Схема датчика уровня топлива
Перейти к содержимому

Схема датчика уровня топлива

  • автор:

Схема 3. Подключение аналогового датчика уровня топлива к МТ-600

Рисунок 1 - Схема подключения аналогового ДУТ

1 человек посчитали эту статью полезной. Как Вы считаете?

Что такое датчик уровня топлива

Олег Иванов

Прочитали: 9197
Время чтения: 7 мин.

Для контроля горючего в баках используют специальные устройства: датчики уровня топлива, или ДУТ. Они измеряют количество бензина, масла или солярки. Чаще всего ДУТ устанавливают на автомобили, но также они востребованы на топливных складах.

Задача датчика – измерить уровень горючего, пересчитать его объем и передать информацию диспетчеру. Благодаря ДУТ владельцы транспорта отслеживают расход и предотвращают слив бензина: если в какой-то момент уровень горючего в баке резко снизится, диспетчер это заметит. Датчик может дополнять другие контроллеры или служить самостоятельным устройством, но он обязательно подключается к системе мониторинга машины. Именно она транслирует и сохраняет информацию об изменении уровня горючего в баке.

Устанавливают ДУТ через штатное отверстие в баке или специально готовят подходящее по диаметру отверстие для монтажа. Чаще всего устройство выглядит, как стержень или поплавок, но это высокоточное оборудование, которое можно использовать не только на легковых авто, но также на грузовиках, спецтехнике или стационарных объектах. Датчик может соединяться с индикатором уровня топлива на приборной панели. Благодаря этому водитель может отслеживать расход во время движения и вовремя делать остановки для заправки.

Принцип работы датчиков уровня топлива

Ни одно устройство не дает абсолютно точных показаний, но на рынке достаточно моделей с минимальной погрешностью, которую можно не принимать во внимание. Также при полном баке датчик может транслировать некорректные данные, но как только авто начинает движение и топливо расходуется, информация становится достаточно точной. Установить датчик можно на любой бак, включая дизельную систему.

В основе устройства – соответствие значений уровня горючего аналоговому сигналу. Модели, которые использовали только аналоговые показатели, имели большую погрешность, связанную с неравномерностью заполнения бака и его конфигурацией, поэтому сейчас они встречаются редко. Большинство современных ДУТ – цифровые. Они преобразуют аналоговые данные в цифровой формат, а затем корректируют его, убирая неточности. Благодаря этому погрешности возникают только на этапе измерения уровня топлива и на конечный результат почти не влияют.

Самый популярный вид датчиков – потенциометрический. Это недорогие модели с простой и надежной конструкцией, единственным недостатком которых можно считать быстрое окисление. Потенциометрические датчики могут быть трубчатыми или рычажными, но в любом случае они используют поплавок из пенопласта, пластмассы или легкого металла. Однако при рычажной конструкции поплавок соединен с потенциометром при помощи металлического рычага, а в трубчатых моделях датчик поплавок двигается в трубке с контактными кольцами.

Рычажные потенциометрические устройства подходят для всех видов баков. Трубчатые модели не универсальные, зато они сохраняют устойчивость при маневрировании автомобиля: на поворотах, спусках, подъемах, а это гарантирует высокую точность измерений.

Однако потенциометрические датчики – контактные, поэтому их нельзя использовать для транспорта, который работает на новых видах топлива вроде биодизеля или метанола. Контактные устройства быстро изнашиваются, поэтому часто владельцы транспорта выбирают бесконтактные модели. Они работают по другому принципу, используя магниты или чувствительные элементы, которые напрямую не контактируют с содержимым бака. Но и бесконтактные устройства используют для измерения уровня горючего поплавок. Он соединен с магнитом или другим элементом, который воспринимает движения поплавка и формирует электрический сигнал.

Виды датчиков уровня топлива

В зависимости от формата выходного сигнала устройства могут быть частотными, аналоговыми или цифровыми. Аналоговые и частотные модели – редкость. Если датчики, работающие только с аналоговыми сигналами, отличаются большой погрешностью, то частотные модели передают информацию с задержкой. Впрочем, если не нужно знать точное количество топлива в баке, и достаточно приблизительной информации, можно сэкономить, выбрав недорогую аналоговую модель. В остальных случаях лучше выбрать цифровой датчик.

Цифровые модели комплектуют электронной платой, которая регистрирует расход топлива. Они не требуют подключения к электрической системе авто, могут работать от батареи или другого автономного источника питания. Уровень погрешности у такого оборудования минимальный, и при грамотной установке проблем на протяжении всего срока эксплуатации не возникнет.

Также датчики классифицируют по типу крепления: одни устанавливают внутри бака, другие крепятся к трекеру. Для точности измерений необходимы модели с установкой в баке. Различаться устройства могут и методом измерения. Выше мы описали, как работают поплавковые датчики уровня топлива, но также существуют емкостные и ультразвуковые варианты. Ультразвуковые модели используют излучатели для измерения уровня горючего, они точные и легко монтируются, но чувствительны к примесям в баке. Также они не слишком популярны из-за высокой стоимости.

Дополнительные функции датчиков

Для удобства эксплуатации производители дополняют устройства новыми функциональными возможностями:

  • Контроль электропитания. Если внезапно исчезает сигнал уровня топлива, скорее всего, дело в том, что разрядилась батарея, или устройство отключилось от питания. Некоторые компании позволяют контролировать подключение ДУТ удаленно. Это полезно для владельцев крупных автопарков, поскольку водители не смогут незаметно отключить датчик, чтобы скрыть слив топлива из бака.
  • Индикатор. Отображение точное значение уровня топлива в кабине водителя. Это небольшое, но дисциплинирующее дополнение, благодаря которому несложно отбить у водителей охоту сливать бензин.
  • Универсальный интерфейс. Модели с этой функцией легко подключить к аналоговым и цифровым трекерам. Это полезно, если выбираются датчики для большого числа авто, и нет уверенности, что во всех трекерах установлены цифровые интерфейсы.
  • Отслеживание температуры. Теоретически этот показатель помогает поддерживать авто исправным, но практически сведения о температуре топлива в баке никак не влияют на сроки обслуживания и ремонта. Однако многие водители привыкли отслеживать этот параметр. Поскольку наличие такого контроллера на стоимость устройства почти не влияет, легко закрыть глаза на отсутствие практической пользы.
  • Взрывозащищенный корпус. Вы можете купить датчик во взрывозащищенном исполнении и для легковой машины, но правила безопасности требуют установки именно таких устройств в ограниченном числе случаев. Например, взрывозащищенные ДУТ монтируют на бензовозы и другую специальную технику, которая перевозит грузы повышенной взрывоопасности. От других датчиков эти устройства отличаются конструкцией и дополнительной сертификацией, которую обязательно выполняют до поступления в продажу.

Перед выбором датчика уровня топлива полезно выяснить конфигурацию бака. Если она сложная, ищите ДУТ с возможностью изгиба – сложной формой измерителя. Такой датчик можно один раз согнуть под не слишком большим углом, не опасаясь увеличения износа или некорректных показаний. Правда, сгибать измерительную часть нужно не руками, а инструментом, и действовать следует аккуратно. Зато при грамотном монтаже прибор прослужит долго.

Также есть датчики со встроенным GPS-трекером. Это отличный выбор, если функции вроде подробного отслеживания маршрута машины не нужны, и вы хотите контролировать только уровень топлива в баке и получать сведения о местонахождении авто. В таком случае достаточно установить один датчик, не тратя средств на трекер. Так можно сэкономить, а если со временем возникнет необходимость расширить функционал за счет полноценного трекера, подобную модель ДУТ будет несложно подключить к новому устройству.

Выбирая модель со встроенным трекером, важно помнить, что определение координат – только дополнительная функция. А потому датчик будет точно отслеживать уровень топлива в баке, но другие задачи он будет выполнять не так хорошо, как самостоятельные устройства.

Схема подключение датчика уровня топлива через выключатель массы

Рекомендованной и наиболее удобной схемой подключения датчика уровня топлива GPSM Pro Sensor — это подключение напрямую к аккумулятору, минуя выключатель массы.

Однако, если аккумулятор очень часто снимается, либо аккумулятор отсутствует в автомобиле, рекомендуется подключать датчик "за выключателем массы" к бортовой сети автомобиля.

В этом случае, каждый раз при выключении массы, датчик уровня топлива будет обесточиваться и выключаться. В таком состоянии, будут видны последние известные данные об уровне топлива.

При следующем включении датчика — уровень топлива может отличаться от того, который был до выключения. Причиной этому будет как слив топлива, так и с суточные изменения температуры, деформации пластикового бака, прочее. Поэтому, рекомендованная схема подключения — напрямую к аккумулятору и круглосуточная работа датчика уровня топлива.

Схема подключения датчика уровня топлива через выключатель массы.

Рис. 1. Подключение датчика уровня топлива к бортовой сети автомобиля через отключатель массы.

Схема датчика уровня топлива

Схема подключения устройств СИГНАЛ серии S-25xx и S-26xx

Схема подключения устройств СМАРТ серии S-23xx и S-24xx

2. Настройка датчика топлива (ДУТ)

Для работы с устройствами СИГНАЛ и СМАРТ, настройка датчиков уровня топлива должна удовлетворять следующим условиям:

  1. Выдача данных должна производиться датчиком только в ответ на запрос терминала.
  2. Необходимо узнать адрес датчика на интерфейсе. Если выполняется подключение нескольких датчиков, то они должны быть настроены на разные адреса.
  3. Необходимо знать скорость работы датчика на интерфейсе. Обычно в датчиках топлива используется скорость 19200 кбит/сек.

3. Настройка терминала

3.1. Настройка цифрового интерфейса

На этом этапе определяется какие датчики и какое количество датчиков необходимо опрашивать.

Параметры "Скорость обмена", "Четность", "Стоп-биты" и "Сетевой адрес", которые прописываются в настройках терминала, должны соответствовать тем значениям, которые прописаны в настройках датчиков.

3.2. Настройка протокола обмена данными

На этом этапе определяется параметры от датчиков должны передаваться на сервер мониторинга.

Параметр "Температура датчика топлива", передается вместе с уровнем топлива автоматически при выборе протокола "FLEX2" или "FLEX3"

4. Проверка

4.1. Через окно телеметрия

— Откройте окно телеметрия

— Запустите запрос телеметрии и проверьте показания в соответствующей области

— Значения в диапазоне 65500 .. 65535 — коды ошибок

4.2. Через окно логов

— Подключитесь по USB​, откройте меню "Дополнительно", выберите пункт "Показать окно логов"

Снятие логов возможно только при подключении по USB

— Запустите лог интерфейса

— Описание логов протокола ДУТ LLS

Записи с меткой "OUT" — запросы от Терминала к ДУТ.
Например, запрос 3101066с это:
31 — заголовок, говорящий, что сообщение отправлено от Терминала к ДУТ;
01 — адрес запрашиваемого датчика;
06 — тип команды. "06" — запрос уровня топлива;
— контрольная сумма (не имеет смысла в данном случае).
Записи с меткой "IN" — ответы от ДУТ к Терминалу.
Например, ответ 3e0106196400a00f74 это:
3e — заголовок, говорящий, что сообщение отправлено от ДУТ к Терминалу;
01 — адрес запрашиваемого датчика;
06 — тип команды ("06" — запрос уровня топлива);
19 — температура (Преобразование: перевести из шестнадцатеричной системы в десятичную 19 -> 25*C);

6400 — уровень (Преобразование: поменять байты местами 6400 -> 0064, перевести из шестнадцатеричной системы в десятичную 0064 -> 100);

a00f — частота (Преобразование: поменять байты местами a00f -> 0fa0, перевести из шестнадцатеричной системы в десятичную 0fa0 -> 4000);

74 — контрольная сумма (не имеет смысла в данном случае).

​Перевод из шестнадцатеричной системы в десятичную удобно производить через калькулятор Windows в режиме "Программист"

8-499-430-10-90
8-800-505-81-39

Отдел продаж:
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Техническая поддержка:
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Telegram-бот техподдержки: @NavtelecomSupport_bot

Новостной Telegram-канал:
@Navtelecom_News

г. Москва, Семёновская пл., д. 7, корп. 17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *