщество ценителей марки Икарус

"Эстетический эффект больших стеклянных поверхностей может заменить или вытеснить традиционных декоративные скруглённые элементы, упрощая техническое обслуживание и увеличивая экономическую эффективность, придавая современную техническую элегантность."

Финта Ласло - дизайнер, разработчик 200-й серии Икарусов, профессор

Финта Ласло (Finta László) / Авто-дизайнер, создатель-разработчик 200-й серии Икарусов

Архивные фотографии автобусов Икарус

Сохранение наследия

Наша задача – сохранить наследие легендарной автобусной марки в максимально долгой исторической перспективе, создавая ряд крупнейших и старейших в Рунете Икарусных проектов, таких, как, сообщество "Икарус: путешествие через время".

Тег video не поддерживается вашим браузером. Скачайте видео.

Икарус сегодня

Ютуб-канал Ikarusbusclub ведётся от первого лица владельцем Икарусов 256, 266 и 250, рассказывающим повседневные истории своих автобусов вместе с небольшими видео об устройстве Икарусов в целом.

Свежие материалы

Мы регулярно обновляем сборник Ikarusbusclub. Для просмотра всех материалов вы можете нажать сюда.

.

Американский Икарус-286 в фильме Голливуда

На протяжении всей своей долгой жизни, а лучше сказать – долгой истории, Икарус сыграл множество ролей, причём, как в переносном, так и в прямом смыслах. В переносном смысле – это и роли библиотеки, автолавки, медицинского пункта, транспорта для перевозки лошадей и многие другие, под которые Икарус или создавали на самом предприятии, или переделывали позже. В прямом смысле – это роли в кино, где практически всегда.

.

Яркая история Автобуса-отеля Икаруса-180

Придумали, построили, воплотили в жизнь, и…… Здесь, после многоточий, раскрывается судьба одного из самых необычных проектов Икаруса – отеля на колёсах из Икаруса-180. В наши дни уже не является редкостью кастомная переделка существующего транспортного средства с целью превращения его в нечто большее, чем предполагал изначальный производитель. Превращение автобусов.

.

Икарусы 260 и 280 BKV от Будапешта до Великих Лук

Этот материал должен был выйти ещё в конце декабря, но предновогодняя суета заставила и Ikarusbusclub отложить многие дела. В конце декабря этот материал должен был выйти не только потому, что нам так хотелось успеть опубликовать статью до Нового, 2023-го года, но также потому, что в те далёкие двадцатые числа декабря 1971 года на улицах Будапешта начали своё большое путешествие через время первые Икарусы моделей 260 и 280.

.

Попытка создания рельсового Икаруса-260: как это было

Необычный Икарус, о котором сегодня пойдёт речь, часто упоминается как не просто как Ikarus 260, а как MÁV Ikarus 260, что собственно демонстрирует и историю, и назначение проекта. За основу проекта был взят Икарс-260.50, произведенный в Секешфехерваре в рамках общей партии, и позже отправленный на переоборудование в город Пустасабольч (Pusztaszabolcs). Хотя слово «переоборудование», в случае с рельсовым Икарусом-260.

.

Ikarus и Csepel? Реклама в давние времена

В течение почти двух десятилетий Икарус и Чепель наслаждались монополией на внутреннем рынке, притом, что у Чепеля постоянно появлялись конкуренты из государств СЭВ, чего не скажешь об Икарусе. Зародившаяся и укрепившаяся к семидесятым годам монополия на производство хороших, по меркам социалистических стран автобусов, не встречала конкуренции ни из стран Восточной Европы, ни из СССР.

.

Икарус — 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.

Что производит сейчас венгерский завод, где выпускали «Икарусы»

Ikarus — самая известная марка автобусов на постсоветском пространстве. Венгерские машины отличались достаточно высоким качеством, плавностью хода и большой площадью остекления. В зависимости от предполагаемых задач автобус мог иметь различные размеры и модификации, поэтому увидеть этьу марку можно было как в столице, так и в удалённой глубинке. Давайте посмотрим, что случилось с предприятием после распада социалистического блока, и чем оно занимается сейчас.

История завода Ikarus началась ещё в конце XIX века, когда её основатель открыл каретную мастерскую. Машинизация Европы вынудила компанию активно развиваться и переквалифицироваться. Уже в 1920-х годах венгры начинают техники с двигателем внутреннего сгорания. Производство было не столь масштабным и предприятие было известно лишь на локальном рынке, но вступление Венгрии в Организацию Варшавского договора изменило ситуацию.

Почти сразу после войны предприятие национализируется, а уже в начале 1950-х выпускается первый многосерийный автобус Ikarus 55. Комфортабельная машина стала поставляться в СССР и другие страны социалистического блока. За свою схожесть с распространённым тогда пылесосом и шумную работу двигателя, модель 55 получила прозвище «Ракета».

Появление новых моделей не заставило себя долго ждать, венгерская компания регулярно представляла машины для рынка, а спрос на них возрастал. В середине 1970-х годов Ikarus выпустил двухсотую серию автобусов, которая наилучшим образом отложилась в памяти многих жителей Советского Союза. Для перевозок на короткие расстояние в небольших городах использовалась модель 260. Столица преимущественно получала автобусы 280, которые в обиходе стали называть «гармошкой».

Венгерские машины выгодно отличались на фоне других представителей социалистического автопрома. Плавность хода достигалась за счёт использования пневматической подвески, а большая площадь остекления привлекала пассажиров. Однако, технические характеристики «Икарусов» всё же уступали конкурентам из Западной Европы. Этот факт во-многом стал причиной проблем венгерского предприятия в 1990-х годах.

Ключевым рынком для венгерских автобусов были страны социалистического блока, после распада которого компании пришлось осваивать новые регионы. Началось активное деление предприятия на части, которое не добавляло эффективности при его работе. Компания пыталась остаться на плаву и даже смогла выпустить первый в мире сочленённый низкопольный автобус, но и это не дало нужного результата.

Объёмы производства падали с каждым годом. Если в 1980-х годах Ikarus выпускал свыше 10 000 экземпляров автобусов в год и был лидером по этому показателю в Европе, то после распада социалистического блока показатели упали в сотни раз. В 2003-м году предприятие обанкротилось и было закрыто. Через три года его выкупил местный бизнесмен, но только со второго раза смог вдохнуть вторую жизнь в известную марку.

Благодаря полноценному переходу в частные руки компания смогла наладить сотрудничество с другими европейскими производителями. В 2013 году «Икарус» выпустил совместную с Skoda модель автобуса. Тем не менее, значительного успеха это не дало, поэтому предприятие решило изменить вектор развития. Теперь венгерская компания сконцентрировалась на автобусах с полностью электрической силовой установкой.

Так выглядит производственная площадка с высоты птичьего полёта:

Сейчас в линейке моделей Ikarus представлено несколько вариантов. Многие из них сделаны с упором на экологию. Венгерская компания производит дизельные автобусы с минимальным количеством выбросов. Не так давно была представлена полностью электрическая платформа собственной разработки «Икаруса», на базе которой создали модель CityPioneer. Производитель заявляет, что машина способна проехать на одном ресурсе батарей 310 километров пробега.

Можно сказать, что Ikarus наконец-то обрёл вторую жизнь. Нацеленность на минимальное количество выбросов даст возможность компании закрепиться на европейском рынке. Тем не менее, пока что марка не отказывается от выпуска классических автобусов. На наших дорогах встретить современный «Икарус» вряд ли получится. Экземпляры из двухсотой серии ещё трудятся в глубинках и на территориях закрытых городов, но проблемы с обслуживанием и возраст машин с каждым годом приближают к полному отказу от них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *