Как замерить пусковой ток
Перейти к содержимому

Как замерить пусковой ток

  • автор:

Величина пускового тока аккумуляторной батареи

Пусковой ток

Аккумулятор автомобиля гарантирует бесперебойную работу всех электрических приборов: от фар и электростеклоподъемников до автомобильной магнитолы и источников внутреннего освещения. Основным параметром, который отображает состояние АКБ, является пусковой ток аккумулятора.

Что такое пусковой ток аккумулятора?

Пусковой ток АКБ — это величина потенциала, который проходит через стартер в момент запуска двигателя внутреннего сгорания. Номинально пусковой ток должен быть равен мощности аккумуляторного носителя, которую он способен выдавать полминуты при -18 градусах постоянной температуры.

Принято считать, что для затяжных холодных зим нужен аккумулятор с большим уровнем пускового тока. Для северных регионов рекомендуют к использованию только высокоёмкостные аккумуляторы, которые способны выдавать необходимый для старта мотора ток в самых суровых условиях.

В чем отличие этого параметра от тока заряда аккумулятора автомобиля?

Пусковой ток влияет исключительно на старт двигателя, а ток заряда аккумулятора автомобиля, в свою очередь, определяет уровень потенциала, необходимого для зарядки самого АКБ.

Существует три основных способа зарядки аккумулятора в машине:

  • зарядка током с постоянным амперажом;
  • зарядка током с постоянным напряжением;
  • смешанный способ со стабильным током и колеблющимся вольтажом в начале зарядки и ровным напряжением и регрессирующим током в конце процесса.

Нужно отметить, что смешанный способ является наиболее эффективным и максимально продлевает жизнь вашему энергоносителю.

Как правильно заряжать АКБ?

Зарядное устройство должно иметь возможность выдавать напряжение до 17 В, если рабочее напряжение батареи 12 вольт. В противном случае зарядить аккумулятор на 100% не получится.

Помимо этого, нужно учитывать емкость АКБ при выборе уровня подаваемого пускового тока аккумулятора автомобиля, таблица которого представлена ниже.

К примеру, если у батареи ёмкость 70 Ач, то для зарядки в течение 10 часов необходимо выставить ток 7 А. Постепенно ток следует понижать с параллельным повышением напряжения. Такой метод позволит более эффективно заполнить ресурс аккумулятора: при росте уровня заряда растёт и сопротивление, но работа батареи направлена все-таки на напряжение, потому его и следует поднимать.

Ток заряда аккумулятора автомобиля на Kolesa-Darom.ru

Что такое ток утечки и каковы причины превышения нормы утечки заряда?

Ток утечки — это потеря ёмкости АКБ за счет как естественных причин, так и неисправностей в электронике машины или неправильной эксплуатации электроприборов.

В худшем случае автомобиль может не завестись вообще. Однако эта ситуация может произойти лишь при серьёзных неисправностях или оставленных на ночь в рабочем состоянии некоторых потребителей электричества. Если автовладелец возьмёт за правило проверять, всё ли обесточено, вполне вероятно, что крупных неприятностей удастся избежать.

Утечка — нормальный процесс, однако существует нормированное значение утечки, которую допускает производитель. Чаще всего норма колеблется от 15-20 до 50 мА. На современных авто с большим количеством потребителей этот параметр может быть и выше.

Произвести замер тока утечки можно при помощи стандартного рожкового ключа и мультиметра. Также не забудьте надеть перчатки. Алгоритм действий следующий:

  • отключите все потребители, в том числе видеорегистратор и противоугонную сигнализацию;
  • отключите клемму минуса от АКБ;
  • подключите мультиметр с измерением тока на минус батареи и вывод минуса;
  • сравните показания с нормой по вашей модели.

Как проверить пусковой ток аккумулятора?

Как проверить пусковой ток аккумулятора?

Проблемы с запуском двигателя часто возникают из-за низкого заряда АКБ. В этой ситуации потребуется измерение пускового тока. Это ключевой параметр аккумулятора. Он характеризует величину тока, который протекает по проводам авто в момент запуска мотора. С каждым годом эксплуатации автомобиля этот показатель уменьшается. Чтобы нивелировать проблемы с пуском двигателя, автовладельцу стоит контролировать этот параметр.

От чего зависит и на что влияет пусковой ток

Чтобы проверить пусковой ток аккумулятора автомобиля, нужно знать, от чего зависит этот показатель. На него влияют:

  • габариты электродных решеток;
  • тип сплава и материала активной пасты;
  • состав электролита.

От величины тока зависит пусковая мощность, имеющая огромное значение для регионов с холодными зимами. От пусковой мощности зависит способность батареи справиться с запуском двигателя при критически низких температурах.

Производители аккумуляторных батарей используют 3 стандарта пускового тока:

  • EN. Это общепринятый стандарт, используемый в Европе. Испытания по этому стандарту происходит при температуре -18°C. На измерение уходит 10 секунд. По стандарту, напряжение должно быть выше 7,5 В. Этот тест проходит в 2 этапа – при максимальном значении тока разряда и 60% от максимального. Во втором случае измерение длится 73 секунды. При этом температура остается неизменной.
  • DIN. Этот стандарт используется в Германии. Он практически не отличается от европейского. Ключевое отличие заключается в минимальном показателе напряжения аккумулятора. Его величина не должна быть меньше 9 В. При этом время воздействия тока равно 30 секундам. Учитывая эти особенности измерения, на батареях с одинаковой емкостью будут указаны различные параметры стандартов (например, 350 А по DIN и 600 А по EN).
  • JIS. Это японский стандарт, предусматривающий проведение двух испытаний токами 150 и 300 А. Измерения проводятся при температуре -15°C. Этот стандарт используется только в Азии.

проверка тока акб

Когда и как нужно проверять пусковой ток

Необходимость в подобной проверке возникает в ситуациях, когда авто регулярно эксплуатируется при критически низких температурах. Из-за холодного климата снижается емкость АКБ и, соответственно, уменьшаются показатели силы тока. Этот параметр также проверяют при разряде аккумуляторной батареи.

Проверить пусковой ток можно мультиметром, однако даже у профессиональных моделей максимальный предел значений не превышает 30 А. Поэтому для замера силы тока чаще используется цифровой анализатор АКБ. Это прибор, снабженный мощными соединительными проводами и крокодилами. Данный аппарат также оснащен экраном для контроля характеристик аккумулятора.

Каждый из приборов имеет свои достоинства и недостатки:

  • Нагрузочная вилка. Это прибор, выполняющий демонстрационно-показательную функцию. Преимуществом такого аппарата считается доступность. При этом он дает представление о текущих показателях напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой и без нагрузки. Поэтому для измерения пускового тока используются другие приборы.
  • Мультиметр. Это еще один вариант простого измерительного прибора. Но как писалось ранее, мультиметры предназначены для измерения величины в пределах до 30 А.
  • Цифровые измерительно-диагностические приборы. Такие аппараты обеспечивают удобную и оперативную оценку параметров батареи. К плюсам нужно отнести и относительно высокую точность. Из имеющихся минусов такого прибора – его стоимость.

Знание величины показателя пускового тока позволяет оценить текущее состояние аккумуляторной батареи и принять решение относительно возможности ее дальнейшей эксплуатации.

Как и зачем измерять пусковой ток

Когда электрическое устройство включается в первый раз, пусковой ток представляет собой бросок или кратковременный выброс тока, который поступает на устройство.

Представьте себе автомобиль, который стоит на ровной поверхности и припаркован на нейтральной передаче с выключенным двигателем. Чтобы сдвинуть автомобиль с места без использования двигателя, человеку придется сильно толкнуть его, возможно активно используя усилия ног. Однако когда автомобиль сдвинется с места, его колеса будут вращаться легче и требовать меньше физических усилий.

Этот начальный сильный толчок с использованием ног является эквивалентом пускового тока. Последующее легкое движение, когда шестерни и вращающиеся компоненты двигателя вышли из неподвижного состояния и начали движение, эквивалентно стабильному току.

Для измерения пускового тока технические специалисты могут использовать токоизмерительные клещи с жесткими захватами или гибкий токоизмерительный датчик. Пусковой ток могут измерять только измерительные приборы с кнопкой измерения пускового тока. Ниже перечислены этапы измерения пускового тока, в данном случае с использованием Fluke 381 (см. рисунок выше):

  1. При выключенном проверяемом устройстве поверните поворотный переключатель измерительного прибора в положение ‍ .
  2. Расположите захваты или гибкий токовый датчик так, чтобы находящийся под напряжением провод устройства занимал центральное положение.
  3. Нажмите на кнопку измерения пускового тока, ‍ на лицевой стороне измерительного прибора.
  4. Включите устройство. На дисплее измерительного прибора отображается пусковой ток (импульс).

В чем важность этого измерения? Новые высокоэффективные электродвигатели потребляют больше рабочего тока, чем их предшественники. Зная значение пускового тока, техническому специалисту будет проще определить причину проблемы при запуске: в электродвигателе или в цепи запуска. Измерения пускового тока обычно записываются в журнал профилактического обслуживания для дальнейшего использования в справочных целях.

Для выполнения повторяемых измерений пускового тока электродвигателя усовершенствованные токоизмерительные клещи (такие как клещи Fluke серии 370 или Fluke 381) используют «управляемый» режим, который синхронизирует измерения с пусковым током.

Технический специалист «передает сигнал» измерительному прибору нажатием на кнопку измерения пускового тока. Затем измерительный прибор запускается пусковым током. После запуска функция измерения пускового тока делает приблизительно 400 выборок за период более 100 миллисекунд и рассчитывает фактический пусковой ток.

Пусковой ток может привести к тому, что на дисплее измерительного прибора будет отображаться значение выше номинала автоматического выключателя, при этом автоматический выключатель не сработает. Почему так?

Пусковой ток может быть в 4-10 раз выше обычного рабочего тока, в зависимости от типа электродвигателя. Если рабочий ток электродвигателя составляет 8 ампер, а номинал его автоматического выключателя — 20 ампер, так почему на дисплее токоизмерительных клещей может отображаться показание 40 ампер?

Причина, по которой выключатель или блок защиты от перегрузки не срабатывает, заключается в том, что оба устройства работают на кривой зависимости времени от силы тока. Эта кривая (см. схему) показывает, сколько тока и в течение какого времени проходит через выключатель без размыкания цепи.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром?

Существует много разных автомобильных поломок, связанных с электрикой. И, наверное, каждый сталкивался с неожиданной разрядкой АКБ после ночи стоянки на холоде или даже в теплое время года. Но не всегда причиной такого состояния является поломка батареи. Чтобы это определить, необходимо научиться правильно измерять ток аккумулятора, но как проверить его и получить при этом адекватную оценку?

Пусковой ток является основной показательной величиной, которая указывает на энергетические характеристики источника. Если он занижен, АКБ не будет способна крутить стартер с нужной силой. Выполнить проверку работоспособности батареи можно не только при помощи специальных тестеров. Как известно, такие приборы стоят дорого, и не каждый владелец автомобиля способен купить его. Но проверить аккумулятор мультиметром вполне реально.

Функции универсальных измерительных устройств

Замерить величину пускового тока мультиметром напрямую, без дополнительных приспособлений, невозможно. Это связано с тем, что характеристики бытовых приборов не позволяют контролировать большие токи. Максимальный предел составляет 30 ампер, но это будет достаточно дорогое устройство. Как замерить силу тока аккумулятора, если она достигает нескольких сотен ампер? Можно использовать шунт и на нем измерить падение напряжения, но об этом чуть позже. Сейчас перечислим все процедуры, которые можно выполнить мультиметром:

  1. С его помощью можно замерить величину заряда, выраженную напряжением. Для этого прибор необходимо перевести в соответствующий режим.
  2. Универсальный измерительный прибор позволяет определять сопротивление цепей. Необходимо помнить о том, что сопротивление измеряется при отключенном источнике тока. Оно актуально, например, для определения характеристик бортовой электрики.
  3. Стоит знать, что моторчик печки обладает сопротивлением всего в пару Ом.
  4. При помощи мультиметра можно контролировать переменное или импульсное напряжение с датчиков, а некоторые модификации позволяют измерять частоту сигналов, что также бывает необходимо во время ремонтных работ.
  5. Проверка тока утечки. Часто бывает так, что после некоторого времени простоя автомобиля батарея оказывается разряженной, но все приборы были отключены, за исключением сигнализации. В таком случае имеет место проверка тока утечки. Для этого подключите тестер в цепь, сняв одну из клемм на АКБ. Если он покажет более 50мА, нужно искать причину утечки.

Измерения пускового тока мультиметром

Если вы решили замерить ток холодного пуска АКБ мультиметром, сначала нужно обзавестись дополнительным сопротивлением. Это важно, так как максимально возможный предел устройства не превышает 30 А (а величина пускового тока аккумулятора зачастую превышает 300 А). Представим некоторые модели аккумуляторных батарей и их пусковые токи.

Intact Premium Power PP 78 MF

Varta Blue Dynamic

Значит ли, что при измерении своим универсальным прибором получатся такие же показания? Нет, они будут в корне отличаться, потому что на заводе-производителе выполняют измерения данной характеристики при определенных условиях:

  1. По стандарту EN они проводятся в условиях низкой температуры -18 градусов и в течение 10 секунд при первом тесте. Затем с 60% нагрузкой при втором, в течение 73 секунд. В обоих случаях напряжение на АКБ не должно проседать менее 7,5 В.
  2. По стандарту DIN условия отличаются. В течение 30 секунд проводится первый тест, при нем напряжение не должно падать ниже 9 В при полной нагрузке.
  3. Есть также японский стандарт. Он измеряет источники питания конкретной величиной тока 150 и 300 ампер при температуре на 3 градуса теплее, чем в европейских стандартах.

Как измерить силу тока холодного запуска при помощи универсального тестера?

Чтобы произвести объективные измерения ампеража, выдаваемого АКБ на автомобиле, нужно выполнить следующие действия:

  1. Найти эквивалентную нагрузку, максимальный ток через которую по расчетам не будет превышать предел прибора в нужном режиме. Допустим, у вас используется устройство с максимальной отметкой на панели 20 А. Необходимо подобрать такое сопротивление, при включении которого он не был бы больше. АКБ выдает напряжение 12-12,7 В. Чтобы получить ток на показания, равный 10 А, нужно подключить нагрузку сопротивлением 1,2-1,27 Ом.
  2. Сопротивление подключается к АКБ на автомобиль последовательно с вашим прибором.
  3. Предварительно переведите измерительное устройство в режим контроля тока. Если не знаете, то на панели будет написана буква «А» и проставлены цифры, указывающие предел. Переключите на самый большой. Также выберите режим ADC, то есть, измерение силы постоянного тока.
  4. При подключении к батарее обратите внимание на полярность щупов. Красный — всегда плюс, должен быть включен в гнездо, возле которого имеется обозначение пределов и указаны измеряемые физические величины. Черный — минус и подключен в гнездо с надписью «COM», возле нее имеется значок земли.

Последовательное соединение представляет собой цепь, в которой все компоненты соединены в одну линию. Ток течет через все устройства, и его сила определяется общим сопротивлением.

Измерение напряжения

Если вы не можете замерить величину тока автомобильной батареи своим прибором, потому что амперметр сломан или его нет, можно выполнить диагностику немного иным способом — при помощи контроля напряжения. Подключите вольтметр к клеммам АКБ, на дисплее будет высвечено фактическое показание падения на источнике. Но это нам ничего не говорит о токе, потому что мы не знаем сопротивления.

Чтобы выполнить замер тока, нужно перевести тестер в режим измерения напряжения, а к АКБ подключить нагрузку, предварительно замерив ее сопротивление в Ом. В качестве нагрузки можно использовать мощную лампу накаливания дальнего света 60-100 Вт. Если заряд батареи нормальный, величина напряжения не будет меняться. В таком случае ток можно определить по формуле:

I = U / R, где U — это напряжение на лампочке, R — ее сопротивление.

Также можно вывести это значение через мощность:

I = P / U, где P — это мощность лампы.

Ели вы хотите определить именно пусковой ток, лучше воспользоваться вашим стартером. Так вы в комплексе изучите способности батареи автомобиля, заряд и емкость. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Переведите тестер в режим измерения напряжения.
  2. Ничего не снимая, подключите щупы к клеммам АКБ.
  3. Отключите генератор, снимите провод, который питает сервисную обмотку или массу.
  4. Заводите ДВС в обычном режиме стартером.

Проводите измерения силы тока автомобильной батареи в течение нескольких секунд, потому что изношенная батарея быстро разрядится. Если на приборе напряжение не опускается ниже 9 В, то с вашей АКБ все еще в полном порядке. По европейским стандартам она вполне проходит. Если источник питания по DIN-нормативам проседает ниже 9 В, его пора заменить. Соответственно, если напряжение упадет ниже 7,5 В по EN — АКБ также неисправна.

Этот способ позволяет дать объективную оценку состояния батареи. Такая проверка, конечно, не дает полной картины, но вы будете понимать, что источник тока еще способен работать. Существуют таблицы, по которым можно проверить состояние своего аккумулятора, если он будет в списке протестированных. В них представлена общая картина.

Слева в столбце мы видим начальные данные:

  • емкость;
  • холодный пуск;
  • глубокий разряд;

По итогам всех тестов каждая автомобильная батарея набирает определенное количество баллов. Из таблицы видно, что большее количество циклов заряд/разряд принадлежит АКБ AGM с сорбентом. Как видно, проверка проводилась в разных условиях.

Измерение емкости АКБ мультиметром

Чтобы измерить заряд или емкость аккумулятора на автомобиле, его сначала нужно полностью зарядить. Сделать это лучше автоматическим ЗУ, которое отключит цепь, когда напряжение на клеммах поднимется до 12,7 В. После этого нужно найти нагрузку, которая не будет превышать 120 Вт суммарно. Проще взять две лампы дальнего света по 60 Вт и параллельно подключить их к батарее. Ток через них будет протекать величиной 10 А.

Состояние полностью разряженной АКБ соответствует напряжению 10,3 В, поэтому после включения ламп сразу необходимо засечь время, пока источник не разрядится до указанного падения напряжения. Предположительно время горения ламп составит 5 часов при мощности 120 Вт. Емкость определяется по формуле:

Tраз. * Iраз., где Tраз. — это время, за которое напряжение упало с 12,7 В до 10,3 В, Iраз. — ток, который протекал в цепи во время эксперимента.

Перемножив полученные данные выясняем, что емкость источника составляет 5 * 10 = 50 А/ч. Далее необходимо сравнить эти данные с паспортными на корпусе. Если они примерно равны, нет повода беспокоиться. Если же на этикетке написано 70А/ч, значит ресурс батареи существенно снижен, она уже не имеет нормативный заряд.

С помощью универсального прибора можно выполнить проверку многих параметров АКБ, но также и произвести диагностику электрики автомобиля. Проверка должна выполняться только на полностью заряженной батарее в измерительном устройстве. Иначе измерение параметров будет неверным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *