Как проверить забит ли радиатор
Перейти к содержимому

Как проверить забит ли радиатор

  • автор:

5 признаков засорения радиатора

Во время работы двигателя вырабатывается достаточно большое количество тепла, которое необходимо отводить, рассеивать, чтобы не допускать перегрева силовой установки. Для этого применяется радиатор – устройство, которое состоит из множества тонких трубочек и приваренных к ним металлических пластин. Он устанавливается в передней части машины. Во время движения через него проходит воздух и охлаждает находящуюся там жидкость. Но в некоторых случаях возникает засор радиатора, двигатель начинает перегреваться.

Повышение температуры негативно сказывается на силовой установке. Металл быстрее изнашивается, цилиндры могут повреждаться и перекаливаться, масло теряет свои свойства, антифриз портится и перестает эффективно рассеивать тепло. Рассмотрим, по каким причинам происходят засоры, как определить, что радиаторная решетка работает неправильно, как устранить данную проблему.

Признаки загрязнения

При нормальной работе антифриз поступает в двигатель, проходит по специальным каналам, нагреваясь от металла, после чего попадает в радиатор. Там он течет по тонким капиллярам, отдавая тепло, и цикл повторяется. Но иногда эти капилляры могут забиваться. Причин для этого много: в жидкость попали какие-то механические частички, в системе появилась вода и пр. Если вы обнаружили вышеперечисленные признаки, то это говорит о том, что произошел засор радиатора. Эксплуатировать автомобиль с такой неисправностью не рекомендуется. Следует обратиться на СТО и провести замену поврежденного изделия.

Когда капилляры забиваются, нарушается ток антифриза. Тепло рассеивается значительно хуже, и происходит перегрев силовой установки. Понять, что с радиатором что-то не так, можно по следующим признакам:

Стрелка датчика температуры при длительных поездках заходит в «красную зону». Это всегда говорит о неполадках с системой охлаждения. Также легко понять, что двигатель перегрет, по характерному запаху и тактильным способом – прикоснуться к нему практически невозможно.

Ухудшился обогрев салона. Эту проблему можно выявить только в холодное время года. Если вы пользуетесь печкой или воздушным обдувом, то наверняка почувствуете неприятный запах.

Утекает антифриз. Если под автомобилем образуются лужи из охлаждающей жидкости, или она постоянно уходит из расширительного бачка, то это говорит о том, что имеется протечка. Обычно она образуется из-за того, что капилляры просто сгнили, и через них проходят капли антифриза. Также утечка может возникнуть на соединениях или уплотнителях.

Сломался насос. Когда охлаждающая жидкость загрязняется, или ее уровень меньше положенного, то насос не смазывается должным образом. Он быстро перегревается, может выйти из строя. Поломка насоса – один из показателей того, что система работает неправильно.

Вышла из строя прокладка ГБЦ. Это тоже часто происходит из-за того, что двигатель перегревается. Прокладка головки блока цилиндров деформируется из-за высокой температуры, начинает травить. В результате антифриз попадает в масло, нарушает его смазочные свойства, что может привести к выходу двигателя из строя.

Можно ли очистить радиатор

Если на изделии нет течи, жидкость не уходит, то можно попробовать восстановить радиатор. Для этого его необходимо прочистить. Сделать все достаточно просто. Первым делом из автомобиля сливается весь антифриз. Если он грязный, то это очередное подтверждение, что система забита. Далее в расширительный бачок заливается специальная промывка, купить ее можно в любом автомагазине. После этого нужно будет просто ездить на машине некоторое время.

Для агрессивных средств пробег может составлять 10 километров, для более мягких – 1 000–1 200. Внимательно изучите инструкцию к препарату, чтобы не повредить прокладки, трубочки и другие слабые звенья системы охлаждения. После того как машина пройдет нужное расстояние, очиститель сливают. Далее при помощи дистиллированной воды система промывается (рекомендуется сделать это 2 раза).

Отметим нюанс: если специальной химии вы не нашли, то можно приготовить раствор с лимонной кислотой. Добавьте 2 пакетика в дистиллированную воду, залейте ее в систему, заведите двигатель и дайте ему поработать 20 минут. Затем заглушите его, подождите 30–40 минут, после чего слейте жидкость и посмотрите на ее свойства. Если она грязная, то повторите процедуру. Промойте оборудование дистиллированной водой.

Если сетка радиатора сильно забита, то ее тоже можно очистить. Для этого используют мойку высокого давления. Мощная струя воды вымывает мусор и удаляет пыль. Производить эту процедуру нужно на снятом устройстве, чтобы не повредить двигатель и близлежащее оборудование. После того как промывка будет завершена, нужно высушить решетку и установить ее на место.

Потом в систему заливают свежую охлаждающую жидкость, рекомендованную производителем. Далее нужно будет проследить, не исправится ли ситуация. Как правило, процедура хорошо помогает: температура двигателя резко снижается, печка начинает полноценно работать, неприятный горелый запах исчезает.

6 признаков засорившегося или неисправного радиатора

Работающий мотор выделяет тепло. Задача радиатора – охлаждать мотор и предохранять его от перегрева. Антифриз в автомобильном двигателе используется для поглощения и передачи тепла в радиатор, где оно рассеивается. Охлаждающая жидкость (ОЖ) возвращается обратно в мотор и процесс начинается заново.

Когда радиатор засорен, он не может работать так эффективно как предполагается или же он просто выходит из строя — в обоих случаях двигатель охлаждается недостаточно. В результате происходит перегрев, и если ситуацию не исправить, то это может вызвать необратимые повреждения внутренних компонентов мотора. Радиатор может быть забит изнутри, снаружи или все вместе. Ниже перечислены некоторые признаки засоренного радиатора, появление которых нужно отслеживать, дабы не произошла дорогостоящая в починке поломка двигателя.(ссылка для тех кого интересуют запчасти для китайских автокранов https://xn--80aaleigy8c6eya.xn--p1ai/g29541756-zapchasti-xcmg-qy25k5)

Распространённые признаки неисправного или забитого радиатора

  1. Датчик на приборной панели показывают высокую температуру. Поскольку исправный радиатор предотвращает перегрев мотора, вы заметите неисправность, если двигатель начнет перегреваться. Следите за показаниями датчика температуры – не превышают ли они обычные значения или что стрелка находится в «красной» зоне. Некоторые новые модели машин показывают температуру в виде цифр и выдают предупреждение, когда она становится слишком высокой. Нормальная рабочая температура двигателей большинства автомобилей лежит в промежутке между 195 и 220 F° (90 – 105 C°). Если температура немного отклоняется от этих значений, зачастую это не повод для беспокойства, особенно в летний период, когда кондиционер постоянно работает. Но если температура постоянно повышена, возможно радиатор забился. Это обычно происходит из-за коррозии, внутренних отложений (которые накапливаются с течением времени) или попадания мусора в радиатор, что препятствует циркуляции нужного количества антифриза.
  2. Утечки охлаждающей жидкости. В корпусе или ребрах охлаждения радиатора могут образовываться крошечные отверстия или трещины, когда радиатор забит сильным скоплением ржавчины. Когда это происходит, вы возможно увидите мелкие капли охлаждающей жидкости на полу гараже или на дорожке перед домом. Ржавчина образуется внутри радиатора из-за низкого качества антифриза или добавления водопроводной воды (вместо дистиллированной) к охлаждающей смеси, которая содержит гораздо больше примесей. Если промывка радиатора не выполняется регулярно, ржавчины образуется больше и больше и она начинает скапливаться в бачке радиатора. Даже при небольшой утечке, автомобиль вынужден будет работать с недостаточным количеством охлаждающей жидкости – на приборной панели может загореться индикатор низкого уровня антифриза. Если вы не устраните утечку как можно скорее (или по крайней мере не пополните уровень антифриза), двигатель может перегреться и даже потребовать дорогостоящего ремонта из-за внутренних повреждений.
  3. Изменение цвета хладагента. Антифриз должен быть ярко-зеленого или желтого цвета (иногда красного или розового) и свободно течь через каналы радиатора и рубашку охлаждения двигателя. Со временем внутренние отложения или осадки загрязняют ОЖ. Это изменяет её цвет на ржавый или даже масляный. Зачастую самый простой способ проверить состояние антифриза – проверить переливной бачок радиатора. Загрязнённая ОЖ будет чуть гуще и ей будет труднее течь по путям системы охлаждения. Это ситуация в свою очередь ведёт к засорению радиатора, и если вы не вмешаетесь, эффективность работы радиатора понизиться до того, что он будет вызывать перегрев машины. Радиатор нужно незамедлительно промыть. Вдобавок, у некоторых машин охладитель масла коробки передач расположен внутри радиатора. Если утечка происходит в промежутке между ними, то антифриз и трансмиссионная жидкость будут смешиваться, что осложнит ситуацию.
  4. Внешние ребра радиатора загрязнены. Радиаторы сконструированы для максимального охлаждения (двигателя). Чтобы это осуществлялось, по передней части радиатора проходят тонкие ребристые трубки. По этим трубкам течет нагретый антифриз. Пока вы едете, вентилятор радиатора прогоняет внешний воздух по этим ребрам, чтобы понизить температуру ОЖ перед тем как она вернется в двигатель. Если эти трубки забиваются грязью, насекомыми, листьями или чем-то ещё, то воздушный поток блокируется и не дает антифризу охлаждать так как это должно быть. На большинстве автомобилей, к радиатору доступ открыт (возможно придется снять одну или две пластиковых крышки), что достаточно для того, чтобы промыть его из шланга или разбрызгивателя – удалить грязь, которая набилась в переднюю часть радиатора.
  5. Погнутые или поврежденные пластины радиатора. Вдобавок к засорению передней части радиатора сором извне, воздушный поток также может блокироваться, когда какое-то количество пластин радиатора погнуты или повреждены. Эти пластины очень хрупкие и даже небольшой камешек ударивший в радиатор в процессе езды может нанести вред. Урон также может возникнуть в процессе установки нового радиатора или даже во время помывки – если подать слишком сильную струю воды – например, если использовать мойку высокого давления или концентрированную струю — пластины легко погнуть и тем самым блокировать поступление воздуха. Когда погнуто достаточное число пластин, это забивает радиатор настолько, что мотор перегревается.
  6. Печка со стороны пассажира не работает. Обогрев салона автомашины зависит от прохождения горячего антифриза через сердечник обогревателя и в результате нагретый воздух подается в пассажирскую зону посредством вентилятора. Если радиатор забит или течет, то в сердечник поступает недостаточно для обогрева салона разогретого антифриза. Чаще всего виной тому неисправный термостат, но иногда виновник – радиатор.

Предыдущая статья 5 признаков неисправности водяного насоса автомобиля

Признаки загрязнения системы охлаждения

В жаркую погоду у многих автолюбителей возникают проблемы, связанные с работой системы охлаждения. Самая распространенная их причина – загрязнения, которые скапливаются снаружи: дорожная пыль, грязь, тополиный пух, а также внутри: продукты разложения антифриза, накипь, ржавчина и масляные примеси. Сегодня перечислим признаки грязной СО, знание которых поможет вам лучше понимать потребности вашего автомобиля.

Признаки загрязнения основных элементов СО

Начнем с такого элемента системы охлаждения, как расширительный бачок. Заметить его загрязнение проще всего, так как через стенки хорошо видно, что антифриз изменил свой цвет. Внутри бачка могут скапливаться различные посторонние вещества, например, масло, накипь или продукты разложения антифриза.

Следующий важный узел системы охлаждения – термостат. Бывает, что из-за накопившихся загрязнений или коррозии клапан термостата заклинивает в одном положении. В случае, если клапан закрыт, жидкость может циркулировать только по малому кругу. Мотор греется. Если клапан открыт, то напротив, двигатель переохлаждается поступающим из радиатора антифризом. Ухудшается работа печки. В обоих случаях, важно вовремя устранить неполадку или заменить устройство. Есть несколько способов выяснить, исправен ли этот узел. Расскажем, как проверить термостат без демонтажа узла.

Запустите холодный двигатель. Через 2 – 3 минуты прикоснитесь рукой к патрубку, который подходит к верху радиатора. В норме он будет холодным. Если патрубок быстро нагрелся – вероятно, заклинило открытый клапан, ОЖ циркулирует сразу по большому кругу. Это не опасно, но двигатель не сможет выйти на нормальный температурный режим и будет работать на сниженной температуре. Наблюдайте за температурой ОЖ на приборной панели. Как только она достигнет 90° С, снова с осторожностью потрогайте патрубок. Он должен быть хорошо прогрет. Если элемент нагревается медленнее – вероятно, клапан завис в полуоткрытом положении. Если патрубок остался холодным – можно говорить о поломке термостата.

Теперь перейдем к главному элементу любой системы охлаждения – к радиатору, который при сильных загрязнениях первым делом дает о себе знать. Понять, что деталь нуждается в очистке, будет не сложно. Вы сразу заметите эти признаки:

  1. Двигатель греется. Пыль, грязь, песок, пух, насекомые и другой мелкий мусор, забившие соты, резко снижают его пропускную способность. В результате он уже не может выполнять свою главную задачу – предотвращать перегрев мотора.
  2. При включенном кондиционере температура двигателя растет. Причина: неэффективное функционирование системы охлаждения. В радиаторе постепенно накапливаются продукты разложения антифриза, коррозия, накипь и прочие отложения, которые ухудшает циркуляцию охлаждающей жидкости.

Как очистить радиатор снаружи и внутри, подробно писали тут.

Общие признаки загрязнения системы охлаждения

Отдельные элементы СО мы рассмотрели, однако водитель может также столкнуться и с общими симптомами, говорящими о том, что пора навести порядок в системе. Расскажем подробнее:

Печка дует холодным. Это связано с загрязнением радиатора отопителя. Грязный теплообменник не пускает к себе антифриз, который должен передавать тепло в салон.

Антифриз потемнел раньше срока, его консистенция стала более густой, с примесями масла. Смешивание технических жидкостей – менее очевидный, но тоже достаточно распространенный признак, для обнаружения которого требуется внимательная диагностика. В загрязненной системе охлаждения нарушается поток ОЖ, в результате перегревается силовой агрегат, а уплотнение головки блока цилиндров деформируется. В этом случае необходим не только ремонт, но и последующая промывка.

Как промыть систему охлаждения

Большинство перечисленных проблем решаются без ремонта и даже без разбора, главное – адекватно подобрать автохимию. Теперь расскажем о продукте, который устраняет все виды загрязнений – это Набор полная очистка системы охлаждения в 2 этапа.

Двухкомпонентный набор создан специально для глубокой очистки системы охлаждения от любых, даже самых сложных комбинированных загрязнений. Первый состав удаляет накипь, ржавчину и подготавливает СО к дальнейшей очистке. Второй этап заключается в выведении продуктов разложения антифриза, масляных следов и эмульсий, а также в подготовке системы к новой охлаждающей жидкости. Один набор рассчитан на объем 8 – 10 литров.

Помните, что регулярная очистка СО – это важная процедура для бесперебойной работы двигателя!

Проверяем радиатор охлаждения вместе

При проведении проверки радиатора теплая верхняя часть и непрогретый нижний шланг свидетельствуют о том, что радиатор засорили масло, ржавчина или накипь. Это приводит к снижению его теплоотдачи и перегреву двигателя.

Если из радиатора вытекает охлаждающая жидкость и место протечки не удается обнаружить, проверяют его герметичность – сняв радиатор или оставив его на автомобиле. При проверке непосредственно на месте радиатор наполняют водой, патрубки, закрыв заглушками. Один патрубок оставляют открытым и подают через него воздух (давление приблизительно 1 кгс/см2). Место появления воды указывает на место утечки.

Если есть необходимость в снятии радиатора, охлаждающую жидкость из него сливают. Чтобы сделать это, со шлангов снимают хомуты; соединительный шланг также снимают с отдельного расширительного бака, если таковой имеется. Затем отсоединяют шланг от патрубка головки блока цилиндров. Если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, с радиатора снимают масляные шланги, отсоединяют провода от вентилятора и термовыключателя, откручивают кронштейн радиатора, после чего вынимают его с кожухом вентилятора. Некоторые модели предусматривают предварительное его отсоединение.

Когда радиатор проверяют в снятом состоянии, также закрывают патрубки и заливную горловину; при этом один патрубок не заглушают и через него подают воздух. Радиатор опускают в сосуд, наполненный водой, и смотрят, откуда появляются пузырьки воздуха, указывающие место утечки.

При замене радиатора кожух вентилятора и термовыключатель переставляют на новый. Поврежденные кронштейны радиатора заменяют. Радиатор крепят к кронштейнам и производят сборку в обратной последовательности.

Наиболее часто встречающимися дефектами радиаторов являются пробоины, трещины, вмятины на бачках, трещины и повреждения на пластинах каркаса, дефекты трубок или охлаждающих пластин, разгерметизация мест пайки, накипь.

Если у радиатора повреждены трубки, их в большинстве случаев паяют, а если это невозможно, заглушают, запаяв концы. Однако подобным образом в радиаторе допустимо привести в порядок лишь три трубки. Если же поврежденных трубок больше, то их меняют на новые либо устанавливают новый радиатор.

Для нагревания при опаивании в трубки вставляют стальные стержни. На их место помещают новые или запаянные трубки. Их концы развальцовывают, а затем припаивают к опорным пластинкам сердцевины. При помощи газосварки устраняют трещины и поломки на пластинах крепления радиатора. После ремонта проверяют его герметичность и отсутствие перекосов.

У многих современных автомобилей радиаторы имеют сердцевины, выполненные из алюминиевого сплава, и пластмассовые бачки. При повреждении они подлежат замене, поскольку отремонтировать их невозможно.

Одна из причин выхода из строя системы охлаждения с радиатором из алюминиевого сплава и температурным датчиком включения вентилятора (находящимся под напряжением термовключателем) – это электролиз.

Электролизом называется реакция разложения раствора химических веществ, протекающая при пропускании через него электрического тока. Распознать появление электролиза можно по следующим признакам: засорению радиаторных трубок, белому налету около разгерметизированных мест, а также зеленоватым отложениям у термовключателя. Если таковые обнаружены, следует проверить состояние соединений электроприборов системы охлаждения.

Не стоит в алюминиевых радиаторах использовать в качестве охлаждающей жидкости воду: это провоцирует коррозию трубок радиатора. Целый ряд факторов: отсутствие герметичности в соединениях шлангов со штуцерами и патрубками, сливных пробках и кране отопителя, неплотное соединение фланцев патрубков, износ сальникового уплотнителя жидкостного насоса, дефекты шлангов, наличие трещин в сердцевине и бачках радиатора – приводят к утечке, подтеканию охлаждающей жидкости.

Жидкостным насосам устраивают проверку наличия протечек через нижнее контрольное отверстие. Регулярный осмотр и обслуживание помогают содержать жидкостный насос в исправном состоянии. Своевременное регулирование натяжения приводного ремня, смена при необходимости деталей уплотнения крыльчатки насоса и смазка шариковых подшипников – это перечень мероприятий, входящих в техобслуживание жидкостного насоса. Чтобы не сломать его корпус, в некоторых автомобилях требуется специальный съемник. Запрещается снимать крыльчатку насоса при помощи съемника, используемого для снятия приводных шкивов или ступиц. В противном случае из-за своей хрупкости она может выйти из строя.

Чтобы прекратить вытекание из жидкостного насоса охлаждающей жидкости, прибегают к замене текстолитовой шайбы и резиновых манжет или сальников. При производстве ремонта насоса меняют сальник насоса, прокладки, зубчатый ремень (если есть ременной привод) и ременной шкив. Разбирать и собирать насос, используя удары молотка, запрещается. На подшипники насоса наносят смазку до появления свежей смазки из контрольного отверстия. Излишки масла удаляются во избежание попадания на приводной ремень.

Если в картер двигателя попала вода из системы охлаждения, в первую очередь требуется поменять прокладку головки/ блока. Но иногда причиной попадания жидкости является не она, а трещина во внутренней стенке головки блока. Вода попадает после остановки двигателя через открытый клапан в цилиндр и затем в картер. Такую ситуацию исправляют заменой головки блока.

Шум, издаваемый жидкостным насосом, является поводом для проверки осевого люфта. Жидкостные насосы автомобилей, иногда становятся источником резкого, прерывистого скрипа, появляющегося на снижении оборотов двигателя. Причина этого – его износ.

Если требуется удалить немногочисленные и небольшие трещины на шве, соединяющем низ и верх расширительного бачка системы охлаждения, их просто заваривают при помощи паяльника, которым нагревают пластмассу бачка. Бачок придется поменять, если он увеличен или трещины длиннее 2 см. Вздуться он может по причине залипания выпускного клапана в его пробке, вызывающего увеличение давления в системе охлаждения.

Чтобы не допустить повреждения системы охлаждения двигателя, следует помнить, что в горячий двигатель не заливают холодную воду: из-за этого могут появиться трещины в рубашке охлаждения блока цилиндров. После того как слита охлаждающая жидкость, запуск двигателя даже на короткое время запрещен. Нарушение этого правила грозит разрушением уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, прогоранием прокладок, повреждением головок блоков цилиндров, выпадением седел клапанов.

Усилением образования коррозии и накипи чревата частая замена воды в системе охлаждения. Если сердцевина радиатора засорилась, ее чистят направленной со стороны вентилятора струей воды или сжатого воздуха. Накипь, ржавчина и др. удаляются из системы охлаждения промыванием. Если имеется незначительное отложение накипи, систему промывают чистой водой. Система охлаждения подлежит промыванию при сезонных техосмотрах, а также после обкатки нового автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *