Как натянуть цепь ваз 2106
Перейти к содержимому

Как натянуть цепь ваз 2106

  • автор:

Процесс натяжения цепи ГРМ

запчасти для иномарок

У владельцев отечественных авто часто возникают проблемы, выражающиеся в стуке генераторной цепи. Предлагаем пошаговую инструкцию, объясняющую, как натянуть цепь ГРМ на ВАЗ 2106 и других моделях.
Прежде всего, необходимо найти источник неприятного звука. Он находится под крышкой клапана в передней части, в районе сопряжения цепи и звездочки распределительного вала. Наиболее надежный способ решения проблемы потребует снятия крышки клапана, так как рабочий процесс будет доступен для наблюдения и, в случае необходимости, ручного вмешательства. Также существует упрощенный метод, при котором натяжка цепи ГРМ ВАЗ 2106 проводится без снятия крышки, но в данном обзоре он рассмотрен не будет.

Этапы решения проблемы

Соберите следующий комплект инструментов:
* Трещоточная рукоятка с воротком,
* Головки размерности 8 и 10,
* Ключ на 13,
* Плоскогубцы.

Большая часть данного набора будет использована не на непосредственное натяжение цепи ГРМ ВАЗ 2106, а для демонтажа крышки и воздушного фильтра. Не волнуйтесь, если вы не знаете, как это сделать – в Сети полно инструкций, к тому же процедура достаточно проста.
После снятия крышки можно приступать к непосредственному ремонту. Плавная натяжка цепи ВАЗ 2106 осуществляется путем отворота натяжителя, расположенного справа от двигателя, около приводного шкива водяной помпы.

Чтобы натянуть цепь на ВАЗ 2106 не нужно отворачивать натяжитель до упора, нескольких оборотов будет вполне достаточно. Следующий шаг – двойной ручной поворот коленвала ключом, надетым на шкив, после чего цепь получает достаточный уровень натяжения.

Чтобы проверить, как натянута цепь ГРМ на ВАЗ 2106, можно нажать на нее несколько раз. Если результат удовлетворителен, затягиваем натяжитель до упора и возвращаем все снятые детали авто на их место.

Самостоятельно натягиваем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Если под капотом ВАЗ 2106 вдруг что-то начало звенеть и скрежетать, то ничего хорошего это не сулит. Ни двигателю, ни водителю. Скорее всего, цепь ГРМ под крышкой блока цилиндров настолько ослабла и разболталась, что начала бить по натяжительному башмаку и успокоителю. Можно ли самостоятельно подтянуть провисшую цепь? Да. Разберёмся, как это делается.

Назначение цепи ГРМ на ВАЗ 2106

Цепь ГРМ в моторе автомобиля ВАЗ 2106 соединяет два вала — коленчатый и вал ГРМ. Оба вала снабжены зубчатыми звёздочками, на которые и надевается цепь.

Цепь ГРМ

Цепь ГРМ надевается на две звёздочки, одна из которых крепится к валу ГРМ, другая — к коленчатому валу

После запуска двигателя цепь обеспечивает синхронное вращение двух вышеуказанных валов. Если синхронность по каким-то причинам нарушается, это ведёт к сбоям в работе всего газораспределительного механизма автомобиля. Кроме того, возникают сбои в работе цилиндров, после чего автовладелец отмечает появление провалов мощности мотора, плохую реакцию машины на нажатие педали газа и возросший расход топлива.

Характеристики цепи ГРМ

На классические автомобили ВАЗ устанавливаются цепи ГРМ, которые различаются только по количеству звеньев. Длина цепей при этом одинакова:

  • на автомобили ВАЗ 2101 и ВАЗ 2105 устанавливается цепь на 114 звеньев, длина которой варьируется от 495.4 до 495.9 мм, а длина звена составляет 8.3 мм;
  • на автомобилях ВАЗ 2103 и ВАЗ 2106 устанавливаются цепи той же длины, однако в них уже насчитывается 116 звеньев. Длина звена при этом составляет 7.2 мм.

Штифты цепи ГРМ на ВАЗ 2106 выполнены из высококачественной легированной стали, обладающей высокой прочностью и износостойкостью.

Проверка цепи ГРМ на износ

Автовладельцу, решившему узнать степень износа цепи ГРМ на ВАЗ 2106, предстоит решить очень непростую задачу. Дело в том, что изношенная и растянутая цепь внешне мало чем отличается от новой. На старой цепи, как правило, нет серьёзных механических повреждений, а заметить износ её штифтов невооружённым глазом практически невозможно.

Но есть один простой тест на износ, о котором следует знать каждому автолюбителю. Проводится он следующим образом: отрезок старой цепи длиной около 20 см берут с одной стороны, располагают горизонтально, а затем поворачивают в руке так, чтобы штифты цепи располагались перпендикулярно полу.

Проверка цепи ГРМ на износ

Если угол свеса цепи ГРМ не превышает 10–20 градусов, цепь считается новой

После этого оценивается угол свеса цепи. Если свисающий отрезок цепи отклонился от горизонтали на 10–20 градусов — цепь новая. Если угол свеса составляет 45–50 градусов и более — цепь ГРМ сильно изношена и нуждается в замене.

Существует и второй, более точный метод определения износа цепи ГРМ. Но тут автовладельцу потребуется штангенциркуль. На произвольном участке цепи необходимо отсчитать восемь звеньев (или 16 штифтов), и с помощью штангенциркуля измерить расстояние между крайними штифтами. Оно должно составлять не более 122.6 мм.

Проверка износа цепи штангенциркулем

Измерение цепи штангенциркулем следует производить минимум в трёх местах

Затем выбирается другой случайный участок цепи на 16 штифтов, и измерение производится повторно. Потом измеряется третий, последний участок цепи. Если хотя бы на одном измеряемом участке расстояние между крайними штифтами превысило отметку в 122.6 мм — цепь изношена, и её следует заменить.

Признаки плохо отрегулированной цепи

Когда говорят о плохо отрегулированной цепи, то, как правило, имеют в виду цепь ослабленную и провисшую. Потому что сильно натянутая цепь никаких признаков поломки не демонстрирует. Она просто рвётся. Вот основные признаки того, что цепь ГРМ ослабла:

  • после запуска мотора из-под капота раздаётся громкий скрежет и удары, частота которых нарастает по мере увеличения оборотов коленвала. Это происходит из-за того, что провисшая цепь непрерывно бьёт по успокоителю и по натяжительному башмаку;
  • автомобиль плохо реагирует на нажатие педали газа: мотор начинает увеличивать обороты только через одну-две секунды после нажатия. Это связано с тем, что из-за провисшей цепи нарушается синхронность вращения вала ГРМ и коленчатого вала;
  • появляются провалы мощности в работе двигателя. Причём возникать они могут как при наборе скорости, так и при работе мотора на холостом ходу. Из-за рассинхронизации работы валов, о которой говорилось выше, нарушается и работа цилиндров в моторе. При этом один цилиндр или вообще не работает, или работает, но не в полную силу;
  • увеличение расхода топлива. Если блок цилиндров работает неправильно, это не может не сказаться на расходе горючего. Он может увеличиться на треть, а в особо тяжёлых случаях — вдвое.

Если водитель заметил один или несколько из вышеперечисленных признаков, это говорит только об одном: цепь ГРМ пора снять и проверить на износ. Если она окажется сильно изношенной, её придётся заменить. Если износ незначителен, цепь можно просто слегка подтянуть.

Как подтянуть цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Прежде чем приступать к подтягиванию провисшей цепи ГРМ, определимся с инструментами, которые нам потребуются для работы. Вот они:

  • рожковый ключ на 14;
  • рожковый ключ на 36 (он потребуется для того, чтобы повернуть коленвал);
  • торцовая головка на 10 с воротком.

Последовательность действий

Перед регулировкой цепи придётся произвести одну подготовительную операцию: снять воздушный фильтр. Дело в том, что его корпус не позволит добраться до цепи ГРМ. Фильтр держится на четырёх гайках на 10, открутить которые не составит труда.

    После снятия корпуса воздушного фильтра открывается доступ к карбюратору автомобиля. Сбоку от него находится тяга газа. Она отсоединяется с помощью торцовой головки на 10.

Снятие тяги газа на ВАЗ 2106

Тяга газа на ВАЗ 2106 снимается торцовым ключом на 10

Извлечение тягового рычага ВАЗ 2106

Для снятия тягового рычага с ВАЗ 2106 не требуется никаких специальных инструментов

Снятие топливного шланга с ВАЗ 2106

Снимая топливный шланг, следует его покрепче сдавить, чтобы бензин из него не пролился в двигатель

Снятие крышки блока цилиндров ВАЗ 2106

Крышка блока цилиндров держится на шести болтах на 10, отворачиваемых торцовой головкой

Ослабление колпачковой гайки

Если предварительно не ослабить колпачковую гайку, коленвал повернуть не удастся

Проверка натяжения цепи ГРМ

При надавливании на цепь ГРМ не должно ощущаться никакой слабины

Видео: самостоятельно натягиваем цепь ГРМ на «классике»

О неисправностях натяжительного механизма

Натяжительный механизм цепи ГРМ на ВАЗ 2106 представляет собой систему, состоящую из трёх важнейших элементов:

  • штуцер натяжительного башмака;
  • натяжительный башмак;
  • успокоитель цепи ГРМ.

Схема натяжительного механизма цепи ГРМ

Натяжительный механизм цепи ГРМ на ВАЗ 2106 — сложная система, состоящая из нескольких элементов

Все неисправности натяжительного механизма так или иначе связаны с износом или поломкой одного из вышеперечисленных элементов:

  • поломка натяжительного штуцера. Она может произойти как из-за механического износа этой детали, так и из-за её коррозии. Какой бы ни была причина, итог один: натяжительный башмак перестаёт выдвигаться и давить на цепь ГРМ. В результате цепь утрачивает стабильность, начинает болтаться и бить по успокоителю, а в особо тяжёлых случаях она слетает с направляющих звёздочек или рвётся. Решение одно: заменить натяжительный штуцер. Ремонту эта деталь не подлежит, так как её корпус не разбирается (а даже если бы корпус и был разборным, найти в продаже запчасти к натяжительному штуцеру не представляется возможным);
  • поломка успокоителя цепи ГРМ. Успокоитель ломается или из-за усталостного разрушения металла, или из-за ослабленной цепи ГРМ, удары которой привели к ослаблению крепёжных болтов с последующим обрывом успокоителя. Второй случай наиболее опасен, так как сломанные болты и части успокоителя могут привести к обрыву цепи ГРМ. А это, в свою очередь, приведёт к повреждению клапанов, цилиндров и к полному заклиниванию мотора. Устранить такую поломку даже с помощью дорогостоящего капитального ремонта удаётся далеко не всегда. Решение: замена успокоителя. Причина проста: успокоитель — деталь очень ответственная, и восстанавливать её с помощью сварки, к примеру, никто не станет. Условие только одно: новый успокоитель должен быть не китайским, а настоящим вазовским;

Сломанный успокоитель цепи ГРМ

Успокоитель цепи ГРМ от ВАЗ 2106, сломавшийся из-за усталостного разрушения

Изношенный натяжительный башмак

Видно, что полимерная поверхность натяжительного башмака ВАЗ 2106 уже порядком изношена и покрыта царапинами

Итак, для натяжения провисшей цепи ГРМ не требуется каких-то особых навыков или знаний. Эта задача вполне по силам даже начинающему автолюбителю, хотя бы раз державшему в руках гаечный ключ. Всё, что нужно делать — в точности следовать рекомендациям, приведённым выше.

  • Автор: Алексей Степанов
  • Распечатать

Поэтапная натяжка цепи ГРМ на автомобиле ВАЗ 2106

В классических автомобилях ВАЗ цепной привод является достаточно надежным узлом, не требующим постоянной регулировки. Тем не менее, иногда такая необходимость возникает и владельцы ВАЗ 2106 сталкиваются с новыми вопросами. О том, как натянуть цепь ГРМ ВАЗ 2106, как правильно ее установить и выставить по меткам, вы узнаете с видео из этой статьи.

Когда необходима натяжка?

Автомобиль ВАЗ 2106

Со временем эксплуатации транспортного средства ролики и оси цепи привода распределительного шкива изнашиваются, в результате чего элемент растягивается. Помимо этого свой ресурс службы отрабатывают и зубцы распределительного шкива, звездочки валика привода вспомогательных компонентов, а также зубья на элементах коленчатого шкива. В общем износ данных элементах способствует ухудшению показателя натяжения цепочки, а это, в свою очередь, становится причиной изначального углового положения шкивов. Следует также отметить, что из-за неправильного положения шкивов изменяются и фазы начального момента установки зажигания. Естественно, зажигание можно будет отрегулировать, но в целом на ВАЗ 2106 будет наблюдаться плохая работа двигателя.

Первым признаком того, что цепочка нуждается в натяжке, является звонкий стук под капотом, который проявляется в случае резкого нажатия на газ и последующем резком отпускании педали.

Пошаговая инструкция

Если это произошло, то вам необходимо осуществить натяжку цепи и установить ее по меткам. Возможно, потребуется поменять и успокоитель цепи. Инструкция по этому процессу представлена ниже.

Инструменты

  • ключ-трещотку;
  • ключ на 13;
  • пассатижи.

Ключ-трещоткаГаечный ключ на 13Плоскогубцы

Этапы

  1. Откройте капот и при помощи гаечных ключей открутите все гайки, которые крепят воздушный фильтр. Демонтируйте этот элемент.
  2. После того вам потребуется снять ГБЦ. Для этого воспользуйтесь мануалом по эксплуатации вашего транспортного средства.
  3. Используя отвертку, нажимайте с небольшим усилием на ведущую и ведомую части цепочки, так вы сможете определить, каким образом она перемещается. Собственно, таким образом вы можете и определить натяжение данного компонента ГРМ.
  4. Открутите гайку, которая крепит натяжитель, примерно на половину оборота. Когда вы будете это делать, вы сможете понаблюдать, как перемещается и башмак натяжителя. Если есть возможность, то лучше заменить натяжитель и установить вместо него автоматический. Он стоит немного дороже, но качество будет в несколько раз лучше. Обратите внимание — башмак повредить ни в коем случае нельзя. Если башмак будет поврежден, то его необходимо заменить. В случае повреждения башмака цепь может и вовсе слететь.
    В том случае, если этого не произошло, вам необходимо будет несколько раз без особых усилий ударить молоточком по этой самой гайке, чтобы таким образом можно было высвободить плунжер натяжителя. Обратите внимание: если даже таким способом не получается высвободить плунжер, то вам необходимо полностью выкрутить гайку. Таким образом у вас появится отверстие, через которое вы сможете демонтировать данный плунжер.
  5. Теперь что касается успокоителя. Если успокоитель находится в печальном состоянии, то успокоитель лучше заменить. Ведь если успокоитель выйдет из строя во время движения, то это даже может стать причиной не только громкого стука, но и обрыва цепи. Чтобы снять успокоитель, открутите два винта сбоку, которые крепят его. После чего демонтируйте компонент и замените его на новый.
  6. Теперь самый ответственный момент. Вам необходимо плавно провернуть коленчатый шкив на полтора-два оборота. В тот момент, когда вы почувствуете наибольшее сопротивление к вращению, его необходимо будет остановить. Положение цепи должно соответствовать меткам. Если она будет выставлена не по меткам, в будущем могут возникнуть проблемы с эксплуатацией транспортного средства.
  7. После этого колпачковую гаечку натяжителя цепи можно установить на место и затянуть. Собственно, на этом процедура натяжки цепи ГРМ на автомобиле ВАЗ 2106 завершена. Остается только установить на место все демонтированные компоненты двигателя транспортного средства, завести мотор и проверить, как натянута цепь. Это будет понятно по шуму под капотом.

1. Проверьте натяжение цепи2. Открутите гайку натяжителя3. Проверьте натяжение после регулировки

Видео «Как заменить натяжитель цепи»

О том, как произвести замену натяжителя на 2106 — смотрите на видео.

Полезная информация

  • Пропадание зарядки на ВАЗ шестой модели: как с этим бороться?
  • Меняем распредвал на ВАЗ 2106 своими силами быстро и легко
  • Неисправности стартера на «Шестерке»: врага нужно знать в лицо

Как натянуть цепь ваз 2106

Просмотр профиля

17.3.2008, 13:42

Иконка группы

ЖигулистикЪ

Группа: Жигулисты
Сообщений: 15
Регистрация: 23.11.2007
Из: Украина
Пользователь №: 1687
Машина:ВАЗ-2106 (ШАХА)
Цвет:Синий
Год Выпуска: 1977
Спасибо сказали: 0 раз

Цитата(Dmitrii @ 17.3.2008, 12:23)

Здраствуйте формучане!По приходу весны завел машину, и услышал чо гремит цепь.Когда ставил машину на стоянку такого вроде не было, хочу в ближайшие выходные натянуть её,но так как машина старая, хочу заменить натяжитель, и успокоитель. Так, как не имею опыта в этой части хочу проконстультироваться у знающих людей, как это проще сделать.И ещё заходил магазин там есть цепи с разным количеством звеньев, как узнать какую мне надо,сколько в общем по времени заимет вся операция по смене и натяжки цепи.И ещё я слышал что после процедуры натяжения цепи надо регулировать клапана, правда ли это? Заранее спасибо всем ответившим!

Насчёт регулировки клапанов и замены цепи на новую не спеши. Попробуй сперва натянуть свою цепь и послушать звук двигателя.
Подробное описание процесса натяжки цепи есть в книге по эксплуатации и ремонту ВАЗ-2106. В целом операция подтяжки занимает около 10 минут (если знаешь что к чему). Нужно сделать следующее: с правой стороны по ходу движения на передней части двигателя в районе термостата есть болт натяжителя (сам натяжитель крепится к корпусу двувя гайками), так вот этот болт нужно открутить на 1-1,5 оборота, затем провернуть (обязательно вручную) коленвал на 3 оборота и затянуть обратно болт натяжителя. Заводи движок и слушай.

DONETSK

Просмотр профиля

17.3.2008, 17:21

Иконка группы

ЖигулистЪ

Группа: Жигулисты
Сообщений: 247
Регистрация: 15.10.2007
Из: Украина, Донецк
Пользователь №: 1394
Машина:2106
Цвет:Валентина
Год Выпуска: 1977
Спасибо сказали: 1 раз

Цитата(Said @ 17.3.2008, 12:47)
Цитата(Dmitrii @ 17.3.2008, 12:23)

Здраствуйте формучане!По приходу весны завел машину, и услышал чо гремит цепь.Когда ставил машину на стоянку такого вроде не было, хочу в ближайшие выходные натянуть её,но так как машина старая, хочу заменить натяжитель, и успокоитель. Так, как не имею опыта в этой части хочу проконстультироваться у знающих людей, как это проще сделать.И ещё заходил магазин там есть цепи с разным количеством звеньев, как узнать какую мне надо,сколько в общем по времени заимет вся операция по смене и натяжки цепи.И ещё я слышал что после процедуры натяжения цепи надо регулировать клапана, правда ли это? Заранее спасибо всем ответившим!

Насчёт регулировки клапанов и замены цепи на новую не спеши. Попробуй сперва натянуть свою цепь и послушать звук двигателя.
Подробное описание процесса натяжки цепи есть в книге по эксплуатации и ремонту ВАЗ-2106. В целом операция подтяжки занимает около 10 минут (если знаешь что к чему). Нужно сделать следующее: с правой стороны по ходу движения на передней части двигателя в районе термостата есть болт натяжителя (сам натяжитель крепится к корпусу двувя гайками), так вот этот болт нужно открутить на 1-1,5 оборота, затем провернуть (обязательно вручную) коленвал на 3 оборота и затянуть обратно болт натяжителя. Заводи движок и слушай.

Я стартером крутил и ничего не произошло,отвернул полностью колпачковый болт,крутнул стартером,натянулось нормально,закрутил болт.

Сообщение отредактировал DONETSK — 17.3.2008, 21:09

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *