Сколько стоила машина в ссср
Перейти к содержимому

Сколько стоила машина в ссср

  • автор:

Сколько стоили советские авто на современные деньги

CobraJet

Автор: CobraJet 07/03/2020 06/03/2020 0

Многие из тех, кто жил еще при СССР, помнят, сколько стоили автомобили в эпоху застоя. Да и в целом в интернете можно найти статьи с указанием цен на машины в Советском Союзе.

Сколько стоили советские авто на современные деньги

Однако говорит ли что-то современному человеку сумма, скажем, в 5000 рублей? Маловероятно. Поэтому Obozrevatel решил посчитать, сколько «автомобильные достижения» Советского Союза стоили бы в современных деньгах.

Сразу отметим, что точные цифры установить сложно, если вообще возможно. А вот примерную стоимость подсчитать вполне реально.

Как считаем?

Существует два пути «выхода» на современные цены советских авто. Первый из них – примерный курс гривны к советскому рублю в 60-х – первой половине 80-х годов. За основу мы взяли среднюю зарплату в современной Украине (11000–13000 грн/500 долларов) и Советском Союзе в период застоя (120-140 рублей), а также цены на основные продукты питания и товары первой необходимости сейчас и тогда Например, килограмм вареной колбасы стоит/стоил 180-220 грн и 2,2 рубля (в СССР) соответственно, буханка хлеба – 12-18 грн и 0,16 рублей (в СССР) соответственно. В итоге, получилось соотношение гривны к советскому рублю – примерно 100:1. Таким образом, чтобы получить (примерную!) среднюю стоимость советского автомобиля по состоянию на сегодня, нужно умножить его стоимость в рублях на сто.
Советские рубли и гривны

Советские рубли и гривны

Второй путь (исходя из покупательской способности населения) – путём подсчёта количества средних зарплат в Украине, которое необходимо было бы потратить на покупку того или иного авто сегодня, исходя из его стоимости в советских рублях. Здесь расчёт по такой формуле: количество средних советских зарплат, которое требовалось откладывать на покупку определенного авто, умножаем на размер средней украинской зарплаты сегодня (а это, напомним, около 500 долларов). И, таким образом, получаем современную цену советского автомобиля.

Кроме гривни, далее в статье стоимость автомобилей будет также приведена в долларах (по курсу 25). Что же касается самих автомобилей, для примера мы взяли самые популярные модели: ЗАЗ-968 Запорожец, Москвич-412, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103 и ГАЗ-24 Волга.

Так сколько же стоят?

ЗАЗ-968

Сколько стоили советские авто на современные деньги

В середине 1970-х ЗАЗ стоил 3500 рублей, а с 1979-го – 5000 рублей. Если брать среднюю сумму в 4000 рублей, то на покупку этого авто советскому человеку требовалось откладывать почти 31 зарплату. Таким образом, сейчас бы 968-й стоил:

400 000 грн ($16 000), если исходить из формулы 100:1;

387 500 грн ($15 500), если исходить из количества необходимых средних зарплат на покупку.

Москвич-412

Сколько стоили советские авто на современные деньги

Москвич стоил 5000 рублей, то есть на него требовалось 38 зарплат. Таким образом, сейчас бы его стоимость составила:

500 000 грн ($20 000) по первой формуле;

475 000 грн ($19 000) по второй формуле.

ВАЗ-21011

Сколько стоили советские авто на современные деньги

«Копейка» обходилась в СССР в 6000 рублей, что равнялось 46 средним зарплатам. На выходе имеем:

600 000 грн ($24 000) по первой формуле;

575 000 грн ($23 000) по второй;

ВАЗ-2103

Сколько стоили советские авто на современные деньги

А вот «Тройку» продавали за 7500 рублей – эквивалент 57 зарплатам. Это значит, что сегодня её пришлось покупать за:

750 000 грн ($30 000) по первому расчёту;

712 500 грн ($28 500) по второму.

ГАЗ-24 Волга

Сколько стоили советские авто на современные деньги

Наконец, переходим к автомобилю мечты советского гражданина – ГАЗ-24 Волга. Цены на этот автомобиль часто «прыгали», но в среднем он стоил 10 000 рублей, из чего следует вывод, что на его покупку требовалось 77 зарплат. На сегодняшний день он обошёлся бы в:

1 000 000 грн ($40 000), если брать первую методику расчёта;

962 500 грн ($38 500), если исходить из второй методики.

Вывод

Из всего можно сделать вывод, что советские автомобили, несмотря на свою простоту (даже по меркам того времени), стоили недёшево. Сегодня «Запорожец» стоил бы как новый Renault Duster, а ГАЗ-24 «Волга» – как Toyota Camry в полном «фарше». Но не менее поражает и тот факт, сколько в СССР приходилось откладывать деньги на покупку автомобиля…

Підписуйся на наш Telegram (там інформація зʼявляється швидше, ніж на сайті), не забувай про наш Інстаграм (там частенько те, чого нему ні на сайті, ні у Телеграмі). Ну й, підпишись у Facebook, якщо ти все ще користуєшся ним, звичайно.

Сколько в СССР стоили автомобили и почему не все могли их приобрести

artem-verson.jpg - Мамонов Артём

В СССР для того, чтобы купить автомобиль, обычному работяге пришлось бы долго копить на транспортное средство, а потом еще и занимать на него. И это даже если учесть тот факт, что в Советском Союзе был очень широкий выбор автомобилей, как для высокого класса, так и для обычных классов. Разбираемся в машинах и ценах того времени.

Об этом сообщает osssr.

Читайте также:

Первые послевоенные года

Это было очень тяжелое время, так как Мировая война только закончилась, поэтому государству было совсем не до внутреннего рынка автомобилей. Тем не менее транспортная промышленность восстанавливалась семимильными шагами и уже в 1949-ом году любой, у кого было 8 тыс. рублей, мог купить себе легендарный Москвич-401.

Сколько стоила машина в СССР

Для того времени сумма была неподъемная, но всегда находились те, кто был готов отдать деньги на такие привилегии. ГАЗ М20В “Победа” можно было купить уже значительно дороже — за 16000 рублей. Самый элитным и дорогим автомобилем считался ГАЗ-12. Он был предназначен для советской номенклатуры и стоил 40 тыс. рублей.

Вторая половина 50-ых годов

Именно в этот период времени появляются все новые и новые модели Москвича, которые так сильно нравились советских гражданам.

Классический Москвич-401 теперь стоил на 1000 рублей дороже — 9000 рублей. А его следующие модели Москвич-402 и Москвич-407 теперь стоили 15000 и 25000 рублей соответственно. Их мог позволить себе совсем ни каждый житель Союза.

Первая половина 60-ых

В этот промежуток времени произошла деноминация валюты, из-за чего цены на автомобили значительно снизились. Но вместе с тем снизились и зарплаты. Для примера, Москвич-407 теперь обошелся бы вам в 2500 рублей. Это в 10 раз меньше, чем в прошлом десятилетии. И вроде бы это хорошо, но это 31 среднестатистическая зарплата обычного гражданина СССР.

Стоимость машины в Советском Союзе

Появилась и Волга модели ГАЗ-21 за 5100 рублей. Это приблизительно 53 зарплаты. Самым же доступным транспортом считался Запорожец ЗАЗ-965, известный в народе под кличкой “горбатый”. Его стоимость была 1800 рублей. Это где-то 22 зарплаты.

Конец 60-ых

Появляется еще одна новая модель Москвича — 408-ая. Ее стоимость была в районе 4500 рублей, что ровняется 45-ти зарплатам обычного советского рабочего.

ГАЗ-21 немного подорожала — до 5600 рублей. Запорожец, после выпуска новой модели — ЗАЗ-966, тоже возрос в цене — 2200 рублей.

70-ые года

Именно в 1971-ом году стали выпускать классику Советского Союза. Автомобиль под названием Жигули. Новенький ВАЗ-21011 стоил целых 5620 рублей.

Цены на автомобили в СССР

Немного дешевле можно было купить обновленный 412-ый Москвич. Его цена была 5000 рублей. Цена на Волгу, а именно модель ГАЗ-24, варьировалась от 8500 до 9500 рублей. Самым дешевым все также оставался Запорожец — 3000-3500 рублей.

80-ые

За это время Жигули уже несколько раз обновили свою автосерию — сначала ВАЗ-2101, потом ВАЗ-21013, и финальный аккорд — ВАЗ-21063. Цены были также внушительные. Последняя модель стояла 10 тыс. рублей. На “копейку” сумма колебалась от 6300 до 7300 рублей.

Цены на машины в Советском Союзе

Обновили свою серию и Москвичи — появились Москвич-2140 и Москвич-2141 за 7500 и 9000 рублей.

Цена на модифицированную Волгу модели ВАЗ-24-10 возросла теперь до космических цифр — 16500 рублей. Эта модель так и осталась для элиты, имеющей деньги.

Вся правда об СССР, которую скрывали

  • Жизнь советских детей была пропитана муштрой и казармой. Их с ранних лет приучали читать пропагандистские книги, ходить строем под барабан, подчиняться "старшинству" и не задавать лишних вопросов.
  • Почему в СССР девушки и женщины не брили ноги? Что этому способствовало и как развивалась красота в Советском Союзе.

Чёрный рынок в СССР: сколько на самом деле стоили машины и запчасти в 80-х?

Чёрный рынок в СССР: сколько на самом деле стоили машины и запчасти в 80-х?

Чтобы вести разговор о ценах былой эпохи, надо взять какую-то планку для отсчета – иначе все будет непонятно. Пусть это будет 1980 год – год московской Олимпиады. Получить примерное представление об установленных государством ценах в 80-х можно вот из этого перечня:

Транспорт Стоимость в 1980 г
Велосипед легкодорожный мужской типа «Спутник» 87 ₽
Мотоцикл Урал с коляской 1750 ₽
ЗАЗ-968М 5600 ₽
ВАЗ-21011 7300 ₽
ВАЗ-2121 Нива 10 300 ₽
ГАЗ-24 (позднее — ГАЗ-24-10) 11 200 ₽ (16 300 ₽)

Правда, в свободной продаже из перечисленного выше тогда были разве что велосипед, да мотоцикл. Что до черного рынка, то здесь выбор товаров был гораздо шире, но и цены могли быть. любыми! Ценовой потолок фактически отсутствовал, так как определялся он дефицитностью товара и жадностью продавца, у которого этот товар имелся. Из страшилок укажем, конечно же, на «Волгу». В фильме «За последней чертой» с Тальковым и Сидихиным машину главного героя толкнули в восточном регионе страны аж за 120 000 рублей – с десятикратным превышением официальной цены! Это, конечно, было очень круто – чаще за подобные машины просили тысяч 30-40. Что происходило с автомобилем затем – неизвестно: очень может быть, что ее перепродавали дальше.

Вся остальная техника стоила поменьше. К примеру, за жигуленка ВАЗ-21013, официально стоившего 7236 рублей, на черном рынке покупатели предлагали примерно 11 000 рублей – в полтора раза больше номинала.

Чёрный рынок в СССР: сколько на самом деле стоили машины и запчасти в 80-х?

Касательно запчастей ситуация была аналогичной. На прилавках обычно лежала мелочевка типа лампочек или предохранителей. Когда проносился слух типа «Колодки дают!», тут же выстраивалась очередь: тормозные колодки владельцы жигулей покупали без раздумий. Продавцы заранее завертывали в бумагу по четыре штуки – магазинная цена была около 8 рублей. То же касалось моторного масла: его выгребали из магазинов очень быстро.

Отдельные детали не поступали в продажу никогда. Впрочем, для той же «Волги» понятия дефицита не существовало. Вот тебе шины 205/70 R14, вот тебе дворники, вот тебе распредвал – бери хоть десяток. А вот жигулисты знали: копеечный распредвал – это их погибель… За него спекулянты просили по 250 – 300 рублей – такая накрутка почти соответствовала аппетитам продавцов Волги. На аккумуляторные батареи и шины изредка проводилась предварительная запись с отметкой в техпаспорте – примерно через год в почтовом ящике появлялась открытка. Самая простая шина 6.15х13 для Жигулей стоила примерно 60 ₽, аккумуляторная батарея на 55 Ач – примерно 50 ₽. Кстати, при покупке АКБ надо было еще предъявить справку о том, что предыдущую батарею в сдали на переработку, причем в том же регионе, где находится магазин.

На черном рынке, как водится, продавали все. В столичном регионе этот рынок обычно вел ночной образ жизни, перемещаясь вдоль МКАД от лениво посещающей его милиции. Автор лично знал человека, коллегу по заводу, у которого в любое время суток можно было приобрести любую жигулевскую запчасть, но – по максимальной рыночной цене. Тот объяснял свое поведение просто. Мол, я не спекулянт и готов помочь, но где мне взять такую же деталь, если она понадобится самому? Только на черной рынке! Не нравится – иди в магазин…

Чёрный рынок в СССР: сколько на самом деле стоили машины и запчасти в 80-х?

Иногда нужную запчасть удавалось приобрести на станции техобслуживания, куда всегда стояла огромная очередь. Бывалые владельцы занимали очередь с позднего вечера, ставя свой автомобиль перед воротами и раскладывая сиденья для ночлега. Нужно было умудриться проникнуть на территорию станции, найти жуликоватого слесаря и уговорить его выписать, к примеру, глушитель в сборе на какую-нибудь из ремонтируемых машин. В подмосковном Чехове, к примеру, это обычно срабатывало: герой труда, озираясь по сторонам, быстро вытаскивал через какие-то ворота нужную тебе железяку, рассовывал по карманам купюры и шипел: проваливай, мол… Все были довольны.

Само собой, что на той же станции техобслуживания, как правило, имелся в наличии полный ассортимент всего и вся, но – в сильно ограниченных количествах. В фильме «Инспектор ГАИ» персонаж Никиты Михалкова довольно внятно дает это понять. Нужные ему люди ни в каких очередях не стояли и черные рынки не посещали.

А остальные? Крутились, вертелись, переплачивали, доставали… И, в общем-то, не жаловались.

Что еще почитать:

Очереди, блат и «Берёзки»: как покупали новые автомобили в СССР

Очереди, блат и «Берёзки»: как покупали новые автомобили в СССР

Приобретение автомобили для советских семей было одним из главных событий в жизни. Почти, как свадьба или рождение первенца. Перипетии покупки вспоминали годами и передавали в семьях из поколения в поколения. Рассказы часто напоминали анекдоты, порой — смешные. Иногда, как написал классик — «скверные», но все же, со счастливым концом. Купили же все-таки!

Очереди, блат и «Берёзки»: как покупали новые автомобили в СССР

Приятель моего отца, дождавшись, наконец, очереди на первый в жизни 968‑й «Запорожец», позвонил жене с наивным вопросом: «Какой цвет выбрать?». Жены тех лет были не избалованы, как и мужья: «Любой! Только не синий и не голубой!». На площадке, куда приехал счастливый новоиспеченный автолюбителей стояли с полсотни новеньких «Запорожцев». Все, как один… бледно-голубые. Вероятно, другие уже разобрали. А может, на эту стоянку пришла именно такая партия. Ничего, привыкли! И любили первую семейную машину «неправильного» цвета не меньше.

Еще один забавный «цветной» случай произошел с моим приятелем, купившем в 1976‑м новику — «Москвич-2140». Цвета машин на стоянке в этот раз были поразнообразней. Но где-то в углу приятель углядел-таки «Москвич», окрашенный голубым металликом по имени «форель». Такие краски на АЗЛК маленькими партиями стали завозить в 1975‑м, и «металлические» машины производили на небалованных советских обывателей грандиозное, просто ошеломляющее впечатление.

Очереди, блат и «Берёзки»: как покупали новые автомобили в СССР

Механик, выдающий машины, к идее выгнать ту самую — из дальнего конца стоянки, отнесся без энтузиазма: сложно, долго, в общем «сегодня никак». Вопрос решила двадцати пяти рублевая купюра. Между прочим, чуть меньше четверти зарплаты начинающего инженера! Но мой приятель был человеком обеспеченным — высококвалифицированным подпольным автомехаником. И ему очень хотелось заполучить особо красивый «Москвич»! Автомобиль, кстати, оказался редкостно (даже для «Москвича»!) ломким. Следующий такой же, но противно-рыжий был куда надежней.

КТО ПОСЛЕДНИЙ?

Недолгий период, когда автомобили в Союзе продавали без очереди, закончился уже в 1950‑е. На машины стали записывать в магазинах (в крупных городах, где они были), по месту жительства и на предприятиях. Именно на заводах, фабриках и в крупных НИИ вероятность купить машину побыстрее была больше. Но, помимо немалых денег, которые долго копили или занимали у знакомых — кто, сколько даст, нужно было благословение месткома — главного профсоюзного органа предприятия. А в отдельных случаях подключался и партком. Вот такой вот блат по-советски.

Очереди, блат и «Берёзки»: как покупали новые автомобили в СССР

Впрочем, если человек не был пьяницей, прогульщиком и имел некий стаж работы на этом самом предприятии, в очередь его ставили. Ожидание длилось очень по разному, в зависимости от значимости завода или НИИ и модели автомобиля. Кто-то ждал год, а то и больше, иные — всего пару месяцев.

Забавно, что в самом начале 1970‑х некоторые с опаской смотрели на незнакомые и по слухам непрочные «Жигули», а потому готовы были подождать уже проверенный временем «Москвича». Позднее — наоборот: «Жигули» стали куда престижней и дефицитней.

Отдельная история — «Волга». ГАЗ-24 с самого начала ее производства простые смертные купить новой практически не могли. Машины по специальным разрешениям доставались гражданам, так или иначе приближенным к власти: высокопоставленным администраторам, ученым, артистам, известным спортсменам.

В ОЧЕРЕДЬ, ГРАЖДАНЕ!

Встав в очередь, гражданин отдавал куда положено обычную почтовую открытку, которую должны были прислать, опять же обычной почтой, когда настанет счастливый день. То есть — очередь, наконец, подойдет (специфика советской филологии!).

Очереди, блат и «Берёзки»: как покупали новые автомобили в СССР

Но пока очередь не подошла, в магазинах и по месту жительства иногда надо было еще и периодически отмечаться: приезжать на переклички. Один наиболее активный гражданин выкрикивал номер, а остальные вовремя отзывались своими фамилиями. Не приехавшего вовремя могли просто исключить из очереди. И никакой советский гуманизм не спасал. А переклички, к слову, обычно проводили почему-то с раннего утра. Видимо, чтобы гражданам с повышенным благосостоянием жизнь не казалась медом.

ПОДОРОЖЕ ИЛИ ПОДЕШЕВЛЕ?

Кстати, о благосостоянии. Очень многие собирали на машину по крохам, годами. Или долго потом расплачивались с добрыми родственниками или знакомыми, ссудившими жаждущих автомобиля.

Именно поэтому некоторые, записавшись, скажем, на престижные ВАЗ-2106 или ВАЗ-2103 (а бывало и так, что на другие модели в данный момент не записывали) радовались, когда удавалось купить более дешевые «копейку» или ВАЗ-21013.

При том, что в СССР все граждан, которые, как раз хотели и могли позволить себе машину попрестижней становилось все больше.

Понятно, что купивший автомобиль через предприятие, в ближайшие годы рассчитывать на новую постановку в очередь не мог. Но причудливость советских законов и правил, вполне компенсировалась изобретательностью и оборотистостью отдельных граждан. У нас в НИИ был товарищ, про которого шутили, что очередной автомобиль он оформил уже на внучку. Внучка не внучка, конечно, но через родственников всех уровней, а иногда и через знакомых новые машины покупали уже через пару-тройку лет после приобретения предыдущий. А для советской жизни это было почти чудом. А ведь старую машину продать можно было дороже новой. Но это, все-таки — иная история.

ВО ПОЛЕ «БЕРЕЗКА»

И все-таки в СССР можно было купить автомобиль без очереди! Даже престижнейшую, дефицитную, а потому еще больше обожаемую «Волгу»! И даже цветные рекламные проспекты по этому поводу издавали.

Но купить автомобиль (как и иные дефицитные товары) без всякой очереди можно было не за обычные рубли, на которых было написано, что они имеют хождение на всей территории Союза, а за некие параллельные деньги. Сначала они назывались сертификаты, а потом чеки «Внешпосылторга».

Очереди, блат и «Берёзки»: как покупали новые автомобили в СССР

Суть в том, что граждане, поработавшие за границей и получавшие там зарплату в валюте, могли обменять ее на Родине на эти самые параллельные спец деньги (по аналогии со спец пайком и спец распределителями, спец, вообще — очень характерное для той жизни слово). А на них-то и можно было купить в магазинах по имени «Березка» (в некоторых городах они назывались по-другому, но также ласково — типа «Ивушки») то, чего в обычных магазинах не было. А если и было, то редко. Даже и автомобиль!

Очереди, блат и «Берёзки»: как покупали новые автомобили в СССР

Сертификаты были разные, в зависимости от валют, за которые их получали. Скажем, доллары — одно, монгольские тугрики, понятно — совсем другое. Поэтому и цены были мудреными, малопонятными для обычного гражданина. По каталогам получалось иногда, что «Волга» дешевле «Москвича» и «Жигулей». Но ГАЗ-24 можно было купить лишь за самые престижные сертификаты.

В начале 1980‑х в Союзе уже хватало граждан, готовых купить эти самые чеки, уплатив за одни «спец рубль» пять, а то и больше обычных — советских. Но не прокатывало! В магазине надо было подтвердить законность приобретения «специальных» денег.

В общем, причудливость советской системы способствовала бурному развитию так называемой теневой экономики в самых разных проявлениях. В том числе и на рынке подержанных автомобилей. А очень и очень многим только такие машины, по сути, и были доступны. Но это — отдельная и не менее увлекательная история.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *