Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости в авто
Перейти к содержимому

Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости в авто

  • автор:

Диагностика системы охлаждения двигателя

Система охлаждения не требовательна к водителю. Замена охлаждающей жидкости и регулярная проверка ее уровня – две вещи, о которых должен помнить водитель.

Проверка уровня охлаждающей жидкости не требует никаких инструментов — уровень охлаждающей жидкости виден невооруженным глазом. Вы только посмотрите на шкалу прозрачного расширительного бачка.

Замену охлаждающей жидкости следует производить в зависимости от того, что использовалось в данном автомобиле. Обыкновенная универсальная охлаждающая жидкость заменяется каждые 2 года. Марка универсальная, с увеличенным сроком службы — каждые 5 лет. Рекомендованный производителем автомобиля концентрат охлаждающей жидкости, смешанный с деминерализованной водой в соответствующих пропорциях, можно заменять даже раз в 7 лет. Замена охлаждающей жидкости проста и не требует присутствия механика.

Заброшенная система охлаждения, – какие риски нужно учитывать?

Диагностика системы охлаждения двигателя

Низкая эффективность системы охлаждения, вызванная использованием воды, старой охлаждающей жидкости в системе или связанная со слишком низким уровнем охлаждающей жидкости, может быть причиной:

  • ускоренного износа моторного масла из-за перегрева и, как следствие, потери его, смазывающие и защитные свойства, что приводит к износу механических узлов двигателя;
  • износ прокладки под головкой двигателя из-за слишком высокой температуры узла привода;
  • снижение мощности двигателя;
  • снижение эффективности насоса охлаждающей жидкости;
  • в экстремальных случаях привод может заклинить и полностью разрушиться.

Проблемы с термостатом:

  • заклинивший термостат приводит к тому, что двигатель не достигает рабочей температуры. В результате привод потребляет гораздо больше топлива, имеет меньшую мощность (из-за большего сопротивления работе), система отопления не может работать на полную мощность, а в двигателе образуются нагар и лаки.
  • блокировка термостата в закрытом положении приводит к более быстрому нагреву привода, что может привести к перегреву и заклиниванию.

Использование воды в системе охлаждения:

  • типичные опасности, связанные с использованием воды, включают перегрев системы охлаждения, низкую охлаждающую способность, коррозию в системе охлаждения (например, повреждение радиатора) и накипь, которая закупоривает каналы радиатора и нагревателя;
  • вода в системе охлаждения может замерзнуть, что приведет к разрыву радиатора или других компонентов системы охлаждения.

Проблемы с насосом охлаждающей жидкости:

  • из насоса может вытекать охлаждающая жидкость, и он может временно заблокироваться из-за износа подшипников насоса.

Утечки в системе охлаждения:

  • чаще всего из-за изношенных шлангов и проржавевшего радиатора. Постоянно понижающийся уровень охлаждающей жидкости вызывает риск перегрева двигателя и даже приводит к его заклиниванию.

Роль системы охлаждения — почему она так важна

Роль системы охлаждения

Задача системы охлаждения – поддерживать правильную температуру двигателя, чтобы привод мог работать в оптимальных условиях. Это выражается в высокой производительности двигателя, низком расходе топлива и низком уровне выбросов.

Система охлаждения состоит из:

  • насоса охлаждающей жидкости, который обычно приводится в действие зубчатым приводом (ремнем или цепью);
  • термостат;
  • радиатор;
  • вентилятор — может приводиться в действие электродвигателем или посредством вязкостной муфты, передающей привод непосредственно от двигателя;
  • рукава холодильные, изготовленные с использованием резины и состоящие из корпуса, армирования и наружного покрытия;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • расширительный бак;
  • СОЖ с правильно подобранными параметрами;
  • возможно другие датчики.

После запуска двигателя начинает работать система охлаждения. Насос охлаждающей жидкости нагнетает охлаждающую жидкость, которая первоначально циркулирует по так называемому небольшая система, минуя радиатор. Это позволяет двигателю быстрее достичь оптимальной рабочей температуры.

После прогрева двигателя и охлаждающей жидкости термостат открывается. Охлаждающая жидкость поступает в большой контур, протекающий через радиатор. Отныне задачей системы является поддержание оптимальной температуры двигателя.

Охлаждающая жидкость отдает лишнее тепло в радиатор, где во время движения охлаждается потоком воздуха. Если поток воздуха недостаточен, включается вентилятор.

В современных, новейших автомобилях используются термостаты с программным управлением, работающие от электросети. Термостаты этого типа управляются компьютером, который управляет работой приводного устройства. Благодаря им, компьютер управления двигателем может контролировать температуру охлаждающей жидкости через термостат, контролируя работу его клапана.

Как проверить систему охлаждения без инструментов

Как проверить систему охлаждения без инструментов

При базовом осмотре подержанного автомобиля необходимо проверить следующее:

  • Уровень охлаждающей жидкости по шкале расширительного бачка при холодном двигателе.
  • Проверьте наличие охлаждающей жидкости или воды в двигателе. Если вода — лучше отказаться от покупки такой машины.
  • Проверьте цвет охлаждающей жидкости – жидкости в целях безопасности имеют специфические, чаще всего очень яркие цвета – синий, зеленый, желтый, красный, розовый и т. д. Если жидкость в системе имеет неопределенный цвет, это может означать что смешались разные жидкости.
  • Загляните в бачок и убедитесь, что охлаждающая жидкость чистая и не содержит моторного масла или других загрязнений.

Охлаждающая жидкость не должна пахнуть выхлопом автомобиля.

Также проверьте состояние шлангов системы охлаждения – они не должны быть слишком жесткими или слишком мягкими, не должны быть перекручены, на них не должно быть видимых трещин и пузырей.

Во время пробной поездки обратите внимание на температуру охлаждающей жидкости, видимую на указателе. Следует проверить, с какой скоростью он растет и в какое время. Повышение температуры не резкое и не превышает безопасных значений? Имеются ли колебания температуры (повреждение насоса охлаждающей жидкости)? Нет ли проблем с достижением нужной температуры после того, как проедешь несколько километров?

При этом следует учитывать температуру наружного воздуха – в жаркую погоду он будет прогреваться быстрее, а в морозы – медленнее. Прислушайтесь к звуку двигателя и проверьте наличие металлических шумов, указывающих на повреждение подшипника насоса охлаждающей жидкости.

На приборной панели может появиться предупреждающее сообщение или может загореться индикатор проверки двигателя, что указывает на неисправность программируемого термостата.

Автомобиль стоит остановить и дать ему поработать несколько минут на холостом ходу. Это позволит вам проверить, работает ли вентилятор. Он должен периодически загораться только при повышении температуры охлаждающей жидкости. Он не может работать все время.

Комплексный осмотр автомобиля перед покупкой – доверьте это специалистам!

Автомобиль представляет собой систему соединенных сосудов, примером которой является система охлаждения. Пренебрежение системой охлаждения отрицательно сказывается на двигателе и может привести к его сильному износу или дорогостоящим поломкам.

Поэтому перед покупкой стоит тщательно проверить автомобиль. Пусть это сделают специалисты!
Специалисты тщательно проверят систему охлаждения и все другие системы, входящие в комплектацию автомобиля.

Видео из нашего автосервиса

Признаки воздушной пробки в системе охлаждения

Признаки воздушной пробки в системе охлаждения

Система охлаждения двигателя отвечает за поддержание оптимальной температуры его работы. Появление воздушных пробок из-за банального расслоения патрубков приведут к серьезным поломкам мотора вплоть до капитального ремонта.

Из чего состоит система охлаждения двигателя

Система охлаждения в автомобиле не так уж и сложна. Она состоит из:

  • рубашки охлаждения;
  • радиатора;
  • радиатора печки;
  • вентилятора;
  • термостата;
  • насоса охлаждения;
  • расширительного бачка.

Для того чтобы двигатель прогревался быстрее, система охлаждения состоит из двух кругов — большого и малого. При запуске мотора охлаждающая жидкость начинает идти по малому кругу за счет специального насоса — помпы. Антифриз проходит через рубашку охлаждения мотора (через каждый цилиндр), радиатор печки и термостат.

Как только двигатель достигает рабочей температуры в 90℃, срабатывает специальный прибор — термостат, который открывает и закрывает клапан, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать по большому кругу. Оттуда жидкость по патрубкам попадает в радиатор, где охлаждается и снова возвращается в двигатель.

Признаки и причины завоздушивания системы

Поняв, как работает система охлаждения, нужно разобраться, как воздух может попасть в систему или в конкретные узлы.

Причинами попадания воздуха в СО могут стать:

  1. Негерметичные патрубки. При утечке охлаждающей жидкости из патрубков можно заметить следы жидкости вокруг них. Это приведет к потере давления в системе и завоздушиванию.
  2. Неисправный клапан расширительного бачка. Если клапан расширительного бачка не функционирует должным образом, избыточная охлаждающая жидкость может выходить из системы, создавая воздушные пробки.
  3. Недостаток антифриза. Если уровень охлаждающей жидкости в системе слишком низкий, есть вероятность, что в нее попадет воздух.
  4. Неправильная замена антифриза. Если неверно заменить охлаждающую жидкость, то система будет заполнена неправильными пропорциями жидкости. Отсюда может появиться воздух.
  5. Засорение СО. Накопление отложений, грязи и нагар создает помехи в циркуляции жидкости и вызывает завоздушивание.
  6. Неисправность элементов системы — помпы или термостата. Неисправные элементы системы приведут к неправильному регулированию температуры охлаждающей жидкости, что может стать причиной появления воздуха.

Косвенными же признаками завоздушенной СО могут быть матово-белый дым из выхлопной трубы, резко опустевший расширительный бачок, появление подтеканий антифриза на элементах двигателя или земле около автомобиля. Также к признакам можно отнести быстрый прогрев мотора в холодное время года.

Как найти причину

Найти причины попадания воздуха в систему достаточно просто. Негерметичность патрубков можно определить визуально по характерным пятнам охлаждающей жидкости. Таким же способом определяется недостаток антифриза в СО.

Дефекты в пробке радиатора или расширительного бачка можно определить визуально, разобрав его. И если на пробках есть какие-то трещины или сколы, то ее лучше заменить на новую, чтобы исключить возможность дополнительных утечек. Также нужно проверить основной радиатор и радиатор печки.

Проблемы с водяной помпой можно определить по характерному щелканью. Еще можно зажать патрубок, идущий к радиатору, и наблюдать за работой и пульсацией. Если помпа работает исправно, патрубок должен пульсировать без лишних шумов.

Неисправный термостат можно определить, прощупав все патрубки, ведущие к радиатору. Если один горячий, а другой холодный, то, скорее всего, клапан термостата не открывается и гоняет антифриз по малому кругу.

Способы удаления воздуха из системы

Удаление воздушной пробки из СО помогает избежать перегрева двигателя и поломок связанных с ним систем. Вот три основных способа удалить пробку:

  1. Загнать автомобиль на эстакаду, открутить крышку расширительного бачка и прогреть авто на 3000 оборотов. При этом нужно сжимать и разжимать выходной патрубок радиатора для создания давления, прокачивая систему. Затем долить антифриз до нужного уровня и плотно закрыть крышку.
  2. Если убрать весь антифриз из СО, то вместе с жидкостью уйдут и воздушные пробки. А правильно залить охлаждающую жидкость не так уж и сложно. Для этого нужно:
    • прогреть авто до 90°C;
    • открутить самый нижний патрубок СО и слить антифриз в какую-то емкость;
    • промыть систему дистиллированной водой и залить новую охлаждающую жидкость через расширительный бачок.

    Антифриз нужно доливать до тех пор, пока он не достигнет максимальной отметки в бачке.

    • залить антифриз до отметки MAX;
    • прогреть мотор до 60°C;
    • открутить один конец самого верхнего патрубка и подставить его под какой-нибудь контейнер;
    • открыть крышку расширительного бачка и через горловину продуть систему, загерметизировав ее какой-то тряпкой.
    • как только из патрубка пойдет антифриз — процедуру можно заканчивать.

    Важно помнить, что при прокачке системы всегда следует компенсировать ушедший антифриз в расширительном бачке. Иначе воздух попадет обратно, и все усилия будут бесполезными.

    Как избежать пробок в системе охлаждения

    Совет для избежания воздушных пробок в системе охлаждения можно дать только один — своевременно проводите ТО-1. Для профилактики раз в 2-3 дня заглядывайте под капот своего автомобиля, чтобы:

    • проверить уровень охлаждающей жидкости;
    • рассмотреть радиатор и патрубки СО;
    • проверить вентилятор радиатора — срабатывает он при нагреве или нет;
    • следить за утечками антифриза.

    Кроме того, менять охлаждающую жидкость нужно минимум раз в год. А раз в два года — промывать всю СО.

    Заключение

    Появление воздушных пробок в системе — частая проблема двигателя, которая может привести к его выходу из строя. Поэтому важно правильно и регулярно менять охлаждающую жидкость, а также вовремя ее прокачивать.

    Признаки загрязнения системы охлаждения

    В жаркую погоду у многих автолюбителей возникают проблемы, связанные с работой системы охлаждения. Самая распространенная их причина – загрязнения, которые скапливаются снаружи: дорожная пыль, грязь, тополиный пух, а также внутри: продукты разложения антифриза, накипь, ржавчина и масляные примеси. Сегодня перечислим признаки грязной СО, знание которых поможет вам лучше понимать потребности вашего автомобиля.

    Признаки загрязнения основных элементов СО

    Начнем с такого элемента системы охлаждения, как расширительный бачок. Заметить его загрязнение проще всего, так как через стенки хорошо видно, что антифриз изменил свой цвет. Внутри бачка могут скапливаться различные посторонние вещества, например, масло, накипь или продукты разложения антифриза.

    Следующий важный узел системы охлаждения – термостат. Бывает, что из-за накопившихся загрязнений или коррозии клапан термостата заклинивает в одном положении. В случае, если клапан закрыт, жидкость может циркулировать только по малому кругу. Мотор греется. Если клапан открыт, то напротив, двигатель переохлаждается поступающим из радиатора антифризом. Ухудшается работа печки. В обоих случаях, важно вовремя устранить неполадку или заменить устройство. Есть несколько способов выяснить, исправен ли этот узел. Расскажем, как проверить термостат без демонтажа узла.

    Запустите холодный двигатель. Через 2 – 3 минуты прикоснитесь рукой к патрубку, который подходит к верху радиатора. В норме он будет холодным. Если патрубок быстро нагрелся – вероятно, заклинило открытый клапан, ОЖ циркулирует сразу по большому кругу. Это не опасно, но двигатель не сможет выйти на нормальный температурный режим и будет работать на сниженной температуре. Наблюдайте за температурой ОЖ на приборной панели. Как только она достигнет 90° С, снова с осторожностью потрогайте патрубок. Он должен быть хорошо прогрет. Если элемент нагревается медленнее – вероятно, клапан завис в полуоткрытом положении. Если патрубок остался холодным – можно говорить о поломке термостата.

    Теперь перейдем к главному элементу любой системы охлаждения – к радиатору, который при сильных загрязнениях первым делом дает о себе знать. Понять, что деталь нуждается в очистке, будет не сложно. Вы сразу заметите эти признаки:

    1. Двигатель греется. Пыль, грязь, песок, пух, насекомые и другой мелкий мусор, забившие соты, резко снижают его пропускную способность. В результате он уже не может выполнять свою главную задачу – предотвращать перегрев мотора.
    2. При включенном кондиционере температура двигателя растет. Причина: неэффективное функционирование системы охлаждения. В радиаторе постепенно накапливаются продукты разложения антифриза, коррозия, накипь и прочие отложения, которые ухудшает циркуляцию охлаждающей жидкости.

    Как очистить радиатор снаружи и внутри, подробно писали тут.

    Общие признаки загрязнения системы охлаждения

    Отдельные элементы СО мы рассмотрели, однако водитель может также столкнуться и с общими симптомами, говорящими о том, что пора навести порядок в системе. Расскажем подробнее:

    Печка дует холодным. Это связано с загрязнением радиатора отопителя. Грязный теплообменник не пускает к себе антифриз, который должен передавать тепло в салон.

    Антифриз потемнел раньше срока, его консистенция стала более густой, с примесями масла. Смешивание технических жидкостей – менее очевидный, но тоже достаточно распространенный признак, для обнаружения которого требуется внимательная диагностика. В загрязненной системе охлаждения нарушается поток ОЖ, в результате перегревается силовой агрегат, а уплотнение головки блока цилиндров деформируется. В этом случае необходим не только ремонт, но и последующая промывка.

    Как промыть систему охлаждения

    Большинство перечисленных проблем решаются без ремонта и даже без разбора, главное – адекватно подобрать автохимию. Теперь расскажем о продукте, который устраняет все виды загрязнений – это Набор полная очистка системы охлаждения в 2 этапа.

    Двухкомпонентный набор создан специально для глубокой очистки системы охлаждения от любых, даже самых сложных комбинированных загрязнений. Первый состав удаляет накипь, ржавчину и подготавливает СО к дальнейшей очистке. Второй этап заключается в выведении продуктов разложения антифриза, масляных следов и эмульсий, а также в подготовке системы к новой охлаждающей жидкости. Один набор рассчитан на объем 8 – 10 литров.

    Помните, что регулярная очистка СО – это важная процедура для бесперебойной работы двигателя!

    Какое давление в системе охлаждения автомобиля?

    Какое давление в системе охлаждения автомобиля?

    Главная задача внутреннего давления в системе охлаждения(СО) — повышение температуры кипения охлаждающей жидкости. В СО автомобилей используется антифриз, который обладает более низкой температурой кипения, чем вода. При повышении давления температура кипения антифриза также повышается, что предотвращает перегрев двигателя и закипание охлаждающей жидкости.

    Нормальные параметры

    На вопрос: «Сколько же бар должно быть в системе?» однозначно ответить нельзя. В среднем, давление в СО автомобиля должно держаться от 1,2 до 2 бар.

    Точные значения зависят от:

    • марки и модели автомобиля;
    • условий его эксплуатации;
    • уровня и состояния охлаждающей жидкости;
    • состояния и возраста мотора.

    Значение напряжения антифриза в системе можно узнать из руководства пользователя или технической документации.

    Неправильное напряжение внутри СО может привести к перегреву двигателя, утечке охлаждающей жидкости и другим проблемам. Поэтому для нормализации параметров напряжения на крышках радиатора и расширительного бачка установлены по два клапана: впускной и выпускной. Сделаны они для того, чтобы разрядить напряженность внутри системы.

    Причины отсутствия давления

    Если нет давления в системе охлаждения автомобиля, нужно найти причину этого явления:

    1. Утечка охлаждающей жидкости. Если в системе мало или совсем отсутствует антифриз — давление будет уменьшаться. Утечки могут происходить из радиатора, шлангов, помпы или прокладки головки блока цилиндров.
    2. Неисправная крышка расширительного бачка. Если крышка расширительного бачка не закрывается — например, не попала по резьбе или повреждена, то это приведет к потере давления. Крышка должна плотно закрыться, чтобы поддержать необходимое напряжение в системе.
    3. Засорение СО. Загрязненный отложениями антифриз препятствует нормальной циркуляции охлаждающей жидкости и созданию давления.
    4. Неисправность насоса охлаждающей жидкости. Из-за сильного износа или сломанной крыльчатки водяного насоса система не будет циркулировать должным образом, что приведет к потере давления.
    5. Проблемы с термостатом. Обратная ситуация насосу. Неисправный термостат приведет к накоплению давления в одной части системы и его отсутствию — в другой.
    6. Воздушные пробки. Воздушные пробки в СО активизируют циркуляцию охлаждающей жидкости и создание давления.
    7. Неисправности датчиков и электроники. Иногда проблема может быть связана с неисправностью датчиков или системы управления двигателем, которая неправильно интерпретирует возникновение давления.

    Причину потери давления нужно устранить как можно быстрее, так как это может привести к капитальному ремонту двигателя.

    Способы проверки

    Есть два способа проверить давление внутри СО:

    1. Обратиться в автосервис. На диагностическом стенде специалисты проведут полную проверку системы охлаждения и при необходимости устранят причины поломки. Цена такой операции варьируется от 450 до 2000 рублей.
    2. Самостоятельная проверка СО с помощью манометра. Стоимость такого прибора —200-300 рублей на популярных маркетплейсах. Проверку можно провести так: вместо клапанной крышки на бачке или радиаторе подсоединяем манометр, прогреваем авто до рабочей температуры — 90°C и сверяем показания на манометре с техническими рекомендациями к автомобилю.

    Некоторые причины потери давления можно определить визуально. Например, треснувшая пробка или расслоившиеся шланги будут точно указывать на отсутствие напряженности в системе.

    Как выгнать лишнее давление

    Выгнать лишнее давление можно только одним способом, о котором мы уже писали выше. Стравить давление в системе можно через клапанную крышку на расширительном бачке. Это происходит автоматически. А если клапаны не срабатывают — крышку нужно заменить. Иначе давление начнет выдавливать шланги со штуцеров, весь антифриз вытечет, и если сразу не заметить — мотор придется «капиталить».

    Что делать, если давления в системе мало

    Увеличение давления в системе охлаждения зависит от причины его спада:

    1. Если дело в уровне охлаждающей жидкости — внимательно осмотрите подкапотное пространство на наличие утечек. Все расслоившиеся шланги нужно заменить, а новые — крепко затянуть.
    2. Если дело в термостате или насосе — детали нужно заменить. Проверить термостат можно, сняв его и поместив в кипящую воду. Исправный механизм должен открывать и закрывать клапан. Если сломался насос, то он издает щелкающие или скрежещущие звуки при работе авто.
    3. Если проблема в радиаторе, то его можно на какое-то время запаять, но надежной конструкцией это назвать сложно. Поэтому тоже — замена.

    При проведении ТО раз в год проблем с давлением в системе возникнуть не должно. Нельзя забывать менять антифриз, а также расходные комплектующие системы: патрубки, клапанные крышки и так далее. И если все вышеперечисленные элементы системы функционируют должным образом — в системе не будет проблем с напряжением.

    Заключение

    Задача давления в системе охлаждения — повышение температуры кипения охлаждающей жидкости. Если его не будет, автомобиль начнет перегреваться, что приведет к капитальному ремонту мотора. Нормальное давление для легкового авто должно держаться в районе 1.2-2 бар. А его отсутствие может быть из-за неисправного насоса, термостата, клапанной пробки расширительного бачка или радиатора.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *