Вылетная магистраль что это
Перейти к содержимому

Вылетная магистраль что это

  • автор:

Альбом стандартов благоустройства «вылетных» магистралей Москвы: скачать

Портал «Архсовет Москвы» публикует Альбом типовых решений благоустройства «вылетных» магистралей — иллюстрированное пособие для архитекторов и дизайнеров городской среды, оформленное в Студии Артемия Лебедева на основе разработанных по заказу Москомархитектуры Стандартов.

«Вылетные» магистрали — это улицы, соединяющие центр Москвы с основными внешними трассами, ведущими к другим городам. Но помимо автомобильного движения, широкие радиальные проспекты обеспечивают и пешеходное перемещение: на них располагаются остановки общественного транспорта, значимые городские объекты, парки. Чтобы повысить комфорт и безопасность движения по этим магистралям, ГУП «ГлавАПУ» по заказу Москомархитектуры разработал Стандарты их благоустройства, которые применяются при проектировании новых и реконструкции существующих улиц.

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: «Такие детали городского пространства, как благоустройство — вещи, кажущиеся мелочью, однако, как показывает практика, именно они в итоге имеют ключевое значение. Поскольку вопрос комфортности среды в нормативной базе не затрагивается, нужны, безусловно, некие правила игры, которые будут тиражированы и в доступной форме объяснять архитекторам и дизайнерам современные подходы и принципы, основанные на лучших образцах мировой архитектуры. Мы решили разрабатывать такие документы и выпускать их в популярной форме».

Татьяна Гук, зампредседателя Москомархитектуры: «Три года назад были взяты в работу первые шесть магистралей. В рамках этого Стандарта мы попытались дать рекомендации с учетом планки той эстетики и того подхода к проектированию, который считаем минимальным. А дальше — только лучше. Мы должны были попробовать превратить „вылетные“ магистрали в городские улицы, сделать их экологичными, безопасными, защищающими нас от проезжающего транспорта. За эти три года Стандарт, действительно, начал работать. Мы понимаем, что качество эстетики городской среды начинает меняться».

При разработке стандартов были проанализированы существующие проблемы и предложены пути их решения. В зависимости от назначения и характера использования на вылетных магистралях выделяется пять типов функционально-планировочных участков. Участок каждого типа рассматривается в отдельной главе.

Каждый участок в свою очередь делится на зоны — по функциям, которые они выполняют. На участках выделяют пешеходные зоны, зоны обслуживания движения, зоны формирования архитектурного облика города, а также разделительные полосы.

Зонирование поперечного профиля вылетной магистрали

Правила и рекомендации сопровождаются наглядными иллюстрациями.

Правила и рекомендации сопровождаются наглядными иллюстрациями.

Обустройство велодорожки

Для каждой зоны приведены правила по устройству покрытий, озеленения, освещения, размещению некапитальных объектов и иных элементов благоустройства.

Сочетание разных покрытий в пешеходной зоне

Схемы сопряжения различных покрытий

В альбоме рассматриваются разные покрытия, их типы и способы раскладки.

Типы раскладки плитки

В разделах, посвященных озеленению, содержатся рекомендации по посадке и подбору деревьев, кустарников и трав и их классификация. Принципы устройства освещения проиллюстрированы подробными схемами.

Освещение пешеходной зоны линейного участка

Отдельно определяются принципы размещения некапитальных объектов — скамеек, урн, ограждений, торговых павильонов, туалетов, билетных киосков.

Разворот, посвященный размещению некапитальных объектов в пешеходной зоне

Альбом стандартов был презентован в июне текущего года на проходившем в Санкт-Петербурге Международном ландшафтном конгрессе IFLA и получил высокую оценку президента конгресса, профессора Кэтрин Мур.

Скачать по ссылке (213 MB, .pdf)

Вылетные магистрали Москвы

Вылетные магистрали Москвы — шоссе, проспекты, улицы, ведущие из центра города за его пределы («на вылет»); за городом они переходят в скоростные трассы; как правило — бессветофорные.

Краткие факты Внешние изображения .

Внешние изображения
Вылетные магистрали, реконструкция. Схема.
19 вылетных магистралей. Схема.

Идеология

Краткие факты Внешние изображения .

Внешние изображения
Вылетные магистрали-2013. Схема.
Вылетные магистрали-2014. Схема.
Вылетные магистрали. Схема.

Вылетные магистрали вводятся в строй поочерёдно; периодически подвергаясь реконструкции.

Список

По пересечению с МКАД, по часовой стрелке, начиная с 0-го километра [1] :

В стадии строительства и проектирования

  • дублёр Люблинской улицы [3]
  • Северный
  • Юго-Восточная хорда
  • Северо-Восточная хорда — построены значительные участки с двух сторон (каждый — от МКАД); но от Дмитровского шоссе до Лосиноостровской улицы соединения не будет, минимум, до 2022 года — окончание строительства этого участка запланировано на 4 квартал 2022 года [4] .

Интересные факты

  • Проспект Генерала Дорохова 21 октября 2020 года стал 24-й [5] вылетной магистралью.

См. также

Альбом стандартов благоустройства вылетных магистралей Москвы

Вылетные магистрали — это улицы, соединяющие центр Москвы с основными внешними трассами, ведущими к другим городам. Радиальные проспекты, помимо автомобильного движения, обеспечивают пешеходное перемещение: на них располагаются остановки общественного транспорта, значимые городские объекты, парки. Чтобы повысить комфорт и безопасность движения по магистралям, ГУП «ГлавАПУ» разработал стандарты их благоустройства, которые применяются при проектировании новых и реконструкции существующих улиц. В студии со всей тщательностью оформлен альбом, представляющий типовые решения по благоустройству вылетных магистралей Москвы.

Главы отделяются шмуцтитулами

В зависимости от назначения и характера использования на вылетных магистралях выделяется пять типов функционально-планировочных участков. Участок каждого типа рассматривается в отдельной главе.

Начало раздела

Каждый участок в свою очередь делится на зоны — по функциям, которые они выполняют.

Иконки зон

На участках выделяют пешеходные зоны, зоны обслуживания движения, зоны формирования архитектурного облика города, а также разделительные полосы.

Зонирование поперечного профиля вылетной магистрали

При разработке стандартов были проанализированы существующие проблемы и предложены пути их решения.

Разворот о проблеме безопасности велосипедистов и пешеходов

Правила и рекомендации сопровождаются наглядными иллюстрациями.

Схемы устройства пешеходной зоны линейного участка

Обустройство велодорожки

Для каждой зоны приведены правила по устройству покрытий, озеленения, освещения, размещению некапитальных объектов и иных элементов благоустройства.

Сочетание разных покрытий в пешеходной зоне

Схемы сопряжения различных покрытий

В альбоме рассматриваются разные покрытия, их типы и способы раскладки.

Типы раскладки плитки

В разделах, посвященных озеленению, содержатся рекомендации по посадке и подбору деревьев, кустарников и трав и их классификация.

Классификация деревьев и кустарников по форме кроны

Принципы устройства освещения проиллюстрированы подробными схемами.

Освещение пешеходной зоны линейного участка

Отдельно определяются принципы размещения некапитальных объектов — скамеек, урн, ограждений, торговых павильонов, туалетов, билетных киосков.

Разворот, посвященный размещению некапитальных объектов в пешеходной зоне

Альбом предназначен для заказчиков-инвесторов, проектировщиков и студентов специальных вузов.

proboknet

Как вы уже поняли, сейчас речь пойдет о магистралях Москвы и о втором контуре улично-дорожной сети. Вы, конечно, хорошо представляете о чем идет речь, но, на всякий случай напомню, что первый контур – это светофорные улицы, а второй – это бессветофорные фривеи, не имеющие пересечений с другими потоками на одном уровне.

Предвижу массу возражений на тему того, что Ленинский, Ленинградка, Варшавка, Каширка и остальные вылетные магистрали должны быть не фривеями, а обычными улицами. Хотя, согласитесь, что называть шоссе (Волоколамское, Энтузиастов и т.д.) улицей – как-то странно. Но именно об этой дикой ситуации и пойдет речь в данном посте. Однако перед тем как его читать, рекомендую вам ознакомится с предыдущей публикацией на эту тему: В Москве практически негде строить новые дороги. Ибо данный пост является обещанным продолжением ранее поднятой темы.

Итак, московские вылетные магистрали – это не улицы и не бессветофорные фривеи, а странный гибрид двух противоположностей. Вот, что говорит об этом Михаил Блинкин: "У нас (в Москве) возобладала гибридная категория – «магистральная улица непрерывного движения», которая сочетает многополосную проезжую часть и развязки в разных уровнях с непосредственным доступом к домовладениям и интенсивным движением общественного транспорта. Данная категория является сугубо суверенной отечественной конструкцией".

Собственно, все это мы ежедневно и лицезреем в Москве. Естественно, что москвичи испытывают большую «радость» от обладания многополосной магистралью а-ля МКАД непосредственно у себя под окнами. Однако страдают от такой ситуации не только жители столицы, а практически все граждане страны. Например, федеральная трасса Москва-Челябинск (Новорязанское шоссе) идет непосредственно через подмосковные Бронницы.

_magistral

Это же абсолютно ненормальная ситуация, когда с двух сторон магистрали, в непосредственной близости, находятся жилые дома! Недовольны абсолютно все: и местные жители, у которых круглосуточно под окнами идет поток автомобилей, и водители, вынужденные на федеральной трассе(!) ползти, как черепахи.

И это ведь не исключение, это правило! Вспомните еще одну федеральную трассу Москва – Питер. Почему она идет непосредственно через центр города Клин? Ленинградское шоссе в этом месте становится городскими улицами со светофорами: Терешковой, Первомайской и Спортивной. Ну, не бред ли! Вот он настоящий гибрид. А Вышний Волочек? Наверное, каждый, кто хоть раз ездил из Москвы в северную Пальмиру или обратно на машине, навсегда запомнил название данного населенного пункта.

vv

"хайвей" в Вышнем Волочке

А многочисленные деревни? Трасса специально проложена через каждую из них. И так почти со всеми дорогами в нашей стране. Так исторически сложилось. Это было приемлемо и даже удобно, когда раз в неделю через деревню проезжала карета или телега. Но сейчас, когда по дорогам едут миллионы машин, ситуация становится катастрофической.

Кстати, москвичам еще повезло, через столицу запрещен транзитный проезд фур. По московским магистралям едут в основном именно машины столичных жителей. А через поселки и деревни они идут днем и ночью. Вот уж кому нужно посочувствовать.

_magiastral2

Возникает логичный вопрос: что делать? Очевидно, надо строить объездные дороги, которые будут проходить мимо населенных пунктов. Более того, кое-что уже делается. Например, строится платная магистраль Москва – Санкт-Петербург. Даже дорогу в объезд Бронниц уже который год пытаются сделать.

Но вернемся в Москву. Если Вышний Волочек магистраль может обойти стороной, то как же быть со столицей, с ее четырьмя миллионами автомобилей? Нельзя построить дорогу мимо Москвы, так как она нужна именно в городе. Миллионы машин находятся внутри МКАДа, а не снаружи. И не надо во всем обвинять приезжих. Посмотрите на номера машин, стоящих в пробке на Садовом кольце. Подавляющее большинство из них – это московские автомобили.
Попытка строительства дублера вылетной магистрали ничего не даст. Во-первых, свободного места для этого практически нет. А, во-вторых, в других местах тоже живут люди, которые будут протестовать против строительства под их окнами автомобильной магистрали (подробно об этом я уже писал).

Приходилось мне читать и довольно дикие предложения по превращению вылетных магистралей в небольшие улочки с кучей светофоров. Почему дикие – судите сами. Транспортную систему Москвы можно сравнить с кровеносной системой нашего организма. В городе есть небольшие улицы (капиллярные сосуды) и широкие проспекты, и шоссе (артерии). Нельзя заменить магистрали небольшими улицами со светофорами. Это все равно, что требовать заменить кровяную артерию на капилляр. А светофор на фривее можно сравнить с тромбом в сосуде. Тромбы в крови приводят к инфарктам и инсультам.

Магистрали собирают со всего города автомобили и выбрасывают их за пределы МКАДа. И, если большую дорогу заменить на маленькую улицу, то она просто не справится с этой задачей и город встанет. Кстати, пробки на Ленинградке перед МКАДом происходят из-за того, что шоссе в Химках сужается и не справляется с потоком.

В каком-то виде реконструкция магистралей необходима и неизбежна, если мы хотим избежать транспортного коллапса. Проблема заключается в том, что вплотную к вылетным магистралям во многих местах построены жилые дома. Это, на мой взгляд, можно назвать крупнейшей градостроительной ошибкой Москвы, как и многих других населенных пунктов. Кстати, шоссе переводится на английский язык как highway, а вовсе не как street. То есть Варшавское, Каширское и остальные шоссе – это хайвеи, а вовсе не улицы. И жилых домов в 3-х метрах от проезжей части по всем градостроительным канонам там быть не должно. Еще интересней, как переводится слово проспект на иностранные языки? Вы можете перевести его и как highway, и как street, и как-нибудь еще, но, на самом деле, оно никак не переводится. Это наше российское/советское изобретение. Это то самое гибридное нечто (еще не магистраль, но уже и не улица), которого не должно быть, но оно существует.

По науке, необходимо или превратить вылетные магистрали в улицы, или в хайвеи. Согласитесь, что соседство машиностроительного завода и жилого дома на Ленинградке напротив метро Динамо – это тот самый гибрид, которого не должно быть.

leneingradka

Фото из яндекс-панорам

Как реконструировать магистрали еще подробно поговорим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *