Как проверить датчик распредвала
Перейти к содержимому

Как проверить датчик распредвала

  • автор:

Как проверить датчик распредвала (ДПРВ)?

Датчик распредвала (ДПРВ) является важной частью системы управления двигателем автомобиля. Он отвечает за измерение положения распредвала и передачу этой информации на ЭБУ. Если ДПРВ не функционирует должным образом, это может привести к снижению производительности двигателя, повышенному расходу топлива и другим проблемам. В данной статье мы рассмотрим, как проверить датчик распредвала.

Как проверить ДПРВ: несколько советов

Совет №1. Осмотрите подключения и кабель

Первым шагом при проверке датчика является осмотр его подключений и кабеля. Убедитесь, что все соединения надежно закреплены, и не выглядят поврежденными. Кабель должен быть целым, без трещин или изломов. Если есть признаки повреждения, их следует немедленно устранить.

Совет №2. Проверьте сопротивление

Используя мультиметр, измерьте сопротивление на клеммах ДПРВ. Обратитесь к технической документации для вашего конкретного автомобиля, чтобы узнать нормальные значения сопротивления. Если измеренное сопротивление сильно отличается от рекомендованных значений, это может указывать на неисправность.

Совет №3. Проверьте выходное напряжение

Подключите мультиметр к выходным клеммам ДПРВ и проведите проверку напряжения. Вращая коленчатый вал автомобиля, следите за изменениями напряжения. Нормальное значение напряжения будет меняться в соответствии с положением распредвала. Если вы замечаете непропорциональные изменения или отсутствие реакции на вращение коленчатого вала, это может быть признаком неисправности.

Совет №4. Проверьте сигнал на ЭБУ

Если все предыдущие шаги не выявили проблемы, можно приступить к проверке сигнала, поступающего на ЭБУ. Используя мультиметр или осциллограф, измерьте сигнал, идущий от датчика к блоку управления. Аномалии в этом сигнале могут свидетельствовать о неисправности детали.

Совет №5. Проверьте механическую целостность

Датчик распредвала часто расположен в месте, подверженном вибрациям и воздействию высоких температур. Проверьте, нет ли видимых повреждений, трещин или признаков износа на корпусе ДПРВ. Если датчик выглядит поврежденным, его следует заменить.

Совет №6. Протестируйте в реальных условиях

Иногда неисправности могут проявляться только во время работы двигателя. Если все остальные шаги не выявили проблем, проведите тестирование ДПРВ при работающем двигателе. Обратите внимание на поведение двигателя, наличие ошибок в системе управления двигателем и другие аномалии.

Заключение

Если после проведения этих шагов вы все еще испытываете проблемы с работой двигателя, рекомендуется обратиться к специалисту или автосервису для более детальной диагностики и, возможно, замены датчика распредвала. Регулярная проверка и своевременное обслуживание помогут поддерживать эффективность работы двигателя и предотвращать возможные поломки.

Быстро подобрать масла и запчасти для ТО можно кликнув по этой ссылке:

В интернет-магазине Drossel вы можете прочитать актуальные отзывы о товаре и купить автозапчасти по выгодной цене. Доставка осуществляется во все регионы Украины.

Способы проверки датчика распредвала

Когда во время движения автомобиль начинает дергаться или вовсе глохнуть, значит пора заглянуть под капот. Такие проблемы часто наблюдаются при поломке контроллера фазы. Ведь этот миниатюрный прибор влияет на стабильность работы движка. Чтобы не гнать транспорт в автосервис, важно знать, как проверить датчик распредвала и заменить его на новый.

Принцип работы

Принцип работы датчика распредвала

Принцип работы датчика распредвала

Схема ДПРВ

Датчик фазы — деталь, которая есть на всех двигателях с электронной системой впрыска. Ее задача — определить угловое положение распредвала. Сведения, полученные от устройства, отправляются на модуль блока управления (ЭБУ). После приема информации от ДПРВ, система рассчитывает подходящие моменты для впрыска топлива и зажигания. ЭБУ корректирует фазы искрообразования и работу топливных форсунок.

Исправность прибора влияет на количество вредных выбросов, экономию бензина, эффективность работы мотора. Даже при небольших отклонениях в показаниях мощность двигателя падает.

Устройство ДПРВ

Устройство датчика распредвала

Устройство датчика распредвала

Из чего состоит ДПРВ

Прибор вместе с датчиком коленвала контролирует синхронизацию валов. От этого зависит динамика поступления топливной смеси на такте впуска. Контроль синхронизации помогает выяснить, правильно ли установлена цепь или ремень ГРМ. Еще это важно для системы чередования фаз газораспределения. Состоит устройство из следующих компонентов:

  • магнита и его держателя;
  • конденсаторов;
  • электронной схемы;
  • эластичной печатной платы;
  • сенсора положения коленвала;
  • разъема.

На приводной шестерне распределительного вала есть контрольные точки. При его вращении металлические штыри изменяют магнитное поле в находящемся рядом ДПРВ. Когда они проходят возле прибора, генерируется сигнал, который поступает в блок управления.

На частоту импульсов влияет темп вращения вала, исходя из этого ЭБУ корректирует работу мотора. Контроллер после получения сведений от прибора устанавливает позицию поршня 1-го цилиндра в верхней мертвой точке (ВМТ). Происходит своевременное впрыскивание топлива и последующее зажигание смеси.

Виды

Виды датчиков положения коленвала

Виды датчиков положения коленвала

В основе работы контроллера фаз лежат разные физические принципы. Универсального варианта не существует. Есть три вида приборов:

  1. Датчик Холла.
  2. Оптический.
  3. Индуктивный.

Второй вариант встречается крайне редко. Функция детектора проявляется за счет световых лучей. Они то попадают в прорезь на маховике распределительного вала, то «упираются» в металл. По динамике колебаний блок управления определяет смену фаз.

Работа третьего устройства основана на появлении электродвижущей силы в магнитном поле прибора при прохождении возле его торца контрольной точки. Подключение таких элементов чаще всего выполняется двухконтактной колодкой.

Датчик Холла работает по другому принципу: при вращательном движении вала стальные зубья проходят через специальные прорези в устройстве. В итоге прибор подает сигнал контроллеру. Устройство трехпроводное.

Когда прибор перестает отправлять сведения контролеру, на панели приборов обычно загорается лампа Check Engine. Нужно провести диагностику, чтобы узнать код ошибки.

Где расположена деталь

Расположение ДПРВ

Расположение ДПРВ

Где находится ДПРВ

Деталь находится рядом с механизмом газораспределения. Во многих моделях авто контроллер установлен около головки блока цилиндров. Расположена она с левой либо с правой стороны мотора. Есть машины, на которых прибор вставлен в отверстие у задней стенки ГБЦ. Порой датчик расположен около верхней части ремня ГРМ.

На картинке видно, что ДПРВ находится около распределительного вала, с противоположной стороны от ремня ГРМ. А вблизи шестерни установлен гидравлический клапан, который «следит» за изменением фаз газораспределения.

Признаки поломки

Признаки неисправности ДПРВ

Признаки неисправности ДПРВ

Симптомы неисправности ДПРВ

Сбой датчика распределительного вала провоцирует появление различных проблем:

  1. На панели приборов начинает гореть лампа Check Engine. Наличие ошибок надо проверять электронным сканером OBD II.
  2. Машина во время движения начинает дергаться, а скорость падает.
  3. Пропадает искра зажигания, из-за чего завести автомобиль невозможно.
  4. Становится трудно запустить двигатель как «на горячую», так и «на холодную». Нужно несколько раз включать зажигание и мучить стартер.
  5. Расход бензина увеличивается на 10–20 %.

Не стоит долго ездить со сломанным контроллером. Ошибки в системе, постоянные толчки и рывки приведут к ускоренной поломке свечей зажигания. Их придется менять. Если появились перечисленные признаки, стоит самостоятельно проверить работоспособность детали.

Методы диагностики

Прежде чем использовать электронные приборы, сначала нужно проверить конструкцию на целостность. Для надежной фиксации датчик распредвала вставляется в посадочное гнездо с уплотнительным кольцом. Первым делом надо осмотреть уплотнитель на предмет повреждений. После этого стоит проверить зубчатый ротор и сам контроллер. Если обнаружите трещины на корпусе или стальную стружку, значит прибор требует замены.

Затем можно переходить к популярным методам проверки. Среди основных приборов для диагностики выступают осциллограф и мультиметр. Первое электронное устройство более точно диагностирует, а второе удобнее использовать.

Двухпроводной контроллер

Проверка двухпроводного датчика

Проверка двухпроводного датчика

Принцип прозвонки

Если на машине применяется устройство индуктивного типа, то тестирование выполняют следующим способом:

  1. Переключатель на мультиметре устанавливают в позицию 20 вольт.
  2. Поворачивают ключ в замке зажигания, не заводя автомобиль.
  3. Мощности должно быть достаточно. Один щуп прислоняют к любому металлу на массу, а другим дотрагиваются до кабелей датчика положения вала.
  4. Показания на экране электронного устройства должны меняться в районе 0,3–5 В. В руководстве по эксплуатации машины описаны точные рабочие значения.
  5. Далее запускают двигатель.
  6. Одним контактом электронного тестера прикасаются к кабелю питания контроллера (красного цвета), а другой прислоняют к черному. Показания должны соответствовать указанным в инструкции по эксплуатации авто данным.

Если полностью отсутствует напряжение или значения ниже эталонных, то датчик фазы неисправен, придется устанавливать новый.

Трехпроводной сенсор

Тестирование трехпроводного датчика коленвала

Тестирование трехпроводного датчика коленвала

Схема тестирования

Перед тем как использовать тестер, надо убедиться, что контакты соединительной колодки и кабеля не имеют повреждений. Требуется осмотреть проводку на предмет трещин, а также изломов. Изоляция не должна быть оплавленной. Для поиска обрывов можно применять мультиметр. Контакты разъема датчика желательно очистить от окисления.

Закончив проверять электропроводку, можно приступать к диагностике ДПРВ. Перед этим контроллер снимают с двигателя. Чаще всего его можно отыскать на головке цилиндров. Держится он обычно на одном болте.

Совет. После извлечения устройства протрите его сухой тряпкой, чтобы удалить моторное масло. При этом соединительную колодку не трогайте.

Проверять датчик положения распределительного вала, применяя мультиметр, довольно просто. Диагностику проводят поэтапно. Сначала тестер переключают в режим измерения напряжения до 20 В, потом включают зажигание, не заводя машину. Мультиметром проверяют, поступает ли питание к измерительному прибору. Отсутствие напряжения вызывают такие причины:

  • поломкой управляющего реле;
  • неисправной проводкой (разрывом или повреждением изоляции);
  • сбоем в блоке управления двигателем.

Мультиметром поочередно измеряют напряжение между клеммами 1, 2 и 3 разъема ДПРВ и минусовым выводом аккумулятора. Для проверки достаточно 13–14 В. Зажигание включается. Эталонные значения мультиметра для контроллера Bosch F01R 00B 003:

Если тестер фиксирует показания ниже нормы при подаче питания на ДПРВ, значит деталь неисправна. Чтобы убедиться в этом, можно подключить диагностическое устройство к минусовой клемме и среднему контакту. Потом нужно включить зажигание и поднести к сенсорной зоне изделия металлическую пластину или гаечный ключ. На дисплее мультиметра значения сразу снизятся до 0,2–0,4 В, если ДПРВ работоспособный. Отсутствие каких-либо изменений указывает на поломку детали.

При покупке датчика стоит учесть, что даже оригинальную запчасть могут продать без уплотнителя. Придется искать и приобретать прокладку отдельно. Поэтому рекомендуется внимательно осматривать запчасть в магазине. Во время установки устройства не забывайте менять кольцо. Применять старый уплотнитель можно только в крайнем случае, если нельзя приобрести новый.

Сканер OBD-II

Сканер OBD II ELM-327

Сканер OBD II ELM-327

Bluetooth-сканер ELM-327

Простой вариант проверки датчика положения распредвала — использование автомобильного сканера. Адаптер подключают к диагностическому порту автомобиля, который должен находиться под приборной панелью. Для соединения с OBD-II понадобится Андроид-устройство с установленной программой и включенным Bluetooth или Wi-Fi (в зависимости от сканера). Затем необходимо запустить на смартфоне или планшете поиск доступных сетей или соединений.

Из появившегося списка надо выбрать адаптер OBD-II и ввести пароль, указанный в документации к сканеру. После подключения можно переходить к поиску ошибок. В программе достаточно запустить режим статического обнаружения неисправностей. При поломке деталей или других проблемах на экране Андроид-устройства появится цифровой код.

Перечень возможных ошибок

Ошибки на дисплее сканера при диагностике датчика распредвала

Ошибки на дисплее сканера при диагностике датчика распредвала

Сканер OBD-II

Помогут выяснить, почему возникли проблемы с двигателем, именно коды неисправности. Основная их расшифровка по стандарту OBD-II:

  1. P0300 — многократные или случайные пропуски зажигания.
  2. P0340 — контроллер не передает информацию контроллеру из-за повреждений в цепи.
  3. P0341 — прибор выдает неверные показания.
  4. P0342/ P0343 — низкий/высокий уровень сигнала датчика фазы.
  5. P0344 — устройство передает ошибочные сведения на шину ЭБУ.

Код P0300 означает, что в одном или нескольких цилиндрах наблюдаются пропуски воспламенения. Это может происходить по причине повреждения проводов, износа свечей зажигания, поломки датчика кислорода или катушки зажигания, прогорания выпускного клапана.

При появлении ошибки P0340 стоит осмотреть проводку, ведь такая неисправность указывает на повреждения в цепи. Возможно, окисление контактов в разъеме устройства.

Появление кода P0341 указывает на то, что ДПРВ выдает неправильный сигнал. В процессе работы мотора коленчатый вал соединяется цепью или ремнем с шестеренками распредвала. Кулачки, имеющиеся на коленвале, открывают или закрывают клапана, а при вращении продавливают их. При такой ошибке блок управления не знает о положении клапанов в конкретный момент, поэтому не понимает, какую форсунку нужно открыть и в какую рабочую камеру подавать искру.

Ошибки P0342/P0343 возникают при отказе работы датчика фазы или замыкании в цепи. Иногда указывают на неисправность модуля управления впрыском. Прибор при таких проблемах выдает низкий или слишком высокочастотный сигнал.

Ошибка P0344 обозначает, что ДПРВ передает неустойчивые импульсы. Неисправность может появиться при разбалтывании или окислении разъема, повреждении провода от прибора до контроллера. Еще такая ошибка выскакивает, если контроллер облепила металлическая стружка.

Проверка осциллографом

Проверка датчика коленвала по осциллограмме

Проверка датчика коленвала по осциллограмме

Осциллограмма для Nissan Almera Classic

Электронный прибор помогает узнать более точную информацию о том, выдает ли датчик импульсы. Перед тестированием измерительный щуп подключают к сигнальному проводу, выставляют диапазон измерения напряжения до 300–450 В и запускают осциллограф. Проводить диагностику прибором нужно после старта двигателя, на холостом ходу.

Если диаграмма получается ровной с одним пиком, который показывает момент прохождения импульса, значит, ДПРВ исправный. Другой график указывает на проблемы с устройством.

Обычно проблемы с ДПРВ диагностируют по нарушению синхронизации с датчиком коленвала. На рисунке как раз такой случай. Стоит найти эталонную осциллограмму для конкретной модели автомобиля и сравнить показания измерительного прибора с нормальными показателями.

Как заменить прибор

Процесс демонтажа ДПРВ

С аккумуляторной батареи убирают минусовую клемму, чтобы не допустить случайного замыкания. Затем откручивают болт, который удерживает деталь на корпусе. В большинстве случаев его диаметр М10. Сделать это можно торцевым ключом. Далее с датчика снимают фишку, контроллер вытаскивают из посадочного гнезда.

Перед установкой новой детали место уплотняют резиновым кольцом. Сборку осуществляют в обратном порядке. Прибор вставляют в отверстие, фиксируют болтом и подключают фишку.

Менять ДПРВ рекомендуется раз в 5 лет или через каждые 100 тыс. км. Ведь прибору приходится работать при постоянном изменении температуры, а его полупроводниковая начинка негативно реагирует на подобные перепады.

Датчик положения распредвала — важная деталь автомобиля, от работы которой зависит синхронизация мотора. Когда появляются симптомы неисправности, нужно немедленно выполнить проверку с помощью автосканера или электронных устройств. Провести диагностику и замену контроллера сможет даже неопытный водитель.

Как проверить датчик распредвала

Методика проверки датчиков фазы и положения коленчатого вала

Методика проверки датчиков фазы и положения коленчатого вала

Источник – информационное письмо ВАЗ № 65 – 2003‑И

Методика проверки работоспособности (диагностика) датчиков фаз (деталь 21110/21120 – 3706040) и датчиков положения коленвала (деталь 21120 – 3847010), применяющихся на автомобилях ВАЗ.

1. Проверка датчика фаз 21110 – 3706040

Методика проверки датчиков фазы и положения коленчатого вала

1.1 Выставить по вольтметру V1 на блоке питания Е напряжение 13,5±0,5В, напряжение на контакте «В» датчика должно быть не менее 0,9Uпит.

1.2 Поднести к торцу датчика стальную пластину из магнитомягкого материала, как показано на рисунке. Датчик должен сработать, что определяется по изменению напряжения на контакте «В» датчика. При срабатывании датчика напряжение на контакте «В» должно быть не более 0,4В.

1.3 Убрать стальную пластину, при этом напряжение на контакте «В» датчика должно измениться до значения не менее 0,9Uпит.

2. Проверка датчика фаз 21120 – 3706040

Методика проверки датчиков фазы и положения коленчатого вала

2.1 Выставить по вольтметру V2 на блоке питания Е напряжение 13,5±0,5В, напряжение на контакте «В» должно быть не более 0,4В.

2.2 Поднести к торцу датчика стальную пластину из магнитомягкого материала шириной не менее 20 мм, длиной не менее80 мм и толщиной 0,5 мм как показано на рисунке, поместив ее в щель корпуса. Напряжение на контакте «В» датчика должно измениться и быть не менее 0,9Uпит.

2.3 Убрать стальную пластину, при этом напряжение на контакте «В» датчика должно измениться до значения не более 0,4В

II. Проверка работоспособности ДПКВ (21120 – 3847010)

1.1 Снять датчик. Провести внешний осмотр датчика на отсутствие повреждений корпуса датчика, сердечника, контактной колодки и его контактов. Контакты должны быть чистыми. При наличии загрязнения на контактах удалить их спирто-бензиновой смесью. При наличии загрязнения сердечника очистить его от металлических частиц и грязи.

1.2 Проверить активное сопротивление обмотки датчика между контактами 1 и 2 колодки датчика с помощью цифрового вольтметра В7 – 22А (либо другого, обеспечивающего аналогичную или большую точность измерения). Величина активного сопротивления должна быть в пределах 550 – 750 Ом. Проверка активного сопротивления датчика должна производиться при температуре датчика 22±2°С. При проверке активного сопротивления необходимо учитывать погрешность измерительного прибора.

1.3 Проверить индуктивность обмотки датчика между контактами 1 и 2 колодки с помощью измерителя R, L, C Е7 – 8 на частоте 1кГц. Величина индуктивности должна находиться в пределах 200 – 420 мГн.

1.4 Проверить сопротивление изоляции датчика между сердечником и выводами датчика (контакты 1 и 2 колодки) с помощью мегаомметра Ф4108/1. Сопротивление изоляции должно быть не менее 20 МОм при напряжении 500В.

Здравствуйте подскажите пожалуйста как проверить датчик положения распредвала. и кокое должно быть на нём

здравствуйте подскажите пожалуйста как проверить датчик положения распредвала. и кокое должно быть на нём сопротивление?

05.10.2020 10866699 1172

2 ответа

Все ответы

Нижневартовск

Ответов: 58812 Лучших: 5228

Здравствуйте. Никакого сопротивления на нём быть не должно, проверяется напряжение, а лучше и точнее это делается с помощью осциллографа.
Если ДПРВ вышел из строя, то на табло должен загореться чек. Если он горит, обратитесь в Сервис и сделайте диагностику, по её результатам вам скажут причины и способы их устранения.
И не надо ничего выдумывать, всё уже давно придумано!

Хорошо делай — хорошо будет!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *