При какой температуре нельзя мерить тонировку
Перейти к содержимому

При какой температуре нельзя мерить тонировку

  • автор:

Может ли сотрудник ГИБДД проверить тонировку?

Разбираемся, законно ли проверять тонировку на дороге, может ли инспектор ГИБДД выписать штраф за тонировку прямо на дороге.

Может ли сотрудник ГИБДД проверить тонировку

По закону инспектор может остановить любой автомобиль, у которого видны признаки нарушения требований безопасности дорожного движения.

Проще говоря, инспектор видит, что машина затонирована, значит, имеет право остановить ее для замера тонировки, чтобы убедиться, что тонировка соответствует правилам, а значит — безопасна.

При этом не надо никуда ехать — произвести замер можно прямо на дороге.

Каким способом и в каких условиях проверяют тонировку

Тонировку проверяют специальным оборудованием — фотометром. У инспектора должны быть документы на прибор — сертификат и паспорт. Их наличие подтверждает, что прибор можно использовать и он исправен.

Ни правила дорожного движения, ни регламент ГИБДД не устанавливают четких требований проверки замеров тонировки: нет никаких особых условий, когда можно или нельзя замерять тонировку. Это значит, что замерять тонировку можно в дождь, зимой при низкой температуре или ночью.

Единственное исключение — если в документации к прибору указаны ограничения к условиям измерения прозрачности. Например, указана влажность воздуха, при которой фотометр будет работать корректно.

В таком случае инспектор все равно может провести замеры, а водителю придется доказывать, что погодные условия не соответствовали документации.

Какие есть требования к тонировке

тонировка переднего бокового стекла

Есть нормативы, установленные законодательством, по которым тонировка признается правильной или неправильной. Нормативы были установлены в результате экспериментов.

Опыты показали, что тонировка лобового стекла снижает уровень восприятия водителя и в пять раз увеличивает риск попадания в ДТП.

Какую тонировку можно клеить:

  • Для лобового стекла допускается тонировка со светопропусканием не менее 70%.
  • На лобовое стекло можно дополнительно наклеить пленку, не пропускающую солнце, шириной не больше 14 см.
  • Задние стекла можно тонировать пленкой любой плотности, но не зеркальной.

Как не платить штраф

Если инспектор провел измерение тонировки и прибор показал значение меньше допустимого, сотрудник ГИБДД выпишет штраф — 500 рублей.

Дополнительных наказаний за повторное нарушение нет, так что любая проверка обойдется водителю в 500 рублей.

Часто сотрудники ГИБДД разрешают снять тонировку на месте. Если водитель вел себя корректно, позволил произвести замеры и по своей инициативе снял пленку, инспектор может на свое усмотрение обойтись без штрафа.

Автор: Наталья Куляшова

Правила тонировки авто — 2023: что можно делать, а что нельзя

Если пленка не соответствует ГОСТу, то рано или поздно ее придется снять.

Правила тонировки автомобильных стекол регулируются «Основными положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации». В документе есть приложение с пунктом 7.3, оно и включает весь перечень неисправностей и условий, при которых запрещается использование автомобиля. Например, эксплуатировать транспортное средство нельзя, если в машине установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. В 2020 году Министерство транспорта слегка откорректировало эти положения, подведя стандарты тонировки под более современный ГОСТ от 2016 года.

Какой должна быть тонировка

Согласно новому ГОСТу 33997-2016, светопропускаемость ветрового и передних боковых стекол должна составлять не менее 70% (согласно предыдущему ГОСТУ светопропускаемость лобового стекла должна быть не менее 75%, а передних боковых — 70%).

Светопропускаемость ветрового и передних боковых стекол должна составлять не менее 70%

Светопропускаемость ветрового и передних боковых стекол должна составлять не менее 70% (Фото: сочи.23.мвд.рф )

А вот ограничений по тонировке задних стекол (в том числе и боковых) нет. Их можно тонировать без ограничений.

Кто и как замеряет тонировку

Контроль светопропускаемости стекол осуществляют сотрудники ГИБДД. Делают они это специальными приборами. Перед замером водитель имеет право осмотреть все датчики, которые крепятся к стеклу его машины на предмет отсутствия загрязнения и внешних пленок. Если водитель не согласен с первичными показаниями прибора, то он вправе потребовать повторный замер и присутствие двух понятых. При замере светопропускаемости стекла водитель также может потребовать у сотрудника ГИБДД действующий сертификат на прибор и посмотреть, опечатан ли сам прибор.

Проверку тонировки осуществляют сотрудники ГИБДД

Проверку тонировки осуществляют сотрудники ГИБДД (Фото: сочи.23.мвд.рф )

Важно помнить, что измерять тонировку инспекторы ГИБДД могут только при определенном освещении, температуре, давлении и влажности. Согласно официальным документам, давление, например, должно быть от 86 до 106 кПа, а относительная влажность воздуха должна быть от 40 до 80%. Если какие-либо из показателей во время измерения уровня тонировки не соответствуют нормам, штраф можно обжаловать.

Штраф за тонировку в 2023 году

Штраф за тонировку не по ГОСТу сегодня составляет 500 рублей, согласно ст. 12.5. КоАП. Первые 20 дней его можно оплатить со скидкой в 50%. Если водитель дает согласие устранить нарушение на месте, то он может получить и вовсе только предупреждение. Решение принимает сотрудник полиции. Если снять пленку на месте не получается, то инспектор выписывает штраф и выдает предписание на устранение нарушения с установленными сроками — как правило, это 10 дней. Если в указанный срок тонировка не снимается, то при повторной проверке водителя ожидает штраф уже в размере 2-4 тыс. руб. либо арест до 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции. При этом важно понимать, что назначать арест или повторный штраф может только суд. Как отмечают юристы, если нарушитель тонировки попадает в суд впервые, его чаще всего штрафуют. Но если водителю регулярно предъявляют такие обвинения или у него есть другие штрафы, то шансы попасть под арест резко возрастают.

ГИБДД активизируют рейды по отлову нарушителей правил тонировки весной и летом

ГИБДД активизируют рейды по отлову нарушителей правил тонировки весной и летом (Фото: РБК)

Обычно инспекторы ГИБДД активизируют рейды по отлову нарушителей правил тонировки весной и летом. Именно в эти месяцы желающих оклеить машину темной пленкой становится больше. По словам сотрудников ГИБДД, «многие водители игнорируют требования технического регламента и управляют автомобилями с сильно затонированными стеклами, что, в свою очередь, существенно сказывается на безопасности дорожного движения и подвергает угрозе жизнь и здоровье граждан».

Законная тонировка

Затонировать автомобиль по нормам ГОСТа в России сложно. Потому что даже стекла совершенно нового автомобиля пропускают свет не на 100%. А если автомобилю несколько лет, то через лобовое или боковое стекло будет проходить не больше 90% света. Таким образом безопасной тонировкой может быть затемнение специальной пленкой всего на 15%. Однако такая тонировка не спасет от яркого солнца и не скроет содержимое салона автомобиля от посторонних глаз, поэтому и смысла не имеет. Послабления для тонировки существуют только для боковых стекол второго ряда и заднего стекла, потому что их степень затемнения ГОСТ не регламентирует — тонировать можно хоть на все 100%, главное — не зеркальным эффектом. Потому что зеркальная тонировка в России запрещена для любых стекол в принципе. В верхней части ветрового стекла также допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 14 сантиметров — такая полоска может защитить глаза водителя от яркого солнечного света.

Способы тонировки

Большая часть автопроизводителей поставляет машины уже с небольшой заводской тонировкой, которая соответствует всем правилам той страны, где будет продаваться автомобиль. Но многие водители в России предпочитают наносить тонировку самостоятельно. Это можно сделать методом напыления тонкого слоя металла или полимера на внутреннюю часть стекла, но для этого стекла придется снять. В отличие от заводской тонировки, самостоятельное напыление делается без вакуумной камеры, поэтому качество такого затемнения сильно хуже. Но главный недостаток такого способа — затирки, сколы и царапины, которые образуются со временем. Демонтировать такую тонировку уже невозможно, единственных выход — менять стекло.

Пленка, которая наклеивается на внутреннюю поверхность стекла, является самым популярным способом тонировки

Пленка, которая наклеивается на внутреннюю поверхность стекла, является самым популярным способом тонировки (Фото: Фотобанк Лори)

  • Как получить, заменить и восстановить водительское удостоверение
  • Низко и медленно: что такое лоурайдеры и как они устроены
  • «Русский Hummer», «Гном» и другие легковушки КамАЗа

Правила замера тонировки на автомобиле

Правила замера тонировки на автомобиле

Если вы решили затемнить стекла автомобиля, следует знать правила замера тонировки. Это поможет избежать штрафа. Вообще в этом вопросе достаточно много мифов и неточных данных. Давайте разберемся по порядку, кто и на что имеет права, а также как избежать проблем при встрече с инспектором ДПС.

Кто имеет право на замер

Вопреки устоявшемуся мнению, проводить замеры может любой сотрудник ГИБДД. Ему не требуется никаких дополнительных допусков. Также разрешено проводить измерения в любом месте.

Слухи о том, что измерения производятся только на стационарных пунктах, имеют под собой реальную основу. Дело в том, что еще недавно действовал приказ №1240, он и указывал, что проверка тонировки может проводиться только на постах или сертифицированных пунктах технического осмотра. Сейчас эту норму отменили.

Получается, что проверку может проводить любой сотрудник ДПС, и в любом месте дороги. У него не должно быть никаких дополнительных допусков и документов.

Чем замеряют светопропускание

Для замера должны использоваться только сертифицированные приборы, которые должны иметь регистрацию в Российском реестре. Сейчас имеют допуск следующие измерительные приборы.

  • Тоник (в реестре №44919-10). Способен замерять не только стекла с нейтральным цветом, но и цветные. Имеет встроенную память из 3 результатов. Можно ввести в протокол номер машины. При необходимости можно связать прибор с центральным сервером, и передавать данные прямо туда. Измеряет светопропускание качественно. Не возникает проблем даже на толстых стеклах. Работает от аккумулятора.
  • Блик-Н (в реестре №35807-07). Один из наиболее распространенных приборов. Имеет цифровую индикацию. Калибровка происходит автоматически. Возможен замер тонировки на стекле толщиной 3–10 мм. Есть ограничение по температуре окружающей среды, измерение возможно в температурном пределе от –10°C до +40°С. Имеет встроенный аккумулятор
  • Свет (в реестре №20761-11). Измеряет светопропускание стекол с толщиной 3–6 мм. Рассчитан на проверку прозрачности в пределах 1–99%. Допускается использовать при температурах в пределе –40°C …+40°C.

Все приборы имеют погрешность в 2%. Поэтому, если при проверке стекла окажется что оно пропускает 69% световых лучей, инспектор не имеет оснований для выписывания штрафа.

Все приборы должны иметь действующий сертификат. Обязательно документ о пройденной государственной проверке. Прибор должен быть опломбирован.

Нормы

Согласно текущим ГОСТам нормируется только тонировка лобового стекла, оно должно пропускать не менее 70% света. Для затемнения боковых стекол нет никаких требований по уровню светопропускания. Вот заднее стекло, если сбоку нет зеркал, приравнивается к лобовому, поэтому не должно иметь поверхность со светопропусканием менее 70%

Случай из жизни.

Водитель повредил на парковке боковое зеркало. Снял и с другой стороны, решив до покупки новых обойтись только центральным. Автомобиль был затонирован по правилам. Сбоку и сзади 50%, лобовое стекло пропускало 75% света.

При остановке сотрудник ДПС обратил внимание на отсутствие боковых зеркал, и произвел замер уровня светопропускания заднего стекла. Был выписан штраф за нарушение правил тонировки, оспорить его не удалось.

Также стоит учитывать, что запрещены зеркальные и цветные пленки, правила запрещают использовать «хамелеон». За подобную тонировку на автомобиле также можно получить штраф.

Нормативные акты

Сейчас в ПДД упоминается ГОСТ 33997-2016. Именно этот документ регламентирует, какую тонировку можно использовать на автомобиле. Там указано, что для лобового стекла она должна пропускать не менее 70% световых лучей. Также указано, какие типы тонировки могут применяться.

ГОСТ 33997-2016 полностью унифицирован с Техрегламентом таможенного союза ТР ТС 018/ 2011 «О безопасности колёсных ТС». Фактически это взаимозаменяемые документы. Просто для сотрудников ДПС гораздо привычнее и удобнее ссылаться на ГОСТ.

Обязательно стоит упомянуть Приказ МВД №664. Именно он разрешил проверять тонировку в любом месте. До декабря 2017 года проверка допускалась только на постах ДПС. Теперь это действие может производиться где угодно. Есть исключение — допустимые места определяет местный отдел ГИБДД, но они оставляют этот пункт по умолчанию, не ограничивая действия инспекторов.

Правила проверки регламентированы ГОСТ 27902-88. Этот документ подробно расписывает условия и технические действия при проверке транспортного средства на степень светопропускания. Пусть вас не смущает «древность» этого ГОСТа, он еще не отменен, и вряд ли в ближайшее время его поменяют.

Правила измерения

Сейчас специального обучения, как правильно замерять тонировку инспектора не проходят. Они обычно пользуются инструкцией, прилагаемой к прибору-тауметру. Согласно этим рекомендациям и проверяют, соответствует ли тонировка нормам или нет.

Мы же для начала изучим ГОСТ 27902-88. Вот что там написано касательно условий замера степени светопропускания автомобильного стекла.

  • Температура окружающей среды должна быть 20°C, но допускается отклонение на 5° в одну или другую сторону.
  • Атмосферное давление должно находиться в пределах 86–106 кПа.
  • Относительная влажность воздуха 60%, допускается отклонение на 20% в одну или другую сторону.

Прочитав эти требования, можно подумать, что замеры тонировки делать на обычной дороге практически невозможно. Но, тут стоит обратить внимание на допуски. Фактически допускается проверка тонировки почти при любых условиях. Хотя есть некоторые исключения, о них мы расскажем в конце статьи. Пока достаточно принять за правило — ограничений для замеров практически нет.

На показания прибора не влияет время суток, степень освещенности и осадки. Это вполне логично, степень светопроницаемости не зависит от того есть дождь или нет.

На практике замер тонировки инспектором проводится в соответствии с инструкцией измерительного прибора. Практически все тауметры имеют примерно одинаковые требования, отличаться может только компоновка прибора. Рассмотрим, как проверить уровень пропускания света наиболее популярным тауметром — «Блик-Н».

  1. Убедитесь, что двигатель автомобиля и зажигание выключены. Это поможет избежать помех со стороны реле-регулятора, также могут возникнуть проблемы в высоковольтных цепях машины.
  2. Подключается питание. Если используется автономный режим, включаем его. Если от других источников — подключаем с помощью специального шнура идущего в комплекте.
  3. При переходе из теплого помещения на улицу, следует выждать не менее 15 минут перед использованием прибора. Это позволит минимизировать риск ошибки при замере.
  4. Проверяем головки на предмет обмерзания и запотевания. Если выявили такую проблему нужно тщательно протереть приемную и передающую головку.
  5. Включаем тауметр, убеждаемся, что все индикаторы работают.
  6. Перед замером производим калибровку прибора. Ручкой устанавливаем показатель — 100%.
  7. Извлекают головки и прикладывают их к стеклу. Они магнитные, то есть взаимно притягиваются, нужно подносить их к стеклу аккуратно, чтобы его не повредить, особенно при низкой температуре.
  8. Смещаем передающую головку, относительно принимающей. Следим, в каком положении коэффициент будет самым большим. Этот показатель умножаем на 100, в результате получаем процент светопропускания тонировки.

Рекомендуется проводить замер в 2–3 точках стекла. Так удается избежать ошибок и случайных погрешностей. Разработчики учли этот момент, в памяти прибора сохраняется до 3 проверок.

Инспектор должен ввести идентификационные данные автомобиля. Обычно используется номерной знак, так проще связать тестирование и конкретный автомобиль. В приложенном к протоколу отчете будет указана степень светопропускания, а также идентификационные данные

Иногда случаются ошибки. Сотрудник при введении данных допустил ошибку в одной цифре. В результате суд отменил протокол, сочтя полученные результаты измерений недостоверными.

Часто водители возмущаются, что измерение тонировки производится на грязном стекле. На самом деле тут нет ничего криминального. Ни в каких нормативных актах нет указания, что стекло должно быть идеально чистым. Да и на самом деле грязь на стекле не сильно влияет на уровень светопроницаемости. А если у вас машина настолько грязная, что тауметр показывает низкий процент прохождения световых лучей, пора ее помыть.

Нарушения при проверке

В некоторых случаях инспектора специально или по недосмотру совершают различные нарушения. Эти моменты следует отслеживать, и потом фиксировать в протоколе.

Обязательно проверьте сертификацию прибора проверки тонировки. Если у него нет документов, исследование производиться не должно. Вы ведь не знаете, откуда его взяли. Хотя такое нарушение встречается крайне редко. Обычно экипажи ДПС снабжают не только оборудованием, но и полным комплектом документов.

Попросите показать прибор. Он должен быть опломбирован. Опять же если пломбы нет, возможно, в нем кто-то копался, и тауметр может показывать любые данные, но только не реальные. Вот такое нарушение встречается регулярно, причем не всегда осознанно. Сотрудники полиции могут случайно зацепить пломбу. Но, в любом случае таким прибором замерять тонировку нельзя.

Инспектор делает только один замер. Он может специально выбрать место, которое по каким-либо причинам имеет меньшую светопропускаемость. Например, увидит небольшой скол. В этом случае окажется, что вы нарушитель. Обязательно требуйте проведения трех замеров в разных точках стекла.

Некоторые сотрудники ДПС обладают поистине ловкими руками. Они умудряются подкладывать под измеряющую головку кусочек пленки. Это позволяет получить результат, который устроит инспектора, но совершенно не понравится вам. Чтобы избежать такого, внимательно следите за руками полицейского. Если есть сомнения, потребуйте показать вам тауметр, чтобы проверить, нет ли там запотевания или посторонних предметов.

В некоторых случаях вы можете быть уверены в своей невиновности. Тут стоит попросить повторить проверку тонировки, но уже в присутствии понятых. Это необязательно, поэтому инспектор может проводить проверку без участия понятых. Вам в принципе это тоже не очень важно, поэтому настаивать не стоит. Хотя если уверены в том, что полицейский что-то нарушает, лучше попросить об участии понятых.

Также нарушением является измерение при температуре, отличающейся от рекомендованного диапазона в 15–25 градусов. Но, тут инспектор нарушает по незнанию, он руководствуется рекомендациями, указанными в инструкции к прибору. А, там температурный диапазон намного больше.

Случай из жизни

Инспектор остановил машину с незначительной тонировкой. После измерения оказалось, что стекло пропускает всего 60% световых лучей. Водителя это не устроило, он потребовал провести повторную проверку при понятых.

Инспектор остановил первую попавшуюся машину. Водитель в присутствии понятых попросил протереть головки прибора и выполнить замеры. В этот раз тауметр показал светопропускаемость в 80–85%, что не является нарушением.

Возможности по отмене штрафа

Выше уже упоминалось, что есть вполне законные способы отмены протокола. И они действительно работают. Проще всего сослаться на измерения в неподходящих условиях. Для этого нужно не соглашаться с протоколом при подписи. Тогда он попадет в суд.

Во время судебного заседания нужно ссылаться на ГОСТ 27902-88. Там указаны все параметры окружающей среды, при которых должны проводиться исследования прозрачности стекла. На практике очень редко встречаются ситуации, когда измерение проходит при температуре в пределах 15–25°C. А значит, есть все шансы избежать штрафа. Укажите судье на погодные условия, проще всего, это делать зимой, когда явно не может быть плюсовой температуры.

Но, чаще всего в протоколе вообще не указывают температурные условия, показатели влажности. В этом случае также можно заявить о нарушениях при проверке. Так как в протоколе нет данных о температуре и влажности, суд вполне может признать подобное измерение затемнения незаконным. Таких решений выносится достаточно много по всей стране.

Только не нужно говорить про температуру и влажность непосредственно инспектору. Он внесет эти данные в протокол, и вы потеряете весомый шанс на опротестование протокола.

Выводы

Замерять тонировку имеют право любые сотрудники ДПС вне зависимости от места остановки транспортного средства. Надеяться на то, что вас не проверят, не стоит, лучше все же использовать только допустимую для эксплуатации пленку.

Замеры должны производиться при определенных условиях, только полностью исправным и сертифицированным прибором. Знание правил проверки стекла на степень прозрачности поможет вам избежать штрафа.

Если все же протокол был выписан, во многих случаях его можно опротестовать. Только придется потратить немного времени на посещение суда. Упирайте на сделанные при замерах нарушения, обычно это отсутствие указанной температуры, в некоторых случаях можно упомянуть о несоответствии условий замера рекомендованным параметрам.

В ГИБДД объяснили, можно ли проверять тонировку ночью и в мороз

Зимой, когда темнеет рано, а столбики термометров опускаются сильно ниже нуля, многие водители возмущаются тем, что сотрудники ГИБДД проверяют их автомобили на тонировку. Можно ли замерять светопропускаемость стекол ночью и в мороз? С этим вопросом портал ProKazan.ru обратился к нашему эксперту.

— Для измерения светопропускания стекол сотрудники ГИБДД обеспечены специальными техническими средствами – тауметрами, — рассказал Михаил Савин. — У казанских инспекторов это приборы "Блик" и "Свет".

По словам главы районного ГИБДД, на сегодняшний день на основании положительных технических характеристик предпочтение отдано прибору "Свет", который обеспечивает работоспособность при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40 градусов вне зависимости от времени суток.

Светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70 процентов. При этом в верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм. В случае выявления нарушения водитель на основании части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ подвергается штрафу в размере 500 рублей.

— Управление автомобилем с тонированными стеклами сверх допустимой нормы является сопутствующей причиной совершения ДТП с тяжкими последствиями, особенно в темное время суток, — объяснил Савин. — Кроме того, такие автомобили могут использоваться для совершения преступлений различной направленности, в том числе связанной с террористической деятельностью.

В 2011 году в Казани сотрудниками ГИБДД к административной ответственности за тонировку привлечено 31360 водителей.

Стоит отметить, что с 1 июля 2012 года при выявлении нарушений тонировки запрещается эксплуатация автомобиля, при этом госномера подлежат снятию до устранения нарушения.

Свои вопросы, касающиеся дорожного движения в городе, можно присылать на e-mail: gorod@prokazan.ru, а также оставлять их здесь в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *