При какой температуре включается кондиционер в автомобиле
Перейти к содержимому

При какой температуре включается кондиционер в автомобиле

  • автор:

Можно ли включать кондиционер автомобиля зимой в мороз

Кондиционер в автомобиле

Многие автолюбителю считают, что в холодное время года кондиционер в машине нужен также, как и летом, ведь он помогает бороться с запотеванием стекол. Однако в этом вопросе всё не так однозначно.

В одних транспортных средствах кондиционеры работают при любой температуре, а в других иногда отказываются включаться вовсе. Так считают многие водители, рассуждая о преимуществах и недостатках разных марок автомобилей.

Те, кто используют кондиционер в холодное время года, утверждают, что охлаждение салона автомобиля это далеко не единственная задача кондиционера. Проходя через систему кондиционирования потоки воздуха становятся сухими, а вся лишняя влага остается на фильтрах. После чего конденсируется и стекает по трубке отвода избыточной влаги.

Для наглядности можно привести простой пример. Бутылка с холодной водой, которую достали из холодильника, начинает запотевать. Благодаря тому, что кондиционер выдувает сухой воздух, его потоки можно направить на запотевшее окно машины, которое практически мгновенно станет прозрачным.

Так где правда?

Логично было бы предположить, что подтвердить или опровергнуть данное мнение могут только производители транспортных средств. Именно к представителям производителей и обратились оценщики автомобилей, чтобы получить четкий ответ. Странно, но большинство заводов сначала утверждали, что их системы климат-контроля являются универсальными и одинаково эффективно работают при любой погоде и температуре. Именно поэтому пришлось задавать прямой вопрос: при какой температуре может перестать работать компрессор в системе кондиционирования? Полученные ответы представлены в таблице.

Марка автомобиля Минимальная температура
функционирования компрессора
BMW +1 °C
Haval -5 °C
Kia +2 °C
MPSA (Mitsubishi-Peugeot-Citroen) +5 °C
Nissan -5…-2 °C
Porsche +2…+3 °C
Renault +4…+5 °C
Skoda +2 °C
Subaru 0 °C
Volkswagen +2…+5 °C

Как и следовало ожидать, все ответы довольно схожи. Компрессоры в кондиционерах прекращают свою работу при температуре около нуля градусов. Это подтверждает, что в холодное время года кондиционер не может высушивать воздух.

Неправильное понимание работы климат-системы связано с тем, что даже при включенном кондиционере и исправной индикации на приборной панели компрессор в системе может не работать. Если выключить охлаждение (индикатор A/C не горит), значит компрессор точно не работает. А вот включение данного индикатора никак не говорит о том, функционирует в данный момент компрессор или нет. Отлючение режима A/C обычно полезно тем, кто не хочет простудиться от холодного воздуха летом или хочет сэкономить на топливе.

Кнопка A/C в автомобиле

Как работают кондиционеры в автомобилях

Чтобы более полно ответить на поставленный в заголовке статьи вопрос: «Можно ли включать кондиционер автомобиля зимой в мороз?», следует изучить работу кондиционера. Принцип его деятельности довольно простой. Сжатый хладагент переходит из жидкого в газообразное состояние. А в ходе этого процесса его температура снижается. Это может происходить только до определённых температур. Когда столбик термометра опускается ниже нуля, то хладагент не может перейти в другое состояния из-за нехватки тепла. Данный процесс регулируют специальные датчики, поэтому зимой компрессор в системе кондиционирования просто отключается. Или не включается.

При отрицательной температуре конденсат, который образуется во время работы кондиционера, просто замерзнет. А испаритель будет покрыт льдом, поэтому воздух перестанет поступать в салон. Проще говоря в холодное время года система климат-контроля даже в самых современных машинах работает, как и в автомобилях советского автопрома, например в ВАЗе. Это означает, что кондиционер не работает, а салон нагревает печка, хоть и в автоматическом режиме.

Как ездили зимой раньше

Когда в машинах еще не было много электроники, а систему контроля климата в салоне еще не изобрели, владельцы автомобилей пользовались более доступным, но эффективным и простым методом. Чтобы избавиться от проблемы запотевания стекол в машине, водители применяли ассимиляцию воздушных масс. Хоть этот научный термин и звучит страшно, однако все довольно несложно.

Если избавиться от влажного воздуха не было возможности, то водители прогревали салон автомобиля с одновременно включенной вентиляцией. Это обеспечивало постоянную циркуляцию воздушных масс, ведь теплый воздух попросту вбирает в себя лишнюю влагу. Благодаря этому способу стекла в авто не запотевают.

Однако у данного метода есть и недостатки. Стоит понимать, что в дождливую или туманную погоду в салон автомобиля не будет поступать достаточное количество приточного воздуха, который сможет ассимилировать влажный воздух в салоне.

Включайте кондиционер в холодную погоду!

Зимой многие перестают пользоваться кондиционером, а зря. Необходимо понимать, что кондиционер не будет работать при отрицательной температуре. Но вот в тёплом гараже или на подземной парковке следует включать его иногда на хотя бы на пару минут.

Это нужно не для комфортной температуре в салоне, а чтобы система не застаивалась. Ведь масло в кондиционере со временем может стечь вниз. Из-за этого детали кондиционера пересыхают, начинают плохо держать давление, и повышается износ узлов и агрегатов.

Можно ли включать кондиционер зимой?

Фото: saffronautos.co.uk

Система кондиционирования — одна из самых сложных систем автомобиля. Она работает почти круглый год и требует регулярного технического обслуживания, однако для многих по-прежнему порождает много вопросов и мифов. Надо ли чистить кондиционер перед зимой? Стоит ли включать его в минусовую температуру для профилактики и что будет, если не включать его вовсе?

Зачем нужен кондиционер

Система кондиционирования не только обеспечивает комфортную температуру в салоне, но и влияет на безопасность вождения. С увеличением температуры в салоне у водителей снижается концентрация внимания, что повышает риск аварии. Кроме того, при высокой влажности потеют стекла, а кондиционер позволяет быстро высушить воздух в салоне и очистить ветровое.

Чаще всего владельцу автомобиля стоит проверять шланги и прокладки системы кондиционирования, которые с возрастом высыхают и могут потерять герметичность. Поэтому автопроизводители рекомендуют проводить проверку системы кондиционирования воздуха минимум один раз в год в специализированных автомастерских. Средняя стоимость обслуживания кондиционера составляет от 1500 до 4000 рублей. Пренебрежение проверкой может повлечь серьезный ремонт на десятки тысяч рублей.

Как работает кондиционер автомобиля

Кондиционер в автомобиле работает примерно так же, как и бытовой. У него есть компрессор, трубки, радиаторы и вентиляторы. Компрессор сжимает фреон (этот газ — рабочее вещество кондиционера). Один радиатор и вентилятор охлаждают жидкий фреон, второй радиатор охлаждает салон, пропуская воздух через дефлекторы системы вентиляции.

В процессе сжатия газообразного фреона он переходит в жидкое состояние и сильно нагревается. Чтобы его охладить, используется радиатор в передней части машины. Вторая ступень охлаждения производится в радиаторе салона автомобиля, который также называется испарителем. Там фреон из жидкого состояния переходит в газообразное. Во время этого процесса фреон сильно остывает и поглощает тепло из окружающей среды. Этот процесс и обеспечивает прохладу в салоне автомобиля.

Фото: eactelford.co.uk

Фото: eactelford.co.uk

Компрессор кондиционера имеет много мелких деталей, между которыми создается трение. Чтобы продлить ресурс механизмов, детали смазываются специальным маслом. Длительный простой компрессора может привести к тому, что масло стечет из мест контакта, а детали останутся без смазки. В такой ситуации после запуска кондиционера компрессор какое-то время поработает, но детали будут усиленно разрушаться от трения.

Как кондиционер влияет на расход топлива и динамику

Современные системы кондиционирования являются довольно экономичными, но компрессор в любом случае запускается от двигателя и отбирает у него часть мощности. На двигателях мощностью до 100 л. с. снижение динамики разгона при работающем кондиционере является довольно ощутимым, однако многие машины при разгоне «в пол» временно отключают компрессор кондиционера.

Фото: Depositphotos / PhotoXPress.ru

Фото: James Borchuck / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

На холостом ходу двигателя работающий кондиционер требует дополнительно примерно 0,5 л топлива в час, а на ходу прибавляет в среднем от 0,2 до 0,4 л к расходу топлива на каждые 100 км пути. Примерно столько же тратится на обеспечение работы подогревов стекол и зеркал, так что расход топлива зимой в любом случае будет заметно выше. Но горящий индикатор кондиционера не означает обязательной прибавки — электроника не всегда задействует компрессор, и зимой он чаще всего будет отключен.

Работа кондиционера в холодное время года

Специалисты автосервисов считают, что для поддержания ресурса кондиционера и смазки деталей компрессора систему стоит включать хотя бы на 10 минут раз в неделю. Это правило касается и зимнего периода. Периодически в холодное время года кондиционер стоит включать для профилактики.

Производители автомобилей не запрещают использовать кондиционер зимой, однако у некоторых моделей есть ограничение на включение системы в морозы. Иногда кондиционер перестает работать уже при минус трех градусах по Цельсию. При такой погоде периодически стоит включать систему на отапливаемом паркинге торгового центра или в теплом гаражном боксе хотя бы на пять минут, пока машина находится в тепле.

Иногда использовать кондиционер зимой можно и для борьбы с запотевшими окнами. В этом случае испаритель отлично конденсирует влагу на своей поверхности и выводит наружу через специальный дренажный канал. Если воздух снаружи и в машине холодный, а водитель хочет узнать, исправен ли кондиционер, стоит как следует прогреть салон автомобиля, после чего включить ненадолго систему кондиционирования.

Автомобилистам, которые совсем не пользуются кондиционером в зимнее время года, после окончания холодного сезона необходимо обязательно провести техническое обслуживание системы, почистить салонный фильтр и провести противомикробную обработку перед началом эксплуатации системы. Необходимое оборудование и химикаты есть почти в любом автосервисе.

Можно ли включать кондиционер зимой?

Мы рассмотрим два варианта использования кондиционера зимой, первый — для охлаждения воздуха, второй — для подогрева воздуха.

Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение?

Для ответа на вопрос о возможности использования кондиционера зимой в первую очередь следует проверить в инструкции или технической документации информацию о допустимых условиях эксплуатации установленного оборудования.

Наиболее массовое распространение получили в настоящее время многоблочные системы кондиционирования, к которым относятся и сплит-системы. В таких системах возможность использования кондиционера зимой определяется типом наружного блока, в котором расположен компрессор. Некоторые системы имеют во внешнем блоке систему подогрева, обеспечивающую работоспособность кондиционера при отрицательных температурах наружного воздуха. Имеет значение и тип системы, в реверсивной системе компрессор периодически включается и выключается, а в инверторной системе компрессор работает постоянно, но с переменной скоростью.

Большинство систем реверсивного типа могут работать при температуре наружного воздуха не ниже минус 5 градусов по Цельсию, тогда как инверторные могут работать при температуре до минус 15 градусов. Существуют модели, специально разработанные для работы при температуре наружного воздуха до минус 28 градусов по Цельсию.

Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев?

Теперь рассмотрим возможность использования кондиционера в зимнее время для нагрева воздуха в помещении.

Кондиционер представляет собой тепловой насос, переносящий тепло из одной среды в другую. В теплообменнике, расположенном в наружном блоке, фреон должен иметь температуру ниже температуры наружного воздуха для того, чтобы отобрать тепловую энергию у воздуха и перейти в газообразное состояние.

Затем газообразный хладагент закачивается компрессором в теплообменник внутреннего блока, под высоким давлением конденсируется в нем и отдает тепло во внутреннее помещение.

При низких температурах наружного воздуха разница температур воздуха и фреона невелика и фреон медленно меняет свою температуру. Вследствие того, что температура теплообменника наружного блока ниже температуры атмосферного воздуха, он интенсивно обмерзает и теплообмен значительно затрудняется. Это главная причина невозможности использования кондиционера зимой для обогрева.

Если фреон не успеет испариться и в жидком виде попадет в компрессор, то это вызовет гидродинамический удар, что может повредить компрессор.

Таким образом можно сказать, что включение кондиционера зимой с целью подогрева возможно, но малоэффективно. Нагрев будет эффективным только при положительной температуре наружного воздуха.

При этом следует учесть, что реверсивный кондиционер можно включать при температуре наружного воздуха не ниже минус 5 градусов по Цельсию. Для инверторного кондиционера это ограничение составляет минус 15 градусов по Цельсию. Эти ограничения вызваны возможностью поломки компрессора из-за замерзания или увеличения вязкости масла и сжижения фреона.

При использовании кондиционера в зимнее время для охлаждения воздуха в помещении перенос тепла происходит из помещения на улицу.

Хладагент закипает в теплообменнике внутреннего блока, отбирая тепло у внутреннего воздуха. Компрессор перекачивает газообразный фреон в теплообменник наружного блока, где хладагент под давлением конденсируется и отдает тепло наружному воздуху. В этом случае нет ограничений на передачу тепла, так как разница температур внутреннего воздуха и теплообменника велика.

Работоспособность кондиционера ограничивается в этом случае возможностью работы компрессора при низкой температуре из-за утраты смазочных свойств масла. Кроме того возможно промерзание дренажной трубки и, как следствие, попадание влаги внутрь кондиционера, что может привести к выходу его из строя. Интенсивный обдув холодным воздухом горячего корпуса компрессора приводит к образованию водяных паров и покрытию наружного блока слоем наледи.

Если оснастить кондиционер специальным комплектом для работы в зимних условиях, то эти ограничения снимаются и кондиционер можно использовать зимой, но только для охлаждения.

Таким образом использование кондиционера зимой при определенных условиях возможно для охлаждения воздуха в помещении, но проблематично для обогрева.

Как пользоваться автомобильным кондиционером в жару

Наступило лето. И вместе с ним пришла жара, не добавляющая комфорта в салоне автомобиля. Это если нет кондиционера. А если кондиционер есть, то нередки случаи простуды. Да и с его использованием тоже не все однозначно. Как пользоваться автомобильным кондиционером в жару так, чтобы было комфортно всем пассажирам. И чтобы не причинить вреда самому автомобилю. Об этом несколько советов.

Для создания комфортной температуры в автомобиле летом необходимо, чтобы кондиционер работал правильно, продуктивно и эффективно. Для этого нужно регулярно его обслуживать, проверяя уровень хладагента, масла, вовремя менять салонный фильтр, проводя очистку радиатора, проверяя состояние соединений и патрубков.

И если все вышеперечисленное — это задача специалистов СТО, то автолюбитель также должен знать несколько правил пользования автомобильным кондиционером.

Как быстро остудить салон

Это первое, к чему хочется прибегнуть в жаркие летние дни. Особенно, когда автомобиль долго стоял на парковке. Остужать салон следует не только применяя потоки воздуха из дефлекторов вентиляции. Но и приоткрыв окна автомобиля. Так процесс пойдет быстрее. Делать это лучше во время движения.

Но перед тем как сесть в раскаленный салон, необходимо просто его проветрить, открыв окна или двери, включив при этом на минимум и кондиционер. Если при закрытых окнах поставить переключатель таким образом, что воздух будет циркулировать внутри салона, то охлаждение так же пойдет быстрее.

Как пользоваться кондиционером каждый день

Не следует направлять холодные потоки воздуха на раскаленные стекла. Случаи моментального растрескивания не так уж часты, но микротрещины могут возникнуть. А дальше все дело времени. Пагубно влияет резкий перепад температур на уплотнители и детали пластика.

Теплый воздух всегда поднимается вверх. Чтобы обеспечить постепенное и постоянное охлаждение салона достаточно направить поток воздуха из фронтальных дефлекторов вверх и чуть в стороны. Таким образом прохладно будет и передним, и задним пассажирам. Комфортная температура пользования автомобильным кондиционером колеблется в пределах 21-23 градусов. Если в машине едет несколько человек, которые по разному воспринимают прохладу, то лучше просто договориться, выбрав опытным путем комфортные условия. Кому-то стало слишком жарко — убавляем. Кто-то начал мерзнуть — прибавляем.

Медленному охлаждению салона и его нагреву способствует отсутствие тонировки, пыльный пластик, который не отражает солнечные лучи, грязные стекла. Не ленитесь во время стоянки использовать защитные фольгированные экраны. По возможности (без угрозы взлома) оставляйте приоткрытыми окна машины. Лето — это период, когда за машиной нужно ухаживать чуть ли не больше, чем зимой. Не дорого и не сложно сделать легкую тонировку, регулярно обрабатывать пластик, удаляя пыль и нанося средство по уходу, регулярно посещать мойку. Правильная мойка автомобиля сохранит и лакокрасочное покрытие кузова, которое летом подвергается агрессивному воздействию загрязнений и солнечных лучей.

Как не заболеть

Первое, что нужно делать, чтобы не заболеть — это регулярно менять салонный фильтр, где могут скапливаться бактерии. Достаточно делать это в период межсезонья — весной и осенью.

Если во время работы кондиционера или отопителя вы чувствуете посторонние запахи, то нужно провести анти бактериологическую обработку. Благо в продаже сейчас есть множество препаратов. Второе по значимости — это комфортная температура и направление потоков. Избегайте прямых направлений холодного воздуха. Последствия — воспаления горла, легких, глаз и слухового аппарата.

Включив кондиционер, не ставьте сразу минимальную температуру. Дайте привыкнуть вашему телу, понижая ее медленно. Иногда можно услышать совет направлять поток воздуха в ноги. Именно это чревато простудами. Особенно, когда мы обуты в сандалии или босоножки. Кроме того, замерзшие ноги хуже чувствуют педали. А это прямой путь к ДТП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *