Как выставить вмт первого цилиндра без меток
Перейти к содержимому

Как выставить вмт первого цилиндра без меток

  • автор:

Как установить в положение верхней мёртвой точки поршень четвертого цилиндра?

Процедура установки поршня 4-го цилиндра в положение ВМТ осуществляется с целью устранения возможности нарушения установки фаз газораспределения, при осуществлении работ, для которых необходимо снимать цепь привода распредвала. Если фазы газораспределения двигателя будут нарушены, то функционирование силового агрегата в нормальном режиме невозможно.

ВМТ выставляется в соответствии с меткой на звездочке распредвала (если установка осуществляется по меткам, которыми оснащён шкив коленчатого вала, а также по меткам на передней крышке цепи привода распредвала, в данном положении стоит поршень или 1, или 4 цилиндров). Затем нужно убедиться, что метки на шкиве коленвала и крышке совпадают. Если совпадение меток не достигнуто, то это означает, что установка фаз газораспределения нарушена (т.е. установка поршня 4 цилиндра в положение ВМТ не осуществлена). В данной ситуации снимается цепь привода распредвала со звездочки, а коленчатый вал проворачивается до момента, когда метки совместятся.

Как расположены метки ВМТ.
Метки ВМТ, находятся на звездочке распредвала, а также на корпусе его подшипников.

Помимо этого, метками оснащена крышка цепи привода распредвала, а также зубчатый венец шкива коленвала.
В качестве полезных советов, обычно приводятся следующие способы, чтобы повернуть коленчатый вал.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
1. Приобретается специальный ключ, с помощью которого осуществляется проворачивание коленвала за гайку крепления шкива. Таким ключом также осуществляется проворачивание коленчатого вала сверху моторного отсека.

2. Включается 4-я передача и автомобиль медленно прокатывается в нужном направлении до тех пор, пока совпадения метки, которыми оснащаются звездочка распределительного вала и корпус подшипников распредвала, не будет достигнуто.

3. Включается 4-я передача и вывешивается одно из задних колес. После этого вывешенное колесо поворачивается в нужную сторону, пока не вышеописанные метки не совпадут.

Как выставить в положение верхней мёртвой точки поршень первого цилиндра на уазе?

Выкрути свечу 1 цил., вставь пробку из бумаги и крути "кривым". Как "выплюнет" пробку — пошло сжатие, скоро ВМТ.

Ссылка Пожаловаться
Александр Карасев В ответ на Алексей Бушаев 9 января 2012 00:32
Алексей Бушаев 9 января 2012 00:15

Выкрути свечу 1 цил., вставь пробку из бумаги и крути "кривым". Как "выплюнет" пробку — пошло сжатие, скоро ВМТ.

Ссылка Пожаловаться

Выкрути свечу 1 цил., вставь пробку из бумаги и крути "кривым". Как "выплюнет" пробку — пошло сжатие, скоро ВМТ.

Затем выкрути свечи, вставь в свечное отверстие отвертку и прокручивая двигатель за ремни почувствуется ВМТ.

хотя проще отмыть шкив и там метки, дальше лампочка, если кулачки или стробоскоп.

Ссылка Пожаловаться
Влад Зверев 9 января 2012 00:33

Не инжектор? Трамблер не снимал? Если карб, то смотри по положению бегунка трамблера — должен показать на контакт провода 1го цилиндра. А дальше по совпадению метки "ВМТ" на шкиве к/вала и приливе на крышке шестерен.

Ссылка Пожаловаться
Андрей Потапенко 9 января 2012 09:47

Ну да, на шкиве? только хрен на уазе увидишь, если не знаешь где смотреть. На шкиве даже не риска, а еле заметная зазубрина на ребре. На лобовине не отлив, а острый штырёк. По метке два варианта, либо первый, либо четвёртый.

Ссылка Пожаловаться
Bolok70 9 января 2012 10:17
метод тыка отвертки в цилиндр самый простой и проверенный временем))))
Ссылка Пожаловаться
Андрей Потапенко 9 января 2012 10:22

А чё самое прикольное на трамблёрах электронных есть метка Если совместить метку шкива и метку трамблёра, то попадание зажигания примерно95%.Остальное на слух докручиваешь и больше туда не лезешь.

Ссылка Пожаловаться
владимир 9 января 2012 16:19

метод тыка отвертки в цилиндр самый простой и проверенный временем))))—оба клапана 1го ц. в положении закрыто.

Как определить ВМТ без использования меток

Фотография

  • Наши пользователи
  • Cообщений: 458
    • Пол: Мужчина
    • Авто: Opel Record 1.8S
    • Реальное имя: Михаил
    • Место жительства: Вятка

    Отправлено 23 Сентябрь 2011 — 15:37

    Когда то давно у меня самопроизвольно открутилась шестеренка коленвала(бывает и такое). Шпонка которая стопорит шестеренку на валу потерялась, заменили выточеной(то есть самопальной). Оказалось так делать не надо, вообщем под нагрузкой она деформировалась и раскатала желоб на валу, и получается что шестеренка на валу немного люфтит, то есть шестеренку можно руками немного туда-сюда покрутить. И получается что метка на шестеренке не соответствует ВМТ первого цилиндра, как точно определить ВМТ без меток, а то я похоже распредвал с коленвалом на один(или даже меньше) зубчик рассогласовал.

    P.S. Сильно заметна разница на один зуб в плане динамики.

    #2 дядя Вова

  • Наши пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 1 463
    • Пол: Мужчина
    • Авто: record 2.0 s берлина автомат
    • Реальное имя: Владимир
    • Место жительства: Ростов-на -Дону(Аксай)

    Отправлено 23 Сентябрь 2011 — 16:20

    максимум тчно выставить поршень в ВМТ можно через свечное отверстие при помощи индикатора часового типа.

    #3 mih24061986

    mih24061986

  • Наши пользователи
  • Cообщений: 458
    • Пол: Мужчина
    • Авто: Opel Record 1.8S
    • Реальное имя: Михаил
    • Место жительства: Вятка

    Отправлено 23 Сентябрь 2011 — 16:49

    Цитата(дядя Вова @ 23.9.2011, 18:20)

    максимум тчно выставить поршень в ВМТ можно через свечное отверстие при помощи индикатора часового типа.

    Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?

    #4 k_s

    Pip

  • Наши пользователи
  • Cообщений: 1 405
    • Пол: Мужчина
    • Авто: REKORD E1
    • Реальное имя: Александр
    • Место жительства: Петербург, Киев, Винница

    Отправлено 23 Сентябрь 2011 — 17:43

    Цитата(mih24061986 @ 23.9.2011, 17:49)
    Цитата(дядя Вова @ 23.9.2011, 18:20)

    максимум тчно выставить поршень в ВМТ можно через свечное отверстие при помощи индикатора часового типа.

    Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?

    Дело в том, что когда поршень в ВМТ, то при этом поворот колена влево- вправо на несколько градусов на глаз не приводит к видимому перемещению поршня!
    Потому, чтоб всетаки уловить эту точку и желателен часовой индикатор.

    Однако в твоем случае, можно косвенно очень точно найти ВМТ.
    Для этого нужно воспользоваться тем свойством кривошипо-шатунного механизма, что в ВМТ и НМТ поршень имеет минимальную скорость хода, а в промежутке-максимальную. Короче говоря синусоида. Так вот, задача замерять движение поршня на "быстром участке". Тогда погрешность будет минимальна.

    Как?. Достаточно установить поршень на одну и туже высоту при левом повороте колена, а потом при правом. (Например на 3см ниже ВМТ)
    При этом сделать две метки на маховике, сотв. левому и правому положениям. Потом тупо на наховике находим середину между этими метками.
    Ты получил истинную метку ВМТ.

    ————————————————————————
    "Когда много спрашивают — мало думают или плохо помнят".
    "Когда ты правильно задаешь вопрос, то он сам по себе является ответом".

    #5 дядя Вова

  • Наши пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 1 463
    • Пол: Мужчина
    • Авто: record 2.0 s берлина автомат
    • Реальное имя: Владимир
    • Место жительства: Ростов-на -Дону(Аксай)

    Отправлено 23 Сентябрь 2011 — 18:30

    смастерить подобие индикатора стрелочного типа -как два пальца об асфальт.в пацанском возрасте наблюдал как отец из жести и болтика с гаечкой соорудил точный прибор для установки зажигания на мотоцикле(потому как приспособа шедшая в комплекте ключей для этой техники была безвозвратно утеряна мною ж)вырезается и градуируется сектор,делается стрелка-оськой служит болтик.одним концом стрелка опирается на бородок упирающийся в поршень-другим кажет деления на секторе.самое интересное,чем больше радиус сектора с делениями и меньше плечо для опоры бородка-тем точнее можно провести установку,чистая геометрия

    так же поддерживаю метод александра-k_s(странный ник-без обид)его версия с разметкой маховика весьма точный и достаточно простой,нужен только доступ к маховику.и выбрать величину подьёма поршня,чтобы пара наносимых меток помещались в окне доступа и давали возможность выверки истинной.

    очень много двигателей кстати имеют разметку на маховике для установки ВМТ и градуировку для установки момента зажигания или впрыска.

    #6 zub733

  • Наши пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 1 999
    • Пол: Мужчина
    • Авто: Opel Rekord 19N 35 Jahre, Zwei Türen & Ксюхо"Кыз-бола"
    • Реальное имя: Серхио
    • Место жительства: Ростов-на-Дону Россия

    Отправлено 23 Сентябрь 2011 — 18:34

    для тех кто считает метку-шарик на маховике за ВМТ еще проще,совмести и дело в шляпе
    а лучше посчитать зубья на маховике,поделить на 360,инайти по зубам то место после шарика,которое 5 градусов от него,против часовой стрелки

    :)

    Opel Rekord 19N 1978 twee deuren,aantal DL-05-BZ,de kleur is lichtbruin
    De vroegere auto van de koningin van Nederland Beatrix . Uw Majesteit zal aan uw beste auto herinneren

    #7 дядя Вова

  • Наши пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 1 463
    • Пол: Мужчина
    • Авто: record 2.0 s берлина автомат
    • Реальное имя: Владимир
    • Место жительства: Ростов-на -Дону(Аксай)

    Отправлено 23 Сентябрь 2011 — 18:45

    Цитата(zub733 @ 23.9.2011, 20:34)

    для тех кто считает метку-шарик на маховике за ВМТ еще проще,совмести и дело в шляпе
    а лучше посчитать зубья на маховике,поделить на 360,инайти по зубам то место после шарика,которое 5 градусов от него,против часовой стрелки

    не помню шариков на махайле движка 1.8.но сам маховик, со стороны поддона, можно сняв защитку размечать как угодно,если неправ -поправьте. давненько уже невидел 1.8-мог позапамятовать,или путать.

    Сообщение отредактировал дядя Вова: 23 Сентябрь 2011 — 18:52

    #8 k_s

    Pip

  • Наши пользователи
  • Cообщений: 1 405
    • Пол: Мужчина
    • Авто: REKORD E1
    • Реальное имя: Александр
    • Место жительства: Петербург, Киев, Винница

    Отправлено 23 Сентябрь 2011 — 19:19

    Когда-то игрался с разными распредвалами, так стояла задача точного снятия фаз газораспределения.
    Тогда и был рассчитан, расчерчен контрастной краской и залакирован термолаком мой маховик.
    Теперь снятие фаз-детская забава, а освещение стробоскопом дает возможности считывать непосредственно цифры углов.
    Кстати, обрати внимание, шарик оказался после тщательных разметок как раз на 5градусах до ВМТ, то есть это момент зажигания, при регулировке опережения, что и подтверждает мануал.

    маховик.JPG

    п.с.// Маховик для 2,0S

    ————————————————————————
    "Когда много спрашивают — мало думают или плохо помнят".
    "Когда ты правильно задаешь вопрос, то он сам по себе является ответом".

    #9 zub733

  • Наши пользователи
  • PipPip
  • Cообщений: 1 999
    • Пол: Мужчина
    • Авто: Opel Rekord 19N 35 Jahre, Zwei Türen & Ксюхо"Кыз-бола"
    • Реальное имя: Серхио
    • Место жительства: Ростов-на-Дону Россия

    Отправлено 23 Сентябрь 2011 — 19:22

    Цитата(zub733 @ 23.9.2011, 20:34)

    для тех кто считает метку-шарик на маховике за ВМТ еще проще,совмести и дело в шляпе
    а лучше посчитать зубья на маховике,поделить на 360,инайти по зубам то место после шарика,которое 5 градусов от него,против часовой стрелки

    ПЫСЫ в топку такие советы ,не заметил,что 1.8ОНС
    спасибо за размеченный маховик,я поленился в спешке разметить при сборке,хотел ВМТ найти точнее от шарика,те самые +5 градусов. да замотался
    пойду опережение поджигание сделаю,теперь ясно,что зуб-зуб 2.5 градуса

    Сообщение отредактировал zub733: 23 Сентябрь 2011 — 19:31

    :)

    Opel Rekord 19N 1978 twee deuren,aantal DL-05-BZ,de kleur is lichtbruin
    De vroegere auto van de koningin van Nederland Beatrix . Uw Majesteit zal aan uw beste auto herinneren

    #10 mih24061986

    mih24061986

  • Наши пользователи
  • Cообщений: 458
    • Пол: Мужчина
    • Авто: Opel Record 1.8S
    • Реальное имя: Михаил
    • Место жительства: Вятка

    Отправлено 24 Сентябрь 2011 — 10:26

    С маховиком не получиться, я его менял и не заморачивался установкой меток когда его прикручивал.

    Попробую так как посоветовал k_s.

    Как установить поршень первого цилиндра в ВМТ за 20 минут

    ВМТ

    Ремонт

    Автор 7-gear На чтение 10 мин Просмотров 80.7к. Опубликовано 28 января, 2022

    При самостоятельном выполнении ремонтных и настроечных операций важно знать и понимать обозначения специальных терминов. Например, верхняя мертвая точка может быть отображена как «ВМТ». Эта настройка является одной из важнейших установок, которые должны быть обеспечены, когда требуется восстановить работу многих систем и механизмов мотора.

    ВМТ – это верхняя мертвая точка

    Для того чтобы в специальной литературе можно было разместить компактно максимально возможный объем полезной информации применяются специальные термины. Многие из них состоят из 3-х и более слов, поэтому для сокращения объема текста используются аббревиатуры, составленные из первых букв слов, входящих в данное обозначение. В технической литературе такой подход позволяет не только сократить размер написанного с целью передачи важной информации, но и уменьшить время, затрачиваемое для ее прочтения и усвоения.

    Верхняя мертвая точка поршня цилиндра будет отображаться в таких книгах и учебниках, как «ВМТ». При этом у подготовленного читателя подобные сокращения не вызовут каких-либо затруднений.

    Зачем нужна ВМТ

    Термином «ВМТ» обозначается положение поршня двигателя в точке, максимально удаленной от осевой линии коленчатого вала. Слово «мертвая» означает, что дальше движения нет, более того, при достижении данного положения будет осуществлен возврат поршня за счет инерционного усилия маховика, движения якоря электрического мотора стартера или колес автомобиля, при торможении двигателем.

    Знать о всех режимах работы внутренних элементов двигателя не обязательно, если водитель не занимается ремонтом и настройкой автомобиля. В ситуациях, когда приходится время от времени проводить самостоятельные регулировочные работы, важно уметь правильно понимать информацию, изложенную в различных справочниках, в том числе – правильно расшифровывать общепринятые аббревиатуры.

    Зачем нужна ВМТ

    Когда нужно определять ВМТ в двигателе

    Определение точного положения поршня в цилиндре может потребоваться при многих ремонтных и настроечных операциях. Совершенно не обойтись без установки верхней мертвой точки при выполнении следующих работ:

    • Выставлении момента зажигания.
    • Замене привода ГРМ (а также при установке новых звездочек или шкивов).
    • Регулировке тепловых зазоров клапанного механизма.

    Практически все работы, связанные с установкой момента зажигания горючей смеси, впрыска топлива и настройкой фаз газораспределения, требуют точной установки поршня в положение верхней мертвой точки. При капительном ремонте двигателя, в процессе сборки внутренних деталей, также может потребоваться устанавливать поршни в ВМТ.

    Как определяется ВМТ

    Для определения ВМТ можно использовать различные методы. Наиболее простые, но и менее точные, не потребуют каких-либо финансовых затрат, на приобретение дополнительных инструментов. Высокоточные способы выставления ВМТ осуществляются с применением специальных приборов. Для применения таких устройств не нужно приобретать специальных знаний или навыков, но некоторая последовательность действий должна быть обязательно соблюдена.

    Определение ВМТ различными способами может занимать неодинаковое количество времени. По этой причине, следует обязательно разобраться с приоритетами. То есть, что является более важным, точность определения верхней мертвой точки или временные затраты на выполнение этой работы.

    Метки распредвала

    Как определить ВМТ первого цилиндра

    При выполнении большинства настроечных операций требуется установка поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Эта работа может быть выполнена по следующим методикам:

    1. Совместить метку на шкиве коленвала с отметкой на корпусе двигателя. Очень простой способ, но может использоваться только на полностью собранном и отрегулированном силовом агрегате. Способ очень точный, но только при отсутствии значительных зазоров между выемкой на шкиве и шпонкой коленвала. При износе фиксатора или его отсутствии могут отмечаться очень значительные отклонения, которые не позволят выполнить работу по определению ВМТ первого цилиндра без использования специального оборудования. При длительной эксплуатации или во время неосторожного выполнения ремонтных работ риска на шкиве коленчатого вала может быть повреждена, что также может сделать невозможной точную установку положение первого цилиндра в верхней мертвой точке.
    2. Поместить в верхнее пространство камеры через свечное отверстие какой-либо предмет и прокрутить коленвал до точки, когда элемент будет вытолкнут из цилиндра на максимально возможное расстояние. В качестве основной детали «измерительного инструмента» можно использовать бумагу, которую сворачивают тонкой трубочкой в несколько слоев и устанавливают вместо свечи. Применение мягких материалов является приоритетным, ведь в противном случае можно повредить поршень, цилиндр или резьбу свечного отверстия.
    3. Применение специального индикатора. Вместо свернутой бумаги может применяться профессиональный инструмент, с помощью которого можно с высокой степенью точности определить положение поршня в верхней мертвой точке. Использовать такой прибор очень просто: достаточно установить его вместо свечи зажигания и проворачивая коленвал зафиксировать положение поршня, когда на циферблате будет показано наивысшее значение. Для повышения точности определения ВМТ рекомендуется прокрутить коленвал на 2 полных оборота.

    Какой именно способ применять для выставления верхней мертвой точки в цилиндре будет зависеть от многих факторов. Если ремонт автомобилей является профессией или хобби, то потребуется приобрести индикатор. Стоимость такого устройства относительно невелика. При правильном использовании прибор можно эксплуатировать практически неограниченное количество времени.

    Для разового измерения достаточно применить «дедовский» метод, а также использовать способ выставления ВМТ посредством меток на коленвале.

    Что будет, если ВМТ установлена неправильно

    Если верхняя мертвая точка выставлена неверно, то это может привести к очень нежелательным последствиям. Особенно опасно ошибочное определение положения поршня, когда осуществляется регулировка или ремонт системы газораспределения. Если будет нарушена синхронизация движений поршней и клапанов, то возможно повреждение этих деталей при механическом контакте.

    Если выставляется момент зажигания, то неправильно определение ВМТ, а значит и смещения момента зажигания в 10˚ от этого положения, будут определены некорректно. Когда искра образуется между электродами свечи несвоевременно, то высока вероятность образования детонации в цилиндрах и выпускной системе. Взрывообразное сгорание топливо очень негативно отражается на ресурсе деталей силового агрегата. При небольших отклонениях двигатель будет работать в обычном режиме, но возможны частые перегревы, снижение мощности и повышение расхода топлива.

    Как выставить ВМТ

    Выставление ВМТ является очень ответственным мероприятием, ведь от корректно выполненной процедуры будет зависеть правильность настройки систем и механизмов автомобиля, а также возможность определения поломки, если осуществляются диагностические мероприятия.

    Выставить ВМТ можно самостоятельно, но лучше привлечь к этой операции помощника. Напарник может понадобиться, когда потребуется одновременно вращаться коленвал и пытаться установить максимальное значение индикатора. Установка поршня в верхней мертвой точке также должна осуществляться вдвоем. Выставление ВМТ по меткам является самым простым, поэтому может осуществляться самостоятельно.

    Выставление по меткам

    Выставление по меткам

    Верхняя мертвая точка может быть легко выставлена по меткам на шкиве коленчатого или распределительного вала. Во втором случае, немного сложнее определять мертвые точки для некоторых цилиндров, ведь за один оборот распредвала, коленвал делает 2 оборота. Это значит, что в одном цилиндре положение поршня в верхней мертвой точке может быть и при полностью закрытых и при полностью открытых клапанах. Для того чтобы точно определить положение поршня в ВМТ, потребуется маркером сделать дополнительные отметки на звездочке распредвала с шагом в 90˚. На коленвале регулировка будет осуществляться значительно проще, ведь достаточно нанести еще одну метку напротив основной риски, по которой определяется ВМТ первого цилиндра, чтобы можно было выполнить регулировку любого из четырех поршней. Данная рекомендация справедлива только для четырехцилиндрового двигателя. Например, в трехцилиндровом моторе шатунные шейки коленвала будет располагаться под углом 120˚, поэтому шкив коленвала потребуется поделить на 3 равных сектора, чтобы по отметкам можно было поочередно установить верхнюю мертвую точку каждого поршня.

    Как найти ВМТ первого цилиндра

    Для выполнения многих регулировочных операций требуется установка поршня первого цилиндра в положении ВМТ. Эту работу можно выполнить исключительно по меткам, которые нанесены на шкив коленчатого вала. Как правило, на этом элементе имеется 2 риски. Одна (первая по ходу коленвала) указывает на положение поршня переднего цилиндра в верхней мертвой точке, вторая – отмечает положение этой детали на 10 градусов после ВМТ. Совместив первую отметку со штифтом на корпусе двигателя можно получить требуемое положение поршня первого цилиндра.

    Если установить поршень первого цилиндра в ВМТ необходимо с целью регулировки момента зажигания, то следует совмещать со штифтом на корпусе не первую метку, а вторую метку. Кроме того следует убедиться в том, что клапана первого цилиндра находятся в закрытом состоянии. Для этой цели достаточно подать воздух под давлением в свечное отверстие первого цилиндра. Также можно снять клапанную крышку и убедиться в том, что риска на звездочке распредвала находится в непосредственной близости от штифта на корпусе ГБЦ.

    Проверка ВМТ компрессометром

    Если метка отсутствует либо шкив снят с коленвала, то положение первого цилиндра в ВМТ можно будет установить с помощью индикатора. При наличии специального инструмента работа выполняется в такой последовательности:

    • Выкрутить свечу первого цилиндра.
    • Установить в свечное отверстие индикатор.
    • Провернуть коленвал на 1 – 2 оборота, точно определив максимальное значение на индикаторе.
    • Снова провернуть коленвал до момента, когда прибор покажет максимальное значение.

    Когда на циферблате прибора будет указано максимальное значение, то поршень первого цилиндра будет находиться в верхней мертвой точки.

    Специальный прибор для определения ВМТ можно приобрести за относительно небольшую цену, но если необходимо срочно выполнить работу по определению положения поршня в цилиндре, то следует воспользоваться «дедовским» способом. Для выполнения такой работы не обязательно использовать бумагу. В качестве индикатора может применять любой тонкий неметаллический предмет, который необходимо поместить в свечное отверстие. Затем медленно проворачивая коленвал определить момент, когда предмет выдвигается из цилиндра на максимальную длину. При выполнении такой процедуры необходимо следить за тем, чтобы деталь была размещена в одной плоскости с поршнем. В противном случае при перемещении внутреннего элемента самодельный индикатор может сломаться, и часть изделия останется внутри цилиндра.

    Выставлять поршни в положение верхней мертвой точки можно различными способами, но при выборе варианта настройки, прежде всего, следует помнить о том, насколько точно требуется выполнить данную операцию. Устанавливать верхнюю мертвую точку с использованием самодельного индикатора очень просто, но точность положения поршня нельзя будет установить без определенной погрешности. По рискам и с применением профессионального инструмента можно выполнить работу по установке ВМТ более точно, поэтому при выполнении наиболее важных настроек следует воспользоваться данные методы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *