Софийский собор в новгороде кто построил
Перейти к содержимому

Софийский собор в новгороде кто построил

  • автор:

НОВГОРОДСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР

Вслед за принятием Христианства в Новгороде был воздвигнут первый храм во имя Святой Софии, Премудрости Божией. Это произошло в конце X века [1]. Он был выстроен из дуба, «о тринадцати верхах,» над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской улицы), в том месте где в 1167 году былинный гость Сотко Сытинич построил храм Бориса и Глеба. Первая Софийская церковь находилась вне первых каменных стен Новгородского кремля, возведенных в 1044 году. В 1045 году храм сгорел.

Закладка каменного Софийского храма обыкновенно датируется 1045 годом [2], сразу же после пожара уничтожившего храм-предшественник [3]. Собор заложил благоверный Новгородский князь Владимир Ярославич во время святителя Луки Жидяты. Есть версия, что собор был призван стать памятником победе князя над Византией в 1044 году [4]. Строительство было завершено в 1050 году, довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. Освящен храм был 14 сентября 1050 или 1052 года [5]. Имеются данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства [6].

В годы советской власти Софийский собор входил в структуру Новгородского госмузея-заповедника.

В 1991 году храм был возвращен Новгородской епархии по инициативе патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Патриарх подписал акт о передаче собора Русской Православной Церкви и лично освятил храм 16 августа 1991 года.

С конца 2005 года по октябрь 2008 года была проведена общая реставрация собора, вместе с рядом других памятников Новгородского кремля, на средства государства (по федеральной программе «Культура России») и Церкви.

Святыни

  • блгв. кн. Владимира Ярославича (1052)
  • блгв. кн. Анны Новгородской (1056)
  • свт. Никиты Новгородского (1108)
  • блгв. кн. Мстислава Храброго (1180)
  • свт. Иоанна II, архиеп. Новгородского (1186)
  • свт. Григория, архиеп. Новгородского (1193) [7]
  • блгв. кн. Феодора Ярославича (1233)
  • икона Божией Матери «Знамение» (1169/1170)
  • икона Софии, Премудрости Божией (XV) [8]
  • Тихвинская икона Божией Матери (1617)
  • Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы с частицей мощей свт. Нифонта, архиепископа Новгородского

Настоятели, ключари

    • Агафон (сер. XVI в.)
    • Иоанн (упом. 1572)
    • Иванов Леонтий (упом. 1581/83)
    • Мина (упом. 1583)
    • Феодор (упом. 1586)
    • Евтихий (упом. 1594)
    • Михаил (упом. 1594)
    • Петр (упом. 1623)
    • Васильев Иоанн (упом. 1641)
    • Антоньев Гавриил (упом. 1646)
    • Кузьмин Димитрий (упом. 1646)
    • Васильев Иоанн (упом. 1690, 1691)
    • Иванов Аверкий (упом. 1707, 1720)
    • Иванов Иоанн (упом. 1707, 1720)
    • Василий (1730-е)
    • Никифоров Герасим (упом. 1744)
    • Тиханов Родион (упом. 1744, 1749)
    • Андреев Павел (упом. 1749 — 1750-е)
    • Иванов Андрей (после 1751 — 1760-е)
    • Афанасьев Иоанн (упом. 1761, 1764)
    • Мелентьев Петр (? — 1775)
    • Георгиев Феодор (до 1783)
    • Парфенов Петр (упом. 1783)
    • Евфимий Иванов (упом. 1800)
    • Афанасий Ильменский (1816 — 1833)
    • Петр Соловьев (1833 — упом. 1864 [9])
    • Иоанн Велицкий (? — 1870)
    • Димитрий Ловцов (1880 — 1888)
    • Павел Тихомиров (1888 — 1911 [10])
    • Николай Стягов (1911 — 1923)
    • Анатолий Никифоровский (1923 — 1929)

    Литература

    • Брюсова, В. Г., София новгородская, памятник искусства и истории, М., 2001.
    • Янин, В. Л., Очерки комплексного источниковедения, М., 1977, 124.
    • Великий Новгород. Софийский собор // Сайт «Русский город»
      • http://www.russiancity.ru/text/nov01.htm

      Использованные материалы

      • «Софийский собор» // Сайт «Русский город», раздел «Великий Новгород»:
        • http://www.russiancity.ru/text/nov01.htm
        • http://sofia-novgorod.cerkov.ru/svyatyni/
        • https://saintsofiavnovg.ru/Клирики-Софийского-собор-XI-ХХ-века/

        [1] Летописи XVI-XVII века указывают 989 год; жизнеописание первого святителя Новгородского Иоакима, http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7540 , указывает 992 год.

        [2] По «Сказанию о Святой Софии — 21 мая.

        [3] Исключение составляет датировка Янина, который относит событие к 1046 году. См. Янин, В. Л., Очерки комплексного источниковедения, М., 1977, 124.

        [4] Версия В. Г. Брюсовой. В летописях известно о поражении русских под Царьградом в 1043 году, и ничего не говориться о походе следующего года. Брюсова предполагает что поход впоследствии был ошибочно приписан Владимиру Мономаху и описывается в «Сказании о князьях Владимирских«. Брюсова отмечает, что в этот поход могли быть вывезены из Византии Корсунские врата и большое количество икон, часть из которых затем были приписаны новгородской школе иконописи. См. Брюсова, В. Г., София новгородская, памятник искусства и истории, М., 2001

        [5] Первая датировка по Софийской 1-й летописи, вторая — по Новгородской 3-й летописи.

        [6] В Новгородской 3-й летописи.

        [7] «Мощи святых почивающих в Софийском соборе. Святитель Григорий, архиепископ Новгородский», страница сайта «Пути Великого Новгорода», — https://saintsofiavnovg.ru/Святыни/

        [9] Духовенство Новгородской губернии на 1864 год. Новгород, генеалогический сайт Бовкало А. А. http://www.petergen.com/bovkalo/sp/novgorod1864.html

        [10] Галкин А.К., Духовное образование и просвещение до 1917 г. // «Православная Энциклопедия», Т. 51, С. 382-451 (17 февраля 2023), https://www.pravenc.ru/text/2577765.html

        [11] Погребён в Десятинном монастыре г. Великого Новгорода, сайт «Проза», https://proza.ru/2021/03/21/991

        [12] Булин С., Протоиерей Иоанн Семеновский, https://proza.ru/2022/02/24/1355 Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916, http://www.proza.ru/2015/10/03/2043

        [15] Духовенство Софийского собора, на официальном сайте кафедрального Софийского собора: http://saintsofianovg.ru/duhovenstvo/

        Редакция текста от: 22.08.2023 12:17:31

        Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

        «НОВГОРОДСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР» еще можно поискать:

        полнотекстовый поиск в Древе: Google
        в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
        в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

        Софийский Собор

        Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 – 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики. Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор будоражат сердца горожан.

        Софийский собор — пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

        Софийский Собор в Великом Новгороде.

        Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (цемянкой). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Сам же собор на протяжении своей десятивековой истории не перестраивался. Он ремонтировался после пожаров и войн, которые не смогли сильно задеть его. Стены Софии покрывались штукатуркой, а купола – свинцом, главный купол был позолочен в XV веке при архиепископе Иване Калике.

        Первые храмы, очевидно, появились в Новгороде сразу после принятия Христианства на рубеже Х – XI веков. Одним из первых храмов города стала церковь Святой Софии, которую часто называют предшественницей каменного Софийского Собора. О том, существовала ли эта деревянная церковь на самом деле, историки будут спорить до тех пор, пока исследователям не удастся найти ее остатки в ходе археологических раскопок. В древнейшей из сохранившихся до наших дней летописи — Новгородской Первой летописи сообщается лишь о том, что в 1049 году церковь сгорела. «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом». Некоторые исследователи считают эту запись вымыслом летописца, так как никаких других сведений о деревянной Софии нет. Однако старая церковь описана слишком детально, и точно указано ее местоположение.

        Строительство первого каменного собора Великого Новгорода началось в 1045 году и продолжалось либо до 1050, либо до 1052 года (по разным источникам). Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками.

        Строился Новгородский Софийский Собор мастерами из Киева и Византии. Можно представить себе, как возведенный всего за несколько лет почти 40-метровый каменный храм воздействовал на новгородцев середины XI века: окруженный самыми первыми дубовыми стенами Кремля, среди деревянных домов и дворов совсем еще молодого города, на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута.

        Посвящение собора Софии — это фактически посвящение Богу, которое обращается к Софии Константинопольской, и еще древнее — к храму премудрости, построенному Соломоном.

        В результате исследований под руководством Григория Штендера было установлено, что первоначально галереи Софийского Собора строились открытыми по образу киевских и константинопольских храмов. Уже начав работу по возведению, архитекторы приняли решение изменить проект и закрыть галереи из-за особенностей более холодного новгородского климата.

        Первая роспись храма началась сразу после его постройки в середине XI века. К немногим сохранившимся до наших дней фрескам того периода относится «Константин и Елена», очевидно, написанная еще византийскими мастерами. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке, в 1108-1109 и 1144 годах. Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории Новгорода на протяжении девяти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в XII, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев – Микулы и Радко.

        Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг — Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056-1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

        Главная православная святыня Софийского собора — икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города начали молиться о чуде. На третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн услышал голос свыше, повелевший ему взять икону Богоматери и пойти с ней вокруг Детинца крестным ходом. Когда суздальцы стали обстреливать процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. Из ее глаз, по легенде, полились слезы, а суздальцев покрыла тьма. В неизъяснимом ужасе они стали отступать от города, побивая друг друга. В честь иконы, подарившей новгородцам мир, архиепископ Илья установил праздник Знамения Божьей Матери, который празднуется Русской Православной Церковью 10 декабря (27 ноября).

        Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина новгородской Софии — Магдебургские врата, которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Они находятся на западном портале храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, необычайно искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Магдебургские врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. По одной из версий они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге. Вероятнее всего, они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну. Эти ворота были выполнены так искусно, что в XVII веке шведский король не забыл об утраченном пять столетий назад трофее, и во время оккупации Новгорода дал приказ главнокомандующему шведскими войсками вернуть ворота на историческую родину. К счастью, главнокомандующий не посчитал возможным снять парадные ворота с главного храма новгородчины.

        Одна из самых знаменитых новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящей на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, голубь по легенде сел отдохнуть и окаменел от увиденного ужаса. Если каменная птица улетит, то наступит последний день Великого Новгорода.

        Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

        16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

        Смотрите также

        • История и культура: О деревянной Софии Новгородской
        • Аэропанорама: Новгородский Кремль, Ярославо дворище, река Волхов

        Софийский собор (Великий Новгород): как добраться, история, фото

        Софийский собор в Великом Новгороде — один из наиболее примечательных образцов древнерусской архитектуры. Храм был возведен в период с 1045 года по 1052 год князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого. А уже к 30-м годам XII века он превратился в главное святилище Новгородской республики.

        Архитектурное сооружение выполнено в византийском стиле и на плане имеет почти квадратную форму 27×24,8 м, что типично для церквей XI столетия. Стены храма построены из неотёсанного известняка, а своды и арки — из кирпича. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Главный купол был позолочен в XV веке при архиепископе Иване Калике.

        Реликвии Софийского собора в Новгороде:

        В настоящее время храм относится к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО и таит в стенах росписи, иконы, мощи святых и русских князей.

        Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является уникальный и бесценный артефакт — Остромирово Евангелие. Эта рукописная книга, датируемая 1056–1057 годами, использовалась для проведения богослужений в Софии. В настоящее время она хранится в Российской национальной библиотеке, расположенной в Санкт-Петербурге.

        Перед Успенским иконостасом в дубовом киоте с 1991 года можно увидеть двустороннюю икону Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одну из наиболее почитаемых православных икон. Она упоминается еще в истории Новгорода 1169 года. Тогда жители города противостояли нападению суздальцев. В то время, когда князь Андрей Боголюбский направил войска на Новгород и устроил осаду, архиепископ Иоанн молился о спасении.

        На Рождественском иконостасе Софийского собора хранится почитаемая реликвия — «Богоматерь Тихвинская». Ее святой лик стал свидетелем заключения мира в 1617 году между Россией и Швецией.

        Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина новгородской Софии — Магдебургские врата, которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Они расположены с западной стороны храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Считается, что врата были созданы в 1153 году в Магдебурге, однако более вероятно, что они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну.

        Также в храме святой Софии нашли упокоение великие люди прошедших эпох: святая Анна Новгородская и Фёдор, брат Александра Невского. Здесь в саркофаге, выполненном из розовой яшмы, покоится дед Александра Невского князь Мстислав Храбрый. В соборе хранятся мощи новгородских святителей и правителей. Среди них князь Владимир Ярославович, его мать Ирина, архиепископы Иоанн и Никита.

        Российские древности: Софийский собор Великого Новгорода

        Сейчас часто бывает, что зарубежные города и памятники истории мы знаем лучше, чем наши, российские, древности. Indicator.Ru в лице своего научного редактора постарается познакомить своих читателей с памятниками истории нашей страны: не только храмами, но и другими «интересностями» и «необычностями». А начнем мы с одного из самых известных и древних памятников нашей страны — Софийского собора в Великом Новгороде. Кстати, читатели постарше могут помнить его на вышедшей из обращения пятирублевой купюре.

        Спор о первенстве Давайте сразу внесем ясность: называть новгородскую Софию древнейшим русским храмом, древнейшим российским храмом, древнейшим православным российским храмом или даже древнейшим сохранившимся русским храмом никак нельзя. Давайте говорить верно: Софию нужно называть старейшим сохранившимся древнерусским храмом на территории России. Длинно, но правильно. Потому что, если говорить о каменном строительстве средневековой Руси, то первым храмом была, разумеется, церковь Богородицы Десятинной в Киеве (конец X века). Если говорить о старейших сохранившихся древнерусских храмах, то историки архитектуры до сих пор ломают копья, древнее ли София Киевская Спасского собора в Чернигове, но оба храма появились до новгородской постройки. Если говорить о православных храмах, то налицо четыре аланские постройки в Архызе того же X века минимум (и промолчим о византийском храме в Керчи, построенном еще в VI веке и перестроенном в X). Постройка Все началось с пожара. «В лето 6553 сгоре святая София, в субботу, по заутрени, в час 3, месяца марта в 15. В то же лето заложена бысть святая София Новегороде Володимиромь княземь», — можно прочитать в Новгородской первой летописи старшего извода. Из летописей нам становится известно, что до каменного храма, еще в 989 году построили деревянный храм, из дуба. Некоторые источники говорят, что у него было 13 глав, но это вопрос спорный. Ясно одно — в 1045 году дубовая София сгорела. Археологи до сих пор не нашли следов этой постройки, хотя возможно, что две резные дубовые колонны, обнаруженные при раскопках, принадлежали когда-то именно ей (отметим, что найти дубовую Софию — мечта современного археолога, копающего Новгород. Однако пока еще далеко не вся территория Детинца изучена археологами, есть другие, более важные задачи.

        Так или иначе, после пожара весной 1045 года началось строительство каменной Софии в Великом Новгороде. Строил ее новгородский князь Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого. К этому времени его отец уже выстроил Софию в Киеве, поэтому, скорее всего, мастера для «стройки века» пришли из Киева. Это даже не метафора: для Новгорода это действительно была стройка века, потому что Софийский храм оказался единственной каменной постройкой Новгорода в веке XI. Следующей пришлось ждать до 1101 года. Судя по всему, задумывался собор более похожим на киевский храм: галереи, окружающие ядро строения, задумывались одноэтажными, что придавало собору ступенчатую композицию, как у киевской Софии. Но уже в ходе строительства замысел изменился (это стало понятно во время натурных обследований), галереи стали двухэтажными, и храм получился более суровым, монументальным.

        Фрески Закончили строительство в 1050 году. Скорее всего, основной объем какое-то время был не расписан, затем начали штукатурить и расписывать основной объем, а притворы — только в 1144 году, об этом нам говорит Новгородская первая летопись. Существует предание, согласно которому на изображении Спасителя в куполе Софии благословляющая рука на другой день по ее написанию оказалась сжатой в кулак. По повелению архиепископа Луки Жидяты фреску переписывали до трех раз, пока на четвертый день сверху не раздался голос: «Писари, писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющей рукою: Аз бо в сей руце Моей сей Великий Новоград держу: а когда сия рука Моя распространится, тогда будет граду сему скончание».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *