Как определить неисправный ступичный подшипник на автомобиле
Перейти к содержимому

Как определить неисправный ступичный подшипник на автомобиле

  • автор:

Как выявить неисправность ступичного подшипника

Как выявить неисправность ступичного подшипника

25.04.2019

Ступичный подшипник — один из наиболее нагруженных узлов ходовой части авто. О том, как проверить исправность или неисправность ступичного подшипника, за счет каких процессов зарождается эта проблема, а также чем она чревата, рассказывают эксперты TopDetal.ru.

Содержание:

  1. Причины неисправности ступичных подшипников
  2. Как выявить неисправность ступичных подшипников
  3. Последствия неисправности ступичного подшипника

Причины неисправности ступичных подшипников

Практически все известные причины неисправностей переднего и заднего ступичных подшипников сводятся всего к четырем пунктам.

  1. Неправильный монтаж ступичного подшипника. Конусные подшипники при установке зажимаются со строго определенным моментом. Если недожать ступичную гайку — подшипник будет люфтить и разбиваться при проезде неровностей. Если пережать — он начнет разогреваться от повышенного трения, что вызовет цепную реакцию: деградацию смазки, разупрочнение металла от перегрева и, как итог, лавинообразный износ самого подшипника.

Также некоторые неопытные мастера во время монтажа радиальных подшипников забивают их в ступицу ударным инструментом. Это категорически запрещено, так как от ударных нагрузок ресурс даже самого качественного подшипника существенно снизится еще до первого километра пробега.

  1. Систематическая езда по разбитым дорогам. Динамические нагрузки от езды по плохим дорогам и частые вхождения в крутые повороты на больших скоростях — одна из главных причин быстрого износа ступичных подшипников.
  2. Недостаток смазки или ее загрязнение. Ступичный подшипник обязательно должен обильно смазываться. Если смазки будет недостаточно, то рабочие поверхности тел качения и обоймы быстро выработаются. Кроме того, быстро выведут подшипник из строя повреждение пыльников, попадание воды и абразивов в рабочую полость ступицы.

как проверить неисправность ступичного подшипника

С недорогими подшипниками производители зачастую укладывают недостаточное количество смазки. В этом случае желательно приобрести дополнительную порцию ступичной смазки и заложить ее в том количестве, которое требуется.

  1. Изначально низкое качество подшипника. Сегодня большинство даже недорогих подшипников от малоизвестных брендов обладает достойным качеством. Однако встречаются «безымянные» запчасти и плохие подделки, которые рассыпаются буквально через несколько тысяч километров.

При правильном подходе к эксплуатации авто и выбору запчастей можно исключить все эти причины, что позволит надолго забыть о замене ступичных подшипников.

Нужна профессиональная помощь в подборе деталей? Свяжитесь с нами по телефону или воспользуйтесь формой ниже.

Как выявить неисправность ступичных подшипников

Есть несколько способов того, как можно определить неисправности переднего или заднего ступичных подшипников. Причем все они не требуют особых навыков или специализированного инструмента.

В первую очередь обратите внимание на следующие признаки возможных неисправностей переднего или заднего подшипника:

  • гул при езде, который зависит от скорости авто, а не от включенной передачи;
  • легкий металлический стук при проезде неровностей;
  • увеличившийся люфт руля, его дрожание при езде на высокой скорости по дороге с дефектами полотна (один из симптомов неисправности переднего ступичного подшипника).

Главный и наиболее явный признак неисправности ступичного подшипника — это гул. Его источник определяется довольно простым методом. На ровном, прямом и желательно пустом участке дороги разгонитесь до скорости, при которой появляется гул. После этого слегка «побросайте» руль . Если при повороте руля вправо гул усиливается — неисправен подшипник справа; и наоборот.

причины неисправности ступичного подшипника

После этого вывешиваем ту сторону авто, на которой был выявлен неисправный подшипник. Вращаем переднее и заднее колеса вручную с покачиванием их в горизонтальной и вертикальной плоскости. Если на колесе ощущается легкая ступенчатость вращения, слышен характерный шелест перекатываемых шариков или роликов, есть повышенный люфт — ступичный подшипник барахлит именно на этой оси.

Также одним из признаков неисправности ступичного подшипника является сильный разогрев ступицы. Если есть подозрение на проблемы с подшипником ступицы — после поездки осторожно прикоснитесь рукой ко всем колесам. Та ступица, которая разогрелась заметно сильнее остальных, имеет проблемы с подшипником (или тормозной системой).

Последствия неисправности ступичного подшипника

Езда с изношенным ступичным подшипником опасна. Опытные водители никогда не затягивают с заменой вышедшего из строя ступичного подшипника, так как знают, чем может быть чревата эта неисправность.

Разрушение подшипника ступицы приведет к потере жесткого закрепления колеса на оси, а ведь именно за счет подшипника обеспечивается удержание колеса на месте. В таком случае с большой долей вероятности колесо попросту оторвется от ступицы.

Если разрушится передний ступичный подшипник — автомобиль потеряет управляемость. Неисправность заднего ступичного подшипника менее опасна в плане управляемости авто. Однако есть немало случаев, когда оторвавшееся от ступицы колесо наносило серьезные повреждения встречному транспорту или другим объектам и даже людям.

Устанавливайте только качественные ступичные подшипники и внимательно следите за их состоянием.

Как понять, что подшипник ступицы сломался

При продолжительной эксплуатации автомобиля может раздаваться шум разного характера – треск, гул, скрип и т.д. Как правило, это указывает на износ элементов ходовой части машины. Главное – вовремя распознать, если подшипник ступицы шумит, так как его своевременная замена поможет избежать множества проблем и критических последствий.

Ресурс ступичного подшипника

esli-podshipnik-stupitsy-slomalsya

Данная деталь обеспечивает равномерное и плавное вращение колеса и нивелирует его подтормаживание и отклонения по вертикали. Когда автомобиль движется, этот элемент подвергается сильным нагрузкам, поэтому его изготавливают из высокопрочных материалов с целью достижения максимальной степени надежности. Как правило, подшипники ступицы начинают изнашиваться примерно на отметке в 100-120 тысяч км пробега. В случае аккуратного вождения и повышенного качества детали ресурс повышается до 150 тысяч км. Но бывает и так, что изделия от проверенной фирмы ломаются уже через 2-3 тысячи километров. Стоит разобраться, в чем здесь может быть дело.

Причины неисправности изделий

  1. Естественный износ при длительной эксплуатации. Понятно, что спустя долгое время деталь так или иначе исчерпает свой ресурс. А если добавить сюда тяжелые условия использования – постоянная езда на высокой скорости, по разбитым дорогам и с сильной загрузкой, то изделие выйдет из строя еще быстрее.
  2. Потеря герметичности. Повреждение защитных пыльников в процессе монтажа или эксплуатации может привести к вытеканию смазочного состава и проникновению внутрь конструкции песка, грязи и влаги. Все это способствует износу и поломке.
  3. Неправильно проведенный монтаж. В этом случае подшипник будет запрессован в ступицу с перекосом. Скорее всего, замена перекошенной детали потребуется уже через пару тысяч км пробега. Чрезмерная затяжка тоже способствует быстрому выходу из строя, так как для полноценной работы изделие должно обладать определенным осевым зазором. А излишне затянутые гайки провоцируют увеличение внутреннего трения и, как следствие, перегрев. Использование динамометрического ключа поможет проследить, чтобы гайки были закручены с нужным зазором.

Основные признаки неисправности ступичных подшипников

esli-podshipnik-stupitsy-slomalsya

В первую очередь стоит обратить внимание на появление нехарактерных шумов, которых вы раньше не слышали при езде на автомобиле. Если подшипник ступицы начинает гудеть в районе колес и при этом усиливается на поворотах, то проблема очевидна. Тональность может измениться при увеличении скорости.

На некоторых скоростных диапазонах гул может пропадать, но со временем он станет вашим постоянным спутником. Если не принять меры на этой стадии, то появится также хруст и вибрация, дающая отдачу в корпус автомобиля и руль. Это говорит о том, что подшипник почти разрушен, поэтому ездить дальше становится опасно. Нужно срочно отправиться в СТО на ремонт.

Возможно заклинивание разбитого элемента, тогда вместе с ним колесо тоже заклинит. Также в этом случае может деформироваться полуось и повредиться шаровая опора рычага подвески. На высокой скорости движения это приведет к тому, что автомобиль окажется на обочине или перевернется, а если он вылетит на встречную полосу, то велик риск попасть в ДТП.

Диагностика неисправности

Чтобы понять, когда подшипник требует замены, можно провести самостоятельную проверку:

  1. Если позволяет обстановка на дороге, сделайте несколько поворотов вправо и влево на маленькой скорости. Дело в том, что если вы повернули вправо, то нагрузка на правое колесо стало больше, а на левое – меньше. И если в салоне так же слышен шум и гул, то левый ступичный подшипник скорее всего неисправен.
  2. Похожий тест можно провести и гараже. Поднимите автомобиль, разгонитесь до 80 км/ч с выжатым сцеплением и выключите коробку передач. После этого выйдите из машины и послушайте, какое из колес издает гул. Когда колесо перестанет вращаться, раскачайте его пот вертикали – в случае поломки детали вы обнаружите люфт.

Если вовремя заметить неисправность и заменить подшипник ступицы, то можно избежать множества неприятностей с автомобилем, а также сохранить свои деньги и безопасность.

Подшипник ступицы: как распознать неисправность

Такая часть ступицы как подшипник отличается очень высокой прочностью сравнительно с другими деталями. В среднем его эксплуатационный ресурс составляет до 1 млн.км пробега авто. В процессе работы данная деталь транспортного средства подвергается воздействию высоких нагрузок и потому при производстве подшипника используются только качественные и износостойкий материалы. Выходит из строя эта деталь крайне редко, однако преждевременный износ все же имеет место быть, особенно это касается случаев, когда речь идет о старом авто.

Что может стать причиной выхода из строя этой детали?

  • автомобиль уже имеет «за плечами» большой пробег. Старая машина — то, что может «убить» любую деталь транспортного средства в довольно короткий срок, в такой ситуации подшипник не будет исключением. Ведь вполне логично, что остальные его узлы работают не так, как хотелось бы;
  • защитные кожухи, которые отвечают за предотвращение вытекания смазки, утратили свою герметичность;
  • смазка отсутствует. Если внутрь подшипника попадает влага или какие-то загрязнения, а смазки в нужном количестве нет, то деталь может быстро выйти из строя. В среднем подшипник ступицы может проработать до 2 000 км;
  • езда на большой скорости и попадание на ней в ямы. Хотя, безусловно, тут «полетят» не только подшипники;
  • когда подшипник был собран неправильно или же были допущены ошибки на этапе запрессовки или перетяжки.

К чему может привести эксплуатация неисправного подшипника?

Эксплуатация автомобиля с изношенным подшипником ступицы недопустима. Особенно опасно выезжать на таком транспортном средстве на трассу и набирать высокую скорость. Поскольку подшипник является одним из тех элементов колеса, которые отвечают по сути за его вращение, то всегда есть риск того, что неисправная деталь заклинит — это в свою очередь может повлечь резкую остановку колеса транспортного средства и, соответственно, потерю управления над авто. Если это произойдет на высокой скорости, то маргинал может просто перевернуться.

Признаки неисправности ступичного подшипника

  • при движении авто слышен сильный «сухой» хруст. При этом его хорошо слышно в салоне авто;
  • появление вибраций в кузове и руле. Если это уже имеет место при движении авто, то деталь надо заменить в срочном порядке. В противном случае колесо может заклинить в любую секунду;
  • машину уводит в сторону как это может быть в случае неправильной геометрии развал-схождения.
  • выставить машину на ровную поверхность (асфальт);
  • проверить наличие люфта по вертикальной оси. Сделать это надо следующим образом — надо попытаться раскачать колесо.

Если у Вас переднеприводная машина и у Вас есть возможность поднять ее на подъемнике, тогда заведите мотор, разгоните колеса и потом заглушите двигатель. Если после этого появится треск, шум и будет ощущаться вибрация, то подшипник ступицы нуждается в замене.

Чтобы заменить подшипник ступицы нужны определенные навыки, поэтому не стоит выполнять это без специалистов.

Чтобы в работе подшипников не было никаких проблем и они хорошо показали себя, следует приобретать детали только от известных брендов, качество запчастей которых не вызывает сомнений ни у кого.

В нашем интернет-магазине «Авторадости» Вы можете приобрести:

  • Подшипник передней ступицы SKF VKBA 3565 (комплект);
  • Подшипник передней ступицы SKF VKBA 6646 (комплект) для Mercedes E-Class W211 ’02-09, S-class W220 ’98-05;
  • Подшипник передней ступицы SKF VKBA 3902 (комплект);
  • Подшипник задней ступицы SKF VKBA 3202 (комплект) для Nissan Almera N15 ’95-99, Sunny B14 ’93-98;
  • Подшипник передней ступицы SKF VKBA 3650 (комплект) для Opel Astra H ’04-15;
  • Подшипник передней ступицы SKF VKBA 1498 (комплект);
  • Подшипник передней ступицы SKF VKBA 3618 (комплект);
  • Подшипник передней ступицы SKF VKBA 3416 (комплект) для Fiat Doblo ’01-09, Tempra ’90-98;
  • Подшипник передней ступицы SKF VKBA 7469 (комплект);
  • Подшипник передней ступицы SKF VKBA 7786 (комплект) и многое другое.

Если при подборе детали возникнут трудности, менеджеры компании всегда придут на помощь и подберут наиболее подходящий вариант.

А еще, у нас действует доставка в любую точку страны. Способ доставки и оплаты заказа отличаются вариативностью.

Магазин «Авторадости» делает все для того, чтобы шоппинг был комфортным для человека и помимо хороших условий (цена, доставка и т.д.) предлагает также огромный выбор товаров других групп. В магазине можно заказать авточехлы, коврики для багажника, детские автомобильные кресла на любой бюджет, автомобильный пылесос, преобразователь напряжения, ароматизаторы и многое другое.

Неисправность ступичного подшипника: причины, симптомы, диагностика

В чем проблема? Неисправность ступичного подшипника – серьезная поломка, которая может привести не только к повышенному износу шин, но и стать причиной аварии на дороге. Любой признак, указывающий на износ этой детали – повод ее заменить.

Как распознать? Самый явный признак – гул, интенсивность которого не меняется при открытии или закрытии окна автомобиля. Также на поломку могут указывать вибрации на руле, стук в подвеске, плохая управляемость машины.

В этой статье:

  1. История и конструктив ступичных подшипников
  2. Основные причины неисправности ступичного подшипника
  3. Признаки неисправности ступичного подшипника
  4. Срок службы и последствия неисправности ступичного подшипника
  5. Часто задаваемые вопросы о неисправности ступичного подшипника

Как избежать штрафа до 100 000 р за ошибки в эксплуатации оборудования
Скачайте инструкции по безопасной эксплуатации

История и конструктив ступичных подшипников

Многие ответственные узлы современных автомобилей могут обеспечивать эксплуатацию, несмотря на износ. Однако они требуют замены. При неисправности ступичного подшипника можно некоторое время продолжать пользоваться транспортным средством, но важно помнить – изношенность этих узлов может стать причиной выхода из строя других элементов, что в свою очередь приведет к более серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту. Каков ресурс этих запчастей, почему они выходят из строя, как проверить их исправность, как выбирать новые и можно ли самостоятельно выполнить замену?

Не вдаваясь в технические подробности, следует упомянуть, что подшипники ступицы, которыми оснащаются ведущие и ведомые колеса, бывают роликовыми и шариковыми, могут вращаться как по внешнему, так и по внутреннему кольцам. Главное, что необходимо знать водителю, это каталожный номер, позволяющий выбрать и приобрести детали на замену.

Ступичные подшипники могут иметь специфические конструктивные особенности. Например, для таких конических роликовых деталей, рассчитанных на повышенные нагрузки, может быть предусмотрена возможность регулировки. Яркие примеры – запчасти для ряда моделей Mercedes, выпускавшихся в 90-х годах прошлого века и в начале текущего. Такой особенностью обладали рессорные Toyota Corolla, Town Ace, TLC Prado 90, TLC 80 и 100 и отечественная «классика».

Сложность и дороговизна подобного конструктивного решения заставили производителей перейти к установке нерегулируемых шариковых ступичных подшипников.

В конце прошлого века ступичные подшипники эволюционировали – многие производители автомобилей стали объединять их со ступицами в так называемые ступичные узлы, в которых корпус этой детали совмещен с фланцем, имеющим шпильки или резьбовые отверстия для колесных болтов.

Такая конструкция существенно облегчает демонтаж старого узла и установку нового. Подшипник не нужно перепрессовывать. Вместо этого достаточно отвернуть болты, с помощью которых данный элемент крепится на поворотный кулак или цапфу задней подвески. Цена укрупненной детали кратно выросла, что стало приносить дополнительные прибыли. По этой причине в конце десятых годов нашего века такой конструктив начал широко применяться по всему миру.

Параллельно набирал популярность еще один конструктивный вариант ступичных узлов. Это так называемые полуступицы.

Данная разновидность ступичного узла отличается от обычной тем, что в ней отсутствует фланец для крепления колеса на шпильки. Такое решение обусловило некоторую экономию, но потребовало запрессовки фланцев в полуступицы. Ими оснащались задние оси автомобилей Toyota Corona/Carina (190 кузов). Следующее поколение Carina/Corona Premio (210-й кузов) производилось уже со ступичными узлами, снабженными фланцами. Часто на 210-е ставят полуступицы от 190-х, запрессовывая в них фланцы. При этом многие упускают из виду отсутствие у этих узлов ответной части датчика АБС.

Важно упомянуть, что на ступичных узлах ответная часть датчиков ABS обычно располагается непосредственно на корпусе ступичного подшипника (раньше это было кольцо, расположенное не ступице). Такие нюансы – аргумент против самодеятельности и экспериментов при установке данных деталей. Не стоит покупать китайский ноунейм для установки в оригинальный корпус. Результат этих сомнительных процедур может быть разным. Нередко автомобиль какое-то время нормально ездит с такими подшипниками. Однако ни один сертифицированный сервисный центр, заботящийся о репутации, на выполнение таких операций не пойдет.

Стоит отметить, что применение полуступиц и ступичных узлов не стало повсеместным. Та же Toyota Camry до модели XV50 оснащалась на передней оси подшипниками, которые были впрессованы в поворотные кулаки (это решение до недавних пор широко применялось и на автомобилях Honda).

Основные причины неисправности ступичного подшипника

Причиной возникновения неисправности переднего и заднего ступичного подшипников, как правило, становится одна из четырех ошибок:

Неисправность ступичного подшипника возникает из-за неправильного монтажа

Установка конусных подшипников требует точно выбранного усилия. Если ступичная гайка была закручена недостаточно сильно, это приведет к появлению люфтов и постепенному разрушению деталей при езде по неровным дорогам. При перетянутой гайке подшипник перегревается от высокого трения. Это становится триггером цепной реакции – начнет деградировать смазка, перегретый металл теряет прочность, в итоге стремительно нарастает степень износа деталей.

Начинающие автослесари часто совершают типичную ошибку, забивая радиальные подшипники в ступицы с помощью ударных инструментов. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь удары отрицательно сказываются на рабочем ресурсе даже самых качественных запчастей. После такого монтажа деталь может выйти из строя прежде, чем автомобиль преодолеет первый километр пути.

Ступичные подшипники могут приходить в негодность от динамических нагрузок

При систематической езде по разбитому дорожному покрытию. Также эти детали быстро выходят из строя, если водитель часто входит в крутые повороты на большой скорости.

Все детали ступичных подшипников нуждаются в постоянной обильной смазке

При недостатке смазочного материала или его загрязнении происходит быстрая выработка рабочих поверхностей тел качения и обойм. Рабочая полость ступиц должна быть надежно защищена от проникновения воды и попадания абразивных частиц.

Недорогие ступичные подшипники нередко продаются с недостаточным количеством смазки. Необходимо при монтаже закладывать в них требуемое количество качественного смазочного материала.

Подделка

Современный рынок автомобильных деталей и запчастей предлагает широкий выбор ступичных подшипников достойного качества, даже если они выпущены под малоизвестными брендами. Однако существует опасность приобрести низкокачественную подделку, которая не прослужит и нескольких тысяч километров пробега.

Для того чтобы не возникло подобных проблем, выбор запасных частей, как и эксплуатация транспортного средства, должны осуществляться с соблюдением правил и рекомендаций специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *