Что произойдет если клапан термостата заляжет в открытом положении
Перейти к содержимому

Что произойдет если клапан термостата заляжет в открытом положении

  • автор:

Заклинил термостат, признаки и причины неисправности

Заклинил клапан термостата

Термостат в системе охлаждения двигателя автомобиля может заклинить как в открытом положении, так и в закрытом.

Признаки неисправности «заклинил термостат»

В основном, по причине заклинивания термостата системы охлаждения двигатель автомобиля начинает либо перегреваться, либо, наоборот ни как не прогреется не смотря на то что за бортом тепло. На примере термостата системы охлаждения двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) рассмотрим признаки и причины неисправности «заклинил термостат».

Сначала о перегреве

Двигатель автомобиля начинает постоянно перегреваться — это явный признак заклинившего термостата. При этом стрелка на указателе температуры в щитке приборов довольно быстро, после пуска двигателя, начинает отклоняться в красную зону.

А вот вентилятор на радиаторе не включается несмотря на угрожающие значения температуры охлаждающей жидкости в системе.

При этом нижняя часть термостата и практически весь радиатор остаются холодными (или теплыми). Можно потрогать рукой термостат и убедиться, что верхняя его часть раскалена до предела, а нижняя ни как не прогреется.

Как следствие проблемы — тосол (антифриз) закипает в расширительном бачке. Нужно срочно глушить двигатель и ждать пока остынет ОЖ.

К негативным последствиям такого перегрева двигателя можно отнести осадку и залегание поршневых колец, повреждение прокладки головки блока, деформацию головки блока, то есть к таким последствиям после которых неизбежен капитальный ремонт двигателя.

Теперь о не прогреве

Двигатель автомобиля очень долго прогревается (особенно в холодное время года), рабочей температуры достигнуть практически невозможно. Стрелка указателя температуры ОЖ с трудом достигает отметки «50 гр». Утепление подкапотного пространства помогает слабо. Двигатель теряет в мощности, приемистости, растет топливный аппетит.

Термостат полностью теплый (разницы в температуре между его верхней и нижней частью нет).

Причины неисправности «заклинил термостат»

Что бы понять почему заклинил термостат нужно иметь представление о его работе и устройстве. В термостате имеется основной клапан с твердым термоэлементом, который при нагревании расширяется и закрывает клапан и работающего в паре с основным дополнительного клапана (если основной закрыт — дополнительный открыт и наоборот).

На холодном двигателе (ОЖ холодная) перепускной клапан термостата открыт, а основной закрыт и охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения. Это блок цилиндров, головка блока, радиатор отопителя, блок подогрева карбюратора, корпус (верхняя часть) термостата. Что способствует ее интенсивному прогреву.

При температуре около 87º основной клапан термостата начинает открываться так как термоэлемент внутри клапана расширяется, а перепускной зарываться. Охлаждающая жидкость начинает поступать в нижнюю часть термостата и далее в радиатор (большой круг системы охлаждения). Некоторое время ОЖ циркулирует как по малому так и по большому кругам.

При температуре 102º перепускной клапан термостата полностью закрыт, а основной полностью открыт (ход клапана 8 мм). Охлаждающая жидкость циркулирует по всем элементам системы охлаждения включая радиатор, который необходим для интенсивного охлаждения ОЖ при движении автомобиля.

Малый и большой круг системы охлаждения двигателя

Термостат начинает клинить по причине износа (выхода из строя) термоэлемента его основного клапана. В результате термостат просто перестает работать.

Либо клапан термостата теряет нужную подвижность из-за налипших на него загрязнений. Отложений некачественной охлаждающей жидкости или остатков герметика, применявшегося при ремонте системы охлаждения.

Таким образом если основной клапан термостата заклинил в закрытом положении, ОЖ циркулирует только по малому кругу (без радиатора), быстро нагревается и перегревается.

Если основной клапан заклинил в открытом положении, то ОЖ циркулирует сразу по малому и большому кругам (включая радиатор) и нагреться ей практически невозможно, так как площадь охлаждения у радиатора большая.

Что делать, если заклинил термостат?

В качестве быстрого, но временного метода решения проблемы можно постукать молотком по корпусу термостата, в надежде, что клапан встряхнется и откроется (закроется).

Основной метод решения проблемы — замена термостата новым или снятие и промывка в следствии загрязнения.

Примечания и дополнения

Следует отметить, что помимо заклинившего термостата причинами перегрева или, наоборот, недогрева двигателя автомобиля могут выступать иные неисправности различных систем и механизмов автомобиля. Например, дополнительные причины перегрева: мало ОЖ в системе, не работает вентилятор на радиаторе, не работает датчик включения вентилятора, слишком позднее зажигание и т.п.

Не всегда признаками неисправности бывает явный резкий перегрев или полная невозможность прогреть двигатель. Можно годами ездить с неисправным термостатом, периодически жалуясь на то, что вот двигатель стал часто перегреваться или, наоборот, считать, что «вот какая холодная зима, двигатель очень долго прогревается» (10-15 минут должен быть на самом деле прогрев при минус двадцати). Степень проявления неисправности зависит от того насколько сильно вышел из строя термостат. Очень часто встречается «блуждающая» неисправность термостата. Сегодня симптомы его заклинивания есть, а завтра почему-то нет. В такой ситуации следует ориентироваться на то, что признаки неисправности все же есть (например, ржавый антифриз в бачке), хотя проявляются не в полной мере. И термостат нужно обязательно заменить или хотя бы прочистить от грязи.

Тест №3 "Система охлаждения двигателя"

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Представлен тест №3 «Система охлаждения двигателя» по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик. Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех обучающихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Система оценки: 5 балльная

Список вопросов теста

Вопрос 1

Система охлаждения предназначена для

Варианты ответов
  • поддержания оптимальной температуры двигателя
  • отвода тепла от двигателя
  • регуляции температурных режимов двигателя
  • охлаждения двигателя
Вопрос 2

Чем опасен перегрев двигателя?

Варианты ответов
  • снижение срока службы
  • уменьшение мощности
  • снижение топливной экономичности
Вопрос 3

Что из перечисленного не входит в жидкостную систему охлаждения?

Варианты ответов
  • патрубки
  • вентилятор
  • рёбра охлаждения
  • термостат
Вопрос 4

Какое устройство системы охлаждения обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе?

Варианты ответов
  • радиатор
  • вентилятор
  • центробежный насос
  • термостат
Вопрос 5

Какая система охлаждения имеет больше узлов и деталей?

Варианты ответов
  • воздушная
  • жидкостная
  • примерно одинаковое
Вопрос 6

Для чего на пробке радиатора или расширительного бачка устанавливается паровоздушный клапан?

Варианты ответов
  • для предохранения водителя от ожогов при закипании жидкости в системе охлаждения
  • для выпуска пара при кипении жидкости и впуска воздуха в систему при ее охлаждении
  • для автоматического поддержания заданного уровня жидкости в системе охлаждения
Вопрос 7

Как называется прибор системы охлаждения для отвода теплоты окружающей среде?

Варианты ответов
  • рубашка охлаждения
  • вентилятор
  • центробежный насос
  • радиатор
Вопрос 8

Расширительный бачок служит для:

Варианты ответов
  • поддержания избыточного давления в системе
  • приёма охлаждающей жидкости при её расширении
  • увеличения производительности водяного насоса
Вопрос 9

Термостат в системе охлаждения выполняет роль:

Варианты ответов
  • насоса
  • преобразователя
  • клапана
  • фильтра
Вопрос 10

Какого типа насос применяют для принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения?

Варианты ответов
  • центробежный
  • плунжерный
  • шестеренчатый
  • диафрагменный
Вопрос 11

Что произойдёт, если клапан термостата застрянет в открытом положении?

Варианты ответов
  • двигатель будет перегреваться
  • двигатель будет переохлаждаться
  • двигатель будет детонировать
  • двигатель будет работать в штатном режиме
Вопрос 12

Тосол и прочие антифризы являются:

Варианты ответов
  • подогревающими жидкостями
  • растворяющими жидкостями
  • консервирующими жидкостями
  • незамерзающими жидкостями
Вопрос 13

В водяных насосах, где имеется ручная регулировка натяжения ремня, она производится:

Варианты ответов
  • перемещением корпуса насоса по дуговой прорези
  • изменением сечения ручья
  • поворотом корпуса насоса в гнезде блока цилиндров
  • удалением регулировочных шайб
Вопрос 14

Смазка подшипникового узла водяного насоса осуществляется следующим способом:

Варианты ответов
  • закладывается на заводе-изготовителе
  • закладывается при ТР в ходе сборке
  • через пресс-масленку
  • через канал системы смазки
Вопрос 15

Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке ниже нормы, а ее плотность равна норме, что указывает:

Варианты ответов
  • на выкипание жидкости
  • на внешнюю негерметичность
  • на внешнюю или внутреннюю негерметичность
  • на внешнюю негерметичность

Признаки загрязнения системы охлаждения

В жаркую погоду у многих автолюбителей возникают проблемы, связанные с работой системы охлаждения. Самая распространенная их причина – загрязнения, которые скапливаются снаружи: дорожная пыль, грязь, тополиный пух, а также внутри: продукты разложения антифриза, накипь, ржавчина и масляные примеси. Сегодня перечислим признаки грязной СО, знание которых поможет вам лучше понимать потребности вашего автомобиля.

Признаки загрязнения основных элементов СО

Начнем с такого элемента системы охлаждения, как расширительный бачок. Заметить его загрязнение проще всего, так как через стенки хорошо видно, что антифриз изменил свой цвет. Внутри бачка могут скапливаться различные посторонние вещества, например, масло, накипь или продукты разложения антифриза.

Следующий важный узел системы охлаждения – термостат. Бывает, что из-за накопившихся загрязнений или коррозии клапан термостата заклинивает в одном положении. В случае, если клапан закрыт, жидкость может циркулировать только по малому кругу. Мотор греется. Если клапан открыт, то напротив, двигатель переохлаждается поступающим из радиатора антифризом. Ухудшается работа печки. В обоих случаях, важно вовремя устранить неполадку или заменить устройство. Есть несколько способов выяснить, исправен ли этот узел. Расскажем, как проверить термостат без демонтажа узла.

Запустите холодный двигатель. Через 2 – 3 минуты прикоснитесь рукой к патрубку, который подходит к верху радиатора. В норме он будет холодным. Если патрубок быстро нагрелся – вероятно, заклинило открытый клапан, ОЖ циркулирует сразу по большому кругу. Это не опасно, но двигатель не сможет выйти на нормальный температурный режим и будет работать на сниженной температуре. Наблюдайте за температурой ОЖ на приборной панели. Как только она достигнет 90° С, снова с осторожностью потрогайте патрубок. Он должен быть хорошо прогрет. Если элемент нагревается медленнее – вероятно, клапан завис в полуоткрытом положении. Если патрубок остался холодным – можно говорить о поломке термостата.

Теперь перейдем к главному элементу любой системы охлаждения – к радиатору, который при сильных загрязнениях первым делом дает о себе знать. Понять, что деталь нуждается в очистке, будет не сложно. Вы сразу заметите эти признаки:

  1. Двигатель греется. Пыль, грязь, песок, пух, насекомые и другой мелкий мусор, забившие соты, резко снижают его пропускную способность. В результате он уже не может выполнять свою главную задачу – предотвращать перегрев мотора.
  2. При включенном кондиционере температура двигателя растет. Причина: неэффективное функционирование системы охлаждения. В радиаторе постепенно накапливаются продукты разложения антифриза, коррозия, накипь и прочие отложения, которые ухудшает циркуляцию охлаждающей жидкости.

Как очистить радиатор снаружи и внутри, подробно писали тут.

Общие признаки загрязнения системы охлаждения

Отдельные элементы СО мы рассмотрели, однако водитель может также столкнуться и с общими симптомами, говорящими о том, что пора навести порядок в системе. Расскажем подробнее:

Печка дует холодным. Это связано с загрязнением радиатора отопителя. Грязный теплообменник не пускает к себе антифриз, который должен передавать тепло в салон.

Антифриз потемнел раньше срока, его консистенция стала более густой, с примесями масла. Смешивание технических жидкостей – менее очевидный, но тоже достаточно распространенный признак, для обнаружения которого требуется внимательная диагностика. В загрязненной системе охлаждения нарушается поток ОЖ, в результате перегревается силовой агрегат, а уплотнение головки блока цилиндров деформируется. В этом случае необходим не только ремонт, но и последующая промывка.

Как промыть систему охлаждения

Большинство перечисленных проблем решаются без ремонта и даже без разбора, главное – адекватно подобрать автохимию. Теперь расскажем о продукте, который устраняет все виды загрязнений – это Набор полная очистка системы охлаждения в 2 этапа.

Двухкомпонентный набор создан специально для глубокой очистки системы охлаждения от любых, даже самых сложных комбинированных загрязнений. Первый состав удаляет накипь, ржавчину и подготавливает СО к дальнейшей очистке. Второй этап заключается в выведении продуктов разложения антифриза, масляных следов и эмульсий, а также в подготовке системы к новой охлаждающей жидкости. Один набор рассчитан на объем 8 – 10 литров.

Помните, что регулярная очистка СО – это важная процедура для бесперебойной работы двигателя!

Тестовое задание по системе охлаждения двигателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовое задание по системе охлаждения двигателя. Содержит 12 вопросов с ответами.

Просмотр содержимого документа
«Тестовое задание по системе охлаждения двигателя.»

Тесты к теоретическим занятиям по теме: «Система охлаждения двигателя»

1. Система охлаждения предназначена для…
а) поддержания оптимальной температуры двигателя
б) отвода тепла от двигателя
в) регуляции температурных режимов двигателя
г) охлаждения двигателя
2. Чем опасен перегрев двигателя?
а) снижение срока службы
б) уменьшение мощности
в) снижение топливной экономичности
3. Что из перечисленного не входит в жидкостную систему охлаждения?
а) патрубки
б) вентилятор
в) рёбра охлаждения
г) термостат
4. Какое устройство системы охлаждения обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе?
а) радиатор
б) вентилятор
в) центробежный насос
г) термостат
д) интеркулер

5. Какая система охлаждения имеет больше узлов и деталей?
а) воздушная
б) жидкостная
в) примерно одинаковое
6. Для чего на пробке радиатора или расширительного бачка устанавливается паровоздушный клапан?
а) для предохранения водителя от ожогов при закипании жидкости в системе охлаждения
б) для выпуска пара при кипении жидкости и впуска воздуха в систему при ее охлаждении
в) для автоматического поддержания заданного уровня жидкости в системе охлаждения
7. Как называется прибор системы охлаждения для отвода теплоты окружающей среде?
а) рубашка охлаждения
б) вентилятор
в) центробежный насос
г) радиатор
8. Расширительный бачок служит для:
а) поддержания избыточного давления в системе
б) приёма охлаждающей жидкости при её расширении
в) контроля уровня охлаждающей жидкости
г) увеличения производительности водяного насоса
9. Термостат в системе охлаждения выполняет роль:
а) насоса
б) преобразователя
в) клапана
г) фильтра
10. Какого типа насос применяют для принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения?
а) центробежный
б) плунжерный
в) шестеренчатый
г) диафрагменный
11. Что произойдёт, если клапан термостата застрянет в открытом положении?
а) двигатель будет перегреваться
б) двигатель будет переохлаждаться
в) двигатель будет детонировать
г) двигатель будет работать в штатном режиме
12. Тосол и прочие антифризы являются:
а) подогревающими жидкостями
б) растворяющими жидкостями
в) консервирующими жидкостями
г) незамерзающими жидкостями

Ответы на тестовые задания

1 – а;
2 – а;
3 – в;
4 – в;
5 – б;
6 – б;
7 – г;
8 – б, в;
9 – в;
10 – а;
11 – б;
12 – г.
Критерии оценивания
Оценка «неудовлетворительно» – 6 правильных ответов и меньше
Оценка «удовлетворительно» – 7-9 правильных ответов
Оценка «хорошо» – 10-11 правильных ответов
Оценка «отлично» – 12 правильных ответов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *