Как понять что пора вырезать катализатор
Перейти к содержимому

Как понять что пора вырезать катализатор

  • автор:

Как понять что катализатор вышел из строя

Lorem ipsum – псевдо-латинский текст, который используется для веб дизайна, типографии, оборудования, и распечатки вместо английского текста для того, чтобы сделать ударение не на содержание, а на элементы дизайна. Такой текст также называется как заполнитель.

  • Главная
  • Справка
  • Как понять что катализатор вышел из строя

Ситуация, когда катализатор (устройство для снижения токсичности выхлопных газов автомобиля) вышел из строя, знакома почти каждому автолюбителю. Но предотвратить такие ситуации, отличить проблему с катализатором от множества других неспециалисту нелегко. В основном это связано с тем, что немногие владельцы машин ознакомлены с принципом работы каталитического нейтрализатора. Хотя этот конструкционный элемент является неотъемлемой частью выпускной системы любого авто: он обеспечивает соответствие характеристик автомобиля нормативам токсичности выхлопов, установленным на глобальном или федеральном уровне.

Располагают автокат обычно между двигателем и выхлопной трубой. Его основа — мелкие «соты» из керамики, на которые нанесен тонкий слой ценных металлов. Отработавшие газы, проходящие через соты, взаимодействуют с металлами, и входящие в их состав токсичные вещества (монооксид углерода, окись азота) частично преобразуются в нетоксичные — азот, воду, кислород и т. д.

Автокаты редко выходят из строя «без предупреждения». Известны способы, позволяющие своевременно узнать, что устройство нужно прочищать или заменять.

Признаки неполадок с катализатором

На автомобилях с современными диагностическими системами определить, что катализатор забит, легко по сигналам индикаторов CheckEngine, расположенных на приборной панели. Но датчики не срабатывают, если засорение идет постепенно и заметных отклонений от нормативных показателей концентрации кислорода в системе нет. А иногда индикатор загорается при обрыве проводов датчиков, хотя автокатализатор функционирует исправно.

Надежнее следить за состоянием автоката, ориентируясь на следующие настораживающие признаки:

  1. Хуже работает стартер. Двигатель плохо заводится, часто глохнет.
  2. Уменьшается максимальная (реально достижимая) скорость ТС.
  3. Заметно падает мощность двигателя.
  4. Расход бензина, а также масла, возрастает.
  5. Сложнее нажимать на педаль газа.
  6. Слабеет разгон при старте на светофорах или во время обгона.

Более четкие признаки, актуальные для авто с бензиновыми и дизельными двигателями:

  1. Выхлопные газы сизого цвета, пахнут сероводородом («тухлым яйцом»).
  2. Обороты самопроизвольно нарастают или падают.
  3. При старте и «на горячую», и «на холодную» мотор издает звуки скрежета гвоздем по железу. При этом стрелка тахометра «залегает» или держится на уровне 2…4 000 об/мин.
  4. При серьезном засоре силовой агрегат иногда выходит из строя.

Чем сильнее засорен катализатор, тем сложнее поршневой группе проталкивать отработанные газы, оседающие в цилиндрах. Выхлопы не позволяют топливно-воздушной смеси полноценно наполнять камеру сгорания. Этим объясняется возрастание потребления топлива при снижении мощности мотора и ухудшении динамики авто.

Более того, под давлением частицы разрушающихся ячеек автоката могут засасываться в двигатель, где сгорает только часть из них. Остальные попадают на цилиндры, образуя задиры. Запах сероводорода — побочный эффект данного явления.

Дребезжащие звуки при езде также могут сигнализировать о серьезном механическом повреждении нейтрализатора (например, при ударе об ухаб или бордюр, столкновении с отлетевшим камнем).

Причины поломок катализатора

Распространенными причинами преждевременного выхода автоката из строя являются:

  • Применение низкокачественного топлива, увеличивающего нагрузку на нейтрализатор и часто прогорающего до конца только в выпускном коллекторе. В итоге в автокате образуется нагар, он перегревается, оплавляется (разрушение одной соты приводит к быстрому ухудшению эксплуатационных свойств прочих ячеек).
  • Дефекты мотора, выпускной системы, системы питания.
  • Быстрый износ таких деталей, как маслосъемные кольца, колпачки клапанов.
  • Неаккуратная езда, особенно по неровному дорожному покрытию, а также частое простаивание в пробках.
  • Особенности устройства нейтрализатора — чересчур мелкие, быстро закупоривающиеся ячейки.

Выявить и устранить конкретные причины, предотвратив тем самым серьезные проблемы с нейтрализатором, проще всего благодаря регулярной диагностике автомобиля.

Методы проверки катализатора

Распространенные способы, позволяющие определить, забитый на автомобиле катализатор или нет:

  1. Демонтировать рабочий узел, осмотреть на предмет признаков засорения. Если соты «чистые», сквозь них легко пройдет направленный луч от фонарика. Метод действенен, если конструкция выхлопной системы автомобиля достаточно проста и «прикипевшее» крепление можно демонтировать при помощи болгарки.
  2. Проверить выхлопную трубу на холостых оборотах при помощи перчатки. Если отверстие закрыть, при нормальной работе узла будут ощущаться сильные толчки.
  3. Измерить давление в выпускном коллекторе: установить вместо одного кислородного датчика манометр и снять показания, меняя режимы работы двигателя. Нормой считается показатель не выше 0,3 кгс/см² при 2,5 000 об/мин. Опять-таки, метод осуществим, если датчик можно снять с выпуска вручную.
  4. Измерить противодавление, установив вместо свечи в цилиндре двигателя мотор-тестер (датчик давления) с выводами на осциллограф. Изучить осциллограмму при увеличенных оборотах. Давление в выхлопной системе не должно превышать 200 кПа или 2 кгс/см².
  5. Использовать пирометр — ИК-термометр — для определения температуры на входе (подающей трубе) и выходе (задней стенке) автоката. Перед этим следует 20-30 минут поездить на автомобиле, прогревая нейтрализатор. Нормой считается превышение показателя на выходе на 30-50 оС по сравнению со входом. Отсутствие разницы между показателями или ситуация, когда значение на входе превышает значение на выходе, говорит о неполадках (зачастую связанных с некорректным составом топливной смеси). Однако перегрев может возникнуть из-за пропусков зажигания в цилиндрах, нагара на свечах зажигания, неисправностей выпускных клапанов и пр.

Ремонтировать или менять катализатор однозначно пора, если из снятого рабочего узла высыпается порошок — это значит, автокат разрушен окончательно.

Возможные проблемы

В число последствий езды с забитым нейтрализатором входят:

  • Снижение управляемости автомобиля.
  • Ухудшение общей комфортабельности поездок.
  • Заметное превышение концентрации вредных веществ в составе выхлопных газов.
  • Рост затрат на бензин или дизельное топливо, а также прочих эксплуатационных расходов — в связи с износом элементов систем трансмиссии, питания и пр.
  • Увеличение риска расходов на замену катализатора, а то и двигателя.

Кроме того, при разрушении автоката его частицы легко забивают пространство между цилиндром и поршнем, что чревато проведением капитального ремонта. Он включает абразивную обработку (хонингование) и шлифовку поверхности цилиндров.

Масштабы потерь, вызванных неважным состоянием автоката, могут быть крайне велики, несмотря на «малозначительность» этого конструкционного элемента. Поэтому специалисты рекомендуют автолюбителям внимательно следить за состоянием нейтрализатора и вовремя принимать меры по устранению выявленных проблем.

Пылинки и кусочки: как понять, что пора удалять катализатор

Мы уже рассказывали о том, как удалять катализатор и какими могут быть последствия этой операции. Но до сих пор не пытались ответить на самый очевидный вопрос: а как понять, что катализатор пора удалить? Или даже так: как понять, что удалять его уже слишком поздно или ещё слишком рано? Давайте возьмём машину из группы риска и поедем в сервис разбираться с этим вопросом.

В чём суть?

О том, надо или нет удалять катализатор вообще, сказано уже очень много, поэтому буду краток: если катализатор исправен, его однозначно трогать не надо. Удалять исправную деталь смысла нет никакого. После удаления катализатора неизбежно изменится звук работы мотора, может появиться неприятный кастрюльный звон от пустого выпуска, практически неизбежно усилится запах выхлопа. Конечно, вместо разрушенного катализатора можно поставить универсальный, который заметно исправит ситуацию, но скажем честно: даже такой катализатор хорошего качества (с напылением из драгметаллов, а не «пустышка») стоит приличную сумму, так что многим он просто не по карману. Ну а кроме того, после удаления придётся вдобавок либо перепрошить машину под нормы Евро-2, чтобы отключить второй (или нижний) датчик кислорода, который на машинах, соответствующих Евро-3 и выше, контролирует работу этого самого катализатора, либо поставить «обманку», что заметно хуже. И весь этот комплекс работ, выполненных грамотно (это важное условие!) тоже не так дёшев, как кажется. Поэтому повторяю: если проблем с катализатором нет, трогать его не надо.

Другое дело, если он своё отработал. Вот тут проблемы неизбежны, и они будут заметно серьёзнее, чем хлопоты, связанные с его удалением или заменой. Полбеды, если катализатор металлический: он в худшем случае оплавится и увеличит давление на выпуске. Ну и, скорее всего, зажжёт Check Engine, сообщив тем самым, что, мол, всё, приехали – я больше на работаю (об этом блоку управления сообщит та самая вторая «лямбда»). А вот если катализатор керамический, то его пыль и даже мелкие обломки могут попасть в цилиндры. Да, я знаю, что существуют люди, не верящие в перекрытие фаз газораспределения, системы их изменения, существование трёхцилиндровых моторов и прочих явлений, которые объясняют, каким образом крошка из выпуска может попасть обратно в цилиндр из выпускного коллектора. Спорить не буду: за меня это отлично делают задиры. А вот что бесспорно, так это то, что частички разрушенного керамического катализатора убивают мотор очень быстро, особенно если никаких ошибок по эффективности работы катализатора нет, а он внезапно лопается в катколлекторе в 15-20 сантиметрах от головки блока.

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод: очень важно поймать тот момент, когда катализатор только начинает умирать, и удалить его именно в это время. Пока он целый – пусть работает. А когда он уже практически развалился и вовсю «пылит» в цилиндры, поздно пить уже не только боржоми, но и крепкие напитки в древнерусской тоске: скорее всего, придётся гильзовать мотор. А это уже точно в несколько раз дороже, чем удалить катализатор. А иногда и вовсе невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.

Осталось понять: как этот момент поймать? Есть два способа. И как обычно, один из них – неплохой, но не лучший, а второй – как раз лучший.

Про синусоиду

Первый способ кажется более простым. Достаточно взять сканер, подключить его к OBD2 и в режиме реального времени посмотреть на сигналы с первого и второго кислородных датчиков. Обычно с узкополосных датчиков они похожи на синусоиду (или на след пьяной гусеницы – для тех, кто плохо учил алгебру). Амплитуды синусоид должны быть разными. В идеале график со второго датчика должен иметь амплитуду приблизительно в два раза меньше, чем с первого. Это очень приблизительно, потому что надо ещё будет внимательно смотреть заводское описание и изучать параметры графиков, которые в зависимости от производителя машины могут иметь существенные отличия. Даже если на машине первый датчик широкополосный (более современный и с сигналом, не похожим на синусоиду), задние «лямбды» обычно всё равно узкополосные. Косвенно по амплитуде их сигнала хороший диагност (которых намного меньше, чем самопровозглашённых спецов с ELM 327) сможет оценить состояние катализатора достаточно точно. Вроде бы всё очевидно, но на самом деле нет.

Во-первых, нет возможности оценить физическое состояние катализатора. Может быть, он уже крошится, но ещё работает (если слой напыления ещё в более-менее приличном состоянии)? А ведь намного важнее понять именно это: не «пылит» ли он в цилиндры. Компьютерная диагностика на этот вопрос ответить однозначно не может.

Во-вторых, тут могут быть погрешности. Например, синусоида может иметь иметь искажённый вид из-за некачественного бензина или недостатков в работе системы зажигания или смесеобразования. И тогда есть шанс вырезать хороший катализатор вместо того, чтобы, например, заменить умирающие свечи или катушки зажигания.

Ну и в-третьих, надо найти хорошего диагноста, а их уже впору заносить в Красную книгу. На лепет плохого в этом вопросе полагаться нельзя, потому что в этом способе всё зависит от грамотности специалиста.

Таким образом, этот способ нельзя назвать абсолютно точным. При соблюдении некоторых важных условий он по-своему хорош и имеет право на существование, но я всё-таки советую пойти другим путём.

Всевидящее око

Другой путь – это использование эндоскопа. Он предполагает работу руками и более трудозатратен, но даст намного более достоверную информацию. Расскажем, как пройтись этим путём правильно и не сбиться с него в непаханое поле проблем.

К счастью, доступ к катализатору обеспечить можно. Но для этого придётся снять первый лямбда-зонд, чтобы в отверстие просунуть камеру эндоскопа. Машина, само собой, должна остыть (коллектор греется сильно, можно и обжечься, и испортить эндоскоп). И вот тут, сразу на первом этапе, может возникнуть маленькая загвоздка: к датчику подходит провод, а сам он стоит в глубине выпускного коллектора. Так что рожковым ключом его не открутить, а головку не накинуть – не даст провод. Тут пригодится головка с прорезью, так что к этому надо быть готовым.

Допустим, такая головка есть. Тогда ещё один сюрприз: у одной из десяти машин (в среднем) при попытке выкрутить кислородник он ломается. А что поделать: керамика, металл, высокие температуры. Напомню, что именно этот датчик помогает ЭБУ обеспечить топливную коррекцию, и без него мотор будет работать в аварийном режиме. Причём, может быть, работать он будет недолго, потому что обломки керамики датчика – это не сильно лучше обломков керамики катализатора. Если датчик сломается, придётся снимать выпускной коллектор и удалять всё, что туда провалилось. Так что если услышали громкий щелчок во время откручивания лямбда-зонда, то это повод взгрустнуть. Если датчик открутился, можно брать в руки эндоскоп и приниматься за изучение катализатора.

Очень важно правильно оценить его состояние. Но сделать это несложно: если визуально кажется, что есть повреждения сот – всё, его надо удалить. Затягивать с этим просто опасно. И только если он будет выглядеть идеально ровным и новым, тогда его лучше оставить.

В нашем случае, к сожалению, катализатор уже хорошо сыплется. Возникает вопрос: что сделать после его удаления? Идеальное решение – поставить новый оригинальный выпускной тракт (кроме корейского оригинала) либо дорогой и качественный спортивный катализатор из действительно жаростойкого металла с действительно качественным напылением (который стоит от 500 долларов). А можно пойти некоторыми компромиссными путями. Например, ничего не ставить или поставить пламегаситель либо универсальный катализатор. Первое понравится не всем: машина, вполне вероятно, будет бубнить и вонять. Универсальный катализатор – вариант неплохой (тем паче что такие катализаторы металлические и пылить не могут по определению), но с экономической точки зрения даже средненький универсальный катализатор ни разу не радует стоимостью и даже иногда вызывает тоску. Поэтому выберем наиболее доступный, хотя и не идеальный вариант – замену катализатора на пламегаситель.

Забитый катализатор

Каталитический нейтрализатор входит в структуру выхлопной системы иномарок и отечественных авто. В зависимости от условий эксплуатации и конструктивных особенностей, он может прослужить от 80 000 до 250 000 км пробега и больше. Симптомы забитого катализатора на ВАЗ, Приоре, других марках легковых автомобилей схожи. Их можно определить несколькими способами: визуально, по признакам работы выхлопной системы, а также в автосервисе при помощи профессионального оборудования.

Симптомы забитого катализатора

О проблемах с автокатом говорят следующие признаки неисправности:

  • увеличивается расход топлива;
  • снижается мощность двигателя;
  • изменяется цвет выхлопа;
  • появляется звон, постукивания в районе выхлопного узла.

Но как понять, что катализатор забит, а не треснул, раскрошился или оплавился? Специалисты рекомендуют проверить давление в выхлопной системе при помощи установки манометров на выходе или на уровне лямбда-зонда. Несоответствие норме – это сигнал того, что требуется более тщательный, визуальный осмотр детали с последующей заменой или удалением.

Также заподозрить неполадки в выводном узле можно по тому, как ведет себя забитый катализатор:

  • не пропускает выхлоп в полном объеме, образуя скопление газов у выпускного коллектора;
  • не расщепляет опасные соединения по установленным нормам;
  • создает дефицит притока свежего воздуха к ДВС.

При этом, забитый катализатор влияет на работу силового аппарата и существенного снижает динамику авто. В начале движения транспорт медленно набирает скорость, едет тяжело, будто тянет груз. Потом, после отметки в 120-150 км/ч, будто открывается второе дыхание. Если автокат в старом авто не менялся ни разу, проблема может сильно усугубиться – из-за дефицита кислорода двигатель перестанет запускаться.

Как проверить забит ли катализатор?

Если на приборной панели появилась ошибка забитого катализатора или есть подозрения в нарушении его работы, то удостоверится в этом можно одним из трех способов:

  • снять деталь и осмотреть соты керамической матрицы;
  • замерить противодавление;
  • замерить показания при помощи мотор-тестера в автосервисе.

У всех этих способов есть общее «но»: перед тем, как проверить забит катализатор или нет, к нему необходимо подобраться. Конструкция современных компактных авто отличается близким расположением деталей, что сильно затрудняет процесс демонтажа. К тому же, за время работы деталь прикипает к трубопроводам настолько, что для ее извлечения требуется болгарка. Поэтому упростить процесс и сэкономить собственное время можно, обратившись в автосервис.

ТОП статей

  • Чем отличаются катализаторы?
  • Что ценного в катализаторе?
  • Принцип работы катализатора
  • Зачем нужно удалять катализатор?
  • Можно ли удалять катализатор?
  • Признаки забитого катализатора
  • Что делают с удаленными катализаторами?
  • Состав катализатора
  • Удаление катализатора
  • Установка обманки катализатора
  • Установка пламегасителя
  • Нужно ли вырезать катализатор?
  • Как проверить забит ли катализатор?
  • Как проверить работоспособность катализатора?
  • Температура катализатора

Признаки забитого катализатора

Катализатор – достаточно прочная деталь выхлопной системы автомобиля, способная прослужить 150-200 тыс. км пробега. Однако, обращаться к нему с диагностикой приходится гораздо чаще. Причиной тому служат: агрессивный характер вождения авто, низкое качество топлива, резкий перепад температур, который, к примеру, может случиться при проезде по ледяной воде при нагретом катализаторе. Не стоит списывать со счетов и неисправности в работе движка, повышенный расход моторного масла и естественный износ детали.

Разумеется, единичный из перечисленных случаев никак не повлияет на состояние катализатора. Этот элемент выходит из строя только при длительной его эксплуатации в условиях повышенных нагрузок и влияния агрессивной внешней среды.

Почему нельзя игнорировать неисправность катализатора?

Многие водители считают, что катализатор нужен только для повышения экологичности выхлопа и сохранения окружающей среды, поэтому часто игнорируют тревожные сигналы со стороны детали. Однако, ошибки, связанные с работой катализатора часто свидетельствуют о проблемах в работе двигателя и системы зажигания, что уже звучит довольно серьезно.

Почему выходит из строя катализатор?

Помимо естественного износа, катализатор может выйти из строя и по причине загрязнения фильтрующего элемента.

Структура катализатора выглядит следующим образом:

  • Фильтрующий элемент, структурой напоминающий соты, которые отвечают за нейтрализацию вредоносного состава выхлопа.
  • Теплоизолятор, поддерживающий внутреннюю температуру детали.
  • Металлический кожух, выполняющий защитные функции.

Со временем соты фильтрующего элемента забиваются отложениями некачественного топлива и моторного масла, проходимость газов снижается, и катализатор перестает выполнять свои функции.

Признаки забитого катализатора

Забитый фильтрующий элемент катализатора проявляет себя рядом следующих симптомов:

  • Проблемы с запуском двигателя.
  • Горящий индикатор Check Engine.
  • Повышенный расход топлива.
  • Потеря мощности мотора.
  • Появляется едкий запах выхлопных газов «на холодную».

Что делать, если забился катализатор?

Каталитический нейтрализатор практически не подлежит ремонту, поэтому, в случаях выхода из строя, заменяется новым. Вы можете установить деталь как самостоятельно после покупки, так и при помощи специалистов СТО.

Все необходимые запчасти и присадки вы можете найти в магазине IXORA. Квалифицированные менеджеры обязательно помогут сделать правильный выбор, ответят на все ваши вопросы. Обращайтесь, это выгодно и удобно.

Производитель Номер детали Наименование
LAVR LN2111 Октан Плюс LAVR Oktane Plus присадка в бензин
LAVR LN2112 Цетан Плюс LAVR Cetane Plus присадка в дизельное топливо
LAVR LN2103 Нейтрализатор воды LAVR Dry Fuel Petrol присадка в бензин
LAVR LN2104 Нейтрализатор воды LAVR Dry Fuel Diesel присадка в дизельное топливо
LAVR LN2107 Суперантигель LAVR Super Antigel присадка в дизельное топливо
LAVR LN2123 Комплексный очиститель топливной системы
LAVR LN2114 Суперантигель с диспергатором LAVR Super Antigel Diesel
LAVR LN2130 Размораживатель дизельного топлива LAVR
LAVR LN2130 Размораживатель дизельного топлива LAVR
LIQUI MOLY 1975 Присадка топливная Liqui Moly Speed Diesel Zusatz

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Полезная информация:

  • Машина заводится и сразу глохнет: разбираемся в причинах
  • Почему вспенивается моторное масло?
  • Что такое ПАО масла и стоит ли заливать?

Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно позвонив по телефону — 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *