Как правильно должен работать ручник
Перейти к содержимому

Как правильно должен работать ручник

  • автор:

Пять ошибок при использовании ручника, сокращающие ему жизнь

Механический стояночный тормоз, он же "ручник" (в ряде моделей, ориентированных на американский рынок, педальный аналог — "ножник") — инструмент, предназначенный для удержания транспортного средства на стоянках и прежде всего — уклонах, но может использоваться также как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. В нашем обзоре — ключевые ошибки, которые совершают водители, задействуя механический "ручник".

Орудие дрифта

Не секрет, что механический ручной тормоз используется во время спортивной езды, чтобы отправить машину в поворот.

Для этого при заходе на вираж водитель временно блокирует колеса задней оси резким, коротким затягиванием "ручника", провоцируя срыв в скольжение, а в ряде случаев дрифтер "играет" степенью затянутости стояночного тормоза, выстраивая нужную траекторию.

В чем опасность? Во-первых, вы можете переоценить свои драйверские силы и вызвать неконтролируемый занос. Кроме того, при дрифте с "ручником" происходит экстремальное воздействие на механизмы "ручника". Наиболее частое последствие — растяжение или даже обрыв троса. Одновременно провоцируется повышенный износ тормозных механизмов.

Движение на "ручнике"

Практически каждый водитель хотя бы раз начинал движение, забыв снять автомобиль со стояночного тормоза. Чем чревата такая ситуация?

Невнимательный водитель может не заметить индикатор на панели приборов, и продолжить движение, не осознавая, что автомобиль двигается с ощутимым усилием.

Чем дальше и дольше он проедет, тем сильнее нагреются тормозные механизмы (чревато не только стиранием колодок и тормозных дисков, но также перегревом дисков, суппортов и тормозных цилиндров). А уж то, что растянется тросик "ручника", — практически неизбежно. Кроме того, двигатель и трансмиссия будут работать при езде на "ручнике" с повышенной нагрузкой, а также будет происходить неравномерный и быстрый износ шин.

Постановка на "ручник" зимой

Зимой водителям следует по возможности избегать постановки машины на "ручник" после долгой и интенсивной езды, моек, проезда луж и перед резким похолоданием. Лучше зафиксировать машину на передаче (механика) или в режиме Parking (автоматизированные коробки).

В противном случае из-за затянутого ручного тормоза тормозные колодки могут примерзнуть к барабанам или диску, и когда утром вы решите стартовать, задние тормоза попросту заклинит. Если продолжить в такой ситуации движение, можно повредить и основной тормозной механизм и элементы ручного тормоза. Поэтому, если вы попали в такую ситуацию, попробуйте отогреть замерзший механизм теплой водой, вылив ее на тормозной барабан или диск из бутылки или чайника.

Или, скажем, если у вас в запасе имеется шланг, можно надеть его на выхлопную трубу и направить другой конец на тормозные механизмы, чтобы прогреть их выхлопными газами. В случае с барабанными тормозами можно также снять поочередно задние колеса и постучать по "барабанам" через деревянную проставку. С дисковыми механизмами все еще проще. Разморозить их поможет обычная "омывайка", которую нужно будет вылить непосредственно на колодки.

Неправильное затягивание

Многие водители имеют привычку затягивать "ручник" от души, буквально пока хватает сил, причем этим грешат даже хрупкие девушки. Общее правило — на машине с правильно отрегулированным механическим стояночным тормозом щелчков должно быть примерно три-четыре и уж точно никак не более восьми.

Есть и другая крайность — поднимать ручной тормоз всего до одного-двух щелчков. Этого может хватить для того, чтобы заблокировать колеса и удержать машину на уклоне. Кстати, чтобы проверить правильность настройки стояночного тормоза в "домашних" условиях, нужно затянуть его до отказа, включить первую передачу и плавно отпускать сцепление (на машинах с механикой). При исправном стояночном тормозе двигатель должен заглохнуть, а вот если машина начала движение, "ручник" не в порядке — его следует настроить (подтянуть) на сервисе.

Полагаться только на ручник

Привычка пользоваться только "ручником", не применяя для фиксации машины также и передачу (механика), — вредная привычка.

Не исключен сценарий, особенно на уклоне больше 10 градусов и особенно на мокрой или сколькой поверхности, когда усилия "ручника" окажется недостаточно, и машина отправится в "свободное плавание".

Вероятность этого увеличивается, если "ручник" настроен неправильно или натяжение ослабло от ошибок, описанных выше. Особый случай — когда вы оставляете машину на "ручнике" надолго (на месяц и больше). В этом случае не исключено, что колодки прикипят к дискам. Поэтому если ставите автомобиль на прикол надолго, например, в гараже, включите передачу, а под колеса подложите кирпичи или противооткатные упоры.

Как правильно пользоваться ручником?

ruchnik-s-knopkoj

И автолюбители, и даже профессионалы редко используют термин «стояночный тормоз», заменяя его на более простой и понятный — «ручник». Его используют после того, как автомобиль полностью остановился. Главным образом для того, чтоб избежать самовольного перемещения машины с места стоянки.

Системой стояночного тормоза оснащены все без исключения модели авто. Давайте рассмотрим принцип работы устройства более детально. Наши специалисты расскажут об особенностях и секретах эксплуатации этой части тормозной системы.

Какие бывают системы ручника в авто?

Само название подразумевает, что управляется устройство ручного тормоза водителем, то есть из салона авто и вручную. Однако, в ходе развития автомобилей, некоторые изменения были внесены в конструкцию и этой системы. Так на рынке появилось несколько типов стояночных тормозов, отличающихся друг от друга способом активации и типом привода.

Этой классификацией ручников предусмотрено разделение на ручные, ножные и кнопочные.

Ручной – классический вариант, расположенный между водительским и пассажирским сидениями. Выглядит как рычаг с кнопкой. На сегодняшний день это самый распространенный тип стояночного тормоза.

knopka-ruchnika

Ножной приводится в действие с помощью небольшой педали, которая находится слева от всех остальных педалей. Встречаются такие устройства чаще всего на авто для японского и американского рынков. Для Европы машины с «ножником» — большая редкость.

Кнопочный – самый удобный в использовании тип устройств. Располагается на консоли управления, включается и выключается при помощи клавиши. Устанавливается в более свежих и современных автомобилях. Важно отметить, что в авто с кнопочным ручником задние тормозные колодки нужно выбирать очень внимательно. Они, как правило, имеют отличия от тех, что установлены при ручном управлении стояночным тормозом.

knopka-ruchnika

Несмотря на прогресс, самым распространенным типом привода ручника остается механический. В таких системах активация осуществляется за счет работы достаточно простого тросового механизма. Иными словами, колодки ручного тормоза приводятся к диску или барабану с помощью тросиков ручника. Они со временем растягиваются и подлежат замене. Но это не проблема. Они практически всегда есть в наличии.

trosik-ruchnika

Более «продвинутым» вариантом являются ручники с электромеханическим приводом. На смену привычным тросам в их конструкции пришли электромоторы с системой управления, синхронизированной с бортовым компьютером. Такие системы стояночного тормоза встречаются на современных автомобилях среднего и дорого сегментов. Чаще всего их можно отличить по кнопке в салоне.

Как работает ручник в машине?

Принцип работы и механического и электромеханического ручников достаточно прост. В первом случае активация стояночного тормоза происходит в процессе того, как водитель затягивает рукоятку ручника в салоне до упора. В этот момент усилие от рычага передается к уравнителю, в результате чего происходит натяжение тросов ручника. В системах барабанного типа трос приводит в действие рычажок, который прижимает колодку ручника к барабану. В авто, оснащенных тормозными дисками, вместо небольшого рычага используются кулачковые или винтовые механизмы.

В стояночных тормозах электромеханического типа система активируется нажатием на кнопку. При этом происходит запуск электродвигателей в суппортах дисковых тормозов. После этого импульс передается редуктору и приводу, который и блокирует колесо.

Как и когда ставить машину на ручник?

Сначала давайте вспомним, в каких случаях рекомендовано использование стояночного тормоза. Применять его нужно на парковке, а также для фиксации положения авто на дорогах с уклоном и если необходимо тронуться на подъеме. Некоторые водители используют ручник во время ожидания переключения сигналов светофора, но это правило не является обязательным.

  • Как затянуть ручник на механике?

Для постановки авто на стояночный тормоз нужно поднять рычаг вверх. При этом будут слышны щелчки фиксатора. Они указывают на то, что тросы натянулись и тормозные колодки прижаты к барабанам. Количество щелчков следует контролировать. При правильной регулировке и исправности надежная фиксация обеспечивается после 2-4 щелчков.

Затягивать ручник с меньшим количеством щелчков не стоит, так как безопасность авто в этом случае не будет гарантирована. Тоже самое можно сказать и про большее количество щелчков. Оно свидетельствует о том, что тросики ручника растянулись и их пора менять.

nejtralka

  • Как поставить на ручник на автомате?

Чтобы сделать это правильно, необходимо перевести селектор из положения D в N, удерживая педаль тормоза. После этого ставим автомобиль на ручник нажатием кнопки с буквой Р и переводим селектор КПП в положение Р.

Перевод в промежуточное положение N необходим для того, чтобы разгрузить вал коробки и трансмиссию. К слову, очень многие водители исключают из процедуры переключение на нейтралку. Как результат, даже при малейшем уклоне АКПП находится под нагрузкой постоянно, а это рано или поздно скажется на работе коробки.

polozhenie-parking

Когда и как снимать машину с ручника?

Чтобы снять автомобиль с ручника требуется выполнить описанные выше действия в обратном порядке, а именно:

  • в авто с МКПП опустить рычаг в исходное положение, предварительно зажав кнопку на нем;
  • в авто с АКПП необходимо переключить селектор в положение D и после этого опустить рычаг или нажать кнопку снятия с ручника.

Если автомобиль стоит под уклоном, опускать ручник нужно в момент трогания автомобиля с места, т.е. воспроизведя в реальной обстановке экзаменационное упражнение «эстакада».

И еще несколько рекомендаций по использованию ручника.

  • В зимнее время пользоваться ручным тормозом стоит не всегда. При сильном снижении температуры затягивание ручника может привести к примерзанию колодок к барабану или диску.
  • Выполнять экстремальные торможения с помощью ручника могут только опытные водители и только на специальных площадках для экстремальной езды. В современных авто сделать это не удастся из-за замены рычага на кнопку.
  • Если автомобиль находится под уклоном, полагаться исключительно на ручник не стоит. В этом случае лучше перестраховаться, поставив авто на передачу и стояночный тормоз.

Как пользоваться ручником (ручной тормоз в автомобиле)

Каждому начинающему водителю необходимо знать, что такое стояночный тормоз — и для чего он нужен в автомобиле, прежде чем учиться пользоваться им. Устройство и принцип действия стояночного тормоза изучить несложно, а плюсы существенные.

Назначение устройства стояночного тормоза

Стояночный тормоз (также он называется ручной тормоз или, короче, просто ручник) — важный элемент тормозного управления вашего авто. Основная система используется непосредственно во время движения. Но работа стояночного тормоза иная: он удержит автомобиль на месте, если оно стоит на поверхности, имеющей уклон. Он помогает осуществлять резкие повороты на спорткарах. Использование ручника бывает и вынужденным: если основная система тормозов откажет, ручной тормоз вы примените, чтобы остановить машину в экстренном, аварийном порядке.

Как пользоваться ручником (ручной тормоз в автомобиле)

Как пользоваться ручником

Ручной тормоз по сути состоит из механизма, заставляющего тормоз действовать, в виде рычага или педали, и тросов, воздействующих на основную систему.

Как его задействовать?

Переведите рычаг, чтоб он оказался в вертикальном положении — вы услышите, как щелкнет фиксатор. Что произошло внутри машины? Натянулись тросы — они прижимают к барабанам тормозные колодки у задних колес. Теперь задние колеса оказались в заблокированном положении, машина тормозит.

Чтобы сняться с ручного тормоза, зажмите кнопку-фиксатор и опускайте рычаг в изначальное положение, вниз.

Как тормозить ручником

Всех, кто недавно сел за руль, интересует: можно ли тормозить ручником в процессе движения?

Во-первых, требуется сразу уяснить: торможение ручником возможно не на каждом авто. В современных моделях машин вы просто не найдете знакомую ручку — там кнопочка, часть электронного управления. И вы не сможете воспользоваться ей, если машина находится в процессе движения.

С помощью различных тест-драйвов выяснено, что тормозить ручником на ходу можно. Но производить это действие следует внимательно. При резком затягивании вы моментально блокируете задние колеса и войдете в занос либо потеряете управление. Главное — при затягивании рычага не крутите руль, иначе «полицейский разворот» случится помимо вашей воли. Станете кинозвездой, когда не ждали.

Можно ли тормозить ручником, если передвигаетесь по скользкому или заснеженному дорожному полотну? Не рекомендуется: такое покрытие и так сомнительно в смысле сцепления колес с трассой. Совершая торможение ручным тормозом, вы добьетесь разного сцепления задних и передних колес с полотном, что может привести к аварийной ситуации.

Непременно учитывайте фактор скорости движения. Если машина передвигается на низкой скорости, то использование ручника приведет к развороту. Если же скорость превышает 170 км\ч, авто перевернется. Используйте торможение на ходу в исключительных случаях, при отсутствии иного выхода из ситуации, и только на сухом и ровном дорожном полотне.

Обязательно следите за состоянием системы. Как и любой другой элемент управления транспортным средством, она нуждается в профилактических осмотрах и своевременном техническом обслуживании. Держите его в идеальном состоянии — этим вы снизите потенциальный риск аварийных ситуаций и сможете безопасно ездить на своем авто.

Если стоит АКПП

Ручной тормоз на автомате — он же кнопка Р — поможет выровнять траекторию движения, если вас заносит или при драйве. Отключается он, если нажать кнопку повторно. Свои плюсы у этой системы есть — на подъеме машина не откатится, регулировать ничего не нужно. Ну и компактность, конечно.

Как отрегулировать ручной тормоз: правильная регулировка ручника

Ручной тормоз — это неотъемлемая часть тормозной системы, целью которой является удержать автомобиль в неподвижном положении касательно основной плоскости. Ручник, по простому, отличается от основной тормозной системы тем, что он необходим главным образом для удержания автомобиля на наклонных поверхностях, а также применяется в экстренных ситуациях, когда главная тормозная система перестает выполнять свои функции.

Скорее всего каждый автомобилист сталкивался с ситуацией, когда забывал снять стояночный тормоз… Чаще такую ошибку допускают новички, но и опытные автомобилисты не отличаются забывчивостью. В любом случае, лучше поставить машину на ручник и обезопасить автомобиль от различных неприятностей, чем забыть или пренебречь этим и в будущем сожалеть о последствиях.

Для того, чтобы не случалось неприятных ситуаций, автомобилист должен не только использовать ручной тормоз, но и знать как отрегулировать его. Точно понять когда необходимо произвести ремонт ручника сложно, но зная принцип работы и устройство ручного тормоза, регулировка будет своевременной и простой в выполнении для любого водителя.

Кстати, существует мнение, что нечастое применение ручного тормоза способствует продлению срока его жизни. Но в реальности все наоборот. Чем реже водитель использует ручник, тем меньше движений делает трос в собственной капсуле что в итоге приводит к снижению производительности.

Устройство и принцип работы стояночного тормоза тема несложная. Ручник включает:

  • механизм, который заставляет тормоз включаться в работу (рычаг/акселератор);
  • тросы, которые оказывают влияние на главную систему тормозов, запуская процесс торможения.

В устройстве ручного тормоза находятся 1–3 троса. Распространенной считается схема ручного тормоза с тремя тросами: трос тормозной передний и два задних. Передний трос взаимодействует с рычагом, а задние — с тормозными частями. Соединение происходит благодаря регулируемым наконечникам, а колёсные гайки позволяют варьировать размер привода.

Снятие с тормоза либо возврат устройства в начальное состояние случается благодаря возвратной пружине, которая находится на тросе переднем, уравнителе или же напрямую на тормозной конструкции.

Как работает ручной тормоз объяснить тоже довольно легко. Когда рычаг ручного тормоза переводится в стоячее положение и происходит фиксирующий щелчок — тормозной механизм функционирует. Тросы, которые прижимают задние тормозные колодки к барабанам, натягиваются. Натяжка троса приводит к блокировке колес и автомобиль тормозит.

Чтобы убрать автомобиль с ручного тормоза следует прижать фиксатор и вернуть рычаг ручного тормоза в начальную позицию.

В каких случаях проводится регулировка ручного тормоза

Перед тем, как начать рассматривать случаи регулировки ручного тормоза, давайте разберем причины, по которым происходят его неисправности и способы их проверки.

Причины неисправности ручного тормоза

5 распространенных причин:

  1. тросик стояночного тормоза оборвался или произошло его заклинивание;
  2. тормоз накопил много пыли и грязи;
  3. регулировка ручника изначально была произведена неправильно либо подобрана неверная длина тросов;
  4. тормозные колодки изношены;
  5. протекает автомобильное масло или тормозная жидкость.

Диагностика ручного тормоза самостоятельно

Осуществляется двумя методами:

1 — й метод заключается в том, чтобы подняться на сильный уклон и поставить автомобиль на ручник. Машина нормально остановилась и стоит — работа ручного тормоза корректная, если машина начинает катиться назад и еще большее натяжение стояночного тормоза не дает результатов, значит не работает ручник. Тогда производится ремонт автомобиля или регулировка ручного тормоза.

Во 2 — м методе нужно произвести максимальное натяжение ручного тормоза, затем включить первую скорость и мягко убирать ногу со сцепления. Если двигатель заглохнет — значит ручник работает правильно, ежели автомобиль станет ехать, соответственно ручной тормоз нуждается в ремонте.

Например, для более новых ваз правильная регулировка соответствует трем — восьми щелчкам; для ваз 2109, произведенных до 1995 года — пять — семь.

Для шевроле ланос эта цифра составляет семь — девять зубцов.

Когда необходима регулировка ручного тормоза

Моменты, при которых делается регулировка:

  • после того, как сделана замена тормозных колодок;
  • после того, как заменили барабанные тормоза (тормозные диски);
  • после того, как наладили положение тормозных колодок;
  • после того, как заменили трос ручника;
  • после того, как заново установили регулировочный блок;
  • после того, как вырос ход до десяти щелчков.

Избавиться от неполадок с ручником можно обратившись в автосервис или же попробовать это сделать своими руками. Регулировка ручника самостоятельно возможна, если имеются хотя бы минимальные знания о функционировании автомобиля, тогда сложностей возникнуть не должно. Также регулировка ручного тормоза должна выполняться в специализированном месте, а инструкция по эксплуатации должна помочь выполнить ремонт быстро и качественно.

Регулировка ручника — пошаговое руководство

Зачастую ремонт ручного тормоза подразумевает под собой замену троса. Хотя преимущественно всего лишь натяжка троса позволит избежать проблем с ручником и полностью восстановить работоспособность. Правильная регулировка соответствует пяти — шести щелчкам во время натяжения рычага, если количество другое — производится ремонт тормоза.

В хорошем случае, регулировка ручного тормоза должна реализовываться на эстакаде, автоподъемнике либо на яме для авто. Если таковых нет — важно установить опоры, когда задняя часть кузова приподнята. Перед тем как натянуть ручник, также рекомендовано узнать подробнее о конструкции РТ.

Значит, чтобы корректно подтянуть ручник:

  1. поднимите ручной тормоз на один — три зубца;
  2. ослабьте контргайку уравнителя ключом;
  3. затяните регулирующую гайку уравнителя — трос тогда обязан натянуться; в случае если натяжения не случиться нужна замена троса ручника;
  4. далее затяните рукоятку на соответствующее количество щелчков (в зависимости от марки машины) для проверки натяжения троса;
  5. если при повороте заднего колеса придется попотеть — значит тросик ручного тормоза имеет хорошее натяжение. Закрутите контргайку;
  6. потом опустите стояночный тормоз и попробуйте поворачивать задние колеса. Они обязаны крутиться плавно и мягко. Если так — супер;
  7. последнее что нужно сделать после возвращения автомобиля в привычное положение — опробовать работу ручного тормоза включив первую скорость.

Если вы делали все согласно инструкции и все получилось — похвалите себя за проделанную работу и смело отправляйтесь в путь! Но если существует хоть малейшая доля неуверенности или вы не в курсе, например, что такое контргайка — не рискуйте, а обратитесь лучше на СТО. Все же это ваша безопасность.

Советуем так же вам прочесть статью о том, как проверить сцепление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *