Как проверить датчик температуры окружающей среды на автомобиле
Перейти к содержимому

Как проверить датчик температуры окружающей среды на автомобиле

  • автор:

Как понять, что датчик температуры вышел из строя?

Принцип работы этого датчика заключается в использовании электрического сопротивления, измеряющего температуру охлаждающей жидкости. Эти измерения позволяют получить важные данные для системы двигателя вашего автомобиля.

Функции температурного датчика

Функционирует указатель температуры охлаждающей жидкости;
Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом установленного порога температуры;
Обогащение топливовоздушной смеси и повышение оборотов холостого хода на непрогретом моторе;
Во время езды контроллер собирает показания всех датчиков и на этой основе формирует соотношение топлива и воздуха в смеси. Измеритель температуры также участвует в этом процессе.


Признаки неисправности температурного датчика

Check Engine

Одним из первых признаков всех симптомов датчика температуры охлаждающей жидкости, которые вы заметите, является то, что на приборной панели появится индикатор проверки двигателя.

Расход топлива

Неисправный датчик может послать сигнал о том, что двигатель холодный, когда это не так, и большее количество топлива быстро нагреет двигатель.
Это приведет к повышению расхода топлива и снижению производительности двигателя.

Электрические вентиляторы охлаждения не включаются

В некоторых автомобилях датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя используется для управления электрическими вентиляторами системы охлаждения. У вас есть два отдельных датчика температуры для вентиляторов, приборной панели и управления двигателем в большинстве автомобилей.
Однако, если ваш автомобиль имеет один датчик, неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя может привести к тому, что ваши вентиляторы вообще не запустятся.

Черный дым из выхлопной трубы

Из-за неправильного сигнала температуры двигателя ЭБУ может обогатить топливную смесь до такой степени, что процесс сгорания станет затрудненным.
Излишки топлива сгорают в выхлопной трубе и образуют густой черный дым. Данный недуг может и вовсе не проявляться при обычной езде, а лишь при повышенных оборотах двигателя выдавать черные густые сгустки дыма.

Сложный запуск двигателя

При запуске автомобиля очень важно нужное количество топлива, впрыскиваемого в двигатель. Если топливно-воздушная смесь неисправна, вы можете столкнуться с трудностями или невозможностью запуска вашего автомобиля.

Плохой холостой ход

Из-за неисправного датчика топливная смесь будет корректироваться. Это вызовет вибрацию или тряску двигателя на низкой скорости и приведет к другим потерям мощности и странному поведению.
Двигатель очень чувствителен к неправильной топливно-воздушной смеси на холостом ходу, и это состояние, когда вы можете заметить, что что-то не так с датчиком температуры охлаждающей жидкости вашего двигателя.

Низкая производительность двигателя

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя может оказывать сильное влияние на топливно-воздушную смесь. Плохая топливно-воздушная смесь также может привести к резкому снижению производительности двигателя.
Если вы чувствуете, что работа двигателя уже не та, что раньше, это может быть связано с неисправным датчиком температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Повышение выбросов CO2

По той же самой причине – нарушение топливовоздушной смеси. Из-за данной проблемы можете получить штраф, если вас остановят на эко-посту и замерят повышенные нехарактерные выбросы вашей машины.

Что может случиться с двигателем при неисправном датчике температуры?

Поломки датчика температуры двигателя приводят к перегреву силового агрегата — это вызывает термические деформации, появляются трещины или начинает «плыть» головка блока цилиндров, а её замена обходится автовладельцу в круглую сумму.

Постоянная эксплуатация двигателя при такой повышенной температуре неизменно вызывает преждевременный износ подвижных элементов, быстро теряет свои характеристики масло, которое закоксовывается в каналах, что ухудшает смазку мотора. Всех таких неисправностей можно было бы избежать, своевременно заменив температурный датчик и устранив имеющиеся неисправности двигателя, которые приводят к повышенной температуре мотора.

Проверка датчика температуры воздуха

Проверка датчика температуры воздуха

Большинство датчиков температуры воздуха, используемых в двигателях, имеют отрицательный температурный коэффициент. Основу датчика составляет термистор, сопротивление которого уменьшается с ростом температуры. Существуют термисторы и с положительным температурным коэф­фициентом, у которых с ростом температуры сопротивление увеличивается. Вот о том, как происходит проверка датчика температуры воздуха, мы и поговорим в этой статье.

Пример HTML-страницы

  1. Датчик температуры воздуха с отрицательным температурным коэффициентом
    • Сопротивление и напряжение типичного датчика температуры воздуха с отрицательным температурным коэффициентом
    • Напряжение сигнала датчика равно 0
    • Напряжение на сигнальном контакта датчика равно 5,0 В
    • Напряжение сигнала или питания равно напряжению аккумулятора
    • Измерение сопротивления
    • Датчик температуры воздуха с положительным температурным коэффициентом
      • Сопротивление и напряжение типичного датчика температуры воздуха с положительным температурным коэффициентом

      Датчик температуры воздуха с отрицательным температурным коэффициентом

      Измерение сигнала датчика температуры воздуха (датчик расположен в корпусе воздухоочистителя

      Рис. Измерение сигнала датчика температуры воздуха

      Датчик температуры воздуха может располагаться во впускном тракте, в датчике расхода воздуха, или во впускном коллекторе. Если датчик температуры расположен вместе с датчиком расхода воздуха, у них обычно общая линия заземления через блок электронного управления (БЭУ). Оба типа датчиков имеют два провода и способы их проверки имеют много общего.

      Пример HTML-страницы

      Что надо сделать в первую очередь:

      • Подключите отрицательный провод вольтметра к корпусу двигателя.
      • Найдите выводы сигнала и заземления.
      • Подключите положительный провод вольтметра к выводу сигнала (см. рис. «Измерение сигнала датчика температуры воздуха (датчик расположен в корпусе воздухоочистителя)» .
      • Включите зажигание (двигатель не запускайте).

      Напряжение должно составить 2.0…3.0 В (в зависимости от температуры воздуха). Для более точного определения значений напряжения в зависимости от температуры см. приведенную ниже таблицу или обратитесь к технической характеристике датчика.

      Напряжение сигнала датчика зависит от температуры воздуха во впускном тракте или во впускном коллекторе. По мере прогрева двигателя температура в моторном отсеке, а значит, и во впускном коллекторе увеличивается. Напряжение сигнала при этом уменьшается. Пока двигатель холодный, температура воздуха равна наружной температуре. По мере роста температуры двигателя, температура в моторном отсеке повышается. Температура воздуха во впускном коллекторе при этом достигает 70…80°С. Эта температура превышает температуру воздуха в моторном отсеке.

      Для облегчения проведения теста я рекомендую подогревать датчик при помощи фена для волос, а охлаждать при помощи специального охлаждающего аэрозоля или ручного вентилятора. При изменении температуры сопротивление и напряжение датчика также меняются.

      Сопротивление и напряжение типичного датчика температуры воздуха с отрицательным температурным коэффициентом

      Проверьте, соответствует ли напряжение датчика температуре воздуха. Для этого нужен термометр или эталонный датчик температуры.

      Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. По мере прогрева двигателя напряжение должно уменьшаться в соответствии с таблицей.

      Если цепь датчика разомкнута (напряжение равно 5.0 В) или имеет замыкание на массу (напряжение равно 0), выполните следующие тесты.

      Напряжение сигнала датчика равно 0

      Убедитесь, что вывод сигнала датчика не замкнут на массу.

      Проверьте целость провода между датчиком и БЭУ.

      Если провода датчика исправны, но выходной сигнал БЭУ отсутствует, проверьте все напряжения питания и заземление БЭУ. Если и здесь все в порядке, значит неисправен БЭУ.

      Напряжение на сигнальном контакта датчика равно 5,0 В

      Это означает, что цепь разомкнута. Такая ситуация может возникнуть в следующих случаях:

      • Нет контакта между датчиком и сиг­нальным штырьком разъема.
      • Обрыв цели датчика.
      • Обрыв цепи заземления датчика.

      Напряжение сигнала или питания равно напряжению аккумулятора

      Пример HTML-страницы

      Устраните короткое замыкание провода датчика с положительным полюсом аккумулятора.

      Измерение сопротивления

      Измерение сопротивления может быть произведено при различных температурах. Сравните измеренные значения с таб­личными данными.

      Если сопротивление датчика температуры воздуха соответствует холодному двигателю (20°С), температура охлаждающей жидкости должна быть равна 20 ± 5°С.

      Датчик температуры воздуха с положительным температурным коэффициентом

      Датчики температуры воздуха с поло­жительным температурным коэффициентом используются редко (в основном на автомобилях Renault). Такой датчик представляет собой термистор, у которого с ростом температуры растет сопротивление.

      Пример HTML-страницы

      Способы тестирования таких датчиков не отличаются от описанных выше для датчиков с отрицательным коэффициентом. Отличие состоит лишь в зависимости сопротивления и напряжения датчика от температуры, которые приведены в следующей таблице.

      Сопротивление и напряжение типичного датчика температуры воздуха с положительным температурным коэффициентом

      РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

      Датчик температуры воздуха

      Датчик температуры воздуха участвует в контроле топливной смеси. Его неисправность не приведет к моментальной поломке машины, но неприятностей добавит. Поэтому стоит знать, где он находится, как работает и можно ли его починить вручную.

      Что такое ДТВВ

      Датчик контроля температуры всасываемого воздуха (или ДТВВ) измеряет температуру забортного воздуха. На основе этих измерений регулируется состав смеси, поступаемой для сжигания в цилиндры автомобиля. Поэтому неисправности могут доставить некоторые неприятности: сбои в двигателе, лишний расход топлива.

      Типы и конструкция

      1. При отрицательном связь температуры и сопротивления обратно пропорциональная: сопротивление выше, если температура низкая.
      2. При положительном, наоборот, при отрицательных температурах сопротивление небольшое.

      Предпочтение отдают первому типу – он более надежен и долговечен.

      Принцип работы и место датчика температуры в транспортном средстве

      Датчик температуры воздуха может быть частью системы забора воздуха или же устанавливается во впускном коллекторе.

      Работает ДТВВ по тому же принципу, что и другие датчики: центральный блок подает на него 5 В тока. В зависимости от сопротивления часть этого напряжения вернется. Электроника замеряет этот ответ, сверяет с таблицей в памяти и вычисляет состояние воздуха за бортом.

      После этого управляющий блок регулирует состав смеси – чем воздух теплее и разреженнее, тем меньше горючего надо.

      Неисправности датчика температуры наружного воздуха

      Иногда датчик температуры воздуха на впуске ломается. Понять это можно по таким признакам:

      • плохая работа холостого хода – особенно заметно в холода;
      • двигатель запускается не так хорошо, как раньше;
      • упала мощность мотора;
      • топлива расходуется больше положенного.

      Произойти это все может из-за разных факторов:

      • попадание камней;
      • грязь;
      • неполадки с электросетью авто;
      • изношенность проводки;
      • замыкание в цепи.

      Проверка датчика температуры воздуха на впуске

      Коль появились подозрения, что датчик температуры наружного воздуха неисправен, нужно устроить ему проверку.

      Происходит она в несколько шагов.

      1. Проверка непосредственно ДТВВ: тестер присоединяется к нему, и снимаются показания при «холодном» старте и на высоких оборотах. Результаты сравниваются с эталонной таблицей.
      2. Тест контактов: омметром проверяют, есть ли контакт между датчиком и управляющим блоком.
      3. Проверка напряжения двигателя: вольтметром замеряется напряжение при включении зажигания. Обычно оно 5 В.

      Если датчик сломан, его отремонтировать не выйдет. Можно только почистить ДТВВ и его контакты, проверить проводку и заменить само устройство целиком.

      Замена датчика температуры воздуха

      Установка датчика температуры наружного воздуха не сложна.

      Сначала нужно найти и купить датчик температуры соответствующей марки. После чего отсоединить и снять сломанный. Далее подключается новый датчик, и все собирается в обратной последовательности.

      На первый взгляд, работа датчика температуры не видна, и его поломка может пройти незамеченной. Но не стоит недооценивать серьезность этого. Сначала увеличится расход топлива, а затем может испортиться и весь двигатель. Лучше следить за датчиком и проверять его работу хотя бы изредка.

      Блог, Мониторинг транспорта, контроль расхода топлива

      Датчики температуры малы, но польза от них велика. Они позволяют контролировать состояние автомобиля и его двигателя. Поэтому стоит знать, где находится, как работает и можно ли его починить вручную.

      Что такое ДТВВ

      Датчик контроля температуры всасываемого воздуха (или ДТВВ) служит для отслеживания поступаемого забортного воздуха. Он участвует в составлении горючей смеси. А значит, неисправности датчика могут стать проблемой: сбои в двигателе, увеличенный расход топлива.

      Типы и конструкция

      Тип датчика наружной температуры только один – полупроводниковый. Его основа – полупроводник-термистор. Бывают датчики температуры с отрицательным и положительным коэффициентом. Отрицательный – сопротивление выше, если температура низкая. Положительный – наоборот, при отрицательных температурах сопротивление небольшое. Чаще применяется первый тип: он более надежен, а показания точнее.

      Принцип работы и место датчика температуры в транспортном средстве

      Датчик температуры воздуха монтируется во впускном коллекторе. Принцип его работы прост: на ДТВВ подается напряжение (5 В). После чего электроника измеряет вернувшийся ответ и вычисляет по таблице соответствий состояние воздуха за бортом. На основании результата расчета меняется состав топлива – чем холоднее воздух, тем больше горючего надо.

      Неисправности датчика температуры наружного воздуха

      • ухудшение работы на нейтральной передаче, особо заметно это зимой – перерывчатая работа, экстремально высокие или низкие обороты;
      • сложности при запуске мотора;
      • падение мощности;
      • большой расход топлива.

      Причин этому может быть несколько:

      • поломка из-за камней, пыли или других твердых предметов;
      • грязь на датчике;
      • слабое напряжение в цепи или окисление контактов датчика;
      • испорченная электропроводка;
      • короткое замыкание.

      Проверка датчика температуры воздуха на впуске

      Если датчик температуры наружного воздуха стал барахлить, его необходимо проверить.

      Проверка состоит из трех этапов.

      1. Проверить сопротивление самого датчика – омметр подключается к датчику и проверяют его показания при «холодном» старте и на высоких оборотах. Результаты сверяются с таблицей в инструкции к датчику. Если все хорошо, переходим ко второму этапу.
      2. Проверка контактов – тестером замеряется сопротивление между каждым контактом датчика и управляющим устройством.
      3. Проверка напряжения двигателя – вольтметром замеряется напряжение при включении зажигания. Обычно оно 5 В.

      Починить датчик невозможно. Можно только почистить ДТВВ и его контакты, проверить проводку и заменить само устройство целиком.

      Замена датчика температуры воздуха

      Установка датчика температуры наружного воздуха не составит труда.

      Для замены датчика нужно купить датчик температуры. Затем открутить крепление, отсоединить контакты. Потом подсоединить провода к новому датчику и прикрутить его на место.

      Датчик температуры воздуха – устройство маленькое и незаметное. Его поломка не приведет к остановке автомобиля. Но это не значит, что не нужно проверять состояние ДТВВ и можно не обращать внимание на проблемы с датчиком. Проверка и замена не составят труда, а пользы от исправной работы очень много.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *