Как понять что шаровая опора требует замены
Перейти к содержимому

Как понять что шаровая опора требует замены

  • автор:

Почему может сломаться шаровая опора и как водителю за ней следить

Фото: Shutterstock

Шаровая опора (или просто шаровая) — это шарнир, который может использоваться в разных узлах автомобиля. Здесь речь пойдет о шаровой в качестве соединительного элемента рычага подвески и ступицы управляемого колеса. Шаровая позволяет колесу в определенных пределах свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости, но препятствует его отклонению от заданного положения в вертикальной плоскости. Количество шаровых опор зависит от типа подвески и может варьироваться от одной до пяти с каждой стороны, в том числе в задней многорычажной.

Фото: Ozon

Фото: Shutterstock

Предшественниками шаровых были шкворни, перекочевавшие на автомобили с конных экипажей. Шкворни представляли собой ось из закаленной стали, вращающуюся в бронзовых втулках либо роликовых или игольчатых подшипниках. С помощью такой оси поворотный кулак, который нес ступицу и колесо, крепился к подвеске. Конструкция не позволяла рычагам перемещаться по вертикали настолько, чтобы подвеска была достаточно комфортной.

Попытки сделать шкворневую подвеску мягче с помощью дополнительных тяг с подшипниками привели к усложнению конструкции и сделали ее обслуживание и ремонт очень трудоемкими. Появление шаровых опор в начале 1950-х годов решило сразу обе проблемы. Простота устройства сочеталась у таких шарниров с двумя степенями свободы, что позволило обеспечить требуемый уровень комфорта подвески. Уже к середине 1960-х годов большинство легковых автомобилей оснащались шаровыми, тогда как более выносливая шкворневая подвеска осталась уделом внедорожников и коммерческого транспорта.

Используемые в конструкции подвески управляемых колес шаровые опоры — в числе важнейших элементов, от которых зависит управляемость автомобиля.

Устройство шаровой опоры

Устройство шаровой опоры

Устройство шаровой опоры (Фото: autoepoch.ru)

Встречается несколько разновидностей шаровых опор, но сегодня канонической является конструкция, в которой присутствуют следующие компоненты:

  1. Корпус. Выполненная из кованой стали оболочка.
  2. «Яблоко». Металлический шаровидный элемент внутри корпуса, воспринимающий основную нагрузку.
  3. Стопор. Кольцеобразный зажим, фиксирующий «яблоко» в корпусе.
  4. Полимерный вкладыш внутри корпуса. Своеобразная обойма, в которой вращается «яблоко».
  5. «Палец». Приваренный к «яблоку» стержень с резьбой в верхней части, с помощью которого шаровая опора соединяется со ступицей.
  6. Пыльник. Резиновый чехол, защищающий начинку шаровой опоры от попадания воды и грязи. Под пыльником находится специальная смазка для дополнительной герметизации шарнира.
  7. Фланец. Пластина с отверстиями для крепления шаровой к рычагу. Однако в последние 20 лет получили распространение рычаги подвески с интегрированными шаровыми опорами без фланца.

Чем опасна неисправная шаровая опора

Поскольку шаровые опоры отвечают за крепление колеса, то их сильный износ или обрыв может иметь тяжелые последствия, вплоть до переворота автомобиля. Знание способов диагностики неисправности шаровых позволит сохранить здоровье и даже жизнь, не говоря уже о деньгах.

Признаки неисправности шаровых опор

Стандартной величины срока службы шаровых опор не существует. Мало того что не одинаково качество самих шарниров от различных производителей, так и любая «внеплановая» ударная нагрузка на подвеску способна натворить бед. Конечно, для проверки состояния шаровых опор лучше обратиться в сервис, но есть симптомы, которые говорят о возможных проблемах:

  1. Стук в подвеске при проезде неровностей.
  2. Скрип или скрежет при повороте руля.
  3. Неравномерный износ шин.
  4. Раскачка колеса из стороны в сторону при движении. В отличие от вышеназванных симптомов этот со 100%-й гарантией указывает на сильный износ шаровых. Промедление с ремонтом недопустимо!

Шаровые опоры лучше менять парами

Шаровые опоры лучше менять парами (Фото: Shutterstock)

Причины неисправности шаровых опор

Шаровые опоры находятся практически «на передовой» борьбы за надежную управляемость и безопасность автомобиля, и в этой борьбе им приходится нелегко. Что способно вывести эти шарниры из строя:

  1. Сильные нагрузки при проезде неровностей на высокой скорости могут повредить вкладыш опоры, что приведет к возникновению в ней люфта, а это нарушит оптимальный контакт колеса с дорогой.
  2. Попадание внутрь шарнира воды и грязи из-за порвавшегося пыльника вызывает абразивный эффект и коррозию «яблока», что ведет к быстрому срабатыванию вкладыша и появлению люфта в опоре. В запущенных случаях «яблоко» способно проточить верхнюю часть корпуса и выскочить из него.
  3. Естественный износ вкладыша и «яблока» с теми же последствиями.

Как продлить срок службы шаровых опор

Невнимание к состоянию шаровых опор может обойтись очень дорого, поэтому меры профилактического характера здесь просто необходимы. О чем речь?

  1. Периодически проверять пыльники шаровых на предмет различных повреждений. Если они выявлены, пыльник необходимо заменить и при необходимости добавить герметизирующей смазки того типа, который предусмотрен производителем.
  2. После поездок по плохим дорогам и бездорожью периодически проверять шаровые на наличие люфтов. Для этого нужно вывесить колесо, взяться за него сверху и снизу руками и попытаться покачать в вертикальной плоскости. Операцию лучше проделать несколько раз, поворачивая руль на разные углы.

Проверку можно выполнить и другим способом. Для этого потребуется вывесить колесо, между нижним рычагом и поворотным кулаком вставить монтировку плоским концом, а затем надавить на рукоять. Износ опоры выдаст себя люфтом и/или щелчками.

Специалисты советуют менять шаровые опоры парами, а затем проверить развал/схождение колес и при необходимости отрегулировать.

Признаки неисправности шаровых опор. Это нужно помнить!

Признаки неисправности шаровой опоры не так просто обнаружить невооруженным взглядом. Шаровые опоры – один из наиболее важных механизмов подвески практически всех современных транспортных средств. Шаровые опоры выглядят, как сферический шарнир в защищенном корпусе и пыльнике. Шаровые опоры для автомобиля нужны не меньше амортизаторов – они выполняют плавное перемещение вперед, назад вверх и вниз и при поворотах. Все же иногда неисправность шаровой опоры может быть обнаружена, если прислушаться к работе своего автомобиля.

Главные признаки неисправности шаровой опоры

Оперативное выявление износа шаровой опоры поможет владельцу уберечь себя и собственный автомобиль от происшествия. Когда на колесо перестает действовать шаровая опора, оно выворачивается на наружную сторону. В таком случае управлять автомобилем практически невозможно. К счастью, большинство автовладельцев обращают внимание на такой нюанс еще при небольшой скорости.

Ни в коем случае не следует допускать обрыва шаровых и затягивать с ремонтом. Оперативная диагностика и своевременный ремонт поможет разрешить такую серьезную проблему с автомобилем.

Почему шаровые опоры выходят из строя? Эксплуатационный срок службы шаровых может разниться от 20 тысяч до 150 тысяч километров:

  • Для отечественных автомобилей ( ВАЗ 2114, Калина 1, ВАЗ 2110, ВАЗ 2107, 2109, Лада Гранта ) сроки достигают до 90 тысяч километров;
  • Для иномарок (например, форд фокус 2, рено логан ) сроки достигают до 110 тысяч километров.

Такой разброс в километрах обычно возникает из-за разницы в технических особенностях транспортного средства, а также из-за эксплуатационных особенностей в вождении.

Отрицательное влияние на работу шаровых опор оказывают температурные перепады, изменение давление, повреждение пыльника, а также постоянная стабильность одной температуры – холод или жара. Качество пыльника имеет очень важное значение. Пыльник опор изготавливается из резины. Спустя некоторое время он деформируется, после чего начинает пропускать мусор, камни, песок и влага.

Важное значение имеет и характер езды владельца. Неосторожная и агрессивная езда по ямам и неровностям может провоцировать появление ударов на шаровую. Если такой тип езды систематический, шаровая опора изнашивается гораздо быстрее.

Далее о самих причинах поломки:

  1. Естественный износ, который проявляется после достижения пробега в 100 тысяч километров;
  2. Повреждение пыльника или попадание под пыльник любых абразивов. Эту проблему можно предотвратить заранее, если постоянно следить за состоянием пыльника;
  3. Повышение механической нагрузки при неосторожной езде или по езде на неровностях;
  4. Эксплуатационная выработка смазочного элемента. Иногда следует добавлять специальную смазку в шаровую. Это можно сделать при помощи специальных приспособлений.

Признаки неисправности шаровых опор

Шаровые опоры не ломаются беспричинно. Единичные и внезапные поломки, конечно, случаются, но происходит это очень редко. В большинстве случаев, работа подвески сообщает о появлении опасности заранее.

Первый признак выхода шаровой из строя – появление стуков и толчков при проезде на ямах. Особенно явным такой признак становится на невысокой скорости. Причина появления такого признака – отсутствие смазки или износ пальца (поршневой палец).

Стук может проявлять себя и в мороз. В таком случае, это не означает, что шаровые пришли в негодность. Но диагностика никогда не будет лишней.

Неисправность шаровых опор также проявляется при вилянии автомобиля на дороге. Когда на опорных механизмах появляется люфт, автомобиль начинает маневрировать и крениться на дороге. В данном случае ремонт обязателен, причем как можно скорее.

Как проводить диагностику шаровых опор

Наиболее подходящим способом проверки шаровых опор будет профессиональная диагностика устройства в сервисном центре. Там автомобиль размещается на точке, шаровые помещаются на проверочный стенд, а специалист проверяет механизм на наличие проблем.

Тем не менее возможна и самостоятельная проверка автомобиля владельцев. Для этого можно произвести прослушивание автомобиля. В таком случае необходимо заручиться помощью другого человека. Этот человек должен раскачать автомобиль для создания амплитуды. В это время владелец автомобиля прослушивает стуки и определяет их местоположение.

Если помощника не оказалось рядом, проблему может исправить домкрат. Для этого способа необходимо слегка покачать колесо. Стуки и появившийся люфт – прямые признаки неисправности.

Очень важно произвести своевременную замену шаровых опор и расходных материалов. Неисправность этого элемента автомобиля может привести к тяжелым последствиям, вплоть до аварий и выхода автомобиля из строя.

Изношены шаровые опоры? Советы по их проверке

Шаровые опоры есть практически в любом современном автомобиле, они являются важной составляющей подвески. Это одни из важнейших узлов подвески. Они соединяют рулевую тягу автомобиля с поворотным кулаком или поворотной цапфой. Передние шаровые опоры также позволяют передним колесам и подвеске смещаться вперед и назад, вверх и вниз, когда рулевое колесо поворачивается во время движения и когда автомобиль движется по неровной дороге.

Современные шаровые опоры не подлежат ремонту, и многие из них служат в течение всего срока службы автомобиля. Однако, поскольку шаровые опоры играют ключевую роль в подвеске, важно знать признаки того, что с ними что-то не так, и как это проверить. И, если вы обнаружили проблему с одной шаровой опорой, рекомендуется заменить сразу и поврежденную шаровую опору, и парную к ней. Это связано с тем, что, когда из строя выходит одна шаровая опора, то опора с другой стороны, скорее всего, вскоре последует за ней.

Что такое шаровоя опора? Краткое описание

Прежде чем мы продолжить, давайте кратко рассмотрим, что такое шаровая опора.

Шаровой шарнир обычно представляет собой шарнирное гнездо, смазанное консистентной смазкой и закрытое пылезащитным чехлом. Современные шаровые шарниры герметичны, что предотвращает повреждение соединения грязью, песком и другими загрязнениями, а также препятствует техническому обслуживанию. Это означает, что если шаровая опора вышла из строя, обычно необходимо заменить весь узел.

В зависимости от типа подвески у большинства автомобилей есть как верхние, так и нижние шаровые опоры. Нижние шаровые опоры обычно крупнее и изнашиваются быстрее из-за большего веса передней части автомобиля, опирающегося на них.

Нажмите здесь для перехода к подробной статье о шаровых опорах.

Есть ряд признаков, свидетельствующих о том, что шаровые опоры, возможно, начали изнашиваться.

ball-joint-design

  • Стук или скрип
  • Смещение автомобиля вбок при движении
  • Неустойчивое рулевое управление
  • Неравномерный износ шин

Как можно проверить износ шаровых опор?

Признаки износа шаровых опор могут проявляться не сразу, поэтому какое-то время вы их не замечаете. Но если вы заметили какой-либо из вышеперечисленных признаков или просто хотите проверить исправность шаровых опор, лучше сначала протестировать их во время движения, а затем проводить визуальный осмотр.

Как проверять шаровые опоры во время движения

Проверить шаровые опоры во время движения просто:

1. Выполните поездку на автомобиле.

Двигайтесь по дороге общего пользования с скоростью, близкой к максимально разрешенной, и обращайте внимание на двигатель, рулевое управление и общее поведение автомобиля.

Вибрации – когда шаровой шарнир изнашивается, он расшатывается, что может создавать вибрацию, которую вы чувствуете через пол или рулевое колесо во время движения.

Рулевое колесо отклоняется влево или вправо – при износе шаровых опор рулевое колесо отклоняется влево или вправо само по себе. Также это может быть причиной неравномерного износа шин.

2. Двигайтесь по лежачим полицейским

После движения на максимально разрешенной скорости найдите место с лежачими полицейскими и переедьте его на небольшой скорости. Несколько раз остановитесь и возобновите движение. Сделайте несколько поворотов.

Шум – это может быть стук или скрип. Причина стука – смещение изношенных шаровых опор при движении подвески вверх и вниз. Скрип возникает из-за того, что резиновый пыльник, защищающий смазку внутри шарового шарнира, поврежден, и шаровая опора начинает скрипеть. По мере износа шаровых опор эти звуки становятся громче.

3. Поверните рулевое колесо

Завершающий шаг — припаркуйте автомобиль и несколько раз поверните колеса влево и вправо, при этом прислушиваясь к звуку шаровых шарниров.

Как проверять шаровые шарниры визуально

После проверки шаровых опор во время движения перейдите к визуальному и физическому осмотру. Перед тем, как начать, приготовьте следующие инструменты:

  • Домкрат
  • Подставки под домкрат
  • Фонарик
  • Монтировка
  • Баллонный ключ
  • Деревянные бруски или противооткатные упоры

Визуальный и физический осмотр включает следующие шаги:

1. Проверьте износ шин

Шаровые опоры с люфтом не могут удерживать подвеску ровно во время движения. Это ускоряет износ шин – протектор неравномерно контактирует с дорожным покрытием. Если вы заметили пятна неравномерного износа на шине или что передняя часть колес направлена наружу (т. е. обратное схождение), есть большая вероятность, что шаровые опоры требуют дальнейшей диагностики. Однако, если износ шин одинаков с обеих сторон, проблема, вероятно, в шаровых опорах, а в недостаточном давлении в шинах.

2. Ослабьте зажимные гайки

Ослабьте зажимные гайки настолько, насколько их можно закрутить рукой. Это позволит вам перемещать колесо вокруг своей оси, не снимая его полностью.

3. Поднимите автомобиль домкратом и положите деревянные упоры за колеса

Поднимите домкратом переднюю часть автомобиля и закрепите его на стойках домкрата. Подложите деревянные блоки или упоры за задними колесами, чтобы автомобиль не откатился. Так будет удобнее проверять шаровые опоры.

4. Покачайте колесо на оси

Возьмитесь за верхнюю и нижнюю части шины и покачайте колесо вдоль оси автомобиля. Если шаровые опоры в порядке, при таком смещении люфта не будет или он будет небольшим.

Звуки и люфт сверху – это указывает на неисправность верхней шаровой опоры.

Звуки и люфт снизу – это предполагает неисправность нижней шаровой опоры.

5. Снимите колесо

Снимите колесо и, подсвечивая фонариком, визуально осмотрите верхнюю и нижнюю шаровые опоры.

Вы видите какие-либо признаки ржавчины, повреждения пыльника, утечки смазки или других возможных проблем? Если да, вероятно, шаровую опору пора заменить.

6. Монтировкой отодвиньте шаровую опору

Монтировкой попытайтесь поддеть нижний рычаг подвески и поворотный кулак (два компонента, соединенные шаровым шарниром).

Чрезмерный люфт, смещение или щелчки — признак того, что шаровые опоры слишком ослаблены.

7. Установите колесо на место

После того, как вы закончили визуальный осмотр и испытание шарового шарнира, замените колесо, опустите автомобиль и затяните зажимные гайки.

8. Повторите с другими колесами

После окончания проверки первого колеса осмотрите остальные три, выполнив шаги с 2 по 7.

Качество шаровых опор

При замене шаровых опор, качество работы и материалов очень важно — ведь шаровые опоры должны выдерживать вес всего вашего автомобиля.

MOOG предлагает ассортимент высококачественных шаровых опор для большинства моделей автомобилей. В нашем поиске по деталям вы сможете подобрать нужные шаровые опоры для своего автомобиля.

Или узнайте, как избежать абразивного износа шаровых опор на MOOG TV

Информация в данной статье предназначена только для развлекательных и информационных целей и не должна использоваться вместо обращения за профессиональной консультацией к сертифицированному технику или механику. По конкретным вопросам или проблемам, относящимся к любой из тем этой статьи, рекомендуем консультироваться с сертифицированными техническими специалистами или механиками. Ни при каких обстоятельствах мы не несем ответственности за любые убытки или ущерб, вызванные вашим использованием какой-либо информации.

Краткий справочник: причины и способы замены шаровых опор

Неисправности шаровой опоры встречаются нечасто, но они могут возникать в результате многолетнего движения по неровным дорогам. Неисправная шаровая опора может стать причиной странных глухих ударов и сноса при рулении. Если шаровая опора изношена, это серьезно сказывается на управляемости автомобиля и на подвеске. Если шаровая опора приходит в полную негодность, то колесо даже может внезапно отсоединиться от автомобиля. Страшное дело! Но что же такое шаровые опоры и как часто нужно их заменять?

ru-ball-joint-diagram

Функция шаровой опоры

Шаровые опоры соединяют колеса автомобиля с его подвеской, обеспечивая согласованность движения колес. Как указывает название, этот сложный шаровой шарнир действует как опора, подобно тазобедренному суставу у человека. Шаровая опора состоит из шарового пальца и опорного гнезда, плотно входящего в корпус со смазкой. Они соединяют рулевую тягу с поворотным кулаком рулевого управления и обеспечивают плавное и стабильное движение в подвеске. В большинстве автомобилей в передней подвеске есть как минимум нижние шаровые опоры, а в некоторых случаях — и верхние.

Зачем нужна замена шаровых опор?

Свойства шаровых опор ухудшаются при попадании грязи внутрь и при недостатке смазки. Кроме того, эти компоненты подвески подвергаются коррозии и общему естественному износу. Следствием ухудшения их свойств является чрезмерный люфт и свободное движение (за пределами спецификаций производителя). Исправная шаровая опора допускает плавное смещение из стороны в сторону, но не качание и не удары вверх и вниз. Это однозначный признак того, что шаровые опоры нуждаются в замене.

Новая шаровая опора Изношенная шаровая опор Изношенная шаровая опора

Проверяйте эти признаки износа шаровых опор:

  • звуки тяжелых ударов, особенно при наезде на неровность
  • скрип при срабатывании подвески
  • снос в сторону
  • ненадежное и слишком свободное руление
  • неравномерный или преждевременный износ шин, пилообразный износ

Как проверять шаровые опоры

Если вы подозреваете, что шаровые опоры износились, автомобиль следует проверить как можно быстрее. Замена шаровых опор может быть непростой — к ним может быть сложно подобраться, и их может быть сложно установить, особенно если они долго служили и покрыты ржавчиной. В некоторых автомобилях шаровые опоры составляют единое целое с рулевой тягой. Если вы не знакомы с устройством подвески и колеса, лучше обратиться в мастерскую к профессионалам.

Срок службы шаровой опоры

Шаровые опоры служат долго, и поэтому про них часто забывают! Но они все-таки изнашиваются и обычно служат не так долго, как сам автомобиль. Не забывайте, что на них приходится очень серьезная нагрузка при движении по неровным извилистым дорогам, так что все зависит от пробега и условий эксплуатации автомобиля.

Вы увидите, что шаровые опоры с обеих сторон автомобиля изнашиваются схожим образом. Поэтому их, как правило, заменяют полным комплектом или парами.

Служат ли некоторые шаровые опоры дольше?

Да! Не все шаровые опоры одинаковы. Детали с инновационной конструкцией, изготовленные из лучших материалов, отличаются большей прочностью и долговечностью. Шаровые опоры MOOG изготовлены из высокопрочных материалов, которые выдерживают высокие температуры, грязь и абразивное воздействие. Для повышения прочности корпус куется из цельного куска мелкозернистой легированной стали.

СОВЕТ: Шаровые опоры из низкокачественной стали или изготовленные с применением некачественной термообработки стоят дешевле, но их срок службы может быть до 50 % меньше.

Шаровые опоры играют важную роль в рулевом управлении и подвеске автомобиля и могут служить очень долго. Однако использование некачественных шаровых опор может привести к серьезным неисправностям, а полное разрушение шаровой опоры может быть фатальным. Если вы не уверены в состоянии шаровых опор вашего автомобиля, обратитесь в мастерскую и замените их на качественные шаровые опоры.

Ознакомьтесь с долговечными деталями и удобными инструментами, с которыми замена шаровых опор становится проще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *