Как проверить датчик включения вентилятора охлаждения
Перейти к содержимому

Как проверить датчик включения вентилятора охлаждения

  • автор:

Как проверить датчик включения вентилятора своими руками за 15 минут

При работающем двигателе температура в моторном отсеке повышается. Большинство деталей рассчитано на длительную работу при высоких температурах, но все же нуждается в регулировке. Это то, что делает вентилятор охлаждения. А если он начинает работать нестабильно, то нагрев двигателя становится настолько сильным, что автомобиль не может продолжать стабильно работать. За работой вентилятора следит специальный датчик. А еще он отправляет информацию водителю, если вентилятор неисправен.

Где находится датчик включения вентилятора и как он работает

В некоторых случаях на радиатор монтируется датчик, чтобы он лучше всего мог обрабатывать информацию о работе этого устройства, а также о температуре. Но производитель, в зависимости от конструкции автомобиля, может устанавливать устройство и в других местах:

  1. Корпус термостата.
  2. Крышка цилиндра.
  3. Нижняя труба.
  4. Конец радиатора.

Поэтому, если вам необходимо проверить работу вентилятора радиатора, а также датчика, следует сначала заглянуть в руководство, чтобы узнать, где именно находится устройство.

Функции датчика включения вентилятора охлаждения

Датчик на вентиляторе охлаждения выполняет только одну функцию — сообщает водителю, насколько стабильна и нормальная температура в моторном отсеке. Если вентилятор не включается, это приведет к перегреву двигателя. А чтобы этого не произошло, датчик информирует водителя о правильности замеров.

Разновидности

Перед тем, как проверить выключатель вентилятора по датчику, необходимо определить его тип. Дело в том, что в зависимости от вида принципы работы могут сопровождаться характерными нюансами. Возможности подключения также могут различаться, как и некоторые другие функции. Ниже мы рассмотрим основные типы, используемые в настоящее время при производстве автомобилей.

Биметаллический датчик вентилятора

Биметаллические датчики работают по принципу нагрева. Как только температурный режим выходит за пределы, цепь запуска вентилятора замыкается. Следовательно, устройство начинает работать.

Восковый датчик включения вентилятора

Датчик воска не обязательно использует воск. Можно использовать любое другое сырье, которое имеет хорошие свойства теплового расширения. Суть работы в следующем:

  1. Контейнер содержит воск.
  2. Двигатель соответственно запускается, воск нагревается.
  3. Воск расширяется и заполняет контейнер.
  4. Срабатывает датчик, после чего включается вентилятор.

В парафиновом или биметаллическом датчике реле включения вентилятора напрямую связаны с ними. Несколько иная ситуация наблюдается в электричестве.

Терморезисторный датчик

Термовыключатель вентилятора радиатора работает по принципу подсчета уровня сопротивления. Чем выше температура, тем сильнее сопротивление. Соответственно, при увеличении сопротивления датчик температуры отправляет информацию на блок управления вентилятором. Он, в свою очередь, отвечает за управление вентилятором, запуская его так, чтобы температура в подкапотном пространстве начала падать.

Датчики работающие на разрыв или на замыкание цепи

Это самые простые датчики. При повышении температуры устройство замыкает цепь, позволяя включиться вентилятору. Если температура стабилизируется, устройство размыкает цепь.

При какой температуре срабатывает датчик включения вентилятора

Нельзя однозначно назвать температуру, при которой сработает выключатель вентилятора.

Каждый производитель автомобилей устанавливает свои диапазоны. Для примера можно рассмотреть датчик включения вентилятора ВАЗ 2114:

  1. Старт: 82-87 градусов.
  2. Усиление: 87-92 градуса.
  3. Дополнительное усиление: 92-99 градусов.

Если рассматривать иномарки, то у них тоже есть четвертая ступень работы вентилятора, которая начинается при 104-110 градусах.

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора является штатным узлом, подверженным различным неисправностям. Наиболее важными являются:

  1. Замыкание контакта. В этом случае термометр выйдет из строя, а вентилятор будет работать непрерывно.
  2. Окисление. При таком повреждении вентилятор вообще не запускается. Необходимо почистить контакты, чтобы работа вентилятора стабилизировалась.
  3. Реле сломано, датчик работает, но не может управлять вентилятором.
  4. Сломалась биметаллическая пластина (характерно только для датчиков подобного типа).
  5. Потерял питание, не получает питание от предохранителя.

Также следует отметить, что устройство не подлежит ремонту. Даже если резистор вентилятора охлаждения работает стабильно, при повреждении контактов блок подлежит замене. Но он дешевый, поэтому проблем с этой проблемой обычно не возникает.

Как проверить датчик включения вентилятора

При возникновении проблем с работой вентилятора необходимо проверить работоспособность датчика. В домашних условиях можно проверить только контактные датчики, но если используются бесконтактные датчики, то проверку следует проводить только на СТО.

Принцип проверки формируется в зависимости от типа установленного двигателя, а также от модели самого устройства. Но сначала нужно проверить работу вентилятора и проводов, так как датчик почти не пострадал, способен работать долго, в отличие от соседних компонентов.

В авто с карбюраторным двигателем

Датчик, поставленный на автомобиль с карбюратором, проверяют по инструкции:

  1. Выключите зажигание.
  2. Разобрать провода.
  3. Соедините провода внутри вилки.
  4. Включите зажигание.

Если вентилятор запустится, то все в порядке. В противном случае датчик необходимо заменить.

ВНИМАНИЕ: провода необходимо проверить, чтобы они не были прикреплены к кузову.

В авто с инжекторным двигателем

Инструкция выглядит следующим образом:

  1. Демонтируйте блок, который ставится непосредственно на датчик.
  2. Поверните ключ зажигания.
  3. Запустить двигатель.
  4. Следите за работой вентилятора.

Если после проверки вентилятор и датчик работают нормально, следует посетить СТО для проведения полной диагностики.

Проверка питания датчика включения вентилятора

Перед выполнением основного теста рекомендуется сначала проверить питание датчика. При обрыве цепи устройство не повреждается, но не работает.

Для проверки возьмите мультиметр, переключите его на измерение напряжения. Проверьте напряжение на датчике. Если устройство показывает 12 В, устройство работает нормально.

Если на датчик не подается питание, проверьте цепь на наличие обрыва. Для этого мультиметр подключается к предохранителю, после чего все провода «прозваниваются.

Проверка срабатывания вентилятора

Иногда охлаждение мотора не осуществляется, потому что сам вентилятор не запускается. При этом датчик работает стабильно. Для проверки вентилятора возьмите тонкий провод небольшого размера. Потом смывают плюс на первом, после чего — на втором минусе. Если вентилятор работает нормально, сначала включается первая скорость, затем вторая. А вот при использовании двухконтактного датчика скорость будет первой оба раза.

Совет: При проверке самого вентилятора следует проверять не только его включение, но и его отключение по сигналу датчика. Иногда бывает так, что устройство реагирует на запуск, но не реагирует на выключение.

Замена датчика включения вентилятора

Если при проверках была обнаружена ошибка датчика, его необходимо заменить:

  1. Охладите машину, чтобы все детали было удобно трогать руками.
  2. Слить антифриз.
  3. Отсоедините разъем проводки. В этом случае рекомендуется проверить провода на окисление.
  4. Выкрутите неисправный датчик.
  5. Используйте герметик с новым датчиком.
  6. Установите уплотнение. Не используйте старое уплотнительное кольцо.
  7. Установите датчик, затяните его.
  8. Подключить к штекеру.
  9. Залейте антифриз.
  10. Прогрейте автомобиль, чтобы проверить работу.

Важный момент: при проверке нужно смотреть не только на вентилятор, но и на изменение скорости в зависимости от уровня нагрева устройства.

Больше интересных статей здесь: Советы.

  • Таким образом приходилось прогревать отдельные части автомобиля в ссср
  • В 1936 году постановлением №1182 была основана Государственная автомобильная инспекция Советского Союза, которая уже была укомплектована собственным автопарком и подобием специальных сигналов, как

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

datchik-vkl-ventilyatora

Вентилятор охлаждения радиатора является одним из ключевых элементов, спасающих мотор от возможного перегрева. Он должен включаться, когда охлаждающая жидкость имеет слишком высокую температуру и недостаточно охлаждается при прохождении через радиатор. Например, такая ситуация возникает при работе двигателя на холостом ходу или движении автомобиля на низкой скорости, особенно при высокой температуре окружающей среды.

За включение/отключение вентилятора охлаждения отвечает датчик. Он должен срабатывать при высоких температурах, активируя вентилятор. Если этого не происходит, потребуется замена датчика. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как определить, что вышел из строя датчик вентилятора охлаждения радиатора.

Оглавление: 1. Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора 2. Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора 3. Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора 

Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора

datchik-vkl-ventilyatora

Чтобы понять способы проверки датчика, необходимо сперва разобраться в его принципе работы. Устроен датчик вентилятора охлаждения радиатора очень просто, но он несколько отличается на карбюраторных и инжекторных двигателях.

В карбюраторе в нем имеется два контакта и биметаллическая пластинка. При нагреве биметаллической пластины до определенной при производстве датчика температуры, контакты замыкаются, и через них начинает протекать ток к вентилятору, включая его в работу. На инжекторе система активации датчика практически такая же, за исключением того, что команду на включение отсылает блок управления двигателем, анализируя необходимость активации вентилятора на основе информации, поступающей с нескольких других датчиков.

Датчики на карбюраторных двигателях срабатывают при достижении определенной температуры, и водитель может посмотреть маркировку на корпусе устройства, чтобы определить, в каком температурном диапазоне сработает датчик. Обычно, подобные датчики активируются при температуре от 92 до 97 градусов по Цельсию. Если водитель беспокоится о возможном перегреве двигателя, он может найти в продаже датчик, срабатывающий при более низкой температуре, и установить его. На инжекторных двигателях температура срабатывания датчика прошивается в «мозги» блока управления автомобилем.

Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора

Производители определяют место для установки датчика срабатывания вентилятора, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя. Чаще всего его размещают в нижней части радиатора, но порой целесообразнее поместить датчик недалеко от термостата и блока цилиндров.

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Способы диагностики рассматриваемых датчиков будут отличаться, в зависимости от того, на каком моторе они установлены и как происходит их включение:

Выше рассмотрены варианты с полным выходом датчика из строя. При этом возможны ситуации, когда он отказывает частично, например, срабатывает на неправильной температуре. Это также можно проверить следующим способом:

datchik-vkl-ventilyatora

  1. Возьмите тестер, термометр для измерения температуры воды, емкость для нагрева воды, воду и сам датчик;
  2. Далее налейте в емкость воду и поставьте ее разогреваться;
  3. Опустите диагностируемый датчик в воду, чтобы его контакты находились сверху;
  4. Следите по термометру за температурой воды, при этом удерживайте щупы тестера (включенного в режим замера сопротивления – Ом) на контактах датчика;

В зависимости от полученных результатов, можно принять решение об исправности или неисправности датчика. Если он сработал при температуре ниже заявленной, то такой датчик имеет некоторые проблемы, но он сможет предотвратить перегрев двигателя, включив вентилятор заранее. Гораздо опаснее, если датчик срабатывает при температуре выше заявленной, в таком случае его потребуется заменить.

Датчик вентилятора охлаждения: устройство, неисправности и ремонт

Подавляющее большинство современных авто оснащается электрическим вентилятором радиатора, который пришел на смену менее эффективным вентиляторам с вискомуфтой. За включение вентилятора, а также изменение скорости работы отвечает датчик вентилятора (датчик температуры включения вентилятора).

В целом, датчики включения вентилятора охлаждения:

  • достаточно надежны;
  • эффективно управляют вентилятором;
  • датчики вентилятора не сложно заменить.

При этом важно фиксировать малейшие сбои в работе данного управляющего устройства, так как нарушения в работе вентилятора охлаждения могут стать причиной перегрева двигателя. Также необходимо знать, как проверить и заменить датчик включения вентилятора. Подробнее читайте в нашей статье.

Где стоит датчик вентилятора

Датчик вентилятора охлаждения

Датчик включения и выключения вентилятора представляет собой электронно-механическое устройство для включения и управления работой электрического вентилятора охлаждения. Срабатывание датчика происходит на основании замеров температуры охлаждающей жидкости. Такая особенность работы определяет участок, где стоит датчик включения вентилятора

Стоит датчик включения вентилятора на радиаторе сбоку радиатора или в верхней его части (в середине или сбоку). По этой причине часто указанный датчик называют датчик радиатора. Чтобы точно понять, где находится датчик включения вентилятора, необходимо отдельно изучить техническое руководство для конкретного автомобиля.

Датчик на радиаторе срабатывает за счет температуры ОЖ. Если жидкость нагревается до 85-110 градусов Цельсия, происходит «замыкание» контактов и осуществляется включение электровентилятора для обдува двигателя.

В результате происходит эффективный отвод тепла. Также датчики не просто включают и выключают вентилятор охлаждения, но и способны менять скорость его вращения. Если нагрев не высокий, скорость будет низкой. При больших нагревах вентилятор работает на максимальных оборотах.

Виды датчиков радиатора

Сегодня на разных автомобилях можно встретить следующие основные виды датчиков:

  1. Восковый датчик;
  2. Биметаллический;
  3. Бесконтактный электронный.

Первый тип основан на герметичном объеме, который заполнен воском или другим телом с похожими свойствами (высокий коэффициент расширения). Биметаллические решения работают на основе биметаллической пластины, тогда как бесконтактные имеют терморезистор.

Восковые и биметаллические датчики контактные, они замыкают и размыкают цепь вентилятора в зависимости от температуры ОЖ. В свою очередь, электронный датчик не замыкает цепь и только измеряет температуру, после чего передает сигнал на ЭБУ. Дальше блок управления включает и отключает вентилятор.

Контактные датчики также могут быть односкоростными (одна контактная группа) и двухскоростными (две контактных группы), когда скорость вращения вентилятора меняется в зависимости от температуры.

Например, датчик включения вентилятора ВАЗ срабатывает в трех температурных интервалах: 82 -87 градусов, 87 — 92 градуса и 92- 99 градусов. При этом иномарки имеют 4 диапазона, верхний порог составляет 104 — 110 градусов.

Устройство датчика радиатора

Что касается устройства, конструктивно это закрытый латунный или бронзовый корпус с чувствительным элементом внутри. Снаружи имеется резьба, а также электрический разъем. Корпус вкручивается в радиатор через уплотнительное кольцо в том месте, куда поступает горячая жидкость (в области патрубка от блока силового агрегата).

Датчик находится в прямом контакте с охлаждающей жидкостью. Некоторые системы имеют сразу два датчика (вход и выход радиатора) для более точного и гибкого управления охлаждением.

Датчики имеют резьбу М22х1.5, а также шестигранник под ключ 29 мм. При этом есть и другие варианты, где резьба меньше, М14 или М16. Что касается электроразъема, такой разъем стоит сзади датчика, при этом также есть датчики, где разъем вынесен отдельно на кабель.

Как проверить датчик вентилятора и выполнить замену

Если включение вентилятора происходит несвоевременно или мотор постоянно перегревается, возникает необходимость проверки датчика радиатора. Контактные датчики можно проверить своими руками в условиях обычного гаража.

Обратите внимание, первым нужно проверять не сам датчик, а реле вентилятора охлаждения и проводку. Чтобы это сделать, потребуется отсоединить провода на датчик и замкнуть их. Если проводов 3 штуки, поочередно замыкают средний и крайний. В норме вентилятор должен включаться на низкой, а также на высокой скорости. Если произошло включение, провода и реле в норме и нужно проверять датчик.

Для проверки берется емкость для ОЖ, ключ для снятия датчика и термометр, а также понадобится мультиметр, кастрюля с водой и печка.

  1. Далее с АКБ снимается клемма, выкручивается сливная пробка на радиаторе и сливается жидкость;
  2. Слив жидкость, пробку закручивают обратно, снимаются провода с датчика, после чего ключом нужно выкрутить датчик;
  3. Теперь в кастрюлю наливается вода, чтобы покрыть датчик, после чего кастрюлю ставят на печку и греют воду;
  4. Температуру воды контролируют при помощи термометра;
  5. Параллельно нужно соединить контакты мультиметра и датчика и проверить «замыкание» на разных температурах;
  6. Если контакты не замыкаются или заметны сбои, датчик неисправен и требует замены.

Что касается замены датчика вентилятора, вся процедура сводится к тому, что необходимо выкрутить старый датчик и вкрутить новый. При этом важно также заменить прокладку (уплотнительное кольцо).

Дальше необходимо проверить уровень антифриза, долить жидкость при необходимости и проверить работоспособность системы (прогреть мотор и дождаться включения вентилятора).

Рекомендации

Важно понимать, что датчик вентилятора является небольшой, но очень важной деталью системы охлаждения. При этом указанный датчик отличается от обычного датчика температуры ОЖ. Если датчик радиатора выходит из строя, результатом может стать критический перегрев мотора или серьезные повреждения системы охлаждения. По этой причине важно следить за точностью срабатывания вентилятора и эффективностью его работы.

Что касается замены датчика радиатора, можно устанавливать как оригинал для замены, так и аналоги. Главное, при подборе учитывать то, что новый датчик должен иметь точно такие же температурные интервалы включения и отключения вентилятора, подходить по напряжению и типу разъема.

Также отметим, что далеко не всегда перегрев двигателя связан с датчиком вентилятора. Система охлаждения в случае перегревов требует детальной диагностики (проверка уровня и качества антифриза, оценка герметичности, исключение вероятности завоздушивания и т.д.).

Еще бывает так, что сам двигатель вентилятора выходит из строя или ломаются лопасти вентилятора. В этом случае все неисправные элементы нужно заменить, при этом менять сам датчик на радиаторе нет необходимости. Так или иначе, в каждом конкретном случае требуется профессиональная оценка, после чего проблемы с системой охлаждения двигателя устраняют путем комплексного подхода.

Как проверить датчик включения вентилятора?

Датчик включения вентилятора играет важную роль в системе охлаждения. Его задача – контролировать температуру двигателя и активировать вентилятор, когда она достигает определенного уровня. Если деталь выходит из строя, это может привести к перегреву мотора и серьезным повреждениям. В данной статье мы расскажем, как проверить датчик включения вентилятора.

Как проверить датчик включения вентилятора мультиметром: пошаговая инструкция

Шаг 1. Подготовка к проверке

Прежде чем приступить к проверке, убедитесь, что двигатель охлажден и выключен. Работа с горячим двигателем может быть опасной и привести к ожогам. Также убедитесь, что рука или одежда не попадут в движущиеся части двигателя во время проверки.

Шаг 2. Нахождение датчика включения вентилятора

Датчик вентилятора обычно находится рядом с радиатором. Его можно легко обнаружить, следуя проводам, которые идут от вентилятора к датчику. Обычно датчик выглядит как маленькая деталь или выступ на радиаторе.

Шаг 3. Проверка сопротивления

Один из способов проверки датчика – это измерение его сопротивления. Для этого потребуется мультиметр:

  1. Сначала отсоедините разъем от датчика.
  2. Подключите один конец мультиметра к клемме датчика, а другой – к клемме кузова автомобиля или земле.
  3. Мультиметр должен показать значение сопротивления. Показатель быть разным в зависимости от модели автомобиля, поэтому рекомендуется проверить техническую документацию для вашего конкретного автомобиля.

Шаг 4. Проверка цепи

Если сопротивление датчика в пределах нормы, следующим шагом будет проверка цепи. Для этого подключите мультиметр к двум концам разъема датчика. Затем попросите помощника включить зажигание. Если мультиметр показывает напряжение, значит, цепь работает корректно. Если нет, возможно, проблема в электрической цепи и требуется ее проверка и ремонт.

Шаг 5. Проверка работоспособности

После проверки сопротивления и цепи можно также проверить работоспособность датчика, подогрев его, например, феном. Если при нагреве датчик не реагирует, вероятно, он неисправен и требует замены.

Шаг 6. Замена датчика

Если термовыключатель не прошел проверку или вы обнаружили другие неисправности, рекомендуется заменить его. В большинстве случаев деталь можно легко заменить самостоятельно.

Заключение

Регулярная проверка датчика вентилятора является важным аспектом обслуживания машины. Правильная работа этой детали обеспечивает оптимальную температуру двигателя и предотвращает его перегрев. Если у вас возникают подозрения на неисправность датчика, рекомендуется провести его проверку согласно описанным выше шагам или обратиться к специалисту для дополнительной диагностики и ремонта.

Быстро подобрать масла и запчасти для ТО можно кликнув по этой ссылке:

Ознакомиться с отзывами и купить автозапчасти по выгодной цене можно в интернет-магазине Drossel. Доставка осуществляется по всей территории Украины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *