Как проверить дроссельную заслонку на работоспособность
Перейти к содержимому

Как проверить дроссельную заслонку на работоспособность

  • автор:

Датчик положения дроссельной заслонки: как проверить, заменить, отрегулировать

datchik poloshenia drosselnoy zaslonki

Дроссельная заслонка – один из ключевых компонентов, который отвечает за работу двигателя автомобиля. Она является частью впускной системы, и от ее правильной работы зависит количество воздуха, которое поступит в камеру сгорания, где он детонирует после смешивания с бензином.

Чтобы процесс детонации был максимально эффективным, электронный блок управления автомобиля должен контролировать время открытия дроссельной заслонки, тем самым впуская столько воздуха, сколько потребуется для образования идеальной смеси в конкретный момент времени. За информацию о том, в каком положении находится дроссельная заслонка, отвечает соответствующий датчик. При его выходе из строя водителя ожидают неприятности, которые могут привести к поломке деталей двигателя.

Виды датчиков положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

datchik poloshenia drosselnoy zaslonki vidy

В зависимости от типа конструкции можно разделить датчики положения дроссельной заслонки на следующие виды:

  • Пленочно-резистивные. Простые варианты потенциометров, и они способны проработать около 50 тысяч километров до выхода из строя;
  • Магниторезистивные или бесконтактные. Их принцип работы основан на эффекте Холла, а стоимость подобных датчиков гораздо выше, чем пленочно-резистивных вариантов. При этом ресурс датчика зависит только от качества исполнения механических элементов, и они способны работать более 100 тысяч километров.

Устанавливается ДПДЗ, в большинстве случаев, на корпусе дроссельной заслонки со стороны противоположной приводу воздушной заслонки. Подвижный элемент датчика имеет механическую связь с осью заслонки.

Симптомы выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки

Независимо от типа датчика, определить его неисправность можно по следующим признакам:

Если на автомобиле проявляются перечисленные выше неисправности и горит лампочка Check Engine, велика вероятность, что вышел из строя именно датчик положения дроссельной заслонки. При этом важно отметить, лампочка «Проверьте двигатель» включается при неисправности датчика положения дроссельной заслонки не на всех автомобилях.

Основные причины неисправностей

neispravnost dpdz

В зависимости от того, какой тип датчика используется на автомобиле, можно выделить основные проблемы, которым они подвержены.

Бюджетные пленочно-резистивные датчики положения дроссельной заслонки чаще всего выходят из строя по причине износа резистивного слоя механическим путем. Так при работе может быть изношен движок датчика. Еще одной распространенной причиной выхода из строя пленочно-резистивного варианта датчика является попадание на него грязи, которая приводит в негодность рабочую поверхность.

Бесконтактные ДПДЗ чаще всего выходят из строя по причине механической поломки движущегося узла. Также среди типичных «болезней» можно выделить неисправности в работе электронного преобразователя получаемых магнитных сигналов в постоянное напряжение.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки

Проверка датчика положения дроссельной заслонки требует наличия мультиметра. В зависимости от типа датчика и автомобиля, на котором он установлен, будут варьироваться приведенные в инструкции ниже значения напряжения и сопротивления, снимаемого с датчика. При этом кардинально процесс проверки ДПДЗ отличаться на различных моделях автомобилей и датчиков не будет.

Чтобы проверить датчик положения дроссельной заслонки, выполните следующие действия:

proverka-dpdz

  1. Выключите двигатель и устраните препятствия для легкого доступа к датчику положения дроссельной заслонки. В большинстве случаев для этого потребуется снять воздуховоды воздушного фильтра с патрубка и убрать шланги вентиляции;
  2. Далее отключите провода, которые подходят к ДПДЗ, чаще всего они отщелкиваются;

Как отмечалось выше, цифры измерений могут варьироваться, в зависимости от модели датчика и автомобиля. Посмотреть результаты для конкретной машины можно в техническом руководстве к ней или на специализированных форумах в интернете.

Если в результате диагностики был сделан вывод о неисправности датчика, его потребуется заменить.

Как заменить датчик положения дроссельной заслонки

Процесс замены датчика положения дроссельной заслонки состоит из трех этапов: снятие старого датчика, установка нового и сброс ошибки о неисправной работе устройства из памяти электронного блок управления. Чтобы заменить ДПДЗ, необходимо выполнить следующие действия:

Следует отметить, что некоторые современные датчики требуется не только заменить, но и отрегулировать. Например, в машинах компании АвтоВАЗ регулировка датчика положения дроссельной заслонки не требуется, но во многих иномарках она необходима.

Как отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки

Регулировка ДПДЗ выполняется следующим образом:

Если после выполнения регулировки возникают проблемы с холостыми оборотами (завышены), потребуется провести процедуру обучения электронного блока управления автомобиля параметрам нового датчика. Делается это следующим образом:

  1. С аккумулятора необходимо сбросить обе клеммы на 15-20 минут;
  2. Далее нужно вернуть клеммы на место и убедиться, что дроссельная заслонка закрыта;
  3. После этого следует на несколько секунд включить зажигание, но не заводить двигатель;
  4. Через секунд 10-15 после старта зажигания его можно выключать;
  5. Вновь необходимо подождать около 15-20 секунд, за это время электронный блок управления сможет «запомнить» параметры датчика, который был установлен вместо оригинального.

Крайне не рекомендуется приобретать неоригинальные датчики положения дроссельной заслонки, особенно низкого качества. Связано это с температурным режимом работы элемента. При перегреве неоригинальные датчики будут искажать результаты, что скажется на работе двигателя.

Методы проверки датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Диагностика ДПДЗ мультиметром

Ранее мы писали о симптомах, которые могут проявляться при поломке датчика положения дроссельной заслонки. Но такие признаки нередко вызывают и поломки других датчиков или компонентов двигателя. Поэтому перед покупкой нового ДПДЗ имеющийся датчик необходимо проверить на работоспособность.

ДПДЗ установлен на корпусе дроссельной заслонки. Этот датчик содержит резистор переменного сопротивления (или контактные точки, в зависимости от модели), который передает сигнал в электронный блок управления двигателем. Показания датчика зависят от положения дроссельной заслонки.

Когда водитель нажимает на педаль газа, заслонка вращается, увеличивая приток воздуха во впускной коллектор. При работающем моторе положение заслонки (и данные с других датчиков) сообщает компьютеру, сколько топлива нужно двигателю в определенный момент.

Поэтому, без правильного сигнала, поступающего от ДПДЗ, возникают проблемы с топливно-воздушной смесью. Отметим, что проверить датчик положения дроссельной заслонки не очень сложно. Вам понадобится информация о заводских параметрах работы датчика, после чего его проверяют с помощью цифрового мультиметра.

Купить мультиметр можно во многих магазинах, этот простейший диагностический прибор пригодится вам ещё не раз.

Самая распространенная неисправность датчика дроссельной заслонки – износ, короткое замыкание или обрыв в электрической цепи либо резисторе. С помощью этой статьи вы сможете понять, как проверить ДПДЗ мультиметром лишь за несколько минут. Это поможет понять, нуждается ли элемент в замене или проблема не в нём.

Цифровой ультиметр

Симптомы неисправности ДПДЗ:

  • бедная или богатая топливная смесь;
  • проблемы с зажиганием;
  • неправильные сигналы для других исполнительных механизмов;
  • неровный холостой ход;
  • провалы при разгоне;
  • подергивание;
  • остановка двигателя.

Читайте подробную статью о признаках неисправности датчика положения дроссельной заслонки на нашем сайте – https://autofakty.com/datchik-polozheniya-drosselnoj-zaslonki-simptomy-neispravnosti-proverka-i-zamena-dpdz/

Методы диагностики ДПДЗ

Самый распространенный тест датчика – измерение сопротивления или напряжения в различных положениях дроссельной заслонки (закрытое, полуоткрытое и полностью открытое). Мы будем выполнять тестирование, используя функцию измерения напряжения.

  1. Откройте капот и снимите узел воздушного фильтра в том месте, где он соединяется с корпусом дроссельной заслонки.
  2. Осмотрите пластину дроссельной заслонки и стенки корпуса дроссельной заслонки, расположенные вокруг неё.

* Если вы видите нагар на стенках или под пластиной заслонки, выполните очистку этого узла с помощью очистителя карбюраторов (карбклинера) и чистой ветоши. Поверхность должна быть полностью чистой. Нагар и грязь могут препятствовать закрытию дроссельной заслонки и её свободному перемещению.

  1. Найдите ДПДЗ, установленный на боковой части корпуса дроссельной заслонки. Датчик выполнен в виде небольшого пластикового блока с трехжильным разъемом.

Дроссельная заслонка и датчик

Подключен ли ваш ДПДЗ к «земле»?

  1. Аккуратно отсоедините электрический разъем от датчика положения дроссельной заслонки.
  2. Проверьте разъем и клемму на наличие загрязнений и повреждений.
  3. Установите мультиметр в подходящий режим, к примеру, 20V на шкале постоянного напряжения (DCV).
  4. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  5. Подключите красный щуп мультиметра к плюсовой клемме аккумулятора, обозначенной символом «+».
  6. Прикоснитесь черным щупом мультиметра к каждому из трех электрических контактов разъема проводки, который подключается к ДПДЗ.

* Один из контактов, при прикосновении к которому на экране мультиметра появляется напряжение около 12 вольт, является контактом заземления. Обратите внимание на цвет этого провода.

* Если ни один из контактов не отображает 12 вольт, это является признаком дефекта проводки, которая идёт к датчику положения дроссельной заслонки. Датчик не имеет заземления, поэтому он не может правильно работать. В такой ситуации нужно решать проблему с проводкой.

  1. Выключите зажигание.

Подключен ли ДПДЗ к источнику опорного напряжения?

  1. Теперь подключите черный щуп мультиметра к контакту заземления на разъеме ДПДЗ, который вы только что идентифицировали.
  2. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  3. Подключите красный щуп мультиметра к каждому из двух других контактов разъема.
  4. На одном из контактов напряжение должно составлять около 5 вольт. Этот контакт передаёт опорное напряжение на ДПДЗ. Обратите внимание на цвет провода, подключенного к этому контакту. Третий провод является сигнальным.

* Если ни на одном из двух контактов разъема не будет 5 вольт, в проводке есть проблема, которую необходимо исправить. Проверьте электрическую цепь на наличие плохих контактов или поврежденных проводов.

  1. Выключите зажигание.
  2. Вставьте электрический разъем в ДПДЗ.

Расположение датчика дроссельной заслонки

Выдает ли датчик положения дроссельной заслонки правильный сигнал?

  1. Для выполнения такой проверки необходимо использовать пару штырьков или скрепок.
  2. Подключите красный щуп тестера к сигнальному проводу датчика, а черный – к проводу заземления.
  3. Включите зажигание, но не запускайте двигатель.
  4. Убедитесь в том, что дроссельная заслонка полностью закрыта.
  5. Ваш мультиметр должен отображать значение в диапазоне 0,2-1,5 вольт или около этого, в зависимости от конкретного автомобиля. Если на экране вы видите ноль, убедитесь, что вы выбрали правильный режим прибора – обычно оптимальным является 10 или 20 вольт. Если на экране все ещё виднеется ноль, продолжайте проверку.
  6. Постепенно открывайте дроссельную заслонку, пока она не будет полностью открыта (или же ваш помощник может постепенно нажимать педаль газа до упора).

* При полностью открытой дроссельной заслонке на мультиметре должно отображаться около 5 вольт.

* Убедитесь в том, что напряжение постепенно увеличивается, когда вы медленно открываете дроссельную заслонку.

* Если вы заметили, что в определенных положениях заслонки есть скачки напряжения или оно зависает на одном уровне, ваш ДПДЗ не работает правильным образом, поэтому его необходимо заменить.

* Если датчик положения дроссельной заслонки не достигает напряжения в 5 вольт или около этого (в некоторых автомобилях – 3,5В) при полностью открытой заслонке, его надо менять.

  1. Выключите зажигание и снимите штырьки (скрепки).

Если на вашем автомобиле установлен регулируемый датчик положения дроссельной заслонки (они встречаются на старых моделях), и его показания не соответствуют норме, попробуйте сначала отрегулировать его. Датчик подлежит регулировке, если вы можете ослабить болты его крепления и повернуть элемент влево или вправо.

Разъем ДПДЗ

Регулировка датчика положения дроссельной заслонки

Этот способ подходит для настройки внешнего датчика. Следующие советы дадут вам общее представление о процедуре регулировки ДПДЗ.

  1. Ослабьте крепежные болты датчика так, чтобы вы могли вращать его, слегка постукивая по нему рукояткой отвертки.
  2. Оттяните датчик для проверки напряжения с помощью мультиметра.
  3. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  4. Удерживайте дроссельную заслонку в закрытом положении (или в положении, указанном в руководстве по ремонту или обслуживанию вашего автомобиля).
  5. Убедитесь, что напряжение соответствует указанному в руководстве. Если нет, поверните датчик влево или вправо, пока не получите заданное напряжение.
  6. Удерживайте ДПДЗ в этом положении и затяните крепежные винты.

Если датчик не поддаётся регулировке и не достигает требуемого напряжения, замените его.

Информация о том, как проверить датчик дроссельной заслонки, может сэкономить ваше время и поможет избежать ненужной замены компонентов. С помощью простого теста вы сможете быстрее вернуть свой автомобиль в строй. Такая проверка легко выполняется всего за несколько минут.

Неисправность датчика дроссельной заслонки: причины и признаки

К чему приводит? Неисправность датчика дроссельной заслонки – не то явление, которое стоит игнорировать. Повышенный расход топлива, нестабильные обороты и внезапное прекращение работы двигателя – вот неполный перечень последствий данной поломки.

На что обратить внимание? О том, что с ДПДЗ есть проблемы, часто можно узнать, даже не погружаясь в дебри диагностики. Плавающий холостой ход, рывки и снижение мощности двигателя, а также индикация на приборной панели скажут, что пора показать машину специалисту.

В этой статье:

  1. Задачи и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки
  2. Признаки и причины неисправностей датчика дроссельной заслонки
  3. Проверка датчика дроссельной заслонки
  4. Что делать с неисправным датчиком

Как избежать штрафа до 100 000 р за ошибки в эксплуатации оборудования
Скачайте инструкции по безопасной эксплуатации

Задачи и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки применяется, чтобы определять угол расположения дроссельной заслонки на оси, а также передавать полученные показания электронному блоку управления.

TPS отслеживает время, в течение которого дроссельная заслонка остается в крайних точках, а также с какой скоростью она перемещается, если водитель резко нажимает на педаль газа.

Анализируя полученные данные, ЭБУ создает оптимальный угол опережения зажигания при выбранном режиме функционирования мотора, а также подает сигналы для подготовки топливно-воздушной смеси.

В результате формируется оптимальная топливно-воздушная смесь, мощность ДВС возрастает.

С учетом полученной информации электронный блок управления изменяет функционирование таких систем автомобиля, как ABS, ESP, круиз-контроль и т.д.

Датчики положения дроссельной заслонки бывают нескольких видов: контактные и бесконтактные. Конструктивно данные устройства имеют отличия, однако способы их диагностики едины. У этих механизмов привод бывает механический, а также электрический. Датчики с первым типом привода (пленочно-резистивные или потенциометры) выполнены в виде ползунка, на котором расположены контакты. Дроссельная заслонка с помощью привода и шестерни с валом изменяет местоположение, то есть угол наклона, соответственно перемещается и ползунок по резисторным дорожкам.

Ориентируясь на напряжение от 0,7 до 4 вольт, которое изменяется с учетом сопротивления резисторных дорожек, электронная система управления автомобилем определяет месторасположение заслонки, а затем выполняет корректировку подачи горючего. Если увеличивается угловое положение заслонки, напряжения электрического тока растет (этот принцип действует и в обратную сторону).

При включении зажигания в электронный блок управления поступает информация от температурных датчиков о том, насколько двигатель прогрелся. С учетом этих данных дроссельная заслонка принимает предпусковое положение, при этом выбирается нужный угол.

Например, на Lada Priora и Kalina, на которых установлены 2 ДПДЗ (в машинах с электронным модулем дроссельного патрубка) в это время выходное сигнальное напряжение будет:

  • 1-й вывод – в границах 0,39-0,52В.
  • 2-й вывод – 2,78-2,91В.

В зависимости от марки автомобиля данные параметры отличаются. Но в рассмотренном выше примере действия системы управления будут выглядеть так:

  • Если спустя 15 секунд после включения зажигания водитель не совершил действий (не нажал на газ, не завел двигатель), то электронный блок управления отключит электрический привод, при этом заслонка опустится до 7 %.
  • Спустя полминуты после включения зажигания, если водитель ничего не делает, система контроля автомобиля закроет заслонку, а затем вернет ее в предпусковое состояние.

В данной ситуации электронапряжение будет следующим:

  • В первой ситуации – 0,5-0,6В.
  • Для второй ситуации – 2,7-2,8В.

Если цепь TPS оборвется, электросистема контроля за автомобилем отключит привод дросселя, в памяти будет зафиксирована закодированная поломка.

На машинах с двумя датчиками положения дроссельной заслонки, к примеру Lada Priora, Lada Kalina, допустимое общее сигнальное выходное напряжение составляет не более 3,2-3,4 вольт.

Бесконтактные датчики TPS с высоким магнитосопротивлением функционируют на основе явления магнитнорезистивности. Они практически не ломаются, так как в конструкции отсутствуют трущиеся элементы. Поэтому такие ДПДЗ надежные, у них большой эксплуатационный срок, однако стоимость намного выше, чем у контактных.

Признаки и причины неисправностей датчика дроссельной заслонки

Прежде чем рассмотреть признаки неисправности датчика дроссельной заслонки, разберем один важный момент.

Датчик TPS выполняет важнейшую функцию: определяет угол поворота заслонки. Этот параметр влияет на угол опережения зажигания, потребление горючего, мощность силового агрегата, динамику автомобиля.

Данные от датчика поступают в ЭБУ мотора, с учетом этой информации электронная система контроля автомобиля определяет количество подаваемого горючего, угол опережения зажигания. В результате происходит образование оптимальной топливно-воздушной смеси.

При неисправности TPS вы заметите множество симптомов поломки:

  • На холостом ходу обороты нестабильные, плавают.
  • ДВС перестает работать при переключении передач или при выборе положения N.
  • На холостом ходу двигатель выключается.
  • Во время движения и быстром наборе скорости машина резко теряет мощность, двигается неравномерно.
  • Снижается мощность мотора, автомобиль медленно набирает скорость. Вы заметите эту проблему во время разгона либо при подъеме в гору, или когда машина загружена, в том числе при буксировке прицепа.
  • На приборной панели светится индикатор Check Engine. Это сигнал обнаружения ошибок, зафиксированных в памяти электронного блока управления, распознают их сканером, который, например, определяет ошибку р0120, указывающую на неисправность датчика положения дроссельной заслонки.
  • В ряде ситуаций повышается потребление горючего.

Во всех вышеуказанных случаях наблюдается неисправность и других узлов в моторе, к примеру поломка дроссельной заслонки. Но при проведении диагностических мероприятий следует удостовериться, что механизм TPS исправен.

Существует два вида ДПДЗ: контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). В большинстве случаев происходит поломка именно контактного датчика. Они функционируют благодаря движению ползунка по резистивным дорожкам. Из-за износа механизма датчик передает неправильные данные электронному блоку управления.

В большинстве случаев пленочно-резистивный TPS ломается по следующим причинам:

  • Отсутствует контакт на ползунке. Происходит это потому, что механизм износился либо обломался наконечник. Также может прийти в негодность резистивный слой, в результате пропадает электрический контакт.
  • Не происходит повышения линейного напряжения на выходе датчика. Это случается потому, что напыление основы полностью стерлось до основания в той области, где начинает двигаться ползунок.
  • Износились шестерни привода ползунка.
  • Оборвались провода датчика (питающие или сигнальные).
  • Произошло короткое замыкание в электроцепи либо сигнальной цепи ДПДЗ.

У магниторезистивных механизмов отсутствует напыление в виде графитового слоя. Если такой механизм перестает нормально функционировать, то это происходит потому, что оборвало провода либо случилось короткое замыкание. Принцип действия при проведении диагностических работ у обоих датчиков идентичен.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)?

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) играет важную роль в работе двигателя, регулируя подачу воздуха во впускную систему. Если деталь не функционирует должным образом, это может привести к неправильной работе силового агрегата и его поломке. Поэтому важно знать, как проверить датчик дроссельной заслонки на работоспособность.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки: пошаговая инструкция

Шаг 1. Подготовка

Перед проверкой ДПДЗ убедитесь, что двигатель автомобиля остыл, и отключите питание (отсоедините клемму отрицательного полюса аккумулятора). Это предотвратит возможные повреждения электрических компонентов и обеспечит безопасность во время работ.

Шаг 2. Локализация датчика

ДПДЗ обычно располагается на дроссельном узле, неподалеку от заслонки.

Шаг 3. Визуальный осмотр

Проверьте состояние проводов, подключенных к датчику, на предмет повреждений, окисления или обрывов. Убедитесь, что все соединения крепко прикреплены.

Шаг 4. Проверка с помощью мультиметра

Подключите мультиметр к выводам ДПДЗ. Обычно это три провода: питание, земля и сигнальный провод.

При включенном зажигании, но не запущенном двигателе, измерьте напряжение на сигнальном проводе при различных положениях дроссельной заслонки. Показатель должен изменяться приблизительно от 0,5 В в полностью закрытом положении до 4,5 В в открытом положении. Этот диапазон напряжения может немного различаться в зависимости от типа детали и конкретной модели автомобиля.

Если мультиметр показывает непрерывное или неправильное значение напряжения, это может указывать на неисправность ДПДЗ.

Шаг 5. Проверка сигнала

При необходимости можно также проверить сигнал ДПДЗ с использованием диагностического сканера. Это может предоставить более точную информацию о работе датчика.

Шаг 6. Замена или ремонт

Если ДПДЗ функционирует некорректно, то его следует заменить. Обратитесь к руководству по ремонту автомобиля или квалифицированному специалисту, если вам необходима помощь в этом вопросе.

Заключение

Проверка датчика положения дроссельной заслонки важна для обеспечения правильной работы двигателя и его оптимальной производительности. Регулярная диагностика и обслуживание помогут предотвратить возможные проблемы и увеличить срок службы вашего транспортного средства.

Быстро подобрать масла и запчасти для ТО можно кликнув по этой ссылке:

Ознакомиться с отзывами и купить качественные автозапчасти по доступной цене можно в интернет-магазине Drossel. Доставка осуществляется во все регионы Украины в короткие сроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *