Как проверить прокладку гбц
Перейти к содержимому

Как проверить прокладку гбц

  • автор:

Пробита прокладка ГБЦ: как определить неисправность?

пробита прокладка гбц

При эксплуатации двигателя прокладка головки блока цилиндра (ГБЦ) скрыта межу двумя основными частями двигателя внутреннего сгорания: блоком цилиндров и его головкой. Предназначение прокладки — герметизация стыка для обеспечения нормального режима сгорания топлива, а также функционирования систем охлаждения и смазки.

Задачи, возлагаемые на прокладку ГБЦ – более, чем весомые. Любые ее повреждение чреваты негативными последствиями: от невозможности завести авто до выхода узлов мотора из строя из-за некачественного охлаждения или смазки. Умение вовремя распознать тревожные симптомы — лучший способ избежать данных проблем.

Признаки неисправности прокладки ГБЦ

Периодический осмотр моторного отсека – обязательная процедура. Наличие «несанкционированных» загрязнений, утечек и иных следов опытному автомобилисту может поведать о многом. Неопытного – как минимум заставит обеспокоиться и обратиться за профессиональной помощью.

Осмотр зоны стыка блока и головки, а также других узлов важен и для оценки состояния прокладки ГБЦ. Должны насторожить следующие факторы:

  • наличие пузырьков газа в расширительном бачке или радиаторе – повреждена герметичность системы охлаждения;
  • из-под ГБЦ «пробивают» выхлопные газы с шипящим звуком – прокладка прилегает негерметично;
  • подтеки на корпусе двигателя;
  • масло в охладительной жидкости;
  • увеличение уровня масла из-за попадания в него тосола;
  • быстрый нагрев охладителя из-за попадания в систему газов;
  • потеря компрессии из-за «разгерметизации»;
  • троение двигателя;
  • следы тосола в выхлопной системе.

Все указанные симптомы говорят о том, что из-за частичного или полного прогара происходит смешение жидкостей (или газа) в контуре. Последствия могут быть различными. Снижение качества смазки и охлаждения приводит к перегреву движущихся частей двигателя и, естественно, к их чрезмерно ускоренному износу. Поэтому замена прокладки ГБЦ должна производиться незамедлительно.

Что уменьшает ресурс прокладки ГБЦ

Причины выхода прокладки ГБЦ из строя могут быть различными. От покупки некачественного изделия можно застраховаться только одним способом – приобретать изделия только проверенных, имеющих солидную репутацию, фирм.

Остальные факторы прогара прокладки ГБЦ раньше регламентного срока вызваны неправильной эксплуатацией или обслуживанием автомобиля:

  • Перегрев двигателя. Даже самые надежные прокладки болезненно реагируют на резкое повышение температуры. При достижении критичных температур прокладки «пригорают» к посадочному месту. Впоследствии в этих местах активно образуют микротрещины, и под действием давления образуется место прогара.
  • Деформация головки блока цилиндров. При некорректной эксплуатации или неправильной ремонтной шлифовке может «повести» привалочную поверхность ГБЦ. Как следствие, прокладка не будет надежно прижиматься по поверхности и, в результате такой эксплуатации, прогорит.
  • Ненормативная затяжка болтов ГБЦ. Крепежные элементы должны обязательно затягиваться с усилием, указанным в руководстве по эксплуатации. Для равномерного распределения нагрузки также важен и порядок затяжки болтов. Если не соблюдать ремонтную инструкцию, по периметру возникнут «слабые» места, в которых повышается риск пробоя прокладки.

Большой выбор автозапчастей, в том числе прокладок ГБЦ ждет вас в интернет-магазине Фортуна!

Пробитая прокладка ГБЦ: как определить и устранить проблему?

Пробита прокладка ГБЦ

Блок цилиндров ДВС накрывается крышкой ГБЦ (крышка призвана обеспечивать герметичность ГРМ). Между блоком и крышкой надо укладывать уплотнитель, так как без него зазоры не смогут обеспечить полную герметичность. Этот уплотнитель известен всем под названием прокладка ГБЦ, с ее помощью герметизируется стык. Также прокладка ГБЦ призвана разделить между собой системы циркуляции смазочного материала и антифриза. Соответственно, повреждение прокладки может стать причиной смешивания технических жидкостей, их попадания в камеры сгорания или же привести к возникновению утечки отработанных газов. Это, в свою очередь, не может пройти бесследно для силового агрегата — урон будет нанесен экологичности, а также приведет к увеличению расхода топлива. Именно поэтому уметь определять неисправность прокладки ГБЦ должен каждый водитель — так можно будет вовремя заменить ее и предотвратить негативные последствия в виде дорогого ремонта в будущем.

Как понять что прокладка ГБЦ пробита?

Пробита прокладка ГБЦПризнаки в каждом случае будут разные — все зависит от того, где именно произошел пробой (он может привести к проникновению смазочного материала в камеры сгорания, а может привести к попаданию в рабочие цилиндры антифриза). Чаще всего о пробое прокладки ГБЦ свидетельствует выход выхлопных газов из под нее. Заметить данный признак будет несложно — если заглянуть в подкапотное пространство в то время, когда работает двигатель, все станет очевидным, ведь выход отработанных газов через стык будет видно невооруженным взглядом. Это означает, что пробой в прокладке ГБЦ произошел с внешней стороны, иначе отработанные газы выходили бы в выпускные коллекторы. Но, как мы отметили — это наиболее частый, но далеко не единственный, признак. Рассмотрим другие более подробно.

  • Прострел между двумя цилиндрами

В этой ситуации прогар имеет место между рабочими цилиндрами. В результате этого выхлопные газы из одного цилиндра уходят в другой (частично) — при этому они смешиваются с горючей смесью таким образом, что ее параметры снижаются. Эта причина приводит к тому, что двигатель сложно завести, ведь неполноценная горючая смесь в одном из цилиндров может не воспламеняться. После того, как прогрев силового агрегата будет запущен он будет работать с этой проблемой стабильно, однако без замены прокладки ГБЦ обойтись все равно не выйдет. Чтобы определить пробита прокладка ГБЦ или нет, необходимо проверить компрессию на каждом цилиндре отдельно. Если оба цилиндра будут иметь низкую компрессию, тогда можно будет сделать вывод о том, что имеет место прострел прокладки между ними и потому ее необходимо заменить.

  • Прогар между цилиндром системой охлаждения

Пробита прокладка ГБЦО том, что прокладка ГБЦ пробита между рабочим цилиндром и рубашкой охлаждения свидетельствует белый дым. При таком повреждении охлаждающая жидкость проникает в камеру сгорания, а отработанные газы практически беспрепятственно попадают в систему охлаждения. В первом случае как раз и появляется белый дым в выхлопной системе. Однако, белый дым может иметь место и в случае проблем с радиатором. Чтобы обнаружить проблему с радиатором необходимо заглянуть под его крышку — так можно будет увидеть пузырьки выхлопных газов. Они будут видны в том случае, если пробой большой. Чтобы обнаружить небольшую утечку, надо одеть пакет на открытую горловину. Он постепенно надуется, если выхлопные газы в небольшом объеме проникают в систему охлаждения.

  • Пробита прокладка ГБЦ: подтеки масла

Пробита прокладка ГБЦЕсли прокладка имеет повреждения с наружной стороны, то обнаружить это будет несложно — об этом будут свидетельствовать подтеки масла из стыка между блоком цилиндров и его крышкой. Эта проблема может возникнуть по многим причинам, однако прежде всего надо проверить прокладку ГБЦ на предмет ее целостности. Если прокладка ГБЦ пробита с наружной стороны, то последствия будут не слишком значимые — это будут просто масляные подтеки. А вот если выхлопные газы выходят из-под крышки цилиндров, то проблем будет явно больше.

  • Рост температуры двигателя

Перегрев силового агрегата приводит к снижению его тяговых свойств — это все признаки прогара прокладки ГБЦ между цилиндром и каналом системы охлаждения. Так, тяговые свойства снижаются по причине того, что газы частично выходят в систему охлаждения. Смешиваясь с антифризом газы повышают его температуру, соответственно жидкость отводит меньше тепла от ДВС. Это, в свою очередь, приводит к перегреву мотора.

  • Потеря свойств моторным маслом

Пробита прокладка ГБЦНегативное влияние на техническое состояние ДВС оказывает проникновение охлаждающей жидкости в масляную систему. Если охлаждайка смешивается с моторным маслом, то оно стареет, утрачивает свои качества и, соответственно, не обеспечивает деталям ДВС оптимальные условия для работы. Определить наличие антифриза в смазке несложно — для этого необходимо внимательно осмотреть внутреннюю сторону крышки маслозаливной горловины. Если на ней будет эмульсия, имеющая рыжеватый оттенок, то это означает, что в моторном масле есть антифриз. Обнаружить эмульсию можно также и на щупе, которым выполняется проверка уровня смазочного материала. Исправить проблему можно заменой смазочного материала и прокладки ГБЦ.

  • Мокрые свечи или нагар на них

Проникновение охлаждающей жидкости или же смазочного материала в камеры сгорания приводит к появлению нагара на рабочих поверхностях электродов свечей зажигания. В таком случае водитель транспортного средства столкнется с такими проблемами, как проблема с запуском ДВС, снижение тяговых свойств и троение мотора. Осмотр свечей может не привести к каким-либо заключениям, ведь осмотр свечей зажигания может ни к чему не привести — нагара на них может и не быть, но при этом на них могут быть технические жидкости, которые попадают в цилиндры.

Что может привести к пробою прокладки ГБЦ?

Пробита прокладка ГБЦ

При изготовлении прокладок такого плана используется армированный паронит или же листовой металл. Если прокладка производится из паронита, то каждое отверстие на ней под цилиндр имеет металлическую окантовку для усиления краев — она призвана улучшить стойкость на пробой прокладки ГБЦ. Конструктивные особенности моделей могут отличаться, так исходя из модели силового агрегата между техническими отверстиями в изделии может быть очень маленькое расстояние. Такие участки являются наиболее уязвимыми и именно на них чаще всего может образоваться прогар прокладки ГБЦ.

К чему может привести пробитая прокладка ГБЦ?

  • снижение тяговых свойств двигателя;
  • увеличение расхода топлива;
  • быстрое старение моторного масла;
  • ухудшение технических характеристик антифриза;
  • снижение экологичности ДВС.

Как проверить “исправность” прокладки ГБЦ?

Пробита прокладка ГБЦ

Итак, подведем итоги того, о чем шла речь выше. Проверка исправности прокладки ГБЦ может осуществляться такими способами:

Если какой-то из этих признаков будет обнаружен необходимо как можно быстрее выполнить замену прокладки ГБЦ, ведь при наличии повреждений она не сможет обеспечить надлежащую защиту деталям ДВС — моторное масло будет испорчено.

Пробита прокладка ГБЦ

Масло в любом случае надо будет заменить. Моторное масло в процессе эксплуатации авто отвечает не только за смазку двигателя, но и берет на себя выполнение ряда других, не менее важных, задач. Оно призвано создавать масляную пленку между поверхностями компонентов двигателя, которые соприкасаются друг с другом, сводя к минимуму возникающее трение между ними. В смазке нуждаются кулачки и толкатели, поршневые кольца, головки цилиндров, коренные подшипники, подшипники коленчатого и распределительного валов.Также моторное масло отвечает за: отвод тепла, уплотнение колец и поддержание оптимального уровня давления в процессе сгорания, содержание двигателя в чистоте, защиту систем очищения выхлопных газов, защиту от износа цепи газораспределительного механизма и т.д.

Пробита прокладка ГБЦ

Приобрести его лучше всего будет в нашем магазине “Авторадости”. В нашем онлайн-каталоге есть моторные масла от Comma, ELF, Eneos, Fuchs, KROON OIL, LIQUI MOLY, Mannol, Meguin, Mobil и не только (есть масла разной вязкости, в том числе масла 10W-30, 10W-40, 15W-50, 20W-40). У нас есть:

  • Моторное масло VW Special G SAE 5W-40 (GS55502M4) 5 л
  • LIQUI MOLY Top Tec 4200 5W-30 New Generation, 5 л
  • Hyundai/Kia (Mobis) TURBO SYN 5W-30 (05100-00441) 4 л
  • ELF Evolution Full-Tech FE 5W-30, (194908) 5 л
  • LIQUI MOLY Molygen NeW Generation 5W-40, 4 л и не только.

Мы предлагаем своим клиентам только оригинальную продукцию высокого качества и максимально комфортные условия сотрудничества. У нас установлены самые низкие цены на рынке и мы предлагаем разные варианты оплаты и доставки заказанной позиции в любую точку страны.

Можно ли ездить если прокладка ГБЦ пробита?

Эксплуатация транспортного средства с утечкой выхлопных газов в подкапотное пространство может иметь место в течение небольшого промежутка времени. Если же из-за пробоя в камеры сгорания или в картер попадает антифриз, то необходимо заменить деталь как можно быстрее. Симптомы пробитой прокладки ГБЦ в таком случае надо искать в радиаторе охлаждения и картере двигателя.

Как проверить состояние прокладки ГБЦ?

Любой автомобиль имеет свойство ломаться. И причин поломки может быть множество. Однако, в этой статье стоит рассмотреть такой компонент мотора автомобиля, как прокладка ГБЦ.

Что такое ГБЦ?

Аббревиатура расшифровывается как головка блока цилиндров. Она располагается внутри двигателя. Деталь эта монтируется на блоке цилиндров, тем самым запирая цилиндры и создавая герметичные камеры. Между головой и блоком из цилиндров находится прокладка. Основной задачей прокладки является недопущение пропуска газов, а также попадания жидкости охлаждения и моторного масла в каналы двигателя.

Каковы последствия пробитой прокладки?

Если поломка всё-таки произошла, то последствия бывают самым разными. Наиболее частым оказывается перегрев силового агрегата. Также начинает плохо работать отопитель салона машины, в моторном масле появляется эмульсия (смесь масла и антифриза), а также из выхлопной трубы начинает выходить белый дым в большом количестве. Если показался хотя бы один из симптомов то, возможно, предстоит ремонт ГБЦ, но для начала стоит проверить состояние прокладки.

Существует несколько методов проверить состояние прокладки. Наиболее явный признак поломки — просачивание выхлопных газов через двигатель. Это будет видно на глаз и слышно, потому что из-под капота будут доноситься громкие звуки. Также, появится прострел между цилиндрами. Это будет больше выглядеть как троение двигателя.

Также смешивается топливо с выхлопными газами. В этом случае сложно завести автомобиль. Однако, после прогрева, мотор функционирует в нормальном режиме. Для того, чтобы убедиться, что проблема находится в прокладке, следует замерить компрессию в каждом цилиндре.

Помимо этого, может появиться эмульсия в расширительном бачке. Она появляется из-за соединения антифриза и масла. Эта смесь негативно воздействует на двигатель, потому что масло утрачивает свои качества и двигателю приходится функционировать в непригодных для него условиях, что может привести к более быстрому износу трущихся деталей, например, коленвала и его опор, и соответственно, к ремонту постели коленвала. Чтобы проверить наличие смеси, необходимо произвести открытие пробки горловины для залития масла и осмотреть состояние поверхности крышки. Если там находится эмульсия, значит фриз смешивается с маслом. Также стоит проверить наличие эмульсии на масляном щупе.

Самое неприятное для автомобилиста будет попадание выхлопных газов в антифриз. Если пробило прокладку, то из-под блока в небольшом количестве просачиваются выхлопные газы, способные попасть в охлаждающую систему. Благодаря этому, выхлопные газы выбивают антифриз обратно в расширительный бочок и под крышку радиатора. Для того, чтобы убедиться в проникновение газов в систему, стоит на работающем двигателе открыть крышку бачка и проверить, есть ли бурление в нём.

Из-за пробитой прокладки антифриз может попадать в один из цилиндров. Поэтому, из выхлопной трубы выходит белый дым в крупном объёме даже в тёплую погоду. При этом, количество охлаждающей жидкости уменьшается. Чем больше антифриза попадает в бачок, тем больше дыма выйдет.

Из-за поврежденной прокладки значительно увеличивается температура двигателя. Это происходит потому, что выхлопные газы проникают в систему охлаждения, и эта система уже не выполняет свою работу. В таком случае, помимо замены прокладки, придётся проводить очистку системы охлаждения с полной заменой антифриза.

С такими проблемами может столкнуться владелец автомобиля с пробитой прокладкой. Именно поэтому, стоит следить за состоянием двигателя, чтобы не допустить серьезных поломок.

Как точно определить пробой прокладки ГБЦ

Большинство современных двигателей — четырехтактные. Для работы они используют три вида жидкости: топливо, антифриз и моторное масло. Плюс по каналам движутся выхлопные газы. Эти вещества не должны смешиваться. Если пробило прокладку ГБЦ — головки блока цилиндров, то изоляция нарушается. Происходят серьезные поломки, что затрудняет эксплуатацию машины, а порой делает ее невозможной.

Что такое прокладка ГБЦ

В силовых агрегатах прокладка представляет собой кольцеобразную пластину, которая размещается между головкой и блоком цилиндров. Она служит барьером, препятствующим попаданию моторных жидкостей в камеру сгорания. Вторая важная функция — изоляция каналов систем охлаждения и смазки. Прокладка расположена между горячей и относительно холодной частью мотора. Судите сами: температура ГБЦ достигает значений в 100 °C, а камера сгорания раскаляется до 2500 °C в момент детонации.

Прокладка ГБЦ

Прокладка головки блока цилиндров

Из‐за разности температур материал со временем деградирует. Вот из чего делают прокладки:

  1. Металл. Комбинация из листовой меди и стали. Долговечные и прочные, но чувствительные к деформации. Достаточно неравномерно зажать болты, и останется область без нужной степени уплотнения.
  2. Асбест. Он же паронит. Жаростойкий материал. Для надежности окантовку выполняют из металла. Из‐за большого нагрева и вибрации быстро приходит в негодность и разрушается.
  3. Композит. Прочная структура из смеси полимеров, металлов, углерода и других компонентов, дополнительно усилена армированной сеткой. Высокая степень эластичности и жаростойкости.

Судя по нашему опыту, рано или поздно любые прокладки проседают, покрываются сетью микротрещин и теряют эксплуатационные свойства. Начинается протечка жидкостей и пропуск выхлопных газов.

Ошибки диагностики

Причиной пробоя может выступать все что угодно: от излишнего давления в системе охлаждения до высокой температуры в камере сгорания. Есть симптомы, которые порой указывают на совсем другие проблемы. Их сложно идентифицировать.

Пробой прокладки ГБЦ

Пробой прокладки ГБЦ

Приведем несколько примеров:

  1. Перегрев двигателя иногда возникает из‐за забитого радиатора. Засор мешает антифризу остыть, и со временем ситуация усугубляется.
  2. Тосол может попасть в масло «благодаря» неисправной прокладке впускного коллектора. Разницу заметить не так просто.
  3. Трещина или деформация ГБЦ. При этом прокладка никак не связана с поломкой. Причина — усталость металла.
  4. Коррозия на прокладке. Утечка происходит не из‐за пробоя. Всему виной ржавчина, образовавшаяся на поверхности.

Диагностика в этих случаях сводится к тому, что владельцу автомобиля приходится снимать головку блока и осматривать прокладку на предмет повреждений.

Только квалифицированный специалист может с первого взгляда точно определить неисправность. Все дело в богатом опыте. Дилетант разберет половину машины, но не докопается до причин.

Симптомы пробоя

При разрушении прокладки есть типичный признак. Это пропуск зажигания. Стартер крутит коленвал, есть искра, но мотор не заводится. Все дело в том, что стал слабым уровень компрессии. Топливовоздушная смесь не доходит до нужной кондиции, поэтому электрический разряд не может воспламенить горючее. Не хватает давления. Составим список характерных признаков:

Чем больше симптомов проявляется, тем выше вероятность пробоя. Первый признак встречается чаще всего. Мы будем опираться на его «физику» во время диагностики неисправности.

Можно ли игнорировать проблему

Если симптомы выражены не слишком ярко, некоторые водители откладывают ремонт до лучших времен. Автомобиль едет? Значит пока все нормально. Но халатность способна привести к печальным последствиям. Прогоревшая прокладка ГБЦ может попортить немало крови.

Слесарь с ключом

Иногда сомнения приводят к непредсказуемым последствиям

Банальная утечка тосола вызывает следующие проблемы:

  1. Повреждение катализатора выхлопных газов.
  2. Снижение смазывающих свойств масла.
  3. Перегрев двигателя из‐за большой силы трения.

В такой ситуации возникают задиры на коленчатом и распределительном валах. Появляются повреждения на внутренних стенках гильз цилиндров. Смесь масла и тосола вызывает развитие коррозии в радиаторе охлаждения и отопителя. Нарушается проходимость антифриза. Проблемы идут по нарастающей.

Популярные марки:

Причины возникновения поломки

Чаще всего пробой прокладки ГБЦ случается из‐за перегрева. Сначала начинает барахлить система охлаждения. Тепло перестает отводиться от металла. В результате происходит деформация головки блока. Она может развиваться по двум сценариям, в зависимости от материала:

  1. Дюралюминий. Горизонтальная поверхность, которая должна идеально прилегать к прокладке, смещается. Появляются щели.
  2. Чугун. Сплав железа и углерода хорошо держит форму в экстремальных условиях, но может дать трещину при термальном «шоке».

Если головка выдержала тепловой удар, то сама прокладка может изогнуться, потерять уплотнительные свойства. Тогда герметичность нарушается, антифриз и выхлопные газы попадают в моторный отсек, камеру сгорания. Такое происходит в основном с асбестовыми прокладками.

По нашим сведениям, на втором месте в списке причин пробоя значится неправильный момент затяжки болтов. Если пережать, то большая нагрузка просто раздавит уплотнитель. В противном случае останутся пустоты, через которые начнет проникать «выхлоп». Идеальный вариант — использовать для закручивания динамометрический ключ. Вот как он выглядит:

Динамометрический ключ

Динамометрический ключ

Работать с инструментом просто. Достаточно выставить на шкале нужное усилие. Когда оно будет достигнуто, ключ провернется. Нормативный показатель можно найти в документации на автомобиль. Например, для восьмиклапанного Renault Logan с объемом двигателя 1,6 л момент затяжки ГБЦ составляет 20 Нм.

Следующая причина — нарушение последовательности затяжки болтов. Их нельзя закручивать хаотично. Возникнет перекос, который может нарушить герметичность головки и блока цилиндров. Вот типовая схема, которая подходит для большинства машин:

Последовательность затяжки болтов ГБЦ

Последовательность затяжки болтов ГБЦ

Первым делом нужно зажать центральные крепежные элементы (1 и 2). Затем следует использовать ключ, закручивая болты по диагонали (3, 4 → 5, 6). От центра к краю.

Кстати. По нашей статистике, до 70 % случаев пробоя прокладки были вызваны нарушением момента и последовательности затяжки болтов.

Порой причина кроется в низком качестве уплотнителя. Нужно покупать запчасти у проверенных поставщиков. Если цена на 50 % ниже средней, стоит задуматься о заказе другого расходника. Недорогая прокладка быстро износится. Это может вызвать серьезные поломки. Составим краткое резюме:

Неправильный момент затяжки болтов

Нарушение последовательности затяжки болтов

Низкое качество прокладки

Закончился срок службы уплотнителя

Пробой и прогорание — не одно и то же. В первом случае повреждения приводят к утечке и смешению выхлопа, антифриза и масла. Второй вариант предполагает низкий процент повреждения уплотнителя. В этом случае сложно выявить симптомы.

Методы проверки

На первых порах можно ограничиться простым осмотром. Ярко выраженные симптомы видны невооруженным глазом. Порой признаки себя не проявляют. В этом случае следует использовать более тонкие методы диагностики. Начнем с легких вариантов:

  1. Посмотрите на цвет газов, выходящих из выхлопной трубы. Белый оттенок говорит о том, что в систему проникает антифриз и при его нагреве образуется пар. В этом случае снижается уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Даже летом в сильную жару.
  2. Откройте крышку маслозаливной горловины. Если под ней видна эмульсия белого цвета, значит масло смешалось с тосолом. Открутите крышку радиатора. На ней не должно быть маслянистых отложений.
  3. Запустите мотор и посмотрите, не выходит ли дым в пространство между головкой и блоком цилиндров. Если да, то прокладка гарантированно прогорела. Понадобится срочный ремонт и замена.

Напоследок советуем слить немного антифриза, завести мотор и открыть крышку бачка расширителя. Если в охлаждающей жидкости видны пузырьки воздуха, как при кипении, значит выхлопные газы проникли в тосол. Но зачастую «гейзер» не удается разглядеть. Тогда следует использовать более тонкие методики.

С шариком

Начинать манипуляции нужно на холодном двигателе. Стоит открутить пробку расширительного бачка и плотно натянуть на горловину воздушный шарик. Но проще использовать презерватив. Его диаметр шире, чем у шарика. Да и средство контрацепции всегда под рукой у взрослых людей. Есть другой вариант — медицинская перчатка.

Диагностика ГБЦ с шариком

Расширительный бачок с шариком

После установки «детектора» следует запустить мотор и довести обороты до 2–4 в минуту. Пусть силовой агрегат поработает в течение 10–15 минут. За это время выхлопные газы начнут выходить из бачка, надувая наш импровизированный тестер. По скорости наполнения можно судить, насколько сильно пробита прокладка ГБЦ.

С бутылкой

Когда уплотнитель еще выдерживает давление, в систему охлаждения проникает минимум выхлопных газов. Поэтому диагностика с резиновыми изделиями не поможет. Шарик, перчатка или презерватив не раздуются. Поэтому можно использовать обычную бутылку с водой. Емкость не играет роли. Хватит 1 литра.

В некоторых автомобилях на расширительном бачке установлен сапун с пластиковой трубкой. Он предназначен для выравнивания внешнего и внутреннего давления. Но если сапун не предусмотрен конструкцией, можно сделать нехитрый тестер из пробки расширительного бачка:

Диагностика ГБЦ с бутылкой

Диагностика с бутылкой воды

В крышке следует просверлить отверстие, соответствующее диаметру пластиковой трубки. Края для надежности можно промазать герметиком или обработать клеевым пистолетом. Когда «прибор» будет готов, настанет время запускать силовой агрегат.

После прогрева по пластиковой трубке пойдут выхлопные газы. Они будут видны в виде пузырьков. Если такое явление наблюдается, значит с прокладкой точно есть проблема. При этом попадание антифриза в воду не говорит о поломке.

В сложных случаях даже этот тест не дает результата. Количество посторонних газов настолько мало, что его не видно. Даже в формате миниатюрных пузырьков. Но у нас есть дополнительный способ диагностики.

С реагентом CO2

В автомобильном выхлопе содержится до 16 % углекислого газа. При пробое прокладки он попадает в систему охлаждения. Тут его можно вычислить даже в предельно низких концентрациях. Есть заводской набор, предназначенный для этих целей:

Набор для тестирования «Мастак»

Набор для тестирования утечки газов «Мастак 103-40105C»

Диагностику выполняют последовательно. Заливают в вертикальные камеры смешения индикаторную жидкость. Соединяют тестировочный комплекс через адаптер с горловиной расширительного бачка или радиатора. Потом запускают двигатель, ручным насосом прокачивают воздух через вертикальные камеры. При наличии CO2 реагент окрашивается в другой цвет. У набора есть один минус — относительно высокая цена. Не слишком выгодное приобретение, если нужно проверить пробой один раз.

Поэтому предлагаем собрать кустарный тестер. На помощь придет диагностический метод, которым пользуются владельцы аквариумов с рыбками. Все компоненты можно заказать в интернет‐магазине:

  1. Индикатор «НИЛПА» для теста CO2.
  2. Гидрозатвор S‐образный для брожения.
  3. Насос для перекачки жидкостей «груша».

Чтобы соединить элементы между собой, понадобится герметик или клеевой пистолет со стержнем. Вот принципиальная схема прибора:

Набор для тестирования

Набор для тестирования утечки газов

В пробке расширителя нужно проделать отверстие и вставить туда гидрозатвор. Потом следует заполнить его камеры индикаторной жидкостью и присоединить пластиковую трубку с грушей. Тест стоит проводить сразу после запуска двигателя. Понадобится прокачивать воздух через затвор и смотреть за цветовой индикацией жидкости. Если она осталась зеленой, значит лишнего углекислого газа в системе нет. Желтый оттенок указывает на чрезмерное содержание CO2.

У тестера есть недостаток. Жидкость рассчитана на долгий срок диагностики. Производитель рекомендует ждать не менее часа. Но если пробой значительный, изменение цвета можно разглядеть уже через 30 минут.

Дальнейшие действия

Если проверка дала положительный результат, не рекомендуем ездить на машине. Единственно верные маршруты — в гараж или в автосервис. Первым делом нужно попытаться устранить причины, которые вызвали поломку. С перегревом можно справиться своими силами, если восстановить работу системы охлаждения.

Без замены прокладки обойтись не получится. Нужно снять ГБЦ, осмотреть поверхность. При прогаре могут появиться зазоры и деформации. Если они глубже, чем 0,5 мм, понадобится шлифовка. Следует аккуратно удалить остатки уплотнителя, осмотреть головку и блок.

Критических повреждений нет? Значит можно аккуратно поставить новую прокладку и затянуть болты с учетом наших рекомендаций, касающихся момента и последовательности зажима.

Выводы

Пробой может принести автовладельцу немало проблем. Важно точно выявить симптомы и устранить причину их появления. С этой задачей способен справиться человек с техническими навыками. Дилетант только усложнит ситуацию.

Приведем типичный пример. У вас нет динамометрического ключа. Поэтому закрутили болты на глаз. В результате пережима уплотнитель сплющился. Появился зазор. Придется повторно снимать головку и менять прокладку на новую.

У сотрудников автосервиса есть все необходимое оборудование. Они выполнят профессиональную диагностику, заменят уплотнитель и сделают это качественно. Эта проблема не будет беспокоить вас несколько лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *