Как узнать что двигатель был перегрет на машине
Перейти к содержимому

Как узнать что двигатель был перегрет на машине

  • автор:

Чем грозит перегрев двигателя

Перегрев двигателя — одна из самых неприятных вещей, которые могут произойти с вами в пути. Дело в том, что тела расширяются тем больше, чем выше температура их нагрева. Это же относится и к деталям двигателя: они увеличиваются в размерах больше, чем на это рассчитывали конструкторы. Отсюда повышенный износ и посторонние шумы.

Ещё хуже может дело обернуться, если разница температур внутри детали на горячей части и холодной оказывается больше допустимой. Из-за этого возникают повышенные внутренние напряжения, которые могут привести к образованию трещин.

Чаще всего такие повреждения возникают на головке блока цилиндров. В таком случае понадобится очень дорогой ремонт. Это связано как со стоимостью деталей и объёмом работ, так и с требованиями к квалификации техников.

Именно поэтому важно следить за текущей температурой мотора.

Как понять, что двигатель перегрелся

Если ваш автомобиль полностью исправен, то перегрев двигателя определить просто: по стрелке указателя температуры охлаждающей жидкости. В случае превышения расчётных температур она окажется в красной зоне (около 130°C). Нормальные значения — около 80–90°C.

Бывает так, что термометр не работает или показывает неверную температуру. Тогда стоит обращать внимание на другие признаки:

  • пар, который идёт из-под капота;
  • падение мощности двигателя и посторонние звуки;
  • изменение цвета и запаха выхлопных газов (они станут белёсыми и плотными);
  • появление запаха антифриза в салоне.

Заметили на ходу любой из этих признаков? Пора действовать! Возможно, мотор вашего автомобиля перегрелся.

Что делать, если двигатель перегрелся

Если вы подозреваете перегрев двигателя, то первое, что необходимо сделать, — это уменьшить тепловую нагрузку на него, максимально сократить подачу топлива в камеры сгорания и увеличить отвод тепла. Для этого:

  1. Перестаньте работать газом: двигайтесь к обочине на минимально возможной мощности или даже накатом. Вам необходимо остановиться.
  2. Выключите все потребители энергии. Отключите кондиционер, но выверните на полную мощность печку, откройте все окна. Это неприятно делать жарким летом, но зато так можно отвести максимум тепла от двигателя.
  3. Выключите музыкальную систему, отключите от прикуривателя все зарядки.
  4. После остановки на обочине двигатель можно заглушить. Современные автомобили при этом продолжают питать помпу системы охлаждения и крутить вентилятор радиатора. А вот более старые автомобили всё отключат. Поэтому, чтобы помочь двигателю остыть, можно поднять крышку капота.

На этом неотложные действия закончены. Можно уже без спешки сделать быструю диагностику.

  • Если от машины идёт пар с характерным запахом антифриза, то, скорее всего, где-то есть утечка.
  • Если пара и специфического белого выхлопа нет, то всё равно проверьте уровень антифриза: он должен быть между метками min и max. Если уровень понижен, то дождитесь охлаждения двигателя, потом долейте антифриз. Также стоит проверить, нет ли где-то утечек охлаждающей жидкости.
  • Достаньте масляный щуп и осмотрите масло. Если есть следы вспенивания, то это может указывать на то, что система охлаждения негерметична, а масло и антифриз смешиваются. Это очень серьёзная проблема, продолжать движение с ней категорически нельзя. Дополнительно можно заглянуть под крышку маслозаливной горловины (только дождитесь остывания двигателя, иначе получите ожог!), там тоже нужно поискать следы пены.

А ещё — проверьте свечи зажигания. Если они сырые, есть запах антифриза, придётся вызывать эвакуатор.

Причины перегрева

Перегреваться двигатель может по нескольким причинам:

  1. Забивание радиатора мусором. Если требуется (и если это возможно) — почистить, а после доехать до сервиса и отдать техникам, чтобы они привели радиатор в порядок.
  2. Недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе. Если её мало, а признаков попадания антифриза в двигатель нет, то можно после охлаждения мотора долить охлаждающую жидкость и доехать до места ремонта. Скорее всего, где-то есть утечка. Ездить с ней небезопасно.
  3. Нарушение герметичности системы охлаждения, что приводит к утечке антифриза.
  4. Поломка термостата. Если он неисправен, то система охлаждения не будет включаться, когда требуется, соответственно, мотор будет склонен к перегреву.
  5. Поломка системы принудительного воздушного охлаждения. Если возможно, проверьте, что вентилятор охлаждения не сломался, его не заклинило. Может также выйти из строя электромотор вентилятора, элементы его соединения с двигателем.
  6. Поломка помпы системы охлаждения.

Как видите, не так уж и много вы можете сделать самостоятельно при перегреве мотора. Лучше всего с этой проблемой обратиться на ближайшую СТО. А в некоторых случаях, таких как попадание антифриза в масло, дальнейшее движение невозможно: без помощи специалистов здесь не обойтись.

Что нельзя делать при перегреве

Ни в коем случае нельзя открывать крышку расширительного бачка системы охлаждения, чтобы побыстрее двигатель охладить. Как только вы её ослабите, пар под большим давлением начнёт вырываться из-под неё. Он может даже эту крышку выбить, а это грозит тяжёлыми ожогами. Более того, при снижении давления антифриз закипит в самых горячих местах двигателя, а это ухудшит его способность к охлаждению, что может привести к повреждениям. Так, эффект от ваших действий будет обратным тому, которого вы хотите добиться.

Нельзя поливать двигатель водой, чтобы его охладить. В этом случае с мотором произойдёт примерно то же самое, что происходит с раскалёнными в огне камнями, на которые льют жидкость. Возникающие при этом внутренние напряжения могут просто расколоть корпус двигателя.

Нельзя доливать холодную жидкость в неостывший мотор. Причины те же: смешение горячего и холодного может привести к повреждениям.

Профилактика перегрева двигателя

Перегрев вам не грозит, если вы регулярно и своевременно проводите техническое обслуживание. И лучше его проходить на профильной СТО, поскольку мастера уже знают характерные проблемы вашей марки и модели. Они уделят время проверкам системы охлаждения, если она склонна к поломкам.

Важно самостоятельно проверять состояние машины перед каждой поездкой. Это несложно: достаточно просто заглядывать под автомобиль, осматривать место стоянки, с которого вы, например, сдаёте задним ходом. Вас должно насторожить появление потёков и пятен под автомобилем. Посматривайте в подкапотное пространство, когда заливаете стеклоомыватель, меняете реле или предохранители, подзаряжаете аккумулятор. Появление тёмных и влажных пятен должно вас насторожить.

Некоторые автомойки предлагают чистку радиатора. Если вы живёте в регионе, где на дорогах летает много мусора (листья, веточки, насекомые), то иногда стоит пользоваться такой услугой. Можно также установить дополнительные защитные сетки перед ним.

Что в результате

Давайте подведём итоги. Перегрев мотора мы определим по стрелке указателя температуры охлаждающей жидкости, белому пару из-под капота или выхлопной системы, посторонним шумам или падению мощности двигателя.

При перегреве нам необходимо немедленно снизить нагрузку на двигатель. Для этого надо выключить кондиционер и включить печку на полную мощность, открыть окна. В это же время нужно быстро (но безопасно) уйти на обочину. Там глушим двигатель и делаем быстрый осмотр, чтобы выявить причину перегрева. Если видим признаки того, что масло и охлаждающая жидкость смешиваются, то дальше ехать мы уже не сможем, необходимо вызвать эвакуатор.

Категорически нельзя открывать крышку системы охлаждения на горячем моторе. Это очень опасно.

Признаки кипевшего двигателя.

Была пробита прокладка, что видно по отмытому 4-му поршню. Это антифриз попадал через прогоревшую прокладку ГБЦ.

Была пробита прокладка, что видно по отмытому 4-му поршню. Это антифриз попадал через прогоревшую прокладку ГБЦ.

Да заголовок написан правильно! Именно признаки кипевшего двигателя! Ведь о том что двигатель ЗА кипел вы рано или поздно поймете — по указателю температуры, по пару из под капота. Это все равно что писать статью про признаки спущенного колеса.

Это было вступление, а теперь ближе к теме. Как говорится: на рынке два дурака — один продает, другой покупает. Как никогда не узнать настоящую причину продажи автомобиля, так и не узнать заранее обо всех сюрпризах которые преподнесет автомобиль купленный с рук. Но про самый главный и дорогой агрегат автомобиля — двигатель — перед покупкой узнать нужно как можно больше. Естественно продавец ничего плохого не расскажет.

Итак,одна из неприятностей это перегрев двигателя. В народе говорят: «двигатель закипел».

Как определить, что двигатель»кипел»?:

  • Следы подтеков охлаждающей жидкости из под пробки расширительного бачка.
  • Если открыть расширительный бачок и видно как бульканье, бурление, то пробита (прогорела) прокладка головки блока цилиндров (ПГБ) — это прорывается компрессия.
  • Какая-либо свеча выглядит как отмытая в отличие от остальных.
  • Откройте заливную крышку на двигателе ( 😀 ), если обнаружите нечто похожее на сгущенку, то это суспензия. Результат попадания антифриза в цилиндры.
  • Печка не работает или работает очень слабо — подача горячего воздуха в салон прекращается из-за образования паровых пробок при кипении антифриза в головке блока цилиндров.

шлифовка ГБЦ

перегретый ГБЦ после шлифовки

При перегреве страдают маслосъемные колпачки и поршневые кольца, при затвердевании колпачков мотор ест масло (увеличивается расход масла) и из выхлопной трубы синий дым. При залегании поршневых колец также дым и потеря мощности.

В результате перегрева двигателя происходит деформация головки блока цилиндров. Тогда вы автоматически попадаете на проверку плоскости ГБЦ и шлифовку, а возможно и опрессовку. Опрессовка головки блока цилиндров — это проверка его на наличие микротрещин, которые могут образоваться в результате деформации при перегреве.

Чем еще чреват ремонт двигателя после перегрева — если вы купили эксклюзивный автомобиль, о котором всегда мечтали, скорее всего придется отложить поездки на месяцок и терпеливо ждать запчасти: кольца, прокладки, болты ГБЦ.

Лучше всего, конечно обратиться к для диагностики автомобиля перед покупкой, но если такой возможности нет, то надеюсь эта статья чем-то Вам поможет.

Первый признак закипевшего мотора - пар из-под капота

Первый признак закипевшего мотора — пар из-под капота

Если по какой-то причине на Вашем автомобиле перегрелся двигатель, то обращайтесь в и прекратите его эксплуатацию до окончания ремонта.

Удачи на дорогах и без поломок!

Перегрев двигателя: признаки, причины и последствия

Перегрев двигателя: признаки, причины и последствия

Двигатель – важная составная часть машины, ведь благодаря ему транспортное средство приходит в движение. Немудрено, что именно перегрев ДВС достаточно часто встречающаяся причина поломки агрегата, ремонт которого обойдется достаточно дорого. Поэтому водителю лучше периодически проверять работу мотора.

Движок состоит из разных механизмов и систем. Температура является главным фактором, влияющим на его работу. К примеру, если мотор прогрет плохо, топливная смесь не может преобразоваться в цилиндрах нужным образом, это приводит к утрате мощности и быстрому износу агрегата. Ну а с перегревом дело обстоит плачевнее. Ведь перегрев способствует деформации головки блока цилиндров, что ведет к разгерметизации охладительных и смазочных систем. Разгерметизация, в свою очередь, понижает уровень охлаждающей жидкости и повышает расход масла. В случае худшего варианта событий: упругость поршневых колец теряется, повреждаются стенки цилиндров – движок в итоге заклинит.

Когда при движении авто горит лампочка температуры, необходимо, чтобы часть тепла перешла от мотора на систему отопления. Для этого отопительную систему надо включить в полную мощность. После остановиться, и не выключая зажигание, открыть капот и проверить работу вентилятора. Затем заглушить автомобиль и проверить температуру радиатора, осторожно потрогав его рукой. Горячий – указывает, что проблема в водяном насосе, а не нагретый – в термостате. Когда двигатель совсем остынет, нужно долить охлаждающую жидкость до пределов нормы.

Признаки перегрева двигателя:

  • Стрелка на панели приборов, стремящаяся в красную зону;
  • Загорается лампочка индикатора температуры на приборной панели и продолжает гореть – это сигнал, что уровень охлаждающей жидкости очень низкий;
  • Когда одновременно горят индикаторы перегрева и отсутствия заряда аккумулятора, это указывает, что оборвался ремень генератора, который приводит в движение и помпу;
  • Из-под капота появляется пар;
  • Вибрация, вследствие кипения охлаждающей жидкости (антифриза);
  • Снижение мощности;
  • Двигатель не работает

Чем может грозить перегрев двигателя?

Перегрев – проблема серьезная, лучший способ избежать ее – периодически проверять состояние мотора. Конечно, многое еще зависит именно от степени перегрева движка.

  • Слабый перегрев – это время работы двигателя на повышенной температуре в пределах 6-11 минут. Причин перегрева может быть много, важна максимально быстрая реакция водителя, ведь каждая секунда дорога. Поэтому надо сразу же заглушить автомобиль. Обычно, такой перегрев не несет никаких последствий, в редких случаях, слегка могут оплавится поршни. В случае, если же вдруг был заметен дым, транспортное средство стоит отправить на СТО для диагностики.
  • Средний перегрев – время работы мотора на завышенной температуре составляет большедвадцати минут. Возможные последствия: головка блока цилиндров может быть искривлена; в ГБЦ образуется трещина, либо прогорит прокладка; могут поддаться разрушению перегородки между кольцами на поршнях; сальники станут допускать течь масла.
  • Сильный перегрев влечет за собой серьезные последствия, детали ДВС приходят в негодность.

Обычно развивается следующая ситуация:

Поршни не охлаждаются, поэтому происходит их сильнейший перегрев, они плавятся и прогорают, расплавленная алюминиевая масса липнет к цилиндрам, что ухудшает ход поршня, увеличивая его уничтожение. Есть вероятность, что мотор заглохнет. В свою очередь моторное масло, под воздействием высоких температур, становится подобное воде, детали перестают смазываться, в коренных и шатунных вкладышах происходит процесс плавки, они липнут к коленвалу, проворачиваются, на шатунах, либо же в блоке. Головка блока цилиндра, вследствие высоких температур, поддается деформации, клапаны приходят в негодность, вылетают их гнезда. Двигатель, вверху, издает резкий стук. Далее выходит из строя, под воздействием поршня, коленвал – ломается на две части. Стенка блока пробивается поршнем, что ведет движок к разрушению.

Самые распространенные причины перегрева двигателя

  • Антифриз плохого качества;
  • Охлаждающая жидкость имеет низкий уровень;
  • Загрязненный радиатор;
  • Разгерметизация системы плюс утечка жидкости;
  • Неправильное переключение коробки передач;
  • Система охлаждения имеет неисправности;
  • Камера сгорания перегрелась изнутри

Антифриз плохого качества

Антифриз для системы охлаждения машины может изначально иметь плохое качество, либо же быть сильно разведенным водой.

Охлаждающая жидкость имеет низкий уровень

Обычно такая проблема возникает, у водителей, которые редко проверяют уровень антифриза и заглядывают под капот лишь в зимний период года. Поэтому нужно не забывать, что стоит контролировать уровень охлаждающей жидкости.

Загрязненный радиатор

Радиатор системы охлаждения машины расположен неудобно, поэтому непросто прозондировать его состояние. А меж тем, загрязнение ведет к нарушению процессов теплообмена и значительно увеличивает вероятность перегрева.

Засорение возможно изнутри, из-за присадок охлаждающих жидкостей, если не менять антифризы в указанный срок. А может быть и снаружи, это более распространенный вариант. В очень узкие ячейки сот радиатора залетает грязь, тополиный пух, на них может оседать пыль, а если происходит контакт с водой и нагревание, то получаются достаточно сильные уплотнения. Очистка их струей воды под небольшим напором или сжатым воздухом, обычно, малоэффективна. Поэтому лучше демонтировать и хорошо промыть радиатор.

Разгерметизация системы плюс утечка жидкости

Частые причины перегрева двигателя – ослабление соединительных элементов; стирание резинки на помпе; трещины в соединительных шлангах; выход из строя крана отопителя.

Неправильное переключение коробки передач

Такая причина происходит вследствие частого вождения на низких передачах, с высокими оборотами мотора.

Система охлаждения имеет неисправности

Все элементы системы охлаждения выполняют конкретные задачи, поэтому в случае выхода из строя какого-то из элементов происходит сбой в работе всей системы. Например: выход из строя термостата, насоса, датчика температуры, вентилятора.

Камера сгорания перегрелась изнутри

Поступления топлива в камеру сгорания в избытке, не дает возможности сгореть ему за один цикл работы агрегата, и оно догорает в следующих циклах. В последствии появляется перегрев камеры сгорания изнутри. Преимущественно, такой исход событий актуален для дизельных моторов.

Как предотвратить перегрев?

Профилактика перегрева автомобиля включает в себя такие действия:

  • Своевременное обслуживание машины;
  • Необходимо использовать качественное масло и топливо. Подходящие варианты горюче-смазочных материалов указаны в инструкции к машине;
  • Периодически проводить контроль уровней техжидкостей;
  • Своевременно проводить замену неисправных деталей системы охлаждения транспортного средства;
  • Правильно производить регулировку зажигания и диагностику натяжения ремня помпы;
  • Отказаться от присадок в моторном масле либо минимизировать их.

Что делать, если ДВС начал перегреваться?

При обнаружении перегрева машину надо поставить на обочине. Если на датчике температура выше 120 градусов, единственное правильное действие – заглушить двигатель. Нужно выключить отопитель и кондиционер, поставить машину на ручной тормоз, выключить фары, остановить работу ДВС, повернув ключ в замке зажигания из положения «два» в положение «один», после вытащить ключ из замка.

Некоторые автолюбители советуют аккуратно открыть капот, с целью охлаждения двигателя. Затем проверить уровень антифриза, если его недостаточно – долить (доливать только при полностью остывшем движке, чтобы не было трещин мотора или его деформации). Если нет охлаждающей жидкости, допускается использование чистой воды. Можно попробовать запустить движок, если во время следующего прогрева в расширительном бачке слышится сильное бурление – это признак прорыва газов в систему охлаждения двигателя. Что опасно для дальнейшего продвижения авто. Если бурления не слышно, аккуратно, наблюдая за температурой, можно продолжить движение к ближайшему автосервису, при этом исключая повышенные нагрузки на движок (следует избегать резких ускорений).

Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?

В ситуации, когда перегрев двигателя серьезный, лучше не рисковать, а вызвать эвакуатор, который доставит Ваш автомобиль на СТО. В редких случаях (если перегрев не сильно серьезный и температура двигателя повышается медленно) используют такой способ: машину приводят в движение движком до того времени, пока температура не станет выше, дальнейшее передвижение производится накатом, при этом зажигание выключено; когда температура понизилась, возможно снова продолжить движение. На спусках необходимо быть осторожным, двигаться на включенной передаче.

Автосервис по ремонту авто, услуги, информация для автомобилистов

Один из симптомов перегрева двигателя – белый пар из-под капота. Один, но далеко не единственный. Главное внимание нужно обращать на показания температуры охладителя (стрелка или индикатор со звуковым сигналом на приборной панели). Резкое повышение температуры охлаждающей жидкости вместе с одновременным падением мощности бывает, когда двигатель перегревается на ходу. Перегрев также сопровождается детонацией мотора, когда процесс сгорания топлива становится взрывным. Белый налет на электродах свечах зажигания или растрескивание изолятора также является показателем перегрева

Уровни перегрева и их последствия для авто и людей

Последствия перегрева двигателя автомобиля могут быть разной степени тяжести – слабой, средней и сильной.

  1. 1. Если перегрев продолжается до 10 минут и видимого дыма нет, это не страшно. Здесь главное быстро заглушить мотор. Само страшное, что может случиться, это плавление поршней.
  2. 2. После 20 минут перегрева могут прогореть прокладки ГБЦ, она может быть деформирована, или в ней появятся трещины. Масло начнет протекать через сальники, а межкольцевые перегородки поршней могут разрушиться. Все эти проблемы легко устранят специалисты на СТО.
  3. 3. Чем грозит сильный перегрев двигателя? Он приводит не только к разрушению частей двигателя, но и окружающим его деталям. По-настоящему счастливый исход такого перегрева – это когда двигатель не взорвался, и все остались живы.

Если вы обнаружили перегрев, остановите машину, откройте капот. После естественного охлаждения проверьте уровень жидкости и работу вентилятора, шланги, которые выходят из термостата. Если вы не можете своими силами устранить перегрев, обращайтесь за помощью на СТО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *